Главная
страница 1



Национально-исследовательский университет Высшая школа экономики
Программа дисциплины «Теория и практика информационно-аналитической работы» для направления 031600.62 "Реклама и связи с общественностью" подготовки бакалавра






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет Прикладной политологии



Программа дисциплины Теория и практика информационно-аналитической работы


для направления 031600.62 "Реклама и связи с общественностью" подготовки бакалавра

Авторы программы:

к и.н. Серегин А.Н., andie203@gmail.com,

Воронцов Д.Ю., dmvoron@mrpublic.ru.

Одобрена на заседании кафедры интегрированных коммуникаций «___»____________ 2012 г.

Зав. кафедрой С.А. Зверев
Рекомендована секцией УМС Политология «___»____________ 2012 г.

Председатель М.Г. Миронюк


Утверждена УС факультета прикладной политологии «___»_____________2012 г.

Ученый секретарь М.А. Пильгун ________________________ [подпись]

Москва, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600.62 "Реклама и связи с общественностью" подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Теория и практика информационно-аналитической работы».

Программа разработана в соответствии:


  • с образовательным стандартом НИУ ВШЭ;

  • Образовательной программой 031600.62 "Реклама и связи с общественностью" подготовки бакалавра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 031600.62 "Реклама и связи с общественностью" подготовки бакалавра, утвержденным в 2011г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Теория и практика информационно-аналитической работы» являются:

  • формирование у студентов базовых теоретических и практических знаний, необходимых для осуществления информационно-аналитической работы (ИАР) с материалами СМИ и других открытых источников;

  • развитие интереса к информационной и аналитической работе и творческого подхода при ее выполнении;

  • формирование знаний и умений пользования современного инструментария проведения информационно-аналитической работы.

Программа дисциплины основана на изучении, в первую очередь, практического опыта информационно-аналитической работы как в сфере получения и обработки фактографических данных (бизнес-разведка, маркетинг и др.), так и в части аналитического описания текстов СМИ (PR, пресс-службы, реклама).



3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать: ключевые понятия, цели и задачи ИАР; правила организации и базовые схемы реализации ИАР; характерные ошибки, которых следует избегать при проведении ИАР.

  • Уметь: Составлять и описывать модель проведения конкретной ИАР; проводить аналитическую обработку текстовой информации по различным параметрам; подготавливать итоговые информационные и аналитические тексты.

  • Иметь навыки (приобрести опыт): использования современных инструментов, применяемых при проведении ИАР.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности

ОК-1

Распознает значимые элементы информации; использует аналитические методы для их изучения; владеет навыками аргументированного доказательства; обосновывает собственные выводы; интерпретирует результаты анализа.


Семинарские занятия в виде подробного разбора и общего обсуждения примеров аналитической обработки различных данных.


Способность ясно, логически верно и аргументировано строить письменную и устную речь и использовать ее в профессиональной деятельности; владение навыками публичной и научной речи

ОК-2


Применяет базовые логические законы для оценки различных данных и при подготовке собственного (авторского) аналитического текста; владеет навыками аргументированного доказательства; обосновывает свои выводы.

Практические занятия (на семинарах) по применению логических законов для разбора текстов сообщений СМИ. Практические занятия по наработке навыков аргументирования и опровержения чужих аргументов.

Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

ОК-9

Дает определение информации; понимает и показывает на конкретных примерах роль информации в современном обществе; демонстрирует способность анализировать информацию по разнообразным темам; распознает признаки информационных угроз;

Обсуждение различных примеров аналитических работ в рамках семинарских занятий. Обсуждение типичных ошибок и, наоборот, удачных моментов.

Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, владение навыками работы с компьютером как средством управления информацией; способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

ОК-10

Владеет современными инструментами поиска и анализа информации; владеет компьютерными программами, позволяющими хранить и перерабатывать информацию; применяет компьютер как средство автоматизации при проведении информационно-аналитических исследований.

Практические занятия по использованию интернет-библиотеки СМИ Public.ru.

Практические занятия по использованию ms word и ms excel как программных средств для автоматизации и обработки текстовых и численных данных.



