Главная
|
страница 1страница 2
V. Требования к оснащению образовательного процесса
Оснащение образовательного процесса по географии должно соответствовать Требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования (предметная область – география) http://www.ed.gov.ru/edusupp/metodobesp/component/9064/
Приложение 1
Требования ФКГОС 2004 г. к формированию опыта
учебной деятельности обучающихся общеобразовательных учреждений
по географии
Раздел
|
Виды учебной деятельности
|
Основное общее образование
|
Источники географической информации
|
География как наука
|
|
Географические модели
|
Ориентирование по карте
|
Чтение карт, космических и аэрофотоснимков
|
Чтение статистических материалов
|
Природа Земли и человек
|
Земля как планета
|
Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы
|
Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси
|
Земная кора и литосфера
|
Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых
|
Наблюдения за объектами литосферы, их описание на местности и по карте
|
Гидросфера
|
Наблюдения за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте
|
Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли
|
Атмосфера
|
Наблюдение за погодой, ее описание
|
Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов
|
Биосфера
|
Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды
|
Описание растительного и животного мира на местности и по карте
|
Почвенный покров
|
Наблюдения за изменением почвенного покрова
|
Описание почв на местности и по карте
|
Географическая оболочка Земли
|
Выявление и объяснение географической зональности природы Земли
|
Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах
|
Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения
|
Материки, океаны, народы и страны
|
Современный облик планеты Земля
|
Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных материков и океанов
|
Население Земли
|
Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира
|
Материки и страны
|
Изучение политической карты мира и отдельных материков
|
Краткая характеристика материков, их регионов и стран различных типов
|
Природопользование и геоэкология
|
Взаимодействия человека и природы
|
Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений
|
Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды
|
География России
|
Особенности географического положения России
|
Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны
|
Природа России
|
Выявление зависимостей между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых
|
Выявление зависимостей между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом
|
Выявление способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям
|
Анализ физической карты и карт компонентов природы
|
Население России
|
Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений
|
Анализ карт населения России
|
Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельные территории
|
Хозяйство России
|
Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства
|
Группировка отраслей по различным показателям
|
Природно-хозяйственное районирование России
|
Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей
|
Оценка экологической ситуации в разных регионах России
|
Россия в современном мире
|
|
География своей республики (края, области)
|
Оценка природных ресурсов и их использования
|
Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями
|
Среднее (полное) общее образование (базовый уровень)
География мира
|
Современные методы географических исследований. Источники географической информации
|
|
Природа и человек в современном мире
|
Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций
|
Население мира
|
Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения
|
Анализ карт населения
|
География мирового хозяйства
|
Анализ экономических карт
|
Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий
|
Определение международной специализации крупных стран и регионов мира
|
Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретной территории
|
Регионы и страны мира
|
Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда
|
Россия в современном мире
|
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России
|
Определение основных направлений внешних экономических связей с наиболее развитыми странами мира
|
Географические аспекты современных проблем человечества
|
Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества
|
Приложение 2
Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту
основного общего образования
№ п/п
в ФП
|
Авторы, название учебника
|
Класс
|
Издательство
|
Состав УМК
|
Основное общее образование
|
География
|
|
Серия «Полярная звезда»
|
А. И. Алексеев, Е. К. Липкина, В. В. Николина Программы ОУ География.
6– 9 классы, 10 – 11 классы
|
|
http://www.prosv.ru/book.aspx?d_no=22826<ype=21832&ob_no=209&subject=20684
Учебно-методический комплект: Полярная звезда ( 5-9)
|
935
|
Алексеев А. И.,
Николина В. В., Липкина Е. К. и др. География
|
5-6
|
Просвещение
|
В. В. Николина География. 6 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя
Гусева Е. В. География. 6. "Конструктор" текущего контроля. Пособие для учителя (Полярная звезда)
|
936
|
Алексеев А. И.,
Николина В. В., Липкина Е. К. и др. География
|
7
|
Просвещение
|
С. И. Махов, И. П. Махова География. Поурочные разработки для 7 класса. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений
Гусева Е. В. География. 7. "Конструктор" текущего контроля. Пособие для учителя. (Полярная звезда).
Николина В. В. География. Мой тренажер. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. (Полярная звезда). Рабочие тетради
|
937
|
Алексеев А. И.,
Николина В. В., Липкина Е. К. и др. География
|
8
|
Просвещение
|
В. В. Николина География. Поурочные разработки. 8 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений
Гусева Е. В. География. 8. "Конструктор" текущего контроля. Пособие для учителя. (Полярная звезда).
Николина В. В. География. Мой тренажер. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. (Полярная звезда). Рабочие тетради
|
938
|
Алексеев А. И.,
Николина В. В., Липкина Е. К. и др.
