Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Душанбе-2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3



  1. Понятие «качество высшего образования» и подходы к его определению………………………………………………………………… 5

  2. Нормативно-правовые основы обеспечения качества высшего образования в Республике Таджикистан………………………………….12

  3. Факторы, определяющие качество высшего образования……………….24

  4. Критерии и показатели качества высшего образования…………………28

  5. Анализ состояния качества образования и действующей системы его оценки в вузах Республики Таджикистан………………………………...34

  6. Инновационная деятельность вуза - важное условие непрерывного обеспечения качества образования………………………………………39

Литература……………………………………………………………………….44

Приложения……………………………………………………………………...46



ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночных отношений повышение качества образования в вузах республики независимо от их форм собственности должно рассматриваться как один из решающих факторов их развития. Между тем в вузах республики Таджикистан продолжают иметь место старые, малоэффективные методы, принципы и подходы к повышению качества образования, что в конечном итоге препятствуют к их движению вперед на пути к вхождению в мировое образовательное пространство. Следовательно, достижение надлежащего качества образования требует решительного обновления традиционной учебно-воспитательной, научно-исследовательской деятельности вузов и совершенствование внутривузовской системы менеджмента качества.

Цель исследования: разработка методических подходов и практических рекомендаций по оценке и обеспечению качества образования


в высших учебных заведениях страны с учетом вхождения в международное образовательное пространство.

Для достижения данной цели была создана исследовательская группа в составе представителей Государственной службы надзора в сфере образования Республики Таджикистан, Центра поддержки образовательных реформ - «Пульс», Центра прогрессивных технологий обучения и высших учебных заведений страны, которая подготовила документ «Обеспечение качества высшего образования в Республике Таджикистан».

Настоящий документ составлен на основе изучения действующих законов и нормативно-правовых актов Республики Таджикистан, материалов международных и республиканских конференций, опроса студентов, преподавателей, административно-управленческого персонала вузов, анализа состояния качества образования и действующей системы его оценки в вузах интервьюирования работодателей относительно вопроса качества подготовки выпускников вузов. Работа имеет рекомендательный характер и предназначен для разработки эффективной системы менеджмента качества образования в вузах республики.

Исследовательская группа выражает искреннюю благодарность Отделению международной организации Института «Открытое общество» - Фонд Содействия в Таджикистане за всестороннюю помощь в разработке документа, организации рабочих встреч и предоставлении необходимых консультаций.



1. ПОНЯТИЕ «КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

И ПОДХОДЫ К ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
Система высшего образования всегда играла ведущую роль в обществе как институт передачи знаний, основа обеспечения научных исследований и развития новых технологий. В современных условиях успешная работа любого высшего учебного заведения невозможна без постоянного совершенствования его деятельности, нацеленной, в первую очередь, на улучшение качества образовательных, научных, информационных и других услуг. Иными словами, важнейшим показателем, определяющим долгосрочное развитие общества в том или ином направлении, было и остается качество образования, которое лежит в основе обеспечения и повышения качества жизни населения как главной цели существования любого национального государства и любого общества.

Следует отметить, что в имеющихся отечественных и зарубежных научных изданиях нет однозначного определения понятия «качество образования». Качество образования представляет собой явление комплексное, многомерное. Поэтому дать универсальное определение понятию «качество образования» пригодное как для оценки деятельности органа управления образовательного учреждения, так и для оценки профессиональной деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности студентов, невозможно.

Анализируя различные точки зрения по этому вопросу можно констатировать, что существует два подхода к определению качества. Первая – практическая, заключается в том, что качество определяется как степень соответствия целям и задачам. Однако у преподавателя, студента, работодателя и других участников, задействованных в учебный процесс, цели могут быть разными, поэтому и качество может пониматься ими по-разному. В этом смысле подход к его оценке связан со степенью этого соответствия, что и позволяет, в свою очередь, говорить об управлении качеством. Вторая – касается внутренних процессов, протекающих в рамках образовательного процесса.

Качество как степень соответствия целям – одна из наиболее распространенных сегодня категорий, на основании которой в международной практике выделяют пять основных подходов.



  1. Традиционный подход предполагает сделать вуз престижным, потому что по определению, выпускник такого вуза занимает более выгодные позиции на рынке труда.