Владение знаниями теории и практики массовой информации, способностью понимать ее место и роль в жизни современного общества и социальном управлении; владение знаниями системных характеристик современных российских и зарубежных СМИ

ПК-24

Понимает роль и специфику различных типов СМИ в современном мире; распознает факторы влияния СМИ на объективную информацию; применяет современные инструменты для работы с большими массивами сообщений СМИ.

Практические занятия по работе с информацией из различных типов СМИ.


Способность прогнозировать возможные последствия и моделировать предполагаемые методы влияния СМИ на установки, способы поведения и восприятия действительности массовой аудиторией; способность прогнозировать возможные психологические последствия массовой коммуникации

ПК-25

Демонстрирует навыки составления прогнозов на базе результатов анализа материалов СМИ; применяет аналитические и статистические методы для оценки тенденций, формирующихся в поле мнений СМИ.

Практические занятия по подготовке медиа-статистических исследований. Обсуждение особенностей прогнозирования при проведении анализа материалов СМИ.

Способность проводить исследования в конкретной предметной области, понимать результаты экспериментальных и наблюдательных способов проверки научных теорий

ПК-30

Владеет навыками проведения аналитических исследований по разным темам и на массиве различных текстов.

Владеет навыками: составления моделей исследование текстов СМИ; составления поисковых запросов для поиска и отбора данных по определенной тематике; навыками подготовки статистических данных и их визуализации.

Грамотно интерпретирует результаты аналитических исследований.


Практические занятия по подготовке аналитических работ двух типов: аналитическая записка и медиа-исследование материалов СМИ. Осуществляется в рамках выполнения домашнего задания.

Способность осуществлять обработку и подготовку данных для анализа, владением навыками написания аналитических справок, обзоров и прогнозов, а также составления и оформления материалов для экспертных заключений и отчетов

ПК-34

Владеет навыками написания информационных и аналитических записок, а также информационно-аналитических отчетов.


4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин, обеспечивающих подготовку по направлению 031600.62 Реклама и связи с общественностью.

Для специализаций «Связи с общественностью», «Реклама» и «Новые медиа» настоящая дисциплина является базовой.


Изучение данной дисциплины базируется на следующих базовых дисциплинах:

  • Русский язык и культура речи

  • Логика и теория аргументации

  • Компьютерные технологии и информатика

  • Теория и практика массовой информации

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:



  • владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности (ОК-1);

  • способность ясно, логически верно и аргументировано строить письменную и устную речь и использовать ее в профессиональной деятельности; владение навыками публичной и научной речи (ОК-2);

  • способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-9);

  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, владением навыками работы с компьютером как средством управления информацией; способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-10);

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:



  • Управление интегрированными коммуникациями

  • Коммуникационный консалтинг

  • Репутационный менеджмент

  • PR в Интернете

  • Копирайтинг



5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Тема 1. Информационно-аналитическая работа (ИАР) в системе прикладных дисциплин гуманитарного цикла Информация в современном мире. ИАР в информационном обществе.

6

4

-

-

2

2

Тема 2. Содержание информационно-аналитической работы.

12

4

-

4

4

3

Тема 3. ИАР в коммуникационной сфере.

12

4

-

4

4

4

Тема 4. Источники ИАР.

8

4

-

-

4

5

Тема 5. Медийная аналитика.

22

4

-

4

14

6

Тема 6. Средства автоматизации ИАР.

24

4

-

4

16

7

Тема 7. ИАР в сфере Digital (Интернет и Социальные медиа)

11

3

-

-

8

8

Тема 8. Итоговое оформление результатов ИАР. Основные качественные и этические принципы ИАР. Юридическая основа. Основные проблемы, возникающие в ходе ИАР.

13

3

-

4

6







108 часов

30 часов

-

20 часов

58 часов



6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

Текущий

(неделя)


Домашнее задание

на 3-й неделе 4-го модуля

Письменное - подготовка аналитической записки по заданной теме – объемом 5000-7000 знаков.


Контрольная работа




на 6-й неделе 4-го модуля

Письменная, в виде подготовки отчета по итогам медиа-исследования – объемом 25000-30000 знаков, с 4-5 диаграммами.

Итоговый

Экзамен

на последней неделе 3-го модуля






6.1Критерии оценки знаний, навыков



Домашнее задание

Включает в себя два варианта:



  • Подготовку аналитической записки по определенной теме

  • Подготовку SWOT-анализа в интересах определенного сектора рынка или бренда.

