|
Национально-исследовательский университет Высшая школа экономики
Программа дисциплины «Теория и практика информационно-аналитической работы» для направления 031600.62 "Реклама и связи с общественностью" подготовки бакалавра
|
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет Прикладной политологии
Программа дисциплины Теория и практика информационно-аналитической работы
для направления 031600.62 "Реклама и связи с общественностью" подготовки бакалавра
Авторы программы:
к и.н. Серегин А.Н., andie203@gmail.com,
Воронцов Д.Ю., dmvoron@mrpublic.ru.
Одобрена на заседании кафедры интегрированных коммуникаций «___»____________ 2012 г.
Зав. кафедрой С.А. Зверев
Рекомендована секцией УМС Политология «___»____________ 2012 г.
Председатель М.Г. Миронюк
Утверждена УС факультета прикладной политологии «___»_____________2012 г.
Ученый секретарь М.А. Пильгун ________________________ [подпись]
Москва, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600.62 "Реклама и связи с общественностью" подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Теория и практика информационно-аналитической работы».
Программа разработана в соответствии:
-
с образовательным стандартом НИУ ВШЭ;
-
Образовательной программой 031600.62 "Реклама и связи с общественностью" подготовки бакалавра.
-
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 031600.62 "Реклама и связи с общественностью" подготовки бакалавра, утвержденным в 2011г.
2Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Теория и практика информационно-аналитической работы» являются:
-
формирование у студентов базовых теоретических и практических знаний, необходимых для осуществления информационно-аналитической работы (ИАР) с материалами СМИ и других открытых источников;
-
развитие интереса к информационной и аналитической работе и творческого подхода при ее выполнении;
-
формирование знаний и умений пользования современного инструментария проведения информационно-аналитической работы.
Программа дисциплины основана на изучении, в первую очередь, практического опыта информационно-аналитической работы как в сфере получения и обработки фактографических данных (бизнес-разведка, маркетинг и др.), так и в части аналитического описания текстов СМИ (PR, пресс-службы, реклама).
3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
-
Знать: ключевые понятия, цели и задачи ИАР; правила организации и базовые схемы реализации ИАР; характерные ошибки, которых следует избегать при проведении ИАР.
-
Уметь: Составлять и описывать модель проведения конкретной ИАР; проводить аналитическую обработку текстовой информации по различным параметрам; подготавливать итоговые информационные и аналитические тексты.
-
Иметь навыки (приобрести опыт): использования современных инструментов, применяемых при проведении ИАР.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
|
Код по ФГОС/ НИУ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
|
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности
|
ОК-1
|
Распознает значимые элементы информации; использует аналитические методы для их изучения; владеет навыками аргументированного доказательства; обосновывает собственные выводы; интерпретирует результаты анализа.
|
Семинарские занятия в виде подробного разбора и общего обсуждения примеров аналитической обработки различных данных.
|
Способность ясно, логически верно и аргументировано строить письменную и устную речь и использовать ее в профессиональной деятельности; владение навыками публичной и научной речи
|
ОК-2
|
Применяет базовые логические законы для оценки различных данных и при подготовке собственного (авторского) аналитического текста; владеет навыками аргументированного доказательства; обосновывает свои выводы.
|
Практические занятия (на семинарах) по применению логических законов для разбора текстов сообщений СМИ. Практические занятия по наработке навыков аргументирования и опровержения чужих аргументов.
|
Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
|
ОК-9
|
Дает определение информации; понимает и показывает на конкретных примерах роль информации в современном обществе; демонстрирует способность анализировать информацию по разнообразным темам; распознает признаки информационных угроз;
|
Обсуждение различных примеров аналитических работ в рамках семинарских занятий. Обсуждение типичных ошибок и, наоборот, удачных моментов.
|
Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, владение навыками работы с компьютером как средством управления информацией; способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
|
ОК-10
|
Владеет современными инструментами поиска и анализа информации; владеет компьютерными программами, позволяющими хранить и перерабатывать информацию; применяет компьютер как средство автоматизации при проведении информационно-аналитических исследований.
|
Практические занятия по использованию интернет-библиотеки СМИ Public.ru.
