Главная
страница 1

УТВЕРЖДАЮ:


Директор МОУ № 61

_________О.М.Серышева

«____»__________ 2012 г.

Учебный план

Муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной

школы №61 г. Челябинска



на 2012/2013 учебный год.

г. Челябинск


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к учебному плану

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 61 г.Челябинска

на 2012/2013 учебный год.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 61 г.Челябинска реализует образовательную программу адаптивной школы, ориентированную на обучение и воспитание всех обучающихся с 1 по 11 классы, проживающих по микрорайону школы.

Цели деятельности школы: создание условий для развития индивидуальных способностей обучающихся, формирование потребности в саморазвитии и самосовершенствовании для достижения обучающимися образовательного уровня, соответствующего федеральному государственному образовательному стандарту. Подготовка обучающихся к социально-профессиональному самоопределению на основе интеграции и систематизации ключевых компетенций в рамках предметов учебного цикла.

Целями деятельности МБОУ №61 на 2012/2013 учебный год являются: достижение нового, современного качества образования путем формирования новой системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Повышение уровня воспитанности обучающихся на основе формирования сознательного интереса к обучению, повышения культуры умственного труда, культуры общения; повышение уровня удовлетворенности познавательных интересов обучающихся на основе развития их творческих, интеллектуальных, физических способностей.

Задачи МБОУ № 61 на 2012/2013 учебный год:

В нормативно-правовой области:

  • развитие образовательного процесса в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении (Постановлением правительства РФ от 19.03.2001г. № 196), Стратегией развития образовательной системы г.Челябинска на период до 2020 года, ФГОС НОО.

В методической области:

  • развитие системы методической работы в целях обеспечения преемственности на всех этапах обучения, поиск, разработка, совершенствование и внедрение инновационных педагогических технологий, направленных на повышение качества образования;

  • развитие интеллектуальных способностей обучающихся через формирование творческого стиля мышления школьников путем внедрения в образовательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий;

  • создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ выпускниками МБОУ №61;

  • создание условий для формирования портфолио и рейтинга достижений обучающихся и педагогов;

  • создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, удовлетворение потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования, в том числе за счет оказания платных дополнительных образовательных услуг;

  • создание условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни у обучающихся, психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение школьников.

В области материально-технического и финансового обеспечения:

  • обеспечение лицензионных условий образовательного процесса;

  • обеспечение современных условий учебно-материальной и материально-технической базы образовательного учреждения посредством привлечения различных источников финансирования.

В области воспитания:

  • формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения государственного образовательного стандарта, осуществление компетентностного подхода и социализация обучающихся в обществе;

  • создание условий для воспитания гражданина России, способного к активной деятельности в интересах человека, общества, государства, обладающего развитой политической культурой, функциональной грамотностью во всех сферах жизнедеятельности.



Общие положения

Учебный план МБОУ № 61 сформирован в соответствии с нормативными и инструктивно – методическими документами:



  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ);

  • Приказ Минобрнауки России от 09.06.2011г. №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004г №1312»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидимиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 06.10. 2009 № 373» от 26.11. 2009 № 1241 (Зарегистрирован Минюстом России 04.02. 2011 г. № 19707);

  • Приказ МОиН РФ № 2008 от 24.12.2010   «Об утверждении федерального  перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 год»;

  • Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 № 04-997 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011/2012 учебный год»;

  • Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 02-452 от 27.05.2008 «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов Челябинской области на 2008/2009 учебный год»;

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009  зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);

  • Письмо МОиН Челябинской области от 28 мая 2009г. № 103-2365), письма МОиН Челябинской области №24/5135 от 10.07.2011 г. «Об особенностях преподавания учебных предметов в Челябинской области в 2012/2013 учебном году»;

  • Письмо МОиН Челябинской области от 22.10.2010 №01/5139 «О введении третьего часа физической культуры»;

  • Методические рекомендации Министерства образования и науки Челябинской области «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году» от 18.07. 2011 г. № 103/4286;

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  • Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от19.11.1998);

  • Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003);

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

  • Устав МБОУ № 61.

Учебный план МБОУ № 61 обеспечивает реализацию целей и задач образовательного процесса – создание оптимальных условий для получения качественного доступного образования детьми в возрасте от 7 до 18 лет.