География
|
9
|
Просвещение
|
Николина В. В. География. Поурочные разработки. 9 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. (Полярная звезда)
Николина В. В. География. Мой тренажер. 9 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. (Полярная звезда). Рабочие тетради
|
|
Видеолекции: «Переходим на ФГОС: достижение образовательных результатов на личностном, метапредметном и предметном уровнях с УМК по географии «Полярная звезда» – Липкина Елена Карловна, заместитель руководителя Центра естествознания издательства «Просвещение». Ссылка для просмотра: http://connect1.webinar.ru/play/vmuskatinev@prosv.ru/1372-hhh
«Литература издательства «Просвещение» по географии в федеральных перечнях учебников на 2012/13 учебный год» –Липкина Елена Карловна, соавтор учебников линии УМК «Полярная звезда», заместитель руководителя Центра естествознания издательства «Просвещение». Ссылка для просмотра: http://connect1.webinar.ru/play/vmuskatinev@prosv.ru/5902-geo
|
|
Классическая линия учебников. Издательство «Дрофа» http://www.drofa.ru/cat/cat18.htm
Эта линия составлена из учебников, которые давно знают в школе. Реализует классический подход в обучении географии. Выделены курсы физической и экономической географии, в отличие от комплексного подхода. В курсе «География России» выделяются природные районы (8 кл.) и экономические районы (9 кл.). Требуется включить содержание, отражающее состав, особенности природы, населения и хозяйства природно-хозяйственных районов России. Для составления рабочей программы по данному УМК следует пользоваться Примерной программой (ФКГОС 2004 г.). Рекомендации к отбору содержания и примеры тематического планирования представлены в методических письмах: «О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» в 2007-2008, 2008-2009, 2009-2010 уч.г.
«География. 6–11 классы. Программы». Классическая линия. http://www.drofa.ru/cat/product26.htm
«Тематическое планирование. География». 6–9 классы. Методическое пособие. http://www.drofa.ru/cat/product31.htm
|
939
|
Баринова И. И., Плешаков А. А.,
Сонин Н. И.
География
|
5
|
Дрофа
|
«География. Начальный курс». 5 класс.
И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин
Учебник + электронное приложение.
Скачать электронное приложение
http://www.drofa.ru/catnews/dl/
Н. И. Сонин, С. В. Курчина «География. Начальный курс. 5 класс». Рабочая тетрадь
http://www.drofa.ru/cat/product4650.htm
|
940
|
Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География
|
6
|
Дрофа
|
Учебник. http://www.drofa.ru/cat/product27.htm
А. В.Шатных. «Начальный курс географии». 6 класс. Рабочая тетрадь
http://www.drofa.ru/cat/product28.htm
|
941
|
Коринская В. А., Душина И. В.,
Щенев В. А.
География
|
7
|
Дрофа
|
Учебник. http://www.drofa.ru/cat/product32.htm
И. В. Душина. «География материков и океанов». 7 класс. Рабочая тетрадь
http://www.drofa.ru/cat/product33.htm
И. В. Душина. «География материков и океанов». 7 класс. Рекомендации к планированию уроков. Методическое пособие
http://www.drofa.ru/cat/product2594.htm
|
942
|
Баринова И. И.
География
|
8
|
Дрофа
|
Учебник
И. И. Баринова. «География России. Природа». 8 класс. Рабочая тетрадь.
И. И. Баринова. «География России. Природа». 8 класс. Методическое пособие.
|
943
|
Дронов В. П., Ром В. Я.
География
|
9
|
Дрофа
|
Учебник http://www.drofa.ru/cat/product34.htm
И. И. Баринова. «География России. Природа». 8 класс. Рабочая тетрадь. http://www.drofa.ru/cat/product35.htm
И. И. Баринова. «География России. Природа». 8 класс. Методическое пособие.
http://www.drofa.ru/cat/product36.htm
|
|
Издательство «Русское слово». Классическая структура содержания курса География.
Программы. http://www.russkoe-slovo.ru/new/metodics/53.html
Учебно-методический комплект по географии для 5-11 классов.
Авторы Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.
http://www.russkoe-slovo.ru/2009-06-14-19-03-06.html
|
944
|
Домогацких Е. М., Введенский Э. Л., Плешаков А. А.
География. Введение в географию
|
5
|
Русское слово
|
Введение в географию. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации (экспертиза 2011 г.). Включает разделы: Наука география, Земля и ее изображение, История географических открытий, Природа Земли (даны определения географических оболочек Земли), Путешествие по планете Земля (Мировой океан, материки)
|
945
|
Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. География
|
6
|
Русское слово
|
Учебник знакомит учащихся с основными понятиями и закономерностями физической географии. Объясняет строение и процессы, происходящие в литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере. Раскрывает взаимосвязь между различными оболочками Земли. Отдельные параграфы посвящены почвам и природным комплексам нашей планеты
|
946
|
Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. География
|
7
|
Русское слово
|
Курс основан на классической школьной программе материков, которая наполнена новым содержанием и приведена в соответствие с новым стандартом общего образования по географии.
Лазаревич К. С.География материков и океанов. Пособие для учителя.7кл. Даны характеристики наиболее важных процессов в природе и географических объектов. В приложении приведены задачи на анализ и сравнение климата ряда пунктов, расположенных по всему земному шару
|
947
948
|
Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. География
Домогацких Е. М.,
Алексеевский Н. И., Клюев Н. Н. География
|
8
9
|
Русское слово
|
Учебник «География России» - классическая структура содержания, выделяются природные районы (8 кл.) и экономические районы (9 кл.). Требуется включить содержание, отражающее состав, особенности природы, населения и хозяйства природно-хозяйственных районов России.
Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е. М. Домогацких и Н. И. Алексеевского «География». 8 класс: в 2 ч. является частью УМК по географии.
Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевского, Н. Н. Клюева «География. Население и хозяйство России» 9 класс. Являются пособием для самостоятельной работы учащегося на уроках и дома
|
|
Линия учебно-методических комплексов
по географии для 5-9 классов под редакцией
В. П. Дронова
|
Методический аппарат учебников позволяет реализовать деятельностный и личностно-ориентированный подход к обучению географии. В учебниках реализован принцип комплексного изучения территории. Другой важный принцип, заложенный в учебниках данной линии – принцип проблемности, дающий возможность лучше понять современную ситуацию в нашей стране и в мире. В курсе географии России особый упор сделан на воспитание гражданина в современных условиях. http://www.drofa.ru/cat/cat18.htm
Е. В. Овсянникова «Сборник программ. География». 6–11 классы. http://www.drofa.ru/cat/product1331.htm
«Тематическое планирование. География». 6–9 классы. Методическое пособие. http://www.drofa.ru/cat/product31.htm
|
949
|
Дронов В. П.,
Савельева Л.Е. / Под ред. Дронова В. П. География
|
5-6
|
Дрофа
|
В. П. Дронов, Л. Е. Савельева.
«География. Землеведение. 5–6 классы» http://www.drofa.ru/cat/product4705.htm
Учебник + электронное приложение
Скачать электронное приложение http://www.drofa.ru/register/
В. П. Дронов, Л. Е. Савельева.
«География. Землеведение. 5–6 классы». Рабочая тетрадь
http://www.drofa.ru/cat/product4705.htm
|
950
|
Душина И. В.,
Коринская В. А.,
Щенев В. А. / Под ред. Дронова В. П. География
|
7
|
Дрофа
|
И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев.
«География. Материки, океаны, народы и страны». 7 класс.
Учебник http://www.drofa.ru/cat/product7.htm
Рабочая тетрадь. http://www.drofa.ru/cat/product8.htm
Методическое пособие. http://www.drofa.ru/cat/product9.htm
|
951
952
|
Дронов В. П.,
Баринова И.И.,
Ром В. Я. / Под ред. Дронова В. П.
География
|
8-9
|
Дрофа
|
В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе. «География России. Природа, население, хозяйство». 8–9 классы. http://www.drofa.ru/cat/product10.htm
И. И. Баринова, В. П. Дронов. «География России. Природа, население, хозяйство». 8 класс. Рабочая тетрадь. http://www.drofa.ru/cat/product11.htm
И. И. Баринова, В. П. Дронов. «География России. Хозяйство и географические районы». 9 класс. Рабочая тетрадь.
http://www.drofa.ru/cat/product12.htm
И. И. Баринова, В. П. Дронов. «География России». 8-9 классы. Методическое пособие. http://www.drofa.ru/cat/product4277.htm
|
|
Дрофа. Серия: Атласы и контурные карты по географии для 5–10 классов
http://www.drofa.ru/cat/?cid=3&a=s&pnames=Атласы%20и%20контурные%20карты%20по%20географии%20для%205–10%20классов
|
|
Линия учебно-методических комплексов по географии для 5-9 классов под редакцией О. А. Климановой, А. И. Алексеева
|
Все учебники линии построены по единой схеме: вывод после каждого параграфа и в конце темы; после каждого параграфа – список слов и выражений, которые нужно запомнить, и вопросы трех уровней сложности, способствующие реализации дифференцированного личностноориентированного подхода к ученикам. В учебниках 6 и 7 классов часть параграфов представляет собой уроки-практикумы. В учебниках 8 и 9 классов (география России) реализуется главная научно-методическая идея о формировании комплексного географического образа территории. http://www.drofa.ru/cat/cat18.htm
Е. В. Овсянникова «Сборник программ. География». 6–11 классы. http://www.drofa.ru/cat/product1331.htm
«Тематическое планирование. География». 6–9 классы. Методическое пособие. http://www.drofa.ru/cat/product31.htm
|
953
|
Климанова О. А.,
Климанов В. В.,
Ким Э. В. / Под ред. Климановой О. А. География
|
5-6
|
Дрофа
|
Под редакцией О. А. Климановой. «География. Землеведение. 5–6 классы». http://www.drofa.ru/cat/product4697.htm
Учебник + электронное приложение
Скачать электронное приложение
http://www.dro fa.ru/register/
|
954
|
Климанова О. А., Климанов В. В.,
Ким Э. В. и др. /
Под ред. Климановой О. А. География
|
7
|
Дрофа
|
Под редакцией О. А. Климановой. «География. Страноведение». 7 класс.
Учебник http://www.drofa.ru/cat/product17.htm
А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова, О. «География. Страноведение». 7 класс.
Рабочая тетрадь. http://www.drofa.ru/cat/product18.htm
А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова, О. А. Панасенкова. «География. Страноведение». 7 класс. Методическое пособие. http://www.drofa.ru/cat/product19.htm
|
955
|
Алексеев А. И.,
Низовцев В. А.,
Ким Э. В. и др. /
Под ред.
Алексеева А. И.
