Главная
страница 1
Обучение сочинению-рассуждению

на лингвистическую тему в 9 классе
Прошедший в стране Год русского языка потребовал от нас, учителей-словесников, большей инициативы, поисков новых, эффективных путей в преподавании русского языка.

На занятиях по русскому языку и во внеклассной работе активизировалось внимание и вырос интерес школьников к слову. Вместе с тем велась борьба с употреблением диалектных и просторечных слов. Это помогало школьникам в подготовке к государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 9 классах общеобразовательных учреждений.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, связанных между собой общетематической направленностью: написание сжатого изложения по прослушанному тексту, выполнение тестовых заданий, написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему или на тему, связанную с анализом содержания текста (по выбору ученика).

Остановимся на работе по подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

Написание такого сочинения – это, пожалуй, одно из самых сложных заданий, к которому нужно подготовить девятиклассников. Выпускникам необходимо не только продемонстрировать теоретические знания одного из разделов лингвистики, но и показать умение создавать собственное речевое высказывание с привлечением информации из прочитанного текста. Это сочинение должно соответствовать функционально-смысловому типу речи – рассуждению. Особое внимание уделяется умению выпускника аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст.

Работа по подготовке к написанию такого сочинения проводится в несколько этапов. Рассмотрим некоторые приёмы работы над сочинением-рассуждением на примере темы «Зачем нужна пунктуация?». Хочется отметить, что предлагаемые приёмы универсальны, и их использование возможно при работе над любой другой лингвистической темой.

В 9 классе учащиеся уже чётко представляют структуру сочинения-рассуждения, ведь работа над этим типом речи систематически ведётся с 5 класса.

Структура сочинения-рассуждения



Тезис – доказательства (аргументы) – вывод

Сначала выдвигается тезис, т.е. положение, которое будет доказываться.

Далее приводятся различные доказательства (аргументы). Это основная часть.

В конце работы делается вывод-заключение. Без этого вывода рассуждение может быть незаконченным.

Каждая структурная часть рассуждения представляет собой новый абзац.

В задании учащимся предлагается написать сочинение-рассуждение на тему: «Зачем нужна пунктуация?», в котором необходимо привести не менее двух аргументов из текста, иллюстрирующих различные функции знаков препинания.


-1-

К сожалению, в школьных учебниках по русскому языку информация о функциях и структурно-грамматической дифференциации знаков препинания отсутствует.

В связи с этим работу по подготовке к написанию подобного сочинения целесообразно строить следующим образом.

На первом этапе необходимо повторить уже известные девятиклассникам сведения о пунктуации, познакомить учащихся с системой знаков препинания и их функциями и отработать на конкретных примерах навыки в определении функций.

Занятие проводится в форме лекции с элементами беседы. Приводим фрагмент лекции.

- Что изучает пунктуация?



Пунктуация содержит систему правил о составе, функциях и постановке знаков препинания.

Знаки препинания делают письменное изложение мыслей точным, ясным и удобным для восприятия.

- Сколько знаков препинания в русском языке? Обратитесь к тексту ( распечатан на каждого ученика или спроецирован на доску) и перечислите их ( в тексте представлены все знаки препинания).

Текст для чтения

1) Отправляя письма в большой южный город Ростов, на конверте обязательно пишут: «Ростов-на-Дону», смутно догадываясь, что есть ещё где-то какой-то Ростов. 2) И не всем известно, что огромный южный Ростов – дитя в сравнении с незаметным, маленьким Ростовом северным.

3) Ростову на севере было двести лет, когда в устье Дона рубили первую избу. 4) Москва была деревенькой, когда Ростов называли не иначе как Ростовом Великим. 5) Город имел в своё время такую же славу, как Киев и Новгород. 6) Первый раз Ростов летописцами упомянут в 862 году – тысяча сто двадцать три года назад. 7) Представим эту глыбищу времени и, попытавшись, отмеряем тысячу с лишним лет не назад, а вперёд.8) Каждый год теперь рождаются новые города. 9) Вообразим: нынешняя Дубна, Комсомольск-на-Амуре, Ангарск простояли тысячу сто с лишним лет. 10) На Земле 3090 год… 11) Какой фантаст решится предсказать, что будет и чего не будет на Земле в то далёкое время? 12) Вот что такое тысяча лет. 13) Ростов преодолел эту толщу времени. 14) И мы с любопытством и восхищением разглядываем его как некий корабль, приплывший из страны с названием Древняя Русь.

