Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ШКОЛ ИСКУССТВ

Программа составлена Ю.Н. ПРОТОПОПОВЫМ (1986 г.).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание истории изобразительного искусства в художе­ственной школе направлено на всестороннее гармоничное разви­тие личности учеников, формирование их мировоззрения, нрав­ственного и эстетического идеала, воспитание культуры чувств.

Занятия историей изобразительного искусства способствуют выработке у учащихся сознательного эстетического подхода к явлениям действительности и искусства, формированию сферы их духовных интересов и убеждений. Ученики приобретают уме­ние видеть прекрасное и любоваться им, различать, понимать, чувствовать и оценивать художественные произведения; учатся преобразовывать действительность "по законам красоты".

Программа включает основные разделы из истории западно­европейского, русского искусства и искусства советского периода. История искусства Китая, Японии, Африки, Америки в программу не включена в связи с ограниченным количеством ча­сов, отведенных на предмет. Однако преподавателю рекомен­дуется во время посещения музеев и выставок по­знакомить учащихся с искусством этих стран.

Одна из основных задач курса - постижение учениками духовного опыта человечества посредством изучения истории искусства. В связи с этим необходимо знакомство не только с произведениями искусства, но и с биографиями художников, беззаветно преданных своему делу, отстаивающих в борьбе идеалы своего времени.

Основой изучения истории изобразительного искусства яв­ляется развитие навыков восприятия художественного образа. Отсюда основная учебная задача - развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу, преподаватель обя­зан заботиться об общей гуманитарной и художественной эру­диции своих питомцев. Развивая художественное восприятие у учащихся, педагог должен воспитать у них отзывчивость на идейно-эстетическое воздействие искусства, на единство содер­жания и формы произведения. Особо следует сформировать оп­тимальный уровень личного отношения к произведению искус­ства, который предполагает понимание общественного значе­ния данного произведения, объективную и самостоятельную оценку авторской позиции, активную связь содержания искус­ства с собственным жизненным опытом.

У учащихся должны быть выработаны навыки анализа про­изведения искусства. Давая представление о развитии искусст­ва, как на протяжении всей истории, так и в пределах одной эпохи, педагогу необходимо рассматривать каждое явление ис­кусства в связи с конкретной исторической обстановкой, в кото­рой оно возникло.

Методику занятия следует направить на решение основных задач: целенаправленного развития творческих способностей учащихся, их познавательной и эмоциональной активности. Ос­воению этих задач наиболее соответствует проблемное обуче­ние. Виды занятия могут быть разнообразными (рассказ, лек­ция, беседа, диспут, семинар, киноурок, экскурсия и т.д.), как и формы работы учеников (работа с книгой, анализ произведе­ния, исследовательская работа, сочинение, выполнение зада­ния на классификацию произведений и т.д.), но основным прин­ципом подхода к изучению материала должна стать постановка проблемы и поиск путей ее решения.

Большего развития требуют самостоятельные суждения уче­ников об увиденных произведениях. Для этого полезно вводить задания на атрибуцию, на классификацию произведений, тре­нировочные колористические и композиционные упражнения.

Настоящая программа определяет объем и содержание зна­ний, навыков и учебно-воспитательных задач предмета. При этом за педагогом сохраняется право творческой организации материала: перестановки отдельных тем, сравнения произве­дений из разных разделов, особенностей художественного язы­ка, различных видов изобразительного искусства, рассмотре­ния единой линии развития одного из видов изобразительного искусства.

С целью дальнейшего развития активности учащихся, более глубокого и специализированного изучения истории искусства материал программы может быть расширен на факультатив­ных занятиях.

Большое значение для творческого овладения предметом имеют тетради учеников. В них отражается самостоятельна работа учащихся как в рамках курса, так и вне его. Тетради должны систематически проверяться преподавателем.

В процессе изучения истории изобразительного искусств большое место отводится внеклассным занятиям: проведению вечеров, викторин, конкурсов, диспутов, выпуску газет, посещению музеев, выставок, экскурсиям, походам и т.д.

Все занятия следует вести в тесной связи с учебными предметами общеобразовательной и художественной школы. Но межпредметные связи должны носить не иллюстративный характер, а отражать внутреннее единство и в то же время качественное своеобразие процессов, происходящих в природе, обществе и искусстве.

При проведении занятий по истории изобразительного искусства необходимо широко использовать технические средства обучения. Они расширяют возможности преподавателя, в частности в создании и раскрытии проблемных ситуаций, осуществлении межпредметных связей (сравнение нескольких произведений полиэкране, сравнение произведений изобразительного искусства с произведениями литературы, музыки, киноискусства и т.д.)
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№

п/п


Наименование частей, разделов и тем

Количество

часов


1

2

3




Введение

2




Часть I. История зарубежного изобразительного







искусства







Раздел 1. Искусство древнего мира




1

Искусство первобытного общества

2

2

Искусство Древнего Египта

5

3

Искусство Древней Греции

7

4

Искусство Древнего Рима

2




Раздел 2. Искусство Византии

2




Раздел 3. Искусство Западной Европы X-XIVbb.




