Главная
страница 1
ДЕПАРТАМЕНТ

ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
БЕЛГОРОДСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ


Инструктивно - методическое письмо

«О развитии воспитания в системе образования области

в 2012-2013 учебном году»
Инструктивно-методическое письмо кабинета воспитания и дополнительного образования детей раскрывает решение следующих проблем:

  1. Организация образовательного процесса в системе дополнительного образования детей в связи с несоответствием содержания образовательной деятельности государственным требованиям, выявленным в ходе лицензирования и государственной аккредитации учреждений дополнительного образования детей.

  2. Организация внеурочной деятельности учащихся в связи с введением в действие нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования во всех общеобразовательных учреждениях РФ.

1. Организация образовательного процесса

в системе дополнительного образования детей

Условия организации образовательного процесса в системе дополнительного образования детей регулируют следующие документы:



  • Закон РФ «Об образовании» (В ред. Федеральных законов от 13.01.1996 № 12-ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ от 13.02.2002 № 20-ФЗ и т.д.) Статья 12 п.1. Статья 26 п.1,2;

  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995г. N 233) (с изменениями от 22 февраля 1997г., 8 августа 2003г., 1 февраля 2005г., 7 декабря 2006г., 10 марта 2009г.);

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования) Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 1 апреля 2003 г.) (введенные 20 июня 2003 года постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003г. №27с);

  • Приказ от 27 Марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.07.2006 N 8110);

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1289; 2005, N 7, ст. 560);

  • Устав образовательного учреждения (содержание и структура определяются в соответствии со статьей 13 Закона «Об образовании»);

  • Договор о взаимоотношениях с учредителем.

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей осуществляется с учетом принципов внешкольной работы: массовости, добровольности, свободного выбора детьми видов деятельности, их инициативы и самостоятельности.

Продолжительность рабочего времени для педагогов учреждений дополнительного образования детей составляет 36 часов в неделю1.

Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) (далее - учебные занятия), независимо от их продолжительности, и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием.

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.

При проведении спаренных учебных занятий неустановленные перерывы могут суммироваться и использоваться для выполнения другой педагогической работы в порядке, предусмотренном правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает:


  • выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

  • организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;

  • время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий2.

Организацию образовательного процесса регламентирует образовательная программа и учебный план учреждения дополнительного образования детей. Статья 15 Закона РФ «Об образовании» определяет учебный план как «Разбивку содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения». Учебный план отражает специфику конкретного образовательного учреждения, интересы детей, их родителей в развитии творческой деятельности и направленность интересов специалистов, разрабатывающих образовательные (рабочие) программы. Учебный план является разделом образовательной программы учреждения дополнительного образования детей, разрабатывается с учетом текущих условий и ежегодно утверждается директором по решению педагогического совета учреждения. Учебный план согласовывается с муниципальными органами управления образованием (исключение составляют государственные образовательные учреждения дополнительного образования детей).

Продолжительность учебного года в учреждении дополнительного образования детей:



  • 36 учебных недель в учреждениях технической, художественно-эстетической, туристско-краеведческой и эколого-биологической направленности;

  • 52 учебные недели (46 недель учебно-тренировочных занятий, непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 6 недель - в условиях оздоровительного лагеря спортивного профиля и (или) по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха3) в учреждениях физкультурно-спортивной направленности.

Учебный год начинается с 1 сентября (для групп второго и последующих годов обучения) и не позже 15 сентября (для групп 1 года обучения). Поскольку дополнительное образование детей осуществляется круглогодично («образование без каникул»), с 25 мая по 31 августа учреждение приказом директора переходит на летний режим работы (организуется работа профильных лагерей и школ, экспедиций и поисковых отрядов, самостоятельная исследовательская, творческая деятельность детей с последующими отчетами в начале нового учебного года).

