Главная
страница 1страница 2
Расчеты и аналитические материалы

в отношении влияния на жизнедеятельность и здоровье

населения отмены сезонного перехода на «летнее» и «зимнее» время
В соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации от 14 января 2013 г. № АД-П7-123 Минпромторгом России с участием Минздрава России, Роспотребнадзора, Росстандарта, Росстата, РАН, ВЦИОМ подготовлены расчеты и аналитические материалы, в том числе в разрезе субъектов Российской Федерации, в отношении влияния на жизнедеятельность и здоровье населения отмены сезонного перехода на «летнее» и «зимнее» время.
ВЫВОД

по результатам проведенных расчетов и подготовленных аналитических материалов в отношении влияния на жизнедеятельность и здоровье населения

отмены сезонного перехода на «летнее» и «зимнее» время
Общественный резонанс вокруг решения об установлении постоянного летнего времени в Российской Федерации и возможности перехода на постоянное зимнее время, а также возможности сезонного перевода «зимнее-летнее время» показал, что граждане России активно интересуются вопросами исчисления времени, и их мнения по этому вопросу значительно расходятся.

Целенаправленных и глубоких исследований влияния изменений исчисления времени на здоровье и жизнедеятельность населения в стране давно не проводилось.

По имеющимся результатам проведенных исследований Минздравом России установлены лишь кратковременные негативные эффекты для здоровья населения всех возрастных групп, выявляемые по данным обращаемости за медицинской помощью в период перехода на летнее/зимнее исчисление времени, и негативное восприятие (примерно половиной опрошенных) особенностей влияния десинхронизации административного и астрономического времени на здоровье. Специалистам ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Минздрава России сделан вывод, что наиболее благоприятным в отношении психического здоровья людей является нынешнее «летнее» время, которое не нуждается в последующем изменении (т.е. в переходе на «зимнее» время). Со стороны федеральных органов исполнительной власти отсутствуют другие объективные данные о вреде постоянного летнего времени.

В поступивших в Минпромторг России материалах парламентских слушаний в Комитете по охране здоровья Государственной Думы Российской Федерации от 27 сентября 2012 года и письмах отсутствуют результаты комплексного анализа медико-биологических факторов и риска здоровью населения при отмене сезонного перевода часов на зимнее время с установлением на территории Российской Федерации постоянного летнего времени. В частности, отсутствует анализ влияния на здоровье населения неизбежного сокращения годового периода освещенности при переходе к поясному времени или влияние на здоровье населения массового изменения графиков рабочего дня вследствие переноса значительной части светлого времени на ранние утренние часы. Не учитывается тот фактор, что переход к поясному времени для всего населения просто невозможен вследствие географических особенностей регионов. Московская часовая зона расположена в более чем двух географических часовых поясах и включает большое количество экономически связанных регионов, в которых проживает более 96 миллионов человек. Дробление высокомобильной и экономически интегрированной московской часовой зоны в соответствии с теоретическими географическими часовыми поясами нецелесообразно и может потребовать перекраивания границ субъектов Российской Федерации и внесения изменений в Конституцию России. Аналогичная ситуация с чрезвычайно широкими часовыми зонами существует в Европейском союзе (часовая зона Центрально-европейского времени CET, в которую входит большинство стран Европы), Китае и других странах.

По мнению РАН конфликты и неудобства для населения при наличии «временных сдвигов» регулируются такими простыми управленческими решениями в субъектах Российской Федерации, как : уточнение начала работы предприятий, учреждений образования, быта, торговли, кредитно-финансового сектора; корректировкой времени вещания центрального и местного телевидения и установлением начала его информационных, популярных развлекательных, художественных и спортивных передач и пр.

Объективных результатов последствий (в показателях экономических потерь и/или выигрышей, количестве расторгнутых из-за различий во времени международных соглашений, нарушений графиков движения транспорта и пр.) введения круглогодичного летнего времени в России нет.

По критериям увеличения или сохранения эффективно используемого населением светлого времени суток (период дневной активности населения) является установление постоянного летнего времени, что позволит добавить от 6 до 17% светлого времени суток (в зависимости от региона), приходящегося на вторую половину дня – эффективно используемое населением светлое время суток.