15) Дорога из Москвы в Ростов такая же древняя, как её конечный пункт и как все маленькие городки, деревушки, монастыри и церкви, посаженные на ней, как драгоценный жемчуг на прочной нитке. 16) Как хороша ты (тут уж не задремлешь), старинная дорога в Ростов! 17) Маячат перелески в красках вечернего облака; ещё одна колоколенка скрылась за поворотом.

(По В.Пескову)

-2-
Итак, существует десять знаков препинания: точка, запятая, двоеточие, тире, точка с запятой, многоточие, скобки, кавычки, восклицательный и вопросительный знаки.

К знакам препинания в научной литературе относят и абзац. Попробуйте объяснить, почему. (Абзац делит текст на смысловые отрезки).

Далее учитель сообщает о структурно-грамматической дифференциации знаков препинания. Их можно разделить на две группы:

1) знаки разделительные (точка, восклицательный и вопросительный знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие); они служат для разделения частей текста: одного предложения от следующего за ним или группы предложений; состава подлежащего от состава сказуемого, одной группы однородных членов от другой и т.д., их графическая особенность – они одиночные, непарные;

2) знаки выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки); они служат для обозначения границ элементов предложения, которые дополняют, раскрывают, поясняют содержание предложения в целом или его частей; выражают отношение к высказыванию.

- В чём особенность выделяющих знаков препинания? (Они парные).

- Найдите в тексте и приведите примеры разделительных и выделяющих знаков препинания. Работа учащихся.

В понимании основ пунктуации существует три направления: логическое, синтаксическое и интонационное. Представители логического направления (Ф.И. Буслаев, С.И.Абакумов и А.Б.Шапиро) полагали, что знаки препинания играют смысловую роль, указывают на смысловое членение и взаимоотношение мыслей, выражают различные добавочные смысловые оттенки. Синтаксическое направление (Я.К.Грот) в понимании основ пунктуации считает, что пунктуация делает наглядным синтаксический строй речи, выделяя отдельные предложения и части предложения. Согласно интонационному направлению (Л.В.Щерба, А.М.Пешковский), знаки препинания служат для обозначения фразовой интонации.

В связи с этим принято выделять смысловую, интонационную и синтаксическую функции

Смысловая и интонационная функции не всегда совпадают. Прочитаем предложение 7 текста. При чтении соединительный союз и читается вместе с деепричастным оборотом, хотя синтаксически он связывает однородные сказуемые.

На втором этапе обучения сочинению-рассуждению на лингвистическую тему эффективен приём групповой работы. Класс разбивается на небольшие группы (2-3 человека), и каждая отвечает за определённый пунктуационный знак. Ребята, обратившись к отрывку из художественного произведения (например, сцена дуэли из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»), должны указать функции своего знака препинания. Далее девятиклассники представляют результаты своей работы.


-3-

На третьем этапе работы учащимся предлагается написать сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужна пунктуация?». Необходимо найти и привести 2 примера из текста для чтения, иллюстрирующих разные функции знаков препинания (не менее 50 слов). Приведём в качестве примера одну из работ учащихся.



Образец сочинения-рассуждения
Можно ли представить письменную речь без знаков препинания? Так ли нужны нам эти непонятные палочки, точечки, крючочки?.. А может быть, вполне возможно обойтись без них? Облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Например, в предложении 9 запятые служат для перечисления однородных подлежащих. Если эти знаки препинания заменить точками, то получатся три односоставных назывных предложения. Они отличаются смысловой законченностью и повествовательной интонацией. Это смысловая функция знаков препинания.

Есть ещё интонационная функция. Она проиллюстрирована в двенадцатом предложении. Если поменять точку на восклицательный знак, то изменится интонация: «Вот что такое тысяча лет!».

В тексте имеются парные знаки препинания: кавычки (1), запятые (1,15) и скобки (16). Такие знаки относят к выделяющим, ведь они выделяют слово, словосочетание или даже предложение из всего текста.

В тексте мы встречаем разделительные (отделяющие) знаки. Они служат для отделения частей текста: состава подлежащего от состава сказуемого (2), простых предложений в составе сложного (3,4), однородных членов предложения (9) и др..

