Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 «Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как условие развития личности современного гимназиста» Шемякина Л.В. «Создание психолого-педагогических условий для формирования интеллектуальной и творческой одаренности» Познание индивидуальности каждого школьника, его творческого потенциала – это одна их основных задач начальной школы. Хотя вопрос о детской одаренности является до сих пор дискуссионным вопросом. Так как существуют, как известно 2крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Можно поддерживать любую точку зрения, но при этом, я считаю, что каждый педагог стремиться создать условия для формирования интеллектуальной и творческой одаренности . Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Неоценимую помощь в этом роде деятельности оказывает школьный психолог, Лариса Викторовна. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.(слайд) Поскольку об одаренности ребенка нередко судят по его достижениям прежде всего в учебе, то по перечисленным далее особенностям можно отличить одаренного ребенка от просто очень способного и хорошо обученного. Одаренный ребенок стремится к новым познавательным ситуациям, они его не только не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости. Даже если в этой новой ситуации возникают трудности, одаренный ребенок не утрачивает к ней интереса. Способный ученик с высокой мотивацией достижений любую новую ситуацию воспринимает как угрозу своей самооценке, своему высокому статусу. Одаренный ребенок получает удовольствие от самого процесса познания, Определение одаренных детей:
Работа по выявлению способных детей начинается с первого класса. Тем более, что современные исследователи считают особенности личностного развития способных детей одним из факторов становления одаренности. Наиболее часто упоминаемыми качествами личности одаренного ребенка, способствующими развитию потенциала, являются: трудолюбие, упорство в достижении цели, развитое чувство справедливости и чувство юмора. Занимаясь изучением литературы про одаренных детей, я нашла описание эксперимента по выявлению таких детей. Детям предлагается посещать занятие дополнительно по предметам добровольно . Ученые считают, что желание ребенка продолжать занятия — один из важных индикаторов одаренности. Проявление склонности к повышенным интеллектуальным нагрузкам — одна из важных отличительных черт одаренного ребенка. Самостоятельно выбирая, продолжать ли ему занятия, ребенок тем самым решает вопрос о целесообразности для себя дополнительных, интеллектуальных нагрузок. Здесь мы сталкиваемся с феноменом «познавательной самодеятельности», отмеченным в исследованиях Д.Б. Богоявленской. Не очень доверяя чужому мнению, но сгорая от любопытства, я предлагаю детям 2-го класса дополнительные занятия. Удивлению моему не было предела, кода пришли именно те дети, которые в результате исследования школьным психологом показали высокий уровень интеллектуального развития. (слайд.- дети одаренные) По критерию «форма проявления» можно говорить о: явной одаренности; скрытой одаренности. Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. . Скрытая одаренность проявляется в замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить: общую одаренность; специальную одаренность. Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).
Именно в начальной школе проявляются первые способности, склонности, интересы, резервные возможности ребенка, поэтому очень важно именно на этом этапе создать для каждого ребенка ситуацию успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой. Возникает необходимость разделения детей на группы и объединение их в эти группы по каким-либо схожим признакам объясняется специфическими целями, которые преследует учёт индивидуальных особенностей. Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности: В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.). В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность. В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям. Слайды – дети по группам. А создание благоприятного для ребенка психологического климата невозможно без тесной совместной работы всех педагогов. И только благодаря такому сотрудничеству учителей создается комфортная психолого-педагогическая среда для развития ребенка. Надо отметить, что слаженная работа нашей творческой группы учителей начальных классов совместно с музыкальным работником…по созданию условий для творческой самореализации детей начальной школы происходит постоянно. Неоценимую помощь в этом нам оказывают проводимые в начальной школе предметные недели. В рамках этих недель проходит множество различных конкурсов. Это и конкурсы стихов, конкурс иллюстрированных книжек, пословиц, фразеологизмов и просто рисунков на различные темы. Приведу пример лишь недели РУcСКОГО ЯЗЫКА, Работает театр «Вдохновение», В каждом классе проходят множество различных конкурсов. Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке.(слайд) В нашей школе созданы прекрасные условия, когда дети на протяжении многих лет занимаются вокалом, и находят применение своих способностей на всех школьных мероприятиях. Два поколения моих детей … Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. Раньше других при этом проявляются математические дарования (Лейбниц, Галуа, Гаусс). Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени. Слайд.VI. Формы работы с одаренными учащимися: - творческие мастерские; - факультативы; - кружки по интересам; - конкурсы; - интеллектуальный марафон; - участие в олимпиадах; Участие во Всероссийских конкурсах «Медвежонок», «Кенгуру», « Золотое руно, «Новогодние сказки, и т.д. - предметные недели - научно-исследовательская деятельность; - проектная деятельность Особое внимание уделяем процессам организации творческой деятельности. Театрализованные праздники — особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию. В гимназии работает театр «Вдохновение». Востребованной формой работы с одарёнными детьми младшего школьного возраста является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Как нельзя лучше для этого В начальной школе создано научное общество гимназистов. Уже прошло 4 научные конференции, в среднем 10 человек ежегодно принимают участие в исследованиях на различные темы. В этот год наши дети особо отличились в городе, заняв 4 призовых места, что дало право на участие в зональной конференции. Павленко Екатерина является победительницей 8-й зональной практической конференции «Я открываю мир». Ей предложено участвовать во Всероссийской НПК Среди них есть у мои ученики. В этом году велись 3 исследования. Самое большое исследование, это проект «Саамы Кольского полуострова». Больше года изучали истории коренного населения нашего края. И быт, и культуру, одежду, танцы, увлечения. Даже сшили костюм и выучили танец. Павленко Екатерина заняла 1 место в городе. Очень достойно держалась на зональной конференции, и поразила глубиной изучения данного вопроса. Легко отвечала на дополнительные вопросы. (Авторов азбуки саамской, цитировала стихи…) Орлова Екатерина изучала биоритмы. И сейчас мы в классе сидим. Как сказал наш новоиспеченный поэт « по-научному согласью.» Второй проект: «Как очищать планету» Киреев Семен представил работу «Чудеса из пластиковых бутылок» Все активно участвовали: кто бутылки собирал для поделок, кто поделки мастерил. И юное дарование ( по призванию – спортсмен) представило свою работу. Помощь взрослых и, в частности, педагога заключается в том, чтобы научить ребенка творить. Ребенок в результате такой помощи должен научиться: ► удивляться всему, будто видит все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Нечудесного в мире нет. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение – рождение в искусстве, где все – игра чудесных сил; ► видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться…) — так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик – свой самолет, моряк – корабль. Нужно научиться видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери). Источник художественного творчества – память; ► мечтать (фантазия – цемент, скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи, соединяя их в одно удивительное целое). Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле. Чтобы творить, следует еще научиться: ► владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла). ► создавать «законченную вещь», то есть произведение. Поэтому очень важно ежедневно заниматься с ребенком (рисованием, чтением, музыкой или спортом), учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как: - смотреть, чтобы увидеть красоту; - слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе; - почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами; - говорить так, чтобы тебя услышали; - быть самим собой; - трудиться творчески; - творить вдохновенно. Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения[17] Вывод. При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося, и одаренной личности в частности. Программа развития предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути. Смотрите также: «Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как условие развития личности современного гимназиста» Шемякина Л. В
93.11kb.
1 стр.
Исследовательская работа Предметно-пространственная среда как индивидуализация образовательного процесса
1220.37kb.
6 стр.
Изучение мотивации субьектов образовательного процесса на уроках физической культуры
97.16kb.
1 стр.
Нравственное воспитание субъектов образовательного процесса на уроках литературы и русского языка
73.65kb.
1 стр.
Формирование образовательной среды школы как условие развития субъектов образовательного процесса
78.23kb.
1 стр.
Психологическая безопасность образовательного процесса как условие обеспечения психологического здоровья школьников. «Концепция модернизации российского образования»
86.28kb.
1 стр.
Приказ от 2013 г. № Публичный отчет государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей Тульской области «Областной Центр развития творчества детей и юношества»
349.45kb.
1 стр.
Дизайн учебно-воспитательного пространства как средство эстетического образования младших школьников
92.37kb.
1 стр.
Физкультминутки на уроках в математики
100.13kb.
1 стр.
Позитивная самооценка как условие успешного развития личности
97.6kb.
1 стр.
«Формирование исследовательской компетенции обучающихся как условие развития личности»
59.83kb.
1 стр.
Индивидуализация и дифференциация при обучении иностранному языку в школе. Annotation 76.18kb.
1 стр.
|