Главная
страница 1страница 2страница 3
Государственная академия наук

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ,


ГОТОВЫЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ

ПРИМЕНЕНИЮ

(АННОТИРОВАННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ в 2-х частях)

Часть 2

Москва


2008

Основные научные разработки, готовые к практическому применению (аннотированный перечень). – М.: Российская академия образования, 2008. – в 2-х частях. Часть 2. – 50 с.

Сборник научных разработок Российской академии образования, готовых к практическому применению, подготовлен в рамках Плана важнейших исследований за 2008 год. Цель издания - популяризация научных исследований Российской академии образования, повышение их востребованности в сфере психолого-педагогической практики.

Сборник структурирован в соответствии с жанрами основных научных разработок: теоретические основы, концепции, монографии; учебники и учебно-методические комплекты; методические пособия и рекомендации; модели; программы; технологии, методики; аналитические доклады, статьи, нормативные документы.

Результаты научных разработок снабжены аннотациями, содержащими необходимые сведения об их сущности, новизне, эффективности, области применения.

ãРоссийская академия образования, 2008.
СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ 2


Институт управления образованием

Теоретические основы, концепции, монографии…………………..

Методические пособия и рекомендации……………………………

5

5




Институт научной информации и мониторинга

Технологии, методики……………………………………………….



6


Институт педагогики и психологии профессионального образования

Теоретические основы, концепции, монографии…………………..

Методические пособия и рекомендации……………………………

Аналитические доклады, статьи, нормативные документы………




9

11



14

Институт образования взрослых

Теоретические основы, концепции, монографии…………………..

Учебники, учебно-методические комплекты………………………

Методические пособия и рекомендации……………………………



16

19



21

Институт педагогического образования

Теоретические основы, концепции, монографии…………………..

Учебники, учебно-методические комплекты………………………

Методические пособия и рекомендации……………………………

Аналитические доклады, статьи, нормативные документы………

21

23



24

24


Институт информатизации образования

Теоретические основы, концепции, монографии…………………..

Учебники, учебно-методические комплекты………………………

Методические пособия и рекомендации……………………………

Технологии, методики……………………………………………….

Аналитические доклады, статьи, нормативные документы………



24

27



28

32

32



Институт образовательных технологий

Теоретические основы, концепции, монографии…………………..

Программы……………………………………………………………

33

33



Институт социальной педагогики

Теоретические основы, концепции, монографии…………………..

Методические пособия и рекомендации……………………………

34

36



Институт семьи и воспитания

Теоретические основы, концепции, монографии…………………..

Учебники, учебно-методические комплекты………………………

Методические пособия и рекомендации……………………………

Аналитические доклады, статьи, нормативные документы………

37

41



43

46


Институт социологии образования

Теоретические основы, концепции, монографии…………………..



47


Институт художественного образования

Теоретические основы, концепции, монографии…………………..

Методические пособия и рекомендации……………………………

Аналитические доклады, статьи, нормативные документы………



47

47



48

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ




  • Теоретические основы, концепции, монографии


Модернизация системы высшего образования в условиях конкуренции: содержание, методы, экономические механизмы (Ерошин В.И., Крашенинников В.М., Крашенинников А.В.)
В монографии выделены основные факторы влияния образования на уровень обеспечения экономической безопасности страны и определены механизмы его воздействия на различные сферы общественного воспроизводства. Выявлены основные проблемы модернизации образовательного потенциала, выступающего ведущим фактором инновационного развития экономики и предложены способы их решения.

Обосновано повышение конкурентоспособности высшего образования как эффективного средства наращивания образовательного и интеллектуального потенциалов: определены условия, средства реализации и результативность этого процесса.

Предложена система оценочных индикаторов деятельности вузов и механизмов ее оценки; предложен организационно-финансовый механизм обеспечения системы вузовской подготовки, включающий основные источники и механизмы финансирования и определены принципы формирования цен на образовательные услуги.

Монография адресована руководителям и специалистам системы образования и учреждений высшего профессионального образования, преподавателям высшей школы.



(Ерошин В.И., Крашенинников В.М., Крашенинников А.В. Модернизация системы высшего образования в условиях конкуренции: содержание, методы, экономические механизмы: Монография. – М.: ИУО РАО, 2008. – 10 п.л. – Тираж 2000 экз.).