    Тема или название рынка (бренда) предлагаются преподавателем.

    Конкретный жанр работы (записка или записка, включающая SWOT-анализ) выбирает учащийся.



На выполнение домашнего задания отводится четыре недели. В течение этого периода студент может два раза предоставить преподавателю промежуточные результаты - для ознакомления и рецензирования.

Оценки за домашнее задание выставляются по 10-ти балльной шкале.

По каждому из вариантов домашнего задания студентам предоставляется образец его выполнения.




Контрольная работа

Проводится в форме исследования текстов СМИ (медиа-исследования) и подготовки отчета по его итогам.

Темы для исследования предоставляются преподавателем.

Для выполнения исследования студенту предоставляется доступ к специализированному ресурсу – интернет-библиотеке СМИ Public.ru.

Результат выполнения контрольной работы в виде отчета по итогам исследования сдается на практических занятиях на 6-й и 7-й неделях 4-го модуля. Начинать подготовку к контрольной (сбор и обработку данных) студенты могут сразу после согласования с преподавателем темы исследования, которое осуществляется со второй недели 4 модуля.

В течение подготовки к контрольной студент может два раза предоставить преподавателю промежуточные результаты работ - для ознакомления и рецензирования.


Оценки за контрольную работу выставляются по 10-ти балльной шкале.

Студентам предоставляется образец отчета по итогам выполнения контрольной работы.


Предоставление отчетов по итогам выполнения домашнего задания осуществляется по электронной почте на адреса: andie203@gmail.com, dmvoron@mrpublic.ru.

При успешном выполнении домашнего задания и контрольной работы (на общую сумму не ниже 16 баллов) возможно получение досрочной экзаменационной оценки.


В процессе выполнения домашнего задания и контрольной работы студент должен продемонстрировать навыки:

  • проведения аналитических исследований по разным темам и на массиве различных текстов;

  • составления моделей исследования текстов СМИ;

  • составления поисковых запросов для поиска и отбора данных по определенной тематике;

  • подготовки статистических данных и их визуализации;

  • владения современными инструментами поиска и анализа информации;

  • грамотной интерпретации результатов аналитических исследований.



7Содержание дисциплины


Тема 1. ИАР в системе прикладных дисциплин гуманитарного цикла. Информация в современном мире. ИАР в информационном обществе.

Лекция 1.1 Введение. Цели и задачи курса. Определение информационно-аналитической работы (ИАР). ИАР в системе прикладных учебных дисциплин гуманитарного цикла – особенности преподавания. Прикладной характер дисциплины. Методологические источники ИАР (логика, психология, социология, политология, экономика, история, право и пр.) и смежные дисциплины (теория коммуникаций, информационный консалтинг, управленческое консультирование, конкурентная разведка, документоведение и пр.).

Лекция 1.2 Роль информации в мире. Современное информационное общество. Основные черты и особенности (виды информации, каналы распространения, целевые аудитории и пр.). Типология и видовые различия информации в современном мире - направленная информация, доведенная информация, дезинформация и пр. Основные требования к информации.

Количество часов аудиторной работы – 4 часа.

Общий объем самостоятельной работы – 2 часа.

Литература: Базового учебника нет, ридер в стадии разработки.


Тема 2. Содержание информационно-аналитической работы

Лекция 2.1. Основы организации работы по сбору и анализу информации. Практика и особенности ведения ИАР в госструктурах, бизнесе, общественных, научных и некоммерческих организациях. Планирование ИАР. Оценка потребности в информации, определение приоритетов и ресурсных ограничений, постановка задачи, реализация, контроль исполнения. Методика ИАР. Цели, задачи, объекты и предмет исследования. Основные технологии аналитической работы. Процесс ИАР: общие методы поиска, отбора и обработки информации. Организационно-кадровые принципы ИАР.

Лекция 2.2 Базовые приемы ИАР. Применение логических законов и правил (тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания и пр., дедукция и индукция, аргументирование и пр.) Применение ключевых методов: Контент-анализ, ситуационный анализ, социологические исследования, медийный анализ, SWOT-анализ, «мозговой штурм», «ситуационный анализ» и пр.