География
|
8
|
Дрофа
|
«География России. Природа и население». 8 класс. Учебник http://www.drofa.ru/cat/product20.htm
М. Ю. Евдокимов, В. И. Сиротин, В. Г. Терещенкова. «География России» 8-9 класс. Методическое пособие. http://www.drofa.ru/cat/product21.htm
Н. П. Петрушина, Э. В. Ким. «География России. Природа и население». 8 класс. Рекомендации к планированию уроков. Методическое пособие. http://www.drofa.ru/cat/product22.htm
Э. В. Ким, Н. А. Марченко, В. А. Низовцев.
«География России. Природа и население». 8 класс. Рабочая тетрадь
http://www.drofa.ru/cat/product2592.htm
|
956
|
Алексеев А. И.,
Низовцев В. А.,
Ким Э. В. и др. /
Под ред.
Алексеева А. И.
География
|
9
|
Дрофа
|
«География России. Хозяйство и географические районы». 9 класс. Учебник. http://www.drofa.ru/cat/product23.htm
Э. В. Ким, Н. А. Марченко, В. А. Низовцев.
«География России. Хозяйство и географические районы». 9 класс.
Рабочая тетрадь
http://www.drofa.ru/cat/product24.htm
Н. П. Петрушина, Э. В. Ким. «География России. Хозяйство и географические районы». 9 класс. Рекомендации к планированию уроков. Методическое пособие
http://www.drofa.ru/cat/product25.htm
|
|
Образовательная система
«Школа 2100»
http://www.school2100.ru/
|
И. В. Душина, Л. И. Елховская, Г. С. Камерилова, В. А. Кошевой, О. А. Родыгина Рабочая программа «География» 5-9 классы
http://www.school2100.ru/uroki/general/Programmageografiya_5_9_2011.doc
Материалы по предметам. Скачать
http://www.school2100.ru/download/index.php?SECTION_ID=1152
Предметные результаты:
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира,
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира,
3-я линия развития – использование географических умений,
4-я линия развития – использование карт как моделей,
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности
|
957
|
Кошевой В. А.,
Смоктунович Т. Л.,
Родыгина О. А.
География
|
5
|
Баласс
|
«Мир Земли» школьники знакомятся с основами астрономии, которые значимы для географии, с планами и картами и с компонентами природы нашей планеты. Этот курс призван помочь школьникам понять мир Земли, его уникальность и богатство, связь с возникновением и развитием Вселенной
|
958
|
Кошевой В. А.,
Родыгина О. А.
География
|
6
|
Баласс
|
«Землеведение» знакомство с оболочками Земли, их образованием и основными свойствами, расширяют умения работать с картой и другими источниками информации. Главная цель курса «Землеведения» – формирование современной географической картины мира и географического мышления
|
959
|
Душина И. В.,
Притула Т. Ю.,
Смоктунович Т. Л.
География
|
7
|
Баласс
|
Курс 7-го класса открывает страноведческий блок школьной географии:
-
Курс страноведения
-
Единица рассмотрения – страна
-
Знакомство с природой, населением и хозяйством страны
Реализуется комплексный подход к изучению территориальных природно-общественных систем
|
960
|
Камерилова Г. С.,
Елховская Л. И.,
Родыгина О. А.
География
|
8
|
Баласс
|
Программа курса реализует комплексный подход, позволяющий рассматривать взаимосвязь территориально объединённых социоприродных процессов и явлений. Курс «География России» включает две взаимосвязанные части:
«География России: человек и природа» (8-й класс),
«География России: человек и хозяйство» (9-й класс)
|
961
|
Камерилова Г. С.,
Елховская Л. И., Родыгина О. А.
География
|
9
|
Баласс
|
|
Учебники по географии Издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ» под общей редакцией члена-корреспондента РАО, доктора географических наук Виктора Павловича Дронова представляют собой последовательную линию учебников с 5 по 10 (11) классы
Линия учебников по географии разработана единым авторским коллективом - преподавателями кафедры методики обучения географии МПГУ, руководителем проекта является к.п.н., профессор кафедры Ираида Владимировна Душина.
Главные отличительные особенности линии:
- учебный материал обеспечивает комплексность и преемственность всех уровней школьного образования;
- переход от раздельного изучения физической и социально – экономической географии к интегрированному курсу, что соответствует тенденциям развития современной географической науки;
- расширена информация о современных методах географических исследований (средства глобальной системы навигации ), источниках географической информации
(космические снимки), роли географии в обществе, приводится список интернет-ресурсов;
- усилены гуманистический и культурологический подходы к раскрытию учебного материала, приводится много примеров географических объектов, в том числе и российских, входящих в список Всемирного природного и культурного наследия;
- большое внимание уделяется практическим видам деятельности, содержание практических работ разработано с учетом новых требований к результатам обучения, применению географических знаний и умений в повседневной жизни;
- значительное количество тем ориентирует учащихся на изучение родного края, введены вопросы и задания, требующие применения полученных знаний к анализу ситуации в своей местности;
- содержание учебников, в том числе термины и понятия, соответствует современным научным взглядам, предложенные трактовки терминов не противоречат используемым в настоящее время;
- единый подход к подаче материала, оформлению и методике объединяет все учебники.