Практические занятия по использованию ms word и ms excel как программных средств для автоматизации и обработки текстовых и численных данных.
|
Владение знаниями теории и практики массовой информации, способностью понимать ее место и роль в жизни современного общества и социальном управлении; владение знаниями системных характеристик современных российских и зарубежных СМИ
|
ПК-24
|
Понимает роль и специфику различных типов СМИ в современном мире; распознает факторы влияния СМИ на объективную информацию; применяет современные инструменты для работы с большими массивами сообщений СМИ.
|
Практические занятия по работе с информацией из различных типов СМИ.
|
Способность прогнозировать возможные последствия и моделировать предполагаемые методы влияния СМИ на установки, способы поведения и восприятия действительности массовой аудиторией; способность прогнозировать возможные психологические последствия массовой коммуникации
|
ПК-25
|
Демонстрирует навыки составления прогнозов на базе результатов анализа материалов СМИ; применяет аналитические и статистические методы для оценки тенденций, формирующихся в поле мнений СМИ.
|
Практические занятия по подготовке медиа-статистических исследований. Обсуждение особенностей прогнозирования при проведении анализа материалов СМИ.
|
Способность проводить исследования в конкретной предметной области, понимать результаты экспериментальных и наблюдательных способов проверки научных теорий
|
ПК-30
|
Владеет навыками проведения аналитических исследований по разным темам и на массиве различных текстов.
Владеет навыками: составления моделей исследование текстов СМИ; составления поисковых запросов для поиска и отбора данных по определенной тематике; навыками подготовки статистических данных и их визуализации.
Грамотно интерпретирует результаты аналитических исследований.
|
Практические занятия по подготовке аналитических работ двух типов: аналитическая записка и медиа-исследование материалов СМИ. Осуществляется в рамках выполнения домашнего задания.
|
Способность осуществлять обработку и подготовку данных для анализа, владением навыками написания аналитических справок, обзоров и прогнозов, а также составления и оформления материалов для экспертных заключений и отчетов
|
ПК-34
|
Владеет навыками написания информационных и аналитических записок, а также информационно-аналитических отчетов.
|
4Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин, обеспечивающих подготовку по направлению 031600.62 Реклама и связи с общественностью.
Для специализаций «Связи с общественностью», «Реклама» и «Новые медиа» настоящая дисциплина является базовой.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих базовых дисциплинах:
-
Русский язык и культура речи
-
Логика и теория аргументации
-
Компьютерные технологии и информатика
-
Теория и практика массовой информации
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
-
владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности (ОК-1);
-
способность ясно, логически верно и аргументировано строить письменную и устную речь и использовать ее в профессиональной деятельности; владение навыками публичной и научной речи (ОК-2);
-
способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-9);
-
владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, владением навыками работы с компьютером как средством управления информацией; способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-10);
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
-
Управление интегрированными коммуникациями
-
Коммуникационный консалтинг
-
Репутационный менеджмент
-
PR в Интернете
-
Копирайтинг
5Тематический план учебной дисциплины
№
|
Название раздела
|
Всего часов
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
Лекции
|
Семинары
|
Практические занятия
|
1
|
Тема 1. Информационно-аналитическая работа (ИАР) в системе прикладных дисциплин гуманитарного цикла Информация в современном мире. ИАР в информационном обществе.
|
6
|
4
|
-
|
-
|
2
|
2
|
Тема 2. Содержание информационно-аналитической работы.
|
12
|
4
|
-
|
4
|
4
|
3
|
Тема 3. ИАР в коммуникационной сфере.
|
12
|
4
|
-
|
4
|
4
|
4
|
Тема 4. Источники ИАР.
|
8
|
4
|
-
|
-
|
4
|
5
|
Тема 5. Медийная аналитика.
|
22
|
4
|
-
|
4
|
14
|
6
|
Тема 6. Средства автоматизации ИАР.
|
24
|
4
|
-
|
4
|
16
|
7
|
Тема 7. ИАР в сфере Digital (Интернет и Социальные медиа)
|
11
|
3
|
-
|
-
|
8
|
8
|
Тема 8. Итоговое оформление результатов ИАР. Основные качественные и этические принципы ИАР. Юридическая основа. Основные проблемы, возникающие в ходе ИАР.