Практические занятия (4 часа).

Виды данных (сведений). Поиск и выделение значимых данных из текстов СМИ. Варианты обработки данных. Получение информационного продукта. Подготовка: фактографии, подборки цитат; аннотированного обзора; краткого реферата. Практика применения законов логики при исследовании текстов СМИ. Обсуждение особенностей разных видов анализа. Обсуждение специфики работ, выполняемых в рамках домашнего задания.

Количество часов аудиторной работы – 8 часов.

Общий объем самостоятельной работы – 4 часа.

Предусмотрена коллективная работа и проведение дискуссий на практическом занятии.

Литература: Базового учебника нет, ридер в стадии разработки.


Тема 3. ИАР в коммуникационной сфере

Лекция 3.1 Актуальные вопросы применения ИАР в PR, IR, PA, маркетинге и рекламе – «шашечки и/или ехать». Сферы применения. Цели и задачи. Оргструктура. Инструменты. Применяемые приемы и методы. Алгоритмы и последовательности работы. Планирование. Предоставление результатов.

Лекция 3.2 Практика ИАР в коммуникационной отрасли. Сферы применения: текущий мониторинг и аналитика, комплексный коммуникационный аудит, поддержка тендерных предложений, экспресс-аналитика рынков, разработка стратегий PR-продвижения, антикризисное реагирование, измерение результатов PR-деятельности, аналитический отчет и пр. Базовые приемы и методы работы.

Практические занятия (4 часа).

Обсуждение практических примеров использования ИАР в коммуникационной сфере. Разбор реальных бизнес-кейсов. Утверждение тем работ, выполняемых в рамках домашнего задания.

Количество часов аудиторной работы – 8 часов.

Общий объем самостоятельной работы – 4 часа.

Предусмотрена коллективная работа и проведение дискуссий на практическом занятии.

Литература: Базового учебника нет, ридер в стадии разработки.


Тема 4. Источники ИАР

Лекции 4.1-4.2 Основные источники информации (власть, СМИ, бизнес, экспертные и научные круги, персоналии, и пр.) и виды агрегированных информационно-аналитических документов. Официальные информационные ресурсы - российские (Росстат, официальные данные ведомств, реестры – ЕГРЮЛ и пр.) и международные – WB, WHO и пр. Общедоступные негосударственные информационные ресурсы (деловые ассоциации, отраслевые объединения, экспертные/ консалтинговые структуры, социологические компании, рейтинговые агентства, аудиторские компании, кредитные бюро и пр.). Практика и особенности работы с источниками информации. Выбор, оценка и верификация.

Количество часов аудиторной работы – 4 часа.

Общий объем самостоятельной работы – 4 часа.

Литература: Базового учебника нет, ридер в стадии разработки.


Тема 5. Медийная аналитика

Лекции 5.1-5.2 Основы медийной аналитики. Качественный и количественный аспекты. Медиа-статистика и контент-анализ. Сферы применения. Основные инструменты. Принципы и методы анализа. Основные Алгоритмы обработки больших массивов информации. Статистические и семантические методы в ИАР.

Практические занятия (4 часа).

Обсуждение примеров использования различных типов источников. Разбор примеров, демонстрирующих различные и схожие качества информации из разных типов источников. Обсуждение подходов к выбору круга источников в зависимости от задачи исследования. Обсуждение правил составления поисковых запросов. Обсуждение различных вариантов медиа-статистики и контент-анализа. Разбор примеров реально выполненных в интересах различных заказчиков работ. Практикум использовании Public.ru.

Количество часов аудиторной работы – 8 часов.

Общий объем самостоятельной работы – 14 часов.

Предусмотрена коллективная работа и проведение дискуссий на практическом занятии.

Литература: Базового учебника нет, ридер в стадии разработки.


Тема 6. Средства автоматизации ИАР

Лекция 6.1-6.2 Использование полнотекстовых базы данных СМИ (Паблик, Интегрум, Медиалогия, Фактива, Лексис и пр.). Функционал и механизм работы баз. Основные принципы и методы работы с ними. Профессиональный поиск, Булиева логика, составление поисковых запросов, ключевые операторы и принципы их работы.

Практические занятия (4 часа).

Практикум по составлению поисковых запросов и их тестированию. Продолжение практикума использования Public.ru.

