Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТАНКА В ЛЕТНИХ И ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
ПОДГОТОВКА К ЭКСПЛУАТАЦИИ В ЛЕТНИХ УСЛОВИЯХ

При подготовке танка к эксплуатации в летних условиях необходимо провести очередное техническое обслуживание № 1 или № 2 и дополнительно:

— очистить вооружение и его установки, устранить обнаруженные неисправности и смазать свежей смазкой;

— осмотреть поверхность деталей радиостанции и закрасить детали с поврежденной окраской, предварительно удалив с них ржавчину;

— заправить систему питания летним сортом топлива (разрешается довыработка зимнего топлива или дозаправка системы питания летним топливом); в том случае, если система заправлена арктическим топливом, необходимо его заменить летним;

— слить низкозамерзающую жидкость из системы охлаждения и промыть систему горячей водой; если в процессе эксплуатации танка отмечалась работа двигателя на повышенном тепловом режиме (свыше 90° С), необходимо промыть систему чистой водой с трехкомпонентной присадкой. Присадку добавлять в воду в тех же количествах, что и для охлаждающей жидкости (по 0,05% каждого компонента, см. «Уход за системой охлаждения», глава шестая);

— выключить из системы охлаждения подогреватель, для чего ручку крана отключения подогревателя повернуть до отказа так, чтобы на торце ручки была видна надпись «Выкл.».

Для промывки системы охлаждения необходимо:

— заполнить систему водой с трехкомпонентной присадкой;

— запустить и прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 80° С;

— через два часа после остановки двигателя слить воду из системы;

— заправить систему чистой пресной водой, добавив в нее трехкомпонентную присадку (см. главу шестую).

При необходимости поверхность радиатора очистить волосяной щеткой и продуть сжатым воздухом. При эксплуатации танка необходимо содержать радиатор сухим, не проливать воду при заправке и своевременно устранять течь.
ПОДГОТОВКА ТАНКА К ДВИЖЕНИЮ

При подготовке к движению необходимо провести контрольный осмотр танка, обращая особое внимание на заправку систем охлаждающей жидкостью и маслом, подогнать сиденье механика-водителя, подготовить двигатель к запуску, запустить и прогреть его.

Для подготовки двигателя к запуску необходимо:

— проверить заправку систем танка топливом, маслом, охлаждающей жидкостью и воздухом;

— поставить топливораспределительный кран в положение, соответствующее работе на одной из групп баков;

— открыть кран спуска воздуха, и придерживая его рукой, в течение 5—10 сек прокачивать топливо ручным насосом;

— включить выключатель батарей и проверить работу сигнала;

— проверить работу педалей и рычагов управления, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, а рукоятку ручной подачи топлива—в верхнее положение;

— включить маслозакачивающий насос и создать давление не менее 2 кгс/см2.

При температуре окружающего воздуха ниже 5° С перед запуском двигатель необходимо разогреть с помощью подогревателя. Порядок разогрева двигателя указан ниже.

Запускать двигатель в таком порядке:

— подать предупредительный сигнал;

— выжать педаль главного фрикциона;

— включить маслозакачивающий насос и одновременно нажать на кнопку стартера, провернуть коленчатый вал на 2—3 оборота без подачи топлива;

— выжать педаль подачи топлива примерно на '/а ее хода и вновь нажать на кнопки насоса и стартера; держать кнопку стартера включенной разрешается не более 3—5 сек; повторно включать стартер разрешается только через 10—15 сек.

После запуска двигателя отпустить кнопки и плавно отпустить педаль главного фрикциона.

Установить обороты двигателя 700—800 в минуту и зафиксировать положение педали подачи топлива рукояткой ручной подачи.

Непосредственно после запуска не следует двигателю развивать больше 700—800 об/мин.

Сразу же после запуска необходимо проверить давление масла по манометру; оно должно быть при 500—600 об/мин не ниже 2 кгс|см2.

При давлении масла ниже 2 кгс/см2 двигатель немедленно остановить, выяснить причины и устранить неисправность.