Я считаю, что без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Они необходимы, потому что без них любой текст становится непонятным. Поэтому прав Антон.

(180 слов)
Систематическое использование на уроках русского языка предложенных приёмов даёт возможность научить девятиклассников написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

-4-


КАК ПИСАТЬ ИЗЛОЖЕНИЕ

Три основных способа сжатия (компрессии) текста

Выделяют три основных способа сжатия (компрессии) текста :

исключение,обобщение,упрощение.

К основным языковым приёмам сжатия (компрессии) исходного текста относятся:

1. Исключение:

исключение повторов;

исключение одного или нескольких из синонимов;

исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

исключение фрагмента предложения;

исключение одного или нескольких предложений.

2. Обобщение:

замена однородных членов обобщающим наименованием; • замена гипонимов гиперонимом; • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.


3. Упрощение:

слияние нескольких предложений в одно;

замена предложения или его части указательным местоимением;

замена сложноподчинённого предложения простым;

замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.

Сжатое изложение проверяет:

1) умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;

2) умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;

3) умение письменно передавать обработанную информацию.

Проверка этих трёх основных умений легла в основу системы критериев оценивания изложения.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ТЕКСТА

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание) - образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа (лев - сила, власть; правосудие - женщина с весами). В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча). В литературе многие аллегорические образы берутся из фольклора и мифологии.

АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат. ad - к, при и littera - буква) - стилистический приём; повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность. На аллитерации построены многие каламбуры, а также русские пословицы, поговорки и особенно скороговорки. Аллитерация и ассонанс являются основными приёмами звукописи в литературе.


"Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет" (повторение согласных звуков к, л, р).


Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный чёлн…


(К. Бальмонт)

Ужа ужалила ужица,
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж уж от ужаса стал уже -
Ужа ужица съест на ужин.

АЛЛЮЗИЯ (лат. allusio - шутка, намёк) - стилистическая фигура; намёк посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Геро-страта»,«Слон и Моська

АНАФОРА


(греч. anaphora - вынесение) - стилистическая фигура; повторение начальных звуков (звуковая анафора), слов (лексическая анафора), фраз (синтаксическая анафора) в начале смежных стихов в пределах строфы. Также: повторение каких-либо синтаксических построений в смежных строфах (строфическая анафора).
Звуковая анафора основана на аллитерациях и (или) ассонансах


.

И посох мой благославляю,
И эту бедную суму,
И степь от края и до края,
И солнца свет, и ночи тьму.
(А.Толстой)


Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
(М.В. Лермонтов)


Приют любви, он вечно полн
Прохлады сумрачной и влажной...
(А.С.Пушкин)


Лексическая анафора имеет место при повторении в соседних стихах одинаковых слов.

Чёрный ворон в сумраке снежном,
Чёрный бархат на смуглых плечах...
Томный голос пением нежным
Мне поёт о южных ночах.
(А.Блок)


Сила народная,
Сила могучая -
Совесть спокойная
Правда живучая!
(Н.А.Некрасов)



Синтаксическая анафора - повторение синтаксических конструкций или фраз в начале стихов в пределах одной строфы.


Я знал любовь, не мрачною тоской,
Не безнадёжным заблужденьем,
Я знал любовь прелестною мечтой,
Очарованьем, упоеньем.
(А.С. Пушкин)


Мне никто сокровенней не был,
Так меня никто не томил,
Даже тот, кто на муку предал,
Даже тот, кто ласкал и забыл.
(Анна Ахматова)


Строфическая анафора основана на повторении слов или синтаксических построений в смежных строфах.

Взгляни на звёзды: много звёзд
В безмолвии ночном
Горит, блестит кругом луны
На небе голубом.

Взгляни на звёзды: между них
Милее всех одна!
За что же? Ранее встаёт,
Ярчей горит она?
(Е. Баратынский)


Русское название анафоры - единоначатие. Противоположность анафоре - эпифора.

АНТИТЕЗА (греч. antithesis - противоположение) - стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов в художественной речи.

Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ и бледен.
(А.С. Пушкин)


АНТИФРАЗ (антифразис) – стилистическая фигура; употребление слова в противоположном смысле, часто с иронией или насмешкой («герой», «орёл», «мудрец»…).