Количество часов аудиторной работы – 8 часов.

Общий объем самостоятельной работы – 16 часов.

Предусмотрена коллективная работа и проведение дискуссий на практическом занятии.

Литература: Базового учебника нет, ридер в стадии разработки.


Тема 7. ИАР в сфере Digital (Интернет и Социальные медиа)

Лекция (3 часа) Практика, организация и особенности работы с общедоступными источниками в сети Интернет (поисковики – search engines, каталоги, базы и шлюзы данных, агрегаторы новостей, отраслевые экспертные порталы, специализированные онлайн-источники и пр.). Основные инструменты и алгоритмы.

Практика и особенности ИАР в социальных медиа (блогосфера, социальные сети, форумы, доски объявлений, Интернет-ресурсы с пользовательским контентом и пр.). Основные инструменты и алгоритмы. Методика работы с направленной/ заказной информацией.

Количество часов аудиторной работы – 3 часов.

Общий объем самостоятельной работы – 8 часов.

Литература: Базового учебника нет, ридер в стадии разработки.
Тема 8. Итоговое оформление результатов ИАР. Основные качественные и этические принципы ИАР. Юридическая основа. Основные проблемы, возникающие в ходе ИАР.

Лекция (3 часа) Базовые требования, предъявляемые к информационно-аналитическим документам «на выходе» (краткость, ясность, полнота, аргументированность, актуальность, релевантность, упреждающий характер и пр.). Основные типы и виды исходящих документов. Правила, алгоритмы и особенности составления и редактирование текстов. Профессиональная работа аналитика с офисными пакетами программ. Визуальное оформление итогов ИАР. «Штабная культура».

Принципы информационно-аналитической работы: целенаправленность системность, гибкость, своевременность, инициативность, активность, обоснованность, полнота, альтернативность мнений и пр. Этические принципы ведения информационно-аналитической деятельности. Основные проблемы, с которыми сталкиваются информационные аналитики на практике. Юридическое обеспечение ИАР Законодательство РФ (Конституция РФ, Законы «Об информации», «О частной охранной и детективной деятельности», «О государственной тайне», «О коммерческой тайне», «О персональных данных», «О средствах массовой информации» и пр.) Внутренние и корпоративные регламенты распространения/ использования информации.



Практические занятия (4 часа).

Практикум по составлению запросов для общедоступных поисковых систем. Обсуждение неявных возможностей и ограничений поиска известных поисковых машин. Практикум по использованию специальных поисковых сервисов социальных медиа. Обсуждение качественных характеристик информации социальных медиа.

Обсуждение правил подготовки информационно-аналитических документов на конкретных примерах. Практикум профессионального использования ms word. Обсуждение промежуточных итогов выполнения домашнего задания.

Количество часов аудиторной работы – 7 часов.

Общий объем самостоятельной работы – 6 часов.

Предусмотрена коллективная работа и проведение дискуссий на практическом занятии.

Литература: Базового учебника нет, ридер в стадии разработки.


8Образовательные технологии


При проведении обучения используются компьютерные программы для редактирования текстов и работы с электронными таблицами, а также доступные через интернет специализированные базы данных СМИ.

На лекциях и практических занятиях проводится разбор практических задач и кейсов. Возможно проведение деловых, ролевых игр и мастер-классов.



9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля (Домашнего задания)


Примерная тематика практических работ (вопросы) для подготовки аналитической записки по общедоступным источникам1.

  • Перспективы модернизации и инновационного развития экономики РФ.

  • Проблема введения всеобщего лекарственного страхования в России.

  • Перспективы импортозамещения в фармацевтической промышленности РФ

  • Вступление РФ в ВТО: проблемы, риски и перспективы.

  • Проблемы и перспективы газотранспортной политики РФ на постсоветском пространстве.

  • Основные проблемы российской автомобильной промышленности (сегмент: легковые автомобили) и перспективы их решения.

  • Повышение туристской привлекательности Москвы.

  • Перспективы платных автодорог в России.

  • Проблема «моногородов» в России.

  • Проблема повышения финансовой грамотности населения РФ.

