Главная
страница 1
О развитии системы закупок на территории

Волгоградской области

Уже почти семь лет, как на всей территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» - Закон о закупках.

Принятие Закона о закупках вызвало много толков, обсуждений, волну неприятия, буквально взбудоражило умы и своей жесткостью обязало к активным действиям, как заказчиков всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (государственных и муниципальных), так и участников размещения заказов (поставщиков, подрядчиков, исполнителей).

Как бы то ни было, но главное достоинство Закона о закупках в том, что он дал толчок к развитию, а пробелы Закона о закупках – это возможность совершенствоваться.

Закон о закупках стал прорывным для нашей страны и принес много положительного в экономику. Благодаря Закону о закупках сведения о закупках начали размещаться в электронной форме и появился официальный сайт Российской Федерации о размещении информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru. С 01 января 2011 года вся информация о государственном и муниципальном заказе, а с 01 октября 2012 г. и о корпоративном заказе, размещается в режиме одного окна и нет необходимости просматривать многочисленные региональные сайты и официальные сайты госкорпораций, госкомпаний, унитарных предприятий и автономных учреждений, предприятий коммунального сектора экономики и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов составляют средства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Начиная с 01 января 2011 года у нас появились открытые аукционы в электронной форме, которые проходят на ограниченном количестве электронных площадок, отобранных Министерством экономического развития Российской Федерации и ФАС России. Это означает, что все предприниматели страны встречаются всего на пяти площадках. А, следовательно, мы получаем высокую ликвидность торгов и минимизацию рисков для электронного мошенничества.

Кроме того, Закон о закупках - это огромный технологический прорыв, поскольку работа с Интернетом и использование электронной цифровой подписи пришли практически в каждый поселок и каждое село. Если два года назад словосочетание «электронная цифровая подпись» вызывало у людей непонимание, то сегодня уже стало для всех обычным делом.

Благодаря Закону о закупках появилась процедура обжалования, и предприниматели могут защитить свои права всего за пять рабочих дней, чего нет ни в одной другой сфере экономики нашей страны.

Также в Законе о закупках был установлен запрет на выставление произвольных требований к участникам размещения заказа и введен принцип твердой цены контракта, благодаря которому перестала необузданно расти стоимость контрактов. Не вызывает сомнения, что если у заказчика и поставщика будет возможность соглашением сторон поменять условия контракта, то это всегда будет происходить, причем скорее в сторону увеличения его стоимости. А обосновать можно любые изменения.

Но в сфере размещения заказов остаются проблемы и их не мало.

Действующее законодательство в сфере размещения заказов, к сожалению, до сих пор не отвечает на сущностные вопросы: зачем государство совершает конкретную закупку и какой результат намерено получить, а главное, насколько эффективно расходуются бюджетные средства?

Существующие правила закупок, а также отбора поставщиков подчас не позволяют участвовать в торгах действительно профессиональным и надежным компаниям.

В итоге наших граждан не устраивает состояние наших дорог, питание в детских садах, качество ремонта внутридомовых территорий и жилых домов, а органы представительной и исполнительной власти всех уровней подчас закупают вещи, которые не являются, мягко говоря, вещами первой необходимости для исполнения возложенных на них функций.

Стало очевидным, что система государственного и муниципального заказа нуждается в кардинальных изменениях и в скором времени на смену Закону о закупках придет Федеральная контрактная система (ФКС), законопроект о которой принят ГД ФС РФ в первом чтении 20 июня текущего года. ФКС будет регулировать не только размещение государственного и муниципального заказа, но и его планирование, исполнение, а также приемки результатов контрактов, иными словами – весь технологический цикл организации и проведения закупок.

Справедливости ради надо сказать, что планирование государственных и муниципальных закупок, а так же оценка результатов исполнения поставщиками товаров (работ, услуг) условий заключенных контрактов и договоров, осуществляется государственными и муниципальными заказчиками Волгоградской области на протяжении, как минимум, последних пяти лет.

Это стало возможным благодаря внедрению на территории Волгоградской области с 01 января 2006 года автоматизированной информационной системы «Государственный заказ Волгоградской области» (АИСГЗ ВО).

Действующим на территории Волгоградской области законодательством в сфере размещения государственных закупок предусмотрено, что в течение десяти дней после принятия Закона Волгоградской области о бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждения бюджетной росписи заказчики должны представлять в министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области, как орган исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Волгоградской области и нужд бюджетных учреждений Волгоградской области для государственных заказчиков и иных заказчиков (далее – Минэкономики Волгоградской области), электронные документы «Перечень нужд» и «План процедур», в которых заказчики указывают не только какие именно товары (работы, услуги) они думают приобретать для исполнения своих обязательств перед населением и юридическими лицами, но и в какие именно сроки и с использованием каких процедур размещения заказа.