Учебный план сохраняет единство образовательного пространства и учёт региональных особенностей преподавания отдельных предметов. В учебном плане школы сохранены все образовательные области, учебные предметы инвариантной части ОБУП, разработан школьный компонент.

Школьный учебный план состоит из двух взаимосвязанных частей: инвариантной, содержащей федеральный и национально-региональный компоненты, и вариативно-индивидуальной.

Инвариантная часть плана выполняет функцию государственного стандарта общего образования, обеспечивает право на полноценное образование, сохраняет единство образовательного пространства страны, позволяет удовлетворить образовательные потребности жителей Челябинской области и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательного учреждения обязательного минимума содержания образования, обеспечивающего возможности продолжения образования.

В 2012/2013 учебном году интегрированный учебный предмет «Краеведение» изучается в обязательном порядке в 6-7 классах по программе «Краеведение» для учащихся 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области под редакцией В.М.Кузнецова, которая включает общую характеристику инновационного интегрированного учебного предмета, содержание образования, скорректированный учебно-тематический план курса, требования к уровню подготовки обучающихся.



Национально-региональный компонент инвариантной части учебного плана с одной стороны отражает социально-экономические, национально-этнические, природно-климатические, экологические, географические, культурно-исторические особенности Челябинской области. В соответствии с требованиями федерального базисного учебного плана изучение вопросов НРК включается в содержание различных учебных предметов с выделением не менее 10% учебного времени от общего количества часов инвариантной части учебного плана. С другой стороны, состав содержания образования национально-регионального компонента усиливают образовательные области «Филология», «Обществознание», «Естествознание», «Искусство», «Физическая культура», «Технология» в соответствии с ОБУП.

Школьный компонент учебного плана определён исходя из целей и задач образовательного процесса в соответствии с потребностями, способностями, склонностями учащихся.

Школьный компонент направлен на увеличение часов по предметам инвариантной части с целью достижения учащимися государственного образовательного стандарта образования, предусмотренного на данной ступени, выполнение программ и социального заказа, организацию предпрофильной подготовки учащихся, ведение элективных курсов и на индивидуально-групповые занятия по предметам.



Вариативная часть учебного плана обеспечена учебно-методическим комплексом в части дополнительных часов, предоставленных на предметы, которые усиливают, расширяют и углубляют знания учащихся.

Введение 3 часа физической культуры осуществляется в 1-11 классах.

Обязательная максимальная нагрузка обучающихся 5-11 классов при шестидневной учебной неделе соответствует санитарным правилам и нормам. При проведении занятий по иностранному языку (2-11 классы), технологии (5-11 классы), по информатике и ИКТ (8-11 классы), по физкультуре (10-11 классы) осуществляется деление классов на две группы.

Индивидуально-групповые занятия, предусмотренные в школьном учебном плане, планируются и разрабатываются учителем с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и направлены на коррекцию пробелов в обучении, развитие познавательных интересов обучающихся, поддержку одаренных детей, подготовку участников предметных олимпиад и проектов в рамках работы школьного научного общества учащихся.



Начальное общее образование

реализующий основную образовательную программу с УМК «Школа России»

Начальное общее образование в МОУ № 61 реализуется по модели 4-летней школы по программе «Школа России» в соответствии с принципом преемственности обучения.

В 2011/2012 учебном году в первых классах реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Учебный план 1 классов определяет:


  • структуру обязательных предметных областей Филология, Математика и информатика, Обществознание и естествознание (окружающий мир), Основы духовно-нравственной культуры народов России, Искусство, Технология, Физическая культура;

  • перечень направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения);

  • учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам) обучения;

  • общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки учащихся.

Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.

Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Содержание образования на первой ступени общего образования реализуется преимущественно за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому предмету (математика, окружающий мир, художественный труд).

Инвариантная часть базисного учебного (образовательного) плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности школьников; их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; готовность к продолжению образования в основной школе; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Младшие школьники овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).

Изучение предмета литературное чтение в начальной школе ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности.

Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.

Изучение математики направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования.

Особое место уделено обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся. В соответствии с пунктом 19.3 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 06.10. 2009 № 373) к обязательной предметной области относится область «Математика и информатика». Отдельно не выделен учебный предмет «Информатика и ИКТ».

