Главная
страница 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №1 имени 397-й Сарненской дивизии

города Аткарска Саратовской области

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МОУ-СОШ №1

_________/Т.Ю.Агеева/ МОУ-СОШ №1 г. Аткарска __________/И.Ю.Тарасова/

Протокол № ______ _________/И.В.Салимзянова/ Приказ № _________

От _____________2011г. _____________________2011г. От _______________2011г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке


для учащихся 4 класса
педагога Агеевой Татьяны Юрьевны
(высшая квалификационная категория)

Рассмотрено на заседании


педагогического совета
Протокол № _____от
«_____» ___________2011г.

2011-2012 учебный год



Пояснительная записка
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.

Задачи уроков музыки в 4 классе:

  • развитие нравственно-эстетических ориентаций учащихся в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений – фольклора, музыки религиозной традиции, «золотого фонда» классики, современных сочинений;

  • обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка;

  • накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства;

  • выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;

  • совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор–исполнитель-слушатель);

  • развитие навыков хорового (ансамблевого, сольного) пения – унисон, кантилена, широкое дыхание, легкое, полетное звучание детских голосов, расширение певческого диапазона голоса, элементы двухголосного пения, понимание руки дирижера при исполнении музыки различного характера; выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;

  • освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;

  • развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • авторская программа Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – Москва: Просвещение, 2007год);

  • утвержденный приказом от 13 декабря 2007 г. № 349 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для 4-го года обучения, поурочное планирование. Авторская программа используется в данной рабочей программе без изменений. В соответствие с БУПом-2004 данная рабочая программа рассчитана на 34 час.

Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:



  • Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • Метод эмоциональной драматургии;

  • Метод создания «композиций»;

  • Метод игры;

  • Метод художественного контекста.

Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.

В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение музыкальных произведений; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания и музыкальной формы; тестирование, разработанное авторами программы.


Учебно-тематический план






п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Приме-

чание

Лабора-

тор-

ные

и прак- тические


Контроль-

ные и

диагности-

ческие

материалы

Экс-

курсии




I.

Тема №1. “Россия – Родина моя”

4 ч.













II.

Тема №2. “День, полный событий”

6 ч.




1 ч.

Обобщающий урок по темам









III.

Тема №3. “О России петь – что стремиться в храм”

4 ч.




1ч.

Музыкальная

викторина









IV.

Тема №4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!”

3 ч.













V.

Тема №5. “В музыкальном театре”

6 ч.




1 ч.

Обобщающий урок по темам









VI.

Тема №6. “В концертном зале”

6 ч.













VII.

Тема №7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”

5 ч.




1ч.

Музыкальная

викторина












Итого:

34 ч.




4 ч.








Календарно-тематическое планирование





урока


Название темы


Кол-во часов по программе

Дата проведения

Фактическое прохождение программы

ИКТ



Примечание





I четверть – 9 часов.
















11 1.

Мелодия. С.В.Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром. Разучивание песни о родной природе. Куплетная форма.

1

02.09











2.

Что такое вокализ? С.В.Рахманинов «Вокализ». Как сложили песню. Звучащие картины.

1


09.09










3.

Ты откуда, русская, зародилась музыка? Жанры народных песен.

1


16.09










4.

Произведения, которые славят героев, защитников Родины. Кантата «А.Невский», опера «Иван Сусанин».

1


23.09










5.

Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. Стихира русским святым. А.Бородин симфония «Богатырская» I часть. Гимн и величание.

1

30.09





презентация

о русских святых






6.

Праздников праздник, торжество из торжеств. Молитва «Ангел вопия ше».

1

07.10










7.

Родной обычай старины. Светлый праздник. С.Рахманинов сюита для двух фортепиано «Светлый праздник».

1


14.10










8.

Обобщающий урок. Повторение пройденного материала и исполнение песен по выбору учащихся.

1


21.10










9.

Повторение пройденного материала и исполнение песен по выбору учащихся.