|
13
|
3
|
-
|
4
|
6
|
|
|
108 часов
|
30 часов
|
-
|
20 часов
|
58 часов
|
6Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
|
Форма контроля
|
1 год
|
Параметры **
|
Текущий
(неделя)
|
Домашнее задание
|
на 3-й неделе 4-го модуля
|
Письменное - подготовка аналитической записки по заданной теме – объемом 5000-7000 знаков.
|
Контрольная работа
|
|
на 6-й неделе 4-го модуля
|
Письменная, в виде подготовки отчета по итогам медиа-исследования – объемом 25000-30000 знаков, с 4-5 диаграммами.
|
Итоговый
|
Экзамен
|
на последней неделе 3-го модуля
|
|
6.1Критерии оценки знаний, навыков
Домашнее задание
Включает в себя два варианта:
-
Подготовку аналитической записки по определенной теме
-
Подготовку SWOT-анализа в интересах определенного сектора рынка или бренда.
Тема или название рынка (бренда) предлагаются преподавателем.
Конкретный жанр работы (записка или записка, включающая SWOT-анализ) выбирает учащийся.
На выполнение домашнего задания отводится четыре недели. В течение этого периода студент может два раза предоставить преподавателю промежуточные результаты - для ознакомления и рецензирования.
Оценки за домашнее задание выставляются по 10-ти балльной шкале.
По каждому из вариантов домашнего задания студентам предоставляется образец его выполнения.
Контрольная работа
Проводится в форме исследования текстов СМИ (медиа-исследования) и подготовки отчета по его итогам.
Темы для исследования предоставляются преподавателем.
Для выполнения исследования студенту предоставляется доступ к специализированному ресурсу – интернет-библиотеке СМИ Public.ru.
Результат выполнения контрольной работы в виде отчета по итогам исследования сдается на практических занятиях на 6-й и 7-й неделях 4-го модуля. Начинать подготовку к контрольной (сбор и обработку данных) студенты могут сразу после согласования с преподавателем темы исследования, которое осуществляется со второй недели 4 модуля.
В течение подготовки к контрольной студент может два раза предоставить преподавателю промежуточные результаты работ - для ознакомления и рецензирования.
Оценки за контрольную работу выставляются по 10-ти балльной шкале.
Студентам предоставляется образец отчета по итогам выполнения контрольной работы.
Предоставление отчетов по итогам выполнения домашнего задания осуществляется по электронной почте на адреса:
andie203@gmail.com,
dmvoron@mrpublic.ru.
При успешном выполнении домашнего задания и контрольной работы (на общую сумму не ниже 16 баллов) возможно получение досрочной экзаменационной оценки.
В процессе выполнения домашнего задания и контрольной работы студент должен продемонстрировать навыки:
-
проведения аналитических исследований по разным темам и на массиве различных текстов;
-
составления моделей исследования текстов СМИ;
-
составления поисковых запросов для поиска и отбора данных по определенной тематике;
-
подготовки статистических данных и их визуализации;
-
владения современными инструментами поиска и анализа информации;
-
грамотной интерпретации результатов аналитических исследований.
7Содержание дисциплины
Тема 1. ИАР в системе прикладных дисциплин гуманитарного цикла. Информация в современном мире. ИАР в информационном обществе.
Лекция 1.1 Введение. Цели и задачи курса. Определение информационно-аналитической работы (ИАР). ИАР в системе прикладных учебных дисциплин гуманитарного цикла – особенности преподавания. Прикладной характер дисциплины. Методологические источники ИАР (логика, психология, социология, политология, экономика, история, право и пр.) и смежные дисциплины (теория коммуникаций, информационный консалтинг, управленческое консультирование, конкурентная разведка, документоведение и пр.).
Лекция 1.2 Роль информации в мире. Современное информационное общество. Основные черты и особенности (виды информации, каналы распространения, целевые аудитории и пр.). Типология и видовые различия информации в современном мире - направленная информация, доведенная информация, дезинформация и пр. Основные требования к информации.
Количество часов аудиторной работы – 4 часа.
Общий объем самостоятельной работы – 2 часа.
