Главная
страница 1
Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение

средняя общеобразовательная

школа №45

Областное государственное учреждение культуры

«Ленинский мемориал»

432054 г. Ульяновск, ул. Камышинская, 32

Тел. 630532, факс 687299

ИНН 732703958

КПП 732701001

E-mail: schoool45@simcat.ru

ВИКТОРИНА

«ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

http://www.stihi.ru/pics/2011/04/13/2742.jpg

Выполнили:

Селиверстова Екатерина, 7в класс, 13 лет Адрес: Рябикова 110, корпус 1, кв.99 Тел.:89631287381

Данилина Анна, 7в класс, 13 лет

Адрес: Камышинская 20/63, кв.88

Тел.: 89093571941





Руководитель:

Кириллова Наталья Николаевна,

учитель истории и обществознания

Тел.: 89603752528

e-mail: n.kirillova@list.ru



Ульяновск, 2012 г.


Г. Ульяновск


1 вопрос:

Какой год считается датой зарождения российской государственности и точкой отсчёта отечественной истории? По высочайшему указу, какого императора этот год получил официальный статус «начального события российской государственности», исполнение которого в России привело к тому, что несколько поколений россиян уже с детства усвоили летописную версию образования своего государства?

Ответ:

Традиционно 862 год считается датой зарождения российской государственности, точкой отсчета отечественной истории. В 862 году произошел акт добровольного соглашения славянских и угро-финских племен, договорившихся ради прекращения междоусобиц призвать в качестве правителя «человека со стороны», не связанного ни с одним из местных кланов, который должен был выполнять функции третейского судьи, «судить по праву», то есть по закону. Таким приглашенным правителем стал князь Рюрик, положивший начало первой русской династии, правившей страной более семи веков.



21 августа 1852 года последовал Высочайший Указ императора Николая I, согласно которому 862-й год получил официальный статус «начального события российской государственности».



2 вопрос:

Это золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы XIV века с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и увенчанный крестом. Символ самодержавия в России, венец русских государей. Назовите его и расскажите историю возникновения.

Ответ:

Шапка Мономаха—главная регалия русских великих князей и царей. Символ-корона самодержавия в России. Представляет собой золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно восточной работы конца XIII— начала XIV века с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и крестом. «Шапка Мономаха» относится к числу самых древних регалий, хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля. Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается «шапка золотая». Возможно, что именно она впервые в 1572 году в завещании Ивана Грозного была названа «шапкой Мономаха».

История возникновения:

Шапка представляет собой среднеазиатский головной убор. Не исключено, что эта наследственная регалия московских государей— дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Шапка могла быть изготовлена по их заказу восточными мастерами. В связи с переориентацией московской государственности с Орды на Византию при Иване III происходит и переосмысление значения шапки в русле концепции «Москва— Третий Рим». Около 1518 года («Сказание о князьях Владимирских») формулируется официальная версия её происхождения: этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров.

3 вопрос:

К какому веку относятся столыпинские реформы? Кем для России был Столыпин П.А., назовите его реформы.

Ответ:

Реформы П.А. Столыпина были проведены в XX веке.



Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911 г.) – одна из крупных фигур российской истории. Одни считают его выразителем интересов помещиков, защитником самодержавного государства. Другие – прогрессивным реформатором. Одни полагают, что столыпинские реформы, усугубив социальные противоречия, объективно ускорили Октябрьскую революцию. Другие уверены, что никакой революции не было, если бы жизнь премьера не оборвалась так внезапно и преждевременно.

Самая главная из его реформ – аграрная, начавшаяся осенью 1906 года. Её суть - разрушение крестьянской общины с целью создания новой и прочной социальной опоры монархии – прогрессивных, экономически и политически свободных крестьян-землевладельцев, призванных не только спасти самодержавие, воспрепятствовать революционным катаклизмам, но и придать мощный импульс всестороннему развитию страны и общества. Реформа осталась незавершенной.



4 вопрос:

Историю пишут историки: он долго оставался одним из самых читаемых историков России, Н.Г.Чернышевский считал его «замечательнейшим из современных русских историков». Его репутация и при жизни, и после смерти подвергалась сильным нападкам, однако вклад этого человека в развитие русской историографии, можно назвать громадным. Во всех его трудах проводилась идея народной истории, главным образом в виде изучения духовной жизни народа. Автор биографий князей, царей, и императоров X-XVIII веков: «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей». Назовите имя историка, расскажите о нём и его историческом наследии.

