Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3 городского округа город Шарья Костромской области. Авторская программа элективного курса по географии «Мой край» ![]() АВТОР ПРОГРАММЫ: Вальвас Ольга Геннадьевна, учитель географии МОУ Гимназия № 3
средства обучения)…………………………………………… стр9-13
![]() Пояснительная записка Актуальность, новизна, концепция ![]() О, родина, святая какое сердце не дрожит, тебя благословляя. В.В. Жуковский «Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили с давних времен отцы и деды наши. Родиной мы называем ее потому, что в ней родились мы, в ней говорят на родном для нас языке, и все в ней для нас родное» К.Д Ушинский С чего начинается родина? По моему мнению, Родина начинается с любви к ней. Если человек любит ее, то ему дорого все: запах цветов, журчание ручья, рябина под окном, ласковое прикосновение материнской руки. Ни в каких испытаниях, ни при каких обстоятельствах, ни у кого нельзя отнять его Родины. Так как она живет в его мыслях, его душе и сердце. Краеведение - важное средство формирования культуры учащихся. Наряду с образовательно-воспитательными задачами краеведение решает и задачи общественно полезного характера. Географическое краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу, и является важным средством повышения качества знаний, формирования у учащихся научного мировоззрения и воспитания патриотизма. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе являются его высокая общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер. Школьное географическое краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителя. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы по географии в школе будет глубокое знание самим учителем природы своего края, владение методикой его изучения; второе условие – систематическое использование местного материала на уроках физической географии и постоянная перспективная внеклассная и внешкольная работа; третье – глубокая научная основа. Одна из главных задач краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Не следует ограничивать краеведческую работу только изложением на уроках готовых знаний о своём крае, почерпнутых из учебных пособий и другой литературы, важная часть краеведческой работы – непосредственное участие, как учителя, так и учащихся в поисково-исследовательской деятельности по изучению родного края.
- краеведческий аспект востребован в практике отечественного образования для решения комплекса познавательных, воспитательных и коммуникационных задач; - краеведение используется как средство организации содержательного досуга детей; - востребование потенциала краеведения по следующим позициям: 1.Возможности комплексного воздействия на личность и коллектив, так как во время экскурсии задачи обучения, воспитания и оздоровления решаются одновременно; 2.Максимальное приближение педагогического влияния к детскому коллективу; 3.Индивидуальные формы обучения и усвоения знаний. Курс «Мой край» углубляет содержание раздела курса географии «Природа и общество». Использует межпредметные связи с основными курсами биологии, географии, истории, экологии, обществознания. Краеведческая программа построена с учетом изучения и освоения природы, населения, хозяйства своей малой Родины. Программа предполагает реализацию в 5-6 классах, в двух направлениях: научно – исследовательская деятельность, образовательные – учебные занятия курса. Главная задача факультативных курсов – заинтересовать учащихся предметом, показать практическую значимость данной науки. Содержание элективного курса предоставляет учащимся возможность реализовать интерес к предмету, в частности к географии. Концептуальные положения: ориентация учащихся на географическое, гуманитарное, естественно научное изучение природы и хозяйственной деятельности Малой Родины, формирование личности средствами школьного краеведения, а не только собственно предметными знаниями, составляющими основу краеведения.
В результате выполнения программы учащиеся должны узнать сущность и содержание следующих понятий:
На основе полученных знаний учащиеся должны приобрести умения и навыки овладения простейшими приемами.
Проведение занятий предполагает использование широкого спектра методических средств. Основная задача учителя в организации учебной краеведческой работы заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае определить наиболее приемлемые методы и приемы осуществления краеведческого подхода. Основными из них являются: Объяснительно-иллюстративный метод, сочетающий в себе словесные методы (рассказ, объяснение, работа с краеведческой литературой) с иллюстрацией различных по содержанию краеведческих источников (карт, схем, диаграмм, натуральных объектов и т.д.). Частично-поисковый метод, основанный на использовании краеведческих знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно-обучающей. Работа с краеведческой литературой и источниками краеведения являются: краеведческая библиография, печатные источники, статистические, картографические, архивные, устные источники, памятники истории и культуры, наблюдаемые объекты и процессы природы. Краеведческие источники, краеведческая литература (научная и художественная), как и иллюстративный материал с краеведческим содержанием (карты, схемы, таблицы и др.), могут быть использованы при предварительной подготовке учащихся к учебным занятиям, в процессе непосредственной учебной работы. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной краеведческой работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Он предполагает постановку перед учащимися конкретного задания и его планирования. Исследовательский метод используется:
Таким образом, все эти методы и приемы взаимосвязаны и практически используются в разных сочетаниях. При исследовательском методе, например, наряду с приемами объяснительно-иллюстративного метода значительное место занимает работа с краеведческой литературой и источниками. Среди многообразия форм и методов обучения важную роль в формировании экологической культуры школьников играют проблемно-коммуникативные и практические, позволяющие раскрыть и наметить пути решения экологической проблемы. Многообразие методов, приемов находит свое отражение в формах организации учебной деятельности. В процессе обучения используется различные дидактические материалы: презентации, видеоматериалы.
