Главная
страница 1страница 2

РЕШАЕМ ЗАДАЧИ!
1.Прокурор обратился в городской суд с заявлением об обязании администрации поселения организовать в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями сбор и вывоз твердых бытовых отходов, а также об обязании администрации муниципального района организовать переработку бытовых и промышленных отходов.

Однако представители местных администраций против заявленных требований возражали, ссылаясь на то, что соответствующие муниципальные образования являются дотационными и не имеют финансовых возможностей для решения указанных вопросов, в связис чем в их местных бюджетах соответствующие расходы на 2009 год не запланированы. По мнению местных администраций, обращенные к ним требования приводят к необоснованному вмешательству в решение вопросов местного значения и нарушают принцип самостоятельности бюджетов.

Дайте правовую оценку ситуации.

2.Законом одного из субъектов РФ «О государственной поддержке развития жилищного строительства» было предусмотрено формирование регионального внебюджетного фонда развития жилищного строительства. Однако прокурор принес на этот закон протест, полагая, что его принятие противоречит положениям Бюджетного кодекса РФ.

Дайте правовую оценку ситуации.

Какое место в бюджетной системе РФ занимают внебюджетные фонды? Создание каких внебюджетных фондов допускает Бюджетный кодекс РФ?

3. Комитет по образованию и комитет по культуре одного из субъектов РФ приняли решение о создании казенного учреждения «Школа искусств» в целях оказания услуг по музыкальному и художественному образованию учащихся, а также получения ими общего полного образования. В соответствии с этим решением финансирование деятельности учреждения должно осуществляться как комитетом по образованию, так и комитетом по культуре.

Оцените ситуацию на предмет соответствия принципам построения бюджетной системы РФ.

4. Суд общей юрисдикции удовлетворил исковые требования гражданина о взыскании с комитета по управлению муниципальным имуществом за счет казны муниципального образования ущерба, причиненного незаконными действиями комитета. Исполнительный лист, копия судебного акта и заявление взыскателя были направлены для исполнения за счет средств местного бюджета в финансовый орган муниципального образования. Поскольку в установленный срок решение суда не было исполнено, взыскатель обратился в службу судебных приставов-исполнителей, полагая, что решение должно быть исполнено путем обращения взыскания на иное имущество казны. Однако у руководства службы возникли сомнения относительно допустимости такого исполнения.

Возможно ли в соответствии с Бюджетным кодексом РФ направление средств, вырученных от продажи казенного имущества, непосредственно взыскателю, если такие средства согласно положениям БК РФ признаны доходами соответствующего бюджета?

На предмет соответствия какому принципу построения бюджетной системы РФ должна быть оценена приведенная ситуация?

5. Решение о бюджете одного из муниципальных районов в составе этого бюджета был предусмотрен целевой бюджетный фонд для финансирования мероприятий по поддержанию в надлежащем состоянии районных муниципальных дорог. Формирование такого фонда предусматривалось за счет установленных субъектом РФ, на территории которого находился соответствующий муниципальный район, нормативов отчислений от транспортного налога в бюджеты муниципальных районов.

Допускает ли Бюджетный кодекс РФ формирование целевых бюджетных фондов?

Соответствует ли принципам построения бюджетной системы РФ формирование целевого фонда за счет налоговых доходов соответствующего бюджета?



Нормативно-правовые акты:
1.Бюджетный кодекс РФ. Часть 2. Раздел I (глава 4). Разделы II и III.

2.Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

3. Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"

4.Постановление Правительства РФ от 01.03.2008 №134 «Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ»

5.Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания»

6.Постановление Правительства РФ от 23.08.2011 N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям"

7. Постановление Правительства РФ от 17.10.2011 N 844 "Об установлении льготного исключительного тарифа на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении"

8.Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.04.2011 N 510 "О предоставлении в 2011 году субсидий некоммерческим организациям на возмещение затрат на выполнение социально значимых мероприятий"

Акты Конституционного Суда РФ:

1.Постановление Конституционного Суда РФ от 28.02.2006 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О связи" в связи с запросом Думы Корякского автономного округа"

2.Определение Конституционного Суда РФ от 16.12.2008 N 1079-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рябинина Дениса Александровича на нарушение его конституционных прав статьей 23 Федерального закона "Об оружии" и Постановлением Правительства Российской Федерации "О размерах единовременных сборов, взимаемых за выдачу лицензий, разрешений и сертификатов, предусмотренных Федеральным законом "Об оружии", а также за продление их действия".
ЛЕКЦИЯ «ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»
Валютная политика любого государства преследует цель по стабилизации курса национальной валюты, обеспечению ее конвертируемости, защите внутреннего валютного рынка, бесперебойного функционирования валютно-финансового механизма, пресечению незаконного вывоза капиталов за рубеж, поддержанию стабильности платежного баланса страны.