Ответ:

Николай Иванович Костомаров (1817-1885)— общественный деятель, историк, публицист и поэт, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, современник, друг и соратник Тараса Шевченко. Автор многотомного издания «Русская история в жизнеописаниях её деятелей», исследователь социально-политической и экономической истории России, в особенности территории современной Украины, называемой Костомаровым южною Русью и южным краем.

Николай родился 4(16)мая 1817 года в слободе Юрасовке Острогожского уезда Воронежской губернии (ныне село Юрасовка, Ольховатского района Воронежской области). Отец— дворянин-помещик, мать— крестьянская девушка, прежде крепостная его отца, учившаяся в одном из московских пансионов. Позднее отец Костомарова женился на ней, но Костомаров родился до брака, и хотя отец собирался усыновить его, но не успел этого сделать. Отец Костомарова - поклонник французской литературы XVIII века, идеи которой он пытался прививать и малолетнему сыну, и своей дворне, был вместе с тем жестоким помещиком; в 1828 году он был убит своими дворовыми людьми, похитившими при этом скопленный им капитал. Мать Костомарова отдала его в воронежский пансион, но, пробыв там около двух лет, он был исключён за шалости. Затем он поступил в воронежскую гимназию и, окончив здесь курс, в 1833 году стал студентом Харьковского университета.

Во второй половине 50-х гг. приступил к подготовке очерков о повседневной жизни русского народа, его быте и нравах в XVI-XVII вв., которая закончилась публикацией в 1860 г. "Очерка домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях". В 1859 г. он стал профессором Петербургского университета. Первый лекционный курс - "История Южной, Западной, Северной и Восточной Руси в удельный период" - имел большой успех. С 1862 г. прекратил чтение лекций в университете и занялся научной деятельностью. В этот период была написана его самая известная работа "Русская история в жизнеописаниях ее важнейших деятелей". С 1875 г. сильно болел и не мог больше работать в архивах. В 1885 г. скончался.

Н.И. Костомаров долго оставался одним из самых читаемых историков России. Н.Г. Чернышевский считал его «замечательнейшим из современных русских историков».



5 вопрос: http://hrono.ru/img/kartiny/aleksandr2_1856.jpg

Крестьянская, земская, судебная, цензурная, городская, военная, морская, финансовая, социальная, университетская, школьная…

Вставьте пропущенное слово и дайте ему определение.

Ответ:
Реформа- 1. Преобразование, изменение, переустройство чего-нибудь.

2. Преобразование в какой-нибудь. области государственной, экономической и политической жизни, не касающееся основ существующего социального строя..

Девять важнейших реформ: крестьянская, земская, судебная, университетская, школьная, городская, военная, цензурная, финансовая - были проведены в 60-70-е годы XIX века императором Александром II.

Реформы затронули практически все сферы общественной жизни. За короткий срок для России было сделано немало. Первая реформа – это крестьянская (1861 г.). Она освободила от рабства 23 миллиона крестьян, она дала мощный толчок развитию рыночных отношений, позволила России совершить экономический рывок, крестьяне – рабы стали гражданами России.

Благодаря земской реформе в России впервые появилось настоящее земское самоуправление, земства обустраивали свою малую родину и добились впечатляющих успехов: дороги, школы, больницы, построенные в конце XIX века, и сегодня напоминают о деятельности земств.

А самая передовая – судебная. Гласность, публичность, равенство перед законами, независимость судей, состязательность и наконец, Суд присяжных – это был шаг к гражданскому обществу. Суды присяжных и адвокаты оправдали много невиновных, что было невозможно и немыслимо в Николаевской России. В России появились блестящие адвокаты – ораторы. Среди них: Арсеньев, Урусов, Плевако, Кони.

Необходимо остановиться на главных достоинствах реформы образования. В России появилось среднее образование. Университеты получили самоуправление, уничтоженное в Николаевскую эпоху. Именно с реформ Александра II можно говорить о начале высшего женского образования.

