Главная
страница 1
Г.А.Якшин, А.Г.Максимов,

О.В.Польдин, А.С.Царьков

Нижегородский филиал ГУ-ВШЭ

Интеграция университетского экономического образования в Болонский процесс через внедрение системы обеспечения качества. Опыт и перспективы регионального вуза.
Современное развитие отечественного высшего образования неразрывно связано с вступлением России в Болонский процесс, с ориентацией на стандарты, принятые в общеевропейском пространстве высшего образования.

В 1996 был создан Нижегородский филиал Государственного университета – Высшей школы экономики. В регионе и до 1996 года, и после открывались филиалы столичных вузов, это были части коммерческих сетей, нацеленные на «зарабатывание» денег «обучением» массы студентов. Перед НФ ГУ-ВШЭ были поставлены другие задачи – принести в Нижегородский регион качественное и современное по содержанию и технологии образование, способствовать зарождению в нем современной научной школы в области экономики. Многие элементы модернизации экономического образования в регионе, которые мы начали делать в 1996 году – двухуровневая система, мобильность, развитие системы дополнительного образования, сотрудничество с промышленностью и общественными организациями, обеспечение качества высшего образования, – позднее, в 1999 году, стали основополагающими составными частями Болонского процесса, к которому Россия официально присоединилась в 2003 году.

Важнейшим направлением в повышении конкурентоспособности филиала является формирование и реализация стратегии в области обеспечения качества. Гармонизация системы управления филиала с методами управления качеством достигается через:

- концентрацию всего коллектива филиала на разработке адекватных мер, повышающих конкурентоспособность филиала в ответ на всё усиливающиеся внешние вызовы со стороны региона, страны и мирового сообщества;

- мероприятия по интернационализации образования, переход на схему обучения бакалавр-магистр;

- перенос акцентов на научно-исследовательскую и консультационную деятельность ППС;

- возникновение новых направлений подготовки на базе создания инновационных зон «перекрестного опыления» с ярко выраженным синергетическим эффектом;

- формирование выпускника как специалиста и как личности через его вовлечение в научные исследования, практическую и общественную деятельность.

Рассмотрение основных этапов становления филиала, его системы обеспечения качества представляют несомненный интерес, как пример успешной реализации стратегии развития вуза.

1. По образу и подобию головного вуза

В период 1996-2000 гг. филиал запустил образовательные программы, созданные по образцу и при огромной поддержке головного вуза, которые в свою очередь создавались вместе с партнерскими европейскими университетами Франции, Нидерландов, Великобритании. К преподаванию по экономическому блоку предметов активно привлекался ППС головного вуза, производился отбор и подготовка собственного преподавательского состава, способного воспринять и трансформировать новые знания и технологии обучения. С сожалением можно отметить, что до сих пор многие экономические факультеты региональных вузов не смогли перестроить свои программы экономического образования на современный лад, поскольку не располагают кадровым потенциалом, способным к восприятию нового содержания. Создавая собственный ППС, мы привлекали преподавателей из других вузов, часто без базовой экономической подготовки, не только лучшей оплатой труда, но и перспективами профессионального роста и самореализации, возможностью заниматься исследованиями в новой для них сфере.



Повышение квалификации преподавателей

С первых дней формирования преподавательского состава была принята концепция, которая предполагала определенные требования к преподавателю: высокий профессионализм, умение требовательно и принципиально оценивать знания и умения студентов, склонность к научной и исследовательской работе, стремление изучать и активно использовать в обучении новые образовательные технологии, творческое отношение к преподавательскому труду, высокая культура и нравственность.

С самого момента рождения вуза, началась реализация долгосрочной программы повышения квалификации ППС филиала, переподготовки вчерашних физиков, математиков – стажировки в зарубежных университетах (Лондонская школа экономики, университет Эразмуса, университет Флориды) и российских (ГУ-ВШЭ, РЭШ) образовательных центрах.

В филиале тогда началась большая работа по подготовке корпуса молодых преподавателей – выпускников НФ ГУ-ВШЭ, которые учатся в аспирантуре, готовятся к защите и защищают кандидатские диссертации, ведут исследовательскую и научную работу.

Формы повышения квалификации предусматривают обучение на различных курсах, участие в семинарах, школах, стажировках, обучение в аспирантуре; защиты диссертаций. Существуют в вузе внутренние формы повышения квалификации, например, у преподавателей популярна программа изучения английского языка на кафедре иностранных языков.

Поиск собственного студента

Вуз с первых лет существования начал активный поиск и формирование собственного студента. НФ ГУ-ВШЭ нужны абитуриенты, хорошо подготовленные по математике, обществознанию, иностранному и русскому языкам. Особо следует подчеркнуть обязательность высокой мотивации к учебе, поэтому мы пришли в школы. Партнерство с лучшими школами города для нас насущная необходимость, ведь отсутствие собственного общежития у филиала сдерживает приток талантов из других регионов. Второй положительный результат сотрудничества со школами – старшеклассники лучше узнают вуз, его образовательные программы, атмосферу студенческой жизни.

