Главная
страница 1
Иванова Галина Александровна,

педагог-краевед, МОУ «Андогская

средняя общеобразовательная школа»,

Кадуйский район, Вологодская обл.


Сельская школа — надежда России
Сельская школа всегда в российском обществе занимала особое место, нечто большее, чем образовательное учреждение.

Постоянно действующие школы у нас появились в 60-е годы 19 века.

1 сентября 1899 году начались учебные занятия. Эту дату следует считать рождением Вахонькинской (Андогской) школы.

Первый год занимались в доме Акинфа Григорьевича Белова. Он стал её попечителем и учителем. К 1901 году были выстроены два здания, а после Октябрьской революции вырос школьный городок: пять учебных деревянных зданий, три общежития, столовая, хозяйственные постройки.

Первым заведующим школой был выпускник Новгородской учительской семинарии, горячий сторонник системы Ушинского Александр Дормидонтович Тарасов.

Преемником Тарасова стал Николай Николаевич Соколов. В Вахонькинском училище уже в 90-е годы стал складываться небольшой, но сильный учительский коллектив: супруги Звонцевы, И.И. Сенина, И.И.Стогов. К осени 1921 года школа стала школой первой ступени со сроком обучения 5 лет. В ней в 1922-23 учебном году числилось 103 ученика.

В 30-е годы у коллектива школы появились реальные возможности перерасти в среднюю. Старшие классы (8-9) стали посещать ученики со всего микрорайона. Потребовалось увеличение мест в общежитии. Школе были переданы пять домов репрессированных жителей.

Старшее поколение учителей заложило многих добрых традиций еще в 20-е годы.

Михаил Логинович Звонцев организовал работу по эстетическому воспитанию не только учащихся, но и населения. Он прекрасно рисовал. А его супруга Ираида Ивановна чудесно пела. Они вели кружки, с коллективом учителей ставили прекрасные концерты.

В этой семье родился и воспитывался талантливый сын — Заслуженный художник РФ.

С 1921 года трудился в школе Дмитрий Александрович Архангельский, которого в районе называли «ходячей энциклопедией». Широко применяемые на уроках физики научные эксперименты делали их увлекательными. Сотни учеников он научил фотографированию, авиамоделисты строили планеры и игрушечные самолеты с резиновыми моторчиками. Десятки детекторных приемников работало в домах радиолюбителей. Педагог занимался топонимикой, журналистикой, страстный природолюб. Он организовал учащихся на посадку больших лесных массивов. Памятником ему и сегодня являются ряды соснового леса по обе стороны дороги Никольское - Кадуй.

В течение трети века (1923-1958г.г.) бессменным директором была Анна Ивановна Евстюхина. Она выпускница Вахонькинского двухклассного училища, окончила женские педагогические курсы, затем заочно Ленинградский пединститут Герцена. За время её директорства школа много раз меняла свою структуру и методы: сначала школа 2-ой ступени, семилетняя, крестьянской молодежи, средняя. Анна Ивановна: награждена орденом Ленина, заслуженный учитель РСФСР.

Традицией в школе были праздники, посвященные Дням Красного календаря: 1 Мая, годовщина Октября, 8 марта, юбилейные даты писателей. К вечерам кто-то из учителей готовил доклад, силами драмкружка, постоянно действующего в школе под руководством учителей литературы: Брониной Екатерины Александровны и Ростачевой (Константиновой) Александры Яковлевны ставились спектакли. Это были серьёзные вещи, требующие основательной подготовки, по Островскому, Гоголю, Чехову, Мольеру. Обязательно выступал хор.

С приходом в тридцатые годы молодого учителя Михаила Ивановича Кознева на сцене выступал оркестр музыкальных народных инструментов: балалайки, гитары, мандолины, бубен, кастаньеты, трензель. На такие вечера в школу собиралось до 300 человек зрителей из ближних и дальних деревень.

Первый выпуск из средней школы состоялся в 1938 году. Всего было выпущено в этот год 11 выпускников, среди них двое: Кругликов Василий Михайлович и Короткова Мария Александровна свою трудовую жизнь связали с родной школой — до выхода на пенсию учили детей математике.

Семь выпускников первого выпуска — стали участниками Великой отечественной войны. Шесть выпускников 1940-1941 года сразу после выпускного вечера ушли на фронт, четверо из них погибли (Алешин Николай, Кудрявцев Петр, Сенюгин Михаил, Смирнова Нина).