...Вот первый.
Талант! У него всё по плану.
Он опусы круглые сутки крапает.
Он выбрал девиз: ни дня без романа!
И мысли за строчками не успевают.
Как светоч, как башня водонапорная,
Он знает, что нужно стране и народу:
Сегодня в цене - вода и снотворное,
И он подаёт эту воду!
Второй.
Самородок. Мыслей гигант.
Он автор всего: от романов до песенок;
Его голова как огромный сервант
Напичкана всякой словесной плесенью.
Творчество он заменил плагиатом
И, величайшим владея даром,
Из разных книжонок стругает салаты
И жадно считает свои гонорары...
(В. Невский)


АРХАИЗМ (от греч. archaios - древний) – устарелое слово или фраза, вышедшие из употребления. Архаизмы (в русском языке - славянизмы) используются для стилизации речи под старину (пиит, камелёк, отселе, днесь, сеча, глаголить, лик…).

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась
На мутном небе мгла носилась…
(А.С. Пушкин)


АСИНДЕТОН - см. Бессоюзие.

АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь) – созвучие ударных гласных звуков при полном или частичном несовпадении согласных (ведро - светло, весь – месть, красивый - неугасимый, сказка – палка, ворон - посох…). Ассонанс широко использовался в русском фольклоре, а также и поныне применяется как в поэзии, так и в песенном творчестве. Ассонанс вместе с аллитерацией являются основными приёмами звукописи в литературе.
Хвали сено в стогу, а барина в гробу.
Людская молва, что морская волна.


Твоих лучей небесной силою
Вся жизнь моя озарена.
Умру ли я, ты над могилою
Гори, гори моя звезда!
(слова народные)


Ассонансом также обозначается повтор в строке, строфе или фразе однородных ударных гласных звуков.

О весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
(А. Блок)


Употребление в стихах слов исключительно с одной гласной можно занести в разряд экспериментальных стихов, как например, стихотворение "Трюк с «Ю»".

"

Пью Брют.
Плюю в крюк.
Юн, Лют.
Люблю юг!
Бьюсь, злюсь.
Юлю, вьюсь…
Вьюг блюз.
Сплю? Снюсь?
Б. Гринберг

БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века -
Всё будет так. Исхода нет.
(А. Блок)


ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole - преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении
(«реки крови», «море смеха»). Противоположность гиперболе – литота.


Гипероним — слово с более широким значением, выражающее общее, родовое понятие, название класса (множества) предметов (свойств, признаков).

Например: растение( гипероним)- трава, дерево, папоротник, ива(гипонимы)

Гипоним — слово с более узким значением, называющее предмет (свойство, признак) как элемент класса (множества).

 Гипоним — понятие, в отношении к другому понятию выражающее подвид, более конкретное понятие. В отношении некоторого множества объектов, гипонимом является понятие, отражающее подмножество к исходному.



Примеры гипонимов:

  • Гипонимы понятия растение: трава, дерево, папоротник, ива;

  • Гипонимы понятия наука: физика, химия, антропология;

  • Гипонимы понятия личность: Архимед, писатель и др.

Согипонимы (гипонимы одного понятия)

 
ГРАДАЦИЯ



- стилистическая фигура; последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи.

Не жалею, не зову, не плачу.
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
(С. Есенин)


ГРОТЕСК (франц. grotesque – причудливый, комичный) - изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях.

Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,
Дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу: сидят людей половины.
О дьявольщина! Где же половина другая?
(В. Маяковский)


ИНВЕКТИВА (позднелат. invectiva oratio - бранная речь) – резкое обличение, осмеяние реального лица или группы лиц; разновидность сатиры («А вы, надменные потомки…», М.Ю. Лермонтов)

ИНВЕРСИЯ (лат. inversio - перестановка) - изменение обычного порядка слов в предложении для придания им особого смысла. Как правило, в обратном порядке ("Преданья старины глубокой" А.С. Пушкин).

ИРОНИЯ (греч. eironeia - притворство) - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.