По данным ВЦИОМ, из общего количества опрошенных респондентов выявилось примерное равенство желающих жить по «летнему» и «зимнему» времени (35% и 29% соответственно), 31% безразлично.

Возраст респондентов также выявил предпочтения жить по летнему или зимнему времени. Люди до 25 лет предпочитают «летнее» время, сезонный перевод – людей от 35 до 45 лет, за «зимнее» время – люди предпенсионного и пенсионного возраста.

Анализ жалоб граждан и мониторинг прессы по вопросу отмены сезонного перевода стрелок часов и установлению постоянного летнего времени на территории Российской Федерации показал, что большинство граждан Российской Федерации совершенно не информировано о возможных вариантах и последствиях изменений в системе часовых зон России, в частности об общем увеличении в регионах России при постоянном летнем времени суммарного за год количества светлого времени суток в период с 7 до 23 часов (период дневной активности населения) и с 18 до 23 часов (эффективно используемое населением светлое время суток после окончания рабочего дня). Граждане не информированы о том, что в случае установления в регионах России поясного времени (это предлагается в разосланных во все субъекты Российской Федерации рекомендациях парламентских слушаний от 27 сентября 2012 года) будет наблюдаться чрезвычайно резкое сокращение эффективно используемого населением светлого времени суток после окончания рабочего дня с 18 до 23 часов и неизбежно массовое изменение графиков рабочего дня. В условиях информационного вакуума по этому важному и весьма политизированному вопросу население не имеет твёрдых точек опоры, зачастую довольствуясь слухами и спекуляциями.

Следует отметить не использование гражданами возможностей Федерального закона от 3 июня 2011 г. № 107-ФЗ «Об исчислении времени». Граждане весьма редко обращаются в органы местной власти и направляют письма в основном Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, хотя в соответствии с частью 2 статьи 5 указанного закона решение о переводе территории (части территории) субъекта Российской Федерации из одной часовой зоны в другую часовую зону принимается Правительством Российской Федерации на основании совместного предложения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Примером могут послужить письма, поступившие в Минпромторг России из Удмуртской Республики, в которых собраны более 1000 подписей граждан за переход Удмуртской Республики в другую часовую зону (МСК +2).

Учитывая общественную значимость и важность вопросов, связанных с исчислением времени, целесообразно рассмотреть вопрос о создании Правительственной комиссии по времени, возложив на нее обязанности рассмотрения и координации исчисления времени, подготовку докладов и предложений Правительству Российской Федерации по этим вопросам.


Общее мнение федеральных органов исполнительной власти и организаций, участвующих в сборе, обработке данных и подготовке аналитических материалов по проблеме отмены сезонных переводов времени с установлением в Российской Федерации постоянного летнего времени – необходимо целенаправленное проведение активной информационной кампании, направленной на разъяснение населению субъектов Российской Федерации последствий отмены сезонного перевода часов в регионах и городах России, их плюсов и минусов.
Таким образом, эффект от отмены в 2011 году сезонного перевода часов на зимнее время с установлением постоянного летнего времени в Российской Федерации не может быть оценен окончательно. Необходимо продолжить в 2013 году мониторинг Минпромторгом России, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации реализации Федерального закона от 3 июня 2011 г. № 107-ФЗ "Об исчислении времени". Одним из важнейших направлений здесь является проведение специальных широкомасштабных медико-биологических и социологических исследований, связанных с отменой сезонного перевода часов на зимнее время и установлением на территории Российской Федерации постоянного летнего времени.

По результатам мониторинга с учетом медико-биологических и социологических исследований может быть принято обоснованное решение об эффективности отмены сезонного перевода часов на зимнее время с установлением постоянного летнего времени в Российской Федерации.


Аналитические материалы федеральных органов исполнительной власти
Аналитические материалы Министерства здравоохранения Российской Федерации

Минздравом России представлены результаты анализа риска здоровью населения регионов Российской Федерации при десинхронозе, связанным с уменьшением числа часовых поясов.

Данный анализ выполнен ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора, в ходе которого была проведена оценка влияния на здоровье населения трудоспособных возрастов и групп риска (старшие возрастные контингенты, страдающие хроническими соматическими заболеваниями, дети) сезонного изменения исчисления времени на примере одного из регионов (Удмуртской республики – региона, осуществившего смену административного времени на 1 час к западу в 2010 году).