В итоге, мы смогли предложить студентам действительно фундаментальное и современное содержание программ экономического профиля, других гуманитарных дисциплин, значительно усиленную подготовку по иностранным языкам, информатике и математике. Это понравилось самим студентам, их родителям, работодателям, и к концу своей первой пятилетки филиал вышел на первые места в рейтинге вузов Нижегородской области.

2. Достижение планки качества образования головного университета

Второй этап развития вуза в период 2001-2006 гг. характеризуется увеличением числа образовательных программ, созданием новых факультетов и кафедр с расчетом на взаимодополняемость, взаимозависимость, использование синергетического эффекта. Одной из целей строительства филиала являлось создание такой образовательной структуры, которая позволяла бы осуществлять подготовку высококвалифицированных маркетологов, логистических менеджеров, инновационных менеджеров. Одновременно налаживалась система обеспечения качества. Важно отметить, что эта система построена не на формальном описании и соблюдении процессов, в её основе – ориентация на конечный результат.



Точки роста

В филиале успешно реализована схема, продекларированная в стратегии развития и нацеленная, среди прочего, на подготовку кандидатов для академической карьеры, преподавателей, научных работников – создание небольших отделений-зон с образованием очень высокого уровня. Такие зоны рассчитаны на обучение небольших групп численностью 10 - 15 человек. Они позволяют привлечь сильных преподавателей, причем не только на подобные элитные программы, но и на другие факультеты и специальности, что способствует повышению уровня качества филиала в целом. Как пример можно привести совершенно новое для российского высшего образования направление бизнес-информатика, созданное в Высшей Школе Экономики в 2002 году. В основе образования здесь лежит проектный способ обучения. Курсовыми работами студентов являются реальные проекты крупных IT компаний. Значительную роль в этом образовании играют партнерские отношения факультета бизнес-информатики и математики с университетами Германии и Франции, создающие почву для совместных научно-исследовательских проектов. На экономическом факультете к «штучному» образованию относится программа по математической экономике. Студенты получают фундаментальных знания в области экономической теории, финансов и высшей математики. В сочетании с подготовкой по прикладным дисциплинам, навыками программирования, изучением двух иностранных языков, формируются компетенции современного экономиста, востребованные элитным сегментом рынка, там, где нужны кадры для аналитической работы в области количественных методов в экономике и финансах.

Модернизация образования связана и с организацией кафедр нового типа. Так, на факультете менеджмента была образована кафедра венчурного менеджмента. Ее цель – подготовка инновационных менеджеров, часть которых реально готова к предпринимательской деятельности, что требует не только широких знаний в области менеджмента, маркетинга, финансов, но и наличия навыков практического использования этих знаний. В настоящее время работа там ведется силами, во-первых, преподавателей, имеющих успешный опыт консультирования и практической работы, и, во-вторых, действующих бизнесменов. В ходе обучения студенты должны детально разрабатывать и представлять инновационные проекты, что также приводит к принципиально новому уровню качества образования.

Востребованность выпускников

Отличные карьерные перспективы выпускников НФ ГУ-ВШЭ обеспечиваются полученными современными знаниями, эффективной организацией учебного процесса, знакомством с профессией, полученным и закрепленным на ознакомительной, производственной, преддипломной практиках. Участие в образовательном процессе представителей бизнеса позволяет сократить разрыв между теоретическими знаниями студентов и их практическим применением.

Работодатели отбирают кандидатов по нескольким критериям, прежде всего это качественная теоретическая подготовка. Высокий уровень профессиональной подготовки и соответствие учебных планов требованиям рынка подтверждают сами же выпускники НФ ГУ-ВШЭ. По данным опроса выпускников 2001-2006 гг., при оценивании соответствия учебных планов требованиям рынка доля отличных оценок составила около 80 процентов.

Все большее число работодателей хотят видеть у себя молодых специалистов с дипломом НФ ГУ-ВШЭ. Ежегодно принимают на работу выпускников вуза различных специальностей крупнейшие предприятия региона. Выпускники филиала пополняют ряды сотрудников банков, входящих в пятерку крупнейших банков России. Тесное сотрудничество с работодателями позволяет выпускникам получать востребованные знания, сочетать учебу с наукой, теорию с практикой. Представителями российских и международных компаний периодически проводятся презентации, тестирования, деловые игры, отбор студентов и выпускников на позиции стажеров и на начальные позиции в качестве штатных сотрудников.