Введение в краеведение Шарьинского района Тема 1. Школа юного краеведа (7 ч.) Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. Знаменитые люди района, города. Край как часть региона и страны. Соотношение территории и границ Шарьинского района и Костромской области. Географическое положение Костромской области, Шарьинского района города Шарьи. Административное деление района. Происхождение названий местных населенных пунктов, улиц. Официальные символы Костромской области, Шарьинского района, города Шарья: герб, гимн, флаг. Встречи с интересными людьми, интервью: 1. Беседа с представителями местных органов власти, общественных организаций и движений о проблемах местного самоуправления и благоустройства. 2. Беседа с местными краеведами и старожилами об изменениях в жизни района, города за последние десятилетия. Экскурсии, походы: 1.Краеведческий музей. Источники по изучению родного края. 2. Картинная галерея (фотовыставка). Виды города, района. Практические работы: 1. Обозначение на контурной карте природных и административных границ Костромской области, своего района, города. Определение протяженности Костромской области, Шарьинского района, города с севера на юг и с запада на восток. 2. Составление фотоальбома, видеофильма, географического рассказа о путешествии по родному краю, совершенном учащимся. 3. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий населенных пунктов, работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой. 4.Определение географического положения города. Беседа о содержании характеристики ГП города, о значении ГП для развития природы, хозяйства и деятельности населения. Творческое задание Рассказать своему далёкому другу об истории создания города. Написать сочинение рассуждение на тему «Здание, которое я считаю архитектурным памятником нашего города» Тема 2. Геология и рельеф нашего края (3 час.) Рельеф Шарьинского района. История формирования и геологическое строение Восточно-Европейской равнины Формы рельефа местной территории, особенности их происхождения и размещения, обозначение на карте. Влияние рельефа на освоение территории. Изменение рельефа под влиянием внешних факторов. Горные породы, их происхождение, их определение. Полезные ископаемые, добываемые на территории района города, их использование в хозяйственной деятельности и строительстве. Экскурсии, походы: 1. Места естественных или искусственных обнажений горных пород. 2. Картинная галерея (фотовыставка). Местные пейзажи. Практические работы: 1. Обозначение на контурной карте (своей территории) местных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. ![]() Тема 3. Климат и погода в нашем крае (6 час.) Главные факторы, влияющие на местный климат. Исторические изменения климата. Редкие и катастрофические погодные явления в Шарьинском районе. Местные приметы о погоде, слова и выражения, характеризующие погоду и климат. Приборы для метеорологических наблюдений. Солнечная радиация. Биологические часы. Местное время, его влияние на самочувствие и здоровье людей. Температура воздуха, ее изменения в течение суток, месяца, по сезонам года. Разница в температурном режиме различных частей района, города. Ветер, причины его образования. Местные ветры, их виды, направления, скорость, влияние на погоду. Осадки, их виды, распространение по сезонам года. Климатическая характеристика района проживания. «Рекордные» погодные показатели на территории района, города. Влияние местного климата на здоровье человека и хозяйство. Встречи с интересными людьми, интервью: 1. Беседа с врачом, туристом или специалистом МЧС о влиянии местного климата на здоровье человека и мерах безопасности при неблагоприятных погодных явлениях. Экскурсии, походы: 1. Фенологические наблюдения за погодой на местности. 2. Наблюдения за погодными явлениями. 3. Местные пейзажи в разные времена года, фотовыставка. Практические работы: 1. Наблюдения за погодой (заполнения календаря наблюдений за погодой) района. Подсчет среднесуточной (среднемесячной) температуры. Построение графика хода температуры за сутки, месяц. 2. Составление климатического очерка района, города. Т ![]() Равнинные реки Шарьинского района. Численность и протяженность местных рек. Речной режим и речной сток. Влияние водотоков на формирование местных ландшафтов и освоение территории. Типы озёр в Шарьинском районе. Численность озёр. Местные грунтовые воды (родники, колодцы). Пруды и водохранилища. Рациональное использование в хозяйственной деятельности человека местных поверхностных и грунтовых вод. Биологическое исследование водотоков, водоемов и болот. Местные водные растения и животные. Меры по экономному использованию и охране водных объектов района, города. Встречи с интересными людьми, интервью: 1. Беседа о местных источниках и водоёмах. Легенды, предания. Экскурсии, походы: 1.Изучение местных водных растений и животных. Практические работы: 1. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий местных рек и озёр (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой). 2. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Костромской области, Шарьинского района поверхностных и грунтовых вод района. 