Главная
страница 1
Стецюк Петр Антонович,

ННЦ «Институт аграрной экономики» УААН,

г. Киев, Украина
Современная парадигма управления финансовыми ресурсами предприятий аграрного сектора экономики Украины
Необходимость создания новой системы управления финансовыми ресурсами агроформирований предопределенно тем, что переход на новые методы хозяйствования привел к кардинальным изменениям в финансовом обеспечении сельскохозяйственного производства. Существующая раньше система финансирования опиралась на три ключевые системообразующие элементы: широкая база собственных источников финансовых ресурсов, использование значительных объемов бюджетного финансирования и свободный доступ к дешевым кредитам государственных банков. В новых условиях она прекратила свое существование, что вместе с другими факторами привело к кардинальному изменению финансовой ситуации в аграрной сфере. Почти треть предприятий отрасли убыточные, ресурсные возможности бюджетов ограничены, выросли барьеры доступа к кредитным ресурсам и их стоимость.

Значительная часть сельхозпредприятий Украины не имеет организованной системы финансового менеджмента. Решения в этой сфере опираются преимущественно на эмпирический опыт их владельцев и менеджеров, имеют по большей части ситуативный характер, принимаются и реализуются как спорадическая реакция на внешние и внутренние факторы. Теоретико-методологический базис управления формированием и использованием финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий в рыночной среде находится лишь на начальном этапе формирования.

Анализ современной парадигмы управления финансами предприятий показал, что большинство теоретических концепций и рекомендаций в силу специфики деятельности сельскохозяйственных предприятий не могут быть непосредственно применены. Синхронно, отдельные из используемых на практике методов и инструментов адекватны централизованному управлению и малопригодны для ситуации в которой доминирует высокий уровень автономности финансово-хозяйственной деятельности.

Методология управления финансовыми ресурсами сельскохозяйственных предприятий, по мнению автора, должна включать:

– определение ее концептуальных принципов (объективная необходимость, этапность создания, интегрированность с общей системой управления, ориентация на стратегические цели развития предприятия, системный подход к формированию, альтернативность в выборе источников и направлений использования финансовых ресурсов);

– использование экономических механизмов в управлении финансовыми ресурсами (правовое обеспечение, финансовые инструменты, финансовые методы, финансовые рычаги, информационное обеспечение);

– выбор алгоритма управления финансовыми ресурсами;

– отбор и классификацию факторов, влияющих на принятие управленческих решений в сфере формирования и использования финансовых ресурсов;

– обоснование методических подходов к оптимизации структуры источников формирования финансовых ресурсов с учетом особенностей финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий;

– разработку модели распределения финансовых ресурсов по отдельным конкурирующим направлениям их использования, включая решение проблемы альтернативности;

– методику принятия управленческих решений относительно формирования и использования финансовых ресурсов в условиях неопределенности.

Одним из главных исходных положений построения эффективного менеджмента финансовых ресурсов есть понимание того, что они являются доминантным системным элементом ресурсной базы сельскохозяйственных предприятий. Известно, что между земельными, материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами должно быть определенное равновесие. На практике в разных сочетаниях производственных факторов всегда есть дефицитный ресурс, который тормозит общее развитие. Нынешнее состояние ресурсной базы украинских сельскохозяйственных предприятий таково, что фактически слаб каждый ее элемент. В условиях дефицита все экономические ресурсы открыто конкурируют между собой в борьбе за ликвидацию этого дефицита. В такой ситуации необходимо соответствующее ранжирование приоритетности между экономическими ресурсами.

Для украинских сельхозпредприятий наиболее дефицитными являются финансовые ресурсы. Кроме того, они самые мобильные, что в условиях высокого динамизма внешнего окружения выступает ключевым фактором эффективности. Следовательно, достижение ресурсного равновесия, на основе которого может осуществляться экономическое развитие сельскохозяйственных предприятий, в первую очередь зависит от их обеспечения финансовыми ресурсами. При этом уровень финансового потенциала и условия финансовых рынков расширяют или ограничивают свободу и возможности их финансового маневра.