В период школьных каникул занятия могут (на основании приказа директора):



  • проводиться по специальному расписанию с переменным составом обучающихся (воспитанников);

  • продолжаться в форме поездок, туристических походов, экспедиций, учебно-тренировочных сборов, профильных лагерей и летних школ;

  • создаваться различные объединения с постоянным составом детей в лагерях или на базе образовательного учреждения, а также по месту жительства детей.

Расписание занятий в учреждении дополнительного образования детей должно отражать время работы педагога с обучающимися (академическое время спаренных учебных занятий плюс время перерыва между занятиями). В спортивных школах занятия проводятся без перерыва.

Расписание занятий в учреждениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что занятия являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в общеобразовательных учреждениях. Режим учебно-воспитательного процесса (расписание занятий) в учреждении дополнительного образования детей должен иметь заключение (согласование) Роспотребнадзора.



При работе педагогов на базе дошкольных и общеобразовательных учреждений (на основе договора) необходимо иметь копию утвержденного расписания (режима занятий) данных образовательных учреждений.

Для зачисления в любое объединение ребенок должен предоставить справку от врача о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься в группах дополнительного образования по избранному виду деятельности4. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их5. Максимально допустимая нагрузка на одного ребенка в неделю не должна превышать 12 академических часов в неделю. Исключение составляют спортивные школы, где допустимая нагрузка – 24 академических часа в неделю.



Порядок зачисления обучающихся в детские объединения, перевод на следующий год обучения и отчисление определяется непосредственно учреждением и оформляется приказом директора, а также прописывается в уставе и локальном акте, регламентирующем зачисление, перевод и отчисление.

Зачисление обучающихся в детские объединения осуществляется на основании заявления родителей о приеме, в котором согласно статьи 16 Закона РФ «Об образовании» должно быть указано, что родители ознакомлены с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.6

На начало учебного года оформляется приказ о зачислении обучающихся, на конец учебного года – приказы о переводе обучающихся на следующий год обучения, об отчислении и выпуске обучающихся из образовательного учреждения. Приказы о зачислении, об отчислении и выпуске должны иметь списочный состав обучающихся. Приказ о переводе на следующий год обучения должен содержать информацию об образовательной программе, о количестве обучающихся учебной группы, переведенных на следующий год обучения, согласно списочного состава журнала учета работы педагога. В конце учебного года в журнале учета работы педагога на основании результатов промежуточной аттестации по итогам учебного года педагогу необходимо делать запись напротив каждого воспитанника о его переводе на следующий год обучения.

В группы второго и последующих годов обучения могут быть зачислены обучающиеся, не занимающиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие собеседование или иные испытания.



Занятия детей могут проводиться в любой день недели, включая воскресные и каникулярные дни. Между занятиями в общеобразовательном учреждении и посещением объединений дополнительного образования детей должен быть перерыв для отдыха не менее часа7. Занятия в системе дополнительного образования детей должны начинаться не ранее 8-00 и заканчиваться не позднее 20.00.

Деятельность детей осуществляется по группам, индивидуально или коллективно (всем составом детского объединения: в студиях, театрах, оркестрах, секциях и т.д.), как в одновозрастных, так и разновозрастных объединениях по интересам, в которых могут заниматься обучающиеся в возрасте от 3 до 18 лет.



Наполняемость групп определяется Уставом учреждения дополнительного образования детей, в соответствии с требованиями СанПиНа8, методических рекомендаций по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей9 и методических рекомендаций по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации10.

В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы должны быть объединены или расформированы. Высвобожденные в этом случае средства могут быть использованы на открытие новых детских объединений или изъяты учредителем.



Продолжительность учебных занятий и их количество в неделю определяется Уставом учреждения11, она не должна превышать: в учебные дни – 2 часа; в выходные и каникулярные – 4 часа12. После 30-45 мин. занятий необходимо делать перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.