  2. Научный подход исходит из соответствия стандартам.

  3. Менеджерский подход предполагает, что качественным может считаться образование, которым удовлетворен клиент.

  4. Потребительский подход, при котором, потребитель определяет качество, и в результате любое его желание будет исполнено.

  5. Социальный подход означает, что качественное образование является общественным благом и приносит пользу обществу.

R.Barnett, анализируя определение понятия "качество", выделяет три основных подхода: объективистский, релятивистский и концепция развития.

В рамках объективистского подхода наиболее важными в понимании качества являются возможность объективных измерений и сравнимость результатов оценки качества различных курсов, образовательных учреждений и т. п. Данные, полученные в ходе оценивания, являются показателями не только одного учебного заведения, но дают также сравнительную картину по отношению к другим вузам.

Этот подход предполагает анализ качества, связанный с характеристиками "ввода" и "вывода" образовательной системы. Основными показателями "ввода" системы являются профессиональный уровень преподавателей, степень технической оснащенности вуза (включая компьютеры и библиотеки), уровень знаний студентов, поступивших в вуз. Типичными индикаторами "вывода" считаются рейтинги студентов, возможность получения дальнейшего образования, трудоустройство и т. п.

Сущность релятивистского подхода может быть лучше отражена не в том, что он утверждает, а в том, что в нем отрицается. Основная идея этого подхода состоит в отсутствии абсолютных критериев, с использованием которых можно было бы оценить любые действия. Практическая реализация релятивистского подхода связана с оцениванием "соответствия цели".

Третье направление - концепция развития. Слово развитие является ключевым словом в данном подходе. Если релятивистский и объективистский подходы относятся к уровню внешней оценки качества образовательного процесса, то третий в противовес им - к уровню внутренней оценки деятельности высшего учебного заведения (преподавательский состав и студенты, обучающиеся в данном вузе). Это, однако, не означает, что третья концепция исключает внешнюю оценку качества. Во-вторых, если предыдущие подходы оценивают прошлый опыт работы высшего учебного заведения, то третий ориентирован на усовершенствование качества образовательного процесса в настоящем и будущем, т. е. имеет созидательный характер. В-третьих, если измерения на основе объективистской и релятивистской концепций оценивают качество работы образовательных учреждений в целом и их управленческую политику или используются как инструмент в процедурах распределения национальных ресурсов, то в основе концепции развития лежит деятельность по усовершенствованию учебных программ.

P. Jacobsson отмечает, что различные подходы к определению качества чаще всего основаны на таких идеях, как удовлетворение потребителей, пригодность для использования или превосходный уровень. Определение понятия качества также зависит от того, что и кем оценивается, какие критерии или индикаторы выделяются, какие обозначаются перспективы, с какой целью. Рассматривая качество образовательного процесса, он выделяет несколько направлений: качество абитуриентов; качество процесса обучения; качество экзаменов; качество и уровень образовательного финансирования.

Harvey и Green рассматривают пять широких подходов к системе качества в высшем образовании. Качество рассматривается как:


  • специальный процесс, направленный на положительный результат на "выходе";

  • процесс усовершенствования в рамках образовательной деятельности;

  • соответствие целям, что обозначает выполнение запросов, требований и ожиданий потребителей;

  • результат инвестиций в образование;

  • трансформации, обозначающие изменения в совершенствовании, предоставлении возможностей для студентов и в развитии новых знаний.

В педагогическом словаре качество понимается как совокупность показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности. С точки зрения методологии – качество это системная категория, которая отражает соответствие результата поставленной цели. А в новой версии международных стандартов качества ИСО 9000:2000 дано такое определение качества: «Качество – это степень соответствия присущих характеристик требованиям».

Шишов С.Е. и Кальней В.А. в своей книге «Школа: мониторинг качества образования» дают самое общее определение: качество образования – «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательными учреждениями образовательных услуг» или «степень достижения поставленных в образовании целей и задач».