Литература: Базового учебника нет, ридер в стадии разработки.
Тема 2. Содержание информационно-аналитической работы
Лекция 2.1. Основы организации работы по сбору и анализу информации. Практика и особенности ведения ИАР в госструктурах, бизнесе, общественных, научных и некоммерческих организациях. Планирование ИАР. Оценка потребности в информации, определение приоритетов и ресурсных ограничений, постановка задачи, реализация, контроль исполнения. Методика ИАР. Цели, задачи, объекты и предмет исследования. Основные технологии аналитической работы. Процесс ИАР: общие методы поиска, отбора и обработки информации. Организационно-кадровые принципы ИАР.
Лекция 2.2 Базовые приемы ИАР. Применение логических законов и правил (тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания и пр., дедукция и индукция, аргументирование и пр.) Применение ключевых методов: Контент-анализ, ситуационный анализ, социологические исследования, медийный анализ, SWOT-анализ, «мозговой штурм», «ситуационный анализ» и пр.
Практические занятия (4 часа).
Виды данных (сведений). Поиск и выделение значимых данных из текстов СМИ. Варианты обработки данных. Получение информационного продукта. Подготовка: фактографии, подборки цитат; аннотированного обзора; краткого реферата. Практика применения законов логики при исследовании текстов СМИ. Обсуждение особенностей разных видов анализа. Обсуждение специфики работ, выполняемых в рамках домашнего задания.
Количество часов аудиторной работы – 8 часов.
Общий объем самостоятельной работы – 4 часа.
Предусмотрена коллективная работа и проведение дискуссий на практическом занятии.
Литература: Базового учебника нет, ридер в стадии разработки.
Тема 3. ИАР в коммуникационной сфере
Лекция 3.1 Актуальные вопросы применения ИАР в PR, IR, PA, маркетинге и рекламе – «шашечки и/или ехать». Сферы применения. Цели и задачи. Оргструктура. Инструменты. Применяемые приемы и методы. Алгоритмы и последовательности работы. Планирование. Предоставление результатов.
Лекция 3.2 Практика ИАР в коммуникационной отрасли. Сферы применения: текущий мониторинг и аналитика, комплексный коммуникационный аудит, поддержка тендерных предложений, экспресс-аналитика рынков, разработка стратегий PR-продвижения, антикризисное реагирование, измерение результатов PR-деятельности, аналитический отчет и пр. Базовые приемы и методы работы.
Практические занятия (4 часа).
Обсуждение практических примеров использования ИАР в коммуникационной сфере. Разбор реальных бизнес-кейсов. Утверждение тем работ, выполняемых в рамках домашнего задания.
Количество часов аудиторной работы – 8 часов.
Общий объем самостоятельной работы – 4 часа.
Предусмотрена коллективная работа и проведение дискуссий на практическом занятии.
Литература: Базового учебника нет, ридер в стадии разработки.
Тема 4. Источники ИАР
Лекции 4.1-4.2 Основные источники информации (власть, СМИ, бизнес, экспертные и научные круги, персоналии, и пр.) и виды агрегированных информационно-аналитических документов. Официальные информационные ресурсы - российские (Росстат, официальные данные ведомств, реестры – ЕГРЮЛ и пр.) и международные – WB, WHO и пр. Общедоступные негосударственные информационные ресурсы (деловые ассоциации, отраслевые объединения, экспертные/ консалтинговые структуры, социологические компании, рейтинговые агентства, аудиторские компании, кредитные бюро и пр.). Практика и особенности работы с источниками информации. Выбор, оценка и верификация.
Количество часов аудиторной работы – 4 часа.
Общий объем самостоятельной работы – 4 часа.
Литература: Базового учебника нет, ридер в стадии разработки.
Тема 5. Медийная аналитика
Лекции 5.1-5.2 Основы медийной аналитики. Качественный и количественный аспекты. Медиа-статистика и контент-анализ. Сферы применения. Основные инструменты. Принципы и методы анализа. Основные Алгоритмы обработки больших массивов информации. Статистические и семантические методы в ИАР.
Практические занятия (4 часа).