В случае неисправности стартера двигатель запускать с помощью сжатого воздуха в таком порядке:

— подать предупредительный сигнал;

— выжать педаль главного фрикциона;

— открыть вентиль на одном из баллонов;

— включить маслозакачивающий насос и одновременно повернуть влево рукоятку крана-редуктора воздухопуска примерно на один оборот, провернуть коленчатый вал на 2—3 оборота без подачи топлива и закрыть кран-редуктор;

— выжать педаль подачи топлива примерно на '/з ее хода, вновь нажать на кнопку насоса и повернуть влево рукоятку крана-редуктора примерно на один оборот;

— после запуска двигателя отпустить кнопку насоса и закрыть кран-редуктор и вентиль на баллоне; установить режим работы двигателя, как указано выше.

Двигатель, остановленный на непродолжительное время, запускать в той же последовательности, но без предварительной прокрутки коленчатого вала.

Прогрев двигателя после запуска. После запуска двигатель прогревать в такой последовательности:

— на холостом режиме 700—800 об/мин, пока температура масла не достигнет 8—10° С;

—на холостом режиме 1200—1600 об/мин, пока температура охлаждающей жидкости и масла не достигнет 30° С.

. После достижения температуры охлаждающей жидкости и масла 30° С разрешается движение на низших передачах.

Длительная работа двигателя при температуре охлаждающей жидкости ниже 55° С не допускается, так как при этом происходит осмоление деталей двигателя.

Контроль за работой двигателя. Во время запуска двигателя и при его работе необходимо следить за показаниями контрольных приборов.

Во время движения танка при работе двигателя на эксплуатационных оборотах (1600—1800 об/мин) контрольные приборы должны показывать давление' масла 6—9 кгс/см2, температуру масла 70—90°С (кратковременно допустима температура 110°С); температуру охлаждающей жидкости 70—90е С (кратковременно допустима температура 105°С).
(Для двигателей, отработавших гарантийный срок, допускается снижение давления масла в системе до 4,5 кгс/см2)
Температура масла и охлаждающей жидкости регулируется открытием жалюзи или изменением числа оборотов коленчатого вала и нагрузки на двигатель. Если при полностью открытых жалюзи не обеспечивается нормальный тепловой режим, необходимо открыть дополнительный люк над вентилятором, для чего открыть обе крышки и закрепить их болтами. В случае повышения температуры охлаждающей жидкости выше нормальной при открытых жалюзи и дополнительном люке над вентилятором перейти на пониженную передачу и увеличить число оборотов.

Если повышается температура масла до допустимого предела, нужно уменьшить обороты коленчатого вала и перейти на пониженную передачу.

Остановка двигателя. Останавливать двигатель при температуре охлаждающей жидкости выше 70° С запрещается, так как прекращение циркуляции при высокой температуре охлаждающей жидкости вызывает резкий перегрев двигателя и выбрасывание жидкости через клапан пробки заправочной горловины радиатора.

При температуре охлаждающей жидкости выше 70° С следует:

— полностью открыть жалюзи;

— поработать на холостом режиме при 1500—1600 об/мин, пока температура охлаждающей жидкости не понизится до 60—70° С;

— поработать 1—2 мин на холостом режиме при 700— 800 об/мин, после чего отпустить педаль подачи топлива, а рукоятку ручной подачи перевести в крайнее верхнее положение.

После остановки двигателя выключить выключатель батарей, закрыть топливораспределительный кран (если танк останавливается на время более 24 ч), закрыть жалюзи и люки.


ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРИ ВЫСОКОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ И СИЛЬНОЙ ЗАПЫЛЕННОСТИ ВОЗДУХА

Высокая температура окружающего воздуха вызывает повышенный нагрев агрегатов танка, повышенный расход воды из системы охлаждения двигателя и электролита аккумуляторных батарей, а также ухудшает условия работы экипажа.

Пыль (песок), попадая внутрь танка и оседая на его агрегатах, ухудшает условия их охлаждения и увеличивает усилия на маховиках подъемного и поворотного механизма вооружения, а также педалях и рычагах приводов управления.

Большая запыленность воздуха резко снижает видимость через приборы наблюдения, особенно при движении в колонне.

Для обеспечения нормальной работы танка при высокой температуре и сильной запыленности воздуха необходимо:

1. Во время движения внимательно следить за показаниями термометров, не допуская перегрева двигателя. Для предупреждения перегрева система охлаждения должна быть полностью заправленной, поверхность радиатора чистой, а уплотнения перегородки силового отделения должны быть исправны.