    • Методические пособия и рекомендации


Методические рекомендации по организации и проведению мониторинга регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников (Немова Н.В., Пуденко Т.И.)
В методических рекомендациях изложена Концепция мониторинга регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, в которой раскрыты: функции и назначение мониторинга Всероссийской олимпиады школьников, обоснованы цели, задачи и объекты мониторинга, а также основные принципы его проведения. Дана общая характеристика информационной базы мониторинга регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, а также описание основных методов сбора, обработки, анализа и оценки информации. Представлены подходы и рекомендации по построению организационного механизма мониторинга регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.

В методических материалах изложены теоретические основания построения системы оценивания и предложена базовая система критериев, показателей и индикаторов оценки результатов, процесса и условий проведения регионального этапа ВОШ, а также структура и формы регионального банка данных по этому направлению.

Представлены конкретные рекомендации по анализу и интерпретации данных, полученных в ходе проведения мониторинга. В приложении содержатся формы документов и опросные анкеты, обеспечивающие сбор необходимой информации.

Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов региональных органов управления образованием.



(Немова Н.В., Пуденко Т.И. Методические рекомендации по организации и проведению мониторинга регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. - М.: АПК и ППРО, 2008. - 5 п.л.).
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ И МОНИТОРИНГА


  • Технологии, методики


Настольная книга для учителя физики. 7-11 классы (Ханнанов Н.К.)
С учетом новейших тенденций развития школьного образования преподавателям физики представлено:

  • современные методические и информационные основы курса физики;

  • основные программы и учебники по физике;

  • формы учебных занятий по физике;

  • ресурсы Интернета в помощь учителю и учащимся;

  • методические материалы по единому государственному экзамену (ЕГЭ);

  • сценарии уроков разных видов.

Актуальное, практически-ориентированное методическое пособие представлено для учителей физики средней школы.

(Ханнанов Н.К. Настольная книга для учителя физики. 7-11 классы. – М.: Эксмо, 2008. – 41 п.л. – Тираж 3000 экз.).
Физика. Тесты. 8 класс (Ханнанов Н.К., Ханнанова Т.А.)
Пособие представляет собой сборник тестов для тематического и итогового контроля. Тесты для тематического контроля составлены по всем разделам курса физики 8 класса. Итоговый тест по курсу 8 класса проверяет усвоение понятий, законов и навыков, приобретенных при работе с различными дидактическими материалами и выполнении лабораторных работ.

Методическое пособие представлено для учителей физики и учащихся 8 классов общеобразовательных учебных заведений.



(Ханнанов Н.К., Ханнанова Т.А. Физика. Тесты. 8 класс. – М.: Дрофа, 2008. – 7 п.л. – Тираж 5000 экз.).
Единый государственный экзамен, 2009. Физика: Сборник заданий (Никифоров Г.Г., Орлов В.А., Ханнанов Н.К.)
Учебное пособие включает:

  • информацию о содержании единого государственного экзамена по физике;

  • задания уровней А, В, С по всем темам единого государственного экзамена;

  • ответы, решения, пояснения ко всем заданиям.

Пособие окажет помощь учителям, репетиторам и родителям при подготовке учащихся к единому государственному экзамену по физике.

Учебное пособие адресовано выпускникам средней школы и абитуриентам для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по физике.



(Никифоров Г.Г., Орлов В.А., Ханнанов Н.К. ЕГЭ - 2009. Физика: Сборник заданий. – М.: Эксмо, 2008. – 15 п.л. – Тираж 10000 экз.).
Задания для самопроверки и контроля с генератором тестов (Орлов В.А.)
Пособие включает 816 заданий по всем темам школьного курса физики в 10-11 классах. Разноуровневые тестовые задания позволят оптимизировать учебный процесс в ориентации на индивидуальное усвоение материала и диагностику знаний учащихся. Прилагаемый к пособию компакт-диск предназначен как для самопроверки знаний учащихся, так и для оперативного контроля за их знаниями со стороны учителя.

Пособие предназначено для учащихся старших классов общеобразовательных учебных заведений, колледжей и средних специальных учебных заведений, учителей физики, студентов педагогических вузов.



