Главная
страница 1
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПО ДАННЫМ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 2009 г.
Шахотько Л.П. д.с.н., профессор, ИЭ НАН Беларуси (Минск)
Трудовая миграция – это эффективный механизм регулирования рынка труда. Она дает широкому кругу людей улучшить свое благосостояния и благосостояние своей семьи, приобрести опыт работы и торговли в рыночных отношениях. Кроме того, трудовая миграция расширяет кругозор, совершенствует личность самого мигранта

Реформы в политической и экономической сфере создали условия для вхождения республики в международный рынок труда. В этих условиях соблюдение государственных интересов объективно требует усиления влияния государства на структуру эмиграционных и иммиграционных потоков, предполагает совершенствование системы органов государственного управления, ответственных за координацию этой деятельности.

В настоящее время в Республике Беларусь преобладает экспорт рабочей силы над импортом, т.е. в трудовой миграции страна является страной-экспортером рабочей силы. Причем трудовые мигранты выезжают как на Восток, в основном Россию, так и на Запад, в страны ЕС, США, Канаду. Из страны трудовые мигранты выезжают как по официально заключенным договорам и контрактам, так и без них. Причем поток выезжающих без официально заключенных в Беларуси договоров и контрактов по экспертным оценкам в несколько раз превышает численность выезжающих туда официально. Как показывают обследования, не все из них являются нелегальными мигрантами в полном значении этого слова, так как многие из них заключают договора и контракты не в своей стране, а в стране-реципиенте непосредственно с нанимателем. Как страна реципиент Беларусь выступает в меньшей степени, принимая небольшие потоки трудовых мигрантов из Молдовы и ряда других государств в основном на сельскохозяйственные и строительные работы.

Учитывая объективную необходимость и важность получения более достоверной информации о трудовой миграции, при разработке программы очередной переписи населения в Республике Беларусь в 2009 г., в нее были включены вопросы, позволяющие более точно определить объемы, направления и некоторые характеристики трудовых мигрантов, работающих на дату переписи за пределами страны. Для этого в программу переписи был введен специальный вопрос: «Где находилось место вашей основной работы?», к нему были даны подсказы:



  • на территории Вашего города, поселка городского типа, района (Указывается название города, поселка городского типа, района (для сельских населенных пунктов

  • на территории другого города, поселка городского типа, района Республики Беларусь

  • на территории другого государства (Указывается название)

В сочетании с другими вопросами программы переписи, это дало возможность более детально рассмотреть отдельные аспекты трудовой миграции из Беларуси в другие страны.

По оценкам экспертов, количество въезжающих в страну и, особенно, выезжающих из нее на временную работу за пределы страны существенно превышает официальные цифры. Причем экспертные оценки численности трудовых мигрантов из Беларуси колеблются в очень широком диапазоне от 12 тыс. чел. до 400 тыс. и даже до 2 млн. чел. . Так, по сведениям базы данных Международной Организации Труда, численность мигрантов из Беларуси оценивается в размере 12–14 тыс. [1], т. е. в два-три раза выше зарегистрированной.. По данным российской переписи населения 2002 г., на территории Российской Федерации в 2002 г. официально работали более 100 тыс. граждан Беларуси, а количество тех, кто работал там нелегально, – в 2,5 раза выше[2]. По оценке Всемирного Банка, в 2004 г. за рубежом работали 400 тыс. граждан Беларуси, т. е. в сто раз больше, чем зарегистрировано в органах статистики [3]. Такой большой разброс данных говорит о несовершенстве существующего в стране учета трудовой миграции, что не позволяет объективно оценить и изучить данные процессы.

Относительно точный статистический учет в стране ведется только тех трудовых мигрантов, которые выезжают или въезжают в страну официально, по трудовым договорам и контрактам, заключенным в фирмах в Республике Беларусь. Это небольшие потоки. В 2010 г., по данным органов статистики, в Беларусь по контрактам и договорам прибыло всего 6,8 тыс. человек и выбыло в другие государства 5,1 тыс. человек (рис. 1) [4].



Рисунок 1 - Динамика численности трудящихся мигрантов выехавших из Беларуси и въехавших в страну на основе официальных договоров и контрактов 1994 -2010 гг.


