Главная
страница 1
Кучмина Ольга Николаевна, педагог-психолог

ГБОУ ЦО № 1486 СВАО Москвы




Формирование духовно – нравственных ценностей в школе на примере овладения навыками компьютерной графики
Общество хочет видеть современного человека образованным и глубоко нравственным. Недаром в закон РФ «Об образовании» внесена поправка, что основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности. Мы часто слышим о необходимости воспитания в духе времени. Но у каждого времени свой дух, духовность, нравственная основа. В духе, какого времени нам воспитывать человека, если мы стоим на вершине информационного «бума»? Иные условия жизни, иные ценности, новые требования к человеку. Это эпоха инноваций, эпоха быстрого решения различных вопросов, эпоха нового интеллекта. Что сейчас главное, определяющее в жизни подростка, сказать трудно, но истинные ценности и красота человеческих взаимоотношений будут вечны всегда.

Наследие прошлого, богатство нравственных и духовных ценностей закладывают и развивают чувство прекрасного, чувство истинной красоты, эстетическое чувство восприятия окружающего мира. Богатство народных традиций, славные страницы истории народа воспитывают патриотизм, любовь к Родине, к Отечеству. Именно общение с духовными ценностями возвышает человека, приобщает его к наследию мировой культуры и должно нести идею сохранения и приумножения этого богатства. Действительно, духовность творческой деятельности человека была актуальна во все исторические периоды: от наскальной живописи (см. рис. 1), до компьютерной графики, см. рис 2.






Рисунок. 1 «Бегущие фигуры». Рисунок. Наскальная живопись. Австралия.





Рисунок 2 «Пейзаж. Красивые места мира».

Графика в Adobe Photoshop и 3DSMax , prirodasibiri.ru.

Изобразительное искусство является идеальным средством для развития духовности. Наиболее полно познать его возможно только в процессе личной творческой деятельности. Развитие чувства прекрасного происходит через процесс активного наблюдения и сотворчества, переживания различных сторон окружающего мира на основе собственной деятельности.

Поскольку изобразительному искусству в старшей школе отводится мало времени, одним из вариантов развития духовности подростка может стать увлечение рисованием за пределами школы, в рамках дополнительного образования, экспериментальной работы.

Но что делать, если ученику нравится созидать, создавать картины в воображении, и при этом сложно перенести всю гамму чувств на бумагу. Здесь могут помочь компьютерные программы.

Компьютерная графика – это область информатики, занимающаяся проблемами получения различных изображений (рисунков, чертежей, мультипликации) на компьютере. Это одно из самых популярных направлений, причем, занимаются этой работой не только профессиональные художники и дизайнеры, но и простые школьники.

Наиболее простой способ увидеть компьютерную графику – включить телевизор. Заставки к различным телевизионным программам представляют собой именно компьютерную графику. Она играет важнейшую роль в создании компьютерных игр, мультипликации, мультимедийных учебников, самостоятельных графических произведений, иллюстраций для разного типа книг, как научных, так и художественных, наглядных пособий, рекламных плакатов, открыток и так далее.

Компьютер выступает как инструмент художника – как карандаш или кисть. Но, естественно, он обладает своими специфическими возможностями.

В этом году в нашей школе запущен проект «Психология интернета. Подросток в киберпространстве». Здесь мы изучаем влияние информационных технологий на учащихся. Диагностируем наши способности. А также знакомимся с азами компьютерной графики. Школа не может остаться в стороне от процесса информатизации общества. Она должна не только способствовать модернизации образования, но и являться той воспитывающей средой, центром которой является ученик. Отсюда и возникла идея включить в образовательную среду дополнительные знания, отвечающие условиям нашей современной действительности. В процессе творческой работы учащихся наблюдается личностное и нравственное развитие школьников в соответствии с их талантами и желаниями. Неформальное общение, свобода выбора интересов, внедрение нового и увлекательного в творческий процесс делают его интересным для ребят. Творчество характеризуется также значительным нравственным потенциалом, а зачастую выступает основным фактором профессионального выбора. Следует отметить, как интересно выполнена работа одной из участниц проекта – Лепилкиной Виктории, представленная в форме плаката. Мы пытаемся найти прекрасное в окружающих нас предметах и передать своё настроение зрителю. Перед вами изображение мыльного пузыря, отредактированное в программе Photoshop. См. рис. 3





Рисунок 3. «Я сам рисую свою жизнь» Лепилкина Виктория, 8 «а» класс. Руководитель – Кучмина О.Н.

Использование компьютерной графики помогает привить ученикам любовь к миру, прекрасному, изобразительному искусству, дизайну...

Можно смело утверждать, что сегодня компьютерная графика является значимым фактором современной эстетической среды (организации материально-предметного и духовного окружения человека). В этом и заключается первостепенное значение компьютерной графики для эстетического воспитания ребенка. Воспитательное воздействие становится особенно актуальным, когда знакомство с компьютерной графикой выходит на уровень практической, экспериментальной деятельности учащегося, реализуется в виде иллюстраций к статье, открытки, изображения для стенда, буклета, рекламного ролика.

Следующий рисунок, имеет воспитательную направленность и призывает ценить живое «духовное» общение. См. рис. 4





Рисунок 4. «Социальные сети затягивают»

Лепилкина Виктория, 8 «а» класс. Руководитель – Кучмина О.Н.

Наша реальность такова, что некогда мерцавшие на экранах графические объекты постепенно перемещаются в наш мир. Вне зависимости от того, насколько этот факт осознается и понимается, значение его для эстетического воспитания трудно переоценить.



Как верно заметил А.И. Буров, - "любое эстетическое отношение не существует без эстетического предмета, эстетический предмет есть условие формирования эстетического отношения".


Смотрите также:
Законодательного характера Закон РФ «Об образовании»
81.3kb.
1 стр.
Закон «Об образовании»
106.2kb.
1 стр.
Закон Кыргызской Республики «О религиозном образовании и религиозных учебных заведениях» глава I. ОбщИе положения статья Предмет регулирования настоящего Закона
124.66kb.
1 стр.
Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
26.2kb.
1 стр.
Закон "Об образовании" // Закон РФ от 10. 07. 1992 №3266-1
72.21kb.
1 стр.
Закон РФ «Об образовании»
62.79kb.
1 стр.
Закон Украины "О внешкольном образовании"
376.17kb.
1 стр.
Закон РФ «Об Образовании» от 10 июля 1992г
2520.99kb.
11 стр.
Закон Республики Казахстан «Об образовании»
429.54kb.
3 стр.
Закон об образовании: Ст. 7 Федеральные государственные стандарты
8321.21kb.
40 стр.
Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании
959.76kb.
4 стр.
Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании принят
969.35kb.
4 стр.