Главная
страница 1
Костромской областной институт развития образования

Кафедра теории и методики воспитания


Образовательный модуль

к дистанционным курсам по теме

«Инновационные технологии в воспитании»
Составитель: Козырева Т.В., к.п.н., доцент кафедры теории и методики воспитания Костромского областного института развития образования
Особенности внедрения технологии ИКТ в воспитании школьников
Содержание образовательного модуля:

  1. Основные виды информационно-коммуникационных технологий, применяемых в воспитании.

  2. Правила применения информационно-коммуникационных технологий в воспитании.

  3. Формы применения информационно-коммуникационные технологии

  4. Контрольное задание.

  5. Список литературы для самостоятельной работы.


Вопрос №1. Основные виды информационно-коммуникационных технологий применяемых в воспитании

Информация, передаваемая по каналам массмедиа, профессионально готовится специалистами индустрии сознания. Это достаточно мощная отрасль производства (со своей технологией), которая направлена к тому, чтобы манипулировать сознанием потребителя информации, имея образовательные, политические, экономические или другие цели.

Давно известен феномен уличного воспитания, когда социально запущенных детей формирует уличная среда: разновозрастное общение, присутствие криминальных элементов, неформальные объединения, нездоровый образ жизнедеятельности и т.п. Ребёнок находится под влиянием множества противоречивых факторов улицы, различных соблазнов и далеко не всегда выбирает правильный путь.

Аналогичная ситуация наблюдается в информационной среде, которую создают средства массовой коммуникации. Хаос информационных потоков, над которыми никто не властен, часто приводит к тому, что усваиваются далеко не лучшие образцы поведения. Воздействие семьи в большинстве случаев минимально, школа также мало реагирует на информационные потоки, обрушивающиеся на ребёнка со стороны СМИ.

Средства информации действуют подобно педагогу, отбирающему, компонующему, интерпретирующему информацию. Реальный мир подменяется тем, который отображают СМИ, задавая при этом определённый угол зрения, заставляя зрителей думать так, а не иначе.

Информационно-коммуникационные технологии можно представить в виде совокупности применяемых средств: печати, радио, кино (видео), телевидения, телекоммуникации. Конкретных лиц, в руках которых эти средства функционируют, можно разделить:

По группам интересов:


  • политики (властные структуры);

  • владельцы СМИ, рекламодатели; деятели культуры (производители информации);

  • педагогические круги (частично сортирующие и направляющие потоки информации; критики);

  • экономические круги (бизнесмены от СМИ);

По профессиональному признаку:

  • управленцы (администраторы, менеджеры, руководители предприятий);

  • творческие работники редакций и издательств, самодеятельные авторы (писатели, композиторы, мастера искусств, журналисты, сценаристы, авторы программ, режиссёры, звукооператоры, художники, актёры, дикторы и пр.);

  • технический штат (аудио-, видео-, телестудии, предприятия связи, серверы, организации, центры, агентства и пр.).

Каждый вид ИКТ имеет свои особенности.

Печать - одно из основных средств массовой информации. Возникнув в Европе в XV веке, печать около пяти столетий (до появления радио) служила главным средством массового общения, передачи и сохранения знаний, орудием в борьбе идей.

Основные виды изданий: газеты, журналы, [книги, брошюры, издания]. Они учебно-методические обеспечивают все социально-воспитательные технологии.

По содержанию и целевому назначению печатные издания подразделяются на научные, политические, общественные, экономические, производственные, технические, учебные, художественные и различные отраслевые. По читательскому назначению: детские, школьные, молодёжные, женские и т.д. По субъектной принадлежности: центральные, региональные, издания организаций, учреждений, центров, а также частных лиц.

Печатные издания хранятся в специальных хранилищах — библиотеках и архивах. Они скопированы на электронные носители информации. На основе печатной информации происходит обучение, построено большинство образовательных технологий. В России ежегодно издаётся 100 тыс. экземпляров учебников но различным отраслям науки и техники, литературы и искусства.

Специфическими качествами печатных СМИ являются:


  • удобство индивидуального пользования;

  • достаточно долгая сохранность.