1

28.10














II четверть – 7 часов.

















1

(10)

Лирика в поэзии и музыке. М.П.Мусоргский «В деревне», Г.Свиридов «Осень», «Пастораль».

1


11.11




презентация о А. Пушкине




2 (11).

Выразительность и изобразительность в музыке. Зимнее утро. Зимний вечер.

1

18.11










3 (12).

Что за прелесть эти сказки! Музыкальная живопись. «Три чуда» из оперы Н.А.Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане».

1


25.11










4 (13).

Жанры народной музыки: хороводные и плясовые песни. Песни из оперы П.И.Чайковс-

кого «Евгений Онегин».


1


02.12










5 (14).

Колокольные звоны в музыке.

1

09.12










6 (15).

Романс. Дуэт. Ансамбль. «Венецианская ночь».

1

16.12










7 (16).

Народные песни. Музыка в народном стиле. «Ты река ль, моя реченька». I концерт для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского.

1

23.12















III четверть – 11 часов.

















1 (17).

Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Музыкант-чародей.

1


13.01










2

(18).

Народный праздник. Обычаи, обряды. «Троица».

1

20.01










3 (19).

Музыкальные инструменты. Струнный квартет. Вариации.

1

27.01










4 (20).

Сюита. Старинная музыка. М.П.Мусоргский «Картинки с выставки».

1

03.02




презентация

о сюите





5 (21).

Музыкальный жанр: полонез. Полонезы Ф. Шопена.

1

10.02










6 (22).

Мазурка. Вальс. Песня. Формы музыки: трехчастная, куплетная.

1

17.02










7 (23).

Музыкальный жанр: соната. Л.Бетховен «Патетическая соната».

1

24.02










8 (24).

Симфоническая увертюра. Жанры камерной музыки: романс, баркарола. Симфонический оркестр. Дирижер.

1


02.03










9 (25).

Музыкальный образ. Танцы: полонез, мазурка. Опера «Иван Сусанин» (2 действие).

1

09.03










10 (26).

Музыкальная драматургия. Контраст. Опера «И. Сусанин» (3действие). Ария. Речетатив. (4действие).

1


16.03










11 (27).

Песня – ария. Куплетно-вариационная фор –

ма. «Исходила младешенька». Повторение пройденного материала и исполнение песен по выбору учащихся.


1

23.03


































IV четверть – 8 часов

















1 (28).

Русский Восток. Восточные интонации. «Пляски персидок». Восточные мотивы.

А.Хачатурян балет «Гаянэ».


1


06.04










2 (29).

Балет «Петрушка» И.Ф.Стравинского. Музыка в народном стиле.

1

13.04










3 (30).

Театр музыкальной комедии. Оперетта. Мюзикл.

1

20.04




презентация

о жанрах муз. комедии






4 (31).

Музыкальные жанры: прелюдия и этюд. Прелюдия С.Рахманинова и этюд Ф.Шопена.

1

27.04










5 (32).

Композитор-исполнитель-слушатель. Интонационная выразительность музыкальной речи. Музыкальные инструменты. Авторская песня.

1

04.05











6 (33).

Симфоническая картина М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве-реке».

1

11.05










7-8 (34-35).

Обобщающий урок. Повторение пройденного материала и исполнение песен по выбору учащихся.