Программа 5-9 классы http://vgf.ru/tabid/76/Default.aspx
|
962
|
Летягин А. А. / Под ред. Дронова В. П. География
|
5
|
ВЕНТАНА-ГРАФ
|
|
963
|
Летягин А. А. / Под ред. Дронова В. П. География
|
6
|
ВЕНТАНА-ГРАФ
|
Летягин А.А. География. Примерное поурочное планирование. 6 класс. Методическое пособие.
Душина И.В. География. Органайзер для учителя. Сценарии уроков
|
964
|
Душина И. В.,
Смоктунович Т. Л. / Под ред.
Дронова В. П.
География
|
7
|
ВЕНТАНА-ГРАФ
|
7 класс.
Пятунин В. Б., Таможняя Е. А. География. Примерное поурочное планирование. 8 класс. Методическое пособие.
http://www.vgf.ru/tabid/76/Default.aspx
|
965
|
Пятунин В. Б.,
Таможняя Е. А. /
Под ред.
Дронова В. П.
География
|
8
|
ВЕНТАНА-ГРАФ
|
|
966
|
Таможняя Е. А.,
Толкунова С. Г. / Под ред.
Дронова В. П.
География
|
9
|
ВЕНТАНА-ГРАФ
|
Формирование учебно-познавательной компетенции школьников в ходе изучения курса «География России». Автор: Таможняя Е. А., к.п.н., доцент кафедры методики преподавания географии географического факультета МПГУ. http://www.vgf.ru/tabid/76/Default.aspx
|
|
УМК «Сферы» - это многокомпонентные образовательные продукты для общеобразовательных школ. Состав УМК по географии:
Учебник. Имеет фиксированный в тематических разворотах формат, лаконичность и жесткую структурированность текста, обширный и разнообразный иллюстративный материал, унифицированное построение разделов и тем. Каждая тема включает в качестве обязательных элементов основной материал, выводы и обобщения, вопросы для обсуждения и дискуссий, перечень дополнительных источников информации, в том числе и сайтов в сети Интернет. Каждый параграф также состоит из фиксированного набора идентичных компонентов. Рубрика «Вы узнаете…» мотивирует учащихся, «Вспомните…» - направлена на повторение опорных знаний. Вводный текст предлагает краткую информацию об основном содержании параграфа. Основной текст оснащен рубриками: «Мои географические исследования» - обучающий инструмент для выполнения географических задач, наблюдений, экспериментов с алгоритмом их выполнения; «Имена в географии» - краткие биографические сведения о путешественниках, ученых и исследователях; «Геофокус» - материал, конкретизирующий основной текст; «Географический блокнот» – интересные факты и комментарии. Итоговые вопросы обеспечивают проверку и закрепление материала. Иллюстративный материал (схемы, рисунки, фотографии) дополнительно раскрывают содержание параграфа.
Электронное приложение к учебнику (CD- ROM) расширяет текстовую и визуальную информацию. Возможен отбор медиаобъектов (коллекция изображений, фрагменты видео, картографический материал, хрестоматийный материал, терминологический словарь, библиографический справочник, табличные данные).
Тетрадь-тренажер содержит задания для самостоятельной работы, ориентированные на результат. Введена система набора баллов за каждый вид работы. Включает четыре группы заданий: «Решаем тесты», «Работаем с текстом», «Смотрим и думаем», «Считаем и сравниваем».
Тетрадь-практикум содержит материал для организации программных практических работ по всем темам курса, для выполнения которых задан алгоритм. Система ссылок позволяет обращаться к материалу других компонентов УМК. Предусмотрено место для комментариев учителя.
Тетрадь-экзаменатор содержит задания для тематического и итогового контроля. Включены задания в форме, аналогичной заданиям ЕГЭ, тематические работы в форме вопросов. Завершает пособие перечень рефератов и творческих работ с указанием источников дополнительной информации.
Иллюстративный учебный атлас содержит набор географических карт, иллюстрации. Информационный материал на полях расширяет содержание, предлагает необходимую статистическую информацию.
Контурные карты с заданиями.
Методические рекомендации для учителя.
Навигатор (методические материалы в помощь учителю, учебные программы по географии, 6-9 классы).
Рабочая программа 5-9 класс, электронное картографическое пособие «География. Мир» http://www.spheres.ru/geografy/about/244/
Программы курсов 6,7,8-9 кл. http://www.spheres.ru/geografy/method/pk.php
|
967
|
Лобжанидзе А. А. География
|
5-6
|
Просвещение
|
УМК 5-6 класс http://www.spheres.ru/geografy/about/627/
УМК 6 класс
http://www.spheres.ru/geografy/about/244/
О. А. Бахчиева, Л. С. Богомаз, Е. В. Николаенко География. Планета Земля. Методические рекомендации для 6 класса. Под общей редакцией В. П. Дронова
Поурочные разработки 6 кл. http://www.spheres.ru/geografy/method/pr6.php
|
968
|
Кузнецов А. П.,
Савельева Л. Е.,
Дронов В. П.
География
|
7
|
Просвещение
|
УМК 7 класс http://www.spheres.ru/geografy/about/267/
|
969
|
Дронов В. П.,
Савельева Л. Е.
География
|
8
|
Просвещение
|
УМК 8 класс
http://www.spheres.ru/geografy/about/313/
|
970
|
Дронов В. П.,
Савельева Л. Е.