Радио. Термин «радио» означает, прежде всего, изобретённый в 1895 г. русским учёным А.С. Поповым способ передачи электромагнитных сигналов на расстоянии. И сегодня радио — основное средство связи между людьми.

Радио как средство массовой информации означает радиовещание — передачу неограниченному числу слушателей речи, музыки и другой звуковой информации.

Радио — основное средство оперативной информации, массового воздействия, просвещения населения. Радиопередачи слушает 95% населения страны. Это — газета без бумаги и расстояний.

Различают основные жанры радиовещания:



  • информационные общественно-политические (радиоинформация, репортаж, комментарий, интервью, беседа);

  • художественно-публицистические (радиоочерк, фильм, композиция), художественные (радиоинсценировка, пьеса и др.),

  • учебные.

Радио транслирует исполнение литературных и музыкальных произведений всех жанров. На радио есть цикл специальных передач в помощь школе и самообразованию, в том числе «Радиоуниверситет культуры», «Родительский университет». Наиболее приспособлены для радио заочные, дистанционные, интерактивные технологии.

Достоинства радио:



  • всепроникаемость;

  • лёгкость переключения на разные программы (свобода выбора);

  • мгновенный и повсеместный (всемирный) охват;

  • удобство и дешевизна пользования.

Кино. Кино — важное средство формирования зрительских представлений о действительности, этических взглядов, эстетических вкусов. Термин «кино» означает:

1) кинематограф (движущееся изображение), изобретённый в 1895 г. французами Л. и О.Люмьер;

2) род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъёмки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий действительности;

3) средство массовой информации. Подвижность киноаппарата и разнообразие применяемой при съёмке оптики дают возможность представить в кадре огромные пространства и большие массы людей (общий план), небольшие группы людей в их взаимоотношениях (средний план), человеческий портрет или отдельную деталь (крупный план). Благодаря этому в границах кадра могут быть выделены наиболее существенные, эстетически значимые стороны изображаемого объекта. Соединение кадров в монтаже служит выражением мысли автора, создаёт непрерывность развития действия, организует зрительное повествование, позволяет путём сопоставления отдельных планов истолковывать действие, передавать подтекстовую информацию.

Создание произведений кино — сложный творческий и производственный процесс, в котором объединяется работа: кинодраматурга (автора сценария); режиссёра, истолковывающего и реализующего замысел и руководящего работой остальных участников постановки; актёров, воплощающих образы действующих лиц; оператора, влияющего на действие средствами компози­ционной, светотональной и цветовой трактовки кадров; художника, находящего изобразительную характеристику среды действия и костюмов действующих лиц (а в мультипликации и внешнюю характеристику персонажей); композитора и др.

За время развития кино сформировались четыре основных его вида:



художественная (игровая) кинематография, воплощающая средствами исполнительского творчества произведения кинодраматургии;

документальное кино, являющееся особым образным видом публицистики;

мультипликационное кино, «одушевляющее» графические или кукольные персонажи, особое внимание уделяющее созданию фильмов для детей;

научно-популярное кино, которое знакомит зрителей с жизнью природы и общества, научными открытиями и изобретениями, воссоздаёт ход творческих поисков учёных и мастеров искусств, наглядно демонстрирует физико-химические и биологические процессы. Для решения этих задач оно пользуется как чисто дидактическими, так и художественно-образными средствами в зависимости от темы и задачи фильма.

Телевидение. Ни газеты, ни радио не смогли взять человечество в плен информации так крепко, как телевидение — домашний источник связи с миром. Его эффект сопоставим с действием волшебного зеркальца: заглянул в него и узнаёшь, где что делается. Телевидение не только информирует о том, что происходит в мире, но и изображает происходящее, создавая иллюзию непосредственного присутствия зрителей на месте событий.

В телесмотрении источник информации взаимодействует со зрителем в собственном физическом пространстве зрителя, чаще всего у него дома. Возникает эффект непосредственного присутствия, в основе которого лежит персонификация взаимодействия — придание ему иллюзии индивидуального общения, с глазу на глаз.

