Главная
страница 1
Обобщающий урок по лирике Сергея Александровича

Есенина.

(Урок - концерт.)



Цель урока: показать, что тема Родины - основная в поэзии С. А. Есенина, попытаться понять художественный мир поэта, пробудить интерес к лирическим стихотворениям, дать почувствовать, что стихи С. Есенина живы и близки каждому.
Оборудование: портрет поэта, плакаты с высказываниями С. Есенина о своем творчестве, газета с фотографиями поэта разных лет жизни.
Эпиграф К уроку: Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве.

С. А. Есенин.

Ход урока:
1) Звучит музыка из песен на стихи С. Есенина.
2) С. Есенин «О себе».
Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.

С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно махал руками. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала одна бабка. Но бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ.

Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.

Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».

Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне больше в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности.

В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном.

В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину.

Что касается остальных автобиографических сведений, - они в моих стихах.


3) Сергей Александрович Есенин вошел в литературу как поэт-лирик, самобытный, яркий и неповторимый, в творчестве которого нашли отражение важнейшие события современности, трудный и противоречивый путь России, которую поэт безумно любил.

В его поэзии выявились черты национального характера народа -- его сила, сердечность и человечность, душевная неуспокоенность, любовь ко всему родному и близкому.

« Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве», - признается поэт. С юных лет поэт пишет о «стране березового ситца», шумных зеленых дубравах, о серебристой луне. Через конкретные образы родной природы передает поэт чувство безграничной любви к Родине.
Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла.


4) Чтение стихотворений «Гой ты, Русь моя родная» (46), «Спит ковыль (251). Равнина дорогая», «Край ты мой заброшенный» (50), «Край любимый. Сердцу снятся» (42)

5) С годами многое изменилось в лирике поэта. Стало более проникновенным и тонким чувство родной природы, еще более крепкой любовь ко всему живому, к родному краю, к своей Родине.

С образом Родины у Есенина слился образ самого дорогого человека -матери.

В самые трудные минуты Есенин обращается к матери, как к верному другу. С пронзительной художественной силой поэт передает свои сыновние чувства.

Ты одна мне помощь и отрада.

Ты одна мне несказанный свет.

Стихотворение «Письмо матери». 181


Для Есенина мать — воплощение нравственной чистоты.
Много я видел и много я странствовал,

Много любил я и много страдал.

И оттого хулиганил и пьянствовал,

Что лучше тебя никого не видал.


Стихотворение «Снежная замять дробится и колется».260
6) Любовная лирика в творчестве С. Есенина занимает значительное место.

Главная особенность стихотворений - поэтизация светлого и прекрасного чувства - любви.

Стихи задушевны и просты. В них тема любви сближается с основной темой лирики Есенина — темой Родины.
Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.


Стихотворение «Заметался пожар голубой». 172

Поэма «Письмо к женщине». 208


7) Лирике Есенина свойственны напевность, мелодичность. Стихи написаны, как песни. «Засосал меня песенный плен», - писал поэт.

Многие стихи поэта положены на музыку и стали песнями. «Отговорила роща золотая», «Никогда я не был на Босфоре», «Не жалею, не зову, не плачу», «Клен ты мой опавший».


Исполнение песен и романсов на стихи С. Есенина.
8) Заключительное слово учителя.


Смотрите также:
Урок по лирике Сергея Александровича Есенина.
39.51kb.
1 стр.
Урок литературы в 11 классе Тема. Сострадание и милосердие «ко всему живому» в лирике С. Есенина
117.23kb.
1 стр.
Урок по лирике С. А. Есенина «Читаем любимые стихи С. А. Есенина»
66.75kb.
1 стр.
Литература Урок N4 Тема урока: С. Есенин и украинская поэзия
41.84kb.
1 стр.
Есенин, милый, любим мы тебя…
122.29kb.
1 стр.
Поэтическое послание Сергея Есенина
81.52kb.
1 стр.
«Единство музыки и поэзии Есенина»
13.86kb.
1 стр.
Стороны контракта
44.95kb.
1 стр.
Байки в Караванке
152.04kb.
1 стр.
В мэры на третий срок без конкурентов!
147.14kb.
1 стр.
Вечер памяти Сергея Есенина
107.21kb.
1 стр.
Презентация Свеча Портрет Есенина Тема гостиной на доске Выставка поэтических сборников
169.27kb.
1 стр.