Обсуждение примеров использования различных типов источников. Разбор примеров, демонстрирующих различные и схожие качества информации из разных типов источников. Обсуждение подходов к выбору круга источников в зависимости от задачи исследования. Обсуждение правил составления поисковых запросов. Обсуждение различных вариантов медиа-статистики и контент-анализа. Разбор примеров реально выполненных в интересах различных заказчиков работ. Практикум использовании Public.ru.
Количество часов аудиторной работы – 8 часов.
Общий объем самостоятельной работы – 14 часов.
Предусмотрена коллективная работа и проведение дискуссий на практическом занятии.
Литература: Базового учебника нет, ридер в стадии разработки.
Тема 6. Средства автоматизации ИАР
Лекция 6.1-6.2 Использование полнотекстовых базы данных СМИ (Паблик, Интегрум, Медиалогия, Фактива, Лексис и пр.). Функционал и механизм работы баз. Основные принципы и методы работы с ними. Профессиональный поиск, Булиева логика, составление поисковых запросов, ключевые операторы и принципы их работы.
Практические занятия (4 часа).
Практикум по составлению поисковых запросов и их тестированию. Продолжение практикума использования Public.ru.
Количество часов аудиторной работы – 8 часов.
Общий объем самостоятельной работы – 16 часов.
Предусмотрена коллективная работа и проведение дискуссий на практическом занятии.
Литература: Базового учебника нет, ридер в стадии разработки.
Тема 7. ИАР в сфере Digital (Интернет и Социальные медиа)
Лекция (3 часа) Практика, организация и особенности работы с общедоступными источниками в сети Интернет (поисковики – search engines, каталоги, базы и шлюзы данных, агрегаторы новостей, отраслевые экспертные порталы, специализированные онлайн-источники и пр.). Основные инструменты и алгоритмы.
Практика и особенности ИАР в социальных медиа (блогосфера, социальные сети, форумы, доски объявлений, Интернет-ресурсы с пользовательским контентом и пр.). Основные инструменты и алгоритмы. Методика работы с направленной/ заказной информацией.
Количество часов аудиторной работы – 3 часов.
Общий объем самостоятельной работы – 8 часов.
Литература: Базового учебника нет, ридер в стадии разработки.
Тема 8. Итоговое оформление результатов ИАР. Основные качественные и этические принципы ИАР. Юридическая основа. Основные проблемы, возникающие в ходе ИАР.
Лекция (3 часа) Базовые требования, предъявляемые к информационно-аналитическим документам «на выходе» (краткость, ясность, полнота, аргументированность, актуальность, релевантность, упреждающий характер и пр.). Основные типы и виды исходящих документов. Правила, алгоритмы и особенности составления и редактирование текстов. Профессиональная работа аналитика с офисными пакетами программ. Визуальное оформление итогов ИАР. «Штабная культура».
Принципы информационно-аналитической работы: целенаправленность системность, гибкость, своевременность, инициативность, активность, обоснованность, полнота, альтернативность мнений и пр. Этические принципы ведения информационно-аналитической деятельности. Основные проблемы, с которыми сталкиваются информационные аналитики на практике. Юридическое обеспечение ИАР Законодательство РФ (Конституция РФ, Законы «Об информации», «О частной охранной и детективной деятельности», «О государственной тайне», «О коммерческой тайне», «О персональных данных», «О средствах массовой информации» и пр.) Внутренние и корпоративные регламенты распространения/ использования информации.
Практические занятия (4 часа).
Практикум по составлению запросов для общедоступных поисковых систем. Обсуждение неявных возможностей и ограничений поиска известных поисковых машин. Практикум по использованию специальных поисковых сервисов социальных медиа. Обсуждение качественных характеристик информации социальных медиа.
Обсуждение правил подготовки информационно-аналитических документов на конкретных примерах. Практикум профессионального использования ms word. Обсуждение промежуточных итогов выполнения домашнего задания.
Количество часов аудиторной работы – 7 часов.
Общий объем самостоятельной работы – 6 часов.
Предусмотрена коллективная работа и проведение дискуссий на практическом занятии.
Литература: Базового учебника нет, ридер в стадии разработки.
8Образовательные технологии
При проведении обучения используются компьютерные программы для редактирования текстов и работы с электронными таблицами, а также доступные через интернет специализированные базы данных СМИ.