2


18.05

25.05













Содержание тем учебного курса
1 раздел «Россия – Родина моя!» 4 часа.
Основы музыкальной культуры.
Первый раздел 4 класса вновь начинается с обобщения понятия мелодия на примере произведения С. Рахманинова. Учащиеся поразмышляют не только над тем, что роднит мелодии С. Рахманинова, П. Чайковского, М. Мусоргского, но и над тем, что их отличает. Познакомятся с понятием вокализ. Вспомнят жанры русских народных песен ( колыбельная, солдатская, лирическая, хороводная, игровая) и другие образы музыкального фольклора, с которыми они познакомились в предыдущих классах.
Опыт музыкально-творческой деятельности.
Слушание III концерта для фортепиано с оркестром и «Вокализа» С. Рахманинова. Выявить, что роднит эти мелодии, сравнить их с произведениями М. Мусоргского и П. Чайковского. Разучивание «Вокализа». Постепенное накопление интонационно-слухового опыта естественным путем приводит учащихся к обобщению, выраженному в слове, термине, понятии и др. Освоение нотного текста осуществляется в определенной логике – от восприятия нот как графического изображения мелодии, органично включенного в образ музыки, его «проживания» пластикой тела, жеста, «немой интонацией рук» - к узнаванию мелодий (интонаций) их нескольких сыгранных или спетых учителем – к пению с названием нот. В результате пластическое интонирование наряду с вокализацией, показывая умение учащихся наблюдать за развитием музыки, становится активным средством развития их музыкальности, формирует музыкальное мышление детей – способность слышать музыку, погружаться в нее, чувствовать ее настроение.
2 раздел «День полный событий» 6 часов.
Основы музыкальной культуры.
Этот раздел переносит учащихся в пушкинские места Псковского края. Материал раздела представляет собой «листки из альбома». Каждый из них представляет собой некую партитуру урока или музыкально-литературной композиции. Посмотрим на «равнодушную природу» глазами поэта, послушаем музыку, которую слышал А.С. Пушкин во время михайловской ссылки, вспомним мелодии композиторов, которые озвучили волшебные стихи поэта.
Опыт музыкально-творческой деятельности.
Слушание пьес М. Мусоргского «В деревне», «Осенней песни» и «Зимнее утро» П. Чайковского. Сравнение «Осенней песни» с произведениями Г. Свиридова, М. Мусоргского. Знакомство с музыкальными фрагментами из оперы «Сказка о царе Салтане». Слушание пастушьего наигрыша из оперы «Евгений Онегин» и разучивание двух песен «Уж, как по мосту, мосточку» и «Девицы-красавицы». Разыгрывание этих песен. Слушание романса «Я помню чудное мгновенье», деление его на части и беседа о главном образе.
3 раздел «О России петь – что стремиться в храм» 4 часа.
Основы музыкальной культуры.
В этом разделе учащиеся продолжают знакомиться с русскими святыми, которые несли на Руси свет Истины, Добра и Правды. Велико воспитательное значение всех образов святых, в том числе и Ильи Муромца. Дети узнают, что такого могучего, храброго, мужественного богатыря народ не выдумал, а это реальный русский человек, защищавший Русь от татар, боровшийся с несправедливостью и закончивший жизнь смиренным монахом. Илья Муромец не только былинный герой, но и русский святой. Можно предложить учащимся (совместно с учителем) выполнить достаточно непростое задание: написать текст величания Ильи Муромца. Этот раздел знакомит учащихся с братьями Кириллом и Мефодием, с самым главным праздником Русской православной церкви – Пасхой Христовой и с тем, как ее праздновали в русских деревнях и селах.
Опыт музыкально-творческой деятельности.
Слушание былины об Илье Муромце и сравнение ее с былиной о Садко. Желательно провести параллель между народным песнопением о Сергии Радонежском, величаниями и былинным сказом, постараться найти родственные интонации и отличия между этими тремя произведениями, сделать вывод совместно с учащимися, что былинный сказ петь совсем непросто, так как это свободная речь человека, произносимая нараспев. Слушание «Богатырской» симфонии А. Бородина и сравнение ее с «Богатырскими воротами» М. Мусоргского. Работа с нотной записью гимна Кириллу и Мефодию. Слушание пасхального песнопения «Ангел вопияше» и сравнение его с хором «Богородице Дево, радуйся». Разучивание игровых песен русского народа.
4 раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3 часа.
Основы музыкальной культуры.
Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» открывается эпиграфом: «На свете каждый миг мелодия родится…» Именно о множестве народных мелодий, рожденных щедростью души, богатством фантазии, неисчерпаемой любовью к своей Отчизне и своему народу безымянных народных поэтов, композиторов, музыкантов и пойдет речь в это разделе. Вхождение в мир фольклора других народов вновь начинается от русских народных песен, наигрышей. Продолжая знакомство учащихся с музыкальными инструментами России, важно пробудить интерес к истории их возникновения и бытования, к красоте их звучания в руках современных исполнителей. Белорусская народная сказка «Музыкант-чародей» поможет детям понять, как в литературном фольклоре прославляется великая сила музыки и ее творцов. Завершает фольклорный раздел обращение к народному празднику Троицы и его прочтению в иконописных образах «Троицы» Андрея Рублева.
Опыт музыкально-творческой деятельности.
Разучивание белорусской народной песни «Реченька». Стремиться к равноправию голосов в народной песне. Для этого разучивать каждый голос отдельно, чередовать исполнение партий первого голоса со вторым. На примере узбекской народной песни «Аисты» обратить внимание на мелодику повторяющихся фраз и их варьирование, изменение. Именно этот прием характерен для большинства народных песен. Для того, чтобы учащиеся поняли неповторимость музыкальных образов народных песен, необходимо использовать метод «сходства и различия» как основной прием работы над выразительностью исполнения песен и осознания отличительных особенностей музыкальной речи. Нужно стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно различали не только голоса и тембр звучания народных инструментов и оркестра, но и их выразительные особенности. Интересен для детей и прием «игрового вхождения» в песню или пляску, т.е. ее разыгрывание, инсценировка, с включением танцевальных движений, имитации игры на музыкальных инструментах. Разучивание и разыгрывание троицких песен: «Ты, березка», «Посею я лен».
5 раздел «В музыкальном театре» 6 часов.
Основы музыкальной культуры.
В этом разделе учащиеся знакомятся с оперой «И. Сусанин» М.И. Глинки; с восточными напевами в музыке М.И.Глинки, М.Мусоргского, Н.Римского-Корсакого; с музыкой А.Хачатуряна, с балетом И.Стравинского «Петрушка».