Не следует забывать и о военной реформе, в результате которой Россия получила массовую и хорошо вооруженную армию. Отменены телесные наказания в армии и на флоте. Более ста лет солдат в Российской армии наказывали шпицрутенами. А вот в годы реформ – этому бесчеловечному унижению сказали: “Нет”.

Александр II был великим реформатором. А. И. Герцен назвал его Царем – освободителем. Александр II открыл новую эру для России и собирался ее продолжать. В начале 1881 года он одобрил проект реформ Лорис – Меликова, но смерть оборвала великие замыслы и великие реформы.

6 вопрос: http://www.calend.ru/img/content_events/i1/1392.jpg

«… год, - писал великий русский демократ В.Г.Белинский, - был великою эпохою в жизни России… Напряженная борьба насмерть с Наполеоном пробудила дремавшие силы России и заставила ее увидеть в себе силы и средства, которые она дотоле сама в себе не подозревала». О какой войне говорит В.Г.Белинский, назовите основные сражения этой войны и её героев. Вспомните произведения русской литературы, в которых нашла отражение эта война, назовите главный архитектурный памятник этой войны и произведения портретной живописи.

Ответ:

Речь идет об Отечественной войне 1812 года.

Основные сражения Войны:


  1. Битва под Красным (под Смоленском) - 2 августа 1812 года

  2. Сражение за Смоленск - 4-6 августа 1812 года

  3. Битва Лубино-Валутина Гора (под Смоленском) - 7 августа 1812 года.

  4. Отступление от Лубино

  5. 26 августа 1812 года - Генеральное Бородинское сражение

  6. Отступление от Бородино до Тарутино 27 августа 1812 года по 20 сентября 1812 года

  7. Битва у Тарутино 6 октября 1812 года

  8. Сражение под Малоярославцем с 12 по 15 октября 1812 года

  9. Бегство Наполеона из России. 15 октября по 26 ноября 1812 года

Герои войны:

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, Петр Иванович Багратион, Михаил Богданович Барклай де Толли, Николай Николаевич Раевский.

Среди награжденных мы видим будущего руководителя Южного общества П. И. Пестеля (золотое оружие "За храбрость" и пять орденов), декабристов Сергея Муравьева-Апостола (золотое оружие и два ордена), А. Н. Муравьёва, С. П. Трубецкого, И. Д. Якушкина и многих других.

Наряду с другими активными участниками Отечественной войны в действующей армии, партизанских отрядах и ополчении генерал А. П. Ермолов, Денис Давыдов, автор "Горе от ума" поэт А. С-Грибоедов и др.



Произведения русской литературы, в которых нашла отражение Отечественная война:

  • историческая хроника Н.Задонского «Денис Давыдов»

  • роман С. Голубева «Багратион»

  • роман Г.П.Данилевского «Сожженная Москва»

  • роман Л.Н.Толстого «Война и мир»

  • повесть Н. Рыленкова «На старой Смоленской дороге»

  • роман Л.Рубинштейна «Дорога победы»

  • стихотворение М. Лермонтова «Бородино»

  • Надежда Дурова. «Записки кавалерист-девицы»

  • Денис Давыдов. Сочинения

  • М.Н Загоскин. Рославлев, или русские в 1812 году

Главный архитектурный памятник этой войны:

Храм Христа Спасителя— кафедральный собор Русской православной церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки. Храм был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от Наполеоновского нашествия, разрушен в советское время, но восстановлен в 1999 году.

Произведения портретной живописи, посвященные войне 1812 года:

  • Портреты многих героев войны 1812 года Соломона Карделли и им изданная коллекция (1813) двенадцати главных побед русских над французами, выгравированные им по картинкам Доменико Скотти при помощи русских мастеров Фёдорова и Беггрова (2-е изд., М. 1879).

  • Альберт (Альбрехт) Адам. Рисунки и литографии

  • В.В.Верещагин. Цикл полотен об Отечественной войне 1812 года

  • Петер Гесс. Сражения 1812 года

  • Франсиско Гойя. Офорты из серии «Бедствия войны»

  • Франц Рубо. Фрагменты панорамы «Бородинская битва»

  • Христиан Вильгельм Фабер дю Фор. Рисунки и литографии

  • Александр Юрьевич Аверьянов. Диорама «Сражение при Малоярославце 12/24 октября 1812 года»

  • Василий Верещагин «Война 1812 года»

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/74/139/74139734_war1812year.jpg


Василий Верещагин «Война 1812 года»

7 вопрос:

Царь-богатырь трон оставляет,

Чертог избушкой заменяет;

Сам в плотника преобразился,

Работником на верфь явился:

России знанья добывать,

Себя вперед образовать.

