Главная
страница 1
Вестник «Филологические науки». 2009. № 2.
СОДЕРЖАНИЕ

Литературоведение


  • Большакова А.Ю. Автор и герой в концептосфере Владимира Личутина. Статья первая

  • Нехаев Р.В. Военная проза Ю. Бондарева


Лингвистика

  • Аладьин О.А. Суффиксальные словообразовательные макротипы отвлеченности в русском языке

  • Полякова С.В. Методы изучения словоизменения имён числительных

  • в современном русском языкознании

  • Марченко Е.В. Методические основы обучения фонетике английского языка с помощью компьютерных технологий

  • Чапаева Л.Г. Стилистическая терминология в эпоху 1830-1840 годов: проблемы дефиниции и дифференциации



Методика


  • Гетманская Е.В. Об условиях использования эвристических приёмов на уроке литературы

  • Душкова Н.Н. К вопросу о мотивации обучения иностранному языку

  • в средней школе

  • Мухтарова Н.Р. Понятие профессионально-ориентированного обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вузов


Диссертации

  • Защищены в диссертационном совете Д 212.136.01 Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова в январе-мае 2009 г.


НАШИ АВТОРЫ

Большакова А.Ю.
Автор и герой в концептосфере Владимира Личутина

Статья первая

В статье предлагается новая трактовка художественной прозы Владимира Личутина, ярчайшего представителя современной русской словесности: представлены основные романы писателя рубежа ХХ-ХХ1 вв., очерчено его место в современном литературном процессе. Особое внимание уделено исследованию образа автора и типологии героя, а также мифопоэтической концептосфере писателя.



Ключевые слова: автор, герой, архетип, концепт, миф, история, мифопоэтическая модель, типология.
Нехаев Р.В.
Военная проза Ю. Бондарева

Война – трагедия в интерпретации талантливого художника. Война противоречит человеческой натуре. В то же самое время человек представлен в пределах границ духовной и физической власти. Проблема храбрости и человечества - главная тема военной прозы Юрия Бондарева, который остается голосом его поколения.



Ключевые слова: война, кровь, трагедия, братство, единство, любовь, родина, парадокс
Аладьин О.А.
Суффиксальные словообразовательные макротипы отвлеченности

в русском языке

Данная статья посвящена одной из новейших проблем современной лингвистики – анализу словообразовательных макротипов имен существительных. Работа состоит из трех частей: в первой части раскрывается содержание термина «словообразовательный макротип», вторая часть рассказывает о различных критериях классификации макротипов, а третья представляет собой исследование суффиксальных макротипов существительных со значением отвлеченности. В конце статьи обозначены перспективы изучения вопроса, касающегося словообразовательных макротипов в русском языке.



Ключевые слова: словообразовательная система, производное слово, суффиксальный макротип, отвлеченное значение
Полякова С.В.
Методы изучения словоизменения имён числительных

в современном русском языкознании
В статье освещаются основные методы изучения словоизменения имён числительных в отечественной лингвистике. Помимо традиционных методов лингвистического исследования автор высказывает мысль о целесообразности использования метода эксперимента в качестве наиболее эффективного при изучении грамматических категорий имён числительных.

Ключевые слова: языкознание, современный русский язык, морфология, имя числительные, склонение имён числительных, методы лингвистических исследований, метод эксперимента.
Марченко Е.В.
Методические основы обучения фонетике английского языка

с помощью компьютерных технологий

Информационно-коммуникативные технологии заняли почётное место в процессе обучения английскому языку. Как показывает практика, они имеют большое преимущество перед традиционными методами обучения.



Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, телекоммуникация, мультимедиа, дистанционное образование, обучение фонетике.
Чапаева Л.Г.
Стилистическая терминология в эпоху 1830-1840-х годов: проблемы дефиниции и дифференциации

В 30-40-х гг. XIX в. проблемы стиля и слога активно обсуждают и западники, и славянофилы. В критических исследованиях в контексте анализа творчества различных авторов идет процесс формирования стилистических категорий, дифференциация уже существующих понятий и наполнение их новым содержанием. Различие мировоззренческих установок приводит к семантическим различиям в стилистических терминах и контрарным оценкам стиля одних и тех же писателей.