Исследование влияния на здоровье фактора изменения исчисления времени проводилось по данным суточной обращаемости населения за медицинской помощью в г. Пермь до и после сезонных изменений исчисления административного времени для маркерных патологий, в генезе которых вклад десинхроноза представляется значимым - это травмы и другие эффекты воздействия внешних причин (в том числе нападения), невротические, психические и поведенческие расстройства, функциональные расстройства пищеварения, сердечно-сосудистые кризы, сахарный диабет, патология беременности.

В ходе аналитической работы были проанализированы как хронические эффекты, связанные с длительным хроническим действием десинхроноза между астрономическим и административным временем, так и острые нарушения здоровья, возникающие в момент перехода на летнее/зимнее время.

Данные, полученные на примере отдельного региона, показали, что десинхроноз, обусловленный смещением административного времени на 1 час к западу и сокращением годового периода освещенности, приходящегося на время бодрствования, оказывает влияние на показатели здоровья населения в виде повышенной травматизации во всех группах населения, нарушений сердечного ритма и патологии беременности у взрослых, функциональных нарушений со стороны органов пищеварения у детей.

Выполнение процедуры моделирования зависимости десинхроноза и заболеваемости населения показало, что любое отклонение от полученного оптимального смещения (1,1 часа) будет приводить к возникновению риска нарушений состояния здоровья в виде дополнительных случаев заболеваний эндокринной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

Исследование «острых» эффектов для здоровья населения, проявляющихся непосредственно в момент перехода на новое административное время (за две недели до и две недели после смены «зимнего» и «летнего» времени) по данным суточной обращаемости населения г. Пермь показало, что в момент перехода на «летнее» время (сокращение продолжительности сна) происходит увеличение обращаемости практически по всем маркерным заболеваниям. С другой стороны, при переходе на «зимнее» время (увеличение продолжительности сна) наблюдается снижение обращаемости населения по поводу обострений хронических заболеваний системы кровообращения, эндокринной системы, нервной системы и других болезней. При этом наблюдается временной лаг от 3 до 7 дней.

Следует отметить, что в среднем длительность неустойчивых тенденций, вызванных сменой административного времени, не превышает 14 дней, после чего показатели возвращаются на прежний уровень.

С целью определения восприятия населением России особенностей влияния десинхронизации административного и астрономического времени на здоровье был проведен репрезентативный заочный (телефонный) формализованный опрос жителей в возрасте 18 лет и старше, проживающих в 9 часовых зонах страны.

Анализ результатов исследования позволил сделать вывод о преобладании среди опрошенных негативных оценок решения о сокращении часовых зон и изменении принадлежности региона проживания к той или иной часовой зоне. Так, только четверть респондентов (24,8%) воспринимает решение о переходе региона его проживания в новую часовую зону положительно.

Анализ результатов опроса выявил два основных недостатка принятого решения – сокращение светового дня (40,7% респондентов) и ухудшение здоровья населения (32% респондентов).

Необходимо отметить, что опрашиваемые, в основном, дают негативные оценки влиянию перехода на новое время на здоровье людей. Только 8,3% респондентов говорят о положительном воздействии на здоровье, 34,1% – утверждают, что влияние отсутствует совсем, а 47,6% полагают, что влияние на здоровье изменений во времени носит исключительно отрицательный характер.

Мнение опрашиваемых детерминировано также принадлежностью к возрастной группе: чем старше респондент, тем с большей вероятностью он заявляет об отрицательном влиянии перехода на новое время на здоровье, в группе респондентов старше 55 лет доля давших негативные оценки перехода на новое время составила 60,7%.

Что касается конкретных проявлений ухудшения самочувствия в связи с переменой часовой зоны, то респондентами были названы такие, как обострение хронических заболеваний, снижение работоспособности, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли, перепады артериального давления и нервозность.

Важным моментом исследования являлось определение продолжительности действия негативного эффекта для здоровья, что позволяло сделать вывод об адаптационных возможностях организма человека в рассматриваемой ситуации.