В отечественных источниках также не дано однозначного определения качества образования. В целях выявления общественного мнения относительно понятия качества образования исследовательской группой был проведен социологический опрос. Респондентами явились студенты и преподаватели различных вузов страны, а также представители работодателей. На вопрос: «Что Вы понимаете под определением «качество образования?» были получены разные трактовки данной категории. Наиболее активно и содержательно на данный вопрос ответили представители студенчества. При этом, ответы отличились в зависимости от направления и специальности обучения. Ниже цитируем некоторые их определения:


  1. «Качество образования – это совокупность знаний, степень интеллектуального развития, способность ориентироваться к современным изменениям».

  2. «Качество образования – профессиональные знания, умения и навыки, которые необходимы для освоения профессии».

  3. «Качество образования – это способность учебной и научной информации удовлетворять человеческие потребности в формировании духовного облика и повышении потенциала».

  4. «Качество образования – это категория, которая показывает уровень знаний студентов, отвечающих требований рынка труда».

  5. «Качество образования – востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни».

  6. «Качество образования – это степень эффективности образовательного процесса, окончательный результат совместного труда преподавателя и студента».

  7. «Качество образования – это уровень профессиональных знаний, умений, практических навыков и компетенции в зависимости от принятых требований».

Ответы 1 и 4 относятся к студентам экономического направления, 2 и 5 – к техническим, 3 – к социально-гуманитарным, 6 – к педагогическим и 7 – к медицинским специальностям.

На основе изучения литературных источников и обобщения результатов социологического опроса, исследовательская группа пришла к следующему выводу, что в условиях рыночной экономики, перехода вузов на частичное или полное самофинансирование, образование также приобретает рыночный характер и в какой-то мере может рассматриваться как специфический товар (услуга), предлагаемый потребителю.

Качество любой услуги оценивается, прежде всего, степенью его соответствия ожиданиям потребителя. Следовательно, на наш взгляд, следующая формулировка отражает его суть: «Качество образования – это совокупность потребительских свойств результатов образования, наиболее полно удовлетворяющих потребности всех заинтересованных сторон (государства, общества, личности, работодателей, родителей и т.п.) в пределах установленного интервала времени».

Подобно тому, что качества произведенной готовой продукции в промышленности зависит от качества используемого сырья и качества производственного процесса, качества результатов образования (специалиста) слагается из качества исходного материала (приёма в вуз) и качества учебно-воспитательного процесса (рис. 1). В свою очередь учебно-воспитательный процесс слагается из качества ресурсов и отдельных конкретных направлений деятельности вуза.





2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Нормативно-правовая база обеспечения качества высшего образования, да и всей сферы образования, исходит из статьи 41 Конституции Республики Таджикистан (принята всенародным референдумом  6 ноября 1994 года, изменения и дополнения внесены 26 сентября 1999 года и 22 июня 2003 года путем референдума), где определено, что каждый гражданин имеет право на получение качественного образования.



В целях реализации конституционных прав граждан на получение качественного образования в республике приняты и реализуются ряд законов и нормативно-правовых актов.

  1. Закон Республики Таджикистан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями от 17 мая 2004 г., № 34, 28.12.2005 г. № 143, от 22.12.2006 г., № 222, от 18.06.2008 г., № 407, от 26.03.2009 г., № 488, от 19.05.2009 г., № 529, от 5.08.2009 г., № 545);

  2. Закон Республики Таджикистан "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (от 22.04.2009, №1314)

  3. Закон Республики Таджикистан «О начальном профессиональном образовании” (от 30.07.07, № 334).

  4. Закон Республики Таджикистан ««О лицензировании отдельных видов деятельности» (от 1.09.2005, № 337);

  5. Положение «Об особенностях лицензирования отдельных видов деятельности» (Постановление Правительства Республики Таджикистан, 3.04.2007, № 172);

  6. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (Постановление Правительства Республики Таджикистан от 21 февраля 1996 года, № 71);

  7. Порядок проведения аттестации, аккредитации и лицензирования образовательных учреждений Республики Таджикистан (Постановление Правительства Республики Таджикистан, от 5.02.2003, №54).

