Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Учреждение образования «Гродненский государственный медицинский университет» Материал для проведения информационного часа со студентами № 5 ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ГОД КАЧЕСТВА Отдел воспитательной работы с молодежью Гродно 2010 2010 год: целевые ориентиры и прогнозные параметры развития Основной целью социально-экономического развития страны в 2010 году является минимизация последствий мирового финансово-экономического кризиса для экономики Беларуси и возвращение на траекторию высоких темпов экономического роста. Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития на 2010 год, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 595, предусматривают рост ВВП на уровне 111–113%, что позволит восполнить сложившееся замедление развития экономики в 2009 году, вызванное негативным влиянием мирового кризиса, и выйти на показатели, определенные Программой социально-экономического развития на 2006–2010 гг. Производство промышленной продукции должно увеличиться на 10–12%. В агропромышленном комплексе продолжится реализация мероприятий Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 гг. Дальнейшее развитие получит сфера услуг. Объем платных услуг населению, согласно прогнозу, возрастет на 13–14%, розничный товарооборот – на 14–15%. Своеобразным трамплином для мощного экономического рывка станет ускоренный рост инвестиций. Объем инвестиций в основной капитал в текущем году планируется увеличить на 23–25%. В экономику страны будет направлено свыше 61 трлн. руб. капиталовложений. Кроме того, планируется привлечь более 5 млрд. долл. иностранных инвестиций, из которых не менее 2,7 млрд. долл. будут прямыми. В последнее время в Беларуси осуществляется комплекс мер по совершенствованию инвестиционной деятельности, активизации инвестиционного сотрудничества с зарубежными странами.
Первостепенное внимание в 2010 году будет уделяться наращиванию экспорта. Прогнозируется рост объемов внешней торговли товарами и услугами на 24–25%, в том числе экспорта – на 27–28%, импорта – на 20–21%. Важнейшим фактором обеспечения экономического роста в 2010 году станет дальнейшая реализация политики ресурсосбережения, направленной на снижение энергоемкости ВВП на 8–10%. Реальные денежные доходы населения в 2010 году, согласно прогнозу, возрастут на 14–15%. Реальная заработная плата увеличится на 13–14% при прогнозируемом уровне инфляции – 9–10%. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по народному хозяйству к концу 2010 года должна составить 500 долл. в эквиваленте. Планируется также создание новых рабочих мест, увеличение занятости населения. Планируется обеспечить устойчивость национальной валюты. В текущем году сохранится привязка курса белорусского рубля к корзине трех иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль). Бюджет 2010 года имеет ярко выраженную социальную направленность. На финансирование социально-культурной сферы, социальную политику и поддержку населения будет направлен 41 трлн. руб., что составляет почти 62% совокупных расходов консолидированного бюджета и Фонда социальной защиты населения. Увеличение бюджетных ассигнований запланировано по всем базовым отраслям социальной сферы – здравоохранению, образованию, культуре, спорту и др. Значительные средства предусмотрены в бюджете на жилищное строительство. Продолжится субсидирование социально значимых услуг для населения (ЖКХ, связи, транспорта), увеличатся расходы на оказание адресной социальной помощи, содействие занятости и созданию новых рабочих мест. На поддержку реального сектора экономики запланировано выделение 830 млрд. руб. Основная форма государственной поддержки – компенсация процентных ставок по кредитам предприятий, привлекаемым на финансирование высокоокупаемых, экспортноориентированных проектов. На эти цели в текущем году предусмотрен 691 млрд. руб., что больше уровня прошлого года на 33%. Кроме того, в распоряжении предприятий останется около 900 млрд. руб. в результате отмены с 2010 года четырех налогов и сборов (сбора в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налога на приобретение автотранспортных средств, налога с продаж товаров в розничной торговле, местного сбора с пользователей за парковку). Предельный уровень дефицита республиканского бюджета предусмотрен в размере 2,7 трлн. руб., или 1,5% к ВВП. Финансирование дефицита бюджета будет осуществляться за счет внутренних и внешних источников.