Типичная структура информационного вещания такова. Дневные часы посвящаются работе (общественная сфера). Ранние вечерние часы посвящаются семье (домашняя сфера), и потому телевидение предлагает в этот период передачи для детей и для семейного развлечения. Затем наступает время культурных, образовательных и развлекательных программ (культурная сфера). Социально-политическая сфера занимает в программе передач свою нишу, отличную от тех, которые приходятся на другие общественные сферы.

Говорящий подтекст в телепередаче — оптико-кинематическая система знаков: жесты, мимика, пантомима: пара- и экстралингвистическая информация — интонация, паузы, усиление и понижение голоси, звуковое сопровождение — будь то естественные шумы или музыка, используемые в информационных программах, цветовое решение передачи, а также система «контакта глазами». По данным американских психологов, только семь процентов телеинформации содержится в словах, тридцать и более процентов приходится на интонацию и голос, пятьдесят пять процентов — на зрение. Впрочем, восприятие информации носит сугубо индивидуальный характер и обусловлено установками личности.

Время, проводимое ребёнком перед TV или видео, по продолжительности сравнимо с временем пребывания в школе. Поэтому определение «параллельная школа» в значительной степени относится к телевидению.

Internet. Активизировалась передача информации по каналам персональных компьютеров, подсоединённых к сети. Сетевые информационные технологии обеспечивают интеграцию и кооперативное использование информационных ресурсов путём телекоммуникационного доступа к ним удалённых пользователей.

Сеть Internet даёт возможность:



  • пользоваться информацией, хранящейся в других компьютерах;

  • пользоваться информацией коллективного хранилища информации — компьютера-сервера;

  • обмениваться информацией друг с другом в режиме электронной почты (позже в режиме on-line обмена сообщениями, а в сейчас — в режиме видеотелефона).

Хранилища информации — серверы — также объединены в сети; они могут быть специализированными по отрасли в учреждениях, территориях, регионах. Сеть представляет обобществлённое хранилище информации. Самые крупные сети — международные — Internet, Rellcom — обеспечивают доступ ко всем серверам.

Свобода выбора в Internet на порядок выше, чем у радио или телесредств. Сети представляют огромные образовательные возможности: можно получать любую информацию. По существу, это модель «свободного воспитания» в Internet.

Но самое большое достоинство телекоммуникационных сетей — свободное общение держателей информации по всему миру, электронная почта.

При всех своих достоинствах средства массовой информации (особенно телевидение) одновременно огромный негативный фактор социальной среды. Кроме откровенной пропаганды насилия, секса, жестокости, СМИ создают наркотический эффект, уводящий детей от реальной жизни, формируют пассивное восприятие мира. Примерно такое же влияние оказывает кино, особенно дикий, неконтролируемый рынок видеофильмов.



Вопрос №2. Правила применения информационно-коммуникационных технологий в воспитании

Использовать видеопродукцию, да и вообще информационно-коммуникационные технологии в процессе воспитания и легко, и трудно. Легко, потому что практически к каждой теме можно подобрать подходящий фрагмент. Трудно, потому что использование таких технологий требует очень серьезной подготовки.

Педагог должен помнить о ряде требований, игнорирование которых может свести на нет все педагогические усилия.

1. ИКТ должны занимать строго определенное место в воспитательном мероприятии, выступать одной из его органичных частей.

2. ИКТ должны логично укладываться в тему, которую хочет донести педагог до своих слушателей.

3. ИКТ не призваны излагать ту или иную тему целиком, а ограничивается раскрытием в динамике определенных явлений, теоретическая интерпретация которых становится предметом разговора после просмотра/прослушивания/прочтения/поиска.

4. Информация, предназначенная для демонстрации, должна соответствовать уровню знаний ребенка, его общему восприятию картины мира. Если знания, необходимые для правильного понимания информации, значительно превышают те, которые ребенок уже имеет, использовать их нежелательно. Если эти знания немного выше, то информация передаваемая с помощью ИКТ может быть использована для создания положительной мотивации к познанию нового.