Основные этапы работы:

1. Ознакомление с темой

2. Определение ключевых вопросов/ проблемных зон для освещения в записке

3. Сбор и обработка информации открытых источников

4. Краткий анализ информации по теме

5. Предоставление аналитических выводов по теме
Примерная тематика практических работ (вопросы) для подготовки краткого SWOT-анализа по общедоступным источникам.


  • SWOT-анализ для пиар-продвижения проекта создания международного финансового центра (МФЦ) в Москве.

  • SWOT-анализ для проекта повышения туристической привлекательности российского региона/ города (выбрать один регион/город).

  • SWOT-анализ для пиар-продвижения бренда (выбрать один: Starbucks, Red Espresso, Costa Coffe, Кофе-Хаус, Шоколадница, Идеальная чашка и пр.) на российском рынке кофеен.

  • SWOT-анализ для пиар-продвижения автомобиля марки (выбрать одну: Ford, Renault, ГАЗ и пр.) на российском рынке LCV – легких коммерческих автомобилей.

  • SWOT-анализ для пиар-продвижения бренда (выбрать один: Michelin, Nokian, Dunlop, Continental и пр.) на российском рынке автопокрышек для легковых автомобилей.

  • SWOT-анализ для выхода компании/ бренда (выбрать один: Wall-Mart, Victoria's Secret, PayPal и пр.) на российский рынок.

  • SWOT-анализ для позиционирования перехода бренда (выбрать один: Домик в деревне, Hankook и пр.) в более высокую ценовую категориию.

  • SWOT-анализ для проведения в рамках частно-государственного партнерства массовой кампании по продвижению (выбрать одну категорию: потребления молока, повышения финансовой грамотности населения, ответственного употребления пива и/ или крепкого алкоголя, повышения доверия к электронным платежным системам и пр.).

  • SWOT-анализ для проведения пиар-кампании в поддержку инициативы (выбрать одну: введение обязательного страхования жилого фонда, расширения ипотечного кредитования, вступления бизнеса в саморегулируемые организации (СРО) и прочее - допускаются гипотетические инициативы, возможность которых только подразумевается/обсуждается в настоящее время).

Основные этапы работы:

1. Ознакомление с темой/ рынком/положением бренда на рынке

2. Сбор и обработка информации открытых источников

3. Краткий анализ по теме

4. Предоставление аналитических выводов в виде SWOT-анализа.




9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу.

  1. Определение ИАР, особенности проведения и технологии ИАР в разных ситуациях, возможные цели и задачи ИАР, типичные ошибки при проведении ИАР.

  2. Понятие информации. Значение информации в современном мире. Виды, особенности, каналы распространения информации. Составляющие части информации, особенности их выделения и обработки.

  3. Логические законы, применяемые в рамках ИАР и примеры их использования (привести 2-3 примера, доказывающих высокую значимость логики для осуществления ИАР).

  4. Аналитические методы, применяемые в ИАР и примеры их использования (привести 2-3 примера).

  5. Источники, используемые в рамках ИАР. Особенности работы с разными типами источников.

  6. Применение ИАР в конкурентной разведке. Основные виды работ, ключевые особенности ИАР в данной сфере.

  7. Применение ИАР в коммуникационной отрасли. Основные виды работ, ключевые особенности ИАР в данной сфере.

  8. Применение ИАР в PR-деятельности. Основные виды работ, ключевые особенности ИАР в данной сфере.

  9. Применение ИАР в рекламном бизнесе. Основные виды работ, ключевые особенности ИАР в данной сфере.

  10. Применение ИАР в маркетинге. Основные виды работ, ключевые особенности ИАР в данной сфере.

  11. Особенности ИАР при работе с «новыми медиа». Основные виды работ, ключевые особенности ИАР в данной сфере.

  12. Мониторинг СМИ как частный случай ИАР. Особенности организации и проведения мониторинга в разных ситуациях. Виды отчетных работ по итогам мониторинга.

  13. Медийная аналитика: медиа-статистика и контент-анализ. Сферы применения. Основные инструменты. Принципы и методы анализа. Основные Алгоритмы обработки больших массивов информации.

  14. Основные жанры аналитических документов. Характеристика особенностей и назначения каждого из жанров.

  15. Полнотекстовые базы данных для ИАР: Public.ru, Медиалогия, Фактива. Сходства и различия.