Изучение интегрированного предмета окружающий мир направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему городу, своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Особое внимание должно быть уделено формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности.

Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается отдельно.

Учебный предмет технология формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников.

Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности ученика. Третий час уроков физической культуры введен обязательно в соответствии с требованиями.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Содержание образования на первой ступени общего образования реализуется преимущественно за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому предмету (математика, окружающий мир, художественный труд).

При определении структуры учебного плана учитывалось, что особую роль в образовании младших школьников играют интегративные курсы: окружающий мир (естествознание и обществознание), математика и информатика, обучение грамоте.

В 1-х классах в соответствии с требованиями СанПиН не предусматривается выделение дополнительных часов в части формируемой участниками образовательного процесса.

В 2011/2012 учебном году во 2-4 классах реализуется Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Инвариантная часть учебного плана 2-4-ых классов в соответствии с ОБУП 2011/2012 учебного года представлена 6 образовательными областями, определена обязательная нагрузка обучающихся при 5-тидневной учебной неделе.

При проведении учебных занятий по иностранному языку осуществляется деление класса на две группы.

Учебный предмет информатика и ИКТ изучается в качестве учебного модуля в

3 - 4 классах за счет часов, отводимых на учебный предмет труд образовательной области технология.



Внеурочная деятельности

основной образовательной программы начального общего образования

в 2011/2012 учебном году («Модель дополнительного образования»)
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку обучающихся, улучшить условия для развития ребенка, учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

При приеме документов в первый класс был проведен мониторинг родительских предпочтений. Полученные данные свидетельствуют о том, что существует социальный заказ на все основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Но наиболее востребованы следующие виды внеурочной деятельности:


  • спортивно-оздоровительная деятельность (30,7%),

  • художественное творчество (18,6%),

  • познавательная деятельность (16,4%).

Недостаточно востребованы в социальном заказе трудовая деятельность (для первого класса предлагаются такие формы работы как занятия по освоению домашних ремёсел – они не востребованы в социальном заказе) и проблемно-ценностное общение (для данного возраста социальные знания приобретаются в ходе этических бесед).

Руководствуясь данными мониторинга, школой предложены формы по различным видам внеурочной деятельности.

Время, отводимое на внеурочную деятельность за 4 года обучения в начальной школе – до 1350 часов. На нее отводится десять часов в неделю на каждый класс во второй половине дня.

При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы собственные ресурсы (педагоги дополнительного образования, учителя начальных классов, учителя-предметники – истории, географии, технологии, музыки, физической культуры) и заключены договора с учреждениями дополнительного образования, детско-юношеской спортивной школой. Внеурочная деятельность учащихся будет организована в форме кружков, экскурсий во второй половине дня.



Направление внеурочной деятельности

Вид внеурочной деятельности

Реализуемая программа

Количество часов

по классам

Ι

ΙΙ

ΙΙΙ

ΙV

всего

Общеинтеллектуальное

познавательная

Умники и умницы







1

1

2

Первые шаги в науке










1

1

Общекультурное


социальное творчество

Мир музея

1

1







2

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), туристско-краеведческая

Я шагаю по Челябинску

1

1

1




3

художественное творчество, игровая

Музыкальные нотки

2

2

2

2

8

художественное творчество

Художественное слово




1

1

1

3

Мир танца

2

2

2

2

8

Социальное


художественное творчество социальное творчество, трудовая деятельность

Умелые ручки

1

1

1

1

4

Духовно-нравственное


проблемно-ценностное общение, игровая

Школа добра

2

1

1

1

5

Спортивно-оздоровительное

спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая, игровая

Туристенок

1

1

1

1

4

Итого

9 видов внеурочной деятельности


9 программ


10

10

10

10

40


Характеристика основных направлений внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность включает в себя:

Спортивно-оздоровительное направление. Оно представлено секцией «Туристенок». Целью данного курса является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Занятия должны проходить в форме спортивных состязаний, соревнований, игр, экскурсий, походов.

Общекультурное направление представлено кружками «Мир музея», «Я шагаю по Челябинску», «Музыкальные нотки», «Мир танца» с целью раскрытия новых способностей обучающихся в области творчества. Педагоги дополнительного образования будут осуществлять свою работу в форме групповых, игровых и танцевальных занятий, бесед, встреч с ветеранами, экскурсий в музей, на природу, конкурсов, изготовления стенгазет, выставок, тематических праздников, концертов, просмотров фильмов.