Слуга влиятельных господ,
С какой отвагой благородной
Громите речью вы свободной
Всех тех, кому зажали рот.
(Ф.И. Тютчев)


КАКОЛОГИЯ (греч. кakos – плохой, logos – слово) – неправильное сочетание слов в предложении (“одержать успех” вместо “одержать победу” и т.п.).
КАТАХРЕЗА (греч.katachresis - злоупотребление) - сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое (когда рак свиснет, поедать глазами...). Катахреза сродни оксиморону.
ЛИТОТА (греч. litotes - простота) - троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок»). Второе название литоты – мейосис. Противоположность литоте – гипербола.


МЕТАФОРА (греч. metaphora - перенесение) - троп; скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.

Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
(А. Блок)


МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование) - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле ("пенящийся бокал"- имеется в виду вино в бокале; "читать Пушкина" - подразумевается его стихи, "выпить рюмку" - т.е. её содержимое и т.п.).

Театр уж полон, ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит...


(А.С. Пушкин)

МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску («И скучно и грустно, и некому руку подать…» М.Ю. Лермонтов). Противоположная фигура - бессоюзие.

НЕОЛОГИЗМ - новое слово или выражение, созданное для обозначения новых предметов или понятий (сайт, пейджер, бонус...). К неологизмам относятся и заимствования.
ОКСИМОРОН -оксюморон)(греч. oxymoron - остроумно-глупое) - сочетание контрастных, противоположных по значению слов («живой труп», «гигантский карлик»).
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) - вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…).


Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
(А.К. Толстой)


ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.


В синем море волны плещут. Мчаться тучи, вьются тучи...
В синем небе звезды блещут. (М.Ю. Лермонтов)
(А. С. Пушкин)


Параллелизм может быть, как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.

ПАРАФРАЗА (греч. paraphrasis - пересказ) – вольное изложение текста, пересказ другими словами.




ПАРОДИЯ (греч. parodia – перепев) – жанр в литературе, комическое или сатирическое подражание кому-то или чему-то; высмеивание стилистических и других приёмов какого-либо писателя (поэта), основанное на утрировании его манеры письма. Первые пародии в русской поэзии встречаются в 18 в. у А.Сумарокова ("Дифирамб Пегасу", написанный на стихотворение В. Петрова). Позже пародии писали В.Жуковский, И.Крылов, Д.Минаев, В.Курочкин, А.Измайлов и др. Классиком русской современной стихотворной пародии стал поэт-пародист Александр Иванов (1936-1996).
Примеры современных поэтических пародий.



ПАРОНИМЫ (греч. para – возле и onyma – имя) – слова, близкие по звучанию, но различные по смыслу (кино – кинолог, банк – банка, база – базис, штопать – штопор…). Паронимия – стихотворная игра паронимами (схема – смеха, сторожил – старожил, отдушина – задушена, граблю – грабли…). На паронимии часто строятся каламбуры и скороговорки:
Коля колет колья.


ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский).
ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание) - троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» — вместо «лев»).

ПЛЕОНАЗМ (от греч. pleonasmos - излишество) - употребление слов, излишних для смысловой полноты высказывания, а иногда и для стилистической выразительности. Например, плеоназм в словосочетании «своя автобиография» (в слове «автобиография» уже содержится понятие «своя»), "мёртвый труп", "сидеть без денег на бобах"… Плеоназм сродни тавтологии.



ПРИТЧА – небольшой рассказ поучительного характера в иносказательной, аллегорической форме. Сродни басне, однако смысл притчи всегда глубже.

САРКАЗМ (греч. sarkazo, букв. - рву мясо) - презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.

САТИРА – обличение, осмеяние порочных явлений действительности. Сатирическими могут быть, как отдельные образы, ситуации и эпизоды, так и целые произведения. Выразительные средства сатиры: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, аллегория, пародия и др. Классики сатиры: Мольер, Дж. Свифт, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. Гойя.

СИНЕКДОХА (греч. synekdoche - соотнесение) – троп и вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром
Французу отдана?
(М. Ю. Лермонтов)

ЭВФЕМИЗМ (греч. euphemismos, от eu – хорошо, phemi – говорю) – замена неприличных, грубых, деликатных слов или выражений более неопределёнными и мягкими (вместо «беременная» - «готовится стать матерью», вместо «толстый» - «полный», и т.п.).

ЭЗОПОВ ЯЗЫК (назван по имени древнегреческого баснописца Эзопа) – речь, изобилующая иносказаниями, недомолвками, намёками и пр. для сокрытия прямого смысла. Традиционные иносказательные приёмы: аллегория, ирония, аллюзия, перифраз.

ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis - выпадение, опущение) - пропуск в речи подразумеваемого слова, которое можно восстановить из контекста.

День в тёмную ночь влюблён,
В зиму весна влюблена,
Жизнь – в смерть…
А ты?... Ты в меня!
ЭПИГОНСТВО (греч. epigonoi – родившиеся после) – механическое, лишённое творчества подражание чему-то; традиционным художественным приемам какого-либо направления или стиля; желание угодить существующим вкусам или моде любой ценой. ЭПИТЕТ (греч. epitheton - приложение) - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо («парус одинокий», «роща золотая»…).


Я помню чудное мгновенье!
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
(А.С. Пушкин)


ЭПИТАФИЯ (греч. epitaphios - надгробный) - надгробная надпись, главным образом стихотворная; в поэзии стилизованные эпитафии стали самостоятельным жанром панегирического (эпоха классицизма) или, подобно эпиграмме, сатирического содержания.

Здесь Пушкин погребён; он с музой молодою,
С любовью, леностью провёл весёлый век,
Не делал доброго, однако ж был душою,
Ей-богу, добрый человек.
(А.С. Пушкин)


ЭПИФОРА (греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз. Рифма - вид эпифоры (повтор последних звуков).

Вот на берег вышли гости,

Царь Салтан зовёт их в гости...
(А. С. Пушкин)


ЭПОПЕЯ (греч. epos – слово и poieo - творю) - крупное произведение эпического жанра, повествующее о значительных исторических событиях. Эпопеи Гомера. Л. Толстой «Война и мир».

Пример задания ГИА в 9 классе

С. Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 1

Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.

Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасение от серьёзных жизненных неудач и провалов.

Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, — это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными качествами.

И одним из таких важнейших качеств является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Через сопереживание человек ощущает свою причастность к тем, кто живёт рядом

с ним, участвует в том, что происходит вокруг. Следовательно, обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, сможет добиться

успеха в этом мире.

Как же развить эту способность? Психологи пришли к выводу, что помочь этому, в частности, может восприятие искусства. Человек, который получает удовольствие от живописных или скульптурных образов, чувствует красоту стиха или мелодии, ощущает ритм узора, — такой человек способен к необходимому для жизни эмоциональному переживанию. А в том, что эти переживания жизненно необходимы, учёные не сомневаются. Только нужно уметь чувствовать. И через восприятие искусства мы облагораживаем свои

чувства, воспитываем их. Кино, театр, музыка — всё обогащает личность,потому что благодаря восприятию любого вида искусства у нас развивается так называемый эмоциональный интеллект, то есть оптимальное сочетание эмоциональных и интеллектуальных способностей нашей личности.

(По материалам периодической печати)

Проверка и оценивание задания С1

Таблица 1

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца Микротема

1 Не так давно считалось, что успех в жизни прямо зависит от наших интеллектуальных способностей, знаний

и умений.

2 Сейчас учёные приходят к выводу, что интеллектуальный багаж — это необходимое, но недостаточное условие достижения успеха.

3 Чтобы добиться успеха, человек, кроме прочего,должен обладать способностью понимать окружающих,

чувствовать их настроение, сопереживать им.

4 Развить эту способность можно, в частности, через восприятие искусства, потому что при этом развивается

наш эмоциональный интеллект, а значит, обогащается личность.

Внимание!

1. При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.

2. Количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7.

(1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа,когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка.

(5)Одного с Кинтелем возраста.

(6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

(8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)"Зарабатываю на скрипку".

(11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и

сама девочка — тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди.

(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.

(20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.

(22)Хотя... посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке... (25)Он и так уже стоит здесь, наверно,полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости...

(26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал скрипку...

(По В. Крапивину)

Задания А1—А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Ответы на задания А1—А7 обведите кружком.

А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос:

«Почему героя сразу «взяла в плен» маленькая скрипачка?»

1) Девочка, игравшая на скрипке, обладала необыкновенной внешностью.

2) Девочка вызывала симпатию у героя прежде всего тем, что умела сама зарабатывать деньги.

3) Девочка представлялась герою беззащитной и в то же время самостоятельной, глубокой.