Идет постепенная активизация организованной трудовой миграционной подвижности населения. Особенно быстро увеличился приток в страну трудовых мигрантов в последние пять-шесть лет. В 2010 году в Беларуси впервые численность прибывших на работу международных трудовых мигрантов на основе официально подписанных договоров и контрактов превысила численность выбывших.

Более половины всех выехавших в другие страны составляет молодежь в возрасте до 24 лет, большинство из которых студенты.[5] Основными государствами трудоустройства для официально зарегистрированных трудящихся-мигрантов из республики являются Россия, Молдова, Чехия, Украина, Венгрия. Преобладающими сферами деятельности для наших граждан за границей являются сельскохозяйственное производство (34,4%) и строительство (30,1%).

Наряду с выездом на работу по контрактам, заключенным с фирмами, имеющими лицензии на экспорт рабочей силы, имеет место нелегальная трудовая миграция, когда люди выезжают в страну по туристическим или гостевым визам, а затем устраиваются за границей на временную работу. Стихийный характер движения рабочей силы на международном рынке труда приводит к серьезным негативным последствиям.

Беларусь не только экспортирует рабочую силу, но и импортирует ее. Среди иностранцев, занятых в экономике Беларуси по договорам и контрактам, наибольшее количество гражданином Украины, России и Турции. Тесные экономические связи с Россией способствуют въезду в страну квалифицированной рабочей силы: руководителей предприятий и организаций, финансовых, учетных и экономических работников. Основная сфера приложения труда прибывающих мигрантов – сельское хозяйство. Следует отметить, что и здесь ряд трудовых мигрантов заключает договора непосредственно с нанимателем и или вообще работают по устной договоренности и не проходят по официальной регистрации. Об этом свидетельствует, например, то, что ежегодно субъектам хозяйствования выдается значительное количество лицензий на привлечение иностранной рабочей силы, превышающее статистические данные о числе трудящихся-мигрантов, работающих в республике по договорам и контрактам. Так, Министерством труда и социальной защиты ежегодно выдаются лицензии на привлечение сезонных рабочих, в основном на сельскохозяйственные и строительные работы. Причиной нелегального трудоустройства иностранных граждан в Республике Беларусь является то, что до настоящего времени действует довольно сложный механизм привлечения иностранной рабочей силы и кроме того работодатели заинтересованы в дешевой нелегальной рабочей силе. Следует отметить, что Беларусь была достаточно привлекательной страной для притока трудовых мигрантов из Молдовы, Украины и ряда других стран СНГ. Так, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в долларах США по паритету покупательной способности в 2010 году в Беларуси была 406,6. долл., в Украине 282,2. долл., Молдове 239,7долл.

В государствах, в которые наиболее активно выезжают трудовые мигранты, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата была значительно выше: в России 681,5. долл. США, в Польше 1°069,9 долл., в Латвии 834,2 долл., Литве 762,8 долл., в Германии 3°703,0 долл., в Соединенных Штатах 4°353,6 долл. [6],

В середине 2011 г. в Беларуси произошла девальвация белорусского рубля, и привлекательность страны для международных трудовых мигрантов резко упала. Соответственно возрос интерес белорусских граждан к поездкам на временную работу за границу. Значительная часть мигрантов, выезжающих за границу на временную работу, имела в стране оплачиваемое занятие и тем не менее принимала решение о выезде, связанное с риском утраты стабильных заработков. Это свидетельствует неудовлетворенность уровнем получаемых доходов в родной стране и стремление повысить уровень благосостояния на основе трудовой миграции и дифференциации оплаты труда между государствами.


Даны переписи дали новую интересную информацию о международной трудовой миграции. Однако, рассматривая данные переписи 2009 года, следует учитывать то, что это данные на дату переписи, то есть на 14 октября 2009 г, а не за год. Трудовые мигранты выезжают на временную работу в разное время в течении года и на разные сроки (от нескольких недель до года), причем середина октября - это время, когда миграционные потоки относительно не очень активные. Поэтому есть разночтения данных переписи с данными текущей статистики по трудовой миграции, которая учитывает только тех, кто прибыл в Беларусь или выбыл из Беларуси в другую страну по официально оформленным договорам и контрактам. Так, данные переписи показали, что в целом за пределами страны работало 41,8 тыс. человек из Беларуси. Это ровно в 10 раз больше, чем по данным текущей статистики выехало из Беларуси по официально оформленным договорам и контрактам за 2009 год - 4 178 человек.