Беларусь имеет свои национальные конкурентные преимущества. К ним относятся:
Можно выделить следующие основные направления повышения конкурентоспособности продукции белорусских товаропроизводителей и национальной экономики в целом:
По всем этим направлениям в республике ведется активная работа. Например, в 2007–2009 гг. созданы новые производства, расширяющие экспортный потенциал страны, такие как: производство бесшовных горячекатаных труб (РУП «БМЗ»); автоматических стиральных машин (ЗАО «Атлант»); тракторов (РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов», РУП «Сморгонский агрегатный завод»), производство бытовой техники (ОАО «Горизонт») и др. С целью роста конкурентоспособности белорусской продукции в 2010 году планируется реализовывать ряд важнейших инвестиционных проектов: техническое перевооружение ОАО «МАЗ»; создание мощностей для производства 1 200 автомобильных кранов в год в ОАО «МАЗ»; производство 6-цилиндровых двигателей тракторных и автомобильных модификаций мощностью от 250 до 350 л. с. уровня Euro 3/Euro 4 в ОАО «Минский моторный завод»; техническое перевооружение РУПП «БелАЗ» и филиала в г. Могилеве в 2008–2012 гг.; организация производства энергоэкономичных люминесцентных ламп мощностью 18 и 36 Вт в ОАО «Брестский электроламповый завод» и т. д. Особую роль в повышении конкурентоспособности и эффективности белорусской экономики играют инновации, рост результативности инновационной деятельности предприятий, стимулирование производства новой, высокотехнологичной, продукции. Беларусь находится пока в стадии перехода к инновационной модели развития. В объемах выпускаемой научно-технической продукции продолжает оставаться низкой доля, характеризуемая как высокотехнологичная. В общем объеме экспорта белорусских товаров доля высокотехнологичных товаров в последние годы составляет около 2%. В структуре создаваемых новых технологий продолжают превалировать традиционные 65–70%, новые технологии составляют 15–20% и лишь 5–10% – принципиально новые, т. е. конкурентоспособные за рубежом. Это свидетельствует о том, что разрабатываемые в стране технологии и научно-техническая продукция в основном ориентированы на внутренний спрос. Наукоемкость внутреннего валового продукта в республике находится на уровне менее 1%, в то время как в развитых странах этот показатель составляет 2–3%. Низкой пока остается доля инновационно-активных предприятий. В промышленности Беларуси они составляют 16%, а в отдельных странах ЕС уровень инновационной активности крупного бизнеса (более 250 занятых) доходит до 60–70%, среднего (50–249 занятых) – до 40–50%. По данным Всемирного банка (2008 год), Беларусь занимала 69-е место в мире по уровню инновационного развития. Лидирующие позиции в этом рейтинге принадлежали Дании, Швеции, Финляндии, Нидерландам, Норвегии, Швейцарии. В целях решения существующих проблем была принята Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 гг. (утверждена Указом Президента Республики Беларусь № 136 от 26 марта 2007 г.).
В стране активно переоснащаются предприятия нефтехимической отрасли и машиностроения, модернизируется энергетическая сфера. Решен вопрос о строительстве атомной электростанции. Развиваются торговая сеть, гостиничный бизнес. Создается сеть торгово-логистических центров. В целях продолжения работы по созданию инновационной экономики Государственным комитетом по науке и технологиям совместно с другими органами государственного управления разработан проект Концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг.
Высокое качество отечественной продукции – это определяющее условие для реализации такой важнейшей экономической задачи, как обеспечение импортозамещения на внутреннем рынке страны. В настоящее время главным принципом развития в республике систем технического нормирования, стандартизации и подтверждения соответствия (далее – государственной стандартизации) является продвижение самых современных форм и методов управления качеством продукции на основе гармонизации национальных стандартов с международными и европейскими нормами, включая принятие новейших международных стандартов ISO, IEC и европейских стандартов EN.
В последние годы наибольшее количество гармонизированных государственных стандартов внедрено в области архитектуры и строительства, что способствует выполнению требований Главы государства и Правительства по переводу на европейские стандарты белорусской строительной отрасли, выступающей на данном этапе «локомотивом» развития экономики республики. Значимые разработки по стандартизации на основе использования норм международных и европейских стандартов в последнее время также осуществлены в области энергосбережения. Для достижения целей и задач Директивы Президента Республики Беларусь № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» реализуется специальная программа стандартизации в области энергосбережения.
Важным направлением государственной стандартизации в области энергосбережения, которое сформировалось в последние годы, является информирование потребителя об энергоэффективности электробытовых приборов. В целях повышения качества и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках отечественной продукции и услуг на многих предприятиях (в организациях) республики созданы и сертифицированы системы управления, соответствующие международным стандартам. Даже в непростых экономических условиях в предыдущие полтора-два года ведущие промышленные предприятия республики активно продолжали качественное обновление модельного ряда выпускаемой автомобильной, сельскохозяйственной, пассажирской и специальной техники, в том числе до экологического уровня Евро-4 и Евро-5. В настоящее время доля сертифицированной промышленной продукции в общем объеме ее производства составляет более 76%.
На предприятиях фармацевтической промышленности повышение качества и безопасности лекарственных средств белорусского производства осуществляется в ходе внедрения международных Принципов надлежащей производственной практики (GMP). Для обеспечения населения качественными продуктами питания в республике создана система сертификации белорусских продуктов на право маркировки знаком «Натуральный продукт».
