Главная
страница 1страница 2страница 3
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №3

городского округа город Шарья Костромской области.



Авторская программа

элективного курса

по географии «Мой край»


АВТОР ПРОГРАММЫ:
Вальвас

Ольга Геннадьевна,

учитель географии МОУ Гимназия № 3

Содержание


  1. Пояснительная записка (цель, задачи, актуальность, новизна, концепция)…………………………………………………… стр1-4

  2. Содержание……………………………………………………стр4-8

  3. Ожидаемые результаты обучения……………………………стр8-9

  4. Методический инструментарий (формы, методы, приёмы,

средства обучения)…………………………………………… стр9-13

  1. Методический аппарат (рекомендации, инструкции, список литературы)………………………………..…………стр13-16

  2. Заключение………………………………………….……… стр16-17

  3. Приложения…………………………………………………стр18-28




Пояснительная записка

Актуальность, новизна, концепция



О, родина, святая

какое сердце не дрожит,

тебя благословляя.
В.В. Жуковский
«Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили с давних времен отцы и деды наши. Родиной мы называем ее потому, что в ней родились мы, в ней говорят на родном для нас языке, и все в ней для нас родное»

К.Д Ушинский



С чего начинается родина?

По моему мнению, Родина начинается с любви к ней. Если человек любит ее, то ему дорого все: запах цветов, журчание ручья, рябина под окном, ласковое прикосновение материнской руки. Ни в каких испытаниях, ни при каких обстоятельствах, ни у кого нельзя отнять его Родины. Так как она живет в его мыслях, его душе и сердце.

Краеведение - важное средство формирования культуры учащихся. Наряду с образовательно-воспитательными задачами краеведение решает и задачи общественно полезного характера.

Географическое краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу, и является важным средством повышения качества знаний, формирования у учащихся научного мировоззрения и воспитания патриотизма. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе являются его высокая общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.

Школьное географическое краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителя. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы по географии в школе будет глубокое знание самим учителем природы своего края, владение методикой его изучения; второе условие – систематическое использование местного материала на уроках физической географии и постоянная перспективная внеклассная и внешкольная работа; третье – глубокая научная основа. Одна из главных задач краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Не следует ограничивать краеведческую работу только изложением на уроках готовых знаний о своём крае, почерпнутых из учебных пособий и другой литературы, важная часть краеведческой работы – непосредственное участие, как учителя, так и учащихся в поисково-исследовательской деятельности по изучению родного края.

Новизна выполненной работы заключается в том, что:

- краеведческий аспект востребован в практике отечественного образования для решения комплекса познавательных, воспитательных и коммуникационных задач;

- краеведение используется как средство организации содержательного досуга детей;

- востребование потенциала краеведения по следующим позициям:

1.Возможности комплексного воздействия на личность и коллектив, так как во время экскурсии задачи обучения, воспитания и оздоровления решаются одновременно;

2.Максимальное приближение педагогического влияния к детскому коллективу;

3.Индивидуальные формы обучения и усвоения знаний. Курс «Мой край» углубляет содержание раздела курса географии «Природа и общество». Использует межпредметные связи с основными курсами биологии, географии, истории, экологии, обществознания. Краеведческая программа построена с учетом изучения и освоения природы, населения, хозяйства своей малой Родины.

Программа предполагает реализацию в 5-6 классах, в двух направлениях: научно – исследовательская деятельность, образовательные – учебные занятия курса.

Главная задача факультативных курсов – заинтересовать учащихся предметом, показать практическую значимость данной науки. Содержание элективного курса предоставляет учащимся возможность реализовать интерес к предмету, в частности к географии. Концептуальные положения: ориентация учащихся на географическое, гуманитарное, естественно научное изучение природы и хозяйственной деятельности Малой Родины, формирование личности средствами школьного краеведения, а не только собственно предметными знаниями, составляющими основу краеведения.
Цель курса: воспитание ответственности, любви к своей малой Родине, расширение краеведческих знаний о своем городе, районе, повышение общей культуры учащихся.
Задачи курса:


  • Познакомить учащихся с историей возникновения и развития города Шарья Шарьинского района.

  • Создать представление о жизни города и района быте шарьинцев в разное время.

  • Сформировать знания о природных особенностях края, рельефе, климате, почвенно-растительном покрове, животном мире, экономико-социальных аспектах его формирования современного состояния и перспектив их развития.

