Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3страница 4![]() Методическое пособие Электронный вариант Преподавателю и ученику Пособие выполнено согласно требованиям дисциплины «Информатика» базового уровня. Пособие будет полезно широкому кругу пользователей - ученикам 9-11 классов, студентам колледжей, лицеев. Особый интерес вызовет преподавателей информатики благодаря строго структурированному системному подходу в изложении материала. Поэтому оно может использоваться в качестве учебного пособия для самостоятельного изучения или как подробное методическое руководство. К пособию прилагается компакт диск с презентациями к каждому уроку и тестовой оболочкой и тестами по данной теме. Содержание
Урок 1. Основы логики. Презентация Цели: сформировать у учащихся понятие форм мышления; сформировать понятия: логическое высказывание, логические величины, логические операции. Требования к знаниям и умениям: Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Программно- дидактическое обеспечение: ПК, таблицы с логическими величинами и операциями. Ход урока
В основе современной логики лежат учения. Созданные еще древнегреческими мыслителями, хотя первые учения о формах и способах мышления возникли в Древнем Китае и Индии. Основоположником формальной логики является Аристотель, который впервые отделил логические формы мышления от его содержания. Логика – это наука о формах и способах мышления. Это учение о способах рассуждений и доказательств. Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления. Логика позволяет строить формальные модели окружающего мира, отвлекаясь от содержательной стороны. Мышление всегда осуществляется через понятия, высказывания и умозаключения.
Прямоугольник, компьютер, проливной дождь. Высказывание – это формулировка своего понимания окружающего мира. Высказывание является повествовательным предложением, в котором что-либо утверждается или отрицается. По поводу высказывания можно сказать, истинно оно или ложно. Истинным будет высказывание, в котором связь понятий правильно отражает свойства и отношение реальных вещей. Ложным высказывание будет в том случае, когда оно противоречит реальной действительности. Пример 2 Истинное высказывание: «Буква «ю» - гласная». Ложное высказывание: «Компьютер был изобретен в середине XIX века».
Какие из предложений являются высказываниями? Определите их истинность.
Умозаключение позволяет на основе известных фактов, выраженных в форме суждений, получать новое знание. Умозаключение – то форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение (знание или вывод). Пример 3 Дано высказывание: «Все углы равнобедренного треугольника равны». Получить высказывание «Этот треугольник равносторонний» путем умозаключений. Пусть основанием треугольник является сторона с. Тогда, а = b. Так как в треугольнике все углы равны, следовательно, основанием может быть любая другая сторона, например а. Тогда b = c. Следовательно, a = b = c. Треугольник равносторонний.
Алгебра – это наука об общих операциях, аналогичных сложению и умножению, которые выполняются не только над числами, но и над другими математическими объектами, в том числе и над высказываниями. Такая алгебра называется алгеброй логики. Алгебра логики отвлекается от смысловой содержательности высказываний и принимает во внимание только истинность или ложность высказывания. Можно определить понятия логической переменной, логической функции и логической операции. Логическая переменная – это простое высказывание, содержащее только одну мысль. Её символическое обозначение – латинская буква (например, A,B,X,Y и т. д). значением логической переменной могут быть только константы ИСТИНА и ЛОЖЬ (0 и 1). Составное высказывание – логическая функция, которая содержит несколько простых мыслей, соединенных между собой с помощью логических операций. Ее символическое обозначение – F(A,B,…). На основании простых высказываний могут быть построены составные высказывания.
Рассмотрим три базовые логические операции – конъюнкцию, дизъюнкцию, и отрицание и дополнительные – импликацию и эквивалентность. По ходу изложения материала заполним следующую таблицу:
Если составное высказывание (логическую функцию) выразить в виде формулы, в которую войдут логические переменные и знаки логических операций, то получится логическое выражение, значение которого можно вычислить. Значением логического выражения могут быть только ЛОЖЬ или ИСТИНА. При составлении логического выражения необходимо учитывать порядок выполнения логических операций, а именно:
Пример 4. Записать в виде логического выражения следующее высказывание: «Летом Петя поедет в деревню и, если будет хорошая погода, то он пойдет на рыбалку».
оно состоит из следующих простых высказываний: «Петя поедет в деревню», «Будет хорошая погода», «Он пойдет на рыбалку», обозначим их через логические переменные: А= Петя поедет в деревню; В = Будет хорошая погода; С = Он пойдет на рыбалку.
F=A& (B→C).
Упражнение 2 Есть два простых высказывания: А - «Число 10 – четное»; В - «Волк травоядное животное». Составьте из них все возможные составные высказывания и определите их истинность. Ответ:
Упражнение 3 Запишите следующие высказывания в виде логических выражений.
Упражнение 4 Даны высказывания: А - «р делится на 5» и В- «р - нечетное число». Найти множество значений р при которых результат а) логического сложения и б) логического умножения будет:
Упражнение 5 Составьте и запишите истинные сложные высказывания из простых с использованием логических операций.
Упражнение 6 Найдите значение логических выражений:
Оценить работу класса и назвать учащихся, отличившихся на уроке. Домашнее задание Уровень знания: выучить основные определения, знать обозначения. Уровень понимания: Задача 1 Из двух простых высказываний постройте сложное высказывание, используя логические связки «И», «ИЛИ». Запишите логические высказывания с помощью логических операций и определите их истинность.
Задача 2 Для логических выражений сформулируйте составные высказывания на обычном языке:
Уровень применения: приведите примеры составных высказываний из приведенных ниже школьных предметов и запишите их с помощью логических операций:
назад к оглавлению Урок 2. Таблицы истинности. Логические схемы Презентация Цели: сформировать навыки построения таблиц истинности; сформировать у учащихся представление об устройствах элементной базы компьютера; сформировать навыки построения логических схем. Требования к знаниям и умениям: Учащиеся должны знать: - Этапы составления таблиц истинности; - Основные базовые элементы логических схем; - Правила составления логических схем. Учащиеся должны уметь: - составлять таблицы истинности; - составлять логические схемы.
Решение задач проверяется у доски. В это время устно проверяется выполнение задания уровня применения. Задание на карточках.
Смотрите также: Методическое пособие Электронный вариант Преподавателю и
737.68kb.
4 стр.
Методическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям): Методическое пособие /Под редакцией В. Ю. Ершовой
1269.9kb.
12 стр.
Практикум по курсу "Электронный маркетинг" Технологии создания Web-сайтов Москва 2003 Составители: Н. Б. Завьялова
643.92kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие Ижевск 2012 резьбовые соединения учебно-методическое пособие Ижевск 2012 (075)
420.54kb.
3 стр.
Методическое пособие для студентов высших и средних сельскохозяйственных заведений
1135.14kb.
6 стр.
Методическое пособие по выполнению курсовых работ по курсу
153.17kb.
1 стр.
Методическое пособие по курсам "Электрическая часть электростанций и подстанций"
344.65kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие для курсового проектирования Барнаул 2009 (072) Скребковые конвейеры: Учебно-методическое пособие для курсовогоо проектирования / Сост.: И. Л. Новожилов, В. Н. Самородова, Барнаул, 2009. 25 с
403.45kb.
2 стр.
Методическое пособие и описание лабораторной работы (препринт) Составители: д т. н. Кирьянов К. Г. аспирант Семенчуков И. В
326.55kb.
3 стр.
Методическое пособие «От простого к сложному»
151.3kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие москва военное издательство 1987
961.99kb.
6 стр.
Учебно-методическое пособие Краснодар: Кубанский гос ун-т, 2004, 104 с 61.49kb.
1 стр.
|