  8. Положение об аттестации высших учебных заведений Республики Таджикистан (Постановление коллегии Министерство образовании Республики Таджикистан от 03. 09. 2004 году №18/8);

  9. Требовании о лицензировании при организации дистанционного образования по программам высших учебных заведений Республики Таджикистан (Приказ Министра образования Республики Таджикистан от 08. 01. 2004 года, № 25);

  10. Методическое пособие по организации проведения внутренней аттестации образовательных учреждений, которое реализует программы среднего профессионального, высшего и послевузовского образования (Приказ Министра образовании Республики Таджикистан от 13.07.2004 года, № 309);

  11. Определяющие критерии статуса высшего учебного заведения в Республике Таджикистан (Постановление коллегии Министерства образования Республики Таджикистан от 03.09.2004 года, № 18/6);

  12. Нормативы расчета общих и учебных площадей высших учебных заведений Республики Таджикистан (Постановление коллегии Министерство образования Республики Таджикистан от 30.04.2008 года, № 6/19);

  13. Устав Государственной службы надзора в сфере образования (Постановление коллегии Министерства образования Республики Таджикистан от 30.03.2007 года, № 7/10) и др.

Обеспечение качества высшего образования определено статьями 7 и 8 упомянутого закона Республики Таджикистан «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», где указывается, что высшее профессиональное образование должно осуществляться на основе государственных стандартов, которые направлены на качественную подготовку специалистов. В этом же законе (статья 12), определяется контроль за качественной подготовкой специалистов через процедуры лицензирования, государственной аттестации и аккредитации, которые обязательны для всех вузов.

Следует отметить, что в последние годы во всех странах мира в отдельности, и в рамках мирового образовательного пространства в целом наметился системный комплексный подход к решению проблем регулирования, обеспечения и оценки качества высшего образования. Самыми важными документами мирового значения, которые имеют юридическую силу, являются «Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века» и Программный документ под названием "Реформа и развитие высшего образования", который был принят в 1995 году в Генеральной конференции ЮНЕСКО. В этих документах качество в сфере высшего образования определяется как многомерная концепция, которая должна охватывать все его функции и виды деятельности: учебные и академические программы, научные исследования и стипендии, укомплектование кадрами, учащихся, здания, материально-техническую базу, оборудование, работу на благо общества и академическую среду. Понятие "качество" в этих документах охватывает все основные функции и направления деятельности в области высшего образования: качество преподавания, подготовки и исследований, что означает качество соответствующего персонала и качество обучения как результат преподавания и исследований.

Исходя из вышеизложенного, подходы к регулированию качества высшего образования должны быть комплексными. Законодательство и нормативные акты Республики Таджикистан также исходят из принципа комплексного подхода к оценке качества высшего образования, который включает лицензирование, аттестацию и аккредитацию высших учебных заведений, как формы государственного регулирования этого процесса. В соответствии с Законом Республики Таджикистан "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" этим терминам даны следующие определения:

Лицензирование - процедура признания возможности высшего учебного заведения определенного типа начать образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации в соответствии с требованиями стандартов высшего образования, а также государственными требованиями стандартов высшего образования и государственными требованиями относительно кадрового, научно-методического и материально-технического обеспечения1.

Аттестация – процедура установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников высшего учебного заведения требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям)2. Согласно закону аттестация это процесс, в котором устанавливается соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов. Результатом аттестации является принятие решения об аккредитации.

Аккредитация - процедура определения статуса образовательного учреждения определенного типа для проведения образовательной деятельности, согласно стандартам высшего профессионального образования3. В узком понимании, аккредитация есть право выдавать дипломы и аттестаты государственного образца. Оно выдается на определенный срок (обычно от двух до шести лет), после чего процесс аккредитации повторяется.

В законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» также указаны права и обязанности студентов и профессорско-преподавательского состава по обеспечению качества. Так, согласно статьи 21 данного закона, студенты имеют право принять участие в формировании качественного содержания образования и использовать учебные ресурсы вузов для получения качественных знаний. Согласно этой же статьи студенты обязаны усваивать теоретические знания и практические навыки. В статье 26 закона указывается, что научно-педагогические работники вузов имеют право “выбирать методы и средства обучения, которые соответствуют их индивидуальным потребностям и обеспечивают высокое качество учебного процесса”. Профессорско-преподавательский состав вуза согласно этой же статье закона обязан обеспечивать высокую эффективность учебной и научной деятельности, а также постоянно повышать свою квалификацию.