Ключевые слова: русский литературный язык, язык литературы, стиль, авторский слог, термин и значение.
Гетманская Е.В.
Об условиях использования эвристических приёмов

на уроке литературы

В статье рассматриваются специфические условия использования эвристических приёмов на уроке литературы. Литература как учебный предмет в силу своей природы постоянно сопрягает аналитические и творческие, художественные начала. В процессе этого соединения моделируются типовые учебные ситуации. Эвристический метод в данных условиях становится адекватным средством решения логическим путём творческих, художественных аспектов изучения творчества писателя.



Ключевые слова: эвристические процедуры, соединение логического и творческого начала, типовая ситуация урока литературы.
Душкова Н.Н.
К вопросу о мотивации обучения иностранному языку в средней школе

В статье рассматривается проблема формирования мотивации при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе. Автор исследует мотивирующий потенциал разработанной методики обучения творческому монологическому высказыванию, основывающейся на проектном методе обучения и тренинговой форме организации занятий. В работе представлены результаты теоретического изучения вопроса и данные, полученные в ходе экспериментальной работы в старших классах.



Ключевые слова: мотивация, мотивационный фактор, творческое монологическое высказывание, риторические умения, тренинговая форма организации занятий, проектный метод обучения.
Мухтарова Н.Р.
Понятие профессионально-ориентированного обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вузов

В данной статье анализируется педагогическая теория и практика профессионально-ориентированного обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вузов в процессе его исторического развития, а также раскрывается его сущность и содержание на современном этапе.



Ключевые слова: иностранный язык, профессионально-ориентированное обучение иностранному языку, неязыковые факультеты, профильное направление, профилирующая дисциплина, чтение.

НАШИ АВТОРЫ
Аладьин Олег Арсентьевич – аспирант кафедры русского языка МГГУ им. М.А.Шолохова.
Большакова Алла Юрьевна – доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИМЛИ им. А.М. Горького РАН.
Гетманская Елена Валентиновна – доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы МГГУ им. М.А. Шолохова.
Душкова Наталья Николаевна – старший преподаватель кафедры русской и зарубежной филологии Балабановского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова
Марченко Елена Витальевна – преподаватель СОШ № 2032 г. Москвы

Мухтарова Наиля Рашидовна – старший преподаватель кафедры русской и

зарубежной филологии Покровского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова


Нехаев Роман Владимирович – кандидат филологических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы МГГУ им. М.А. Шолохова

Полякова Светлана Витальевна – аспирант кафедры русского языка МГГУ им. М.А. Шолохова
Чапаева Любовь Георгиевна – доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка МГГУ им. М.А. Шолохова
CONTENTS
Bolshakova A.

The author and the hero in the concepts sphere of Vladimir Lichutin.

The first article
The article is devoted to a new interpretation of Vladimir Lichutin’s prose, a prominent representative of modern Russian literature. A special attention is payed to the image of the author and the typology of a hero as well as to myth and poetical concepts of this writer.

Key words: author, hero, archetype, concept, myth, history, myth and poetical models, typology.
Nehaev R.

Military prose of U. Bondarev
The war is a tragedy by means of a talented artist’s illustration. The war contradicts to the human nature. At the same time a person is presented within the bounds of spiritual and physical power and overcomes himself in a crucial moment of the trail.

The problem of courage and humanity is the main theme of Juriy Bondarev’s military prose, who remains now days a voice of his generation.



Key words: war, blood, tragedy, brotherhood, unity, love, motherland, paradox.
Aladyin O.

Suffix word-formative macrotypes of abstractness in Russian language
This article is devoted to the one of the latest problem in modern linguistics – to the analysis of nouns derivational macrotypes. The work consists of three parts: in the first part the content of the term «word-formative macrotype» is revealed, the second part tells about different criteria for classification of macrotypes and the third one is a research of suffix macrotypes of noun with the meaning of abstractness. At the end of the article the prospects of studying the question, concerning derivational macrotypes in Russian language, are outlined.