География
|
9
|
Просвещение
|
УМК 9 класс
http://www.spheres.ru/geografy/about/338/
|
|
Видеолекции: «Содержательные и структурные особенности УМК «Сферы» по географии» – Савельева Людмила Евгеньевна, кандидат географических наук, доцент, научный редактор и соавтор линии учебников серии «Сферы», заместитель руководителя Центра «Сферы» издательства «Просвещение». Ссылка для просмотра: http://connect1.webinar.ru/play/vmuskatinev@prosv.ru/1015--
«Структура и методические особенности УМК «Сферы» по географии» – Лобжанидзе Александр Александрович, д.п.н., к.г.н., председатель Российской ассоциации учителей географии, профессор кафедры экономической и социальной географии МПГУ. Ссылка для просмотра: http://connect1.webinar.ru/play/vmuskatinev@prosv.ru/2620-lobjanidze
«Литература издательства «Просвещение» по географии в федеральных перечнях учебников на 2012/13 учебный год» – Савельева Людмила Евгеньевна, к.г.н., доцент географического факультета МПГУ, соавтор линии учебников серии «Сферы» по географии, заместитель главного редактора издательства «Просвещение»: http://connect1.webinar.ru/play/vmuskatinev@prosv.ru/5902-geo
|
|
Издательство «Мнемозина»
http://www.mnemozina.ru/
|
Учебно-тематическое планирование по географии в основной школе 6-9 кл.
С указанием итоговых практических работ. http://www.mnemozina.ru/work/1104/1116/1118/3338/3982
Презентация УМК. http://www.mnemozina.ru/work/catalog/253/2822
Петрова Н.Н. Программа для общеобразовательных учреждений. География
5-9 классы. – М.: Мнемозина, 2012
|
971
|
Петрова Н. Н.,
Максимова Н. А.
География
|
5
|
Мнемозина
|
Учебник содержит сведения о месте Земли в Солнечной системе, градусной сетке. Подробно раскрывает историю формирования представлений о Земле, включает информацию о важнейших географических открытиях.
Большая часть учебника посвящена организации работы с планом местности и деятельности на местности. Раздел «Изучение природы края» позволяет полноценно реализовать региональный компонент географического содержания. Учебник включает систему практикумов. Задания после разделов и параграфов промаркированы в соответствии с достижением различных результатов обучения (предметных, метапредметных, личностных).
Учебник рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
В УМК входит:
Петрова Н. Н., Шатных А. В. Методическое пособие и рабочая программа для учителя 5 класс. – М.: Мнемозина, 2012.
Петрова Н. Н., Соловьева Ю. А. Словарь географических терминов 5 класс. – М.: Мнемозина, 2012.
Эртель А. Б. Географический тренажер 5 класс
(перспектива)
|
972
|
Петрова Н. Н.,
Максимова Н. А.
География
|
6
|
Мнемозина
|
Учебник содержит сведения об источниках географической информации. Продолжается формирование умений определять географические координаты. Содержательное ядро учебника - характеристика географических оболочек, их строения и свойств. Учебник включает систему практикумов. Задания после разделов и параграфов промаркированы в соответствии с достижением различных результатов обучения (предметных, метапредметных, личностных). Учебник рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
В УМК входит:
Петрова Н. Н., Шатных А. В. Методическое пособие и рабочая программа для учителя 6 класс. – М.: Мнемозина, 2012.
Петрова Н. Н., Соловьева Ю. А. Словарь географических терминов 6 класс. – М.: Мнемозина, 2012.
Эртель А. Б. Географический тренажер 6 класс (перспектива)
|
973
|
Петрова Н. Н.,
Максимова Н. А.
География
|
7
|
Мнемозина
|
Учебник, рассчитанный на 68 часов (2 часа в неделю) переработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и вводит учащихся в курс «Материки и страны».
Раздел «Источники географической информации» служит для закрепления умений пользоваться географической картой. В учебнике подробно раскрыты закономерности климата планеты. Страноведческий блок знакомит читателя с Австралией, Египтом, Демократической Республикой Конго, Бразилией, Сингапуром и другими государствами мира. Изучение Северной Америки и Евразии в сравнении дает возможность более полного представления о сходствах и различиях, реализует деятельностный подход.
Учебник дополнен системой практикумов. Задания после разделов и параграфов промаркированы в соответствии с достижением различных результатов обучения (предметных, метапредметных, личностных).
В УМК входит:
Петрова Н.Н., Шатных А.В. Методическое пособие и рабочая программа для учителя 7 класс. – М.: Мнемозина, 2012.
Петрова Н.Н., Соловьева Ю.А. Словарь географических терминов 7 класс. – М.: Мнемозина, 2012.
Эртель А.Б. Географический тренажер 7 класс (перспектива)
|
974
|
Петрова Н. Н.,
Максимова Н. А.
География
|
8
|
Мнемозина
|
В учебник 2012 года внесены изменения в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов. Усилен материал об особо охраняемых территориях РФ. Рассматривается географическое положение России в мире. Дана информация о новой трактовке границ часовых поясов и зон. Учебник снабжен системой практикумов. Задания после разделов и параграфов промаркированы в соответствии с достижением различных результатов обучения (предметных, метапредметных, личностных).
Учебник вводит учащихся в курс «География России». Система эколого-ориентированных заданий органично сочетается с предметным географическим содержанием. Основное место отводится изучению природы и народов России. Учебник рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).