Продолжительность одного занятия зависит от возраста обучающихся. Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их проводят:



  • для детей 4-го года жизни - не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;

  • для детей 5-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

  • для детей 6-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

  • для детей 7-го года жизни - не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут13;

  • для младших школьников – 1 ч. 30 мин;

  • для средних и старших школьников – от 1 ч. 30 мин. до 4-х часов.

Рекомендуемая продолжительность индивидуальных занятий с детьми – от 30 до 60 минут 2 раза в неделю. Часы, выделенные на проведение индивидуальных занятий, должны быть отражены в учебном плане образовательного учреждения. Продолжительность и периодичность индивидуальных занятий устанавливается и обосновывается Уставом учреждения. На каждого воспитанника разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.


Разработка и оформление рабочей программы

(дополнительной образовательной программы)

В учреждении дополнительного образования детей педагогом или группой педагогов разрабатываются рабочие образовательные программы в соответствии с п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании» и примерными требованиями к образовательным программам14. Соблюдение педагогами этих требований при разработке рабочих программ обязательно.

Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для определенного детского объединения, определяющая содержание, последовательность изучения тем и количество часов на их усвоение, использование организационных форм обучения и т.п. К рабочим программам в системе дополнительного образования детей относятся модифицированные (адаптированные), экспериментальные, авторские, комплексные, интегрированные, модульные и другие образовательные программы. Педагогам, реализующим типовую образовательную программу, необходимо разрабатывать рабочую программу.

Рабочая программа разрабатывается в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей.


Титульной лист программы должен содержать надпись

«рабочая программа» (приложение 1).

Рабочие программы составляются на основе:

  • примерных (типовых) программ по направлениям деятельности;

  • авторских образовательных программ, рассматриваемых на региональном экспертном совете.

Рабочая авторская образовательная программа должна иметь две рецензии: внутренняя (ее пишет методист учреждения, в котором разработана образовательная программа) и внешняя (ее дает независимый эксперт по профилю деятельности, представленному в программе).

Рецензия (приложение 2) на программу должна содержать ее аргументированную оценку, рекомендации по преодолению недостатков и заключительный вывод о возможности (невозможности) использования в системе дополнительного образования детей.



Экспериментальная программа должна иметь экспертное заключение по результатам апробации. Данные программы рассматриваются на заседаниях коллегиальных органов в соответствии с их компетенцией (педсовет, экспертный совет, методсовет, методобъединение), которые должны быть прописаны в локальном акте (положение о педсовете и пр.). Процесс экспертизы программы завершается оформлением заключения, данного педагогическим (экспертным) советом, в котором рекомендуется:

  • утвердить или не утвердить программу;

  • закрепить за ней определенный статус (модифицированная, авторская, комплексная и т.д.).

В учреждениях дополнительного образования детей формируется банк образовательных (рабочих) программ дополнительного образования детей. На каждую образовательную программу заполняется

Информационная карта образовательной программы (приложение 3).

2. Организация внеурочной деятельности учащихся

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

«Внеурочная деятельность» позволит в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательные учреждения предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.



Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность в начальной школе организуется по направлениям развития личности (спортивные кружки, секции, растим патриотов, предметные кружки, музыкальные кружки, театральная студия, социальная работа, проектная деятельность) в формах, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов по базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений.

Учебные предметы, классы

Количество часов в неделю

Всего

I

II

III

IV

Внеурочная деятельность

10

10

10

10

40

Спортивные кружки, секции

2

2

2

2

8

Растим патриотов

2

2

2

2

8

Предметные кружки

2

2

2

2

8

Музыкальные кружки, театральная студия

2

2

2

2

8

Социальная работа

1

1

1

1

4

Проектная деятельность

1

1

1

1

4

Внеурочная деятельность по направлениям: растим патриотов, предметные кружки, социальная работа, проектная деятельность может проводиться учителями начальных классов, а по направлениям: спортивные кружки, секции, музыкальные кружки, театральная студия – узкими специалистами.

Внеурочная деятельность в основной школе организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1750 часов.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.