На лекциях и практических занятиях проводится разбор практических задач и кейсов. Возможно проведение деловых, ролевых игр и мастер-классов.
9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
9.1Тематика заданий текущего контроля (Домашнего задания)
Примерная тематика практических работ (вопросы) для подготовки аналитической записки по общедоступным источникам
1.
-
Перспективы модернизации и инновационного развития экономики РФ.
-
Проблема введения всеобщего лекарственного страхования в России.
-
Перспективы импортозамещения в фармацевтической промышленности РФ
-
Вступление РФ в ВТО: проблемы, риски и перспективы.
-
Проблемы и перспективы газотранспортной политики РФ на постсоветском пространстве.
-
Основные проблемы российской автомобильной промышленности (сегмент: легковые автомобили) и перспективы их решения.
-
Повышение туристской привлекательности Москвы.
-
Перспективы платных автодорог в России.
-
Проблема «моногородов» в России.
-
Проблема повышения финансовой грамотности населения РФ.
Основные этапы работы:
1. Ознакомление с темой
2. Определение ключевых вопросов/ проблемных зон для освещения в записке
3. Сбор и обработка информации открытых источников
4. Краткий анализ информации по теме
5. Предоставление аналитических выводов по теме
Примерная тематика практических работ (вопросы) для подготовки краткого SWOT-анализа по общедоступным источникам.
-
SWOT-анализ для пиар-продвижения проекта создания международного финансового центра (МФЦ) в Москве.
-
SWOT-анализ для проекта повышения туристической привлекательности российского региона/ города (выбрать один регион/город).
-
SWOT-анализ для пиар-продвижения бренда (выбрать один: Starbucks, Red Espresso, Costa Coffe, Кофе-Хаус, Шоколадница, Идеальная чашка и пр.) на российском рынке кофеен.
-
SWOT-анализ для пиар-продвижения автомобиля марки (выбрать одну: Ford, Renault, ГАЗ и пр.) на российском рынке LCV – легких коммерческих автомобилей.
-
SWOT-анализ для пиар-продвижения бренда (выбрать один: Michelin, Nokian, Dunlop, Continental и пр.) на российском рынке автопокрышек для легковых автомобилей.
-
SWOT-анализ для выхода компании/ бренда (выбрать один: Wall-Mart, Victoria's Secret, PayPal и пр.) на российский рынок.
-
SWOT-анализ для позиционирования перехода бренда (выбрать один: Домик в деревне, Hankook и пр.) в более высокую ценовую категориию.
-
SWOT-анализ для проведения в рамках частно-государственного партнерства массовой кампании по продвижению (выбрать одну категорию: потребления молока, повышения финансовой грамотности населения, ответственного употребления пива и/ или крепкого алкоголя, повышения доверия к электронным платежным системам и пр.).
-
SWOT-анализ для проведения пиар-кампании в поддержку инициативы (выбрать одну: введение обязательного страхования жилого фонда, расширения ипотечного кредитования, вступления бизнеса в саморегулируемые организации (СРО) и прочее - допускаются гипотетические инициативы, возможность которых только подразумевается/обсуждается в настоящее время).
Основные этапы работы:
1. Ознакомление с темой/ рынком/положением бренда на рынке
2. Сбор и обработка информации открытых источников
3. Краткий анализ по теме
4. Предоставление аналитических выводов в виде SWOT-анализа.
9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу.
-
Определение ИАР, особенности проведения и технологии ИАР в разных ситуациях, возможные цели и задачи ИАР, типичные ошибки при проведении ИАР.
-
Понятие информации. Значение информации в современном мире. Виды, особенности, каналы распространения информации. Составляющие части информации, особенности их выделения и обработки.
-
Логические законы, применяемые в рамках ИАР и примеры их использования (привести 2-3 примера, доказывающих высокую значимость логики для осуществления ИАР).
-
Аналитические методы, применяемые в ИАР и примеры их использования (привести 2-3 примера).
-
Источники, используемые в рамках ИАР. Особенности работы с разными типами источников.
-
Применение ИАР в конкурентной разведке. Основные виды работ, ключевые особенности ИАР в данной сфере.