Общеинтеллектуальное направление реализуется на занятиях кружков «Умники и умницы» и «Первые шаги в науку». Цель занятий - создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности через игры, наблюдения, исследования, защиту исследовательских работ. Формами занятий с учащимися по данному направлению являются: групповые и игровые занятия, экскурсии, викторины, проекты.

Духовно-нравственное направление представлено кружком «Школа добра». Педагог учит видеть красоту в человеке, обществе, природе и, наоборот, видеть, оценивать негативное, бороться с такими явлениями в жизни. Активизации деятельности младших школьников в кружках способствует разнообразие форм работы: этические беседы, экскурсии, викторины, праздники, коллективные творческие дела.

Социальное направление представлено кружком «Умелые ручки», целью которого является воспитание бережливости, ответственности, уважительного отношения к труду, к людям труда. Формами занятий с учащимися по данному направлению являются: групповые и игровые занятия, экскурсии, проекты.

Ожидаемые результаты:


  • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;

  • получение школьником опыта самостоятельного социального действия;

  • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

  • формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

  • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

  • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

  • формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

  • реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.



Основное общее образование

Основное общее образование обеспечивает:


  • освоение обучающимися федерального компонента государственного образовательного стандарта, национально-регионального компонента в объеме основного общего образования;

  • достижение обучающимися уровня функциональной грамотности;

  • формирование устойчивых познавательных интересов обучающихся как самостоятельно поставленных целей обучения;

  • подготовку обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути;

  • развитие способностей у обучающихся к самостоятельной постановке целей и определению путей их достижения.

Часы, отведённые на компонент образовательного учреждения, используются:
Распределение вариативной части ШУП

Предмет

5-е классы

6-е классы

7-е классы

8-е классы

9 класс

Наглядная геометрия

1

1

-

-

-

Алгебра

-

-

1

1

1

Информатика и ИКТ

-

-

-

1

-

ОБЖ

1

1

1

-

1

Биология

-

1

-

-

-

Русский язык

-

-

1

1

-

Литература

1

1










Индивидуальные и групповые занятия по предметам:
















Математика


0,5

-

0,5

0,5

-

Русский язык

0,5

-

0,5

0,5

-

Курс: «Деловой

русский язык»

-

-

-

-

0,5

Курс: «Математика в

экономике»

-

-

-

-

0,5

Курс: «Мой выбор»

-

-

-

-

1

Вариативная часть ШУП

4

4

4

4

4



Вариативная часть учебного плана представлена следующими образовательными областями:

Образовательная область «Филология»:

  • 5-е, 6-е классы: литература 1 час для реализации программы по литературе (Автор: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина),

  • 7 класс: русский язык 1 час для реализации программы по русскому языку (Автор: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыжинская), качественного и полного усвоения требований Федерального компонента государственного стандарта, а также для отработки практических навыков.

  • 8-е классы: русский язык 1 час для реализации программы по русскому (Автор: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыжинская), качественного и полного усвоения требований Федерального компонента государственного стандарта, а также для отработки практических навыков.

  • 5-е , 7-е и 8-е классы - 0,5 часа выделено на индивидуальные и групповые занятия по русскому языку со слабоуспевающими детьми (с целью коррекции пробелов в обучении) и одаренными детьми (с целью развития интереса к предмету и подготовке к олимпиадам и конкурсам).

Образовательная область «Математика»:

  • 5-е, 6-е классы: 1 час «Наглядная геометрия» (автор И.Ф.Шарыгин, М.: Дрофа, 2007г.) пропедевтический курс для введения учащихся в мир геометрии. Содержание предмета направлено на развитие пространственного воображения, глазомера, изобразительных и чертёжных навыков;

  • 7, 8-е, 9-е классы: учебный предмет – алгебра 1 час (Автор: А.Г.Мордкович) для реализации программы по математике и развития творческого мышления обучающихся (Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11 классы. Рекомендовано Департаментом общего среднего образования МО РФ. – М.: Дрофа, 2001г.), качественного и полного усвоения требований Федерального компонента государственного стандарта, а также для отработки практических навыков.

