Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 высшего профессионального образования Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Кафедра педагогики, психологии и специальных дисциплин ФПКП Дополнительная образовательная программа Формирование навыков здорового образа жизни (цикл тематического усовершенствования) Ставрополь 2009
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Кафедра педагогики, психологии и специальных дисциплин ФПКП «Утверждаю» проректор по последипломному образованию, доцент А.Я. Сохач « ___» __________ 2009 года Дополнительная образовательная программа ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (цикл тематического усовершенствования) наименование цикла: формирование навыков здорового образа жизни для слушателей факультета повышения квалификации категория слушателей: преподаватели медицинских образовательных учреждений и врачи с базовыми специальностями среднего и высшего медицинского образования - 040100 – «Лечебное дело», 040200 – «Педиатрия», 040300 – «Медико-профилактическое дело», 040400 – «Стоматология», 040800 – «Медицинская биохимия», 040900 – «Медицинская биофизика», 041000 – «Медицинская кибернетика». Цель обучения на цикле: подготовка слушателей ФПКП к пропаганде и формированию навыков здорового образа жизни студентов и населения. Всего часов - 72 (2 недели) из них: лекций – 16 часов, практических занятий – 20 часов, с/р – 36 часов Форма обучения: очная, заочная Режим занятий: 6 часов в день Отчетность: зачет г. Ставрополь, 2009 Дополнительная образовательная программа «Формирование навыков здорового образа жизни» (цикл тематического усовершенствования) подготовлена на основании положения о Всероссийском конкурсе за звание «ВУЗ здорового образа жизни», инициированного Всероссийской политической партией «Единая Россия», а также в связи с Приказом МЗиСР РФ № 302Н от 19.08.2009г.
Педагогики, психологии и специальных дисциплин ФПКП « 6 » октября 2009 года, Протокол № 1
« »_____________________2009 года Председатель ЦМК ______________________________ (фамилия, подпись) Председатель Совета ______________________________ (фамилия, подпись) I. Цели и задачи дисциплины 1.1 Цель – подготовить слушателей ФПКП к пропаганде и формированию навыков здорового образа жизни у студентов и населения. 1.2. Задачи дисциплины:
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Слушатели должны понимать: - цели и задачи использования знаний о здоровье человеке в практической деятельности;
Слушатели должны уметь:
Слушатели должны владеть навыками:
3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
4. Содержание дисциплин 4.1 Темы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание тем дисциплины Тема 1. Психическое и психологическое здоровье как компонент общего здоровья личности Общее представление о здоровье как многогранном и сложном явлении. Содержательные характеристики феномена здоровье в медицине, психологии, валеологии и т.д. Состояние проблемы здоровья общества и человека в современном мире. Переход исследования проблемы здоровья из узкомедицинской в междисциплинарную проблему. Ретроспективный анализ вопросов физического и психологического здоровья человека и психогигиены. Подходы к формированию здоровья в медицине, педагогике, психологии и других сферах науки и практики. Тема 2. Компетентностный подход в подготовке преподавателей медицинских образовательных учреждений к формированию здорового образа жизни населения Содержательная характеристика понятий: «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход». Постановка новых целей системы высшего и специального образования, решение педагогических задач, выполнение предписанных функций - основа постановки проблемы реализации компетентностного подхода в деятельности педагогических коллективов высших и специальных образовательных учреждений. Установление соотношений между понятиями «компетенция» и «квалификация». Высокий уровень общей профессиональной компетентности преподавателя как условие вершинных достижений в профессиональной области, в области самоуправления, личностного совершенствования сохранения собственного здоровья. Выделение и анализ ключевых областей деятельности по укреплению здоровья; определение основных факторов, определяющих состояние здоровья населения. Службы и субъекты, обеспечивающие профилактику и формирование здоровья населения.
Демографические факторы здоровья человека. Социально-культурные детерминанты здоровья. Социальная устойчивость и здоровье. Влияние устойчивого развития общества на социальное здоровье общества. Проблема личностной устойчивости. Социальная деструкция как основная причина социальной аномии. Проблемы социальной нормы и социальной аномии. Этапы социальной деструкции. Социальное здоровье: понятия, критерии. Понятие социального здоровья. Признаки социального здоровья. Критерии социального здоровья личности Тема 4. Концепция факторов риска как основа для профилактики неинфекционных заболеваний Место сердечно-сосудистых заболеваний в системе факторов риска неинфекционных заболеваний. Статистка ССБ и показатели смертности в РФ. Проявления ССБ: инфаркт миокарда, ишемическая болезнь, мозговой инсульт, сердечная недостаточность, сахарный диабет и его осложнения. Прогнозирование рисков в ССБ. Факторы риска ССБ (характеристики, способствующие развитию и прогрессированию заболеваний): изменяемые ФР (поддающиеся изменению биологические характеристики: АД, уровень липидов, глюкозы; состояние окружающей среды, особенности образа жизни) и неизменяемые ФР (пол, возраст, генетические характеристики). Факторы риска инфаркта миокарда: курение, артериальная гипертония, диабет, ожирение и т.д. Защитные факторы: физическая активность, отказ от алкоголя, регулярное употребление овощей и т.д. Тема 5. Роль образа жизни в профилактике и укреплении здоровья Понятие «образ жизни». Проблемы в формировании здорового образа жизни. Аспекты, характеризующие здоровый образ жизни. Влияние основных форм деятельности образа жизни на состояние здоровья человека. Здоровый и нездоровый образ жизни, две сферы образа жизни. Медицинская активность. Факторы здорового образа жизни. Содержание факторов здорового образа жизни. Режим труда и отдыха. Хронобиология – наука, изучающая взаимосвязь процессов, протекающих в организме в зависимости от внешней среды. Гигиена сна. Гигиенические основы и разновидности питания. Системы питания: вегетарианская школа, натуралистическая школа, теория адекватного питания.
