Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Ильинская средняя общеобразовательная школа «ОН РОДИЛСЯ В СИБИРИ, ЧТОБЫ УДИВИТЬ ВЕСЬ МИР» ![]() К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МАРШАЛА АВИАЦИИ А.И.ПОКРЫШКИНА Ильинка 2013 Цели:
Подготовительная работа:
Много лет прошло с момента окончания самой кровопролитной войны в мировой истории. Великая Отечественная война унесла жизни более 27 миллионов советских людей. Горе пришло в каждый дом. В годы войны совершались невероятные подвиги: на земле, в небе, на железных дорогах, в госпиталях. Тысячи участников Великой Отечественной были награждены орденами и медалями за человеческий, гражданский подвиг, совершённый в годы войны. Некоторые стали героями Советского Союза. В далеких сороковых годах дети страны, которой больше нет на карте, вырезали из газет и клеили на стены фотографии лучших летчиков — Ивана Кожедуба
и Арсения Ворожейкина, ![]() Георгия Речкалова ![]() и Александра Покрышкина Почему-то именно летчики шли в первых рядах "трудовых и ратных" героев Страны Советов.
Гудит в турбинах буйная гроза. Глядят вперёд сквозь стёкла гермошлемов Пытливые и смелые глаза. Вперед и ввысь – им Родина велела, Готовы встретить в воздухе врага, И надо будет – точен взгляд прицела, Не промахнётся твёрдая рука. 6 марта исполнится 100 лет со дня рождения выпускника 1932 года «Фабрично-Заводского училища» при заводе «Сибкомбайн», замечательному человеку, маршалу авиации, Трижды Герою Советского Союза Александру Ивановичу Покрышкину. Сегодня мы хотим прикоснуться к страницам жизни человека, который прославил нашу страну на весь мир, на все века. Ты был рожден для подвигов суровых, Прошел достойно в жизни славный путь… И нам, живущим в отношеньях новых, Есть, чем тебя сердечно вспомянуть. Aлександр Покрышкин… Это имя среди множества советских асов было действительно знаменитым. Встретив войну 22 июня 1941 года рядовым летчиком, уже в 1943-м тридцатилетний капитан стал легендарным героем воздушной войны. А начинался жизненный путь будущего аса в 1913 году в Новониколаевске (ныне Новосибирск), в многодетной семье бедных переселенцев. Начать работать ему пришлось уже с 14 лет. Мечта летать привела подростка в школу авиатехников, а потом и в аэроклуб. Затем была учеба в знаменитом Качинском училище летчиков и направление в 55-й ИАП (истребительный авиаполк), находившийся тогда недалеко от румынской границы. Всего за пару месяцев до начала войны полк получил на вооружение новейшие на тот момент истребители МиГ-3. Этот истребитель к 1941 году считался в советских ВВС одним из наиболее современных и перспективных. Он создавался как высотный перехватчик и поэтому имел мощный двигатель, позволявший на высоте 7000 метров достичь скорости в 640 км/ч — это было выдающимся достижением для того времени. Однако с началом войны большинство воздушных боев происходило на средних и малых высотах, где боевые качества МиГа сильно ухудшались. Кроме того, явно недостаточным было вооружение, состоявшее из одного 12,7-мм пулемета БС и двух 7,62-мм пулеметов ШКАС. Тем не менее свои первые десять побед Покрышкин одержал именно на истребителе МиГ-3, причем во всех случаях бои велись на высотах не более 3000 м, то есть там, где качества машины были отнюдь не лучшими ![]() …Знаменитое сражение на Курской дуге стало одним из самых масштабных и стратегически важных во всей Второй мировой войне. Но по ряду причин в тени великого танкового противостояния осталась самая крупная и ожесточенная во всей истории воздушных войн битва в небе над Кубанью весной 1943 года. Накал воздушных боев был необыкновенно высоким. Один из участников тех событий вспоминал: "Воздушные бои на Кубани происходили с участием большого количества самолетов. Начинались они обычно с рассвета. Как только локаторы обнаруживали, что фашистская авиация поднялась в воздух, без промедления взлетали со всех аэродромов советские истребители, и тут начиналось! В небе собирались истребители всех марок, на всех высотах — от бреющего