  16. Поиск информации с использованием поисковых запросов. Правила составления запроса (булева логика, контекстные операторы). Составление запроса с использованием текстового описания конкретных понятий. Методы проверки качества запроса.

  17. Оформление результатов ИАР – основные правила и принципы. Типичные ошибки оформления статистических данных, диаграмм и аналитических текстов.

  18. Юридическое обеспечение ИАР. Значение регламентов распространения/ использования информации.



10Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на лекциях и практических занятиях:

  • Посещаемость аудиторных занятий студентами;

  • Активность участия студентов в обсуждении и разборе примеров, предлагаемых на практических занятиях;

  • Правильные умозаключения студента при разборе примеров ИАР и поиске типичных ошибок;

  • Успешные действия студента при освоении практики составления поисковых запросов для различных систем и работе в сервисах Public.ru.

Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.
Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов:

  • Активность в выполнении домашнего задания и контрольной работы (использование возможности двух консультаций с преподавателем, предоставление промежуточных результатов работы на ознакомление).

  • Правильность выполнения домашнего задания и контрольной работы.

Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:

Оитоговый = 0,5·Оэкзамен + 0,3·Осам. работа + 0,2·Оаудиторная


11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1Базовый учебник


Базового учебника нет, ридер в стадии разработки.

11.2Основная литература


  • Воробьев Е.Н., Рогачев И.Н. Аналитико-прогностическая работа. М., 1999.

  • Демидов В.В. Информационно-аналитическая работа в международных отношениях. Новосибирск, 2004.

  • Кашлев Ю., Галумов Э. Информация и PR в международных отношениях. М., 2003.

  • Леонов Н.С. Информационно-аналитическая работа в загранучреждениях. М., 1996.

  • Семенов Б.М. Особенности информационно-аналитической работы государственных структур в области внешней политики. М., 2003.



11.3Дополнительная литература


  • Бертон Дж. Конфликт и коммуникации. Использование контролируемой коммуникации в международных отношениях // Теория международных отношений: Хрестоматия. М., 2002.

  • Бережков В.М. Страницы дипломатической истории. М.,1982.

  • Бланке У. Заграничная служба США. М., 1974.

  • Внешнеполитическая информация и современная дипломатия / отв. ред. Ю.Б. Кашлев. М., 2001.

  • Гинзбург Л.Я. Человек за письменным столом. Л.,1989.

  • Груздев Г.В. Основы формальной логики: учебно-методическое пособие для студентов вечернего и заочного отделения. М., 2000.

  • Даллес А. Искусство разведки. М., 1992.

  • Добрынин А.Ф. Сугубо доверительно. М., 1997.

  • Дружинин Н.М. Избранные труды. М., 1990.

  • Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. М., 1984.

  • Егоров Е. С., Воробьев С. Н. Методы обоснования решений в условиях поведенческой неопределенности. М.: Изд. МО СССР, 1988.

  • Еланцева О.П. Информационно-аналитическая работа: Учебно-методический комплекс. Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2008.

  • Зорин В.А. Основы дипломатической службы. М.,1977.

  • Ивлев Ю.В. Логика. М.,1997.

  • Ильин А. и др. Отзвук слова. Из опыта работы спичрайтеров первого Президента России. М., 1999.

  • Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

  • Квицинский Ю.А. Время и случай: Заметки профессионала. М., 1999.

  • Киссинджер Г. Дипломатия: Пер. с англ. М.,1997.

  • Коновецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.

  • Кривов В. Информационно - аналитическое обеспечение деятельности органов государственной власти: некоторые вопросы совершенствования // Власть. 1996. №1.

  • Кузнецов И.Н. Информация: сбор, защита, анализ. Учебник по информационно-аналитической работе. М., 2001

  • Курносов Ю.В. Конотопов П. Ю. Аналитика. Методология, технология и организация информационно-аналитической работы. М., 2004.

  • Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. М., 1996.

  • Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 1997.

  • Матвеев В.М. Дипломатическая служба США. М., 1987.

  • Николаев Д. Информация в системе международных отношений. М., 1978.

  • Нисневич Ю.А. Информация и власть. М., 2000.

  • Ньюман Л. Анализ качественных данных // Соц. исследования. 1998.

  • Ольшанский Д.В., Пеньков В.Ф. Политический консалтинг. Спб, Питер, 2005.