  • 8-е классы: учебный предмет информатика и ИКТ 1 час для реализации программы по информатике и ИКТ ( Программы для ОУ: Информатика. 2-11 класс. // М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005г.);

  • 5-е, 7, 8-е классы - 0,5 часа выделено на индивидуальные и групповые занятия по математике со слабоуспевающими детьми (с целью коррекции пробелов в обучении) и одаренными детьми (с целью развития логического, абстрактного, нестандартного мышления, развития интереса к предмету и подготовке к олимпиадам и конкурсам).


Образовательная область «Естествознание»:

  • 6-е классы: учебный предмет – биология 1 час для реализации учебной программы по биологии (автор В.В.Пасечник, М.: Дрофа; 2010).

Образовательная область «Физическая культура»:

  • 5-е, 6-е, 7, 9-е классы: учебный предмет - ОБЖ 1 час на овладение навыками обеспечения личной безопасности в повседневной жизни, безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, оказания первой медицинской помощи (Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений В.Н.Латчук, С.К.Миронов, С.Н.Вангородский).;

В целях сохранения преемственности, обеспечивающей самоопределение выпускников основной школы и формирования у обучающихся способности делать осознанный выбор дальнейшего профессионального образования, в учебный план для 9-х классов добавлены предпрофильные курсы:

  • курс «Мой выбор» - 1 час, данный курс позволяет выпускнику основной школы определиться с выбором дальнейшего профессионального обучения и самоопределения (Образовательная программа, разработанная коллективом авторов во главе с главным редактором «Учительской газеты» П.Г.Положевцом. М.: Ижица, 2004 г.),

  • курс «Деловой русский язык» - 0,5 часа, цель курса: использовать возможности функционального аспекта изучения русского языка в формировании деловой речевой культуры учащихся и организовать практическое усвоение обучающимися норм, правил составления и оформления простейших деловых бумаг.

  • курс «Математика в экономике» - 0,5 часа, цель курса: интеллектуальное развитие учащихся, формирование гибкости мышления, характерных для экономической деятельности, необходимых для успешной социализации учащихся и адаптации их к реальной жизни. Изучение взаимодействия математики с экономикой, знакомство с наиболее известными приемами математических знаний в различных жизненных и экономических ситуациях.


Специальное (коррекционное) образование
Учебный план специальных (коррекционных) классов VII вида призван обеспечить реализацию целей и задач образования, которые определены Законом «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, а также направлен на осуществление региональной образовательной политики, позволяющей формировать и сохранять единое образовательное пространство и реализовывать государственный образовательный стандарт общего образования.

Учебный план   специальных (коррекционных) классов VII вида предусматривает овладение знаниями в объёме базового ядра обязательных учебных курсов, единых для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. В соответствии с Федеральным стандартом дети с ограниченными возможностями здоровья получают основное общее образование. В нём сохранены все образовательные  области инвариантной части ОБУП.

Содержание образования реализуется через образовательные области: «Филология», «Математика», «Человек и окружающий мир», «Обществознание», «Естествознание», «Искусство», «Технология», «Физическая культура».

Обязательные занятия по выбору отражают специфику образовательного учреждения, позволяют реализовывать образовательные программы и учебные планы в соответствии с потребностями и возможностями учащихся.

Продолжительность обучения: в начальной школе – 4 года, в основной школе – 5 лет.

Обучение реализуется при 6-тидневной учебной неделе.

Учебный план специальных (коррекционных) классов VII вида для 1-4 классов ориентирован на освоение образовательных программ начального общего образования с учетом индивидуальных психофизических особенностей развития учащихся. Обучение в начальных классах строится по программам учебных предметов, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации («Школа России» Концепция и программы для начальных классов в 2 ч/ М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др. - М.: Просвещение, 2009).

Образовательная область «Филология» представлена учебными предметами: русский язык, литературное чтение, иностранный язык.

Изучение иностранного языка начинается со 2-го класса. Занятия по иностранному языку проводится без деления на группы, так как в классе изучается один иностранный язык. Учитывая специфику усвоения учебного материала детьми, испытывающих трудности в обучении, на предмет иностранный язык во 2-4 классах добавлен 1 час.

В целях выполнения государственного стандарта на изучение русского языка выделено 5 часов.