Курс валютной политики предопределяет направления регулирования отношений, складывающихся в данной сфере.

В настоящее время барьеры как инструментарий государственного регулирования применяются довольно активно. Государство определяет границы вмешательства, устанавливает правовой режим осуществления валютных операций, позволяющий решать круг важных задач (поддержание стабильности платежного баланса, курса национальной валюты и т.д.).

Важным элементом любого публично-правового режима является система запретов и ограничений (барьеров). Сфера валютного регулирования не является исключением.

Полагаю, что валютные ограничения представляют собой своеобразные административные и экономические барьеры на пути проведения тех валютных операций, которые нежелательны для государства или невыгодны ему с позиций направления валютной политики.

Валютные ограничения характеризует система признаков.



Во-первых, правовая природа валютных ограничений корреспондирует понятию "валютное регулирование".

Российское законодательство не определяет термин "валютное регулирование". Однако нормативно закреплены его принципы, а также перечень валютных операций, что позволяет судить о том, какую группу отношений государство стремится регламентировать, каковы границы и цели такого вмешательства.

Представляется, что валютное регулирование - это установление порядка и правил осуществления валютных операций.

В науке финансового права валютное регулирование принято рассматривать в контексте категории "правовой режим".

В соответствии с таким подходом выделяются три режима валютного регулирования: валютная монополия, система валютных ограничений, отсутствие валютных ограничений (свободная конвертируемость валюты). С такой позиции валютное регулирование принято рассматривать в качестве правового режима осуществления валютных операций. Между тем отсутствие ограничений вовсе не исключает наличия норм и правил, а также постоянного присмотра (надзора) за осуществляемыми валютными операциями. Очевидно, что правовая природа любого режима, а следовательно, и ограничений, корреспондирует государственному интересу. Поэтому валютные ограничения как инструмент валютного регулирования устанавливаются на федеральном уровне. Законодатель оставляет за отдельными федеральными органами власти (например, Правительством РФ) право осуществлять валютные операции без всяких ограничений, указывая на прерогативу федеральной власти как участника валютных операций.

Очевидно, что устанавливаемый правовой режим не должен создавать препятствия для осуществления текущих валютных операций, предусматривать разумные барьеры (запреты и ограничения), создавать условия для репатриации отечественного капитала, быть привлекательным для иностранных инвестиций в экономику государства.

Непременным условием действия любого публично-правового режима являются транспарентность норм и основных категорий, ясность и четкость целей правового регулирования.

Во-вторых, валютные ограничения устанавливаются в качестве барьеров на пути осуществления валютных операций.

Нормативное определение валютных операций отсутствует, однако установлен их перечень (пп. 9 п. 1 ст. 1 Закона).

Анализ норм Закона позволяет выделить валютные операции, осуществляемые между резидентами и нерезидентами; валютные операции нерезидентов; валютные операции между резидентами, разрешенные к осуществлению (поскольку Закон содержит общий запрет на их проведение, за некоторыми исключениями).

В науке валютные операции принято подразделять на текущие и операции, связанные с движением капитала. Российское законодательство регулирует порядок осуществления капитальных валютных операций, но четкой классификации последних не содержит. Между тем в отдельных статьях упоминаются текущие валютные операции.

Полагаю, что подразделение валютных операций на виды необходимо для выбора совокупности средств и способов воздействия на их проведение, возможности установления и применения государством валютных барьеров. Представляется, что в целях классификации валютных операций следует руководствоваться нормами международного права.

В разд. 2 ст. VIII Соглашения МВФ содержится запрет на применение ограничений при осуществлении переводов и платежей по текущим валютным операциям. В названном документе и в практике мировой торговли к ним принято относить, например, все платежи, связанные с оплатой товаров, работ, услуг, умеренные суммы частных переводов на текущие расходы семей из-за границы и др. Подобные правила закреплены и российскими нормами (пп. 12, 17 п. 1 ст. 9 Закона о валютном регулировании и валютном контроле).