(Орлов В.А. Задания для самопроверки и контроля с генератором тестов. - М.: Илекса, 2008. – 8,8 п.л. – Тираж 3000 экз.).
Единый государственный экзамен, 2008. Физика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся (Орлов В.А., Демидова М.Ю., Никифоров Г.Г., Ханнанов Н.К.)
Данное пособие содержит анализ результатов ЕГЭ-2008 и рекомендации выпускникам по подготовке к экзамену 2009 г. с учетом особенностей его проведения в новом учебном году. В пособии предложены тренировочные задания с ответами, образцами решений, методическими рекомендациями.

Пособие адресовано, в первую очередь, старшеклассникам и абитуриентам, и, безусловно, будет интересно преподавателям и методистам.



(Орлов В.А., Демидова М.Ю., Никифоров Г.Г., Ханнанов Н.К. Единый государственный экзамен, 2008. Физика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся: Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. - М.: Интеллект - Центр, 2008. - 12 п.л. - Тираж 25000 экз.).
Сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы (Кабардин О.Ф.)
Учителям физики эта книга может быть полезной для организации систематической подготовки учащихся основной школы к итоговому контролю знаний и умений по физике с использованием тестов. В ней содержатся краткие сведения об особенностях тестового способа контроля знаний и умений учащихся, рекомендации по подготовке к выполнению тестовых заданий, образцы решений тестовых заданий по всем темам курса физики основной общеобразовательной школы и набор аналогичных тестов для самостоятельного выполнения с целью самоконтроля результатов обучения.

Книга предназначена в первую очередь учащимся основной школы, желающим самостоятельно подготовиться к итоговому контролю результатов изучения физики.

(Кабардин О.Ф. Сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы. - М.: Дрофа, 2008. – 14 п.л. – Тираж 6000 экз.).
Физика. Тесты для школьников и поступающих в вузы (Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А.)
В книге представлены тематические тесты по физике для текущего контроля знаний и умений учащихся. Задания, предлагаемые в первой части книги, по содержанию и уровню сложности соответствуют обязательным требованиям школьной программы. Во второй части предлагаются задания повышенного уровня трудности.

В конце книги даны ответы ко всем заданиям и краткие решения заданий повышенной трудности.

Тесты по физике предназначены для школьников и поступающих в вузы.

(Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. Тесты для школьников и поступающих в вузы. – М.: ОНИКС. Мир и образование, 2008. - 11,76 п.л. - Тираж 5000 экз.).
Единый государственный экзамен, 2009. Физика: Репетитор (Грибов В.А., Ханнанов Н.К.)
Теоретические материалы, практические задания с решениями, представленные в книге, позволят учащимся рационально организовать текущую учебную работу и успешно подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по физике. Материалы пособия имеют четкое логическое построение, что облегчает их усвоение.

Учебное пособие адресовано учителям школ и абитуриентам, сдающим в 2009 г. вступительные экзамены в вузы по физике.

(Грибов В.А., Ханнанов Н.К. ЕГЭ 2009. Физика: Репетитор. – М.: Эксмо, 2008. – Тираж 5000 экз.).
Физика. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы (Кабардин О.Ф)
Справочное пособие содержит систематическое изложение курса физики в объеме программы общеобразовательной средней школы, примеры решения типовых задач и задач повышенного уровня сложности по всем разделам школьного курса, задачи для самостоятельного решения с краткими ответами.

Пособие предназначено для учащихся старших классов и выпускников общеобразовательной средней школы. Оно может быть использовано при изучении физики в период обучения в школе и обеспечивает выпускникам средней школы возможность успешной подготовки к вступительному экзамену по физике в вуз.



(Кабардин О.Ф. Физика. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 33 п.л.).
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