В целях снятия технических барьеров при внешнеторговых поставках белорусской продукции в страны Европы на многих предприятиях республики проводятся работы по подтверждению соответствия такой продукции требованиям европейского законодательства и Директив ЕС. Важнейшим условием успешного продвижения отечественной продукции на внешние рынки государств, входящих наряду с Беларусью в новые международные экономические интеграционные структуры, является продолжение гармонизации технического законодательства в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза путем дальнейшей разработки проектов межгосударственных правовых документов, целенаправленной разработки и применения единых обязательных норм на региональном уровне. В 2009 году, непростом для становления взаимовыгодных экономических отношений между Беларусью и Россией, нашими партнерами были предприняты особые меры по контролю за качеством поступающей в российские регионы белорусской пищевой продукции. К настоящему времени 189 белорусских производителей продуктов питания получили разрешения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации (Россельхознадзор) на право ввоза в Россию продовольствия по 10 укрупненным товарным позициям. Ожидается, что в 2010 году работы по гармонизации национальных стандартов выйдут на еще более высокий уровень, чему будет способствовать участие Беларуси в европейских организациях по стандартизации CEN/CENELEC, в которые наша страна принята в качестве аффилированного члена в конце 2009 года. Белорусские предприятия (организации), добившиеся значительных успехов в области качества, получают право на участие в ежегодно проводимых конкурсах (на соискание Премии Правительства, на соискание Премии Содружества Независимых Государств, «Лучшие товары Республики Беларусь», «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» и «Лучший менеджер по качеству»). Через качественное обновление экономики к новому качеству жизни Основная цель перспективной социальной политики затрагивает разнообразные условия жизни человека. Это качество и доступность жилья, образования, здравоохранения, уровень торгового и бытового обслуживания, состояние производственной и природной среды, культурные ценности, культура межличностных отношений и т.п. Исходной основой для достижения нового качества жизни служит проводимая в стране политика увеличения доходов населения. Только за 2006–2008 гг. реальная заработная плата выросла на 40,6%, реальный размер пенсий – на 36,2%, в целом реальные денежные доходы граждан – на 50,3%. Несмотря на экономические трудности, в прошлом году в стране не допущено массовых увольнений работников. Уровень регистрируемой безработицы составил на начало декабря 2009 г. 0,9%, практически не изменившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В 2009 году при сокращении налоговых поступлений в бюджет по максимуму были профинансированы расходы на здравоохранение, образование, социальную политику. Согласно представленному ООН рейтингу качества жизни в странах мира на 2009 год, Беларусь входит в группу государств с высоким уровнем человеческого развития и занимает 68 место. Каковы же главные задачи по повышению качества жизни населения страны на 2010-й и последующие годы? Важнейшим приоритетом в этой области, несомненно, является последовательное повышение уровня благосостояния населения. На 2010 год перед Правительством поставлена задача довести среднюю заработную плату в республике до 500 долл. США в эквиваленте, как и предусмотрено Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. На протяжении ряда лет государство выделяло ресурсы для поэтапного увеличения размеров пособий на детей до 3 лет. Не стал исключением и нынешний год: с 1 января 2010 г. размер пособия увеличен с 80 до 100% бюджета прожиточного минимума. С начала 2010 года также вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2009 г. № 458 «О государственной адресной социальной помощи». В системе высшего образования Беларуси постепенно внедряется система менеджмента качества, основанная на международном стандарте ИСО 9001.Предполагается, что в 2010 году система менеджмента качества будет внедрена во всех вузах республики.
Одной из ключевых задач по повышению качества жизни в стране является укрепление здоровья населения, сокращение смертности и увеличение рождаемости. На решение этой задачи направлена реализация Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2007–2010 гг. В 2009 году по сравнению с 2008 годом в Беларуси отмечен рост рождаемости, сокращение естественной убыли населения, дальнейшее снижение показателя смертности в трудоспособном возрасте.
В настоящее время Министерством здравоохранения разработан проект Государственной программы «Онкология» на 2010–2014 гг., реализация которой позволит обеспечить своевременную диагностику опухолевых заболеваний, все виды комплексного лечения и реабилитации пациентов. В числе первостепенных задач по достижению высокого качества жизни – удовлетворение потребности людей в современном, комфортном жилье.
Важным фактором улучшения качества жизни людей является последовательная дебюрократизация работы государственных органов и иных структур по решению проблем населения. Все это позволит в полной мере воплотить в Республике Беларусь лозунг «Государство для народа». Смотрите также: Приоритеты социально-экономического развития республики беларусь в год качества
141.24kb.
1 стр.
Приоритеты социально-экономического развития республики беларусь в год качества
138.36kb.
1 стр.
Приоритеты социально-экономического развития республики беларусь в год качества
408.55kb.
2 стр.
Справка Министерства образования Республики Беларусь об итогах социально-экономического развития за январь-август 2012 г
219.97kb.
1 стр.
Программа социально-экономического
1351.95kb.
6 стр.
Программа социально-экономического развития Сморгонского района на 2011-2015 годы глава 1
352.49kb.
1 стр.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития
480.02kb.
2 стр.
«Итоги работы в 2012 году и приоритеты социально экономического развития Минской области в Год бережливости»
88.04kb.
1 стр.
«Итоги работы в 2012 году и приоритеты социально экономического развития Минской области в Год бережливости»
81.02kb.
1 стр.
«Итоги работы в 2012 году и приоритеты социально-экономического развития Минской области в Год бережливости»
218.35kb.
1 стр.
Социально-экономического развития республики беларусь
3669.48kb.
14 стр.
Программа социально-экономического развития муниципального образования «Каргасокский район» Томской области 4104.37kb.
26 стр.
|