Анализ результатов исследования показал, что если человек при переходе на новое время зафиксировал отрицательные последствия для своего здоровья, то в 43,8% случаев он продолжает свидетельствовать их до сих пор, хотя с момента перехода прошло уже больше полутора лет. Такая ситуация характерна для людей старших возрастов (17,6% ответивших в группе от 36 до 45 лет, 100% – в группе от 46 до 45 лет и 66,7% людей старше 55 лет). Еще 34,4% респондентов говорят о том, что симптомы прошли через несколько месяцев и только 12,5% отметили довольно скорое прекращение адаптационного периода.

Следует отметить, что по данным социологического опроса населения 9 часовых зон России, в целом, тот факт, что осенью 2011 г. Российская Федерация впервые не перешла на «зимнее» время, оценивается опрашиваемыми положительно в 63,1% случаев. Безразлично к данному событию относится 19,4% респондентов, в 13,8% случаев даны отрицательные характеристики. При этом мужчины несколько более оптимистично воспринимают отказ от перехода на «зимнее» время, нежели женщины (положительные оценки даны 67,7% и 59,6% указанных групп, соответственно). Респонденты более старших возрастных групп чаще говорят о том, что положительно относятся к решению об отмене сезонного перевода часов, нежели молодежь. Так, в возрастной группе «56 лет и старше» позитивно настроенных респондентов было 76%, в группе 46-55 лет – 62,2%, в группе 36-45 лет – 58,8%, в группе респондентов в возрасте 26-35 лет – 56,8%, тогда как в самой молодой группе «18-25 лет» – меньше половины (44,6%).

Чаще других положительные оценки отмены перехода на «зимнее» время давали жители г. Якутска (в 84% случаев). Также позитивные суждения преобладали среди жителей г. Иркутска и г. Калининграда (по 72% опрошенных выбрали соответствующий вариант ответа), г. Кемерово (70%) и г. Ижевска (62%). Наиболее скептически к отмене сезонного перевода часов отнеслись пермяки, среди которых только 39,7% опрошенных поддержали данное решение.

Таким образом, по результатам проведенных исследований установлены лишь кратковременные негативные эффекты для здоровья населения всех возрастных групп, выявляемые по данным обращаемости за медицинской помощью в период перехода на летнее/зимнее исчисление времени, и негативное восприятие (примерно половиной опрошенных) особенностей влияния десинхронизации административного и астрономического времени на здоровье.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо учитывать возможные последствия со стороны здоровья и связанные с ними экономические ущербы. Требуется проведение активной информационной политики, направленной на разъяснение населению возможных последствий десинхронизации для здоровья и способов их нивелирования.

С целью обеспечения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации документами, необходимыми для решения практических задач по снижению риска популяционному здоровью населения, связанному с десинхрозом административного и астрономического (поясного) времени, в рамках данной научно-исследовательской работы были разработаны методические рекомендации «Снижение риска популяционному здоровью, связанного с десинхронозом административного и астрономического (поясного времени)» и направлены Минздравом России руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Полученные данные корреспондируют с результатами научных исследований, проведенных в 2010-2011 гг. Федеральным государственным учреждением «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Минздрава России по изучению влияния перехода с «летнего» на «зимнее» и с «зимнего» на «летнее» время по показателям потребностей населения в различных видах медицинской помощи. Кроме того, были изучены показатели обращаемости за психиатрической и наркологической помощью в марте (последний месяц «зимнего» времени) и апреле (первый месяц «летнего» времени) 2011 года в Федеральных округах Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, сменивших часовые пояса в 2010 году.



В большинстве округов и субъектов Российской Федерации при переходе с «зимнего» на «летнее» время произошло снижение показателей обращаемости за психиатрической, наркологической, общемедицинской и педиатрической помощью. Единственное исключение – Дальневосточный федеральный округ, где несколько увеличилась обращаемость за психиатрической помощью.

В то же время, переход на «зимнее» время, несмотря на «добавленный» час, вызывал ухудшение анализируемых показателей. В частности, такой переход сопровождался ухудшением самочувствия лиц, страдающих хроническими соматическими, психическими и психосоматическими заболеваниями. Это подтверждалось ростом обращений в территориальные поликлиники, психоневрологические диспансеры и увеличением числа госпитализаций в психиатрические больницы.

