Главная
страница 1
Урок

1. Изобразительное искусство

2. 5 класс, общеобразовательный

3. Шацких Ольга Алексеевна, МОУ СОШ №15

4. Программно-методическое обеспечение:

- программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского (базовый уровень).

- используемые учебники:

учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений - Н.А. Горяева, Островская О.В. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».


Тема уроков: «Нетканый гобелен»
Цель: создание коллективной декоративной работы

Задачи:

-познакомить учащихся с искусством создания гобелена,

-повторить знания по композиции, цветоведению,

-формировать навыки коллективной работы над нетканым гобеленом, осознавать свои творческие возможности.



Материалы, инструменты: плотный картон для основы, листы ватмана, фломастеры, гуашь, пряжа разных цветов и качества, крючок №2, № 3, клей ПВА, ножницы.
Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Введение в тему урока, формирование новых знаний.


Из истории гобелена.

Гобелен - это художественно исполненный тканый ковер для украшения стены.

Ручное ковроткачество — одна из сложных и трудоемких техник, создающих уникальную текстильную структуру. Искусство ковроделия было известно еще в древнем Египте, прекрасно развито у греков, персов, скифов. В средние века огромное распространение получило искусство тканых шпалер, украшавших стены рыцарских замков.


Термин «гобелен», который мы так широко используем сейчас применительно к текстильным панно, родился во Франции в XVII веке. Своим происхождением термин обязан семейству Гобеленов, чье имя сначала носили фабрика и местность, где она была устроена, а потом так стали называть и ее изделия. В XVII веке Людовик XIV купил ткацкую и красильную мастерские Гобеленов и создал на их основе «Королевскую гобеленовую мануфактуру», прославившую гобелены — уникальные шедевры ручного ковроткацкого искусства.

В 30-х гг. XX в. французские художники снова обратились к искусству гобелена, пришедшему в упадок в конце XIX века. Начиная с Франции, по всей Европе в середине XX в. началось бурное возрождение древнего искусства.

Создается гобелен за ткацким станком. Традиционный материал - шерсть и лен. Но сегодня в работе над гобеленом художники используют и всевозможные новые материалы - синтетические волокна, шнуры, веревки, конский волос, металлические нити, проволоку, кусочки кожи, дерево.

Гобелен существует во множестве разновидностей и типов: серьезное место занимают плоскостные гобелены, выполненные в традиционной технике полотняного переплетения, и фактурные, использующие современную смешанную технику. Существуют всевозможные рельефные композиции — тканые и нетканые, из шерстяной пряжи, текстильных материалов, кожи; особую группу составляют объемные гобелены, вышедшие в пространство и рассчитанные, подобно круглой скульптуре, на обход. Наконец, несколько лет назад возник миниатюрный гобелен, имеющий свои характерные признаки и свой путь развития.

Цветные нити для художника гобелена то же, что глина для художника-керамиста, масса стекла для художника-стекольщика или железо для кузнеца.

Создавая гобелен, автор выступает в различных ролях: как виртуозный ткач, как живописец - он словно рисует цветными нитями.

Используя не только цвет, но и линию, форму, ритм, фактуру, художник мастерски выстраивает композицию - размышление о красоте природы и творении рук человека.

Для художника по гобелену все имеет значение: толщина нитей, их качество, цветовые сочетания, разнообразие техники, переплетение фактур, сочетание различных материалов. В искусстве гобелена фактура как средство художественной выразительности помогает художнику глубже раскрыть содержание образа. Гобелен не только украшает стену, но и создает образ интерьера, атмосферу в нем, настроение.


III. Объяснение предстоящей работы.
Сделать настоящий гобелен слишком сложно, а вот рельефную композицию в технике нетканого гобелена создать реально, используя доступные материалы.

Задание может выполняться в нескольких группах, и в итоге будут представлены несколько декоративных панно.

Прежде всего, необходимо выполнить эскиз декоративной композиции. Не спешите выбрать слишком сложную композицию. Это может быть узор из растительных или геометрических форм, пейзаж, натюрморт или любое другое изображение.
IV. Практическая работа.

Задание: выполнить в группах декоративную композицию в технике нетканого гобелена.


Основные этапы выполнения коллективной работы

1-й урок:

  • разработка эскизов композиций — работа в малых группах;

  • защита эскизов и выбор лучшего для дальнейшей совмест­ной работы;

  • утверждение композиции: анализ и правка композиции будущего панно, рассмотрение ко­лористических решений композиции, утверждение колорита;

  • выполнение картона декоративного панно в натуральную ве­личину группой из двух-трех человек.


2-й урок:

  • подготовить основу - плотный картон (на него, используя копировальную бумагу, перенести рисунок композиции);

  • в соответствии с цветовым решением композиции подобрать шерстяную пряжу (если нет нужных цветов, покрасить красителем для шерсти). Можно использовать пряжу разной толщины;

  • выполнить фрагменты в материале: крючком связать цепочки из шерстяной пряжи (см. рис.)














3-й урок:

  • клеем ПВА приклеить цепочки по рисунку на основу, подчеркивая форму предмета (по горизонтали, вертикали, диагонали, спирали и т.д.);

  • панно поместить в раму;

  • анализ и эстетическая оценка коллективного панно.


V. Итог работы: оформление холла начальной школы.






Смотрите также:
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»
42.8kb.
1 стр.
Учебно-тематическое планирование по Искусству (изо) Класс
359.91kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа «Изобразительное искусство и художественный труд»
1031.06kb.
5 стр.
Программа для образовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд»
2926.01kb.
20 стр.
Пояснительная записка Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство и художественный труд»
369.97kb.
1 стр.
Тематический план по изобразительному искусству составлен в соответствии с программой Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»
111.41kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в 1-4 классе на 2011 2015 учебный год
1087.35kb.
5 стр.
Рабочая программа «Изобразительное искусство»
145.73kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «рисунок» 540700 Профиль: Изобразительное искусство
374.49kb.
2 стр.
Интегрированный урок «математика изобразительное искусство»
196.15kb.
1 стр.
Программа по курсу «изобразительное искусство»
205.86kb.
1 стр.
Интегрированный урок /литература изобразительное искусство/ в 11 классе «Господь сына блудного спросит: «Был ли счастлив ты в жизни земной?»
146.16kb.
1 стр.