полета до восьми-десяти тысяч метров. Кипит воздушный бой. Горят самолеты противника. И наши тоже. Подбитые тянут каждый на свою территорию, за ними длинные шлейфы дыма и пара. Повсюду парашюты. Разноцветный купол — это фашист, белый купол — советский летчик…". В конечном итоге сражение над Кубанью было немецкими летчиками проиграно вчистую. По советским данным, в период с 17 апреля по 7 июля 1943 года Германия потеряла около 1100 боевых самолетов, из которых более 800 были уничтожены в воздухе. И хотя потери советских ВВС тоже нельзя назвать малыми — не менее 750 самолетов, — наши пилоты буквально зубами держались за небо и смогли вырвать инициативу из рук противника. Мало кто знает, что первым самолетом, сбитым Покрышкиным, был… советский бомбардировщик Су-2. Молодой летчик в неразберихе первого дня войны принял его за немца. От трибунала его спасло то, что шел первый день войны: на трагический случай практически не обратили внимания, обошлось только головомойкой от командира полка. Эта "счастливая случайность" (в другое время за такую ошибку могли бы и расстрелять) была первой в цепи поразительного везения будущего аса: словно какая-то незримая сила хранила молодого летчика. В первые, самые тяжкие месяцы войны он остался жив (хотя и был дважды сбит), в то время как пилоты гибли ежедневно десятками. В одном из боев пуля ударила в правый борт МиГа, задела плечевые лямки парашюта и от левого борта снова ушла вправо, оцарапав Покрышкину подбородок и забрызгав кровью приборную панель. Дважды немецкие бомбы, сброшенные на аэродром, взрывались почти под его ногами… Все эти случаи заставили Александра Ивановича поверить в судьбу. Много лет спустя он без тени кокетства писал в мемуарах, что решил для себя: "Никогда не буду прятаться от врага и останусь жив. Этому следовал всегда". Из всего состава 55-го ИАП к концу войны в живых осталось три человека. И один из них — сам Покрышкин. Но на всю жизнь запомнилось жуткое чувство обреченности в первую военную зиму, когда летать зачастую приходилось в одиночку, без радиосвязи, с большой долей вероятности просто пропасть без вести. Часто приходилось вылетать на разведку: командование ценило обстоятельные донесения наблюдательного летчика и для этой цели старалось посылать именно его. Впрочем, эти полеты проходили не совсем по уставу. Самолет-разведчик должен пройти через опасные зоны как можно тише, по возможности не замеченным противником. Но бойцовский характер Покрышкина не позволял ему вернуться на свой аэродром с полным боекомплектом: он постоянно ввязывался в бой, сразу решив для себя, что врага нужно бить всегда и везде. 5 октября 1941 года пара Покрышкина во время разведывательного полета была внезапно атакована четверкой "мессершмиттов". Ведомый был сбит сразу, Покрышкину же удалось с ходу завалить одного из врагов. Потом он попытался на своем подбитом самолете выйти из боя, но три оставшихся немецких истребителя почти в упор расстреливали беззащитный МиГ. "Перед самой землей мотор заглох, выравниваю самолет и иду на приземление "на живот". В поле зрения земля, железнодорожная будка, девочка гонит прутом корову. Такая мирная картина. И вдруг дробь по бронеспинке. Но подныривать под трассу уже нельзя — не позволяет земля. В самолете раздаются взрывы, и он, с перебитым управлением, идет к земле. Грохот… Удар головой о приборную доску — и я теряю сознание…" — так вспоминал летчик об этом эпизоде. Покрышкин доказал, что он способен вести бои на любом самолете: до весны 1943 года на Як-1 он одержал 7 побед. И все же полностью талант Александра Ивановича как выдающегося тактика воздушной войны раскрылся во время боев на Кубани. С самого начала войны он удивлял своих друзей тем, что по вечерам, в нелетную погоду, в любую свободную минуту он доставал объемистый блокнот и делал там какие-то записи, чертил схемы. Блокнот назывался "Тактика истребительной авиации". К 1943 году накопленного в боях опыта было достаточно для подтверждения его теорией, и это было с блеском продемонстрировано