В указанном законе (статья 33) также отмечается, что государство контролирует качество высшего образования посредством своих уполномоченных органов. В качестве такого органа постановлением Правительства Республики Таджикистан от 03.03.2007, № 105 определена Государственная служба по надзору в сфере образования Министерства образования Республики Таджикистан, в структуре которой имеется «Управление организации государственного надзора и оценки качества образования» с подразделением оценки качества образования в вузах и послевузовских учреждениях.

Другим законом Республики Таджикистан, который также косвенно касается качества высшего образования, можно считать закон “О лицензировании некоторых видов деятельности” (от 1.09.2005, №337). Согласно статьи 17 данного закона ведение образовательной деятельности, в том числе в сфере высшего образования требует наличия лицензии.

Кроме вышеуказанных законов в Республике Таджикистан, качества высшего образования, как было уже отмечено, регулируется другими нормативно-правовыми актами, которых можно классифицировать следующим образом:



  1. Постановления Правительства Республики Таджикистан.

  2. Государственные стандарты.

  3. Решения коллегии Министерства образования Республики Таджикистан.

  4. Приказы Министра образования Республики Таджикистан.

  5. Решения совета Государственной службы по надзору в сфере образования Министерства образования Республики Таджикистан.

Постановления Правительства Республики Таджикистан. К ним в первую очередь относятся:

а) Положение «Об особенностях лицензирования некоторых видов деятельности (в новой редакции)», которое утверждено постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3.04.2007, №172. В главе 48 данного положения - “Особенности лицензирования сферы образования” - содержатся требования, которые призваны обеспечить качества образования, в том числе в вузах;

б) Постановление Правительства Республики Таджикистан от 5.02.2003, №54 (с изменениями от 17.08.2008, №445) “Правила аттестации и аккредитации образовательных учреждений Республики Таджикистан». Данное постановление является основным документом по определению статуса вузов и контроля их деятельности по обеспечению качества высшего образования;

в) “Положение о Государственной службе по надзору в сфере образования”, утвержденное постановлением Правительства Республики Таджикистан от 03.03.2007, №105 (с изменениями от 17.08.2008, №445). Данным положением предусмотрено, что Государственная служба по надзору в сфере образования контролирует реализацию единой государственной политики в сфере образования и выполнение государственных стандартов в образовательных учреждениях Республики Таджикистан, независимо от их формы собственности и административной подчиненности. Она также должна контролировать учебный и воспитательный процесс, уровень и качество знаний студентов, подготовку специалистов и другие стороны деятельности вузов. Для этого, как было уже отмечено, в структуре Государственной службы по надзору в сфере образования было создано «Управление организации государственного надзора и оценки качества образования» с подструктурным его «Отделом оценки качества образования в вузах и послевузовских учреждениях»;

г) «Государственная программа развития образования Республики Таджикистан на 2010-2015 годы», которая утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 29.04.2009 г., №254. В данном документе: анализируется развитие системы высшего образования и даются причины, способствующие плохому качеству подготовки специалистов (глава Ш, статья 5); определяются решение стратегических задач по подготовке высококвалифицированных специалистов с высшем образованием и по созданию национальной системы мониторинга качества образования (глава 1У); намечены приоритетные направления развития высшего профессионального образования и системы оценки качества образования, в том числе через внешней и внутренней оценки качества высшего образования (глава У).

Кроме того, некоторые вопросы по обеспечению качества содержатся в «Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшего учебного заведения) Республики Таджикистан», утвержденного Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 21 февраля 1996 года, № 71 (главы 7,8 и 11). Следует отметить, что законодательство Республики Таджикистан не определяет формы и методы текущего контроля успеваемости студентов и качества освоения образовательных программ в целом. В отличие от Законов РТ «Об образовании» и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании», типовое положение о вузе определяет, что в дополнении к промежуточной и итоговой аттестации студентов и выпускников, вузы обязаны еще осуществлять и текущий контроль успеваемости студентов.

Согласно типовому положению вуз оценивает качество освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников. Конкретные положения о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся разрабатываются и утверждаются самими вузами, и итоговая аттестация выпускников вуза осуществляется государственной аттестационной комиссией.