  • Научить учащихся устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы в ландшафтах городской среды, выявлять и оценивать, прогнозировать проблемы и намечать пути решения.

В результате выполнения программы учащиеся должны узнать сущность и содержание следующих понятий:



  • Физико-географическое положение города, района

  • Топонимика и геральдика

  • Административно - территориальное деление района

  • Природа района

  • Картография района и города

  • Ресурсы города и района

  • Население города и района, история заселения

  • Народные промыслы района

  • Народы, обычаи и традиции района

  • Хозяйство района и города

На основе полученных знаний учащиеся должны приобрести умения и навыки овладения простейшими приемами.

  • Наблюдать и описывать явления природы;

  • Выдвигать гипотезы и отстаивать их;

  • Самонаблюдение улучшения окружающей среды;

  • Пропаганды экологических знаний;

  • Интерпретировать результаты эксперимента;

  • Представлять результаты в виде графиков, таблиц, диаграмм;

  • Делать выводы

Проведение занятий предполагает использование широкого спектра методических средств.

Основная задача учителя в организации учебной краеведческой работы заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае определить наиболее приемлемые методы и приемы осуществления краеведческого подхода. Основными из них являются:

Объяснительно-иллюстративный метод, сочетающий в себе словесные методы (рассказ, объяснение, работа с краеведческой литературой) с иллюстрацией различных по содержанию краеведческих источников (карт, схем, диаграмм, натуральных объектов и т.д.).

Частично-поисковый метод, основанный на использовании краеведческих знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно-обучающей.

Работа с краеведческой литературой и источниками краеведения являются: краеведческая библиография, печатные источники, статистические, картографические, архивные, устные источники, памятники истории и культуры, наблюдаемые объекты и процессы природы. Краеведческие источники, краеведческая литература (научная и художественная), как и иллюстративный материал с краеведческим содержанием (карты, схемы, таблицы и др.), могут быть использованы при предварительной подготовке учащихся к учебным занятиям, в процессе непосредственной учебной работы.

Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной краеведческой работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Он предполагает постановку перед учащимися конкретного задания и его планирования. Исследовательский метод используется:



  • в организации метеорологических, фенологических и гидрологических наблюдений и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем и т.д.);

  • в описании природных процессов и явлений своей местности;

  • при составлении характеристики воздействия на природу местных предприятий;

  • при работе над краеведческой литературой, справочниками и прочими источниками краеведческого содержания;

  • в организации и проведения природоведческих экскурсий.

Таким образом, все эти методы и приемы взаимосвязаны и практически используются в разных сочетаниях. При исследовательском методе, например, наряду с приемами объяснительно-иллюстративного метода значительное место занимает работа с краеведческой литературой и источниками.

Среди многообразия форм и методов обучения важную роль в формировании экологической культуры школьников играют проблемно-коммуникативные и практические, позволяющие раскрыть и наметить пути решения экологической проблемы. Многообразие методов, приемов находит свое отражение в формах организации учебной деятельности. В процессе обучения используется различные дидактические материалы: презентации, видеоматериалы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«Мой край»


Введение в краеведение Шарьинского района



Тема 1. Школа юного краеведа (7 ч.)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. Знаменитые люди района, города.

Край как часть региона и страны. Соотношение территории и границ Шарьинского района и Костромской области. Географическое положение Костромской области, Шарьинского района города Шарьи. Административное деление района. Происхождение названий местных населенных пунктов, улиц.

Официальные символы Костромской области, Шарьинского района, города Шарья: герб, гимн, флаг.

Встречи с интересными людьми, интервью:

1. Беседа с представителями местных органов власти, общественных организаций и движений о проблемах местного самоуправления и благоустройства.

2. Беседа с местными краеведами и старожилами об изменениях в жизни района, города за последние десятилетия.

Экскурсии, походы:

1.Краеведческий музей. Источники по изучению родного края.

2. Картинная галерея (фотовыставка). Виды города, района.

Практические работы:

1. Обозначение на контурной карте природных и административных границ Костромской области, своего района, города. Определение протяженности Костромской области, Шарьинского района, города с севера на юг и с запада на восток.

2. Составление фотоальбома, видеофильма, географического рассказа о путешествии по родному краю, совершенном учащимся.

3. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий населенных пунктов, работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой.