Он так Россию полюбил,

Что и во сне он ей служил.

Могла ль Россия быть такою,

Как видим мы ее теперь,

Когда б могучею рукою,

Не отпер ко всему он дверь?

Во все подробности вникает,

Народ свой делу научает:

Овец, коней как разводить,

Обширные поля хранить,

Полотна, юфть приготовлять

И рожь с полей косой снимать.

Назовите имя первого русского императора, почему его принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей?

Ответ:

После победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира в сентябре 1721 года Россия была объявлена империей, а первым русским императором стал Петр I.



Это один из выдающихся государственных деятелей, так как он провел реформы, определившие европейское направление развития России. Вот некоторые из них:

  • Создание регулярной армии и флота

  • Реформа центрального управления (Создание Сената, коллегий)

  • Реформа феодального сословия (1714 – указ о единонаследии)

  • Реформа государственной службы (принятие Табели о рангах)

  • Реформа местного управления (деление на губернии и провинции)

  • Реформа городского управления (создание выборных органов самоуправления в городах)

  • Церковная реформа (отмена патриаршества, создание Святейшего Синода)

  • Реформы в экономике

  • Реформы в культуре

  • Перемены в российском быте, связанные со стремлением Петра I превратить Россию в европейское государство.

8 вопрос:

Назовите государство, существовавшее в 1922-1991 годах на территории бывшей Российской империи, образование которого стало результатом закономерного стремления к единству бывших регионов империи, связанных экономическими, политическими интересами, обладавших общей идеологией, историей, во многом- культурой и традициями, имевших общие границы. Что вы знаете об этом государстве, назовите его основателя.

Ответ:

Союз Советских Социалистических Республик —государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год в Европе и Азии. Союз ССР занимал 1/6 часть обитаемой суши и был самой крупной по площади страной мира на территории.

СССР был создан 30 декабря 1922 года путём объединения РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР. Состоял из союзных республик (в разные годы от 4 до 16). В состав части республик входили автономные советские социалистические республики (АССР), края, области, автономные области (АО) и автономные (до 1977 года— национальные) округа.

После Второй мировой войны СССР, наряду с США, был сверхдержавой. Советский Союз доминировал в мировой системе социализма, а также был постоянным членом Совета Безопасности ООН.

Создателем первого в мировой истории социалистического государства был Владимир Ильич Ульянов (псевдоним Ленин) - революционер, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР. Родился (в 1870 г.), долгое время жил и учился в Симбирске (Ульяновске). владимир ильич ульянов (ленин)

9 вопрос

«Весь порядок тогдашней Руси, управление, отношение сословий, права их, финансовый быт -пишет Н.И.Костомаров -все давало казачеству пищу в движении народного недовольства, и вся половина XVIIв. была приготовлением эпохи….» Об эпохе кого говорит русский историк? Об этом донском казаке было создано немало преданий, сказов,песен среди них есть знаменитая песня «Из-за острова на стержень». Назовите имя героя и исторические события, связанные с ним. Постарайтесь вспомнить автора, на чьи слова сложилась почти народная песня « Из-за острова на стрежень».

Ответ:

Русский историк Костомаров пишет о Степане Разине.

Степан Тимофеевич Разин, (1630-1671) — донской казак, предводитель восстания 1670—1671 годов, крупнейшего в истории допетровской России.