Вопросы обеспечения качества высшего образования также затронуты в «Национальной концепции образования», которая утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3.05.2003 г., №200 (введение, главы 3,5 и 8). По этой же проблеме имеются указания в “Концепции развития профессионального образования” (введение, главы 3,5,7,9,12 и 15).



Государственные стандарты. «Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования», утвержденный Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 23. 02.96 года, № 96 является основным документом, по которому формируется качественное содержание высшего образования. Согласно этому стандарту по каждой специальности в вузах составляются государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста, где указывается качественный уровень образовательного процесса. Стандарты обычно содержат общие требования к образованности специалиста, требования к знаниям и умениям по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, по циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин, по циклу общепрофессиональных дисциплин, по циклу специальных дисциплин, срок реализации образовательной программы по конкретной специальности, способы контроля качества подготовки специалистов, ответственность за качество подготовки и использование выпускников и т.д.

Решения коллегии Министерства образования Республики Таджикистан. Эти нормативно-правовые акты в основном касаются правил лицензирования (решение коллегии МО РТ от 29.04. 2003 г., №8/7), аттестации (решение коллегии МО РТ от 03.09. 2004 г., №18/8) и аккредитации вузов (решение коллегии МО РТ от 03.09. 2004 г., № 18/9), показателей, определяющих статус вуза (решение коллегии МО РТ от 03.09. 2004 г., №18/6), обеспеченность вузов учебными площадями (решение коллегии МО РТ от 30.04. 2008 г., №6/19). Решением коллегии МО РТ от 02.05. 2007 г., №11/11 также утверждено “Положение об управление организации государственного надзора и оценки качества образования Государственной службы по надзору в сфере образования». Во всех этих нормативно-правовых актах содержаться требования, тем или иным образом регулирующих качеству подготовки специалистов в вузах.

Кроме того, решения коллегии Министерства образования Республики Таджикистан принимаются по результатам аттестации вузов и по результатам мониторинга качества, где в обязательном порядке имеются указания о повышении качества образования не только в конкретном аттестуемом или проверяемом вузе, но и во всех учреждениях этого уровня.

Вопросы качества высшего образования также содержатся в различных положениях о структурных подразделениях вузов.

Приказы Министра образования Республики Таджикистан. Приказами министра образования утверждены порядок аккредитации вузов (приказ от 3.01.2003 г., № 3), порядок лицензирования дистанционного обучения (приказ от 8.01.2004 г., №25), положение о самоаттестации вузов (приказ от 13.07. 2004 г., № 309), порядок проведения проверок в вузах (приказ от 27.07. 2009 г., №1482) и т.д. Важным приказом министра образования по повышению качества высшего образования можно считать приказ от 16.12. 2010 г. «Об экспериментальном внедрении Программы управления качеством образования в вузах Республики Таджикистан». Согласно данному приказу отделы и сектора вузов по надзору качества образования преобразованы в отделы и сектора управления качеством образования.

Кроме того, имеются другие приказы министра образования, которые косвенно касаются качества высшего образования. Например, приказ о правилах организации зачетно-экзаменационных сессий, об организации урока-лекции в 1-2 курсах вузов и т.д.



Решения совета Государственной службы по надзору в сфере образования Министерства образования Республики Таджикистан. Решением совета Госслужбы по надзору в сфере образования утверждены программа аттестации вузов (решение от 24.08. 2007 г., № 9/12) и программа мониторинга качества образования в вузах (решение от 25.09. 2009 г., №11/1). Решением совета № 11/13 от 19.11. 2010 г. также утверждена «Примерная программа управления качеством образования в вузах Республики Таджикистан». Данная программа содержит краткое описание принципов управления качеством по Э. Демингу, Журану, а также общие принципы управления качеством высшего образования. Программа предусматривает двухэтапный переход от контроля качества образования к управлению качеством высшего образования. На первом этапе вузы реализуют программу управления качеством образования на основе внутреннего самообследования образовательного учреждения. На втором этапе вузы должны реализовать программу управления качеством образования на основе внешней сертификации. Для этого по усмотрению вуза должна быть реализована сертификация на соответствия требованиям директив и стандартов Европейской сети гарантии качества в высшем образовании (ENQA) или стандартам ISO серии 9000.