Таким образом, полученные данные позволили специалистам ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Минздрава России придти к выводу о том, что наиболее благоприятным в отношении психического здоровья людей является нынешнее «летнее» время, которое не нуждается в последующем изменении (т.е. в переходе на «зимнее» время). Что касается изученных субъектов Российской Федерации (Кемеровская область и Хабаровский край), сменивших часовые пояса, то, по данным за март-апрель 2011 года, осуществленные в них изменения не оказали неблагоприятного влияния на психическое здоровье населения и, с медицинской точки зрения, не несет в себе для него угрозы.

В 1980-е годы НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН занимался изучением роли биологических ритмов в устойчивости растущего организма к природным и социальным рискам. В рамках этого научного направления выполнялось изучение адаптации детей к изменениям времени. Исследования проводились на протяжении 3-х недель с интервалом в 4 часа. У школьников регистрировали температуру тела (ТТ - является энергетическим звеном циркадианного ритма (ЦР)); частоту пульса (ЧСС); артериальное давление: систолическое (САД) и диастолическое (ДАД); продуктивность умственного труда (ПУТ). Регистрация проводилась в течение 3-х дней до перевода детей на новое время (исходные показатели); в первые три дня на первой и на второй неделях нового времени. Были получены следующие результаты.

При переходе на «зимнее» время на 1 неделе адаптации увеличивались амплитуды ритмов ТТ, ЧСС, ДАД. Акрофазы ЦР всех оцениваемых функций сохраняли устойчивость. Не менялись балльные значения дневных кривых физиологических функций, что отражало сохранение у них дневного уровня и периода ЦР. На второй неделе адаптации установленные изменения амплитуд восстанавливали исходный уровень.

Таким образом, адаптация школьников к «зимнему» времени осуществлялась за счет перестройки на 1-й неделе мобильного показателя-амплитуды ЦР функций, не затрагивала состояния акрофаз и стабильных параметров - средне-дневного уровня и периода ЦР. На 2-й неделе нового времени адаптационные изменения амплитуд ЦР исчезали. При переходе на «летнее» время на 1-й неделе адаптации отмечено уменьшение устойчивости акрофаз ритмов у всех регистрируемых функций и уменьшение амплитуд циркадных ритмов ТТ, ЧСС, ДАД. Вместе с тем, дневные кривые функции сохраняли стабильную бальную величину, что отражало отсутствие перестройки и включения в адаптацию стабильных параметров ЦР. На 2-й неделе показатели устойчивости акрофаз и размеры амплитуд ритмов функций восстанавливались до исходного состояния.

Следовательно, адаптация школьников к «летнему» времени сопровождалась определенным напряжением системы околосуточной регуляции организма. Но устойчивость к изменению стабильных параметров циркадной системы (среднедневного уровня и периода ЦР) свидетельствует о благоприятном протекании адаптации к летнему времени.

Что касается представления данных мониторинга за 2012 год, то сообщаем, что в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, сведения о заболеваемости и смертности населения представляются с ежегодной периодичностью в срок до 20 марта следующего за отчетным годом.

Анализ статистических данных о заболеваемости населения и причинах обращения в медицинскую организацию в разрезе субъектов Российской Федерации за 2012 год может быть проведен во II квартале 2013 года.

Анализ статистических данных о смертности населения в Российской Федерации в 2012 г. может быть проведен после получения официальных статистических данных Федеральной службы государственной статистики, к компетенции которой относится сбор, обработка и расчет показателей смертности населения в Российской Федерации.

По результатам рабочего совещания, проведенного в Минпромторге России 18 января 2013 г., считаем целесообразным проведение активной информационной кампании, направленной на разъяснение населению субъектов Российской Федерации вариантов отмены сезонного перевода часов в регионах и городах России по критериям продолжительности светлого времени суток.


Аналитические материалы Института географии

Российской академии наук

Институт географии Российской академии наук в 2010 и 2011 гг. выполнил исследования по темам «Проведение экономико-географического, геополитического и картографического анализа и мониторинга последствий перехода на летнее и зимнее время, а также сокращению часовых поясов для населения, хозяйства и системы государственного управления в Российской Федерации». Материалы исследований подтвердили целесообразность отмены сезонного перехода на «летнее» и «зимнее» время с установлением в Российской Федерации постоянного летнего времени, что соответствует принятому руководством страны решению.

