Главная
страница 1


О состоянии здоровья населения и организации здравоохранения

Ямало-Ненецкого автономного округа в 2012 году

  1. Демографическая характеристика

Ямало-Ненецкий автономный округ (далее – автономный округ) расположен в Арктической зоне на территории в 750,3 тыс.кв.км. Более половины округа расположено за Полярным кругом. В составе автономного округа 13 муниципальных образований, в том числе 6 городских округов и 7 сельских административных.

Численность населения округа на 01.01.2012 года составила 536,6 тыс. человек, что на 2,2% больше, чем в 2011 году (на 01.01.2011 – 524,9 тыс. человек). Городское население, составляющее 85%, компактно проживает в 8 относительно крупных городах, оставшиеся 15% - сельские жители, проживают на обширной территории в 102 малочисленных посёлках, в 45 из которых менее 100 жителей.

Среди коренных и малочисленных народов Севера, проживающих на территории автономного округа 17 тыс. человек по настоящее время ведут кочевой образ жизни. В тундре вместе с родителями проживают более 4 000 детей, из них до года – более 500.

Основную долю (94,0%) общего прироста населения составляет естественный прирост. В результате за 2012 год число городского населения в округе увеличилось на 2,4%, сельского – на 1,1%. В 2012 году естественный прирост составил – 11,4 на 1000 населения.

Коэффициент рождаемости в автономном округе в 2012 году, по сравнению с 2011 годом, увеличился на 7,1% и составил 16,7 рождений на 1000 населения (2011 год – 15,6). Положительная динамика роста рождаемости населения наблюдается в автономном округе последние 5 лет.

Коэффициент смертности в автономном округе в 2012 году снизился на 1,9% и составил 5,3 случая смерти на 1000 населения. Смертность городского населения в 2012 г. составила 4,85 на 1000 населения, смертность сельского населения составила 8,27 на 1000 населения. Удельный вес умерших на селе в общем количестве умерших составил 23,2 %.

Основной причиной смертности населения автономного округа, как и в целом по России, остаются болезни системы кровообращения. Наблюдается ежегодная незначительная динамика роста на 1,4% выше показателя 2011 года. В 2012 году, удельный вес умерших от болезней системы кровообращения в автономном округе составил 40,5 %, с показателем 215,7 на 100 тыс. населения, что по прежнему в 3 раза ниже, чем в целом по России – 729,3 на 100 тыс. населения и Уральскому Федеральному округу – 658,5.

Второе место в структуре причин смертности населения (в отличие от РФ, где находится смертность от новообразований), занимают несчастные случаи, отравления и травмы с 4-процентной динамикой снижения относительно 2011 года. Удельный вес в структуре смертности составил 22,3%, с показателем 118,8 на 100 тыс. населения, который остается ниже среднероссийского на 5 %.

На третьем месте смертность от новообразований, с увеличением на 11,6 % в сравнении с 2011 годом, и удельным весом в структуре смертности 16,9 %. Показатель ниже среднероссийского более чем в 2 раза и составляет 90,2 на 100 тыс. населения. Показатель смертности сохраняется на низких значениях, однако тенденция ежегодного роста онкологической заболеваемости, как и в целом по РФ, способствует увеличению смертности.

Коэффициент младенческой смертности в автономном округе по сравнению с 2011 годом снизился на 2,7% и составил 10,7 случаев на 1000 родившихся. Несмотря на тенденцию к снижению показателя, он на протяжении последних 6 лет, выше показателя по Уральскому федеральному округу (7,7 на 1000 родившихся) и по России в целом (8,7 на 1000 родившихся).

В автономном округе наблюдается стойкая динамика снижения младенческой смертности. В отличие от других субъектов УРФО, в которых снижение показателя младенческой смертности в основном зависит от снижения перинатальной смертности (смертности детей до 28 дня жизни), в автономном округе значительная доля ресурса снижения показателя младенческой смертности приходится на сельское и тундровое население. Высокий уровень показателя младенческой смертности по отношению к общероссийскому, обусловлен смертностью детей первого года жизни среди населения, проживающего в экстремальных условиях тундры. В 2012 году 23,9 % случаев младенческой смертности произошли в тундре без оказания медицинской помощи.

Рост младенческой смертности в городах на 8,2 % объясняется переходом учреждений здравоохранения на рекомендованные ВОЗ новые критерии живорожденности. Меры социальной направленности по снижению младенческой смертности в сельской местности, результативны на протяжении последних 4-х лет. Снижение показателя в сельской местности составило 37,2%.