4) Девочка не обращала внимания на героя, и это задевало его и пробуждало интерес к ней.

А2.Почему герой считал, что «девочка играла восхитительно»?

1) Девочка играла уверенно и громко, хотя в руках у неё была чужая или плохая скрипка.

2) На героя повлияло то, что многие останавливались послушать игру девочки.

3) За плохую игру люди не станут платить деньги, а девочке набросали их немало.

4) Девочка умела вложить в мелодию душу, как бы сливаясь с музыкой в единое целое.

А3.Как характеризует героя информация, заключённая в предложениях 20—21?

1) Кинтель был человеком расчётливым, умеющим экономно тратить деньги.

2) Кинтель был ответственным человеком, но при этом был способен на душевные порывы.

3) Кинтель умел находить себе оправдание в затруднительной ситуации.

4) Кинтель ничего не понимал в музыке и потому готов был заплатить за игру девочки большие деньги.

А4.Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «заворожённость»

(предложение 25).

1) очарованность

2) колдовство

3) любовь

4) неподвижность

А5.В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1) (1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа,когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку.

2) (11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно.

3) (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество.

(18)А вокруг стояли люди.

4) (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке...

А6.Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор и герой называют скрипачку не «девчонка», не «девчушка», а «девочка»

Такая форма слова говорит …

1) о жалости автора и героя к маленькой скрипачке.

2) об отсутствии подлинного сочувствия автора и героя к юной скрипачке.

3) о снисходительном отношении автора и героя к бедной уличной скрипачке.

4) о серьёзном и уважительном отношении автора и героя к скрипачке.

А7.Укажите предложение, в котором содержится метафора.

1) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

2) По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже.

3) Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том,кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях.

4) А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.

Задания В1—В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. Замените слово БУМАЖЕК из предложения 19 синонимом официально-делового или научного стиля. Напишите этот синоним.

В2.Из предложений 6—7 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В3.Из предложений 6—10 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

В4.В предложениях 24—25 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «Если при прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, есть зависимые слова, то это прилагательное

переходит в причастие и в его суффиксе пишется НН».Выпишите найденное причастие с зависимым словом.

В5.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве.

Она покачивалась на загорелых ногах,(1) как на стебельках,(2) задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. У ног девочки,(3) в пыльных подорожниках,(4) лежал скрипичный футляр,(5) в откинутой крышке его белел бумажный лист.

В6.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

По крайней мере,(1) Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же,(2) и сама девочка — тоже. Кинтель смотрел на юную скрипачку, (3) и сердце у него заходилось в сладкой тоске.

В7.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Он и так уже стоит здесь,(1) наверно,(2) полчаса,(3) поэтому все,(4)конечно,(5) догадались о его завороженности...Кинтель попятился,(6)чувствуя,(7) как наливаются теплотой уши и щеки.

В8. Замените словосочетание СЛУШАЛИ ВНИМАТЕЛЬНО (предложение 19), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В9.Выпишите грамматическую основу предложения 23.

В10.Среди предложений 1—5 найдите предложения с однородными членами.

Напишите номера этих предложений.

В11.Среди предложений 25—28 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

В12.Укажите количество грамматических основ в предложении 1.

В13.Среди предложений 3—8 найдите сложное бессоюзное предложение.

Напишите номер этого предложения.

В14.Среди предложений 19—24 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или

С2.2.

Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли знаков препинания в письменной речи.

Антон. На письме без знаков препинания обойтись невозможно…

Кирилл. Зачем нужны все эти абзацы, двоеточия, тире,запятые? Неужели без них нельзя обойтись?

Вот до XV века в книгах вообще не было знаков препинания. А сейчас их столько! Попробуй разберись, где какой знак ставить!

Помогите Антону доказать его точку зрения.

Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны знаки препинания?»

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст В. Крапивина.

Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции знаков препинания.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.

Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл

финала текста: «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку...»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 90 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Образец

Сочинения-размышления

по тексту В.Крапивина ( из книги «Бронзовый мальчик» 1994г)

I. Вступление

О влиянии музыки на организм человека было известно c давних времен. Музыка также обладает особенностью оказывать заметное воздействие на эмоциональное состояние человека. Именно этим вопросам посвящен отрывок из произведения В.П.Крапивина «Бронзовый мальчик» 1994г. Музыка еще с первобытных времен была одной из мощнейших причин, побуждающих человека к тем или иным действиям: «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку...»