1. В 2010-2011 гг. Институтом географии РАН были собраны данные о возможных конфликтных ситуациях (управленческих, социальных, бытовых и экономических), возникающих вдоль границ часовых зон с 1-2 часовым градиентом (муниципальный уровень). Картографический анализ позволил уточнить особенности конфликтных точек и составить перечень действий на муниципальном уровне по снижению негативного эффекта от наличия временного градиента. Предложения по мероприятиям, связанным с адаптацией населения и хозяйства к последствиям при отказе от сезонного перевода часов, могут носить формат подзаконных актов и простых рекомендаций. Они касаются в основном муниципального уровня, так как возможные конфликты и неудобства для населения «временных сдвигов» регулируются такими простыми управленческими решениями, как (1) уточнение начала работы предприятий, учреждений образования, быта, торговли, кредитно-финансового сектора, (2) корректировкой времени вещания центрального и местного телевидения и установлением начала его информационных, популярных развлекательных, художественных и спортивных передач и пр. Последнее так и не было оптимизировано после отказа от сезонного перевода стрелок, что привело к смещению активности части населения на более поздние часы и недосыпанию.

2. По материалам анализа и синтеза результатов зарубежных исследований по оценке целесообразности перевода стрелок на летнее и зимнее время и последствий перехода на круглогодичное летнее время установлено, что с этим население получает (1) возможность максимально использовать световой день, в том числе в рабочее время, (2) иметь лучшую освещенность позднеосенних, зимних и ранневесенних вечеров, в том числе после рабочего дня, (3) больше времени тратить на активный вечерний отдых, (4) уменьшить расходы на освещение и отопление помещений; (5) уменьшить риск стать объектом преступлений в темное время, в том числе против детей; (6) условия для сокращения вечерней аварийности на дорогах. Эти аргументы используются для обоснования введения постоянного или сезонного сдвига времени во многих развитых странах. Они поддержаны авторитетным естественнонаучным журналом «Nature» (Nature Editorial, 2007). По данным специальных исследований в странах Северной Европы выявлено существенное возрастание риска ущерба здоровью в темное время по сравнению со светлым временем – на 30% в городских условиях и на 50% в сельских.

3. Еще до принятия решения об отказе от сезонного перевода стрелок, специалистами в области экономической географии были проанализированы возможные последствия – политические, внешнеэкономические и культурные – при возрастания временного градиента на западных южных и восточных границах России. Объективных результатов последствий (в показателях экономических потерь и/или выигрышей, количестве расторгнутых из-за различий во времени международных соглашений, нарушений графиков движения транспорта и пр.) введения круглогодичного летнего времени в России нет. Скорее, наоборот, растущий товарооборот со странами Востока совпал с сокращением часовых градиентов Московского пояса с Китаем, Кореей, Японией, Индией и др. Замечания, что возросла разница начала спортивных соревнований, футбольных и хоккейных матчей в Европейских странах и это неудобно для трансляции по российскому телевидению не выдерживает критики. Большинство стран Европы, несмотря на то, что размещены в 3-х часовых поясах, живут в одной часовой зоне. Желание сделать удобным для этих стран просмотр соревнований будущих Зимних олимпийских игр и чемпионата по футболу, на наш взгляд, не является проявлением интеграции (почему бы, наоборот, не обратить внимание на интересы телезрителей более восточных регионов России, или на миллиарды телезрителей Китая и Индии). Декларируя, например, начало наиболее популярных соревнований будущей Олимпиады (финалов фигуристов и конькобежцев, хоккейных встреч) на 19-00 (16-00 по среднеевропейскому времени), организаторы соревнований идут навстречу именно жителям европейских стран, основная масса которых как раз в это время заканчивают работу. Для российских зрителей, большая часть которых сосредоточена в Московской и Уральско-Западносибирской и Новосибирской часовых зонах, это время скорее неудобно – часть добирается после работы позднее, а другая часть не имеет возможности досмотреть соревнования до конца из-за позднего окончания передач.