Шла жестокая война, а школа продолжала свои будни. В эту трудную годину учителя школы стремились не только дать прочные знания, но и готовили к труду и обороне. Большое значение придавалось урокам физкультуры и военного дела. С большой ответственностью готовились старшеклассники к районным военизированным играм. Вахонькинские ученики чаще всего оказывались победителями. Вся школа увлекалась лыжным спортом. Велика была роль комсомольской и пионерской организаций, учкома.

Учебный год в период уборочной компании начинался с 1 октября. Классы распределялись по деревням, вместе с классными руководителями в течение месяца убирали лен, расстилали, работали на льнооколотках и молотилках, выступали перед колхозниками с концертами, выпускали боевые листки. Пионерская дружина насчитывала в своих рядах 200-250 школьников.

Старшими пионервожатыми были Морозова Зинаида Степановна и Орлова (Архангельская) Галина Геннадьевна, педагоги творческие, увлеченные. Интересно проходили отрядные и дружинные сборы о дружбе, патриотизме, интернационализме, встречи с интересными людьми. В военные годы классы были переполнены: от 35 до 42 учеников.

После окончания войны на пионерские сборы и комсомольские собрания приглашались участники Великой отечественной войны, организовывались встречи с родственниками Героя Советского Союза Алексея Карташова и В.И.Чернова.

Пионерские отряды и комсомольские организации боролись за присвоение имени избранного Героя: Лиды Чайкиной, Александра Матросова, Зои Космодемьянской, Олега Кошевого, Ульяны Громовой.

В 60-е годы в образовательный процесс бы введен предмет — основы производства. Искусству работать на тракторе юношей в течение 30 лет обучал Уткин Геннадий Александрович, девушки изучали животноводство. Школа выполняла заказ колхоза «Андога» на кадры в сельское хозяйство. После окончания войны в школу был направлен в качестве учителя истории Константинов Александр Михайлович. После ухода на пенсию директора Евстюхиной Анны Ивановны в 1959 году был назначен на этот пост педагог Константинов. Проработал он недолго, был назначен заведующим Бабаевским РОНО. К 100-летию нашей школы Александр Михайлович написал уникальный очерк «Это было, было...» о педагогах, школьных традициях. Очерк является составной частью альманаха «Кадуй».

С 1964 года директором школы стала Фролова (Снежкова) Александра Петровна. Она принадлежала к поколению одержимых педагогов, отдающих свои силы, энергию и таланты делу. За нею прочно закрепилось звание - «пионерский директор».

Ушла на заслуженный отдых старая гвардия педагогов: Бронины, Д.А. Архангельский, И.С. Калганов, А. Куракина (заслуженный учитель РФ), В.М. Кругликов, М.А. Короткова. На смену им приходили студенты Череповецкого и Вологодского институтов. К сожалению, надолго не закреплялись, как предыдущие поколения, но старались учить на совесть: Оботурова В.А. (математик), Ешина Р.П. (физик), Щетинина Н.Н. (Соколова) — химик, Кашенкова М.Н. (математик), Юрченко Т.И. (географ).

По-прежнему внеклассная работа нацелена на труд (работа в совхозе, сбор макулатуры, металлолома, лекарственного сырья, озеленение школы и деревень, юннатская и следопытская работа, массовость спорта, военные игры, смотры строя и песни, художественная самодеятельность).

Вахонькинская школа просуществовала 78 лет, выпущено более тысячи учеников. К 1977 году была построена 2-х этажная школа в кирпичном исполнении и при ней 2-х этажное здание-интернат на центральной усадьбе совхоза «Андога» в селе Никольском.

Итак, преемницей Вахонькинской школы стала Андогская.

Меняются времена, изменяются формы и методы работы, но не отбрасывается «связующая нить времен».

На торжественном вечере, посвященном юбилею школы, глава районной администрации Н.С. Дектерев сказал: «Отрадно осознавать, что на территории нашего района есть такие маяки, которые горят и вдохновляют других на творчество и поиск. Надеемся, что и впредь коллектив учителей и учащихся будет коллективом единомышленников и будет так же успешно решать сложнейшие задачи, так же безответно отдавать детям свое горящее сердце».