  1. Заболеваемость населения

Автономный округ является регионом с экстремальными (арктическими) условиями климата, низкой плотностью населения, сложной транспортной схемой, поэтому, в силу ряда этих и других особенностей, организация здравоохранительных мероприятий среди населения представляется крайне непростой задачей.

Социально-экономическое развитие Ямала во многом обусловлено притоком в автономный округ производительных сил из других регионов России, более благоприятных в климатическом отношении. При этом пришлое население сталкивается со специфическими и неспецифическими факторами региона, которые оказывают существенное негативное влияние на здоровье человека.

Стоит отметить, что оценка общепатологических сдвигов, характеризующих пребывание на Севере, рассматривается со стороны состояния эндокринной системы и общего метаболизма, состояния иммунной системы, психо-эмоциональной сферы, сердечно-сосудистой системы, которые являются одними из главных мишеней воздействия экстремальных арктических факторов.

Рост по классу болезней эндокринной системы отражает и общемировые тенденции «неинфекционной эпидемии» в отношении сахарного диабета, метаболического синдрома, тиреоидной патологии.

Длительные и суровые периоды низкой температуры воздуха с сильными ветрами, осуществление трудовой деятельности по освоению и эксплуатации топливно-энергетического комплекса с длительным пребыванием на открытом воздухе создают условия для ускоренного формирования болезней органов дыхания, они занимают первое место в структуре первичной заболеваемости на протяжении последних двух лет.

Показатель общей заболеваемости населения автономного округа за последние пять лет имеет стабильное значение с 2-х процентным ростом. В сравнении с 2011 годом произошло снижение на 3 %, показатель составил 2007,2 на тысячу населения (по УРФО – 1509,9 и по РФ -1604,0 на 1000 населения).

Уровень впервые выявленной заболеваемости за последние пять лет имеет стабильное значение с 0,7-ми процентным снижением. В 2012 году показатель составил 1130,3 на 1000 населения, что на 13,7% ниже уровня 2011 года. Снижение уровня первичной заболеваемости всего населения в 2012 году отмечается практически по всем классам болезней и колеблется от 26,7% по классу психические расстройства, до 1,8% по классу отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде.

В период с 2008 по 2012 годы максимальный уровень как общей, так и впервые выявленной заболеваемости был зарегистрирован в 2011 году (2069,0 и 1193,8 на 1000 населения соответственно). Данная ситуация объясняется в первую очередь увеличением выявляемости заболеваний в результате активной профилактической работы и диспансеризации населения. В 2011 году благодаря мероприятиям региональной Программы модернизации здравоохранения было закуплено новое оборудование, внедрены стандарты оказания стационарной медицинской помощи, в результате чего удалось увеличить доступность медицинской помощи и, как следствие, выявляемость заболеваний.

По итогам 2012 года структура общей заболеваемости населения выглядит следующим образом:

- на I месте – болезни органов дыхания (относительно 2011 года снижение на 2,0%);

- на II месте – болезни костно-мышечной системы (относительно 2011 года рост на 0,3%);

- на III месте – болезни мочеполовой системы (относительно 2011 года снижение на 9,1%).

Структура заболеваемости населения Округа типична для северных территорий и обусловлена климатическими условиями и спецификой жизненного уклада населения.

В 2012 году впервые признано инвалидами 1644 человека, что на 1 % меньше чем в 2011 году. Удельный вес детского населения в структуре первичной инвалидности составляет 15,5%. Удельный вес взрослого населения составляет 84,5% , основную долю которого представляет трудоспособное население – 66,6%.

Общий показатель первичной инвалидности 30,6 на 10 тыс. населения более чем в два раза ниже, чем среднероссийский показатель (РФ в 2010 г. 77,0 на 10 тыс. населения).

Наметившиеся позитивные тенденции в состоянии здоровья детского и взрослого населения автономного округа во многом связаны с устойчивым развитием и совершенствованием системы здравоохранения и социальной политики в целом, успешно проведенной модернизацией, оснащением лечебно-профилактических учреждений новым оборудованием, эффективной реализацией программных мероприятий в сфере охраны здоровья населения, ростом доступности и качества оказываемой медицинской помощи, расширением объема профилактических мероприятий.

Тем не менее, складывающиеся тенденции требуют дальнейших шагов по оптимизации медицинского обеспечения в профилактическом направлении, ранней диагностики заболеваний и их своевременной коррекции.


  1. Система здравоохранения: ресурсы и деятельность

Сеть учреждений

В 2012 году в системе здравоохранения округа функционировало 37 медицинских организаций (юридических лиц). В районах с наибольшим проживанием сельского и кочующего населения медицинскую помощь оказывают работники 5 передвижных медицинских отрядов, 5 отделений санитарной авиации (оказывающих только экстренную помощь).