4.Определение географического положения города. Беседа о содержании характеристики ГП города, о значении ГП для развития природы, хозяйства и деятельности населения.

Творческое задание

Рассказать своему далёкому другу об истории создания города.

Написать сочинение рассуждение на тему «Здание, которое я считаю архитектурным памятником нашего города»



Тема 2. Геология и рельеф нашего края (3 час.)

Рельеф Шарьинского района. История формирования и геологическое строение Восточно-Европейской равнины Формы рельефа местной территории, особенности их происхождения и размещения, обозначение на карте. Влияние рельефа на освоение территории. Изменение рельефа под влиянием внешних факторов.

Горные породы, их происхождение, их определение. Полезные ископаемые, добываемые на территории района города, их использование в хозяйственной деятельности и строительстве.

Экскурсии, походы:

1. Места естественных или искусственных обнажений горных пород.

2. Картинная галерея (фотовыставка). Местные пейзажи.

Практические работы:

1. Обозначение на контурной карте (своей территории) местных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.



3. Определение полезных ископаемых по образцам и нанесение на контурную карту районов их залегания.

Тема 3. Климат и погода в нашем крае (6 час.)

Главные факторы, влияющие на местный климат. Исторические изменения климата. Редкие и катастрофические погодные явления в Шарьинском районе. Местные приметы о погоде, слова и выражения, характеризующие погоду и климат.

Приборы для метеорологических наблюдений. Солнечная радиация. Биологические часы. Местное время, его влияние на самочувствие и здоровье людей. Температура воздуха, ее изменения в течение суток, месяца, по сезонам года. Разница в температурном режиме различных частей района, города. Ветер, причины его образования. Местные ветры, их виды, направления, скорость, влияние на погоду. Осадки, их виды, распространение по сезонам года. Климатическая характеристика района проживания. «Рекордные» погодные показатели на территории района, города. Влияние местного климата на здоровье человека и хозяйство.

Встречи с интересными людьми, интервью:

1. Беседа с врачом, туристом или специалистом МЧС о влиянии местного климата на здоровье человека и мерах безопасности при неблагоприятных погодных явлениях.

Экскурсии, походы:

1. Фенологические наблюдения за погодой на местности.

2. Наблюдения за погодными явлениями.

3. Местные пейзажи в разные времена года, фотовыставка.

Практические работы:

1. Наблюдения за погодой (заполнения календаря наблюдений за погодой) района. Подсчет среднесуточной (среднемесячной) температуры. Построение графика хода температуры за сутки, месяц.

2. Составление климатического очерка района, города.



Тема 4. Край рек и озер (4 час.)

Равнинные реки Шарьинского района. Численность и протяженность местных рек. Речной режим и речной сток. Влияние водотоков на формирование местных ландшафтов и освоение территории. Типы озёр в Шарьинском районе. Численность озёр. Местные грунтовые воды (родники, колодцы). Пруды и водохранилища. Рациональное использование в хозяйственной деятельности человека местных поверхностных и грунтовых вод. Биологическое исследование водотоков, водоемов и болот. Местные водные растения и животные. Меры по экономному использованию и охране водных объектов района, города.

Встречи с интересными людьми, интервью:

1. Беседа о местных источниках и водоёмах. Легенды, предания.

Экскурсии, походы:

1.Изучение местных водных растений и животных.

Практические работы:

1. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий местных рек и озёр (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой).

2. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Костромской области, Шарьинского района поверхностных и грунтовых вод района.

3. Учебный проект по экономному использованию и охране водных объектов города.



Тема 5. Природные комплексы нашего края (7 час.)

Растительный мир лесной зоны Шарьинского района: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям. Зависимость между местными формами рельефа, климатом и растительными группировками, их приспособленность к данным средам обитания. Местные лекарственные и ядовитые растения.

Животный мир лесной зоны Шарьинского района: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям. Описание местных животных и определение их хозяйственного значения.

Охрана местных растений и животных. Эндемические, редкие и исчезающие виды растений и животных в районе. «Красная книга» Костромской области. Местные животные и растения в фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике.

Встречи с интересными людьми, интервью:

1. Беседа с представителями местных экологических организаций и общественных движений о природоохранительных мероприятиях в районе.

2. Беседа с местными лесниками, грибниками, ягодниками, рыбаками и охотниками об интересных растениях, повадках животных района.