На современном этапе сохраняется тенденция отказа государства от прямого вмешательства в осуществление капитальных валютных операций, что свидетельствует о начале нового этапа развития института валютного регулирования.

Либерализация порядка проведения валютных операций не исключает императивных начал в правовом регулировании рассматриваемых отношений, что позволяет ученым отнести валютное законодательство "к публично-правовой сфере". В этой связи государство самостоятельно устанавливает границы такого воздействия, выраженные в основных началах - принципах валютного регулирования (ст. 3 Закона).



В-третьих, очевидна международно-правовая основа валютных ограничений.

Учитывая трансграничный характер большинства валютных операций, международное сообщество разрабатывает общие требования и рамочные правила валютного регулирования, имплементируемые в национальные нормы. Унификация валютного законодательства может осуществляться и в целях образования единого валютного пространства. По этой причине в международных соглашениях приводятся единые правовые категории.

Так, в Соглашении о принципах валютной политики в ЕврАзЭС валютные ограничения определены как "законодательно установленные ограничения валютных операций, связанные с движением капитала, выраженные в их прямом запрете, лимитировании их объемов, количества и сроков проведения, валюты платежа, а также установление требования получения специальных разрешений (лицензий) для их проведения, требования резервирования части или всей суммы проводимой операции, а также ограничения, связанные с открытием и ведением счетов на территориях государств - членов ЕврАзЭС".

См.: Распоряжение Правительства РФ от 14 апреля 2007 г. N 456-р "О подписании Соглашения об основополагающих принципах валютной политики государств - членов Евразийского экономического сообщества по регулированию и контролю операций, связанных с движением капитала" // СЗ РФ. 2007. N 17. Ст. 2099.



В-четвертых, валютные ограничения являются составной частью, "фоном" иных публично-правовых режимов.

Особенность правоотношений, складывающихся по поводу осуществления валютных операций, заключается в том, что они регламентируются нормами различной отраслевой принадлежности. Это предопределено спецификой, природой валютных операций.



Думается, что для отдельной валютной операции существует конкретный, специальный режим ее осуществления, действующий в рамках общего режима. Специальный режим вступает во взаимодействие с иными публично-правовыми режимами. Например, обязанность по соблюдению требований валютного законодательства в части репатриации валюты (возврата валютной выручки от экспорта товаров) характеризует правовой статус декларанта-экспортера. После соблюдения требования о репатриации у декларанта возникает право на подтверждение нулевой ставки НДС или его возмещение в случае его уплаты в прошлом. Так проявляется взаимодействие требований таможенного режима экспорта, специального режима осуществления валютной операции, связанной с репатриацией валютной выручки и общего налогового режима. Наша теория о взаимодействии публично-правовых режимов вполне вписывается в известную концепцию о существовании общего режима законности, а также теорию консолидированного правового режима.

См. подробнее: Сбежнев В.А. Основные таможенные режимы: сравнительно-правовое исследование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 7.



В-пятых, валютные ограничения являются частью системы валютных барьеров (см. рис. 1).
Виды валютных барьеров
┌─────────────────────────────┐

Общий запрет на осуществление│

┌──────────────>│ валютных операций между │

│ │ резидентами (ст. 9) │

│ └─────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────┐

├──────────────>│ Количественные ограничения (ст. 15)│

┌────────────────┐ │ └────────────────────────────────────┘

Административные ───┤ ┌───────────────────────┐

└────────────────┘ │ │Репатриация резидентами│

├──────────────>│ валюты (ст. 19) │

│ └───────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────┐

│ │ Отдельные меры, установленные в │

│ │ целях валютного контроля, например,│

└──────────────>│ обязательство резидентов │

осуществлять операции по вкладам за│

рубежом через счета в │

уполномоченных банках │

└────────────────────────────────────┘


┌────────────────────────────────────┐

┌──────────────>│Установление ставки рефинансирования│

│ └────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────┐

│ │ Искусственное сдерживание роста │

┌────────────────┐ ├──────────────>│ курса российской валюты │

Экономические ├───┤ └────────────────────────────────────┘

└────────────────┘ │ ┌────────────────────────────────────┐

│ │ Установление ставок таможенных │

│ │ пошлин в иностранной валюте при │

└──────────────>│ сохранении обязательства платить │

таможенные платежи в рублях и др. │

└────────────────────────────────────┘

Основная задача установления валютных ограничений - создать правовой режим осуществления валютных операций, обеспечивающий интересы государства. В этой связи правительства отдельных стран прибегают к установлению прямых запретов и ограничений на проведение валютных операций, т.е. используют административные способы воздействия на валютный рынок. Как правило, такие меры в развитых государствах мира - явление временное. Они отменяются по достижении основных задач валютного регулирования. Россия не является исключением: начиная с января 2006 г., были отменены самые серьезные валютные ограничения: резервирование, использование специального счета.