Кадровые ресурсы

В 2012 году в медицинских организациях автономного округа работало 14772 человек (в т.ч. 2297 врачей и провизоров). Коэффициент совместительства составил 1,5. Обеспеченность врачебными кадрами составляла 43,6 на 10000 населения(в УРФО – 39,2, по РФ -44,0). В сельской местности работало 246 врачей.

Обеспеченность средним медперсоналом составляла 120,5 на 10000 населения. В сельской местности работало 333 человек среднего медицинского персонала.

Стационарная помощь

Стационарную помощь жителям оказывает 25 учреждений здравоохранения (с коечным фондом 4960 коек). В 2012 году среднее число дней пребывания больного на койке сократилось на 1,8 % к уровню 2011 года (с 11,4 до 11,2 дней соответственно) при отсутствии роста больничной летальности. Уровень госпитализации по округу остался в 2012 году на прежнем уровне и составил 243,1 пациентов на 1000 населения (2011 г. – 246,9). По- прежнему ниже норматива остается показатель работы койки в году. Данный факт объясняется сезонностью госпитализаций, отдаленностью сельских территорий и длительной изоляцией мелких населённых пунктов. В 2012 году показатель составил 299 дней, что 0,7 % ниже уровня 2011 года. Частичный переход в 2011-2012 годах на оказание медицинской помощи в соответствии со стандартами выявил еще больший простой коек, и соответственно резерв для сокращения и перепрофилирования.

В 2012 году в округе работало 1047 коек дневных стационаров, что на 68 коек больше чем в 2011 году (2011 год – 979 коек).

Поликлиника

В 2012 году амбулаторную помощь жителям автономного округа оказывали 54 поликлиники в составе больничных учреждений, 3 общеврачебные практики, 14 фельдшерско-акушерских и 9 фельдшерских пунктов.

Следует отметить недостаточную развитость первичной сети амбулаторной помощи населению, особенно сельскому. Плановая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в 2012 году составила 9428 посещений в смену, фактическая – 11886 посещений в смену (125 % от плановой), что говорит о перегруженности имеющихся площадей и необходимости развития амбулаторно-поликлинического звена.

В 2012 году к врачам округа было выполнено 6082032 посещений, что составило 11,3 в расчете на 1 жителя, что характеризует наибольшую доступность, чем предлагается в программе государственных гарантий России (9,7 на 1 жителя).



Скорая медицинская помощь

В 2012 году в автономном округе функционировали 4 станции скорой медицинской помощи и 20 отделений. Помощь населению оказывалась 115 врачебными и 248 фельдшерскими бригадами. В 2012 году скорая медицинская помощь была оказана 183 847 человекам. По сравнению с 2011 годом, число вызовов скорой медицинской помощи увеличилось на 2,6% и составило 339,7 на 1000 населения, что также говорит о недостаточной мощности амбулаторно-поликлинической помощи, особенно в сельской местности.



Финансирование

Источниками финансирования учреждений здравоохранения округа являлись средства окружного бюджета, Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС), и доходы от предоставления учреждениями платных услуг.

В 2012 году финансирование учреждений здравоохранения составило

15 238 053,8 тыс. рублей.

За последние три года финансирование увеличилось на 33 %.

Расходы на здравоохранение в консолидированном бюджете округа в процентном отношении от общей суммы расходов в 2012 году составили – 10,3 %.

Плановый показатель расходов на душу населения в 2012 году составил 29 034,87 руб. Расходы на душу населения за последние три года увеличились на 53,9 %. Рост расходов на душу населения связан, прежде всего, с переоснащением медицинских организаций, приобретением дорогостоящего оборудования. Эти задачи стояли в 2011-2012 годах.

Среднемесячная заработная плата за 2012 год по категориям работников составила: у врачей - 87 167 руб.; среднего медперсонала - 47 266 руб.; младшего медперсонала - 23 498 руб. В среднем по здравоохранению среднемесячная заработная плата на одного работника за указанный период составила 47 880 руб.

Доплаты в рамках реализации национального проекта "Здоровье" и программы модернизации, составляющие до 42 % по врачам, по среднему медицинскому персоналу до 38 %, позволили существенно увеличить уровень заработной платы врачей и среднего медицинского персонала, повысить их мотивацию к оказанию качественных медицинских услуг.