-
Применение ИАР в коммуникационной отрасли. Основные виды работ, ключевые особенности ИАР в данной сфере.
-
Применение ИАР в PR-деятельности. Основные виды работ, ключевые особенности ИАР в данной сфере.
-
Применение ИАР в рекламном бизнесе. Основные виды работ, ключевые особенности ИАР в данной сфере.
-
Применение ИАР в маркетинге. Основные виды работ, ключевые особенности ИАР в данной сфере.
-
Особенности ИАР при работе с «новыми медиа». Основные виды работ, ключевые особенности ИАР в данной сфере.
-
Мониторинг СМИ как частный случай ИАР. Особенности организации и проведения мониторинга в разных ситуациях. Виды отчетных работ по итогам мониторинга.
-
Медийная аналитика: медиа-статистика и контент-анализ. Сферы применения. Основные инструменты. Принципы и методы анализа. Основные Алгоритмы обработки больших массивов информации.
-
Основные жанры аналитических документов. Характеристика особенностей и назначения каждого из жанров.
-
Полнотекстовые базы данных для ИАР: Public.ru, Медиалогия, Фактива. Сходства и различия.
-
Поиск информации с использованием поисковых запросов. Правила составления запроса (булева логика, контекстные операторы). Составление запроса с использованием текстового описания конкретных понятий. Методы проверки качества запроса.
-
Оформление результатов ИАР – основные правила и принципы. Типичные ошибки оформления статистических данных, диаграмм и аналитических текстов.
-
Юридическое обеспечение ИАР. Значение регламентов распространения/ использования информации.
10Порядок формирования оценок по дисциплине
Преподаватель оценивает работу студентов на лекциях и практических занятиях:
-
Посещаемость аудиторных занятий студентами;
-
Активность участия студентов в обсуждении и разборе примеров, предлагаемых на практических занятиях;
-
Правильные умозаключения студента при разборе примеров ИАР и поиске типичных ошибок;
-
Успешные действия студента при освоении практики составления поисковых запросов для различных систем и работе в сервисах Public.ru.
Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем -
Оаудиторная.
Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов:
-
Активность в выполнении домашнего задания и контрольной работы (использование возможности двух консультаций с преподавателем, предоставление промежуточных результатов работы на ознакомление).
-
Правильность выполнения домашнего задания и контрольной работы.
Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем –
Осам. работа.
Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где
Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:
Оитоговый = 0,5·Оэкзамен + 0,3·Осам. работа + 0,2·Оаудиторная
11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
11.1Базовый учебник
Базового учебника нет, ридер в стадии разработки.
11.2Основная литература
-
Воробьев Е.Н., Рогачев И.Н. Аналитико-прогностическая работа. М., 1999.
-
Демидов В.В. Информационно-аналитическая работа в международных отношениях. Новосибирск, 2004.
-
Кашлев Ю., Галумов Э. Информация и PR в международных отношениях. М., 2003.
-
Леонов Н.С. Информационно-аналитическая работа в загранучреждениях. М., 1996.
-
Семенов Б.М. Особенности информационно-аналитической работы государственных структур в области внешней политики. М., 2003.
11.3Дополнительная литература
-
Бертон Дж. Конфликт и коммуникации. Использование контролируемой коммуникации в международных отношениях // Теория международных отношений: Хрестоматия. М., 2002.
-
Бережков В.М. Страницы дипломатической истории. М.,1982.
-
Бланке У. Заграничная служба США. М., 1974.
-
Внешнеполитическая информация и современная дипломатия / отв. ред. Ю.Б. Кашлев. М., 2001.
-
Гинзбург Л.Я. Человек за письменным столом. Л.,1989.
-
Груздев Г.В. Основы формальной логики: учебно-методическое пособие для студентов вечернего и заочного отделения. М., 2000.
-
Даллес А. Искусство разведки. М., 1992.
-
Добрынин А.Ф. Сугубо доверительно. М., 1997.
-
Дружинин Н.М. Избранные труды. М., 1990.
-
Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. М., 1984.
-
Егоров Е. С., Воробьев С. Н. Методы обоснования решений в условиях поведенческой неопределенности. М.: Изд. МО СССР, 1988.