4. Реформа исчисления времени на территории Российской Федерации не завершена, население не ознакомлено в полной мере с ее итогами, не выявлены и не сопоставлены плюсы и минусы нововведений, не уточнены приоритеты мониторинга последствий, особенно в связи с принятием Федерального закона от 3 июня 2011 г. N 107-ФЗ "Об исчислении времени" и Постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2011 г. Еще год назад были подготовлены предложения к Плану мероприятий по завершению реформы часовых зон в Российской федерации, в котором определены направления, цели, задачи и мероприятия для завершения реформы часовых зон и реализации норм Федерального закона «Об исчислении времени». Среди главных направлений определены: (1) совершенствование законодательства, нормативно-правового обеспечения и правоприменения в данной сфере, (2) проведение нескольких годовых циклов ведомственного и регионального мониторинга последствий принятия Федерального закона и Постановления правительства, (3) завершение действий по оптимизации системы часовых зон, (4) совершенствование системы государственного управления и межведомственной координации в рассматриваемой области, (5) проведение дополнительных научных исследований, в том числе социологических, медико-биологических и географических, (6) повышение осведомленности населения в отношении реформ с привлечением СМИ, (7) информационное обеспечения в области исчисления времени и функционирования системы часовых зон России.

5. В рамках контент-анализа публикаций в СМИ и Интернете в 2011 г. – начале 2012 г. была выявлена реакция населения на решение вопроса о целесообразности сезонного перевода стрелок. Выявленные различия в реакции субъектов Федерации на эту проблему объясняются степенью информированности населения и его общим протестным настроением. Так, в ряде субъектов Федерации (Самарская область, Камчатский край, Республика Башкирия и др.) недовольство населения «часовыми» реформами использовалось в предвыборных лозунгах разных политических партий, а на федеральном уровне в 2010-2012 гг. в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации, когда возникал «вакуум» законодательной активности отдельных фракций. Информированность населения и непосредственно лиц, принимающих решения, по вопросам исчисления времени и возможностях его оптимизации на конкретных территориях крайне низкая, что не позволяет принимать во внимание некоторые их рекомендации (возврат страны к делению на 12 часовых поясов, установление в субъектах Федерации поясного времени установление поясного времени для конкретных населенных пунктов и районов, установление границ часовых зон вдоль меридианов вне административных границ с 1-часовым градиентом и т.д.).


Обращая внимание на перечисленные выше вопросы следует дать следующие рекомендации завершения реформ исчисления времени в России:

1. Необходимо сохранить существующую систему исчисления времени в России. Действия по отмене ранее принятых решений в этой области приведут однозначно к негативных последствиям (в том числе к снижению эффективности в использовании населением светлого времени в период активности человека) и к политическим издержкам.

2. Необходимо продолжить отраслевой и региональный мониторинг последствий реформы времени, в том числе используя специальные (новые) целевые показатели в экономике и социальной сферах, демографические и медико-биологические индикаторы.

3. Расширить систему сбора целевых статистических показателей, объективно отражающих последствия (как позитивные, так и негативные) временного сдвига в связи с переходом на круглогодичное летнее время («светлые вечера») и динамику этих показателей – заболеваемость, обращения к врачам, травматизм в разное время суток, ДТП, преступность, аварийность на промышленных объектах, успеваемость в школах, время окончания просмотра телепередач, время нахождения в Интернете и пр.

4. Принять и реализовать программу адаптации разных сфер жизни населения к реформе исчисления времени, проведенной в 2010-2011 гг., в первую очередь в сфере образования (начало занятий, характер распределения уроков разной сложности, регламенты внешкольной деятельности ученика и пр.), работы коммунальных служб, начала рабочего дня предприятий и учреждений, сетки передач центральных каналов телевидения, в том числе начала и окончания популярных информационных, художественных и спортивных передач. Общая тенденция смещения активности городского населения к более поздним (ночным) часам дня проявилась еще до реформы времени, тем более до решения об отказе сезонного перевода стрелок. Она связана с поздним возвращением с работы и ненормированным рабочим днем многих работников, более поздним окончанием массовых общественных, культурных и спортивных мероприятий, существенно более поздним завершением трансляции популярных информационных, художественных и спортивных передач на ТВ, массовым увлечением населения Интернетом и предпочтением нахождения в нем в ночные часы и даже с введением 2-х тарифной оплаты электроэнергии. Попытки связать факты массового недосыпания, трудностей раннего подъема утром в позднее-осенние и зимние месяцы, что обусловлено в основном перечисленными выше объективными явлениями, с установлением круглогодичного летнего времени, на наш взгляд, проявление безграмотности и тенденциозности.