5

Романское искусство X - XII вв.

2

6

Готическое искусство XII - XIV вв.

2




Раздел 4. Искусство Западной Европы XIV-XXbb.




7

Искусство эпохи Возрождения в Италии

7

8

Искусство эпохи Возрождения в Северной







Европе

1




Повторение

2




Итого:

34

9

Искусство Италии XVII в.

1

10

Искусство Испании XVII в.

1

11

Искусство Фландрии XVII в.

2

12

Искусство Голландии XVII в.

4

13

Искусство Франции XVII в.

1

14

Искусство Франции XVIII в.

1

15

Искусство эпохи Великой Французской буржуазной







революции

1

16

Искусство Англии XVIII - начала XIX в.

1

17

Искусство Испании конца XVIII - начала XIX в.

1

18

Искусство революционного романтизма во Франции

1

19

Искусство реализма во Франции середины XIX в.

1

20

Искусство импрессионизма

2

21

Искусство постимпрессионизма

1

22

Характеристика основных направлений







западноевропейского искусства XX в.

2




Повторение

1







Часть II. История русского изобразительного







искусства







Раздел 5. Древнерусское искусство




23

Искусство древних славян. Искусство Киевской Руси







XI - XII вв.

2

24

Искусство Владимиро-Суздальского княжества ХIIв.

2

25

Искусство Новгорода и Пскова XI - XV вв.

2

26

Искусство Москвы XIV - XV вв.

2

27

Искусство Москвы XV-XVII вв.

2




Повторение

2




Итого:

34




Раздел 6. Русское искусство XVIII - начала XX вв.




28

Архитектура первой половины XVIII в.

2

29

Скульптура и живопись первой половины XVIII в.

2

30

Архитектура и декоративно-прикладное искусство







второй половины XVIII в.

3

31

Скульптура и живопись второй половины XVIII в.

3

32

Архитектура первой половины XIX в.

2

33

Скульптура и живопись первой половины XIX в.

5

34

Жанровая живопись второй половины XIX в.







Творчество передвижников

4

35

Творчество И.Е. Репина

2

36

Пейзажная живопись второй половины XIX в.

2

37

Историческая и батальная живопись второй половины







XIX в.

2

38

Творчество В.И. Сурикова

2

39

Искусство конца XIX - начала XX в.

3




Повторение

2




Итого:

34







Часть III. История изобразительного искусства







советского периода




40

Изобразительное искусство периода Октябрьской







революции и гражданской войны

4

41

Искусство 20-х годов

4

42

Искусство 30-х годов

4

43

Искусство в период Великой Отечественной войны

4

44

Искусство конца 40-х - начала80-х годов

12

45

Декоративно-прикладное искусство советского периода

3




Повторение

3




Итого:

34




Всего по курсу:

136




Введение

Что такое искусство. Искусство и природа, искусство и обще­ство, искусство и культура, искусство и наука, роль искусства в организации среды. Для чего нужно изучать историю искусст­ва. Специфика изобразительного искусства. Виды и жанры изо­бразительного искусства. Книги об искусстве.

Ученик должен: - знать виды и жанры изобразительного ис­кусства; - иметь представление об искусстве как составной час­ти культурного наследия человечества; - иметь представление о работе с книгой по искусству.


Часть 1

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Раздел 1

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Тема 1. Искусство первобытного общества

Происхождение искусства. Его функции и связь с трудовой деятельностью человека. Космогонические представления древнего человека, отраженные в произведениях первобытного искусства.

Очаги первобытной культуры на территории России. Нас­кальные изображения на берегах Ангары, Ладожского озера. Капова пещера на Урале.

Памятники первобытной культуры на территории Европы и Африки. Пещеры Ласко и Фон-де-Гом во Франции и Альтамира в Испании. Наскальная живопись Тассилин-Аджера в Африке.

Возникновение скульптуры. "Палеолитические Венеры".

Мегалитические сооружения: менгиры (СССР - Армения, Франция - Бретань); дольмены (Западная Европа, Северная Африка); кромлехи (Англия - Стоунхендж).


Тема 2. Искусство Древнего Египта

Эволюция искусства древнего мира. Монументальный хара­ктер искусства древнего мира. Ведущая роль архитектуры и скульптуры в искусстве древнего мира.