5. Отобранная информация, переданная при помощи применения информационно-коммуникационных технологий, должна быть дидактически обработана. Это означает, что педагог должен тщательно продумать вопросы, ответы на которые ребята должны найти в фильме/музыкальной зарисовке, странице интернет и т.д., или задания, которые будут предложены после получения информации.

6. И последняя рекомендация. Не надо стремиться задать как можно больше вопросов сразу после завершения демонстрации подготовленного фрагмента телевизионной рекламы, художественного или мультипликационного фильма. Некоторое время дети будут еще находиться по ту сторону экрана, и конечно же отвечать на поставленные вопросы, будет для них очень сложно. Гораздо лучше после обсудить информацию избегая таких оценок, как «правильно – неправильно». То, что считается нереальным в материальном мире, оказывается вполне реальным в мире искусства.

Для того, что бы применение информационно-коммуникационных технологий педагогом было максимально эффективно, при подготовке к проведению воспитательному мероприятию лучше придерживаться следующей логики:

Во-первых, необходимо отобрать и проанализировать материал. Подготовка всегда начинается с отбора материала. Самое главное что та фоно или видеопродукция, которую вы отобрали для использования, соответствовала тем целям, которые вы ставите перед собой. Несоответствие может выражаться, например, в том, что материал, который Вы предлагаете ребенку морально устарел. Для этого рекомендуется проанализировать имеющийся материал, при этом обращайте внимание не только на уже известные вам источники информации, не бойтесь искать новое.

Во-вторых, определить методику проведения воспитательного мероприятия. При подготовке мероприятия весьма важно определить методику организации данного события. Четко выделить элементы, на которых будет сообщена информация, соотнести информацию по времени, конкретизировать содержание и приемы контроля усвоения информации, предусмотреть приемы работы «зрителей» способствующие активизации познавательного процесса, желания самостоятельно заняться изучением данной тематики.

В-третьих, спланировать мероприятие с учетом оптимальности распределения времени.

В-четвертых, о чем всегда забывают педагоги, проверить работоспособность подобранного материала, установить и настроить необходимые средства, которые будут служить источников информации передаваемой при помощи информационно-коммуникационных технологий.

Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитания ребенка может помочь нам индивидуализировать этот процесс, повысить наглядность в предъявлении материала (за счет графических, иллюстративных, визуальных возможностей).

Вопрос №3. Формы применения информационно-коммуникационные технологии

Обращаясь к практике работы педагогов и специфике применения информационно-коммуникационных технологий, неизменно возникает вопрос, «А как именно педагогу включить продукты аудиовизуальных технологий в процесс воспитания ребенка?», «Как органично вплести видеофрагменты или художественные фильмы в целостный процесс воспитания?».

В своей работе педагог использует огромное количество форм, которые зарекомендовали себя как эффективные, и доступные для организации любым педагогом. Почему бы не попробовать включить применение продуктов информационно-коммуникационных технологий в структуру стандартных воспитательных мероприятий.

Рассмотрим лишь некоторые примеры организации форм воспитательной работы с применением ИКТ:



Диалоговые формы работы: диспут, дискуссия, ток-шоу. Прекрасным дополнением к теме дискуссии станет видеофрагмент/звуковой ряд с высказыванием мнения специалиста, или видео ролик (видео зарисовка) которая может продемонстрировать актуальность обсуждаемой проблемы. Например, возьмите любой ролик социальной рекламы. Самое главное требование в этом случае к видео зарисовке, что бы тема была актуальна и действительно противоречива. В диалоговых формах можно использовать не только видео ролики, видео клипы и видеофрагменты, можно использовать и полнометражные фильмы (документальные и художественные) по итогам просмотра которых, устроить обсуждение какой либо проблемы увиденной в фильме. А так же можно попросить ребят для обсуждения подготовить материал, который можно найти в сети Internet, а так же на страницах печатных изданий.