3. Беседа с местными мастерами об использовании лесных ресурсов. Изделия из бересты и лыка, резьба по дереву.

Экскурсии, походы:

1. Экологическая тропа. Определение местных растений, наблюдение за насекомыми, следами животных. Сбор лекарственных растений для аптеки.

2. Музей краеведческий, (картинная галерея, фотовыставка). Местные растения и животные.

Практические работы:

1. Составление икебаны из местных растений.

2. Определение местных растений по гербарию.

3.. Конкурс плакатов «Осторожно, ядовитые растения!», «Берегите природу!».

4. «Фотоохота». Фотоальбомы местных растений и животных.

Творческое задание

Зелёный город, — какой он?



Тема 6. Население Шарьинского района (4час.)

Численность и состав и населения; половой и возрастной состав, национальный и этнический состав населения. Традиции и обычаи народов района. Размещение населения. Национальный состав. Проблема занятости населения. Народные промыслы района.

Практическая работа

Определение плотности и особенностей размещения населения,

получить знания об особенностях населения своей местности, о районах с наибольшей и наименьшей плотностью. Определить плотность населения на территории Шарьинского района, выявить участки с наибольшей и наименьшей плотностью населения, объяснить причины высокой и низкой плотности. Сравнить особенности населения своего края с другими районами области, сделать вывод о причинах отличия.

Творческое задание

Моя семья в городе (сведения о своих родных).

Ф.И.О.


возраст

Степень родства

Место работы/ учёбы

Сколько лет живёт в городе.



Тема 7. Хозяйство и промышленность района (4час.)

Градообразующие предприятия, их роль в жизни города и района.

Ведущие профессии; история развития хозяйства; современные трудности развития отраслей хозяйства, их причины. Сфера услуг здравоохранение, образование, предприятия обслуживания населения, связь, ЖКХ.

Причины, повлиявшие на развитие хозяйства. Особенности структуры хозяйства Шарьинского района. История развития промышленности. Экономико-географическая характеристика отраслей промышленности: история формирования, особенности территориальной структуры. Проблемы (перспективы) развития промышленности.

Практическая работа

1. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов,

установить особенности природных условий и ресурсов своей местности.

2. Изучение местного предприятия на экскурсии и описание его по плану,

формирование умений составлять экономико-географическую характеристику местного предприятия на основе материалов, полученных на экскурсии.
Ожидаемые результаты обучения.

По окончании курса учащиеся должны

Уметь:


  • Наблюдать и описывать природные явления

  • Выдвигать свои гипотезы

  • Делать выводы

  • Самостоятельно работать с дополнительной литературой в сети Интернет

  • Выбирать из общего главное

  • Принимать правильные решения при ответе на вопрос

  • Аргументировать свои ответы

  • Выполнять мониторинг экологического состояния данной территории

  • Работать над исследовательским проектом и защищать его

  • Применять теоретические знания на практике, в повседневной жизни давать описание природных и хозяйственных объектов;

  • Вести исследовательскую деятельность в сфере личных интересов;

  • Определять взаимосвязи условий окружающей жизни людей и природы;

  • Владеть приемами моделирования в решении имеющихся проблем.

Знать:

  • Суть понятия «краеведение».

  • Источники комплексного изучения Шарьинского района и города.

  • Терминологию, предусмотренную курсом на понятийном уровне.

  • Особенности освоения территории.

  • Особенности природы и ресурсно-природный потенциал района.

  • Правила проведения практических работ особенности экономико-географического положения района.

  • Факторы, формирующие климат, рельеф, внутренние воды и другие компоненты природы.

  • Правила поведения в природе

  • Местонахождение особо охраняемых территорий района.

  • Основные виды природных ресурсов и экологические проблемы в городе и районе.

  • Ведущие отрасли хозяйства города, промышленные предприятия.

  • Особенности национального состава и населения Шарьинского района и города.

Результаты программы:

Приобщение подростков к изучению родного края.

Привлечение учащихся к научной деятельности: написанию отчетов, докладов, рефератов и их выступления;

Воспитание настоящих хозяев земли.

Отслеживание результатов должно происходить методом

тестирования;

качество выполнения практических и творческих работ учащихся;

выступления учащихся с докладами, рефератами на уроках-конференциях;

развитие интереса к науке и желание её глубоко изучать.

Организация и проведение аттестации


  1. Защита рефератов, сообщений: «Достопримечательности города», «Влияние климата на здоровье человека», «Флора и фауна местных водоемов», «Охраняемые природные территории района».