Данные переписи не совпадают с данными текущей статистики и по странам. Причем не всегда данные переписи превышают данные текущей статистики. Так, по данным текущей статистики за 2009 году в США выехало 1 263 человек, а по данным переписи на 14 октября 2009 г. в США работало только 293 человека. Тем не менее, это не ставит под сомнение данные переписи, так как выезжающие в США по договорам и контрактам в основном студенты, выезжающие на работу в летние каникулы, и к 14 октября они уже возвращаются из поездки и приступают к занятиям. Хотя не стоит недооценивать и возможный некоторый недоучет численности трудовых мигрантов по переписи (то есть на дату переписи).

Общий объем миграционного потока из Беларуси за пределы страны по нашей приблизительной оценке составляет 250-300 тыс. человек.

Как показали результаты переписи, численность всего занятого населения в возрасте 15 лет и старше в стране составляла 4 613,4 тыс. человек. У большинства из них (89,8 %) место основной работы находилось на территории того же населенного пункта, в котором эти лица проживали. Остальные 10,2 % населения, занятого в общественном производстве, работали за пределами того населенного пункта, в котором они проживали постоянно, но в основном на территории Беларуси. За пределами страны работало всего 41,8 тыс. человек, это немного меньше 1 % всего населения, занятого в общественном производстве. В основном жители Беларуси работали в России -.37,7 тыс. человек. В соседней Украине по данным переписи работали в 100 раз меньше населения, всего 364 человека, еще 101 человек работал в других странах СНГ.

За пределами стран СНГ работали 3,4 тыс. человек. Перепись показала, что жители Беларуси работали более чем в 100 странах не входящих в СНГ, однако из них 69,0 % работали в 7 странах. Наиболее активно жители Беларуси выезжали в Литву. По убыванью страны распределились следующим образом: Литва - 21,0 %, Польша  - 18,7 %, Соединенные Штаты - 8,5 %, Германия - 8,3 %, Италия - 5,7 %, Латвия - 3,4 % и Чешская Республика 3,4 %.

Перепись населения позволяет так же рассмотреть структуру трудовых мигрантов по полу, возрасту, уровню образования, проанализировать распределение занятых за пределами Беларуси по статусу в занятости, и распределение занятого населения по занятиям и по видам экономической деятельности.



Структура трудовых мигрантов по полу. Среди всех трудовых мигрантов мужчин значительно больше, чем женщин. Так среди всех трудовых мигрантов, работавших на дату переписи за пределами страны 87,8 % мужчин и всего 12,5 % женщин. Особенно большой перевес мужчин среди тех, кто работал в Литве, России и Латвии. В этих странах по данным переписи работало в 10 раз больше белорусских мужчин, чем женщин. Однако это характерно не для всех стран. Так, среди трудовых мигрантов из Беларуси, работавших в США и Германии, численность мужчин и женщин была почти одинаковой. Иначе выглядит соотношение по полу среди мигрантов, работающих в Италии. Среди выехавших в Италию мужчин в три раза меньше, чем женщин (23,9 % мужчин и 76,1 % женщин). Различия в составе населения по полу связаны в основном с тем, что в Россию, Литву и Латвию мигранты выезжают в основном для работы в строительстве и промышленности, а в Италию - в сфере обслуживания.

Судя по данным переписи, интенсивность трудовой миграции в конце первого десятилетия XXI века в Беларуси была не слишком высокая. Из 1000 жителей страны, занятых в общественном производстве, только 9 имели место основной работы за пределами территории своей страны,  15 человек среди 1000 мужчин и 2 – среди женщины. Интенсивность международной трудовой миграции горожан, несколько выше, чем у сельчан, соответственно 10 и 7 человек на 1000 занятого населения, однако следует помнить, что это данные на 14 октября.