Изучение предмета информатика и ИКТ в 3-4 классе реализуется в качестве учебного модуля за счет часов, отводимых на учебный предмет труд в образовательной области «Технология». Основной целью обучения информатике является формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера.

Изучение предмета основы безопасности жизнедеятельности включено в содержание курсов, реализующих образовательный компонент инвариантной части школьного учебного плана: окружающий мир, физическая культура, труд - для формирования понятийной базы опасных и чрезвычайных ситуациях и выработки навыков безопасного поведения дома, на улице, на водоемах, противопожарной безопасности, личной гигиены, а также необходимых навыков по гражданской обороне.

Образовательная область «Человек и окружающий мир» представлена предметом окружающий мир по 2 часа во 2 и 3 классах. Во 2-ом классе учебный предмет окружающий мир направлен на формирование знаний и полноценных представлений об окружающем мире, развитие речи обучающихся, формирование и развитие основных умственных операций и действий. В 3-ем классе учебный предмет окружающий мир является интегрированным, включает содержание двух учебных курсов: естествознание, история.

За счет предмета ритмика  усилена образовательная область физическая культура. На предмет физическая культура  в 1-4 классах отводится 3часа в неделю – 2 часа физкультуры и ритмика, чтобы учащиеся смогли  приобрести навыки физической подготовки, снять умственную и психологическую нагрузку- это обусловлено необходимостью коррекции отклонений в развитии моторной деятельности учащихся. Цель которого: развитие пространственных представлений, координации движений, улучшение осанки детей, формирование культуры общения. Занятия по ритмике проводятся без деления класса на группы.

С низким уровнем сформированности учебных умений и навыков обучающихся, школьный учебный план предусматривает обязательные индивидуально-групповые коррекционные часы, которые направлены на коррекцию индивидуальных недостатков познавательной деятельности, для восстановления пробелов в знаниях по учебным предметам и распределены следующим образом:


  • 1 час в неделю – русский язык;

  • 1 час в неделю – математика;

  • 1 часа в неделю – психологическая коррекция;

Занятия проводятся педагогом-психологом, учителями русского языка и математики. Продолжительность занятий 20 минут.

Школьный учебный план 5-9-х специальных (коррекционных) классов VII вида предусматривает овладение знаниями в объеме базового ядра обязательных учебных курсов, единых для общеобразовательных учреждений РФ.

На второй ступени общего образования образовательная область «Математика» представлена учебными предметами алгебра, геометрия (в 9 классе), информатика и ИКТ (в 6,9-х классах).

Учебные предметы музыка и изобразительное искусство изучаются в 6 классе. В образовательной области «Искусство» введен учебный предмет мировая художественная культура. За счет дополнения 1 часа в 9 классе, данный курс, делает образовательную область непрерывной на протяжении всей второй ступени общего образования.

Образовательная область «Обществознание» состоит из учебных предметов: география (6-9 классы), история (6-9 классы), обществознание (5-9 классы).

На предмет технология отводится по 2 часа в неделю для того, чтобы учащиеся смогли приобрести навыки трудовой подготовки в зависимости от своих психофизических возможностей, и 1 час предмета черчение в 9 классе, с целью допрофессиональной подготовки.

Обязательные часы по выбору представлены 1 часом физической культуры и 1 часом курса предпрофильной подготовки «Мой выбор».

Школьный учебный план предусматривает на ступени основного общего образования обязательные индивидуально-групповые коррекционные часы. Индивидуально-групповые часы отведены на занятия по математике, русскому языку и литературе для восполнения пробелов в знаниях обучающихся и на занятия по психологической коррекции.

Индивидуально-групповые коррекционные занятия проводятся педагогом-психологом, учителями русского языка и математики. Продолжительность занятий 20 минут.

Среднее (полное) общее образование
Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.

Учебный план III ступени обучения, на основе ОБУП 2009-2010 учебного года, построен с учетом 2-х летнего обучения. Совокупное учебное время, отведённое в учебном плане на предметы 10-11 класса, не превышает предельно допустимой учебной нагрузки и распределено на обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть), учебные предметы по выбору на базовом уровне и компонент образовательного учреждения.



Базовые учебные предметы представлены в соответствии с вариантом примерного плана следующими предметами:

  • русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, обществознание (включая экономику и право), информатика и ИКТ, биология, химия, физика, МХК, технология, география, ОБЖ, физическая культура.