Внеурочная деятельность организуется в режиме школы полного дня, где предусмотрены прогулки, обед, а затем внеурочная деятельность.

При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных и профильных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

За счет указанных в базисном учебном (образовательном) плане часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу воспитания и социализации учащихся, воспитательные программы.

Вариативная часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует в пределах максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся), может быть использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части: на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; на внеурочную деятельность.

Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся.

При этом лицензируются программы: художественно-эстетического (изобразительное творчество, прикладное творчество, музыкальное, театральное, вокально-хоровое, хореографическое, оркестровое) и физкультурно-спортивного направления (спортивно-оздоровительная, начальная подготовка, учебно-тренировочная, спортивное совершенствование, высшее спортивное мастерство).

Кроме того, во внеурочной деятельности могут быть реализованы направления: научно-техническое, туристско-краеведческое, эколого-биологическое. Лицензированию подлежат программы научно-технического (начальное техническое творчество, конструирование, технические виды спорта, информатика и вычислительная техника), туристско-краеведческого (туристско-краеведческая направленность для младшего школьного возраста, туристско-краеведческая – для среднего и старшего школьного возраста) и эколого-биологического направлений (эколого-биологическая направленность для младшего школьного возраста, эколого-биологическая – для среднего и старшего школьного возраста). По направлению «Растим патриотов» лицензированию подлежат программы краеведческой направленности.

Примерные программы внеурочной деятельности, рекомендованные серией «Стандарты второго поколения»15, типовые программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ16, а также авторские программы для системы дополнительного образования детей, утвержденные областным координационным советом по развитию инновационной инфраструктуры в сфере образования департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, являются основой для разработки модифицированных, экспериментальных или авторских образовательных программ по направлениям внеурочной деятельности.
Типы программ внеурочной деятельности:


  • комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;

  • тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности т. п.);

  • образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня. Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для первого класса — образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2—3 классов - образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; для 4 класса - образовательная программа, дающая ученику опыт самостоятельного общественного действия;

  • образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности;

  • возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников);

  • индивидуальные образовательные программы для учащихся.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности

1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ (см. выше).

2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы. Так, в основной школе могут реализовываться программы, ориентированные на младших школьников (1—4 классы), младших подростков (5—6 классы) и старших подростков (7—9 классы).

3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

4. Программа содержит:


  • введение, в котором есть информация о назначении программы, её структуре, объёме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;

  • перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;

  • описание разделов примерного содержания занятий со школьниками;

  • характеристику основных результатов, на которые ориентирована программа.

5. В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.

6. В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.



7. Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников как одновозрастной, так и разновозрастной группы. В разновозрастных группах, состоящих их учащихся разных классов и параллелей, можно реализовывать модульную программу внеурочной деятельности17.

Образовательные программы, подлежащие лицензированию, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к образовательным программам системы дополнительного образования детей18. Дополнительная образовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.

  2. Пояснительную записку.

  3. Учебно-тематический план.

  4. Содержание изучаемого курса.

  5. Методическое обеспечение.

  6. Список литературы.


Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной образовательной программы

  1. На титульном листе дополнительной образовательной программы рекомендуется указывать:

  • наименование образовательного учреждения;

  • где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

  • название дополнительной образовательной программы;

  • возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

  • срок реализации дополнительной образовательной программы;

  • Ф.И.О., должность, автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

  • название города, населённого пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

  • год разработки дополнительной образовательной программы.

  1. В пояснительной записке к дополнительной образовательной программе следует раскрыть:

  • направленность дополнительной образовательной программы;

  • отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ;

  • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

  • цель и задачи дополнительной образовательной программы;

  • возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

  • сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

  • формы и режим занятий;

  • ожидаемые результаты и способы их проверки;

  • формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

  1. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

  • перечень разделов, тем дополнительной образовательной программы;

  • количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

  1. Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы возможно отразить через:

  • краткое описание тем дополнительной образовательной программы (теоретических и практических видов занятий).