Таким образом, нормативно-правовая база обеспечения качества высшего образования предусматривает лицензирование, аттестацию, аккредитацию, мониторинг, стандартизацию и другие аспекты регулирования деятельности высших образовательных учреждений. По этим направлениям в Республике Таджикистан приняты основные нормативно-правовые акты. Однако существуют проблемы по качественной реализации этих документов вузами и соответствующими управляющими и контролирующими органами. Низкий уровень качества высшего образования в республике в первую очередь связан именно с этим фактом. Кроме того, законодательство республики, непосредственно регулирующий отношения в сфере высшего образования Республики Таджикистан, не определяют формы и методы контроля усвоения студентами знаний, умений и навыков, а также итогового контроля качества подготовки выпускников вузов, профессорского- преподавательского состава и образовательных программ.

Анализ законодательных и нормативно-правовых актов регулирующий обеспечение и управление качество высшего образования в Республики Таджикистан также показывает, что в основу существующей методологии оценки качества высшего образования положен принцип, который условно предлагаем назвать – принцип соответствия требованиям. Использование данного принципа при оценке качества реализуемых образовательных программ, качества обучения студентов и качества подготовки выпускников, на наш взгляд, не в полной мере отвечает задачам, поставленным перед образованием современным уровнем развития экономики и общества. Следует искать достаточно гибких и малозатратных форм управлениея качеством высшего образования, который удовлетворят работодателей и всех, кто хочет инвестировать в систему высшего образования. Это означает плавный переход от принципа соответствия требованиям госстандарта к принципу соответствия требованиям экономики. Это также означает, что внутренняя и внешняя оценки качества образования должны быть направлены на оценку степени удовлетворения потребностей всех заинтересованных субъектов (государство, бизнес, личность).

Исходя из вышеизложенного, исследовательская группа считает, что для повышения качества образования на данном этапе возникла необходимость пересмотра существующей нормативно-правовой базы обеспечения качества высшего образования в сторону улучшения ее содержательной части и качественных характеристик. Кроме того, необходимо проведение работы по следующим направлениям:



  • принятие стандартов институциональной и специализированной аккредитации вузов, соответствующие международным требованиям;

  • принятие программ гарантии качества высшего образования, соответствующие требованиям Болонского процесса;

  • утверждение показателей ранжирования (определения рейтинга) вузов;

  • принятие четкой программы мониторинга качества образования в вузах;

  • упрощение системы аттестации и аккредитации вузов посредством применения системы самооценки продвинутых вузов.




следующая страница >>
Смотрите также:
Обеспечение качества высшего образования в республике таджикистан душанбе-2011
707.17kb.
4 стр.
Социально-педагогические проблемы развития системы высшего образования в Республике Таджикистан (историко-педагогический аспект) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
794.3kb.
5 стр.
Отчет о реформах в системе высшего образования и состоянии гендерного образования в республике таджикистан
682.46kb.
4 стр.
В. В. Ничкову от Иванова Ивана Ивановича
13.38kb.
1 стр.
Руководство по обеспечению Качества в Европейской Зоне Высшего Образования, который был поддержан eua, eurashe и esib и одобрен европейскими министрами образования на саммите в Бергене
436.76kb.
3 стр.
Интенсивные технологии обучения русскому языку в системе высшего образования (на примере нефилологических специальностей вузов Республики Таджикистан) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
464.78kb.
2 стр.
Закон республики таджикистан "о потребительской кооперации в республике таджикистан"
181.99kb.
1 стр.
Программа развития общего образования шегарского района на 2011 2013 годы мельниково 2011 паспорт программы
483.72kb.
2 стр.
Интеграция университетского экономического образования в Болонский процесс через внедрение системы обеспечения качества. Опыт и перспективы регионального вуза
127.34kb.
1 стр.
Социально-педагогические проблемы развитии системы высшего образования в Pecпубликe Таджикистан (историко-педагогический аспект) 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
794.76kb.
4 стр.
«Формирование модели оценки качества общего образования в г. Москве» за 2010-2011 учебный год
92.44kb.
1 стр.
Развитие общего образования в Республике Таджикистан в период независимости (1991-2005 гг.) 13. 00. 01. общая педагогика, история педагогики и образования
461.83kb.
2 стр.