Главная
страница 1
19 – я НПК

«Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как условие развития личности

современного гимназиста»
Шемякина Л.В.

«Создание психолого-педагогических условий для формирования интеллектуальной и творческой одаренности»

Познание индивидуальности каждого школьника, его творческого потенциала – это одна их основных задач начальной школы.

Хотя вопрос о детской одаренности является до сих пор дискуссионным вопросом. Так как существуют, как известно 2крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко».

Можно поддерживать любую точку зрения, но при этом, я считаю, что каждый педагог стремиться создать условия для формирования интеллектуальной и творческой одаренности .

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Неоценимую помощь в этом роде деятельности оказывает школьный психолог, Лариса Викторовна.



   Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

   Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.(слайд)

   Поскольку об одаренности ребенка нередко судят по его достижениям прежде всего в учебе, то по перечисленным далее особенностям можно отличить одаренного ребенка от просто очень способного и хорошо обученного. Одаренный ребенок стремится к новым познавательным ситуациям, они его не только не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости. Даже если в этой новой ситуации возникают трудности, одаренный ребенок не утрачивает к ней интереса. Способный ученик с высокой мотивацией достижений любую новую ситуацию воспринимает как угрозу своей самооценке, своему высокому статусу.

Одаренный ребенок получает удовольствие от самого процесса познания,

Определение одаренных детей:


  • Имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; они имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Работа по выявлению способных детей начинается с первого класса.

Тем более, что современные исследователи считают особенности личностного развития способных детей одним из факторов становления одаренности. Наиболее часто упоминаемыми качествами личности одаренного ребенка, способствующими развитию потенциала, являются: трудолюбие, упорство в достижении цели, развитое чувство справедливости и чувство юмора.

Занимаясь изучением литературы про одаренных детей, я нашла описание эксперимента по выявлению таких детей.

Детям предлагается посещать занятие дополнительно по предметам добровольно . Ученые считают, что желание ребенка продолжать занятия — один из важных индикаторов одаренности. Проявление склонности к повышенным интеллектуальным нагрузкам — одна из важных отличительных черт одаренного ребенка. Самостоятельно выбирая, продолжать ли ему занятия, ребенок тем самым решает вопрос о целесообразности для себя дополнительных, интеллектуальных нагрузок. Здесь мы сталкиваемся с феноменом «познавательной самодеятельности», отмеченным в исследованиях Д.Б. Богоявленской.

Не очень доверяя чужому мнению, но сгорая от любопытства, я предлагаю детям 2-го класса дополнительные занятия. Удивлению моему не было предела, кода пришли именно те дети, которые в результате исследования школьным психологом показали высокий уровень интеллектуального развития. (слайд.- дети одаренные)

По критерию «форма проявления» можно говорить о:

явной одаренности;

скрытой одаренности.

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. .

Скрытая одаренность проявляется в замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить:

общую одаренность;

специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

 

Именно в начальной школе проявляются первые способности, склонности, интересы, резервные возможности ребенка, поэтому очень важно именно на этом этапе создать для каждого ребенка ситуацию успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой.



Возникает необходимость разделения детей на группы и объединение их в эти группы по каким-либо схожим признакам объясняется специфическими целями, которые преследует учёт индивидуальных особенностей.

Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности:

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.

И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Слайды – дети по группам.

А создание благоприятного для ребенка психологического климата невозможно без тесной совместной работы всех педагогов. И только благодаря такому сотрудничеству учителей создается комфортная психолого-педагогическая среда для развития ребенка.

Надо отметить, что слаженная работа нашей творческой группы учителей начальных классов совместно с музыкальным работником…по созданию условий для творческой самореализации детей начальной школы происходит постоянно. Неоценимую помощь в этом нам оказывают проводимые в начальной школе предметные недели.

В рамках этих недель проходит множество различных конкурсов.

Это и конкурсы стихов, конкурс иллюстрированных книжек, пословиц, фразеологизмов и просто рисунков на различные темы.

Приведу пример лишь недели РУcСКОГО ЯЗЫКА,

Работает театр «Вдохновение»,

В каждом классе проходят множество различных конкурсов.

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке.(слайд)

В нашей школе созданы прекрасные условия, когда дети на протяжении многих лет занимаются вокалом, и находят применение своих способностей на всех школьных мероприятиях. Два поколения моих детей …

Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. Раньше других при этом проявляются математические дарования (Лейбниц, Галуа, Гаусс).

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом,

чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.