В УМК входит:
Петрова Н. Н., Шатных А. В. Методическое пособие и рабочая программа для учителя 8 класс. – М.: Мнемозина, 2012.
Петрова Н. Н., Соловьева Ю. А. Словарь географических терминов 8 класс. – М.: Мнемозина, 2012.
Эртель А. Б. Географический тренажер 8 класс (перспектива)
|
975
|
Петрова Н. Н.,
Максимова Н. А.
География
|
9
|
Мнемозина
|
Переработанный вариант учебника в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения содержит данные по новейшим изменениям в территориальной и отраслевой структуре хозяйства России, в т.ч. данные переписи населения России 2010 года. Рассматриваются вопросы технологии производства продукции промышленности и сельского хозяйства страны. Учебник содержит богатый профориентационный материал в рубрике «Для будущих специалистов».
Учебник дополнен системой практикумов, которые позволяют реализовать метод проектов и организовать научно-исследовательскую деятельность на уроке. Задания после разделов и параграфов промаркированы в соответствии с достижением различных результатов обучения (предметных, метапредметных, личностных). Учебник рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).
В УМК входит:
Петрова Н. Н., Шатных А. В. Методическое пособие и рабочая программа для учителя 9 класс. – М.: Мнемозина, 2012.
Петрова Н. Н., Соловьева Ю. А. Словарь географических терминов 9 класс. – М.: Мнемозина, 2012.
Эртель А. Б. Географический тренажер 9 класс (перспектива)
|
№ п/п
|
Авторы, название учебника
|
Класс
|
Издательство
|
Особенности курса
|
Среднее (полное) общее образование
География
|
2004
|
Бахчиева О. А. /
Под ред.
Дронова В. П. География (базовый уровень)
|
10
|
ВЕНТАНА-ГРАФ
|
http://www.vgf.ru/tabid/76/Default.aspx
Концептуальные подходы к преподаванию курса "Экономическая и социальная география мира". Автор: Бахчиева О. А., к.п.н., доцент кафедры педагогики МПГУ
|
2005
|
Гладкий Ю. Н.,
Николина В. В. География (базовый уровень)
|
10-11
|
Просвещение
|
Учебник предназначен для изучения географии на базовом уровне в течение 70 ч в соответствии с авторской программой. В учебнике для старшей школы сохранена базовая структура всех учебников серии, параграф соответствует уроку, 55 параграфов объединены в 7 тем. Вступление к каждой теме, маршрут "Легкий экзамен", особо разработанные вопросы и задания - основные особенности учебника. Наибольшее внимание уделено возможности различных приемов и методов работы с книгой через систему практических, творческих и проблемных заданий, что стимулирует развитие собственной познавательной деятельности. http://www.prosv.ru/book.aspx?ob_no=209&d_no=25897<ype=21832&subject=20684
|
2006
|
Домогацких Е. М.,
Алексеевский Н.И. География (базовый и профильный уровни)
|
10
|
Русское слово
|
Учебник завершает линию учебников по географии. Он посвящен территориальной организации общества и хозяйства, дает характеристику важнейшим процессам и тенденциям в развитии мирового хозяйства ХХ — начала ХХI в. В нем выделяют основные демографические, экологические и иные проблемы, характерные для современного этапа развития цивилизации.
http://www.russkoe-slovo.ru/2009-06-14-19-03-06.html
|
2007
|
Ким Э. В.,
Кузнецов А. П.
География (базовый уровень)
|
10
|
Дрофа
|
Главной особенностью содержания данного учебника является подробная характеристика непроизводственной сферы экономики, характеристика как целых регионов мира, так и достаточно большого количества стран. Среди других особенностей стоит отметить рассмотрение территории как ресурса, параметров, характеризующих уровень и качество жизни населения, процессы глобализации и др. Методический аппарат учебника позволяет учителю осуществлять деятельностный личностно-ориентированный подход к обучению. http://www.drofa.ru/cat/cat18.htm
|
2008
|
Лопатников Д. Л.
География (базовый и профильный уровни)
|
10-11
|
Мнемозина
|
Лопатников Д. Л. Программа для общеобразовательных учреждений. География
10-11 классы. – М.: Мнемозина, 2012.
В учебнике дается современная панорама пространственной организации хозяйственной жизни регионов, ключевых стран мира и мировой экономики в целом.
Ключевые позиции концепции учебника:
- Идея диалектического единства человека и природы.
- Экономико-географические характеристики регионов и стран даются с опорой на современные научные представления о функционировании экономических систем разного масштаба. В учебнике отражены новейшие изменения в организации мирового хозяйства, отраслевой и территориальной структуре стран мира.
- Первостепенное внимание уделяется связи экономической и социальной жизни в странах и регионах мира. Это обеспечивает ориентацию на осмысление главного интегрального результата экономической жизни – качества жизни людей.
- В учебнике усилен историко-географический подход.
- Основной блок учебника – страноведческий анализ ключевых государств мира.
- Усиление культурологической направленности курса, позволяющее гармонично сочетать образовательную и воспитательную функции географии.
http://www.mnemozina.ru/work/1103/3268/3551
|
2009
|
Максаков-ский В. П.