Лекарственное обеспечение населения автономного округа осуществляли 250 аптечных организаций, в т. ч. 33 (13,2 %) − государственные структуры, 41 (16,4%) - муниципальные структуры и 176 (70,4%) частные.

За 2012 год аптечными организациями автономного округа реализовано лекарственных средств на сумму 1 450,5 млн. рублей. Средняя торговая наценка составляет 56,7 %. Потребление лекарственных средств на 1 жителя составило 2661,47 рублей.

В регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в части лекарственного обеспечения в 2012 году находилось за счет средств федерального бюджета 13 379 человек, окружного - 109 798 человек, высокозатратных нозологий – 250 человек.



  1. Реформирование системы здравоохранения

За последние 2 года ведется активное реформирование системы здравоохранения автономного округа, направленное на повышение эффективности ее функционирования, оптимизацию структуры и, что самое важное, увеличение качества предоставляемых населению медицинских услуг. Реформирование системы здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа проводится с учетом реализации федеральных программ.

К наиболее значимым достижениям и преобразованиям за последние годы можно отнести:

- реализацию на территории округа Приоритетного национального проекта «Здоровье». Общий объем финансирования Проекта составил 5 224,17 млн. рублей. В рамках реализации ПНП «Здоровье» было открыто 4 Центра здоровья и закуплено оборудование для их оснащения. Продолжались мероприятия по диспансеризации работающего населения и детей-сирот, неонатальному и аудиологическому скринингу, обследованию население с целью выявления, лечения и профилактики туберкулеза, вакцинопрофилактики, предоставлению высокотехнологичной медицинской помощи. Реализуется проект «Родовый сертификат».

- реализацию региональной Программы модернизации Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2012 гг. В рамках реализации Программы было предусмотрено 1 302 856,3 тыс. рублей. В учреждения здравоохранения поставлено 990 единиц медицинского оборудования, установлено 97 единиц бортовой аппаратуры ГЛОНАСС. Были созданы региональный сосудистый и онкологический центры, открыты межмуниципальные отделения, организованы кабинеты кризисной беременности. Проведены работы по внедрению первой очереди региональной медицинской информационно-аналитической системы в лечебно-профилактические учреждения автономного округа. В учреждениях здравоохранения создана система льготного лекарственного обеспечения населения автономного округа, введен в эксплуатацию сервис записи на прием к врачу в электронном виде, система электронного документооборота.

- реализацию 15 окружных целевых медицинских программ и подпрограмм на общую сумму 770 278,8 тыс. рублей. Кроме того, ведется строительство 19 объектов в рамках долгосрочной целевой подпрограммы «Строительство объектов здравоохранения на 2011 - 2015 годы», финансирование которой в 2012 году составило 3 025 272,0 тыс. рублей. В рамках реализации программы достигнуто сдерживание темпов распространения инфекционных заболеваний на территории автономного округа, снижение заболеваемости туберкулезом, достигнуты успехи в лечении и профилактики сахарного диабета, проводится активная вакцинопрофилактика, улучшилась диагностика и лечение артериальной гипертензии, совершенствовалась психиатрическая помощь населению, введены в эксплуатацию новые объекты здравоохранения.

В 2012 году дополнительно разработаны окружные медицинские программы по профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни, реабилитации, развития первичной медико-санитарной помощи, укреплению кадрового потенциала.

- меры социальной поддержки. Для привлечения врачебных кадров в сельскую местность осуществляются единовременные компенсационные выплаты отдельным категориям медицинских работников, работающих в сельских населённых пунктах в размере 1 млн. рублей за счёт окружного бюджета и 1 млн. рублей за счёт федеральных средств. Это позволило привлечь врачебные кадры и сократить совместительство на 7%. В 2012 году для работы в учреждения здравоохранения округа удалось привлечь 42 врача и 18 средних медицинских работников, 24 врачам произведена выплата в размере двух миллионов рублей.

- реструктуризацию коечного фонда, которая позволила сократить с 2008 по 2012 годы 437 круглосуточных коек и уменьшить объемы стационарной помощи, усилить амбулаторное звено и увеличить объемы, оказываемые в дневных стационарах.

Таким образом, за последние годы были достигнуты значительные результаты по повышению эффективности функционирования системы здравоохранения и качества предоставляемой населению медицинской помощи.

Несмотря на достигнутые успехи в здравоохранении Ямало-Ненецкого автономного округа остается ряд проблем, которые требуют решения:

- значительные объемы специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи оказываются за пределами округа, т.к. здравоохранение округа представлено в основном первичной медико-санитарной помощью, направленной на оказание экстренной и неотложной помощи;

- низкая доступность плановой амбулаторной медицинской помощи для населения, ведущего кочевой образ жизни;

- недостаточная плановая мощность поликлиник;

- недостаточно развита (практически отсутствует) служба медицинской реабилитации и профилактики;

- низкая обеспеченность врачебными кадрами сельского здравоохранения.