2. На малых привалах проверять нагрев узлов ходовой части и бортовых передач. Особое внимание обращать на нагрев четвертых и пятых опорных катков. При повышенном нагреве одного из опорных катков его необходимо разобрать и заменить неисправные детали. При сильном повышении температуры резиновых бандажей опорных катков необходимо двигаться с пониженной скоростью.

3. Для предохранения от попадания пыли заправлять танк топливом и маслом только закрытой струёй с помощью заправочного насоса. Пробки заправочных горловин и точек смазки перед вывертыванием тщательно очищать от пыли. В пробках заправочных горловин баков для топлива прочищать, а при необходимости промывать отверстия для сообщения баков с атмосферой.

Все емкости, в которых хранится топливо и смазочные материалы, должны быть тщательно закрыты.

4. Все операции по обслуживанию фильтров и воздухоочистителя необходимо проводить в закрытом помещении. После снятия фильтров и воздухоочистителя открытые места систем (впускные коллекторы, корпус фильтра и трубопроводы) тщательно закрыть, чтобы предохранить от пыли. Кассеты воздухоочистителя промывать 2—3 раза, меняя каждый раз промывочную жидкость.

Для более качественного обслуживания фильтров и воздухоочистителей промывать их на стендах в соответствии с инструкциями.

5. Смазку с открытых трущихся поверхностей (зубчатый сектор, зубья погона и шестерни подъемного и поворотного механизмов, петли люков, оси жалюзи, шарнирные соединения и т. д.) на период марша необходимо удалять, так как она задерживает пыль, что приводит к заклиниванию сопряженных деталей.

6. При техническом обслуживании № 2 полностью перебрать главный фрикцион, негодные Детали заменить, прочистить подводящие смазку каналы.

7. При ежедневном техническом обслуживании проверить величину момента пробуксовки фрикциона вентилятора. Если момент превышает 50 кгсм, фрикцион перебрать, промыть диски бензином и очистить ферродо.

8. При сильном возрастании усилий на педалях и рычагах приводов управления очищать и промывать топливом их шарнирные соединения и подшипники.

9. Не реже чем через 15 дней проверять уровень электролита в аккумуляторных батареях, удалять с батарей пыль и грязь, прочищать отверстия в пробках, доливать дистиллированную воду. Мастику батарей протирать чистой ветошью.


ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ В РАСПУТИЦУ

Наличие естественных препятствий (рек, озер и болот), а также сильное ослабление грунта в период дождей и весенней распутицы резко снижают проходимость и маневренность танка.

Плохое состояние дорог в период дождей и весенней распутицы в первую очередь ухудшает условия работы подшипников ходовой части вследствие попадания в них воды, грязи (песка) через уплотнения. Грязь (песок) увеличивает износ подшипников ходовой части. Поэтому необходимо не допускать неисправностей в креплении крышек лабиринтных уплотнений подшипников опорных катков и направляющих колес.

Преодоление тяжелых участков пути, особенно заболоченных или с размокшим грунтом, ведет к большим перегрузкам агрегатов силовой передачи и двигателя, а следовательно, к их перегреву.

Условия обслуживания танка при его эксплуатации в период распутицы ухудшаются, увеличивается время на проведение обслуживания.

Для обеспечения правильной эксплуатации танка в распутицу необходимо ослаблять натяжение гусениц.


ПОДГОТОВКА ТАНКА К ПРЕОДОЛЕНИЮ БРОДА

Перед преодолением брода (при глубине до 1,4 м) необходимо:

— проверить герметичность всех люков и пробок;

— закрыть крышку люка механика-водителя;

— надеть чехлы на дульный срез пушки и пулемета;

— закрыть резиновой пробкой отверстие в верхнем наклонном листе для курсового пулемета;

— проверить натяжение гусеничных цепей и при необходимости подтянуть их так, чтобы верхние ветви касались одного среднего

катка;


— проверить правильность укладки и надежность крепления

буксирных тросов; свободные концы буксирных тросов вывести на башню и закрепить.