После поставки товаров (работ, услуг) заказчик создает в АИСГЗ ВО электронный документ «Извещение об исполнении контракта», в котором оценивает исполнение поставщиками (подрядчиками, исполнителями) обязательств по контрактам и договорам по пятибалльной шкале.

С целью подготовки заказчиков к работе в ФКС Минэкономики Волгоградской области уже сейчас проводятся подготовительные мероприятия, которые позволят государственным заказчикам Волгоградской области в более короткие сроки адаптироваться к требованиям нового законодательства в сфере размещения заказов.

Так, начиная с 2013 года, планируется ввести процедуру защиты планов-процедур с целью установления объективных потребностей государственных заказчиков и иных заказчиков в товарах (работах, услугах) с учетом установленных нормативов расходования материальных средств, обоснованности начальной (максимальной) цены государственных контрактов и гражданско-правовых договоров и выбора способа размещения заказа.

С целью привлечения общественности к оценке обоснованности проводимых закупок планируется проведение общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) с начальной (максимальной) ценой государственного контракта или гражданско-правового договора от 100,0 млн. рублей до 1,0 млрд. рублей в соответствии в регламентом, утвержденным нормативным правовым актом Правительства Волгоградской области, а свыше 1,0 млрд. рублей – в соответствии с Порядком общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд. рублей, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации.

Одним из основных принципов ФКС является принцип профессионализма заказчиков.

Отсутствие должного количества подготовленных кадров – одна из самых существенных проблем в сфере государственных и муниципальных закупок.

Согласно утвержденной Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития возможен только в условиях обеспечения высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, формирования профессиональной культуры, ценностных ориентиров в сфере труда и предпринимательской деятельности.

В свете вышесказанного необходим переход системы государственных и муниципальных закупок на профессиональную основу.

Поэтому в ФКС данный вопрос решается через централизацию функций по размещению заказов на уровне уполномоченных органов.

Само по себе формирование уполномоченных органов ещё не гарантирует профессиональный подход к делу. Сегодня только «ленивый» не проводит обучение по правилам размещения государственных и муниципальных закупок. Как правило, такое обучение осуществляется на краткосрочных семинарах, конференциях, разовых лекциях, состоящих из одного или двух дней обучения. На подобное обучение ездят врачи, учителя, инженеры, экономисты. Необходимо объяснять людям основы гражданского, административного права, иерархию нормативных актов, систему государственного устройства. Встречаются заказчики, размещающие государственный заказ, не имея при этом понятия о том, что представляет собой Гражданский кодекс Российской Федерации. Многие без тени сомнения утверждают, что сфера размещения государственных и муниципальных закупок ограничивается Законом о закупках и «некоторыми подзаконными нормативными актами». Многие воспринимают письма о разъяснении положений норм Закона о закупках различных ведомств как обязательное руководство к действию и потом недоумевают, почему письмо одного ведомства не принимают в расчет в другом. У некоторых отсутствует элементарная компьютерная грамотность.

Опытных профессионалов сфере закупок катастрофически не хватает.

С целью оказания государственным и муниципальным заказчикам профессиональной помощи при размещении заказов Минэкономики Волгоградской области создано государственное бюджетное учреждение Волгоградской области «Центр сопровождения торгов» (далее – Центр).

Одной из задач Центра является анализ обоснованности формирования начальных (максимальных) цен контрактов или гражданско-правовых договоров (далее – цена контракта), а также согласование цен контрактов, проведенных заказчиками самостоятельно. В соответствии со статьей 19.1 Закона о закупках заказчик должен обосновать цену контракта. Не секрет, что заказчики иногда формально подходят к расчету обоснования цены контракта и зачастую устанавливают цену контракта в размере доведенных лимитов бюджетных обязательств. В результате имеют место факты, когда снижение цены контракта по результатам торгов составляет 85%.

Задачами Центра в сфере строительства являются расчет стоимости проектных работ, разработка сметных документаций на выполнение работ по капитальному и текущему ремонтам, проверка сметной документации на выполнение работ по капитальному и текущему ремонтам, изготовленной специализированными организациями в составе проектной документации на предмет обоснованности объемов и видов работ, а также применяемых расценок.

В настоящее время заказчик после доведения лимитов бюджетных обязательств на выполнение работ по капитальному или текущему ремонту (а доводят их обычно в конце 3 квартала) начинает лихорадочно искать, кто в максимально короткие сроки и за минимальную сумму разработает сметную документацию на выполнение работ по капитальному или текущему ремонту.