  1. Методическое обеспечение может включать описание:

  • форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);

  • приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;

  • форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы.

  1. Список использованной литературы.

Согласно ФГОС организация целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника обеспечивается разработкой Программы воспитания и социализации обучающихся. Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. При этом образовательное учреждение должно создавать условия для реализации разработанной собственной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс в начальной школе на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций.

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу общеобразовательной школы.

Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы воспитания и социализации обучающихся являются Закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция).

Примерная программа воспитания и социализации обучающихся носит рекомендательный характер. Вместе с тем обязательными при организации воспитательного процесса являются определенные в Примерной программе и Концепции национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей, основные направления воспитания и социализации.

Виды деятельности и формы их осуществления рассматриваются как примерные, ориентировочные. Определение конкретного содержания воспитания и социализации по каждой школе, каждому классу осуществляется с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей младших школьников, потребностей учащихся и их родителей.

Примерная программа воспитания и социализации обучающихся является также концептуальной и методической основой для разработки и реализации образовательным учреждением в целях более полного достижения национального воспитательного идеала собственной программы воспитания и социализации учащихся начальной школы с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, имея в виду конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации младших школьников, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, общественными и традиционными российскими религиозными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

Данная программа должна содержать теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.



Примерная программа воспитания и социализации обучающихся содержит шесть разделов.

Первые два«Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы» и «Ценностные установки воспитания и социализации российских школьников» в основном воспроизводят соответствующие разделы Концепции, ориентируя их содержание на начальную общеобразовательную школу (ввиду принципиальной важности определения национального воспитательного идеала, цели, задач и базовых ценностей воспитания и социализации эти разделы включены в Примерную программу).

В третьем разделе«Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальной школы» – общие задачи воспитания систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников:

– воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

– воспитание нравственных чувств и этического сознания;

– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

– формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

– воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

– воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

В каждом из направлений воспитания и социализации обучающихся раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.



Четвертый раздел«Содержание воспитания и социализации учащихся начальной школы» – включает характеристику современных особенностей воспитания и социализации младших школьников, раскрывает основные подходы к организации воспитания и социализации обучающихся (аксиологический, системно-деятельностный, развивающий). В этом разделе общие задачи воспитания и социализации российских школьников конкретизируются с учетом младшего школьного возраста и систематизируются по основным направлениям воспитания и социализации обучающихся, а также приводятся примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы.

Пятый раздел«Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной школы» – формулирует и раскрывает:

основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях;

задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия школы с общественными и традиционными религиозными организациями.

В шестом разделе«Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у младших школьников по каждому из направлений воспитания и социализации.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника (портрет выпускника основной школы):



  • любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;

  • уважающий других людей;

  • умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

  • осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;

  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

При моделировании образа выпускника конкретного образовательного учреждения необходимо ориентироваться и на Образ выпускника общеобразовательной школы Белгородской области.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования (далее - Программа) должна быть преемственна по отношению к начальному общему образованию и направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и общественно-значимой деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Программа разрабатывается педагогическим коллективом образовательного учреждения при активном участии обучающихся и их родителей (законных представителей) как единый документ организации воспитательной деятельности учащихся 1-11 классов. К разработке и реализации Программы по решению педагогического совета образовательного учреждения могут привлекаться квалифицированные представители общественных институтов.



Программа должна обеспечить:

  • воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации;

  • принятие базовых национальных ценностей российского общества таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество;

  • приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности;

  • формирование уклада школьной жизни, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе нравственных ценностей, учитывающего историко-культурную, этническую и региональную специфику, обеспечивающего усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности;

  • формирование у обучающихся активной гражданской позиции, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию.

