Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1![]() ![]() ![]() НАШИ ДЕТИ ИСТОКИ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ Агрессивное поведение — один из ярких показателей социальной дезадаптации ребенка, а также нарушения процесса социализации в целом. Элементарные проявления агрессии можно наблюдать у детей уже в младенчестве и в раннем детстве: большинство матерей не удивляется, когда их ребенок брыкается, дерется, кусается и т.д. Сюда же можно отнести и громкий крик, плач ребенка, при определенных условиях замещающий реальное агрессивное физическое действие. Подобное поведение неприятно окружающим, но вместе с тем в течение длительного периода жизни ребенка его агрессивные проявления не воспринимаются как «ненормальное» явление. ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИя В результате социализации ребенок учится контролировать свои агрессивные импульсы, что необходимо для жизни в обществе. В одних случаях развитие навыков контроля за собственной агрессией приводит к ее угасанию, в других — к определенным трансформациям агрессии, когда ребенок учится проявлять агрессию более тонко, через словесное оскорбление, скрытое принуждение и т.д. У части детей агрессия остается несоциализированной и находит выход в физическом насилии и в более поздние возрастные периоды. К формированию и закреплению примитивных, часто неадекватных форм аффективного реагирования, в том числе агрессии, способны приводить и задержка и искажение раннего развития. Проявления агрессии могут наблюдаться в виде: 1) аутоагрессии или агрессии по отношению к объектам окружения или другим людям; 2) физической агрессии или агрессивных разрядов в вербальном или символическом плане; 3) эпизодических вспышек, имеющих нестойкий характер; 4) типичного способа реагирования. Имеются многочисленные попытки классификации агрессивных действий с позиций социальной нормативности поведения субъекта. Так, Н.Д. Левитов считает существенным разделение агрессии инициативной и оборонной, а также выделяет «общественно и этически оправданные поступки» (например, боевитость, социально одобряемая спортивная злость и т.д.) и «недопустимую грубую форму обращения с человеком, а иногда с неодушевленным предметом». В педагогических целях при выборе способов реагирования на агрессию ребенка может оказаться полезной классификация агрессивных проявлений: 1) типичные для характера человека; 2) нетипичные для характера; 3) эпизодические. АСОЦИАЛЬНОСТЬ И НОНКОНФОРМИЗМ Можно подразделить расстройства поведения у детей на две подгруппы: социализированные формы агрессивного поведения и несоциализированные. Для подростков из первой группы не характерны эмоциональные расстройства, и они к тому же легко приспосабливаются к социальным нормам внутри группы, к которой принадлежат. Такие дети часто прогуливают школу, а воровство если совершают, то обычно совместно с другими детьми. Несоциализированный агрессивный ребенок находится в плохих отношениях с другими детьми и со своей семьей. Негативизм, агрессивность, дерзость, мстительность, демонстративное неповиновение, разрушительные действия, лживость — вот основные черты его характера и поведения. Став старше, такой ребенок с большой вероятностью станет социально опасным. Вместе с тем существует известная опасность использования признака социальной нормативности для классификации форм агрессии и оценки дезадаптации. Следует с особой осторожностью относиться к утверждениям о том, что нормы поведения других людей неправильны лишь потому, что они иные. Нонконформизм не может быть использован как показатель психического расстройства. КРИТЕРИИ В работах В.В. Лебединского, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг предложены следующие критерии для определения тяжести агрессивных проявлений. 1. Частота и легкость возникновения. Чем сложнее аффективная патология, тем больше возможностей возникновения фрустрирующих ситуаций.
При диагностике дезадаптации и выборе способов оказания психологической помощи агрессивному ребенку необходимо прежде всего тщательно проанализировать, какую функцию несет агрессивность в каждой конкретной ситуации; каковы ее место среди других проявлений активности ребенка и динамика с момента возникновения. ЛЮБОВЬ И ЗАБОТА В настоящее время изучены условия воспитания, способствующие возникновению и закреплению агрессивных проявлений. На присвоение норм поведения и нравственных ценностей в целом существенно влияет та забота, которую ребенок получил со стороны взрослых в детстве, и эмоциональная связь между ребенком и взрослым в первые годы жизни. Эти факторы предопределяют формирование у ребенка потребности в эмоциональных контактах с окружающими людьми, развитие у него способности к сопереживанию. В результате проведенных кросскультурных исследований обнаружены некоторые интересные тенденции нравственного развития. В сообществах, где родители отзывчивы на потребности ребенка, ласковы, не строги, отмечается низкий уровень преступности. Воровство наиболее распространено в сообществах, где для воспитания послушания, ответственности и самостоятельности используются преимущественно наказание и строгость. Воровство и преступления против личности весьма распространены там, где воспитанием детей традиционно занимаются матери, где отсутствует возможность возникновения тесных эмоциональных связей с отцом. Преступления против личности, в том числе насилие, клевета, наиболее часто встречаются в сообществах, где детей грубо и неожиданно заставляли проявлять самостоятельность. На этом основании можно сделать вывод, что теплые тесные связи ребенка с родителями (особенно с родителем того же пола, что и ребенок) способствуют развитию у него гуманного отношения к другим. Многие исследователи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых оказываются для ребенка своеобразным «жизненно важным витамином», дающим ощущение защищенности, обеспечивающим эмоциональную стабильность, равновесие в отношениях, способствующим росту самооценки. Ограниченность эмоционального общения и активного доброжелательного внимания со стороны близких взрослых приводит к появлению у ребенка невротизма, тревожности. М.И. Лисина пишет, что «атмосфера общения с близкими людьми в семье во многом определяет особенности социабельности и контактности ребенка». Нарушение эмоционального контакта ребенка с родителями представляет для него сильный психотравмирующий фактор. Наличие полноценных контактов ребенка с родителями, активная и тактичная забота о малыше, чувство безопасности способствуют, с одной стороны, развитию у маленького человека так называемого базового доверия к миру, а с другой — повышению у него конструктивной активности в освоении окружающего мира. Светлана КОЛОСОВА, кандидат психологических наук, заведующая кафедройпсихологии развития Коми государственного педагогического института, г. Сыктывкар Смотрите также: Наши дети истоки детской агрессии
54.09kb.
1 стр.
Название: Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка
87.88kb.
1 стр.
Дети и война
229.79kb.
1 стр.
Чтобы ребенок не попал в беду
86.11kb.
1 стр.
Никитин Б. П., Никитина Л. А. Резервы здоровья наших детей
3563.06kb.
48 стр.
«Детская агрессия и жестокость и ее профилактика»
124.59kb.
1 стр.
Наши праздники
15.47kb.
1 стр.
Орлята Великой Отечественной Черепановой Татьяны
43.97kb.
1 стр.
Конкурс для весёлых, ловких! Собирайся детвора! Ведущий: Сейчас мы проведём соревнование и посмотрим, какие ловкие, отважные, смелые наши ребята и наши папы
20.2kb.
1 стр.
Жестокие дети, или если твой ребенок Чучело
64.89kb.
1 стр.
Формы агрессии многообразны, попытаемся классифицировать их
145.4kb.
1 стр.
Задания в тестовой форме Раздел «Здоровые дети» 1 Показатель детской младенческой смертности 217.09kb.
1 стр.
|