С созданием Центра у заказчика появилась возможность получить сметную документацию в любое удобное для него время. Ему не нужно ждать, когда ему выделят денежные средства на проведение ремонта. Если заказчик знает, что средства на ремонт в этом финансовом году будут выделены, то уже в январе он может обратиться в Центр с заданием на разработку сметной документации. При этом специалисты Центра проведут обследование объекта капитального или текущего ремонта по месту его нахождения на предмет определения объемов работ.

Причем заказчик получит не только сметную документацию на выполнение работ, но и ведомости объемов работ и материалов.

Одновременно хотелось бы отметить, что сметная документация на выполнение работ по капитальному или текущему ремонтам будет разработана Центром совершенно бесплатно, в то время как другому исполнителю заказчик заплатит сумму равную 10-15 процентам от сметной стоимости работ.

Так же Центр будет оказывать заказчикам юридическую помощь по защите их интересов в судебных органах.

Следует отметить, что многолетние разговоры о том, что закупки будут развиваться не только «вглубь», но и «вширь», получили своё подтверждение в 2012 году в связи с вступлением в силу Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон 223-ФЗ).

Под действие Закона 223-ФЗ подпадают госкорпорации, госкомпании, субъекты естественных монополий, унитарные предприятия и автономные учреждения всех уровней бюджета Российской Федерации, предприятия, осуществляющие регулируемые виды деятельности, в том числе и в коммунальном секторе экономики, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований составляет более 50 процентов и другие.

Учитывая опыт работы специалистов Центра в сфере государственных и муниципальных закупок, Центр сможет оказывать практическую помощь заказчикам, подпадающим под действие 223-ФЗ, по разработке положений о закупках, которые являются для этих заказчиков основным нормативным документом по размещению заказов, а также проведению процедур торгов и иных способов размещения заказов.

Также в составе Центра предусмотрено подразделение, которое будет заниматься организацией и проведением обучающих семинаров, конференций и других мероприятий по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Причем обучение будет организовано не только для заказчиков по вопросам применения норм Закона о закупках и Закона 223-ФЗ, но и для поставщиков товаров (работ, услуг).

Ещё одной функцией Центра является мониторинг и анализ цен на товары (работы, услуги) на потребительском рынке.

Результаты исследования уровня действующих рыночных цен на 1200 наименований товаров (работ, услуг) будут обновляться ежемесячно, а на некоторые группы товаров (работ, услуг) и того чаще, и размещаться в свободном доступе на специализированном сайте «Государственный заказ Волгоградской области» www.gz-volga.ru. Таким образом, воспользоваться результатами мониторинга цен сможет любое заинтересованное лицо.

В результате создания Центра на региональном уровне будет сформирована единая система государственного мониторинга цен, будет разработан и запущен действенный механизм формирования цен контрактов при проведении торгов и запросов котировок и, как следствие, будут исключены риски искусственного завышения цен контрактов.

Концентрация в Центре квалифицированных специалистов позволит освободить государственных заказчиков и иных заказчиков от несвойственных им функций.



В результате мероприятий, проводимых Минэкономики Волгоградской области по совершенствованию системы государственных закупок, а также упреждающие действия по введению ФКС, позволяют усовершенствовать действующую в Волгоградской области централизованную систему управления закупками товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Совершенствование системы государственных закупок, в свою очередь, способствует качественной и своевременной реализации социальных и экономических задач, эффективному расходованию бюджетных средств, развитию конкурентной среды, обеспечению гласности и прозрачности в управлении общественными финансами.



Смотрите также:
Закона от 21 июля 2005 года №94-фз «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
218.33kb.
1 стр.
Закон от 21. 07. 2005 №94-фз «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
76.53kb.
1 стр.
Закон от 21 июля 2005 г. №94-фз «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
104.46kb.
1 стр.
Закон от 21. 07. 2005 n 94-фз (ред от 07. 06. 2013) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
3786.25kb.
12 стр.
Закон от 21. 07. 2005 n 94-фз (ред от 07. 06. 2013) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
4419.74kb.
11 стр.
Закон от 21. 07. 2005 n 94-фз (ред от 02. 07. 2013) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
3722kb.
12 стр.
Закона от 21. 07. 2005 №94-фз «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
73.85kb.
1 стр.
Закона №94-фз от 21. 07. 2005 г «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
23.21kb.
1 стр.
Закона №94-фз на оказание комплекса услуг, выполнение комплекса работ. Эпиграф
421.57kb.
3 стр.
Закон РФ №94-фз от 21. 07. 2005 г. «0 размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
172.21kb.
1 стр.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области
51.77kb.
1 стр.
О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд
41.38kb.
1 стр.