23 года руководит школой педагог-эрудит, мудрый творческий директор Савина Л.А., заслуженный учитель РФ. Мы считаем своего директора «яркой звездой на педагогическом небосклоне». Заместитель директора Князева М.П. имеет два высших образования, проводник в коллективе всего нового, передового. Под их руководством работает коллектив педагогов-единомышленников.

Почему мы обращаем серьезное внимание воспитательной работе? Не секрет, что в гражданском обществе произошел духовный надлом. Уберечь детей от негативных явлений жизни – наша святая обязанность.

Наш педагогический коллектив работает по программе «Школа с этнокультурным русским компонентом»

Ориентировать детей на высшие основополагающие ценности – совесть, истину, добро, красоту помогают во многом предмет «Народоведение» и курс «Истоки» по программе А.В. Камкина (2-9 классы), кружки и факультативы: «Родничок» (5 кл.), «Наш край» (7 кл.), «История вологодской литературы» (8-9 кл.), «История русской культуры», «Русские народные промыслы», «Культура речи».

Они служат укреплению отечественных духовных ценностей, способствуют защите культурного и нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни. Факультативный курс «История вологодской литературы» - благодатное образовательное пространство для знакомства со светочами России в области литературы.

Немалую роль в реализации проекта «Светочи России» имеют познавательные, художественно-творческие и эстетические КТД (коллективно-творческие дела). Традицией в школе стали Дни Гения, посвященные юбилейным датам светочей России и Вологодчины: «Солнце русской поэзии» (к юбилею А.С. Пушкина), «Доблестный сын России и великий знаток русского языка» (к юбилеям В.И.Даля), «Спешите делать добрые дела» и «На селе все мои корни» (к юбилеям Яшина), «С ним не собьётесь с пути правды» (к юбилею В.И.Белова), «Храни огонь родного очага» (к юбилею О.А.Фокиной), «Порохом пропахнувшие строки» (С.Орлову), «Россия, Русь! Храни себя, храни» (Н.М. Рубцову).

Многообразие форм позволяет обучающимся сделать выбор для самореализации и креативности в деятельности.

В проведении КТД принимают участие творческие коллективы социума, общественность, родители, ветераны. КТД — способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и общением коллективов воспитателей и воспитанников, старших и младших. Это эффективная форма воспитания патриотизма. Традиционны в школе Дни памяти юных героев-антифашистов.

Заместитель директора по воспитательной работе — талантливый педагог, вдохновитель и организатор таких мероприятий Никитина Г.П.

Тридцать лет нашему клубу общения старшеклассников «Лира» (создатель и организатор директор школы Савина Л.А.)

Основные направления: краеведческое, патриотическое, лидерское, культурно-досуговая деятельность.

Формы работы:


  • литературные и эстетические встречи и вечера («Дороги, которые мы выбираем», «Искры памяти»)

  • фестивали: «А мне Россия навек люба», «Я помню время золотое»

(к 200-летию Тютчева), «Русь моя, родная!» (к юбилею Есенина)

  • памятные встречи с писателями (В. Боровицкой, В.В. Судаковым, поэтами «Семизерья»)

  • дни общения, коммунарские дни (ток-шоу «Если вы есть — будьте первыми», «Школа — дом, в котором мы живем», «Когда мы все вместе, то и душа на месте», «Мы за здоровый образ жизни»). Автопробег «Этот день Вы приближали как могли».

  • Поездки и экскурсии гражданско-патриотического содержания (Череповец, Вологда, Устюжна, Белозерск, Кириллов, усадьба И.Северянина, Санкт-Петербург, Москва). Клуб занимается тренинговой работой (воспитанием лидерских качеств).

За 30 лет «Лиры» сменилось 18 президентов, которые приобрели лидерские качества, в самостоятельной жизни занимают активную гражданскую позицию.

Особая роль в школе придаётся краеведческой работе (педагог-краевед Иванова Г.А.). Активно работает научно-исследовательское объединение «Поиск». Мы пишем историю родного края. Членами «Поиска» написано за последние десятилетия более 100 работ по истории важных социальных объектов, интересных людях, прославивших наш край, о мужестве, подвиге андогжан в Великой отечественной войне. В Зале трудовой и Боевой славы сотни ценнейших экспонатов. Мы получаем уникальные материалы, осуществляя акцию «Адресаты».