Структура трудовых мигрантов по возрасту. Возрастной состав занятого населения существенно различается у лиц имеющих основную работу по месту жительства и у тех, кто имеет основную работу в другом населенном пункте Республики Беларусь или за пределами территории страны. Так, среди имеющих работу по месту жительства почти четверть - 24,2 % всех занятых составляют люди в пенсионных и в предпенсионных возрастах старше 50 лет. Среди работающих не по месту жительства, а в других населенных пунктах Республики Беларусь, занятые в этом возрасте составляют 17,2 %. Среди международных трудовых мигрантов, имеющих основное место работы за пределами страны в этом возрасте всего 13,3 % . Это связано с тем, что люди в старших возрастах менее мобильны, и менее конкурентно способны.

Кроме того они, как правило, к этому возрасту уже определились, имеют работу по месту жительства, привыкли к ней и не хотят что-либо менять. Кроме того, следует учитывать то, что наниматель предпочитает брать молодых работников. Работникам в предпенсионном, а тем более в пенсионном возрасте уже трудно найти новую работу даже внутри страны, тем более такую, которая бы его устраивала.

Наиболее активно выезжают на работу за пределы страны люди в возрасте от 25 до 40 лет. На 1000 занятых жителей страны в этом возрасте 11-12 человек работают за пределами Республики Беларусь. Как правило, это молодые здоровые люди, имеющие достаточный опыт работы. Среди всех работающих за границей, лица в этом возрасте составляют половину (рис. 2 ).

Рисунок 2. Половозрастная структура занятого населения, место основной работы которых находится на территории другой страны

Средний возраст всех занятых в стране 39,4 года. Средний возраст занятых на территории того же населенного пункта, в   котором эти лица проживают – 39,7 года. На работу за пределы страны выезжает несколько более молодое население. Средний возраст жителя Беларуси, работающего в другой стране – 37,1 года.

Средний возраст женщин, выезжающих на работу в другие страны, меньше, чем мужчин, соответственно 35,2 года и 37,3 года. Различается возраст мигрантов, выезжающих на работу за границу, в зависимости от страны. Так, 77% женщин, выехавших на работу в Германию – в возрасте 20-39 лет. Среди выехавших на работу в Италию и Литву в этом возрасте 51-52% женщин. Средний возраст женщин, выезжающих на работу в Германию – 35,5 года, в Италию – 38,8 года, а в Литву – 39,2 года. Обращает на себя то, что среди белорусских женщин, работающих в Италии и Литве, высока доля лиц в возрасте старше 40 лет (48,7% и 45,6% соответственно). Это, видимо, связано с тем, что в этих странах, высока доля тех мигрантов, которые устраиваются домработницами в семьи. Среди выезжающих в Германию значительно больше, чем среди выезжающих в другие страны, молодых женщин в возрасте до 30 лет (43,3%). Средний возраст мужчин, выезжающих на работу в Германию – 38,6 года, в Италию – 34,8 года, а в Литву – 40,4, года. Три четверти всех мигрантов-мужчин, выезжающих из страны, находятся в возрасте 25-49 лет.

На работе за границей на дату переписи находилось 41783 человек, это в среднем 9,1 человека из каждой 1000 занятых в общественном хозяйстве. В возрасте до 20 лет жители Беларуси выезжали в 3 раза реже – 4,2 человека на 1000 занятых в этом возрасте, в возрасте 20-24 – 9,1 человек на 1000 занятых. Наивысшая интенсивность выезда на работу была в возрастах от 25 лет до 34 лет и составляла 11-12 человек на 1000 занятых. После 35 лет интенсивность выезда снижается до 10-11 человек на 1000 занятых в возрасте 35-44 года, до 9,1 чел. - в возрасте 45-49 лет, до 6,3 чел. - в возрасте 50-54 лет, до 4,5 чел. - в возрасте 55-59 лет и до 1,7 чел. - в возрасте 60-64 лет.
Структура трудовых мигрантов по уровню образования. Республика Беларусь характеризуется достаточно высоким уровнем образования занятого населения

Четверть всего занятого населения страны имеет законченное высшее образование. Кроме того, почти половина всего занятого населения имеет среднее специальное или профессионально-техническое образование. Среднее общее образование имеет 21,5% занятого населения. Только около 3% занятого населения имеет образование ниже среднего (рис. 3).