Здоровый образ жизни как основа долголетия. Старение как закономерный процесс. Физиологическая и преждевременная старость. Изучение продолжительности человеческой жизни. Факторы, влияющие на продолжительность жизни: наследственность и окружающая среда. Профилактика преждевременного старения. Задачи, направленные на укрепление здоровья и профилактику заболеваний: снижение распространенности курения и употребления табака; улучшение качества питания; увеличение физической активности; смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни; обеспечение широкого охвата населения иммунизацией; профилактика ВИЧ – инфекции и болезней, передающихся половым путем (БППП); снижение потребления алкоголя; профилактика употребления наркотиков; улучшение качества окружающей среды и минимизация повреждающего действия антропогенных факторов
Предболезненное состояние. Классификация предболезненных состояний. Пренервотические состояния. Невротические реакции. Соотношение предболезненых состояний. Начальные проявления нервно-психических заболеваний. Астенический синдром. Основные проявления астении. Психоорганический синдром. Паранойяльные состояния. Тема 8. Психологические аспекты полового воспитания и их роль в здоровом образе жизни Психологические, медицинские, социальные аспекты полового воспитания. Физиологические основы сексуальности. Теория психосексуального развития З. Фрейда. Сексологические теории. Периоды полового созревания и развития. Психология интимных отношений. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем. Работа специалистов медицинских учреждений, центров здоровья, психологов по укреплению семейных отношений и пропаганде безопасного секса. Психологическая поддержка в семье. Мотивационные механизмы формирования и проявления отношения к здоровью у детей и подростков. Тема 9. Профилактика вредных привычек и избавление от зависимостей Вредные привычки как факторы психологической зависимости. Пагубность вредных привычек. Вредные привычки и стиль жизни. Наркомания как социальное зло. Основные виды наркотических средств и особенности их применения молодежью. Токсикомания. Причины лекарственной зависимости. Психология курения. Семья как основное звено формирования полезных привычек. Игровые зависимости и их проявления. Техномания, причины ее возникновения. Нерациональное питание как вредная привычка и способы избавления от переедания. Алкоголизм и действие алкоголя на организм. Алкогольный образ жизни как антипод здорового образа жизни. Влияние алкоголизации на органы и системы организма. Причины и стадии алкоголизма. Бытовое пьянство. Влияние алкоголизма на потомство. Психическое развитие детей в условиях семейного алкоголизма. Психолого-педагогическая профилактика алкоголизма. Возникновение и проявление ругательства как вредной привычки среди населения. Тема 10. Влияние двигательной активности на здоровый образ жизни человека. Двигательная активность как условие гармоничного формирования организма. Влияние физических упражнений на снятие стресса. Физическое развитие. Физические и функциональные возможности организма. Традиционные и нетрадиционные средства двигательной активности и их влияние на психическое состояние человека. Закаливание организма как основа здорового образа жизни. Ведение в воспитательные и образовательные программы основ безопасности жизнедеятельности, профилактики заболеваний, а также совершенствование методик по проведению занятий физической культурой и спортом в детских дошкольных учреждениях, школах, средних специальных и высших учебных заведениях. Характеристика уровней физической активности: интенсивная, умеренная, низкая. Формирование мотивации населения к занятиям интенсивной и умеренной физической активности. Низкая физическая активность как фактор риска здоровья.
Уровни психического здоровья: биологический, психологический, социальный. Критерии оценки психического здоровья. Комплексный подход к оценке психического здоровья. Процессы психического самоуправления. Стадии психического самоуправления. Использование приемов психотерапии и психокоррекции в регуляции психоэмоциональных состояний человека, как основа реабилитации здоровья. Современные методы реабилитационного характера. Аутогенная тренировка. Массаж и самомассаж как эффективные психологические средства восстановления. Сауна, парная баня как методы омолаживания. Система психологического обеспечения эффективности оздоровительных мероприятий. Уровни самооздоровления. Тема 12. Проблема отношения к здоровью в современном обществе Тенденции изменения состояния здоровья населения России. Место здоровья в ценностных ориентациях личности. Истоки отношения человека к своему здоровью. Психологические особенности отношения человека к здоровью на разных этапах жизни: психическое здоровье детей дошкольного возраста, психологическая помощь страдающему ребенку, психическое здоровье младших школьников и подростков, причины школьных неврозов. Поддержка здоровья личности на этапе юношества. Создание центров здоровья в образовательных учреждениях. Деятельность служб практической психологии в формировании навыков здорового образа жизни. 5. Виды самостоятельной работы и формы их контроля.
6. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
7. Литература Основная литература: 1. Акимова Е.И., Большаков А.М., Гундаров И.А. и др. Деятельность центров здоровья в системе индивидуальной профилактики избыточной смертности населения . М., 2009 2. Акимова Е.И., Большаков А.М., Грекова Т.И., Донцов В.И., Крутько В.Н. Диагностика, коррекция и профилактика стресса с помощью компьютерной системы «Стресс-плюс»: Пособие для врачей. М.: ММА, 2009. 3. Акимова Е.И., Большаков А.М., Донцов В.И., Крутько В.Н., Чернилевский В.Е. Диагностика и коррекция физического состояния с помощью компьютерной системы «Физическое здоровье»: Пособие для врачей. М.: ММА, 2009. 4. Большаков А.М., Быстрицкая А.Ф., Крутько В.Н., Морозов В.С., Смирнова Т.М., Труханов А.И. Оценка психической работоспособности человека с помощью компьютерной системы «СОПР»: Учебное пособие для врачей. Утверждено УМО МиФВ. М., 2003. 5. Большаков А.М., Жигарев А.Ю., Крутько В.Н., Потемкина Н.С., Труханов А.И. Оптимизация профилактических рационов питания с помощью компьютерной системы «Питание для здоровья и долголетия»: Учебное пособие для врачей. Утверждено УМО МиФВ. М., 2007. 6. Гундаров И.А., Большов В.М. Программа оценки риска общей смерти (от инфаркта миокарда, мозгового инсульта и др.) по данным реографии. Свидетельство об официальной регистрации программ для ЭВМ, № 2004611993. Роспатент. 2004. 7. Гундаров И.А., Полесский В.А., Власов В.В. Артериальная гипертензия – фактор риска или индикатор риска? // Общественное здоровье и профилактика заболеваний 2004; 5: 12-19. 8. Филиппов П.И., Филиппова В.П. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни. М., 2003
1. Донцов В.И., Крутько В.Н., Подколзин А.А. Фундаментальные механизмы геропрофилактики. М.: Биоинформсервис, 2002. 464 с. 2. Зайцев В.Г. Практическая валеология. Принципы сохранения, укрепления здоровья и долголетия. Рязань, 1997. 3. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. – М.: педагогическое общество в России, 2000. 4. Подколзин А.А., Крутько В.Н., Донцов В.И., Большаков А.М., Смирнова Т.М., Борисов С.Е., Мегреладзе А.Г. Количественная оценка показателей смертности, старения, продолжительности жизни и биологического возраста: Учебное пособие для системы послевузовской подготовки врачей. Утверждено УМО МиФВ. М.: МГМСИ, 2001. 52 c.5. Психологические методы обретения здоровья /Сост. К.В. Сельченок, Мн., М.: Харвест, АСТ, 2001. 6. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы, под. ред. В.И. Дубровиной, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 7. Психология здоровья. / Под. ред. Г.С. Никифорова, СПб, 1998 г. 8. Психология, учебник. / Под.ред. А.А. Крылова, М., ПБОЮЛ, 2001 9. Сельченок К.В. Система психологического обеспечения эффективности оздоровительных мероприятий. – Мн., 2000. 10.Чумаков Б.Н., Валеология: уч. пособие, 2-е изд. испр. и дополн. – М, 2000. 11. Фалкен Ч. Психология – это просто//Здоровье без проблем. – М., 2000. Смотрите также: «ставропольская государственная медицинская академия» министерства здравоохранения
6172.19kb.
37 стр.
Ставропольская государственная медицинская академия
157.9kb.
1 стр.
Программа региональной конференции «Актуальные проблемы здоровьесбережения и медицинской профилактики»
70.93kb.
1 стр.
Трактовка результатов исследования мочи
497.15kb.
3 стр.
Гбоу впо ставропольская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития РФ кафедра общей и биологической химии
90.29kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по русскому языку для иностранных студентов-медиков, обучающихся на русском языке, для специальностей
770.52kb.
4 стр.
«Читинская государственная медицинская академия»
322.74kb.
1 стр.
Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия
321.71kb.
1 стр.
Гбоу впо «Тюменская государственная медицинская академия»
47.52kb.
1 стр.
Гбоу впо «читинская государственная медицинская академия»
41.96kb.
1 стр.
Кафедра общей хирургии им. А. И. Кожевникова
418.23kb.
4 стр.
Нижегородская государственная медицинская академия 299.33kb.
1 стр.
|