  • Пальгунов Н.Г. Тридцать лет. Воспоминания журналиста и дипломата. М., 1964.

  • Плэтт В. Стратегическая разведка. Основные принципы. М.: Форум, 1997.

  • Почепцов Г.Г. Стратегический анализ. М., 2004.

  • Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М., 2002.

  • Почепцов Г. Г. Информация & дезинформация. Киев, 2001.

  • Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2001.

  • Прескотт Джон Е., Миллер Стивен X. Конкурентная разведка: Уроки из окопов. М.: Альпина Паблишер, 2003.

  • Проблемы и методы комплексного экспертного прогнозирования. М.,1978.

  • Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М.,1997.

  • Туронок С. Г. Политический анализ. М., 2005.

  • Хургин Я.И. Ну и что? М., 1970.

  • Хэмилтон Б., Битти Д. Виды и методы исследования // Справочник по полит. консультированию. М., 2002.

  • Цыгичко В.Н., Черешкин Д.С.. Информационно-аналитическая поддержка стратегических решений. М., 2004.

  • Чудновская А. Аналитика для PR–проекта // PR в России.2002.

  • Шалак В. И. Современный контент-анализ. М., 2004.

  • Шебаршин Л.В. Рука Москвы: Записки начальника советской разведки. М.,1992.


Интернет-ресурсы

  • http://www.proanalyst.ru Информационный портал «Профессия – Аналитик»

  • http://www.rscip.ru/ сайт Российского общества профессионалов конкурентной разведки.

  • http://www.benchmarking.ru/ специализированный сервер по бенчмаркингу и конкурентной разведке

  • http://www.sec.ru Интернет-портал по безопасности

  • http://www.searchengines.ru/ Энциклопедия поисковых систем

  • http://www.amulet-group.ru/info.htm?id=2 журнал "Бизнес разведка"

  • http://www.fact.ru/ Информационно-аналитический журнал "Факт"

  • http://www.confident.ru/magazine/ Журнал «Защита информации. Конфидент».

  • http://www.inside-zi.ru/ Журнал «Защита информации. Инсайд»

  • http://www.scip.org сайт Организации профессионалов конкурентной разведки (Society of Competitive Intelligence Professionals, SCIP)

  • http://www.academyci.com сайт академии бизнес-разведки Fuld Gilad Hemng Academy of Competitive Intelligence (Кембридж, штат Массачусетс, США)

  • http://cic.simmons.edu сайт центра подготовки специалистов по конкурентной разведке в Бостоне (Competitive Intelligence Center at Simmons College in Boston)

  • http://analytical.narod.ru/Index.htm ресурс по аналитической разведке



11.4Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

  • MS Word, MS Excel, MS Power Point

  • Сервисы Public.ru



1 По желанию студента, тематика аналитической записки может быть сужена в рамках общей темы до наиболее актуальных и проблемных вопросов.



Смотрите также:
Программа дисциплины «Теория и практика информационно-аналитической работы»
405.02kb.
5 стр.
Программа дисциплины «Теория и практика информационно-аналитической работы»
272.18kb.
1 стр.
Программа вступительных экзаменов для института физической культуры и спорта ВлГУ: "Физическая культура (практика)", "Физическая культура (теория)". Информационно-методические материалы для специальности
280.99kb.
1 стр.
Теория и практика сми
36.52kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Теория и практика проведения макроэкономической политики»
309.55kb.
4 стр.
Языки и литература Монголии и Тибета Цель дисциплины Дисциплина «Основной восточный язык. Теория и практика перевода. Часть 2»
64.99kb.
1 стр.
Программа дисциплины Теория и практика федерализма: сравнительный анализ  для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра
171.37kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины "теория и практика расчета теплофизических свойств веществ" Цикл
110.97kb.
1 стр.
Бд «Книги» История, теория, практика музееведения. Ч77(07) Ш709 Шляхтина, Людмила Михайловна. Основы музейного дела: теория и практика
140.59kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Теория и практика судебной экспертизы» «Theory and practice of judicial review»
271.41kb.
1 стр.
Инновации в общеобразовательной школе и педагогическом образовании
204.8kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины теория социальной работы направление подготовки
801.59kb.
4 стр.