  2. Творческий отчёт в конце краеведческого курса: презентации учащихся курса

  3. Проекты учащихся: «Улицы моего города», « Топонимика водоемов района», «Национальный костюм», «Ими гордиться город», «Предприятия моего города»

«Методический инструментарий


Тематическое планирование курса Мой край»




Название темы

Кол-во часов

Опорные понятия

Форма проведения занятий

Формы контроля

1

Введение в курс (7 часов)

1.1

Школа юного краеведа

1

Краеведение, исследование

Лекция

Беседа с работниками музея



Групповая работа


1.2

Топонимика, история города, района, гимназии

«Улицы моего города»

Знакомство с ресурсами сети Интернет


2

Топонимика, сайт, сеть Интернет, проект

Лекция, беседа с местными органами власти, план проекта, создание проекта

Защита проектов, написание сочинения по группам

1.3

Географическое положение района, города, административные границы

1

Географическое положение, картография

Практикум

Обработка информации

1.4

Экскурсия в краеведческий музей

1

Информация, методы получения и обработки информации

Активное занятие

Составление списка ресурсов

1.5

Геральдика города и района

1

Геральдика, буклет

Поиск информации в сети Интернет

Создание буклета

«Герб района»

«Герб города»


1.6

Достопримечательности города и района

1

Архитектура, рекреационные ресурсы

Лекция, беседа

Создание рисунков, фотографий города, защита рефератов

2

Геология и рельеф нашего края (3 часа)

2.1

Геологическое строение и тектонические структуры района

1

Геология, тектоника, платформа, чехол, фундамент, геохронологическая таблица

Обзорная лекция

Фронтальный опрос

2.2

Формы рельефа

Экскурсия на берег реки по изучению оврагов и причин их образования



1

Равнина, низина, холм, речная долина, овраг, осадочные породы, моренные холмы, валуны, овраг, нивелир, компас, эклиметр

Активное занятие

Сбор образцов горных пород, фоторепортаж, съемка местности, заполнение дневников наблюдения

Приложение №5

2.3

Горные породы и полезные ископаемые района их использование человеком

Происхождение торфа



1

Горная порода, полезные ископаемые, мергели, месторождения

Практикум

Работа с образцами горных пород, нанесение полезных ископаемых на конт. карту

3

Климат и погода в нашем крае (6 часов)

3.1

Климат и климатообразующие факторы района

2

Климат, погода, солнечная радиация, климатический пояс, ветер, температура воздуха.

Лекция, беседа

Составление схемы

3.2

Метеорологические приборы

1

Термометр, дождемер, флюгер, барометр, анемометр, метеорология

Беседа, поиск информации в Интернет

Исследовательская работа по созданию самодельных метеорологических приборов

3.3

Календарь погоды, народные приметы

1

Облачность, скорость ветра, температура воздуха, виды осадков, давление

Практикум

Составление календаря погоды, поиск местных примет о погоде

3.4

Экскурсия

наблюдение за погодой и погодными явлениями



1

Фенология, метеорология

Активное занятие

Заполнение календаря погоды, доклад о проделанной работе

3.5

Влияние климата на здоровье человека

1

Суточные ритмы, биоритмы, аномальные погодные явления

Беседа со специалистом МЧС

Выступления учащихся, составление климатического очерка

4

Край рек и озер (4 часа)


4.1

Внутренние воды города и района

1

Внутренние воды, река, озеро, подземные воды, болота, искусственные водоемы

Беседа,

Просмотр видеороликов по теме: «Река Ветлуга, заповедная зона озера Калмово»



Сообщение учащихся о легендах местных водоемах Обсуждение просмотренных фрагментов, составления буклетов


4.2

Топонимика рек и озер города и района

1

Топонимика, сайт, сеть Интернет, марийцы, Ветлуга

Практикум

Обозначение рек и озер на контурной карте района. Создание презентаций

4.3

Флора и фауна водоемов

1

Экосистема, биоценозы, гидрология

Семинар

Защита рефератов

4.4

Экскурсия на озеро или реку исследовательская работа

1.