Программа должна содержать:

  1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе, систему воспитательных задач;

  2. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, формируемые ценности, социальные компетенции, модели поведения выпускников основной школы;

  3. Направления деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса;

  4. Модель организации работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, включающую, в том числе рациональную организацию образовательного процесса в единстве учебной, творческой, трудовой, общественно значимой, информационно-коммуникационной, познавательной и иной деятельности, взаимодействие с другими институтами социализации, систему просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса;

  5. Критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

  6. Методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Реализация рекомендаций настоящего инструктивно- методического письма позволит:

    • привести в соответствие с нормативными документами содержание образовательной деятельности учреждений системы дополнительного образования детей;

    • разработать программу воспитания и социализации обучающихся и систему внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС в образовательных учреждениях области.


Ректор института С.П. Тимофеев

Заведующая кабинетом

воспитания и дополнительного

образования детей БелРИПКППС В.И. Никулина

Приложение 1


ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ


ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(название учреждения, пишется полностью – по центру)








Печать

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ ДОД ЦДТ г. Белгорода

_______________ Ф.И.О.

«____» ______________ 200 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Авторская образовательная программа

«название программы»


на NN лет

возраст воспитанников

(обучающиеся 7-10 лет)

Педагог дополнительного образования

Фамилия Имя Отчество

(педагог, реализующий данную



образовательную программу)

Город - год




Программа: (название, вид, уровень и направленность образовательной программы)

Автор программы: _____________________________

Фамилия Имя Отчество (педагог, разработавший данную



образовательную программу)

Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от «____» _____________ 200 г., протокол № ______________

Председатель _______________ _____________________________

подпись Ф.И.О.

Приложение 2



ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РЕЦЕНЗИИ

  1. Заголовок рецензии

Рецензия на программу «_____________» (название), ФИО и должность автора программы, название образовательного учреждения, реализующего программу.

  1. Общая характеристика программы:

  • образовательная область;

  • вид детского объединения (студия, ансамбль и др.), в рамках которого реализуется рецензируемая программа;

  • адресат (категория обучающихся, их возраст, социальный состав и др.);

  • срок реализации, на который рассчитана программа;

  • есть ли подобная программа в общеобразовательной школе (сравнить по содержательным линиям);

  • в чем заключается «дополнительность» рецензируемой программы;

  • стиль и качество подачи материала (профессионально, системно, грамотно и т.п.).

  1. Актуальность программы и ее новизна для системы дополнительного образования детей.

  2. Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ):

  • анализ пояснительной записки;

  • анализ содержательной части программы (отмечается, насколько полно раскрываются основные темы занятий);

  • анализ методического обеспечения программы (в какой мере автором характеризуются педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата; насколько глубоко раскрывается методика работы над содержанием учебного материала, оценки знаний и умений учащихся);

  • оценка списка литературы (полнота, доступность для адресата).

5. Полнота программы (выделены ли в ней структурные части, все ли компоненты представлены внутри частей).

6. Целостность программы (согласованы ли цели, задачи и способы их достижения).

7. Ведущая идея программы и пути ее реализации, новизна подхода к отбору содержания, оригинальность предлагаемой методики, пригодность программы для данного учреждения и для тиражирования в образовательной практике.

8. Язык и стиль изложения материала (четкость, ясность, доказательность, логичность и др.).

9. Соответствие программы специфике дополнительного образования детей.

В данном разделе рецензии целесообразно отметить, насколько программа способствует:



  • стимулированию познавательной деятельности обучающегося;

  • развитию его коммуникативных навыков;

  • созданию социокультурной среды общения;

  • развитию творческих способностей личности обучающегося;

  • поддержанию стремления к самостоятельной деятельности и самообразованию;

  • творческому использованию жизненного опыта ребенка;

  • профессиональному самоопределению обучающегося.

10. Характеристика приложений к программе, их содержательность (методические разработки, дидактический материал, схемы проведения занятий, формы договоров и др.).

11. Характеристика профессиональных знаний и умений педагога как автора программы.

12. Общая оценка программы: достоинства и недостатки, ошибки и замечания.