  • Теоретические основы, концепции, монографии


Теоретические основы формирования ключевых профессиональных компетенций в содержании гуманитарных дисциплин в ССУЗ (Волович Л.А., Гильмеева Р.Х., Тихонова Л.П., Мухаметзянова Л.Ю., Гараева Н.Г., Багавиева Г.М., Фокин А.В.)
В монографии представлены современные методологические подходы к разработке концептуальных основ преподавания гуманитарных дисциплин в ГОУ СПО, установлено соотношение традиционных методологических подходов: знаниецентристкий, системный, деятельностный, личностно-деятельностный и др., а также инновационных: синергетический, интегративный и компетентностная модель формирования будущих педагогов, выражающаяся в целях психолого-педагогической подготовки студентов средней профессиональной школы. Представлено содержание учебного материала, выбор и реализация педагогических технологий; определены принципы и содержание учебно-методического сопровождения подготовки компетентных специалистов. В монографии раскрыты проблемы проектирования и реализации ключевых компетенций в содержании гуманитарной подготовки с современных теоретико-методологических позиций опережающего образования, ориентирующего гуманитарное образование на становление личности высокообразованного специалиста нового поколения, востребованного конкретным видом профессиональной деятельности, производства, обновляющегося общества.

Монография предназначена для преподавателей ССУЗ, вузов, методических служб, слушателей системы повышения квалификации профессионального образования, научных сотрудников и аспирантов.



(Волович Л.А., Гильмеева Р.Х., Тихонова Л.П., Мухаметзянова Л.Ю., Гараева Н.Г., Багавиева Г.М., Фокин А.В. Теоретические основы формирования ключевых профессиональных компетенций в содержании гуманитарных дисциплин в ССУЗ: Монография. – Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2008. – 142 с. – Тираж 100 экз.).

Компетентностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в ССУЗ (концептуальные идеи) (Волович Л.А.)
Концептуальные основы реализации компетентностного подхода в гуманитарной подготовке студенты ССУЗ концентрируются вокруг исходной идеи и стратегической установки общества на специалиста, отвечающего потребностям рынка труда и личности, заинтересованной в собственной востребованности рынком труда и подготовленности к самоопределению и самореализации в профессиональной деятельности трансформирующегося общества.

В концепции представлены ведущие образовательные стратегии на долгосрочную перспективу, обусловленные вызовами XXI века, императивами Болонской декларации, тенденциями сближения отечественной системы образования с системами европейского содружества.

Концептуальные идеи представлены в многоуровневой модели компетентностного подхода к преподаванию дисциплин гуманитарного цикла (основы философии, история отечества, культура повседневности, русский язык и литература, татарская литература, педагогика творчества, имиджелогия и социальная психология).

Предназначена для преподавателей гуманитарных дисциплин в ССУЗ.



(Волович Л.А. Компетентностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в ССУЗ (концептуальные идеи). – Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2008. – 23 с. – Тираж 100 экз.).
Формирование универсальных компетенций педагога-психолога в условиях негосударственного вуза (Мухаметзянова Ф.Г, Боговарова В.А., Кудаков О.Р.)
В монографии предложены современные концептуальные идеи построения профессионального образования в негосударственном вузе. Изложены методологические парадигмы, сущность и содержание компетентностного подхода в профессиональном образовании, раскрыты стратегические ориентиры подготовки педагога-психолога в негосударственном вузе, выявлены основные направления психолого-педагогической поддержки становления субъектности компетентного педагога-психолога в процессе профессиональной подготовки.

Монография может быть адресована научным работникам, аспирантам и соискателям, преподавателям вузов и всем интересующимся проблемами профессионального образования.



(Формирование универсальных компетенций педагога-психолога в условиях негосударственного вуза: Монография / Под ред. Ф.Г. Мухаметзяновой, В.А. Боговаровой, О.Р. Кудакова. - Казань: ЮЛАКС, 2008. – 12 п.л. – Тираж 500 экз.).


  • Методические пособия и рекомендации


Инновационные технологии в социальной защите субъектов педагогического процесса (Мухаметзянова С.В., Юдин В.П.)
В пособии представлены характерные элементы инновационных технологий социальной защиты субъектов педагогического процесса, закономерности и принципы инновационного процесса социальной защиты.

Определяются педагогические условия реализации новых технологий в процессе социальной защиты субъектов педагогического процесса, показаны особенности социальной самозащиты в сфере образования и технология проведения мониторинга в процессе социальной защиты.

Пособие адресовано преподавателям вузов и ссузов, методистам, руководителям профессиональных образовательных учреждений, научным работникам и аспирантам.

