Главная
страница 1
Доклад на ГМО учителей биологии

«Воспитание экологической культуры школьников в УДОД»

26 марта 2009 г.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.

Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.

Одной из основных целей экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности.

Экологическая культура – это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившиеся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.)

Соответствующий возрасту объём знаний экологической культуры ребёнок получает в семье, детском саду, школе, учреждениях дополнительного образования.

Специфический образовательно-воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования связывается со своеобразием педагогической организации работы с детьми:


  1. Массовые и групповые виды предметно-практической деятельности, которые способствуют вовлечению подростка в объединение, которые требуют от него проявления своего умения и отношения. Это комплексные игры-соревнования, творческие праздники, конкурсы, фестивали и др. Участвуя в них, ребёнок имеет возможность выбора. Добровольность участия в деле, соединяющем в себе познание и удовольствие, развлечение, обеспечивает доступность всем без исключения детям испытать свои силы, заслужить одобрение, сравнить свои достижения с успехами других детей.

  2. Организационные формы (кружки, секции), обеспечивающие равенство возможностей участия всех желающих заняться систематической деятельностью в соответствии с направленным интересом и возможностями.

  3. Формы и виды работ для наиболее подготовленных детей.

Педагогическая ценность учреждений дополнительного образования состоит в том, что они создают условия для самореализации творческого потенциала личности, гибко реагируют на изменения в потребностях и запросах подростков и младших школьников, если они поставлены в равные условия с подростками и тоже имеют возможность индивидуального выбора видов деятельности.

Реализация образовательно-воспитательного потенциала учреждений дополнительного образования зависит от включения детей в разнообразную деятельность на основе их увлечённости и интереса, обеспечивается богатством и оригинальностью содержания работы, сочетанием массовых, групповых и индивидуальных форм, привлечением широкого круга специалистов различного профиля, мастеров своего дела в различных областях науки.

Специфический потенциал учреждений дополнительного образования в организации воспитания экологической культуры младших школьников связан с их особыми возможностями:


  • Создание нестандартной развивающей экологизированной игровой среды;

  • Реализации комплексного подхода к экологическому воспитанию с участием специалистов разного профиля;

  • Организации практической деятельности детей;

  • Предоставление ребёнку возможности выбора содержания и форм деятельности, организации индивидуальной работы с младшими школьниками;

  • Разнообразия организационных форм и методов экологического воспитания.

Целям развития экологической культуры в младшем школьном возрасте будут соответствовать те экологические игры, которые предусматривают контакт ребёнка с объектами окружающего мира, предлагающие ребёнку такие роли, которые требуют от него проявления лучших человеческих качеств, возможно, корректируя уже сложившиеся привычки в поведении, общении, деятельности.

Большую роль в развитии экологической культуры младших школьников играют методики «Диалоги с природой». Спецификой их является непосредственный контакт ребёнка с конкретными представителями животного и растительного мира («Секретный разговор», «Письмо лесному другу», «Путешествия в экологические сказки» и др.). При помощи их достигается педагогизация процесса освоения ребёнком окружающего мира, формирования позитивного эмоционально насыщенного опыта по взаимодействию с окружающим. Эти методики в наибольшей степени соответствуют мифологичности мироощущения младших школьников. В ряде методик ведущей идеей выступает формирование представлений о правилах поведения в природе, нормах взаимодействия с ней, упражняет в выполнении этих правил. К таким методикам относятся: «Экологический светофор», «Правила экодвижения», «Лесной букет», «Лес благодарит и сердится», «Жалобная книга природы» и др. Все они проводятся в форме игр как в помещении так и на местности.

Роль учреждений дополнительного образования определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем педагогического коллектива, условиями воспитания. Основываясь на деятельностном подходе, выделяют в структуре экологической культуры ребёнка следующие компоненты:


  • Деятельность в природе (восприятие природы; овладение знаниями, умениями, навыками; природоохранная деятельность);

  • Экологическое сознание (потребности, интересы, установки; эмоции, переживания, чувства; эстетическая и этическая оценки).