После преодоления брода необходимо убедиться в отсутствии воды в корпусе. В случае обнаружения воды поставить танк с наклоном на корму и слить воду через люки в днище танка.

Для преодоления брода глубиной выше 1,4 м требуется специальная подготовка танка.


ПОДГОТОВКА ТАНКА К ЭКСПЛУАТАЦИИ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ И ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРИ НИЗКОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ

При подготовке танка к эксплуатации в зимних условиях необходимо провести очередное техническое обслуживание № 1 или № 2 и дополнительно;

— заменить в баках топливо летнего сорта зимним, после чего выработать оставшееся летнее топливо из трубопроводов и фильтров двигателя;

— включить в систему подогреватель, для чего ручку крана повернуть так, чтобы на торце ее была видна надпись «Вкл.» (если смотреть на кран сверху);

— тщательно проверить состояние радиатора, трубопроводов и их соединений;

— слить охлаждающую жидкость с трехкомпонентной присадкой из системы в чистую металлическую посуду;

— проверить наличие и исправность брезента и отеплительного коврика;

— заполнить систему охлаждения низкозамерзающей жидкостью; в районах, где температура окружающего воздуха не снижается ниже —35°С, применять низкозамерзающую охлаждающую жидкость марки 40; при температуре окружающего воздуха ниже —35° С применять низкозамерзающую жидкость марки 65;

— проверить исправность системы подогрева в работе в течение 5—10 мин.

Если после слива воды система охлаждения заправляться не будет, необходимо заправить через горловину радиатора 5—6 л низкозамерзающей жидкости. Как только из сливного отверстия потечет ровная струя жидкости, кран слива и пробку радиатора закрыть. Если через систему низкозамерзающая охлаждающая жидкость не проливалась, то провернуть коленчатый вал двигателя стартером (2—3 включения), не подавая топлива; сливной кран, отверстие для слива в днище и горловину радиатора оставить открытыми на время стоянки танка.

Для облегчения запуска и создания нормальных условий работы двигатель перед запуском необходимо разогревать с помощью подогревателя, установленного в танке.

Во избежание поломок агрегатов силовой передачи и узлов ходовой части при температуре —30° С и ниже движение необходимо начинать на I передаче с включенными планетарными механизмами поворота.


ПРИМЕНЕНИЕ ПОДОГРЕВАТЕЛЯ

Подогреватель применяется для разогрева двигателя перед запуском при температуре окружающего воздуха ниже 5° С.

При работе подогревателя танк должен быть установлен на горизонтальной площадке. Допускается работа подогревателя при наклоне танка до 7° в любую сторону. Подогреватель работает от электрического или ручного привода. При работе подогревателя от ручного привода рукоятку необходимо застопорить и вращать со скоростью 60—70 об/мин. Для уменьшения усилия на рукоятке ремень электропривода следует снять.

Для запуска подогревателя необходимо:

— открыть лючок в днище для выпуска наружу продуктов сгорания, для чего отвернуть гайку крепления крышки лючка до упора в рукоятку, нажать на нее вниз до отказа и повернуть крышку лючка за рукоятку на 180° по часовой стрелке;

— поставить на место рукоятку ручного привода подогревателя;

— включить распределительный кран на любую группу баков;

прокачать топливо ручным насосом для подачи его в насосы подогревателя и двигателя;

— включить выключатель батарей;

— включить выключатель накала спирали свечи;

— через 1 мин после этого начать медленное вращение рукоятки ручного привода в противоположную от обычного направления сторону (рукоятку ручного привода не стопорить);

— после воспламенения смеси немедленно изменить направление вращения рукоятки, включить выключатель электропривода к редуктору и быстро снять рукоятку ручного привода.

Если усилия на рукоятке велики и проворачивание ее затруднено, необходимо повернуть валы электродвигателя и редуктора на несколько оборотов рукой за приводной ремень. Если провернуть за приводной ремень невозможно, надо снять ремень, запустить подогреватель от ручного привода и поработать 10—15 мин, после чего надеть ремень и включить электродвигатель.

Для уменьшения сопротивления проворачиванию разрешается в полость редуктора заливать 25—50 г топлива (при температуре окружающего воздуха ниже —30° С).