В 1662—1663 годах Степан командует казачьими войсками в походах против Крымского ханства и Османской империи. Около этого времени царский воевода князь Ю. А. Долгоруков во время одного из конфликтов с донскими казаками велел казнить Ивана Разина, старшего брата Степана. Это событие повлияло на дальнейшую деятельность Разина: стремление отомстить Долгорукову и царской администрации соединилось с желанием вольной и благополучной жизни для казаков, находившихся под его началом. Вскоре, по-видимому, Разин решил, что казацкий военно-демократический строй следует распространить на всё Российское государство. Под руководством Разина был осуществлён удачный грабительский поход казацкой голытьбы на нижнюю Волгу, на Яик и в Персию (1667) — так называемый «поход за зипунами»; этот поход носил характер неповиновения правительству и блокировал торговый путь на Волг

Весной 1670 года Разин организовал новый поход на Волгу, имевший уже характер открытого восстания. Он рассылал «прелестные» (прельстительные) письма, в которых призывал на свою сторону всех ищущих воли и желающих служить ему. Он не собирался (по крайней мере, на словах) свергать царя Алексея Михайловича, однако объявил себя врагом всей официальной администрации — воевод, дьяков, представителей церкви, обвинив их в «измене» царю. Разинцы распустили слух, что в их рядах находятся царевич Алексей Алексеевич (в действительности умерший в Москве 17 января 1670) и патриарх Никон (в то время находившийся в ссылке). Во всех занятых разинцами городах и крепостях вводилось казачье устройство, представителей центральной власти убивали, канцелярские бумаги уничтожались. Купцов, следовавших по Волге, задерживали и грабили. Поход Разина на Волгу сопровождался массовыми восстаниями крепостных крестьян в недавно закрепощённых областях Поволжья. Здесь вожаками выступали, разумеется, не сам Разин и его казаки, а местные предводители, из которых наиболее известна беглая монахиня Алёна Арзамасская. Отложились от царя и начали восстание также большие группы поволжских народов: марийцев, чувашей, мордвы. Захватив Астрахань, Царицын, Саратов и Самару, а также ряд второстепенных крепостей, Разин не смог успешно завершить осаду Симбирска осенью 1670 г., был ранен (4 октября 1670) и удалился на Дон, где со своими сторонниками укрепился в Кагальницком городке. Там был выдан домовитыми казаками царским властям и был казнен 6 июня 1671 года.



Песня сложилась на слова Д. М. Садовникова:


Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные,
Острогрудые челны.


На переднем Стенька Разин,
Обнявшись, сидит с княжной,
Свадьбу новую справляет
Он, веселый и хмельной.


А она, потупив очи,
Ни жива и ни мертва,
Молча слушает хмельные
Атамановы слова.


Позади их слышен ропот:
“Нас на бабу променял,
Только ночь с ней провожжался,
Сам наутро бабой стал”.


Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман
И могучею рукою
Обнял персиянки стан.


Брови черные сошлися,
Надвигается гроза.
Буйной кровью налилися
Атамановы глаза.


- Ничего не пожалею,
Буйну голову отдам! -
Раздается голос властный
По окрестным берегам.

Волга, Волга, мать родная,


Волга, русская река,
Не видала ты подарка
От донского казака!


Чтобы не было раздора
Между вольными людьми,
Волга, Волга, мать родная,
На, красавицу прими!”


Мощным взмахом поднимает
Он красавицу княжну
И за борт ее бросает
В набежавшую волну.

Что ж вы, братцы, приуныли?


Эй, ты, Филька, черт, пляши!
Грянем песню удалую
На помин ее души!..”


Из-за острова на стрежень,
На прэстор речной волны
Выплывают расписные,
Острогрудые челны.


10 вопрос

И ещё один народный герой, имя которого вам нужно назвать: о нём , легендарном начдиве слагались песни и легенды, сказки и былины, написан документальный роман, а на его основе поставлен известный фильм, созданы мультфильмы и серия компьютерных игр уже в современное время. Личное мужество, удаль, отвага и решимость, воинский талант и преданность своему делу, вот что олицетворял он своей жизнью. Командир-самородок, так можно сказать о нём, кто он?

Ответ:

Василий Иванович Чапаев (1887- 1919,) — командир Красной армии, участник Первой мировой и Гражданской войны. Кавалер трёх Георгиевских крестов и одной медали. Кавалер ордена Красного Знамени (1919).