Таким образом, государство постепенно отменяет административные валютные ограничения. Между тем Россия не отказалась от валютного регулирования совсем, поскольку в широком смысле оно представляет собой установление порядка и правил осуществления валютных операций, а не только установление запретов и ограничений.

Однако некоторые валютные барьеры продолжают действовать, например: общий запрет на осуществление валютных операций между резидентами (ст. 9), количественные ограничения перемещения наличной валюты и валютных ценностей резидентами и нерезидентами (ст. 15); репатриация резидентами валюты (ст. 19).

На современном этапе воздействие государства на участников валютных правоотношений носит косвенный характер, осуществляется преимущественно посредством применения экономических инструментов (например, установления ставки рефинансирования, искусственного сдерживания роста курса российской валюты и др.). Экономисты называют такие барьеры скрытыми валютными ограничениями, что, впрочем, не умаляет силы их воздействия. Подобные инструменты, на наш взгляд, являются порой более серьезным барьером на пути движения капитала, международной торговли.

Очевидно, что воздействие государства не должно быть чрезмерным, перечень валютных запретов и ограничений устанавливается на основании принципа разумной достаточности. Причем данное правило следует распространять как на административные, так и на экономические инструменты валютного регулирования.

Виды валютных барьеров могут быть классифицированы и по другим основаниям. Так, например, Закон устанавливает отдельные барьеры только для физических лиц (количественные ограничения для перемещения наличной валюты), другие - только для предпринимателей (репатриация). Существуют валютные барьеры, применяемые и к тем и к другим (например, запрет на осуществление валютных операций между резидентами, кроме случаев, прямо установленных в Законе, - п. 1 ст. 9).

Деление форм валютного регулирования может быть проведено и по государственной принадлежности субъекта: в Законе предусмотрены отдельные запреты и ограничения для резидентов и нерезидентов. Например, последние осуществляют между собой валютные операции на территории России через счета, открытые в уполномоченных банках (п. 3 ст. 10 Закона).

Валютные барьеры могут быть также временными и постоянными.

В-шестых, соблюдение валютных ограничений обеспечивается мерами государственного принуждения: контрольного, пресекательного характера и мерами юридической ответственности.

Мировой опыт свидетельствует, что по достижении главных целей валютного регулирования государство оставляет за собой право отказаться от тех или иных барьеров, ограничиваясь отлаженной работой контрольно-надзорных структур. Для этого созданы институциональные составляющие механизма валютного регулирования - органы и агенты валютного контроля.



Полагаем, что валютные ограничения следует отличать от традиционных методов валютного контроля, которые направлены на обеспечение режима законности проведения валютных операций: проверки документов и сведений органами и агентами валютного контроля и др.

Основная задача властных структур - не допустить, чтобы меры валютного контроля превращались в несокрушимые барьеры на пути движения капитала, не тормозили проведение текущих валютных операций. В настоящее время меры валютного контроля зачастую становятся дополнительными (а иногда и основными) валютными барьерами. На это неоднократно указывали ученые.

См., напр.: Лисицын А.Ю. Валютное регулирование и валютный контроль в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности // Административное и финансовое право. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Т. 2. АНО "Центр публично-правовых исследований", 2007.

Правовой режим осуществления валютных операций формируют права, обязанности резидентов (нерезидентов), содержание самой валютной операции, а также условия ее проведения (в том числе установленные ограничения).

На практике мерами контрольно-надзорного характера, так же как и иными мерами принуждения (в том числе мерами ответственности), обеспечивается реализации установленных правил и норм. В науке неоднократно отмечается, что валютный контроль входит в механизм валютного регулирования.