Покрышкиным в кубанском небе. Не удивительно, что он был единственным из советских летчиков, при появлении которого над полем боя немецкие радиостанции тревожно предупреждали: "Внимание! Внимание! В воздухе Покрышкин!". Тебя враги со страхом узнавали, Друзья любили за девиз в боях, С которым венценосно побеждали Привычно совмещая смерть и страх. В эфир слова неслись с предупрежденьем: «Покрышкин – в небе! Берегись беды!» И ты своим напористым стремленьем, Упорно подтверждал различные ходы. Твоя стратегия и тактика сраженья Всегда имели в жизни перевес И ты навязывал свой стиль предвосхищенья На каждом вираже, витке небес… Майор Покрышкин разработал и лично испытал в бою новые приемы воздушного боя. Новая тактика показала блестящие результаты. Если с начала войны до весны 1943 года летчики сбили около 240 немецких самолетов, потеряв при этом 73 своих летчиков, то после введения новой тактики и до конца войны полк потерял всего семерых пилотов, уничтожив 452 (!) вражеские машины. Покрышкин сформулировал собственные взгляды на наступательный воздушный бой одной фразой: "Высота — скорость — маневр — огонь!". Эта формула принесла многим советским летчикам успех в воздушных боях, но мало кто из них знал о том, что все простые и эффективные приемы ведения боя были Покрышкиным тщательно продуманы и проверены. Точный расчет, подтвержденный боевой практикой, давал свои плоды Александр Иванович никогда не гнался за количеством уничтоженных немецких самолетов — личный боевой счет не был для него самоцелью. И в этом кардинальное отличие русского летчика от немцев. Не секрет, что многие молодые летчики прибывали на фронт без какого-либо опыта не только воздушных боев, но даже обычного пилотирования истребителя. Поэтому сам Покрышкин ни одного необстрелянного новичка с собой в бой никогда не взял, зато лично их "натаскивал" в спокойной обстановке
Умер А. И. Покрышкин 13 ноября 1985 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Одна из улиц юго-запада столицы носит его имя. В 1993 году получила название "Покрышкин" малая планета. В Новосибирске открыта станция метро "Покрышкинская". Там же, на родине трижды Героя, установлен бронзовый бюст. На западе России, в Калининградской области, несут боевое дежурство летчики родного для великого аса гвардейского истребительного ордена Александра Невского авиаполка имени маршала Александра Покрышкина. Поклон ветеранам ВОВ Сердце словно опалило – Седина в висках. Прошлое рекой уплыло, Но душа в слезах. В бой за Родину солдаты Шли за шагом шаг. Верили в Победу свято – Не сломил их враг. Стон стоял по всей России: Голод, пытки, страх. Смерть косой людей косила В сёлах, городах. Отступали в сорок первом С ужасом в груди: – Автоматы, танки, где вы? С чем же в бой идти? Погибали в мясорубке: Фрицы шли стеной… Но не знали немцы русских, Ждал их страшный бой. За берёзы и пригорки, За родимый дом. За Кавказ, Кубань и Волгу, За великий Дон. Всем солдатам воевавшим Низкий наш поклон... По солдатам, в битве павшим, – Колокольный звон... Минута молчания Смотрите также: «он родился в сибири, чтобы удивить весь мир»
100.4kb.
1 стр.
«…Они подобны червяку, родившемуся внутри редьки, который сидит в ней и думает, что весь мир Творца так же горек, лишен света и мал, как та редька, в которой он родился»
25.4kb.
1 стр.
Весь мир театр
46.27kb.
1 стр.
Тантра йога и 4 цели в жизни Для чего создан весь этот мир?
229.69kb.
1 стр.
Психологических опытов
1484.34kb.
10 стр.
Вольф Мессинг о самом себе
1549.62kb.
7 стр.
Как прекрасен этот мир…без спида
114.56kb.
1 стр.
Андрей сидел в коридоре фирмы «Истина где-то рядом» иждал, когда его пригласят в кабинет для оформления договора
795.81kb.
5 стр.
Программа 9-ти дневного тренинга с 9 по 17 сентября
114.55kb.
1 стр.
«Международная жизнь». 2009.№9. С. 73-92. Спасет ли китай мир?
329.89kb.
1 стр.
Информация по выставке «В гости к медведю»
18.48kb.
1 стр.
Задать санкальпу, мотивация перед медитацией. Понять свое состояние. Свести весь мир к уму 146.39kb.
1 стр.
|