11 вопрос:

И снова война, и новая битва, которую вам нужно назвать.
Не было в истории битв, равных этой, так не было подобных потерь и разрушений. Великая битва, битва века, одно из гигантских сражений, длившееся более полугода, которое внесло решающий вклад в коренной перелом во второй мировой войне, приблизив неизбежное поражение гитлеровской Германии. «Нам надо дойти до Волги. Мы её видим - до неё меньше километра. Мы сражаемся как одержимые, а к реке пробиться не можем. Вся война за Францию продолжалась меньше, чем за один приволжский завод. Мы брали крупные города и теряли при этом меньше людей, чем на этом проклятом клочке земли. Против нас, вероятно, сражаются смертники. И когда этому аду наступит конец?....» Эти строки из письма убитого немецкого офицера - участника битвы.
Назовите город и битву, вошедшие в историю Великой Отечественной войны, что вы знаете об этом великом сражении?


Ответ:

Сталинградская битва — крупное сражение между войсками СССР с одной стороны, и войсками Третьего рейха с другой, в ходе Великой Отечественной войныс 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года.

Битва является одним из важнейших событий Второй мировой войны и наряду со сражением на Курской дуге стала переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу.

Сражение включало в себя попытку вермахта захватить левобережье Волги в районе Сталинграда (современный Волгоград) и сам город, противостояние в городе, и контрнаступление Красной армии(операция «Уран»), в результате которого 6-я армия вермахта и другие силы союзников фашистской Германии внутри и около города были окружены и частью уничтожены, а частью захвачены в плен.

Сталинградская битва — самое кровопролитное сражение в истории человечества, по приблизительным подсчётам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают два миллиона человек. Державы Оси потеряли большое количество людей и вооружений и впоследствии не смогли полностью оправиться от поражения.

Для Советского Союза, который также понёс большие потери в ходе сражения, победа в Сталинграде отметила начало освобождения страны, а также оккупированных территорий Европы, приведшего к окончательному поражению Третьего рейха в 1945 году.
12 вопрос:

Это исторически сложившийся символ с государственным статусом, он изображается на флагах, печатях, бланках государственных органов, денежных знаках, наградах, пограничных столбах и т.п. Его обязательными элементами могут быть щит, щитодержатели, корона, шлем, мантия, девиз, изображения животных и разные неодушевленные предметы.
Назовите этот отличительный государственный знак, являющийся официальной эмблемой нашего государства ,и опишите его .Все ли страну имеют его
?

Ответ:

Этот государственный знак – герб.

Согласно Федеральному конституционному закону «О Государственном гербе Российской Федерации», герб России представляет собой:

«...четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного опрокинутого навзничь и попранного конём змея».

На сегодняшний день единственной в мире страной, не имеющей никакого государственного герба или эмблемы, является Румыния.

13 вопрос :

«Временное правительство низложено. Государственная власть перешла въ руки органа Петроградскаго Совета Рабочихъ и Солдаскихъ Депутатовъ Военно-Революцiоннаго Комитета, состоящаго во главе Петроградскаго пролетарiата и гарнизона. Дело, за которое боролся народъ: немедленное предложенiе демократическаго мира, отмена помещичьей собственности на землю, рабочiй контроль надъ производствомъ созданiе Советскаго Правительства -это дело обезпечено.

ДА ЗДРАВСТВУЕТЪ РЕВОЛЮЦIЯ РАБОЧИХЪ, СОЛДАТЪ И КРЕСТЬЯНЪ! » О какой революции идет речь в этом важном документе, когда она свершилась, кто был ее организатором?

Ответ:

Речь идет об Октябрьской социалистической революции, которая свершилась 7 ноября (25 октября) 1917 года. Большевистской фракцией социал-демократической партии (РСДРП (б)) под руководством Петроградского ВРК во главе с В.И. Лениным было свергнуто буржуазное Временное правительство А. Керенского. В результате произошло изменение государственного строя в стране. Власть перешла в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. На II Всероссийском съезде советов рабочих и солдатских депутатов формируется первое Советское правительство во главе с В. И. Лениным.





14 Вопрос:

Как проходило голосование на вече во времена Древней Руси? Какие вопросы обсуждались на вече, каким был по составу, сколько веков просуществовало оно, и почему было упразднено?

Ответ:

Вече (общеславянское; от славянского вѣтъ— совет)— народное собрание в древней и средневековой Руси — и во всех народах славянского происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества — для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. Участниками веча могли быть «мужи»— главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса.