Следует отметить, что структура по образованию всего занятого населения страны и структура занятого населения в зависимости от того, где находится место основной работы, часто существенно различается.

Рис. 3. Распределение занятого населения Республики Беларусь

в возрасте 15 лет и старше по уровню образования
Так, по уровню образования распределение трудовых мигрантов, выезжающих на работу за границу, имеет свои особенности. Различия наблюдаются в зависимости от того, в какую страну выезжают на работу мигранты. Так, на дату переписи 2009 года в России работали мигранты из Беларуси с менее высоким уровнем образованием, чем у работающих на территории Беларуси. Среди них более половины имели профессионально-техническое, среднее общее и образование ниже среднего. Лиц с высшим образованием было только 16,1%, в то время как среди занятых, место основной работы которых находится на территории того же населенного пункта, в котором эти лица проживают, - 25,3%. Среди мигрантов из Беларуси, работающих в Литве, выше, чем среди работающих в других странах, доля лиц со средним специальным образованием – 38,3%, и ниже доля лиц с законченным высшим образованием – всего 15,2%. Лица с высшим образованием преобладают среди тех, кто работал в Чешской Республике -37,7%, в Италии – 39,6%, Германии - 55,2% и особенно среди тех, кто работал в США – 71,7%.

Уровень образования трудовых мигрантов так же различается по полу. Среди всего занятого населения Республики Беларусь у женщин образование значительно выше, чем у мужчин. Уровень образования мужчин и женщин, работающих по месту проживания различается. Так, доля лиц с высшим образованием среди мужчин равна 22,3%, среди женщин 28,2%.Доля лиц со средним образованием 30,1% и 37,6% соответственно. Среди тех, кто работает в странах СНГ уровень образования мужчин значительно ниже, а женщин выше, чем у работающих по месту проживания. Доля мужчин с высшим образования среди них – 14,4%, доля женщин – 34,6%. Среди тех, кто работает в странах вне СНГ уровень образования и мужчин и женщин существенно выше, чем у работающих по месту проживания. Доля мужчин с высшим образования среди них – 33,9%, доля женщин – 54,6%. Наиболее высокая доля лиц с высшим образованием среди трудовых мигрантов-мужчин и мигрантов-женщин, среди работающих в Германии 50,7% и 60,4% и в США 72,0% и 71,3%.



Распределение занятого населения по занятиям. Среди жителей Республики Беларусь, на дату переписи работающих за пределами страны, 35,8% работали квалифицированными рабочими промышленности, строительства и рабочими родственных профессий. Кроме того, 18,9% работали операторами, аппаратчиками, машинистами установок и машин, сборщиками изделий. В основном это водители транспортных средств - водители грузовых автомобилей. Неквалифицированными рабочими работали 8,1% всех занятых за пределами страны. Руководители органов государственного управления, общественных организаций, коммерческих и некоммерческих организаций составили - 10,4% всех занятых за пределами страны. Специалисты-профессионалы - 6,5%, специалисты - 3,3%. Работники сферы обслуживания, торговли и родственных видов деятельности - 4,7%. Сюда входят работники, оказывающие услуги по ведению хозяйства, и работники организаций общественного питания, продавцы магазинов, модели, демонстраторы одежды, причесок и т.д.

Распределение занятого населения по видам экономической деятельности. Среди всех работающих за границей Беларуси 42,0% были заняты в строительстве; 13,0% - в транспорте и связи; 8,1% - в торговле; ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования. Еще 5,1% были заняты в обрабатывающей промышленности; 2,6% - занимались операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг потребителям; 2,3% - предоставлением коммунальных, социальных и персональных услуг. Сравнение населения, работающего в странах СНГ и вне стран СНГ, по видам экономической деятельности показывает, что разница весьма существенна. Если в странах СНГ больше всего заняты в строительстве - 45,2%, то вне стран СНГ в строительстве занято всего 8,3%.

Занятые вне стран СНГ жители Беларуси в большей степени, чем занятые в странах СНГ работают на транспорте; в операциях с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг потребителям; государственном управлении; образовании; здравоохранении и предоставлении социальных услуг, предоставлении коммунальных, социальных и персональных услуг.