2 вариант вступления.

Одно из лучших произведений Владислава Петровича Крапивина «Бронзовый мальчик» (1994 г.) , рассказывает о сложной, но увлекательной жизни мальчика Дани по прозвищу Кинтель. В нем через судьбу обыкновенного подростка отображается вся сложность современной жизни. Когда читаешь эту историю, начинаешь понимать, как важно быть человечным и отзывчивым в нашем порою циничном мире и какой могучей силой должна обладать музыка, способная влиять на формирование человеческого характера. «Cлyшать пpекpасное – значит yлyчшаться», - утверждал еще Аристотель. Музыка еще с первобытных времен была одной из мощнейших причин, побуждающих человека к тем или иным действиям: «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку..»

II. Тезис (основная мысль,)

По-моему, смысл финала текста заключается в том, что «Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка – тоже» - и это то главное, что отмечает автор в предложении №14. Почему же героя сразу «взяла в плен» маленькая скрипачка?

Во-первых, мне кажется, потому, что «девочка умела вложить в мелодию душу, как бы сливаясь с музыкой в единое целое».

Во-вторых, Кинтель « был способен на душевные порывы».

Мальчик побрел домой, унося в душе что-то теплое, щемящее, доселе неизвестное. Не случайно автор и герой называют скрипачку не «девчонка», не «девчушка», а «девочка».Такая форма слова говорит о серьёзном и уважительном к скрипачке. Девочка представлялась герою беззащитной и в то же время самостоятельной и глубокой. Завороженный, восхищенный Кинтель долго ещё слышал скрипку.

Я думаю, что когда Кинтелю было грустно без причины, он всегда вспоминал эту музыку и девочку, которая от музыки была неотделима. И девочка со скрипкой осталась в памяти как что-то волшебное, полусон какой-то или сказка о Дюймовочке.

В «Золотом мальчике» В.П.Крапивин рассказывает, как иногда Кинтель насвистывал или мурлыкал мелодию, которую тогда играла девочка, и однажды это услыхал дед.

– О, да у тебя слух как у музыканта!

– Почему? – застеснялся Кинтель.

– Такую мелодию ведешь без всякой фальши.

– А что за мелодия?

– У Кинтеля, как тогда, при девочке, затеплели уши.

– Я не знаю даже. Случайно вспомнилась…

– Это скрипичный романс Шостаковича из фильма «Овод».


…В минуты, когда подкрадывалось задумчивое настроение, печаль какая-нибудь, «Овод» начинал звучать в Кинтеле тихо, ненавязчиво, в лад со струнами души.

III. Заключение



Да. Музыка делает людей лучше: она пробуждает эмоции, приносит людям утешение, рождает в человеке добрые чувства. Действительно, музыка – могучее средство духовного обогащения. И Кинтель это чувствовал, как никто другой.


Смотрите также:
Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему в 9 классе
316.05kb.
1 стр.
Как готовиться к сочинению на гиа 2013 года
382.69kb.
3 стр.
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
191.84kb.
1 стр.
Памятка для выпускников при подготовке к егэ по русскому языку
66.55kb.
1 стр.
Подготовка к сочинению на тему «Письмо в 1941- й год»
149.67kb.
1 стр.
Урок по русскому языку. Развитие речи. Тема: п одготовка к сочинению «Великая Отечественная война» 4 класс
116.41kb.
1 стр.
Реферат по социологии н а тему : cоциология эмиля дюркгейма студент 2-го курса
228.93kb.
1 стр.
Подготовка к сочинению-описанию
84.91kb.
1 стр.
Урок-семинар, обобщение изученного по творчеству А. Блока с целью подготовки к сочинению " Тема Родины в творчестве Блока" Класс: 11 Цель: обобщить изученное, подготовиться к сочинению
47.27kb.
1 стр.
Урок русского языка в 8 классе Тема. Подготовка к сочинению описанию архитектурного памятника. Тип урока
127.79kb.
1 стр.
Подготовка к сочинению по картине А. И. Куинджи "Березовая роща" в 5 классе
43.26kb.
1 стр.
Урок русского языка в 6-м классе учителя русского языка и литературы Куренковой Л. А
39.23kb.
1 стр.