3. Учебный проект по экономному использованию и охране водных объектов города. ![]() Растительный мир лесной зоны Шарьинского района: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям. Зависимость между местными формами рельефа, климатом и растительными группировками, их приспособленность к данным средам обитания. Местные лекарственные и ядовитые растения. Животный мир лесной зоны Шарьинского района: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям. Описание местных животных и определение их хозяйственного значения. Охрана местных растений и животных. Эндемические, редкие и исчезающие виды растений и животных в районе. «Красная книга» Костромской области. Местные животные и растения в фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике. Встречи с интересными людьми, интервью: 1. Беседа с представителями местных экологических организаций и общественных движений о природоохранительных мероприятиях в районе. 2. Беседа с местными лесниками, грибниками, ягодниками, рыбаками и охотниками об интересных растениях, повадках животных района. 3. Беседа с местными мастерами об использовании лесных ресурсов. Изделия из бересты и лыка, резьба по дереву. Экскурсии, походы: 1. Экологическая тропа. Определение местных растений, наблюдение за насекомыми, следами животных. Сбор лекарственных растений для аптеки. 2. Музей краеведческий, (картинная галерея, фотовыставка). Местные растения и животные. Практические работы: 1. Составление икебаны из местных растений. 2. Определение местных растений по гербарию. 3.. Конкурс плакатов «Осторожно, ядовитые растения!», «Берегите природу!». 4. «Фотоохота». Фотоальбомы местных растений и животных. Творческое задание Зелёный город, — какой он? Тема 6. Население Шарьинского района (4час.) Численность и состав и населения; половой и возрастной состав, национальный и этнический состав населения. Традиции и обычаи народов района. Размещение населения. Национальный состав. Проблема занятости населения. Народные промыслы района. Практическая работа Определение плотности и особенностей размещения населения, получить знания об особенностях населения своей местности, о районах с наибольшей и наименьшей плотностью. Определить плотность населения на территории Шарьинского района, выявить участки с наибольшей и наименьшей плотностью населения, объяснить причины высокой и низкой плотности. Сравнить особенности населения своего края с другими районами области, сделать вывод о причинах отличия. Творческое задание Моя семья в городе (сведения о своих родных). Ф.И.О.
возраст Степень родства Место работы/ учёбы Сколько лет живёт в городе. Тема 7. Хозяйство и промышленность района (4час.) Градообразующие предприятия, их роль в жизни города и района. Ведущие профессии; история развития хозяйства; современные трудности развития отраслей хозяйства, их причины. Сфера услуг здравоохранение, образование, предприятия обслуживания населения, связь, ЖКХ. Причины, повлиявшие на развитие хозяйства. Особенности структуры хозяйства Шарьинского района. История развития промышленности. Экономико-географическая характеристика отраслей промышленности: история формирования, особенности территориальной структуры. Проблемы (перспективы) развития промышленности. Практическая работа 1. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов, установить особенности природных условий и ресурсов своей местности. 2. Изучение местного предприятия на экскурсии и описание его по плану, формирование умений составлять экономико-географическую характеристику местного предприятия на основе материалов, полученных на экскурсии.
По окончании курса учащиеся должны Уметь:
Знать:
Результаты программы: Приобщение подростков к изучению родного края. Привлечение учащихся к научной деятельности: написанию отчетов, докладов, рефератов и их выступления; Воспитание настоящих хозяев земли. Отслеживание результатов должно происходить методом тестирования; качество выполнения практических и творческих работ учащихся; выступления учащихся с докладами, рефератами на уроках-конференциях; развитие интереса к науке и желание её глубоко изучать.
«Методический инструментарий Тематическое планирование курса Мой край»
Смотрите также: Программа элективного курса «Карликовые государства Евразии»
74.8kb.
1 стр.
Программа элективного курса для 11 класса «Подготовка к егэ по географии»
144.57kb.
1 стр.
Пояснительная записка. Программа элективного курса «Энергия будущего»
302.6kb.
1 стр.
Программа элективного курса по географии
527.88kb.
3 стр.
Пояснительная записка Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис»
749.63kb.
4 стр.
Программа элективного курса " Английский язык: деловая и межкультурная сфера общения"
103.13kb.
1 стр.
Программа элективного курса по литературе «Анализ художественного произведения»
181.08kb.
1 стр.
Программа элективного курса 11 класс 70 часов «Интерактивный курс подготовки к егэ по русскому языку»
2031.32kb.
11 стр.
Программа элективного курса по обществознанию. Глобальный мир в XXI веке Программа элективного курса по обществознанию
245.43kb.
1 стр.
Пояснительная записка. Программа элективного курса «Нормы Международного Гуманитарного Права»
60.17kb.
1 стр.
Программа элективного предмета в 11 классе. «Русская литература конца ХХ начала ХХI века.»
206.5kb.
1 стр.
Международные организации программа элективного курса для предпрофильной подготовки 125.97kb.
1 стр.
|