Содержание проекта «Святыни Андоги» и его реализация воспитывает у детей чувство гордости малой родиной, людьми мудрыми и талантливыми (Филиппо-Ирапский монастырь; село Никольское - символический крест на месте, где была церковь, святой родник, памятник воинам-землякам, захоронение летчиков Калашникова и Сигрианского, трагически погибших 9 мая 1943 года на нашей земле; Вахонькино - школа – родина артиста Г.А. Белова, народного художника СССР В.М. Звонцева, археолога Г.Д. Белова, открывшего историю древнего Херсонеса, мира древних эллинов; деревня Калинниково – родина командарма армии Ивана Панфиловича Белова, репрессированного и расстрелянного в 1938 г.; деревня Мокошево – родина Героя Советского Союза Алексея Александровича Карташова, имя которого присвоено нашей школе).

Старшеклассники проводят впечатляющие экскурсии с учениками и гостями.

Поисковая работа – это кладезь духовного становления подростков. Общение с ветеранами это тоже уроки нравственности.

Проектная деятельность в школе ( руководитель заместитель директора по УВР Князева М.П ) позволила расширить познавательное пространство: яблоневый сал, беседка общения, «Домовёнок», «У тихой заводи», «Ладушки», «Плыви, наш корабль» - экзотические уголки школьного городка привлекают не только детей, но и наших односельчан. Тренажерный зал, шахматно-шашечный уголок – места для проведения досуга и укрепления здоровья.

Реализуя концепцию сельской школы Вологодчины, мы работаем над повышением инвестиционной привлекательности сферы образования на селе.

Пришкольный интернат на 50 человек, библиотека и читальный зал с медиатекой, компьютерный класс, кабинет литературного краеведения, Зал Трудовой и Боевой Славы, этнографический музей, занявший 2 место в областном конкурсе музеев в 2010 году, комплекс шестилеток, гараж, теплицы, участок, поле производственной бригады, 2 автобуса для подвоза детей.

Основоположники Вахонькинской школы были сторонниками теории К.Д. Ушинского. Мы пошли путем «Современная русская школа», основателем которой является профессор, руководитель всероссийского движения «Русская школа» И.Ф. Гончаров.

На традиционные Дни открытых дверей к нам приезжают ученики, педагоги нашего и других районов Вологодчины, оставляя восторженные впечатления в книге отзывов, что вдохновляет и обязывает.

Огромный резерв для нравственного воспитания имеет совместная работа с Никольским ДК, сельской библиотекой, детским садом «Буратино», реабилитационным центром, СПК «Колхозом Андога» и, конечно, непочатый край работы с семьями, с молодежью села.

Мы можем с уверенностью сказать, что в школе создана и выстроена система добротворческой, основанной на традициях и на новых нестандартных формах система воспитательной работы. Неслучайно школа в 2006 году стала лауреатом Всероссийского конкурса национальных проектов «Образование», трижды - «Школа года» и «Школа века».



Основное направление образовательного процесса на ближайшую перспективу «Новая русская школа — социокультурный комплекс»


Смотрите также:
Сельская школа — надежда России
102.08kb.
1 стр.
Живая надежда” Октябрь 1999 Надежда для бездомных детей России
22.26kb.
1 стр.
Презентация программы развития
58.41kb.
1 стр.
Невафильм emotion представляет сельская честь (Пьетро Масканьи) / паяцы
32.64kb.
1 стр.
Направления и участники проекта «Сопровождение инновационных проектов опорных сельских школ Владимирской области по обновлению модели сельской школы»
52.2kb.
1 стр.
Сельская школа как центр этнокультурного образования
105.54kb.
1 стр.
Земля моя, мой отчий край Очерк о школе в документах и фактах
515.89kb.
3 стр.
Программа: «Школа России»
125.07kb.
1 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования «школа россии»
2211.51kb.
14 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования умк «Школа России» с. Масляногорск 2012 г
1263.26kb.
7 стр.
Образовательная программа «школа россии» пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования для гбоу сош №790 г. Москвы, работающего по умк «Школа России»
3073.53kb.
15 стр.
Резюме Фамилия, имя, отчество Смирнова Надежда Евгеньевна Школа
18.85kb.
1 стр.