На момент получения диплома практически все студенты имеют опыт работы, некоторые продолжают свою карьеру на месте прохождения преддипломной практики, успешно зарекомендовав себя, многие молодые специалисты добиваются карьерного роста. У выпускников есть возможность продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре ГУ-ВШЭ в Москве или НФ ГУ-ВШЭ в Нижнем Новгороде и начать исследовательскую и преподавательскую деятельность на кафедрах вуза. Ежегодно штат сотрудников всех факультетов пополняется выпускниками НФ ГУ-ВШЭ.

Роль научных исследований

В НФ ГУ-ВШЭ создана инфраструктура академических и прикладных исследований. Действует положение об академических надбавках НФ ГУ-ВШЭ, поощряющее научную и методическую работу преподавателей. За счет внебюджетных доходов создан Научный фонд НФ ГУ-ВШЭ. Он ориентирован в первую очередь на молодых сотрудников и студентов, для которых умеренная сумма грантов достаточно значима в их годовом доходе. Система грантов позволяет выявить и развить точки научного роста, которые в перспективе могут стать зародышами научных школ.

Вуз укрепляет тесные научные контакты НФ ГУ-ВШЭ с областным Комитетом государственной статистики и Министерством экономики и развития предпринимательства Правительства Нижегородской области в областях таких научных направлений, как экономика, экономическая социология, прогнозирование социально-экономических процессов. Сотрудники филиала проводят масштабные исследования по повышению конкурентоспособности Нижегородской области, различным аспектам стратегии её развития (отраслевые рынки, демографические процессы, трудовые ресурсы, и т.д.).

Научно-исследовательская работа студентов является важным звеном подготовки современного специалиста. Ежегодно в НФ ГУ-ВШЭ проходят научно-практические конференции студентов и преподавателей. Из года в год растет качество научных студенческих работ, что проявляется в виде побед и призовых мест на внешних конкурсах.

Интересен опыт активно работающего студенческого Правового бюро, созданное совместно с нижегородским фондом поддержки гражданских инициатив при Совете общественного самоуправления в 2005 г. В пунктах бюро в 4-х районах города студенты бесплатно оказывают юридические консультационные услуги социально незащищенным слоям населения.

Развитие международных связей

Характерной чертой второго этапа развития НФ ГУ-ВШЭ стало расширение учебной и научной кооперации с зарубежными университетами. К настоящему времени филиал имеет официальные договорные отношения с 7 зарубежными вузами из Австрии, Бельгии, Италии, Словении, Франции. Соглашения о сотрудничестве предусматривают обмен преподавателями, аспирантами и студентами, проведение совместных исследований. С сотрудниками множества других университетов преподаватели НФ ГУ-ВШЭ имеют рабочие контакты. Студенты филиала, желающие часть периода своего обучения провести в партнерском университете, имеют эту возможность, при условии достаточного знания иностранного языка и наличия источников финансирования.

Международное сотрудничество является мощным стимулом повышения качества работы через внедрение современных программ, активных технологий обучения, проведение исследований в ведущих областях знаний.

Становление системы «школа-вуз»

На втором этапе развития филиала, началась активная реализация одной из миссий ГУ-ВШЭ – помощь школьному сообществу в подготовке качественных абитуриентов через систему базовых школ, подготовительных курсов, олимпиад, организацию переподготовки учителей и администраторов школ. Важнейшей частью долговременной работы, проводимой НФ ГУ-ВШЭ по формированию качественного состава студентов является создание и развитие Нижегородского и Саровского Университетских Округов ГУ-ВШЭ, функционирующих в соответствии с договором о сотрудничестве с администрацией города Нижнего Новгорода и администрации г. Сарова. Каждый Округ представляет систему взаимодействующих с НФ ГУ-ВШЭ школ. Показателем уровня школ-партнеров служит факт, что 12 школ Университетского округа стали победителями конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, которым предоставляется государственная поддержка в 1 млн. рублей.



3. Задачи современного этапа

Стратегическая цель современного этапа развития НФ ГУ-ВШЭ – его превращение в инновационный, конкурентоспособный на европейском уровне вуз. В основе деятельности такого вуза лежат базовые принципы единства научного, учебного и инновационного процессов; стратегическое партнерство вуза, государства, научных учреждений, промышленности и бизнеса. Такой подход полностью отвечает требованиям Болонского процесса.

Текущая цель – достижение конкретных 20 «планок» по отдельным параметрам деятельности университета, среди которых:


  • Сопоставимость учебных планов, предметных программ, учебных материалов с ведущими университетами Европы и США.

  • Наличие программ совместных дипломов с ведущими университетами Запада.

  • Вовлечение студентов в НИР, консалтинговую и иную практическую деятельность

  • Наличие фундаментальных исследований, публикации в западных журналах.

  • Наличие грантов от зарубежных и отечественных фондов научных исследований

  • Наличие образовательных модулей на английском языке.

  • Наличие иностранных студентов.

  • Собственные учебники и учебные материалы промежуточного и продвинутых уровней.