-
Еланцева О.П. Информационно-аналитическая работа: Учебно-методический комплекс. Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2008.
-
Зорин В.А. Основы дипломатической службы. М.,1977.
-
Ивлев Ю.В. Логика. М.,1997.
-
Ильин А. и др. Отзвук слова. Из опыта работы спичрайтеров первого Президента России. М., 1999.
-
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
-
Квицинский Ю.А. Время и случай: Заметки профессионала. М., 1999.
-
Киссинджер Г. Дипломатия: Пер. с англ. М.,1997.
-
Коновецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.
-
Кривов В. Информационно - аналитическое обеспечение деятельности органов государственной власти: некоторые вопросы совершенствования // Власть. 1996. №1.
-
Кузнецов И.Н. Информация: сбор, защита, анализ. Учебник по информационно-аналитической работе. М., 2001
-
Курносов Ю.В. Конотопов П. Ю. Аналитика. Методология, технология и организация информационно-аналитической работы. М., 2004.
-
Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. М., 1996.
-
Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 1997.
-
Матвеев В.М. Дипломатическая служба США. М., 1987.
-
Николаев Д. Информация в системе международных отношений. М., 1978.
-
Нисневич Ю.А. Информация и власть. М., 2000.
-
Ньюман Л. Анализ качественных данных // Соц. исследования. 1998.
-
Ольшанский Д.В., Пеньков В.Ф. Политический консалтинг. Спб, Питер, 2005.
-
Пальгунов Н.Г. Тридцать лет. Воспоминания журналиста и дипломата. М., 1964.
-
Плэтт В. Стратегическая разведка. Основные принципы. М.: Форум, 1997.
-
Почепцов Г.Г. Стратегический анализ. М., 2004.
-
Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М., 2002.
-
Почепцов Г. Г. Информация & дезинформация. Киев, 2001.
-
Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2001.
-
Прескотт Джон Е., Миллер Стивен X. Конкурентная разведка: Уроки из окопов. М.: Альпина Паблишер, 2003.
-
Проблемы и методы комплексного экспертного прогнозирования. М.,1978.
-
Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М.,1997.
-
Туронок С. Г. Политический анализ. М., 2005.
-
Хургин Я.И. Ну и что? М., 1970.
-
Хэмилтон Б., Битти Д. Виды и методы исследования // Справочник по полит. консультированию. М., 2002.
-
Цыгичко В.Н., Черешкин Д.С.. Информационно-аналитическая поддержка стратегических решений. М., 2004.
-
Чудновская А. Аналитика для PR–проекта // PR в России.2002.
-
Шалак В. И. Современный контент-анализ. М., 2004.
-
Шебаршин Л.В. Рука Москвы: Записки начальника советской разведки. М.,1992.
Интернет-ресурсы
-
http://www.proanalyst.ru Информационный портал «Профессия – Аналитик»
-
http://www.rscip.ru/ сайт Российского общества профессионалов конкурентной разведки.
-
http://www.benchmarking.ru/ специализированный сервер по бенчмаркингу и конкурентной разведке
-
http://www.sec.ru Интернет-портал по безопасности
-
http://www.searchengines.ru/ Энциклопедия поисковых систем
-
http://www.amulet-group.ru/info.htm?id=2 журнал "Бизнес разведка"
-
http://www.fact.ru/ Информационно-аналитический журнал "Факт"
-
http://www.confident.ru/magazine/ Журнал «Защита информации. Конфидент».
-
http://www.inside-zi.ru/ Журнал «Защита информации. Инсайд»
-
http://www.scip.org сайт Организации профессионалов конкурентной разведки (Society of Competitive Intelligence Professionals, SCIP)
-
http://www.academyci.com сайт академии бизнес-разведки Fuld Gilad Hemng Academy of Competitive Intelligence (Кембридж, штат Массачусетс, США)
-
http://cic.simmons.edu сайт центра подготовки специалистов по конкурентной разведке в Бостоне (Competitive Intelligence Center at Simmons College in Boston)
-
http://analytical.narod.ru/Index.htm ресурс по аналитической разведке
11.4Программные средства
Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:
-
MS Word, MS Excel, MS Power Point
-
Сервисы Public.ru