5. Усилить распространение знаний и информированность населения о прошедших реформах времени и ее позитивных эффектах. Недостаток разъяснительной работы среди населения ставит существеннее барьеры на пути получения объективной информации об отношении населения к прошедшим реформам исчисления времени. Требуется проведение специальной просветительской компании в данной сфере с использованием СМИ, центральных каналов телевидения, Интернета. Проведение федеральных и региональных социологических опросов должно строиться на выявлении объективной картины и учитывать все факторы, способные прямо и косвенно повлиять на отношение к реформе времени.

6. Только после ознакомления населения с сутью реформы времени и проведения разъяснительной работы среди населения в регионах можно провести серию целевых социологических опросов, позволяющих выявить отношение населения к реформам времени. Следует исключить из опросов такие формулировки вопросов: Как Вы относитесь к реформам времени? (без информации о целях и сути реформ) Как Вы относитесь к введению в стране круглогодичного летнего времени? (без знания физического смысла этих введений) Как Вы относитесь к возвращению поясного времени? (без знания, а в каком собственно часовом поясе располагается данный населенный пункт и какие его жителей ожидают последствия этого акта). Также следует корректно отнестись к сезону и времени проведения опроса, исключить вопросы о самочувствии, если они не напрямую связаны со сдвигом времени. Обязательно сопроводить опросные действия с выявлением у опрашиваемых времени отхода ко сну, времени возвращения с работы, частоты и продолжительности просмотра передач телевидения, работы в Интернете и пр. Выявить предпочтения в продолжительности и времени окончания трансляции популярных программ телевидения, работы учебных заведений, коммунальных служб, банковских учреждений, магазинов, спортивных мероприятий и пр.

7. Институтам РАН предложить и профинансировать в рамках специальной программы специальные социологические, медико-биологические и географические исследования (Институт медико-биологических исследований РАН, Институт географии РАН, Институт социологии РАН и др.), позволяющие уточнить влияние сдвига времени на состояние организма человека, население, социальные сферы, определить пути оптимизации системы хозяйства и информационно-коммуникационного пространства, позволяющей адаптировать их к изменениям в системе исчисления времени и введения круглогодичного летнего времени.


следующая страница >>
Смотрите также:
Аналитические материалы в отношении влияния на жизнедеятельность и здоровье
628.58kb.
4 стр.
Аналитические материалы в отношении влияния на жизнедеятельность и здоровье
391.85kb.
2 стр.
Аналитические материалы по различным вопросам гуманитарного сотрудничества в рамках СНГ. В третьем разделе приведены аналитические материалы по вопросам политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом
1066.95kb.
7 стр.
Классный час " Вредные привычки и их влияние на здоровье человека"
145kb.
1 стр.
Санитарно гигиеническая оценка экологического риска влияния деятельности предприятий химической промышленности на состояние водной среды и здоровье населения (на примере белореченского района краснодарского края) 03. 02. 08 экология
315.22kb.
1 стр.
Аналитические материалы «информация, характеризующая уровень жизни и показатели по легализации доходов»
3671.52kb.
16 стр.
Аналитические материалы «информация, характеризующая уровень жизни и показатели по легализации доходов»
3747.43kb.
17 стр.
Аналитические материалы «информация, характеризующая уровень жизни и показатели по легализации доходов»
3981.33kb.
17 стр.
Аналитические материалы «информация, характеризующая уровень жизни и показатели по легализации доходов»
4241.66kb.
18 стр.
Аналитические материалы «информация, характеризующая уровень жизни и показатели по легализации доходов»
4069.6kb.
17 стр.
Аналитические материалы «информация, характеризующая уровень жизни и показатели по легализации доходов»
3885.21kb.
17 стр.
Аналитические материалы «информация, характеризующая уровень жизни и показатели по легализации доходов»
3644.52kb.
17 стр.