Представляется, что от мер контроля следует отличать установленные государством дополнительные обязанности, направленные на обеспечение режима законности и упрощения процедуры валютного контроля. Такие обязанности являются элементом правового статуса участников валютных операций, тогда как меры валютного контроля обеспечивают их выполнение. Так, например, предусмотрено обязательство резидентов - участников внешнеторговой деятельности заключать паспорт сделки, направлять отчеты в налоговые органы о движении денежных средств со счетов (вкладов) за рубежом (кроме лиц, указанных в п. 7 ст. 12 Закона). Представляется, что подобные обязанности - часть режима осуществления валютной операции, наряду с правами резидента (нерезидента).

Валютные барьеры и меры валютного контроля нередко сложно разграничить. Полагаю, что три меры валютного регулирования выполняют одновременно задачу валютного контроля: обязательство резидентов осуществлять расчеты по валютным операциям через счета, открытые в уполномоченных банках; обязательство резидентов открывать без ограничений счета (вклады) за рубежом только в тех странах, которые принимают участие в международных организациях по борьбе с легализацией преступных доходов; обязательство нерезидентов открывать на территории Российской Федерации банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.

Указанные меры одновременно выступают в качестве валютных барьеров, а также служат задачам обеспечения режима законности проводимых валютных операций и выполнению международных обязательств России.



Среди мер пресекательного характера, применяемых в целях соблюдения режима осуществления валютных операций, можно назвать приостановку обслуживания счета, по которому не проведена валютная операция, обеспечивающая возврат валютной выручки от экспорта товаров. Подобные меры пресечения активно применяются уполномоченными банками, исполняющими функции агентов валютного контроля.

За несоблюдение предусмотренных в Законе валютных ограничений установлена административная и уголовная ответственность.

Например, в случае несоблюдения валютного законодательства в части репатриации валюты должностные лица и организации подлежат административной ответственности (см. ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ); должностное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности (ст. 193 УК РФ).

Справедливости ради заметим, что КоАП РФ и УК РФ содержат составы нарушений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. Меры юридической ответственности в названных нормативных актах установлены за несоблюдение преимущественно административных барьеров либо неисполнение обязанностей режима осуществления валютных операций.

Несоблюдение экономических валютных барьеров практически невозможно. Так, ставка таможенной пошлины установлена в евро, тогда как декларант обязан уплачивать таможенные платежи в национальной валюте. Очевидно, что пополнение бюджета осуществляется по наиболее выгодному для государства сценарию. Несмотря на скрытый характер такого ограничения, он преследует государственный интерес, вынуждая декларанта принимать "условия игры". В случае если у декларанта-предпринимателя открыт счет в иностранной валюте, с этого счета списываются суммы подлежащих уплате таможенных платежей в рублях. В таком случае предприниматель теряет на разнице курсов валют. Но это остается только его проблемой и не рассматривается законодателем в качестве меры принуждения. Такая ситуация может характеризоваться в качестве разновидности предпринимательского риска, который несет любое лицо, осуществляющее внешнеторговую деятельность. Здесь стоит задуматься и о соотношении частных и публичных интересов в валютном регулировании.

Полагаю, что изучение валютных ограничений как формы валютного регулирования, элемента публично-правового режима осуществления валютных операций является перспективным для науки финансового права.


Список литературы для самостоятельного изучения

1.Акперов И.Г., Головач С.П., Коноплева И.А. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации. М., 2009.

2.Белов В.А., Куфакова Н.А., Мамедов А.А., Прошунин М.М. Отдельные финансово-правовые институты зарубежных стран. Российский университет дружбы народов. 2009.

3.Болтинова О.В. Стадии бюджетного процесса в зарубежных странах: Учебное пособие. М., 2002.

4.Василенко Г.Н. Правовые основы финансового контроля в России и Европейском союзе. Серия: Научные издания для юристов. Юнити-Дана, 2010.

5.Галкин А.И. Правовая основа межбюджетных отношений в Российской Федерации: Пути совершенствования: Монография. Владимир: Изд-во Владимирского государственного университета, 2007.

6.Гильманов Э.М. Инвестиционная деятельность государства в расходах бюджета Российской Федерации // Финансовое право. 2007. №10.

7.Грачева Е.Ю., Хорина Л.Я. Государственный финансовый контроль: Курс лекций. М., 2005.

8.Губарева Т.И. Финансово-правовые и институциональные проблемы валютного регулирования и валютного контроля в РФ. Волтерс Клувер. 2010.

9.Джигарян А.А., Джигарян Н.В. Конституционно-правовые основы финансового обеспечения местного самоуправления в России: Теория, практика, тенденции развития. М., 2011.