Опыт музыкально-творческой деятельности.


Знакомство с такими танцами, как полонез и мазурка. Сравнение их с вальсом и между собой, определить средства музыкальной выразительности. Слушание и сравнение произведений «Пляски персидок» и «Персидский хор». Можно предложить учащимся представить себя в роли художников-оформителей, декораторов, костюмеров и нарисовать дома фрагменты из наиболее запомнившихся и полюбившихся им опер и балетов так, чтобы рисунки отвечали образному содержанию музыкального спектакля, подчеркивали характер, настроение той или иной сцены.
6 раздел «В концертном зале» 6 часов.
Основы музыкальной культуры.
Этот раздел продолжает знакомить детей с музыкальными инструментами, со знаменитыми музыкантами-исполнителями, музыкальными жанрами и формами. Продолжается и накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как М.Глинка, М.Мусоргский, П.Чайковский, Л.Бетховен, Ф.Шопен.
Опыт музыкально-творческой деятельности.
Учащиеся знакомятся с «Ноктюрном» А.Бородина, с «Вариациями на тему рококо» П.Чайковского, со «Старым замком» М.Мусоргского (разучивание главной мелодии), с романсом «Сирень» С.Рахманинова (сравнение его с «Вокализом»), с самыми популярными фортепианными произведениями Ф.Шопена (обратить внимание на ритм, интонации используя нотную запись). Продолжается знакомство с музыкой Л.Бетховена. Слушание Сонаты №8. Обратить внимание на эмоциональный строй музыки, на интонации. Знакомство с романсом М.Глинки «Венецианская ночь» и фантазией «Арагонская хота». Еще раз поговорить о том, что музыкальный язык интернационален, не требует перевода, что интерес русских композиторов к музыке других народов породил множество сочинений. Поговорить о том, что представляют дети, слушая эту музыку. Обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре и их музыкальными впечатлениями от знакомства с его звучанием. Выполнение заданий в рабочей тетради.
7 раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» 5 часов.
Основы музыкальной культуры.
Здесь обобщается разговор о творчестве С.Рахманинова, Ф.Шопена, Н.Римского-Корсакого, М.Мусоргского. Учащиеся знакомятся с жанром прелюдии, с известными музыкантами-исполнителями, с классической гитарой, с ее современным звучанием на примере авторской песни. Продолжается знакомство с «русским Востоком» на примере произведений Н.Римского-Корсакого. Композитор предстает перед учащимися как музыкальный сказочник и живописец. Пусть дети задумаются над тем, что имеется всего лишь 12 разных нот, которые составляют хроматическую гамму и из которых возник целый океан разных музыкальных произведений. При этом не существует и двух совершенно одинаковых сочинений. Можем ли мы хотя бы приблизиться к тому творческому процессу, в результате которого совершаются подобные чудеса?
Опыт музыкально-творческой деятельности.
Слушание прелюдий Ф.Шопена, знакомство с песнями Б.Окуджавы и С.Никитина, с симфонической сюитой Н.Римского-Корсакого «Шехеразада». Разучивание тем Шахриара и Шехеразады. Работа с нотной записью, с использованием пластического интонирования.


Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса



Знать/понимать:


  • Жанры музыки (песня, танец, марш);

  • Особенности русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;

  • Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, концерт, увертюра и т.д.);

  • Жанры народной музыки и народных песен;

  • Формы музыки;



Уметь:


  • Анализировать содержание музыкального произведения;

  • Давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы;

  • Аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;

  • Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

  • Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре).


Список методической литературы





  1. Учебник «Музыка» - 4 кл. Е.Д. Критская - Москва, «Просвещение», 2005 г.




  1. Рабочая тетрадь «Музыка» - 4 кл. Е.Д.Критская – Москва, «Просвещение», 2005 г.




  1. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» - Москва, «Просвещение», 2005г.




  1. Авторская программа Е.Д.Критской «Музыка» 1-4 классы – Москва, «Просвещение», 2005г.




  1. Методическое пособие по музыке 1-4 классы. Е.Д.Критская – Москва, «Просвещение», 2004г.




  1. Электронный учебно-методический комплект по МХК. – ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ.



Список дополнительной литературы





  1. Сборники «Песни для детей» 1986 г. – 2007 г.




  1. «Я познаю мир» детская энциклопедия. Музыка. – Москва, «Аст», 2000 г.




  1. А.Кленов «Там, где музыка живет» - Москва, «Педагогика», 1996 г.


Смотрите также:
Рабочая программа по музыке для учащихся 4 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны (высшая квалификационная категория) Рассмотрено на заседании
180.4kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке для учащихся 8 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны (высшая квалификационная категория) Рассмотрено на заседании
123.65kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке для учащихся 5 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны (высшая квалификационная категория) Рассмотрено на заседании
170.07kb.
1 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
469.62kb.
3 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
513.18kb.
3 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
518.03kb.
4 стр.
Рабочая программа по технологии в 8 классе Челноковой Татьяны Павловны учителя высшей квалификационной категории Рассмотрено на заседании
431.83kb.
6 стр.
Приказ № от 2011 г. Рабочая программа педагога Кулик Ларисы Егоровны, высшая категория
47.35kb.
1 стр.
Приказ № от 2011 г. Рабочая программа педагога Кулик Ларисы Егоровны, высшая категория
107.49kb.
1 стр.
Рабочая программа педагога Нюхтилиной Светланы Константиновны 1 квалификационная категория по краеведению в 8 классе
125.27kb.
1 стр.
Рабочая программа по литературе для 11 «в» класса учителя Кудрявцевой Ю. В. Рассмотрено на заседании педагогического совета
152.77kb.
1 стр.
Рабочая программа педагога Нюхтилиной Светланы Константиновны 1 квалификационная категория по краеведению 5 классе
95.54kb.
1 стр.