Главная
страница 1
Аналитическая справка «Описание педагогического опыта»

Сквалецкой Т.Ю.

1. Тема инновационного педагогического опыта – «Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся».

  1. Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества образовательного процесса.

Социальные и экономические изменения в России, быстрый технический прогресс, информатизация общества ставят новые цели перед образованием, одной из которых является формирование творческой личности и продуктивной созидательной деятельности учащегося. Новые информационные технологии обеспечивают получение доступа к неограниченным информационным ресурсам, возможность накопления и обмена данными. Доступность и объем специализированной информации выводит на первый план способности легко ориентироваться в современном технологическом обществе, самостоятельно анализировать проблемы, выявлять перспективные цели и планировать оптимальные пути их достижения, воплощать независимо принятые решения на практике и оценивать их последствия и результаты. На уроках информатики именно в процессе формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся и происходит изучение вопросов информатизации общества, поиска, переработки и преобразования информации во всех ее видах.

3. Источник изменений

В то же время отмечается ряд противоречий, препятствующих данному процессу:

- между требованием к высокому научному уровню учебных знаний с обязательным выделением взаимосвязей между отдельными объектами и низким уровнем востребованности полученных знаний на практике;

- между необходимостью формирования информационно-коммуникативной компетентности в школе и недостаточной разработанностью соответствующих методик;

- между формализованным характером организации образовательной среды в школе и необходимостью сделать ее сферой творческой реализации учащихся.

4. Теоретическую базу опыта составляют:

- теория и методика обучения информатике (А.П.Ершов, А.А.Кузнецов, И.Е.Подчиненов, В.Ф.Шолохович, А.Г.Гейн, А.Г.Кушнеренко, В.К.Белошапка, С.А.Бешенков, Т.А.Бороненко, А.И.Бочкин, В.Г.Коуров, А.С.Лесневский, В.М.Монахов и др.);

- исследования в области педагогических технологий (В.П.Беспалько, И.П.Волков, В.М.Монахов, Г.К.Селевко, Е.С.Полат, В.В.Гузеев и др.);

-исследования в области новых информационных технологий в образовании (В.Г.Житомирский, Я.А.Ваграменко, И.М.Бобко, Е.З.Власова, В.А.Горбаренко, И.В.Гребнев, С.А.Жданов, А.А.Кузнецов и др.);

- теоретические основы информатики (Ф.Л.Бауэр, Г.Гооз, М.Брай, В.М.Глушков и др.).

5. Идея изменений

Идея изменений заключается в обосновании принципа проектирования образовательной среды на основе целесообразного интегрирования теоретических предпосылок педагогических, психологических и информационных теорий.



6. Концепция изменений

В отличие от ранее представленных идей данная методика формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся основана на широком использовании компьютерных телекоммуникационных технологий. Основные способы при этом: обеспечение информационной потребности учащихся; применение метода проектов и Интернет-технологий; организация познавательной деятельности учащихся в соответствии с требованиями технологичности. Новизна идеи состоит в обосновании технологии автоматизированного обучения на основе опосредованного предъявления аудиовизуальных обучающих программ, обеспечивающих оптимальное усвоение информации учащимися.

Трудоемкость: представленная технология предусматривает глубокую дифференцированную работу с каждым из учеников, учет его психологических особенностей и умственных способностей, ориентированность на побуждение внутренних мотивов познавательной деятельности. Кроме того, для метода проектов в обучении информатике предполагается не только подробное определение функциональных возможностей создаваемого учебного проекта, его интерфейса и т.д. (результативный аспект), но и указание путей достижения цели (процессуальный аспект). Вследствие указанной трудоемкости можно выделить следующее ограничение: реализация данной технологии не представляется возможной в классах с большим количеством учащихся.

Риски: отсутствие у учащихся мотивации к информационной деятельности, несформированность умений самостоятельной исследовательской и самообразовательной деятельности, слабое развитие творческих умений.



7. Технология опыта

Технология опыта формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся строится следующим образом:

1. Исходно-диагностический этап: актуализация имеющихся знаний по информатике, необходимых для разработки проекта.

2. Содержательно-плановый этап: рациональное и логическое осмысление каждого шага (подзадачи) выполнения проекта.

3. Содержательно-технологический этап: реализация подзадач проекта, объединение их в блоки; использование новых знаний в создании больших программных проектов.

4. Промежуточно-коррекционный этап: промежуточный контроль и корректировка процесса с возможностью возврата на любой из предыдущих этапов. Контроль усвоения знаний, умений и навыков.

5. Итогово-оценочный этап: итогово-оценочный контроль реализованного программного проекта. Контроль усвоения знаний, умений и навыков.

8. Условия реализации

Для реализации технологии формирования информационно-коммуникативной компетентности школьников конструируется образовательная среда как условия обучения и развития, отвечающие следующим характеристическим свойствам: векторности, интегративности, многоаспектности, открытости, целостности. Образовательная среда ориентирована на осознание школьником целостного миропонимания; на понимание единства основных информационных законов в природе и обществе, возможности их формального, математического описания; на получение представления об информационных объектах и на их преобразование в человеческой практике, в том числе с помощью средств информационных технологий, технических и программных средств; на овладение школьником совокупностью общеобразовательных знаний и умений, социальных и этических норм поведения людей в информационной среде.



9. Результат изменений.

Результативность изменений проходила по следующим показателям, позволившим нам убедиться в эффективности работы:

- осознание необходимости включения в учебно-познавательную деятельность на протяжении трех лет увеличилась на 34,5 %;

- готовность к учебно-познавательной деятельности на 35 %;

- проявление инициативы у гимназистов на 27,8 %;

- удовлетворенность процессом учебного труда и его результатами на 25 %.



  1. Адресная направленность опыта.

Представленный педагогический опыт оптимален в достижении поставленной цели формирования творческой личности и продуктивной созидательной деятельности учащегося, так как имеет возможность быть воспроизведенным в сходных условиях. Используемые технологии могут найти широкое применение в преподавании учебного предмета «Информатика» в образовательных учреждениях разного типа, так как позволяют при наименьших затратах сил, времени учителя достигнуть более высоких результатов в обучении. Представленный педагогический опыт вариативен и применим для всех ступеней обучения в зависимости от конкретных условий.


Смотрите также:
Аналитическая справка «Описание педагогического опыта»
46.8kb.
1 стр.
Описание педагогического опыта
479.5kb.
2 стр.
Справка проблемы развития педагогического образования
400.91kb.
2 стр.
Аналитическая справка о результатах инновационной деятельности за период с 01. 09. 2011 г по 31. 08. 2012 г
211.71kb.
1 стр.
Аналитическая справка по вопросу продления срока действия статей Федерального закона от 22 июля 2008 года №159-фз
50.56kb.
1 стр.
Аналитическая справка
185.39kb.
1 стр.
Презентация педагогического опыта учителя: краткое обоснование основных идей опыта. Практическая часть: «Юные модельеры»
52.75kb.
1 стр.
Аналитическая справка гоу сош 1233 на 15. 04. 2011
205.15kb.
1 стр.
«Развитие системы поддержки талантливых детей». Описание ситуации в моу «Гимназия №9»
159.93kb.
1 стр.
Информационно-аналитическая справка об основных результатах и эффективности деятельности
472.67kb.
3 стр.
Аналитическая справка о самообследовании мкоу «Гимназия г. Буйнакска» Декабрь 2013г
602.96kb.
5 стр.
Описание опыта работы педагога дополнительного образования Сидуковой Юлии Сергеевны. Театральная студия школы
94.74kb.
1 стр.