(Мухаметзянова С.В., Юдин В.П. Инновационные технологии в социальной защите субъектов педагогического процесса. - Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2008. – 80 с. - Тираж 100 экз.).
Формирование академической мобильности студентов в условиях интеграции российской высшей школы в мировое образовательное пространство (Трегубова Т.М., Тазутдинова Э.Х., Масалимова А.Р.)
Научно-методические рекомендации разработаны, апробированы и предлагаются к внедрению по реализации условий формирования академической мобильности студентов в отечественных высших учебных заведениях. Рекомендации представлены на федеральном и вузовском уровнях, а также на уровне реформирования содержания и технологий обучения в контексте полноправного вхождения России в единое образовательное и научное пространство.

Научно-методические рекомендации предназначены для административного и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений с целью повышения эффективности процесса формирования и развития академической мобильности студентов высшей школы.



(Трегубова Т.М., Тазутдинова Э.Х., Масалимова А.Р. Формирование академической мобильности студентов в условиях интеграции российской высшей школы в мировое образовательное пространство:

Научно-методические рекомендации. - Казань: Изд-во «Отечество», 2008. – 2 п.л. – Тираж 500 экз.).

Концептуальные подходы к организации воспитательной деятельности педагога по формированию социально-ориентированной личности в системе профессионального образования (Масленникова В.Ш.)
В пособии отражены сущностные характеристики, содержание, структура воспитательной деятельности педагога по формированию социально-ориентированной личности студента ссуз на основе синергетического подхода. Рассмотрены современные парадигмы и методологические подходы к воспитательной деятельности, анализируются концептуальные идеи педагогической синергетики

Пособие предназначено для руководителей и преподавателей системы профессионального образования.



(Масленникова В.Ш. Концептуальные подходы к организации воспитательной деятельности педагога по формированию социально-ориентированной личности в системе среднего профессионального образования. – Казань: GulaPrint, 2008. – 79 с. – Тираж 1000 экз.).
Методическое обеспечение непрерывного педагогического образования в системе школа - ССУЗ – ВУЗ (Гильмеева Р.Х., Залялова А.Г., Морозова Г.Н., Полосин А.Н., Фролов А.Г., Чугунов А.В.)

В рекомендациях предложены учебные планы и образовательные программы, связанные с введением и сменой Государственных образовательных стандартов по различным специальностям как высшего, так и среднего педагогического образования. Эти образовательные программы имеют статус индивидуальных (в условиях комплекса – групповых) учебных планов и являются частью основных образовательных программ ВУЗов, рассчитанных на полный срок обучения.

В рекомендациях также представлены модели непрерывного педагогического образования. Основой для разработки двухступенчатой модели подготовки педагогов является Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и разработанный на его основе учебный план, в который «встраиваются» учебные дисциплины, отсутствующие на ступени высшего профессионального образования, но имеющиеся на ступени СПО, что позволяет сохранить соотношение общенаучной, общепрофессиональной и предметной подготовки, характерной для высшего профессионального образования.

Пособие предназначено для руководителей и преподавателей системы профессионального образования.



(Гильмеева Р.Х., Залялова А.Г., Морозова Г.Н., Полосин А.Н., Фролов А.Г., Чугунов А.В. Методическое обеспечение непрерывного педагогического образования в системе школа – ССУЗ: Методические рекомендации. /Под общей редакцией Н.А.– Читалина Казань: ИПП ПО РАО, 2008. – 12 п.л. – Тираж 100 экз.)
Пути повышения учебной мотивации студентов - сетевые проекты: Как «надо» сделать приятным и полезным. Курс социальных сервисов или ИКТ в образовании (IT-инструменты преподавания и учения) (Волик О.Н.)

следующая страница >>
Смотрите также:
Основные научные разработки
684.27kb.
3 стр.
Научные периодические издания, удовлетворяющие необходимым условиям
509.08kb.
4 стр.
Копирование, тиражирование, распространение представленных данных
4558.96kb.
16 стр.
Копирование, тиражирование, распространение представленных данных
4558.44kb.
16 стр.
Министерство сельского хозяйства РФ
176.53kb.
1 стр.
Бизнес-план: основные разделы и порядок разработки
1082.66kb.
5 стр.
Кроссворд по предмету "География" По горизонтали
12.33kb.
1 стр.
В которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук
43.75kb.
1 стр.
Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук (2011 год)
106.8kb.
1 стр.
Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
831.82kb.
6 стр.
Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
859.24kb.
6 стр.
Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
874.78kb.
6 стр.