Главная
страница 1страница 2
Методическое письмо
о преподавании учебного предмета «География»
в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
в 2012/2013 уч.г.



Составитель: Хомутова ЛН., старший преподаватель
кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО
Согласно письму Департамента образования Ярославской области № 1883/01-10 от 17.05.2010 общеобразовательные учреждения в 2012-2013 учебном году обучение учебному предмету «География» осуществляют в соответствии с Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни) 2004 года (основание: приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312) и Федеральным базисным учебным планом 2004 года для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (ФБУП) (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089).
I. Место учебного предмета «География» в базисном учебном плане
образовательных учреждений Российской Федерации
В Федеральном базисном учебном плане 2004 года для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (ФБУП) на ступени основного общего образования на изучение учебного предмета «География» отводится 245 часов в год, из них в VI классах – 35 часов, в VII, VIII, IX классах – по 70 часов.

В соответствии с федеральными рекомендациями к БУП 2004 г. на изучение учебного предмета «География» в VI классах возможно привлечение из школьного компонента еще 35 часов учебного времени для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности. Возможный вариант включения содержания географического образования краеведческой направленности предложен в методическом письме «О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2007/2008 учебный год» (Приложение 1) http://old.iro.yar.ru/m_letter/geograf.htm .

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «География» изучается с 5 по 9 класс. Общее количество часов за пять лет обучения – 280, из них по 35 часов в 5 и 6 классах (1час в неделю) и по 70 часов в 7, 8, 9 классах (2 часа в неделю).

Структура курса географии в 5–9 классах: 5–7 классы – «География Земли»; 8–9 классы – «География России».

Место учебного предмета «География» в базисном учебном плане образовательных учреждений Российской Федерации на этапе среднего (полного) общего образования


География



Количество часов в год (в неделю)




Базовый уровень

Профильный уровень

X – IX классы

70

210

Методические рекомендации о преподавании учебного предмета «География» на этапе среднего (полного) общего образования на базовом и профильном уровнях даны в методических письмах: «О преподавании учебного предмета «География» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2006/07 учебный год» [Текст]: методическое письмо / сост. Хомутова Л. Н. – Ярославль: ИРО, 2006. – 25 с., «О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» в 2010/2011 учебном году. http://old.iro.yar.ru/m_letter/2010-2011/geografiya.doc.


II. Содержание подготовки обучающихся и выпускников
по
учебному предмету «География»
Государственный стандарт определяет обязательные для всех типов общеобразовательных учреждений содержательные дидактические единицы учебного предмета «География». Конкретизация и степень последующего наполнения их содержания отражены в примерных программах по географии. Примерная программа является ориентиром для составления рабочих программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которой остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.

Авторы учебников предлагают собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Авторские позиции особенно отличаются в подходах к районированию территории России в курсе «География России» 8-9 классы. В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта основного общего образования для обязательного изучения выделены природно-хозяйственные районы (9 класс): Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал, Сибирь, Дальний Восток. Дается комплексная характеристика этих районов: географическое положение, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал. Отдельные авторские коллективы предлагают раздельное изучение природных (8 класс) и экономических (9 класс) районов. Такой подход возможен при условии обозначения их места и роли в рамках природно-хозяйственных районов (9 класс), эти изменения следует отражать в рабочей программе учителя.

Подходы к отбору и структурированию содержания курса «География России» в авторских программах представлены в приложении 2 методического письма «О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2011/2012 уч.г.». http://old.iro.yar.ru/m_letter/2011-2012/geografiya.doc.



Нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности педагога, является рабочая программа учителя. Рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов опубликованы в письме Департамента образования Администрации Ярославской области от 12.01.06 № 23/01-10 «О рабочих программах учебных курсов».

В пояснительной записке следует указать:

- Нормативные документы, на основе которых составлена рабочая программа.

- Учебно-методический комплекс, используемый ОУ для обучения географии.

- Количество учебных часов, отведенное образовательной программой ОУ для обучения географии и их распределение в течение года.

- Цели обучения, конкретизированные для каждого класса (5-11).

- Требования к уровню подготовки учащихся для каждого класса (5-11).

В пояснительной записке должно быть обосновано:

- Увеличение объема часов на изучение предмета (по сравнению с ФБУП),

- Изменение в распределении учебных часов по разделам и темам, в последовательности их изучения (по сравнению с примерной или авторской программой)

- Включение дополнительных тем (например, краеведческое содержание географии, углубленное изучение и др.)

- Изменение количества и содержания практических работ (по сравнению с примерной или авторской программой).

В тематическом плане следует указать:

- раздел программы и темы, входящие в него, сроки их изучения;

- основное содержание по темам;

- основные виды деятельности ученика (см. приложение 1);

- итоговые практические работы, проверяющие уровень освоения основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

Отметка за выполнение итоговых практических работ выставляется в классный журнал.


III. При выборе УМК по учебному предмету «География» рекомендуется руководствоваться следующими документами:

- стандартом общего образования по географии:

1 Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2 Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

- Федеральным перечнем учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2012/13 уч.г., утвержденным приказом Минобразования России от 27 декабря 2011 г. N 2885. Перечень включает:

1. Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (Приложение 2).

2. Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. № МД-172/03 о федеральных перечнях учебников, pdf (475 Kb)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федеральных перечней учебников, doc (34 Kb)

IV. Проектная и исследовательская деятельность


В Примерной основной образовательной программе основного общего образования, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, указывается на необходимость приобретения опыта проектной и исследовательской деятельности обучающимися в ходе изучения всех учебных предметов. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400.


следующая страница >>
Смотрите также:
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
419.04kb.
2 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета
573.87kb.
3 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
528.68kb.
4 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
523.72kb.
4 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
186.41kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Физическая культура»
858.43kb.
3 стр.
О преподавании учебного предмета «математика» в общеобразовательных учреждениях кемеровской области в 2012-2013 учебном году
453.17kb.
5 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании химии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
733.46kb.
5 стр.
Инструктивно-методическое письмо о преподавании географии в 2009 2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области
708.53kb.
3 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного предмета
578.81kb.
3 стр.
О преподавании «Музыки» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году
684.67kb.
5 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения федерального компонента
223.71kb.
1 стр.