Если подогреватель не запускается или работает с перебоями, необходимо спустить воздух из его топливного насоса, отвернув на 3—5 оборотов пробку спуска воздуха, так чтобы топливо вытекало из-под нее сплошной струёй, без пузырьков воздуха. После этого пробку завернуть до отказа.

При устойчивой работе прогретого подогревателя (когда топливо может воспламеняться без помощи свечи) выключить выключатель свечи и продолжать разогрев. Нормальная работа подогревателя характеризуется интенсивным повышением температуры охлаждающей жидкости и нормальным цветом отработавших газов.

После прекращения работы подогревателя включить на 1— 2 мин вентилятор на перегородке боевого отделения для вытяжки продуктов сгорания. Закрыть лючок для выпуска продуктов сгорания, завернуть гайку до отказа и повернуть рукоятку лючка на оси вверх.
ПОРЯДОК РАЗОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ ПРИ НИЗКОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ

Перед запуском двигателя необходимо провести контрольный осмотр танка, устранить обнаруженные неисправности и разогреть двигатель.

Запускать холодный двигатель при температуре окружающего воздуха ниже 5° С категорически запрещается.

При заправленной системе охлаждения низкозамерзающей жидкостью двигатель разогревать в следующем порядке:

— поставить в танк аккумуляторные батареи;

— откинуть брезент вдоль левого борта, чтобы обеспечить выход отработавших газов из подогревателя и двигателя;

— привести в действие подогреватель и разогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости (по термометру на щитке) 80—90°С; при работающем подогревателе допускается повышение температуры до 95—100° С.

Кратковременным (по 3—5 сек) включением маслозакачивающего насоса создать давление масла не менее 3 кгс/см2; выключить подогреватель и запустить двигатель в порядке, изложенном выше.

Если при первом включении насоса давление создать не удалось, повторно включить насос. Насос разрешается включать не более шести раз с перерывами 15—20 сек.

Если после шестикратного включения не удалось создать давления масла, запустить подогреватель и повторить разогрев двигателя, как указано выше. Если и при этом не будет создано давление 3 кгс/см2 то через 10 мин вновь ввести в действие подогреватель и повторить разогрев и запуск двигателя.

В случае когда после включения насоса шестерни его не проворачиваются (из-за застывания масла в нем), держать во включенном состоянии насос более 5 сек запрещается, так как возможно пригорание обмотки электродвигателя. При работающем маслозакачивающем насосе держать его включенным более 10 сек не рекомендуется во избежание перекачки большого количества масла из бака в картер.

При эксплуатации танка с системой охлаждения, заправленной водой (что б зимнее время допускается как исключение при отсутствии низкозамерзающей охлаждающей жидкости), для подготовки двигателя к запуску необходимо:

— поставить в танк аккумуляторные батареи;

— убедиться в том, что отверстие слива охлаждающей жидкости и сливной кран открыты;

— пролить через горловину радиатора воду, нагретую до 90— ^5° С, и, как только из сливного крана потечет струя горячей воды, закрыть его и залить еще 30—50 л горячей воды;

— привести в действие подогреватель и дозаправить систему охлаждения до нормального уровня;

— завернуть пробки горловины и сливного крана;

— разогреть двигатель и подготовить его к запуску, как указано выше.


ПОДОГРЕВ ТАНКА В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ

Поддержание танка в готовности к движению при остановках на продолжительное время в зимних условиях (если этого требует обстановка) производится с помощью штатного подогревателя. При этом охлаждающая жидкость и масло из систем не сливаются.

Для поддержания танка в готовности к движению необходимо:

— выбрать для стоянки горизонтальную площадку, защищенную от ветра, и установить на ней танк;

— закрыть все люки и жалюзи;

— накрыть входные и выходные жалюзи отеплительным ковриком;

— укрыть танк брезентом и засыпать брезент снизу снегом;

— периодически наблюдать за температурой охлаждающей жидкости в системе по термометру на щитке механика-водителя;

— при понижении температуры охлаждающей жидкости до 35— 40° С откинуть брезент у левого борта для выхода отработавших газов из подогревателя и привести в действие подогреватель;

— подогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 90—100° С и прекратить действие подогревателя;

— закрыть брезент.