Более 15 лет Республика Беларусь живет в условиях депопуляции, однако экономика пока не испытывала никаких негативных последствий этого процесса. Наоборот, постоянно росла численность и доля населения в трудоспособном возрасте и уменьшалась нагрузка на трудоспособное население за счет уменьшения численности и доли лиц в дотрудоспособных возрастах, а в последние годы - и в пенсионных возрастах. Начиная с 2008 года ситуация изменилась. Уже на начало 2008 года численность населения в трудоспособном возрасте впервые уменьшилась. Новая тенденция сохранится достаточно длительное время (не менее 15 лет), причем темпы ее увеличатся. Страна будет испытывать нехватку трудовых ресурсов.

Частично ее можно будет решить за счет повышения эффективности использования имеющегося человеческого потенциала, ускорения экономического роста страны за счет повышения использования достижений науки в народном хозяйстве, инновационного развития страны и внедрения трудосберегающих технологий. Кроме того, определенный вклад в дело решения проблемы трудовых ресурсов может внести рост территориальной мобильности трудовых ресурсов, как внутри республики, так и внешней трудовой миграции. Поэтому исследования закономерностей миграционных процессов и решение проблемы активизации миграционной политики выступает в стране на передний план.

При этом следует учитывать, что экономический эффект от временной трудовой, как и от постоянной миграции будет тем выше, чем более высококвалифицированные специалисты будут привлечены в страну. Важно также создавать условия для максимальной легализации труда мигрантов, ориентация на эксплуатацию дешевой рабочей силы может дать только временный эффект. Важное место в регулировании международной трудовой миграции занимает заключение межправительственных соглашений. В Республике Беларусь проведена значительная работа по созданию договорно-правовых условий для обмена рабочей силы с другими странами и социально-правовой защите граждан на основе заключения межправительственных соглашений. Межправительственные соглашения о трудовой деятельности и социальной защите граждан, работающих за пределами своих стран, подписаны с Россией, Молдовой, Украиной, Польшей, Литвой и Казахстаном.

Литература

1.Labour Migration Assessment for the WNIS Region. IOM International Organization for Migration Mission in Ukraine. – February 2006. – Р.12.

2.Там же.

3.Labour Migration Assessment for the WNIS Region. IOM International Organization for Migration Mission in Ukraine. – February 2006. – Р.12.

4.Статистический бюллетень «Занятое население Республики Беларусь по уровню образования и месту нахождения работы» [Электрон. ресурс] Данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/perepic/2009/itogi1.php Дата доступа 28 февраля 2011.

5.Крайнов В.В. Сезонная внешняя трудовая миграция молодежи Республики Беларусь //Социология. – 2003. - № 4. С. 84 – 88.



6.Беларусь и страны мира Статистический сборник Минск, Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2011 С.45






Смотрите также:
Трудовая миграция населения республики беларусь по данным переписи населения 2009 г
152.3kb.
1 стр.
Трудовая миграция населения республики беларусь по данным переписи населения 2009 г
43.03kb.
1 стр.
«новые качественные характеристики населения республики беларусь» (итоги переписи 2009 года и выполнения Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 гг.)17 февраля 2011 года
626.9kb.
4 стр.
Новые качественные характеристики населения Республики Беларусь
395.29kb.
3 стр.
«новые качественные характеристики населения республики беларусь»
631.93kb.
4 стр.
Руководство пользователя Минск 2011 Содержание a b. Назначение и условия применения 5
161.97kb.
1 стр.
Статистический портрет жителей Нижегородской области по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года
138.27kb.
1 стр.
Международная трудовая миграция в теории 5 Международная миграция в программе юнеско 5
746.67kb.
6 стр.
Италия 14-ая итальянская перепись населения и жилищ 8-ая перепись промышленных предприятий и компаний, занятых в сфере услуг
47.49kb.
1 стр.
География населения мира. Вариант 2 Страны, имеющие наибольшую численность населения
13.23kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению занятий в образовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга по подготовке к Всероссийской переписи населения 14-25 октября 2010 г. Начальная школа
459.92kb.
2 стр.
«Усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом»
99.27kb.
1 стр.