Профилактические мероприятия. Здесь для каждого педагога огромное поле для проявления фантазии. Продукты современной коммуникационной индустрии настолько разнообразны, что каждый педагог сможет найти продукцию в том формате (видео ряд, звуковая дорожка, печатная продукция и т.д.) который для него наиболее приемлем в рамках рассматриваемой темы, а так же в зависимости от той тематики, которую он хочет затронуть в рамках профилактических мероприятий. Если в вашем классе возникли межличностные проблемы, устройте демонстрацию фильма «Чучело», ребята поймут, что каждый человек индивидуальность, и надо стремиться понять каждого живущего рядом с тобой, обсудите случаи похожие на этот ( в фильме) по итогам работы с печатной продукцией и всемирной сетью, обсудите выходы из данных ситуаций. Если Вы хотите провести воспитательное мероприятие на тему профилактики ранней беременности (для подростков) покажите ребятам фильм «Джуно», обсудите с ними по итогам просмотра, какие чувства испытывала эта девушка, что они чувствовали, когда видели эту ситуацию со стороны.

Просмотр фильма. Художественные и мультипликационные фильмы помогут педагогу донести до ребенка основные ценности жизни, показать примеры поведения, натолкнуть ребенка на осмысление основных ценностей и собственных идеалов. Главное подобрать материал в соответствии с теми ценностями, которые вы хотели бы донести до ребенка. Учитывая при этом, конечно, его возраст и интересы. Например, покажите ребятам-подросткам «Республику ШКИД» и они задумаются: все что они сейчас имеют просто так – родители, дом, игрушки, еда - имеет ценность, это надо беречь и ценить. Демонстрация кинофильма «Приключения Электроника» поможет ученикам начальной школы осознать, ценность дружбы и настоящей, а не игрушечной жизни. Художественный фильм «Война и мир» не только познакомит ребят с прекрасным произведением, но и поможет старшеклассникам окунуться в мир красоты, изящества и дворянской чести. Мультипликационные фильмы о приключениях капитана Врунгеля покажут ребятам - дошкольникам, что нет ситуаций в жизни, в которых надо отчаиваться, выход есть всегда.

Создание общего продукта. Таким продуктом может быть что угодно: фильм, телепередача, радиопередача (в рамках школьного радиоузла, периодическое издание собственной газеты, обновление страницы в сети Internet, где будет повествоваться о последних проведенных событиях и будет живо вестись обсуждение прошедшего и т.д. Сейчас в образовательных учреждениях педагоги часто задаются вопросом, каким образом организовать досуговую деятельность учеников, при этом не используя стандартные методы (театрализация, импровизация и т.д.) и формы (клубы, кружки, секции, группы по интересам и т.д.) досуговой педагогики. Один из хороших вариантов организации свободного времени подростков и старшеклассников это работа над совместным проектом. Таким, например, может быть процесс создания какого либо общего продукта (например, фильма, телепердачи/радиопередачи) который будет транслироваться на все образовательное учреждение, а может даже и выйдет за его рамки.

Этот перечень форм применения продуктов информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитания далеко не полный. Ограничивается он лишь воображением, желаниями и умениями педагога.

5. Контрольное задание.

 Задание 1.


Представьте методическую разработку воспитательного мероприятия с использованием информационно-коммуникационных технологий. Методическая разработка (редактор Microsoft Word – объем не более 150 Кб) должна иметь следующую структуру:

  • Титульный лист (указание учреждения, форма и название мероприятия, данные автора, указание города и года разработки),

  • Рекомендации по условиям проведения мероприятия (возраст и количество участников, время и место проведения, особенности организации пространства, организаторы и требования к ним),

  • Цель и задачи мероприятия,

  • Этапы подготовки и проведения мероприятия,

  • Сценарный ход мероприятия (здесь полно представьте как будут использоваться ИКТ),

  • Материально-техническое обеспечение мероприятия,

  • Использованная литература.



 Задание 2.


Проведите разработанное мероприятие с детским объединением. Для отчета о проведении мероприятия создайте в интернет-представительстве Вашего образовательного учреждения страницу по проведенному мероприятию. Страница может содержать видеоотчет, фотографии, рекомендации к проведению, сценарий, перечень участников, отзывы, гостевую книгу и т.д.