В течение всего времени стоянки танка (при снижении температуры охлаждающей жидкости до 35—40° С) повторять подогрев двигателя. При системе, заправленной водой, для поддержания танка в готовности к движению необходимо:

— утеплить танк. как указано выше;

— через каждые 30 мин приводить в действие подогреватель и нагревать воду в системе до температуры 90—100° С, после чего работу подогревателя прекращать.

Для предохранения аккумуляторных батарей от разрядки при разогреве двигателя с помощью подогревателя необходимо пользоваться ручным приводом.
ОСОБЕННОСТИ ВОЖДЕНИЯ ТАНКА, ОБОРУДОВАННОГО ПРИБОРОМ ТВН-2

Особенности вождения танка .ночью с помощью прибора ТВН-2 следующие:

1. Изображение дороги и объектов, находящихся в поле зрения прибора наблюдения, отличается по цвету от изображения предметов, освещенных видимым светом. Изображение, видимое глазом через прибор, имеет зеленоватый цвет. Поэтому механики-водители должны приобрести навыки в распознавании дороги и местных предметов посредством прибора ТВН-2.

2. Инфракрасные фары, так же как и фары видимого света встречных машин, видны в приборе наблюдения с большого расстояния, как яркие пятна.

Для устранения слепящего действия встречной засветки и сохранения видимости прибор ТВН-2 оборудован шторкой, перекрывающей поле зрения прибора сверху вниз.

3. Включенные задние габаритные фонари наблюдаются в прибор ТВН-2 сзади идущей машины в виде ярких точек, что в значительной степени облегчает вождение танков в колонне по извилистым дорогам и в пыльных условиях.

4. При движении по дорогам с крутыми поворотами прибор ТВН-2 обеспечивает недостаточный обзор. Поэтому необходимо на перекрестках и в местах съездов, объездов и на крутых поворотах устанавливать указки или выставлять регулировщиков.

5. При вождении тапка, оборудованного прибором ТВН-2, свет в отделении управления должен быть выключен, за исключением плафона освещения щитка контрольно-измерительных приборов механика-водителя.

6. В темноте движущийся танк с прибором ТВН-2 не виден простым глазом. Для предотвращения наезда на людей и животных во время вождения ночью на танке должны быть зажжены габаритные огни.

7. При включении прибора ТВН-2 днем следует на головку прибора надеть защитный колпачок с диафрагмой» имеющийся в ЗИП, отрегулировав отверстия диафрагм в зависимости от величины дневной освещенности.


ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ

ОБЪЕМ РАБОТ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ТАНКА

КОНТРОЛЬНЫЙ ОСМОТР


следующая страница >>
Смотрите также:
Двенадцатая особенности эксплуатации танка в летних и зимних условиях подготовка к эксплуатации в летних условиях
554.92kb.
4 стр.
Инструкция по подготовке к работе и техническому обслуживанию электровозов в зимних и летних условиях москва 2001
1207.36kb.
10 стр.
Наименование мероприятия
29.61kb.
1 стр.
Инструкция по эксплуатации 5 Общие указания по эксплуатации 5
75.57kb.
1 стр.
Решение для защемленной по обоим контурам пластины в однородном поле напряжений. Позже эта задача при различных граничных условиях рассмотрена Ямаки, а также Мейсснером
301.03kb.
1 стр.
Доклад директора Департамента летних видов спорта и координации подготовки к чемпионату мира по футболу Григория Кабельского «Актуальные проблемы развития летних видов спорта»
56.27kb.
1 стр.
1. Правила эксплуатации и безопасности 4
395.92kb.
7 стр.
Инструкция по эксплуатации продукции
52.09kb.
1 стр.
Физическое развитие и двигательная активность 10-летних детей школ Гродно, Бреста, Красноярска, Каунаса
110.67kb.
1 стр.
Руководство по эксплуатации системы уничтожения комаров модель: mks-1022 Разработано при участии nasa
147.89kb.
1 стр.
Программа летних тематических площадок на базе мбоу сош №101
288.32kb.
1 стр.
Планирование и проведение работ по подготовке к снятию с эксплуатации атомных энергоблоков на этапе их эксплуатации
104.76kb.
1 стр.