Ширина русла, скорость течения, техника безопасности

Приложение



Активное занятие, практикум

Фоторепортаж, защита исследовательской работы

Приложение №2


5

Природные комплексы района (7часов)


5.1

Природные комплексы района. Природная зона - лес

1

Природный комплекс, природная зона, смешанные леса, южная тайга, почва

Лекция с элементами беседы

Беседа с местными представителями экологической организации района


5.2

Экскурсия

Экологическая тропа



2

Экологическая тропа, экосистема, лекарственные растения, экологический паспорт

Активное занятие

Сбор лекарственных растений, составление экологического паспорта, фоторепортаж, конкурс плакатов «Лесная газета»


5.3

Биологические ресурсы района.

Особо охраняемые территории района



2

Экосистема, лесные ресурсы, рыбные ресурсы, заказники, заповедные территории, Красная книга

Беседа, сеть Интернет

Беседа с местными лесниками, грибниками, ягодниками, рыбаками и охотниками.

Интеллектуальная игра «Природа нашего края»

Приложнние№4


5.4

Определение местных растений по гербарию

1

Гербарий, икебана

Практикум

Работа с коллекцией растений

5.5

Творческая лаборатория

«Мой зеленый город»



1

Ландшафтоведение, дизайн, декорации, архитектура, пейзаж

Выступление учащихся

Групповая работа, создание проекта озеленения города, правила поведения в природе, презентация

6

Население Шарьинского района (4час.)

6.1

Население. Характеристика современной демографической ситуации.

1

Численность, национальный и этнический состав, демография, плотность населения, городское и сельское население

Лекция, беседа

Анализ карты,

Заполнение таблицы, просмотр видеофильма



6.2

Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта

1

Религия, православие, народные праздники, марийцы, мордва, ялаш, шобор, тучир, ширкамо

Семинар, сеть Интернет

Исследовательская работа по теме: «Национальный костюм»,

6.3

Русская деревня, кустарные промыслы Шарьинского района, экскурсия в село Одоевское, Рождественское

1

Смолокуренный промысел, дегтярный, рогожный,

Бондарный, столярный,

гончарный


Активное занятие

Сбор материала по теме, отчет творческой работы

6.4

Исследовательская работа «Ими гордиться город»

1

Знаменитые и почетные граждане города и района

Интервью, фоторепортаж

Создание презентации

7

Хозяйство и промышленность района (4час.)

7.1

Предприятия в нашем городе

1

Лесопромышленность

Деревообработка, комлевая часть, лесопиление, мебельное производство, специализация, факторы производства




Беседа

Составление схем промышленных предприятий, просмотр фильма о деревообрабатывающем предприятии в городе

7.2

Экскурсия в исторический музей деревообрабатывающего комбината города



1

Передовики производства, Руководители завода, Ветераны производства, история и предпосылки развития предприятия

Беседа с ветеранами производства

Письменный отчёт

По собранному материалу



7.3

Экскурсия на местное предприятие

1

Благоустройство и его виды. Планировка. Размещение

Активное занятие

Письменный отчёт по вопросам плана, презентация

Приложение№3

7.4

«Профессии в моем городе»

1

Должность, профессия, специальность

Ролевая Игра

Обсуждение, рекомендации по игре

Приложение№1




Итого

35 часов










следующая страница >>
Смотрите также:
Программа элективного курса «Карликовые государства Евразии»
74.8kb.
1 стр.
Программа элективного курса для 11 класса «Подготовка к егэ по географии»
144.57kb.
1 стр.
Пояснительная записка. Программа элективного курса «Энергия будущего»
302.6kb.
1 стр.
Программа элективного курса по географии
527.88kb.
3 стр.
Пояснительная записка Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис»
749.63kb.
4 стр.
Программа элективного курса " Английский язык: деловая и межкультурная сфера общения"
103.13kb.
1 стр.
Программа элективного курса по литературе «Анализ художественного произведения»
181.08kb.
1 стр.
Программа элективного курса 11 класс 70 часов «Интерактивный курс подготовки к егэ по русскому языку»
2031.32kb.
11 стр.
Программа элективного курса по обществознанию. Глобальный мир в XXI веке Программа элективного курса по обществознанию
245.43kb.
1 стр.
Пояснительная записка. Программа элективного курса «Нормы Международного Гуманитарного Права»
60.17kb.
1 стр.
Программа элективного предмета в 11 классе. «Русская литература конца ХХ начала ХХI века.»
206.5kb.
1 стр.
Международные организации программа элективного курса для предпрофильной подготовки
125.97kb.
1 стр.