Элементы экологического сознания носят ориентировочный характер. Экологическое сознание на разных этапах жизни проявляется и развивается неравномерно. Компоненты его тесно связаны между собой и составляют единую систему. Осью индивидуальной экологической культуры целесообразно считать экосознание, которое формируется в процессе деятельности. Экологическое сознание постепенно повышается, если стимулировать его интерес к природе. Занятия пробуждают чувства ребёнка, вызывают сопереживание. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. Важно создать условия для общения ребёнка с природой и для посильной деятельности.

Из элементов экологического сознания наиболее характерны:



  • Потребность в общении с природой. Это отправная точка формирования экологической культуры ребёнка. Потребность в общении с природой возникает рано, ребёнок не отделяет себя от природы, воспринимает себя частью природы.

  • Эстетические и этические чувства, которые вызывают общение с природой, индивидуальные для каждого ребёнка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные. При положительных формируется осознание ценности природы, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности.

Ещё одно условие воспитания экологической культуры – необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности.

Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений, навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры. Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе экологическую культуру. Дети должны воспитываться так, чтобы быть способными преумножать природные богатства Земли.

Педагогически целесообразной моделью формирования экологической культуры выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой полнотой реализуются качества личности.

Показатели экологической воспитанности:


  • Усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребёнка;

  • Наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;

  • Потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;

  • Проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;

  • Проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Творческие задания способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. В процессе творческих занятий необходимы принципы сотрудничества детей и взрослых, сочетание коллективного и индивидуального в педагогическом процессе.

Комплексно реализовать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребёнка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществить деятельностный подход, отразить субъективную позицию ребёнка в педагогическом процессе помогает метод проектов.

Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребёнка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на его собственный опыт.

В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит педагогу. В практической реализации проекта принимают участие дети.

Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты.

Наиболее существенным моментом в воспитании экологической культуры у детей и подростков является перевод их сознания в другую ипостась – из природопотребительской в природосберегающую. Этому служит преобладание в их сознании экокультурного перекоса о приоритете человека над природой и привитие нового видения мира, нового мироощущения, при котором и человек, и природа воспринимались бы в тесной связи и зависимости друг от друга. Суть состоит в том, чтобы донести до сознания детей мысль о том, что человек – часть природы и потому зависит от неё не только биологически, но и духовно, учась у неё симметрии, гармонии, ритму, целесообразности. Таким образом, главный вектор воспитания экологической культуры направлен не на то, чтобы взять у природы все её богатства, а на формирование сознания, при котором человек одновременно ощущал бы себя и работником, и рачительным хозяином.

Практические дела, поступки – это своего рода проекция образа мыслей человека и именно они являются основным показателем экологической культуры.

Экологическая культура, воспитание, образование являются основой формирования экологического мировоззрения и активной жизненной позиции человека. Экологическое воспитание и образование формирует экологическую культуру личности и общества в целом, воспитывает чувство ответственности у человека за решение экологических проблем.








Смотрите также:
Доклад на гмо учителей биологии «Воспитание экологической культуры школьников в удод»
75.84kb.
1 стр.
Доклад " Использование генетически модифицированных организмов (гмо) в странах чэс: экономические и экологические аспекты"
287.28kb.
1 стр.
Руководство и воспитание школьников Календарь знаменательных и памятных дат на 2013 год
330.14kb.
1 стр.
Заседание Совета городского методического объединения учителей химии, биологии, экологии «Анализ деятельности гмо за I полугодие, корректировка плана на II полугодие»
245.61kb.
1 стр.
Конспект Экологической сказки: «Экотопик ищет Экоград»
120.12kb.
1 стр.
План ассоциации учителей биологии чувашской республики
64.98kb.
1 стр.
План ассоциации учителей биологии чувашской республики
48.8kb.
1 стр.
Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы моу «Гимназия №6» г. Воркуты
168.24kb.
1 стр.
«Духовно-нравственное воспитание школьников в условиях влияния агрессивной информационной среды» Самко Светлана Ивановна, председатель методического объединения учителей опк и орксэ тихорецкого района Слайд 1 с названием темы
128.35kb.
1 стр.
Проведен: 4 апреля 2012 г. Класс: 1 «А» Классный Черкасова О. В. Цель
65.51kb.
1 стр.
Литературные произведения В. В. Бианки на уроках биологии и экологии как одна из возможностей воспитания нравственно-экологической культуры
58.02kb.
1 стр.
Какие компании используют гмо?
38.63kb.
1 стр.