  1. Развитие системы здравоохранения автономного округа будет продолжено по следующим направлениям:

- дальнейшая оптимизация и сокращение коек круглосуточного стационара, развитие специализированных и некоторых видов высокотехнологичной медицинской помощи. Планируемое сокращение к 2018 году составит 866 коек.

Наибольшее количество коек планируется сократить в учреждениях I уровня – 331 койку, продолжив политику развития общеврачебных практик на уровне участковых больниц, упразднив специализацию коек и врачебных специальностей, что позволит сконцентрировать внимание на общей патологии и диагностике ранних форм заболеваний.

Будет решен актуальный вопрос взаимозаменяемости медицинских работников. Оставшиеся круглосуточные койки будут предназначены для подготовки экстренных больных к следующему этапу лечения и транспортировке, временной изоляции инфекционных больных, кратковременной госпитализации больных с целью диагностики, динамического наблюдения и подготовки для транспортировки, лечения обострений хронических больных с известным диагнозом.

Для сезонного лечения хронических больных в соответствии с индивидуальными программами диспансеризации уже развёрнуто достаточное количество коек дневного стационара.

Оптимизация круглосуточных коек на уровне центральных районных больниц, будет решаться посредством развёртывания круглосуточных коек общетерапевтического, общехирургического, педиатрического, инфекционного, гинекологического профиля и коек родовспоможения, коек дневных стационаров и отделений реабилитации.

Будут сокращены койки II уровня учреждений здравоохранения - 254 койки. В учреждениях этого уровня будет оказываться специализированная помощь, получившая наибольшее развитие в данном учреждении, остальная часть специализированных коек будет освобождаться.

Сокращение круглосуточных коек III уровня учреждений здравоохранения планируется на 2015 – 2018 годы, их количество уменьшится на 268 коек. Сокращение коечного фонда позволит повысить работу койки и использовать высвободившиеся площади для амбулаторно-поликлинической помощи.

- совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи, стационарзамещающих технологий и профилактической медицины;

- стандартизация медицинской помощи;

- информатизация здравоохранения (для управленческих решений) и развитие телемедицинских технологий (позволит получать консультации высококвалифицированных специалистов (как окружных, так и из других субъектов) всем нуждающимся пациентам, дистанционно обучать медицинские кадры, проводить конференции и совещания);

- развитие санитарно-эвакуационного вида медицинской помощи, передвижных отрядов;

- переход на эффективный контракт.



В ближайшей и отдаленной перспективе для улучшения показателей здоровья населения автономного округа, снижения заболеваемости и смертности от управляемых причин, значительные усилия необходимо направить на создание единого профилактического пространства по формированию здорового образа жизни, предупреждение, раннего выявления и коррекции факторов риска заболеваний, повышение информированности и формирования ценностного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей на популяционном уровне. Реализацию данных мероприятий необходимо осуществлять комплексно, в тесном межведомственном взаимодействии.




Смотрите также:
Департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа
2551.64kb.
11 стр.
О состоянии здоровья населения и организации здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа в 2012 году
141.7kb.
1 стр.
Государственного бюджетного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Национальная библиотека Ямало-Ненецкого автономного округа»
294.19kb.
3 стр.
Отчё т руководителя фракции лдпр в Законодательном Собрании Ямало-Ненецкого автономного округа в 2011 году Лазарева Максима Николаевича
83.32kb.
1 стр.
План организационных мероприятий Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа на август 2012 года
55.67kb.
1 стр.
Постановление О повестке дня сорок третьего заседания Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа пятого созыва 21 ноября 2012 г. № Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа постановляе т
116.95kb.
1 стр.
Информация Департамента по физической культуре и спорту Ямало-Ненецкого автономного округа, об осуществлении финансового контроля за выполнением государственного
118.08kb.
1 стр.
Постановление О повестке дня пятидесятого заседания Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа пятого созыва 22 мая 2013 г. № Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа постановляе т
126.49kb.
1 стр.
Сведения о проверяемом учреждении
20.91kb.
1 стр.
5 Историко-культурное наследие
85.17kb.
1 стр.
Студенты из Ямало-Ненецкого автономного округа Общежитие №6
48.76kb.
1 стр.
Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года Транспортная инфраструктура
84.09kb.
1 стр.