Национально-региональный компонент представлен курсом:

  • технология (1 час в неделю).

Из компонента образовательного учреждения с целью подготовки к Итоговой государственной аттестации выделены часы для выполнения учебных программ по предметам в 10,11-х общеобразовательных классах:

  • русский язык – 1 час в неделю (Автор: А.И.Власенков, Л.Н.Рыбченкова);

  • алгебра и начала анализа – 1 час в неделю (Алгебра и начала анализа, 10-11 класс. А.Г.Мордкович и др.);

  • химия – 1 час в неделю (Автор: О.С.Габриелян);

  • биология – 1 час в неделю (Автор: А.А.Каменский и др.);

  • информатика и ИКТ - 1 час в неделю (Автор: Н.Д.Угринович);

Сдача экзаменов в формате ЕГЭ является одним из направлений модернизации школьного образования на современном этапе. Обновление структуры экзаменов для выпускников предполагает изменения и в подготовке к ним. В соответствии с образовательными потребностями обучающихся, по результатам анкетирования: 65% учащихся выбрали обществознание, 75% выбрали алгебру, 50% выбрали основы делового общения. С учетом возможностей ресурсного обеспечения и с целью получения дополнительной подготовки для сдачи Единого государственного экзамена в 10,11-х классах введено изучение курсов:

  • «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» – 1,5 часа –10 класс и 1,5 час – 11 класс (Программа: Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики. Автор А.Н.Земляков. М.: Вита-Пресс, 2004г.), цель курса: компенсировать ограниченные возможности базового курса по алгебре и подготовку к единому государственному экзамену;

  • «Основы делового общения» – 1 час – 10класс (Автор С.Ф.Сизикова. – Москва: Вита- Пресс, 2004 г.), цель курса: дать знания об основах делового общения и сформировать профессионально-ориентированные умения в рамках деловой коммуникации;

  • «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» - 1,5 час-10 класс и 1,5 час -11 класс (Карнаух Н.Л. Программы элективных курсов. Литература. 10-11 класс. М. : Дрофа, 2006), цель курса: быстро и эффективно повторить весь курс русского языка, пройденного в основной школе и подготовить учащихся к централизованному тестированию, выпускным и вступительным экзаменам, способствовать формированию у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;

  • «Глобальный мир в XXI веке» - 1 час, 11 класс (Автор: Л. Поляков.-Москва: Просвещение,2010г), цель курса: социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества, что закреплено в основах конституционного устройства современной России. С этим неразрывно связано воспитание у молодых граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за его будущее; формирование будущего гражданина с активной жизненной позицией, патриотизма, уважения к другим народам, толерантности и культуры мира;

Данные элективные курсы соответствуют требованиям, предъявляемым государственным стандартом, дополняют базовую программу, не нарушая её целостности. Курсы направлены не только на устранение пробелов в базовой составляющей и систематизацию знаний по основным разделам школьной программы, но и на расширение и углубление знаний по предметам, и повышение учебной мотивации.

Таким образом, учебный план МБОУ №61 составлен с учетом всех требований Областного базисного учебного плана, соответствует Уставу школы, основным целям и задачам образовательного процесса.


Смотрите также:
Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
320.54kb.
1 стр.
Учебный план на 2012/2013 учебный год
182.31kb.
1 стр.
Рассмотрена методическим советом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №28 с углублённым изучением отдельных предметов
6510.02kb.
38 стр.
Учебный план государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
521.24kb.
2 стр.
Учебный план для 1 класса на 2011/12 учебный год
36.76kb.
1 стр.
Учебный план для 2-11 классов на 2011/12 учебный год
113.79kb.
1 стр.
И. М. Сафаргулов Приказ №50 от 30 августа 2012 года учебный план
142.22kb.
1 стр.
Коллективный договор муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения города таганрога
422.06kb.
4 стр.
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Зимовниковской средней общеобразовательной школы №10 на 2012-2013 учебный год Пояснительная
203.95kb.
1 стр.
Программа развития муниципального образовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной
390.82kb.
2 стр.
Учебный план Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3
229.28kb.
1 стр.
Приложение к Уставу Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №28 г. Томска Локальные акты
60.51kb.
1 стр.