Главная
страница 1
Становление профессиональной музыкальной культуры Дагестана (вторая половина XX – начало XXI вв.)

Сыпало Наталия Валентиновна

соискатель

Саратовская государственная консерватория (академия) им. Л.В. Собинова, Саратов, Россия

E-mail:nataliapiano@mail.ru

В данной статье рассматривается роль выпускников СГК им. Л.В. Собинова в развитии профессиональной музыкальной культуры Дагестана во второй половине XX века. На основе архивных источников и личных бесед автора с выпускниками СГК им. Л.В. Собинова, впервые был собран уникальный историко-фактологический материал, который послужил основой данной статьи.



Фортепианное исполнительство. Расцвет фортепианного исполнительского искусства в республике связан с профессиональной деятельностью блистательной пианистки, ученицы выдающегося педагога-музыканта А. П. Щапова Евгении Алексеевны Троицкой. Свою педагогическую работу она начинала и долгие годы продолжала под руководством блестящего музыканта, пианиста, педагога, первого профессионального композитора Дагестана Г.А. Гасанова (выпускника Ленинградской консерватории). За годы работы в училище (почти полвека) Е.А. Троицкая воспитала около 200 студентов, многие её выпускники продолжили своё обучение в Саратовской государственной консерватории: Г. Котляревская, Н. Егорова, В. Султанова, С. Камирная, Л. Никита (Селевко).

Духовые инструменты. Вместе с Е.А. Троицкой в 1952 году в Махачкалу приезжает и её супруг, выпускник Саратовского музыкального училища и Саратовской государственной консерватории, трубач, ученик И.И. Шишкова – Владислав Петрович Селевко, который стал, по сути, основоположником школы игры на медных духовых инструментах в Дагестане. Около 30 лет В.П. Селевко заведовал отделением духовых инструментов в Махачкалинском музыкальном училище, преподавал музыкально - теоретические дисциплины, в 1960-х годах был дирижёром оркестра Кумыкского театра. За годы работы воспитал более 62 высококвалифицированных музыкантов. Среди его выпускников Лауреаты и дипломанты Всесоюзных конкурсов, Заслуженные деятели искусств Дагестана и России, Заслуженный учитель России, Заслуженные артисты Республики Дагестан и Российской Федерации, многие его выпускники продолжили своё обучение в высших учебных заведениях Саратова, Баку, Казани (консерватории), Москвы (РАМ им. Гнесиных). Одним из учеников В.П. Селевко, продолжившим своё образование в Саратовской консерватории, стал кларнетист Лавр Мамедович Алиев. Окончив Махачкалинское музыкальное училище за два года, в 1956 году он поступает в Саратов. По окончании учёбы Л.М. Алиев возвращается в Махачкалу, где начинает свою педагогическую работу в музыкальном училище. Параллельно с преподавательской, ведёт активную концертную деятельность, являясь солистом симфонического оркестра Радио и Телевидения Республики Дагестан и оркестра Кумыкского музыкально-драматического театра. Ярко выраженные организаторские способности были замечены министерством культуры Республики Дагестан, и с 1964-1971 годы Алиев Л.М. был назначен на должность художественного руководителя Дагестанской государственной филармонии и художественного руководителя ансамбля «Песни и танца народов Дагестана». С 1971–1976 гг. он возглавляет ДМШ № 1 г. Махачкалы, а с 1978 года и по настоящее время руководит оркестровым отделением Махачкалинского музыкального училища им. Г. Гасанова. Среди его многочисленных выпускников 17 человек имеют звания различного достоинства. Его ученики в разное время работали и продолжают работать в музыкальных профессиональных учебных заведениях и оркестрах Москвы, С.-Петербурга, Харькова, Ростова, Саратова, Баку, Душанбе, Ташкента, Кисловодска.

Струнные инструменты. Весомый вклад в развитие скрипичной школы республики внёс педагог, исполнитель, пропагандист музыки Дагестанских композиторов, автор методических разработок по скрипке народный артист ДАССР Мурад Ахмедович Абуев. Окончив Саратовскую консерваторию и ассистентуру в классе профессора Н.А. Гольденберга, он возвращается в республику, где начинает свою активную исполнительскую и педагогическую деятельность. С 1969 года является солистом Дагестанской государственной филармонии им. Т.Мурадова, а с 1973 года - преподавателем ММУ им. Гасанова. М.А. Абуев подготовил более 40 скрипачей-дагестанцев, многие из которых окончили музыкальные ВУЗы страны.