Рецензия на программу должна содержать ее аргументированную оценку, рекомендации по преодолению недостатков и заключительный вывод о возможности (невозможности) ее использования в системе дополнительного образования детей. Кроме того, рецензент высказывает предложение о закреплении за программой определенного статуса (авторская, модифицированная, экспериментальная).

Рецензент заверяет содержание рецензии личной подписью, указывает полностью свои фамилию, имя, отчество, должность и место работы. Документ скрепляется печатью организации, удостоверяющей подпись рецензента, и представляется в 2-х экземплярах.

Приложение 3


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

образовательной программы дополнительного образования детей

Направленность (образовательная область). Например, художественно-эстетическая.

Вид образовательной деятельности. Например, в рамках художественно-эстетической направленности: творчество, прикладное творчество, театральная деятельность и др.

Название программы.

Сведения об авторе (авторах), контактный телефон. Ф.И.О. (полностью), должность, телефон для связи.

Аннотация программы

  1. Возраст детей.

  2. Сроки реализации программы.

  3. Цель и задачи.

  4. Ожидаемые результаты.

  5. Кадровое обеспечение программы (состав педагогов, участвующих в реализации программы).

  6. Год разработки.

Перечень методических приложений к программе. Например: дидактические материалы (карточки, схемы, тестовые задания и т.п.); методические рекомендации для родителей и др.

Статус программы. Типовая (примерная), модифицированная, экспериментальная, авторская.

Серия и № сертификата на программу. Указываются при наличии таковых.


1 См. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1289; 2005, N 7, ст. 560)

2 См. Приказ от 27 Марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.07.2006 N 8110)



3 Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 29.09.2006 г.№06-1479.


4 См. СанПиН 2.4.4. 1251-03, раздел 8.

5 См. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 07.03. 1995г. № 233 (действующая редакция утверждена Постановлением Правительства РФ от 07. 12. 2006 года, № 752), раздел 3.


6 См. Закона РФ «Об образовании», ст. 16.

7 См. СанПиН 2.4.4. 1251-03 (от 20.06.03), раздел 8.

8 См. СанПиН 2.4.4. 1251-03 (от 20.06.03), приложение 3.

9 См. Методические рекомендации по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей (Модель расчета нормативов бюджетного финансирования реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей). Письмо МОиН РФ от 19.10.2006 № 06-1616


10 См. Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 29.09.2006 г.№06-1479.

11 См. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (р.III, п.27).

12 См. СанПин 2.4.4. 1251-03 (от 20.06.03), раздел 8

13 См. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003 г.), раздел 2.12


14 См. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12. 2006 г. № 06-1844

15 Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

16 Например: Музыка. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М. Просвещение. 1986. – 397 с. ; и Спортивные кружки и секции. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М. Просвещение. 1986. –429 с. т.д.

17См. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. Стр. 117.

18 См. Примерные требования к программам дополнительного образования детей Нормативно-правовой аспект (из письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнаукн России от 11.12.2006 №06-1844).






Смотрите также:
Методическое письмо «О развитии воспитания в системе образования области в 2012-2013 учебном году»
365.96kb.
1 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета
573.87kb.
3 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
186.41kb.
1 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
523.72kb.
4 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
528.68kb.
4 стр.
Инструктивно-методическое письмо " Организация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в 2012/2013 учебном году"
360.08kb.
1 стр.
Отчет о работе отдела Художественного воспитания за 1-е полугодие 2012 -2013 учебного года
602.95kb.
4 стр.
Аналитическая справка по результатам итогов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 учебном году. В соответствии приказом министерства образования области от 05. 09
82.65kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании химии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
733.46kb.
5 стр.
Инструктивно-методическое письмо о преподавании географии в 2009 2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области
708.53kb.
3 стр.
О преподавании учебного предмета «математика» в общеобразовательных учреждениях кемеровской области в 2012-2013 учебном году
453.17kb.
5 стр.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
95.67kb.
1 стр.