Слайд.VI. Формы работы с одаренными учащимися:

-   творческие мастерские;

-   факультативы;

-   кружки по интересам;

-   конкурсы;

-   интеллектуальный марафон;

-   участие в олимпиадах;

Участие во Всероссийских конкурсах «Медвежонок», «Кенгуру»,

« Золотое руно, «Новогодние сказки, и т.д.

-  предметные недели

-  научно-исследовательская деятельность;

-   проектная деятельность

Особое внимание уделяем процессам организации творческой деятельности.

Театрализованные праздники — особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.

В гимназии работает театр «Вдохновение».

Востребованной формой работы с одарёнными детьми младшего школьного возраста является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Как нельзя лучше для этого

В начальной школе создано научное общество гимназистов. Уже прошло 4 научные конференции, в среднем 10 человек ежегодно принимают участие в исследованиях на различные темы.

В этот год наши дети особо отличились в городе, заняв 4 призовых места, что дало право на участие в зональной конференции. Павленко Екатерина является победительницей 8-й зональной практической конференции «Я открываю мир». Ей предложено участвовать во Всероссийской НПК

Среди них есть у мои ученики.

В этом году велись 3 исследования.

Самое большое исследование, это проект «Саамы Кольского полуострова».

Больше года изучали истории коренного населения нашего края. И быт, и культуру, одежду, танцы, увлечения. Даже сшили костюм и выучили танец.

Павленко Екатерина заняла 1 место в городе.

Очень достойно держалась на зональной конференции, и поразила глубиной изучения данного вопроса. Легко отвечала на дополнительные вопросы. (Авторов азбуки саамской, цитировала стихи…)

Орлова Екатерина изучала биоритмы. И сейчас мы в классе сидим. Как сказал наш новоиспеченный поэт « по-научному согласью.»

Второй проект: «Как очищать планету»

Киреев Семен представил работу «Чудеса из пластиковых бутылок»

Все активно участвовали: кто бутылки собирал для поделок, кто поделки мастерил. И юное дарование ( по призванию – спортсмен) представило свою работу.

Помощь взрослых и, в частности, педагога заключается в том, чтобы научить ребенка творить. Ребенок в результате такой помощи должен научиться:

►       удивляться всему, будто видит все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Нечудесного в мире нет. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение – рождение в искусстве, где все – игра чудесных сил;

►  видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться…) — так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик – свой самолет, моряк – корабль. Нужно научиться видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери). Источник художественного творчества – память;

►   мечтать (фантазия – цемент, скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи, соединяя их в одно удивительное целое).

Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле. Чтобы творить, следует еще научиться:

►   владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла).

►     создавать «законченную вещь», то есть произведение.

Поэтому очень важно ежедневно заниматься с ребенком (рисованием, чтением, музыкой или спортом), учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как:

-       смотреть, чтобы увидеть красоту;

-       слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе;

-       почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами;

-       говорить так, чтобы тебя услышали;

-       быть самим собой;

-       трудиться творчески;

-       творить вдохновенно.

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения[17]



 Вывод.

При   всех  существующих трудностях в  системе  общего  среднего образования  сегодня  открываются новые  возможности  для развития личности учащегося, и одаренной личности в частности. Программа развития    предусматривает   целенаправленную   работу   с   одаренными учащимися,  начиная  с начальной школы  и  до  осознанного  выбора жизненного пути.


Смотрите также:
«Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как условие развития личности современного гимназиста» Шемякина Л. В
93.11kb.
1 стр.
Исследовательская работа Предметно-пространственная среда как индивидуализация образовательного процесса
1220.37kb.
6 стр.
Изучение мотивации субьектов образовательного процесса на уроках физической культуры
97.16kb.
1 стр.
Нравственное воспитание субъектов образовательного процесса на уроках литературы и русского языка
73.65kb.
1 стр.
Формирование образовательной среды школы как условие развития субъектов образовательного процесса
78.23kb.
1 стр.
Психологическая безопасность образовательного процесса как условие обеспечения психологического здоровья школьников. «Концепция модернизации российского образования»
86.28kb.
1 стр.
Приказ от 2013 г. № Публичный отчет государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей Тульской области «Областной Центр развития творчества детей и юношества»
349.45kb.
1 стр.
Дизайн учебно-воспитательного пространства как средство эстетического образования младших школьников
92.37kb.
1 стр.
Физкультминутки на уроках в математики
100.13kb.
1 стр.
Позитивная самооценка как условие успешного развития личности
97.6kb.
1 стр.
«Формирование исследовательской компетенции обучающихся как условие развития личности»
59.83kb.
1 стр.
Индивидуализация и дифференциация при обучении иностранному языку в школе. Annotation
76.18kb.
1 стр.