Не обделена вниманием профессионалов с Саратовским дипломом и музыкальная ниша, занимаемая инструментами народного оркестра. Среди них: Н.В. Агибалова – преподаватель колледжа культуры и Махачкалинского музыкального училища (выпускница профессора Н.В. Грибкова); профессор, Засл. работник культуры РФ Р.С. Осипов (выпускник профессора Н.В. Грибкова); профессор, заслуженный деятель искусств Дагестана, Ю. Г. Ханжов (выпускник И.А. Кислицина).



Хоровое исполнительство. Развитие хорового искусства Дагестана второй половины XX века проходило под знаком подготовки профессиональных специалистов. В республику на работу приезжают хормейстеры, закончившие ведущие консерватории России. Дирижёрско-хоровое отделение Махачкалинского музыкального училища стало центром подготовки дирижёров для всей республики. В 1960-х годах на этом отделении работало немало преподавателей, внесших значительный вклад в развитие хорового искусства Дагестана. Среди них выпускники Саратовской государственной консерватории Е.П. Леденёв и А.И. Андреев (Хохулин). В 1970-е годы в коллектив училища влилась целая плеяда молодых талантливых хормейстеров. В разное время возглавляли учебный хор дирижёрско-хорового отделения выпускники Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова А.Г. Джарджуманов, Б.И. Богатырёв, М.П. Мизрахи, Р.М. Гаджиев (выпускник доцента В.И.Грициановой). В 1982 году после окончания Саратовской консерватории начала свою творческую и педагогическую деятельность Л.И. Ханжова. За годы работы на кафедре хорового дирижирования Даггоспединститута (1982-1987) ею был организован хор «Молодость», успешно выступавший на всесоюзных и республиканских фестивалях и телевизионных передачах. После окончания в 1989 году ассистентуры-стажировки при Саратовской консерватории она была приглашена в Махачкалинское музыкальное училище, где много лет возглавляла хор дирижерско-хорового отделения. В 1998г. она была назначена главным хормейстером только что открывшегося Дагестанского государственного театра оперы и балета, где приняла непосредственное участие в постановке первых дагестанских опер «Хочбар» Г. Гасанова и «Йырчи Казак» Н. Дагирова (премьера). С 2008 года Л. И. Ханжова возглавляет Государственных хор Республики Дагестан. Концертную деятельность Л.Ханжова успешно совмещает с педагогической работой. Многие из её выпускников, окончив ведущие консерватории, успешно работают в лучших творческих коллективах России.
Литература

  1. Абдулаева М.Ш. Музыкальное искусство Дагестана в пространстве диалога культур// Вестник Московского Государственного университета культуры и искусств. 2009. № 5. Издательство: Московский государственный университет культуры и искусств (Химки) ISSN: 1997-0803

  2. Агабабов С. А. Деятели музыкального искусства Дагестана / С. А. Агабабов. Махачкала: Даг. кн. изд. 1960.

  3. Якубов М. Готфрид Алиевич Гасанов – основоположник дагестанской профессиональной музыкальной культуры. М., 2010.


Смотрите также:
Становление профессиональной музыкальной культуры Дагестана
45.15kb.
1 стр.
Инновационные формы работы на уроках музыки. Цель современного музыкального школьного образования: «Становление музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры»
57kb.
1 стр.
Становление и развитие национальной государственности Дагестана в XX начале XXI вв.
1080.26kb.
5 стр.
Формирование профессиональной музыкальной культуры Казахстана
66.02kb.
1 стр.
I. Психолого-педагогические основы формирования музыкальной культуры дошкольников в музыкально-игровой деятельности
187.79kb.
1 стр.
Становление и развитие профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения
805.64kb.
4 стр.
Синтетический характер музыкальной культуры «серебряного века» 24. 00. 01 теория и история культуры
265.36kb.
1 стр.
Из истории Детской музыкальной школы им. С. М. Максимова
88.54kb.
1 стр.
-
311.09kb.
1 стр.
Линия жизни: Дулина Виктория Васильевна
26.61kb.
1 стр.
Музыкальная гостиная «Беседы у рояля»
56.65kb.
1 стр.
Мичеева нурания мубараковна становление и развитие профессиональной подготовки музейных педагогов в отечественной системе образования
392.5kb.
1 стр.