География (базовый уровень)
|
10
|
Просвещение
|
В.П. Максаковский Программы общеобразовательных учреждений.География.
0 – 11 классы. Базовый уровень
|
2010
|
Холина В. Н. География (профильный уровень)
|
10
|
Дрофа
|
Данный курс представляет инновационный учебно-методический комплект «Общественная география» — победитель конкурса НФПК «Информатизация образования». В УМК входят учебники для 10 и 11 классов, рабочие тетради, атлас, методическое пособие, мультимедиа-диск. УМК представляет общественную географию во всем многообразии тем. Среди них — городские и сельские поселения, мировое хозяйство, устойчивое развитие. Курс интегрирует знания о природе, человеке, хозяйстве, способствуя формированию целостной картины мира, становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения. Особое внимание авторы уделили практической значимости излагаемого материала в будущей профессиональной деятельности. Рекомендован Министерством образования и науки РФ. УМК предназначен для изучении географии в средней школе на профильном уровне, а также в колледжах и на младших курсах бакалавриата. http://www.drofa.ru/cat/cat18.htm
|
2011
|
Холина В. Н.
География (профильный уровень)
|
11
|
Дрофа
|
Приложение 3
Издательство «Академкнига/учебник» представляет комплекты учебных картографических пособий по географии для основной школы
(6-11 класс), созданных под общей редакцией доцента Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования О. В. Крыловой.
Каждый атлас представляет собой комплексное учебное пособие по географии и может использоваться в комплекте с действующими учебниками по географии. Материалы атласов – картографические, текстовые, графические (учебные рисунки), статистические, справочные и фотоматериалы – отражают содержание соответствующих разделов географии, отвечают требованиям государственного стандарта образования. Атласы предназначены для организации учебной деятельности учащихся на уроке и дома.
Каждый атлас содержит исторические карты, материалы по мониторингу природных явлений, космические снимки, справочные материалы, указатель географических названий.
К каждому атласу разработан комплект контурных карт, в которые включены оригинальные содержательные задания.
В каждый комплект контурных карт входит сборник задач к атласу, содержащий задачи по каждой карте атласа, каждой фотографии или учебному рисунку. Задачи направлены на формирование картографических умений в практике новых знаний, которые ученики получают в процессе их решения.
Приложение 4
Издательство «Просвещение» представляет
Проект «Итоговый контроль»
Серия «Итоговый контроль: ЕГЭ»
Комплект состоит из пособий:
-
«ЕГЭ. Учебно-справочные материалы»
-
«ЕГЭ. Контрольные тренировочные материалы с ответами и комментариями»
-
«ЕГЭ. Индивидуальный комплект тренировочных материалов».
«ЕГЭ. Учебно-справочные материалы». География.
Пособие предназначено для подготовки к успешной сдаче ЕГЭ по географии. Оно поможет систематизировать знания по предмету, сконцентрировать внимание на наиболее важных вопросах, выносимых на экзамен, а также правильно выстроить стратегию и тактику подготовки к ЕГЭ.
Пособие составлено с учетом специфики основных учебных программ и содержит краткий теоретический курс географии, представленный на основе кодификатора, разработанного Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). Каждый раздел сопровождается примерами типовых заданий разных уровней сложности. Пособие отличается четко структурированным и компактным изложением материала с использованием визуального ряда в виде карт, схем, диаграмм, таблиц, наглядных изображений.
«ЕГЭ. Контрольные тренировочные материалы с ответами
и комментариями»
-
Содержит варианты заданий, составленных на основе демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов (КИМов) и спецификации, разработанных Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ).
-
Сопровождаются кратким комментарием к ответам на задания и / или ссылками на соответствующие разделы пособия «ЕГЭ. Учебно-справочные материалы».
-
Познакомят с требованиями, предъявляемыми к выполнению заданий разного типа, а также позволят понять особенности оценки заданий с развернутым ответом и наметить стратегию их выполнения.
-
Помогут учащимся оценить степень подготовленности к ЕГЭ, а также выявить пробелы в своих знаниях.
«ЕГЭ. Индивидуальный комплект тренировочных материалов»
-
Представляет собой полный аналог настоящего индивидуального комплекта материалов ЕГЭ.
-
В состав комплекта входят: бланки ответов № 1, 2; вариант заданий, составленный в соответствии с демонстрационным вариантом КИМов и спецификацией, разработанным ФИПИ.
-
В отличие от материалов, получаемых экзаменуемым на ЕГЭ, комплект содержит ответы, выполненные в виде заполненных бланков.
-
Выпускается в нескольких вариантах.
<< предыдущая страница Смотрите также:
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
419.04kb.
2 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета
573.87kb.
3 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
528.68kb.
4 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
523.72kb.
4 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
186.41kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Физическая культура»
858.43kb.
3 стр.
О преподавании учебного предмета «математика» в общеобразовательных учреждениях кемеровской области в 2012-2013 учебном году
453.17kb.
5 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании химии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
733.46kb.
5 стр.
Инструктивно-методическое письмо о преподавании географии в 2009 2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области
708.53kb.
3 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного предмета
578.81kb.
3 стр.
О преподавании «Музыки» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году
684.67kb.
5 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения федерального компонента
223.71kb.
1 стр.
|
|