В случае, если учреждение не имеет интернет-представительства, вы можете воспользоваться ресурсами социальных сетей (например, ВКонтакте).



Отправляя контрольное задание на проверку преподавателю, сообщите электронный адрес страницы.
6. Список литературы для самостоятельной работы

  1. Африна Е. Педсовет в Интернете //Народное образование. – 2001. - №9. – С. 51-54.

  2. Базэлгэт К. Ключевые аспекты медиаобразования. // Доклад на российско-британском семинаре по медиаобразованию.- М., 1995.-c.51.

  3. Бархаев Б.П. Педагогическая видеотехнология. М., 1996

  4. Бондаренко Е.А. Медиаобразование как фактор реализации стандартов в образовательной области «Обществознание» //На пути к 12-летней школе. - М., 2000.- C. 188-194.

  5. Видеозапись в школе. Пособие для учителей и руководителей школ. / Под ред. Л.П. Прессмана. М., 1993

  6. Воронин Ю.А. Перспективные средства обучения. - Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2000.

  7. Гузеев В.В. Образовательные технологии ТОТИС – обучение в глобальных информационных сетях //Школьные технологии. – 2000. - № 5-6

  8. Дакин А. Пифагор. RU или Школа открытая в Интернете //Народное образование. – 2001. - №9. – С. 87-90.

  9. Дречевич С.Н., Успенский И.М., Шморгунов А.Г.Использование ресурсов сети Интернет.- Сыктывкар, 1999

  10. Институт информатизации образования / [электронный ресурс. Режим доступа] http://www.iiorao.ru

  11. Информационно-коммуникационные технологии / [электронный ресурс. Режим доступа] http://www.ict.edu.ru/

  12. Каджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. уч. пособ. для студентов высш. уч. заведений. М.: Академия, 2003. – 256с.

  13. Меньшова И.Н. Документирование творческого процесса создания игрового фильма // Делопроизводство. — 2000. — № 2. — С. 64—65.

  14. Мухаметзянов И.Ш. Основы нормативно-правового обеспечения информатизации образования. - Казань: ИПП ПО РАО, 2007- 126 с.

  15. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 1999. – 224 с.

  16. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. - М.: Наука, 1999. - 191 с., ил. - (Кибернетика: неограниченные возможности и возможные ограничения).

  17. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образова­нии: Учебно-методическое пособие для педагогических вузов. / Под редакцией И.В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2006. - 374 с.

  18. Смирнов А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей: уч. пособ.. – М.: Академия, 2005. – 208с.

  19. Сосновский В.И. Использование телевидения в обучении. – Учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1992

  20. Усов Ю.Н. Медиаобразование в школе: [Модель, разработанная сотрудниками Исследовательского центра эстетического воспитания Российской Академии Образования] // Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя. - Иркутск, 1997. - C.36-45.

  21. Якушина Е. Изучаем Интернет, создаем Web-страничку.- СПб: Питер, 2001


Смотрите также:
Правила применения информационно-коммуникационных технологий в воспитании. Формы применения информационно-коммуникационные технологии Контрольное задание
162.91kb.
1 стр.
Информационно коммуникационных технологий на уроках физики
71.24kb.
1 стр.
Актуальность использования информационно коммуникационых технологий в сфере
679.66kb.
4 стр.
«школьный музей 21 века»
107.27kb.
1 стр.
Исследование и разработка технологий интегрированного информационного пространства и управления данными; программное обеспечение cals
62.07kb.
1 стр.
Жалпы мәлімет Білім жетілдіру
425.48kb.
3 стр.
Использование компьютерных технологий на уроках биологии
46.07kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе
377.39kb.
3 стр.
Особенности применения вида расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий»
39.01kb.
1 стр.
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»
55.82kb.
1 стр.
Духвалов Андрей Петрович Обеспечение доверия и безопасности в использовании информационно-коммуникационных технологий в рамках индустриальных систем
65.64kb.
1 стр.
Актуальные вопросы информационно-коммуникационных и компьютерных технологий
303.19kb.
1 стр.