Key words: derivational system, derived word, suffix macrotype, abstract meaning.
Polyakova S.

Methods of studying numerals` declining in modern Russian linguistics
The main methods of studying numerals` declining in modern Russian linguistics are considered in the article. Except traditional methods of linguistic research, the author suggests to use experimental method as more effective in studying grammatical categories of numerals.

Key words: linguistics, contemporary Russian language, morphology, the numeral, declining of numerals, linguistics` methods, experimental methods.
Marchenko E.

Methods of teaching English with Information and communication technologies
Information and communication technologies occupied stable positions in the process of teaching English language. As the practice shows, it has a lot of advantages over traditional methods of teaching. Information and communication technologies offer advantageous variants of creative ideas’ introduction, add new ones. Students are involved in new forms of working, the interest to the studying subject increases.

Key words: information and communication technologies, telecommunication, multimedia, distant education, phonetic teaching.
Chapaeva L.

Stylistic terminology in the period of 1830-1840 years: problems of definition and differentiation
In the 1830-1840s the problems of style were discussed by westernists and slavophils. In critical researches in the context of different authors creative work analysis, the process of stylistic categories was forming, existing conceptions differentiation and filling them with new content was under way. Dissimilarity in world-views lead to semantic differences in stylistic terms and contrary appraisals of style of the same writers.

Key words: Russian literary language, language of fiction, style, individual style, term and sense.
Getmanskaya E.

About conditions of using heuristic methods at the literature lesson
Specific conditions of using heuristic ways at a lesson of literature are considered in the article. The literature as educational subject constantly connects analytical and creative art beginnings. During this connection typical educational situations are modeled. In these conditions, heuristic method becomes an adequate means of solving creative, artistic aspects of studying author’s creativity.

Key words: heuristic procedures, connection of the logic and creative beginning, typical situation of the literature lesson.
Dushkova N.

About the problem of motivation in teaching a foreign language at a secondary school
The article describes the problem of motivation in the process of teaching a foreign language at a secondary school. The author investigates the motivating effect of the method of teaching a creative monologue, based on project method of teaching and training form of organizing studies. The article brings out the results of a theoretical analysis of the problem in question and the data of experimental research work in senior grades.

Key words: motivation, motivator, creative monologue, rhetoric skills, training classroom, project method, training form of organizing studies.
Mukhtarova N.

The notion of vocational training to a foreign language at non-linguistic faculty
In this article we analyze pedagogical theory and practice of vocational training to a foreign language at non-linguistic faculties in the process of its historical development. Besides, the article shows the essence and the subject matter of such type of teaching.

Key words: а foreign language, teaching of language for specific purposes, nonlinguistic departments, a major course, reading.


Смотрите также:
Вестник «Филологические науки». 2009. № Содержание литературоведение
64.21kb.
1 стр.
Вестник «Филологические науки». 2010. № Содержание литературоведение
109.04kb.
1 стр.
Вестник «Филологические науки». 2010. № Содержание литературоведение
116.09kb.
1 стр.
«Вестник Московского Университета(политические науки. Серия 12)»
253.39kb.
1 стр.
«Вестник Московского Университета (Серия 12 Политические науки)»
126.97kb.
1 стр.
Вестник «Общий». 2009. № Содержание отечественная история
58.78kb.
1 стр.
Выпуск №8. Вестник нло. Август 2009 Редактор
1746.48kb.
8 стр.
Филологические науки. Вопросы теории и практики
118.21kb.
1 стр.
Религиозная идентичность в современных социально-политических процессах в россии и европе
121.2kb.
1 стр.
Филологические науки. Вопросы теории и практики. В статье рассматривается самый известный роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо»
123.61kb.
1 стр.
Филологические науки
121.37kb.
1 стр.
Программа элективного курса «Литературоведение»
184.46kb.
1 стр.