Географические и исторические условия, в которых развива­лось древнеегипетское искусство. Мифология Древнего Египта. Стилевая эволюция искусства Древнего Египта и связь искусст­ва с религиозными представлениями и заупокойным культом. Синтез искусств в Древнем Египте.

Архитектура Древнего Египта и сила ее воздействия. Эво­люция типов гробниц: мастаба, ступенчатая пирамида, скаль­ная гробница (пирамида Джосера, пирамиды в Гизе, усыпаль­ница Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри). Основные принципы композиции египетских храмов. Заупокойный храм Хефрена, храмы в Карнаке, Луксоре, Абу-Симбеле.

Развитие египетского скульптурного портрета: Большой сфинкс. Рахотеп а Нофрет, статуи фараона Хефрена, писца Каи, царевича Каапера, скульптурные портреты Сенусерта Ш, царицы Нефертити, фараона Эхнатона, статуэтки жреца Амен­хотепа и его жены Раннаи. Канон в египетской скульптуре.

Специфический характер изображения в рельефе и живо­писи Древнего Египта: плоскостность, повествовательность, фризовое членение плоскости, масштаб фигур (плита Нармера, "Зодчий Хесира", стела Хунена, "Плакальщицы"; росписи из Ме-дума, Бени-Хасана и из гробницы Менены в Фивах).

Шедевры художественного ремесла из гробницы Тутанхамона.

Жизнь и сохранность памятников Древнего Египта в усло­виях современной цивилизации.



Тема 3. Искусство Древней Греции

Исторические и социальные условия становления, расцвета и упадка древнегреческой цивилизации. Этапы развития ис­кусства Древней Греции. Гражданская сущность древнегрече­ского искусства. Единство духовной и физической красоты че­ловека в классическом древнегреческом искусстве. Гуманисти­ческий характер древнегреческого искусства ("человек - мера всех вещей"). Мифология Древней Греции.

Сложение и эволюция ордера как эстетической конструктив­ной системы. Три типа ордера. Сложение классического типа древнегреческого храма. Ведущая роль экстерьера в древнегре­ческой архитектуре. Ансамбль Афинского акрополя как высшая точка в развитии классического искусства Древней Греции. Значение акрополя в жизни Афин. Современная международ­ная кампания по спасению памятников Афинского акрополя.

Эволюция древнегреческой скульптуры. Скульптура перио­да архаики и ранней классики: "Курос" (из Метрополитен-му­зея в Нью-Йорке). "Кора" с акрополя в Афинах; фронтон храма на острове Эгине.

Искусство высокой классики. Ведущая роль демократиче­ских Афин. Высокий гуманизм и реализм искусства. Господство героических гражданских идеалов. Создание гармоничного пре­красного образа свободного человека: Мирон - "Дискобол", Поли-клет - "Дорифор". Соединение гуманистического идеала с совер­шенной пластической формой: Фидий - ансамбль Афинского ак­рополя, скульптуры фронтонов Парфенона. Синтез архитекту­ры, скульптуры и живописи.

Поздняя классика. Реалистические искания в скульптуре: Скопас - "Менада", Пракситель - "Гермес с Дионисом", Лисипп - "Апоксиомен", Леохар - "Аполлон Бельведерский".

Эллинизм. Возрождение монументального героического ис­кусства: "Ника Самофракийская". Продолжение традиций вы­сокой классики: Агесандр (?) - "Афродита Милосская".

Стремление к патетике, внешним эффектам, виртуозность исполнения в родосской школе: "Лаокоон". Пергамская школа: "Борьба Афины с гигантами".

Чернофигурная и краснофигурная вазопись и ее сюжеты.

Очаги античной культуры на территории СССР.



следующая страница >>
Смотрите также:
Примерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. Мк РФ москва, 2004 год. «Декоративная композиция»
1463.93kb.
12 стр.
«История русского искусства XI-XVII веков»
68.27kb.
1 стр.
Программа для детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств «История изобразительного искусства»
75.5kb.
1 стр.
Программа для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств
784.66kb.
4 стр.
Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств), М. 1988 г. Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств), М. 2003 г
22.47kb.
1 стр.
Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств), Москва 1988 г. Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств), Москва 2003 г
27.18kb.
1 стр.
Программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств москва 2006 одобрена
820.04kb.
5 стр.
Программа для 1-4 классов станковых отделений детских художественных школ
244.33kb.
1 стр.
Задорощенко Валентины Владимировны г. Абинск 2011
190.27kb.
1 стр.
Программа для театральных отделений школ искусств «Сценическая речь»
242.07kb.
1 стр.
Общеобразовательные программы в области музыкального искусства «струнные инструменты», «духовые и ударные инструменты»
729.66kb.
4 стр.
Программа «Фортепиано»
437.17kb.
1 стр.