  • Получение студентами сертификатов BEC, TOEFL и др.

  • Банк данных выпускников.

Указанный набор «планок» фактически отражает конкретные области улучшений. Эти планки вполне преодолимы, о чем, в частности, свидетельствует опыт факультета бизнес-информатики и математики филиала, который на 75% соответствует данным критериям.

На региональном, и более высоком, уровне мы укрепляем позиции НФ ГУ-ВШЭ как элитного вуза экономического, управленческого, правового, IT профилей, привлекающего лучших выпускников школ не только из Нижегородской области.

Мы сознаем социальную миссию вуза как интеллектуального лидера общества, поэтому участвуем в создании «новой» российской экономики - экономики, основанной на знаниях. Мы учим (и учимся), как рационально управлять ресурсами, мы подготавливаем профессионалов-аналитиков, способных идентифицировать проблемы, находить алгоритмы их решения, уметь генерировать новые знания и эффективно адаптировать имеющиеся знания к решению конкретных задач. России, богатой ресурсами стране, но со средним по мировым меркам уровнем жизни, важно иметь людей, способных управлять её богатствами и создавать качественно новые виды богатства – продукт интеллектуальных усилий.

Безусловно, задача достичь уровня хорошего европейского университета является весьма непростой задачей для НФ ГУ-ВШЭ. Добиваться конкурентоспособности предстоит в условиях, когда европейские университеты также нуждаются в модернизации. Как отметил президент Европейской ассоциации университетов Г.Винклер в докладе на конференции европейских министров образования 2006 г.: «Европейская система высшего образования страдает от острой нехватки финансирования… чтобы ликвидировать разрыв с США, Европе потребуется расходовать по 10 000 евро в год на каждого студента». Создание современных компетенций и в России стоит весьма недешево, массовое поточное «производство» здесь невозможно. Если экономика страны действительно желает выйти на путь инновационного развития, как это декларируется, то поддержка элитного образования в регионах должна быть. Трудно добиться устойчивого развития огромной страны, сосредоточив интеллектуальную элиту в паре мегаполисов.

За десять лет вуз созрел до того, чтобы в большей степени проводить исследования в интересах развития экономики и общества в Нижегородском регионе, Приволжском федеральном округе. Административная реформа в органах власти, возрастающая конкуренция на рынках, в том числе за счет ожидаемого вступления в ВТО, начинают рождать спрос на услуги носителей научных подходов к экономическим проблемам. К числу нерешенных проблем, можно отнести тот факт, что местные власти, бизнес-структуры проявляют интерес к сотрудничеству, готовы ставить задачи, но не всегда готовы стать полноценными заказчиками НИР и достойно оплачивать труд исследователей.

Заключение

Десятилетний опыт развития Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ являет собой очевидное свидетельство того, что правильно выбранная стратегия развития, эффективные механизмы ее реализации в виде системы обеспечения качества подготовки специалистов, поддержка головного вуза могут действительно превратить учебное учреждение, начавшее деятельность с нуля, в одного из региональных лидеров по качеству подготовки специалистов. Это подтверждается высоким региональным рейтингом НФ ГУ-ВШЭ, победой в конкурсе «Системы обеспечения качества подготовки специалистов», проводимого Министерством образования и науки, дипломами студентов, выигранными в престижных региональных и российских конкурсах, и наконец, пожалуй самое главное, – полностью трудоустроенными выпускниками, за которых идет борьба среди крупных компаний.







Смотрите также:
Интеграция университетского экономического образования в Болонский процесс через внедрение системы обеспечения качества. Опыт и перспективы регионального вуза
127.34kb.
1 стр.
Байденко В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы
106.87kb.
1 стр.
Аналитическая записка по результатам мониторинга сми по теме «Внедрение модели управления развитием системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования» за период 1-30
510.13kb.
4 стр.
Роль системы менеджмента качества в развитии университетского образования В. А. Колпаков, А. А. Панков, А. А. Чернов
52.47kb.
1 стр.
Методические подходы к описанию процессов системы менеджмента качества вуза
149.39kb.
1 стр.
Болонский процесс в Швейцарии: «новые концепции» обучения «новый тип» учения?
113.35kb.
1 стр.
Особенности и перспективы развития процедур оценки качества образования на постсоветском пространстве: разные, но похожие
105.51kb.
1 стр.
Болонский процесс. Двойные дипломы
199.06kb.
1 стр.
И. И. Мечникова Социолог «по-болонски»
59.1kb.
1 стр.
Что такое сертификация системы менеджмента качества вуза?
32.03kb.
1 стр.
Старкова Надежда Юрьевна Кандидат исторических наук
112.33kb.
1 стр.
Пути информатизации образования: дистанционное обучение в преподавании гуманитарных дисциплин для студентов технических вузов
40.63kb.
1 стр.