Ни предварительных оповещений, ни заранее установленных сроков вечевых собраний не существовало; нередко вече собиралось внезапно. Вече созывалось теми, кто желал передать на его решение тот или иной вопрос. Часто таким лицом оказывался князь, который был вынужден обращаться к вечу за решением или поддержкой по всем вопросам, когда его личного авторитета оказывалось недостаточно. Но вече могло собраться и без княжеского созыва. Это было неизбежно в тех случаях, когда князь отсутствовал, или наоборот, в тех случаях, когда горожане хотели выдвинуть князю свои требования или сместить его. Но кто бы ни созывал вече, оно могло считаться состоявшимся только в том случае, если его посещало достаточное количество человек. Были ситуации, когда на созванное князем вече никто не явился. Обычным способом созыва веча был колокольный звон. Для этого существовали особые колокола, называемые "вечными" или "вечими". Местом собраний служили обширные дворы или площади у церквей и на рынках. Порядок проведения таких собраний был следующим: тот, кто созвал вече, объявлял о предмете совещания, и если разногласий не возникало, то решение принималось скоро. В случае же разногласий совещания принимали совершенно неуправляемый характер, доходило даже до драк и убийств. В итоге решение принималось по принципу "кто кого перекричит": ведь собравшихся не переписывали и голоса никто не считал.

Предметом для собрания веча мог быть любой вопрос, однако связанные с собранием веча сложности приводили к тому, что на голосование ставились только наиболее серьезные проблемы, как то: призвание и изгнание князей, заключение ряда (договора) с князем, вопросы войны и мира, отдельные решения суда и вопросы управления (в частности, налогов). В частности, вече решало вопрос о сборе народного ополчения.

Особенного развития достигло вече в Новгороде и Пскове, хотя и здесь его функции не выразились в строго определенных формах. Вече упразднялось под влиянием сильной великокняжеской власти. Великокняжеская власть уже к концу XIV в. ликвидировала вечевые учреждения. Дольше всего вечевой строй удерживался в Новгороде и Пскове, где он достиг наибольшего развития. С присоединением к Москве Новгорода (1478) и Пскова (1510) вече было повсюду упразднено.



15 Вопрос:

В Древней Руси это слово обозначало человека властного, но только в сфере частных отношений, им называли господина, хозяина, землевладельца, права которого распространялись на вещи и людей. Уже с середины ХIV века слово используется для обозначения носителей верховной власти, а позднее уже неограниченной власти. Впервые этим титулом был назван Иван III в 1492 году, тогда же по его приказу титул был отчеканен на печати и на монетах. О каком титуле верховного главы страны идет речь? Назовите его и устойчивые сочетания, связанные с этим словом.

Ответ:

Создание единого государства с центром в Москве означало, что теперь на Руси был один правитель – единственный великий князь, представитель московской династии Рюриковичей. Иван III всячески стремился подчеркнуть свое особое положение и принял новый титул – государь всея Руси. файл:ivan iii of russia 3.jpg



Со словом государь связаны следующие устойчивые сочетания: царь - государь, государь мой, милостивый государь, государь всея Руси, государь император.


Смотрите также:
Викторина «исторический калейдоскоп»
256.11kb.
1 стр.
Возможности подготовки к семейной жизни
878.88kb.
5 стр.
Программа 2010 «калейдоскоп чудес»
107.02kb.
1 стр.
Викторина для учащихся 2-х классов. I раунд «Исторический»
31.74kb.
1 стр.
Исторический
5966.89kb.
40 стр.
Викторина по обж. И четвертый последний, где задавались вопросы, это была «Визуальная викторина»
65.55kb.
1 стр.
Викторина по теме: «Олимпийские игры в древности и современности»
36.91kb.
1 стр.
Викторина по английскому языку для учеников 6-х классов
28.11kb.
1 стр.
Исторический роман во Франции
75.35kb.
1 стр.
Викторина по английскому языку «The Spirit of the Christmas»/«Рождественское настроение»
1829.49kb.
14 стр.
Программа лекционного курса для студентов исторического отделения 2 курс, четвертый семестр
131.69kb.
1 стр.
Проект культурно-массовых мероприятий «Юбилейный калейдоскоп»
166.23kb.
1 стр.