10.Дмитриева И.Н. Бюджеты развития: опыт США. / Финансы. 1998. №11.

11.Комягин Д.Л. Принцип единства кассы в России: История и современность./ Финансовое право. 2006. №2. С.5-12.

12.Комягин Д.Л. О бюджетной системе и современном бюджетном законодательстве Китая / Реформы и право. 2010. №4.

13.Комягин Д.Л. К вопросу о классификации бюджетных расходов / Реформы и право. 2010. №3.

14.Королев С.В. Финансовый федерализм в Германии, Австрии и Швейцарии. СПб.: Изд-во Юридического института, 2005. Королев С.В. Финансовый федерализм в Германии, Австрии и Швейцарии. СПб: Изд-во Юридического института, 2005.

15.Курбатова С.С. Обобщение судебной практики по рассмотрению споров, связанных с финансированием публичных обязательств // Арбитражные споры. 2008. N 2(42).



16.Кустова М.В. Влияние реформы межбюджетных отношений на практику рассмотрения арбитражными судами дел о взыскании за счет казны убытков / Арбитражные споры. 2007. № 2(38).

17.Кустова М.В. К вопросу о финансовой основе оказания публичных услуг. / Сборник статей. Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт) под общ. ред. Е.В.Гриценко, Н.А.Шевелевой М., 2007.

18. Кустова М.В. Договоры о предоставлении средств бюджета: проблемы природы и правового регулирования / Договор в публичном праве: сборник научных статей. М.: Волтерс Клувер, 2009.

19.Лагутин И.Б., Ялбулганов А.А. Модернизация системы органов регионального финансового контроля // Государство и право, 2010. №12.

20.Лебедев В.А. Финансовое право. Учебник. М, Статут, 2000. («Золотые страницы финансового права России»).

21.Нитти Ф. Основные начала финансовой науки. М., 1904

22.Озеров И.Х. Основы финансовой науки: Бюджет. Формы взимания. Местные финансы. Государственный кредит. М., 2008 («Научное наследие»).

23.Очерки финансово-правовой науки современности: монография. Москва-Харьков: Право, 2011

24.Самойлова Л.М. Принципы бюджетного права Франции. / Финансовое право. 2006. №3. С.31-36.

25.Системообразующие категории в финансовом праве: состояние и перспективы трансформации. Харьков. 2010.

26.Соколова Э.Д. Финансовая система России и право: Дискуссионные вопросы // Налоги. 2007. №2

27.Стрельников В.В. Развитие судебной практики по делам об обращении взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации // Вестник ВАС РФ. 2010. № 8.



28.Финансовое право зарубежных стран: Исследования; Рефераты; Законодательные акты / государственный университет – Высшая школа экономики. Кафедра финансового права; Ред. Кол.: А.Н.Козырин (гл. ред.) и др. М., 2005.

29.Худяков А.И. Избранные труды по финансовому праву. Серия: Антология юридической науки. Юридический центр Пресс. 2010.

<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Лекции по финансовому и банковскому праву теоретический минимум для самостоятельного изучения
426.63kb.
2 стр.
Не зависимо от вашей специализации –гражданское или финансовое право- у всех будет в тестах по 10 вопросов по гражданскому праву и по 10 вопросов по финансовому праву! Гражданское право
776.36kb.
3 стр.
Междисциплинарного экзамена по дисциплинам финансовое право
223.82kb.
1 стр.
Материал для самостоятельного изучения
16.56kb.
1 стр.
Тема №12 «современные религиозные секты» (2 часа) Вопросы для самостоятельного изучения
67.62kb.
1 стр.
Учебное пособие для самостоятельного изучения по курсу «Паблик рилейшнз» для студентов специальности «Учет и аудит»
24.37kb.
1 стр.
Техногенные опасности
26.99kb.
1 стр.
Учебное пособие для самостоятельного изучения курса «Бухгалтерский учет в зарубежных странах»
26.13kb.
1 стр.
Программа экзамена по финансовому праву для поступающих в магистратуру по направлению 030900. 68 юриспруденция по магистерской программе «Налоговое право и налоговый процесс»
104.02kb.
1 стр.
Ассортиментный минимум предприятия Технологические карты разработаны для изучения потребительского спроса. Составил
292.68kb.
1 стр.
На лекции по гражданскому праву
50.41kb.
1 стр.
Занятие 11. Материалы для самостоятельного изучения Задание 1
43.89kb.
1 стр.