Реформирование менеджмента финансовых ресурсов базируется на таких теоретических предпосылках:

– управление финансовыми ресурсами – это система, которая включает в себя принципы, методы, приемы и инструменты, предназначенные для организации их движения в соответствии с действием объективных экономических законов, требованиями законодательно-нормативных актов и экономическими интересами владельцев сельскохозяйственных предприятий;

– выступая самостоятельной системой, она одновременно является составной частью системы общего и финансового менеджмента предприятия;

– управление финансовыми ресурсами подчинено реализации общей стратегии предприятия и призвано обеспечивать его нормальное функционирование и экономическое развитие;

– создание системы управления финансовыми ресурсами имеет свою внутреннюю логику, которая предопределяет содержание и последовательность осуществления определенных процедур и этапов;

– модель управления – это организационная система, с помощью которой достигается высокое качество управления формированием и использованием финансовых ресурсов;

– индикатором качества управления финансовыми ресурсами выступает уровень обеспечения ими предприятия, адекватный его финансовому потенциалу, необходимый и достаточный по объемам и времени поступления для удовлетворения производственно-инвестиционных потребностей;

– процесс управления финансовыми ресурсами предусматривает: а) определение потребности, целесообразности, результатов и последствий формирования и использования финансовых ресурсов; бы) влияние, направленное на достижение этих результатов и последствий; в) расходы (стоимостные и временные), необходимые для осуществления такого влияния; г) установление критериев и нормативов, которые позволяют оценить уровень достижения намеченных целей и эффективность осуществленных расходов.

Рациональное формирование и использование финансовых ресурсов должно осуществляться с учетом определенных ограничений. К таким ограничениям относим адекватность средневзвешенной цены источников финансовых ресурсов и уровней финансовых рисков, предельное значение платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

Управление финансовыми ресурсами имеет перманентный характер, поэтому каждое предприятие должно иметь в арсенале своего менеджмента методы, приемы и инструменты обоснования финансовых решений, стандартизированные регламенты и процедуры их принятия, механизмы реализации и контроля принятых решений, которые бы отвечали динамике его внутреннего состояния и внешнего финансового окружения.

Система эффективного управления финансовыми ресурсами должна включать инструменты, приемы и методы, которые позволяют эффективно задействовать такие локальные механизмы: самоокупаемости; финансовой ответственности; самофинансирования; смешанного финансирования; государственной финансовой поддержки; льготного налогообложения; комплексной оценки, анализа и интерпретации полученных результатов; планирования; контроля и мониторинга экономических процессов; распределения ресурсов, расходов и результатов; противозатратного; ценообразования; управления рисками; страхования.

Использование каждого из отмеченных механизмов направлено на обеспечение получения позитивных чистых денежных потоков, которые расширяют ресурсную базу формирования финансовых ресурсов, то есть улучшают условия доступа к разным их источникам. При этом важное значение имеют критерии их достаточности по объему и приемлемости по цене, а также возможность полного возмещения использованных финансовых ресурсов, оплаты расходов на их привлечение и получение позитивного эффекта.

Исходя из анализа практики управления финансами сельскохозяйственных предприятий и обобщения теоретического базиса системных трансформаций, предлагается следующая последовательность этапов создания системы эффективного управления формированием и использованием их финансовых ресурсов:

– определение целевых параметров управления формированием и использованием финансовых ресурсов;

– анализ современного состояния управления формированием и использованием финансовых ресурсов;

– разработка финансовой политики;

– определение технологии, методов и приемов разработки и принятия управленческих решений в сфере формирования и использования финансовых ресурсов;

– разработка и принятие внутренних нормативных документов с определением регламентов и процедур принятия, реализации и коррекции решений по управлению финансовыми ресурсами;

– определение основных показателей анализа финансовых ресурсов, методов их расчета, критериев приемлемости и способов интерпретации, процедур и периодичности проведения финансового анализа;

– разработка и внедрение системы планирования финансовых ресурсов;

– разработка и реализация системы контроля формирования, размещения и использования финансовых ресурсов;

– организация управленческого учета и системы финансового контроля и мониторинга в соответствии с потребностями обеспечения рационального движения финансовых ресурсов в процессе основной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

Исходной точкой трансформации системы управления финансовыми ресурсами выступает выбор финансовой стратегии предприятия. Она представляет собой нормативную базу, закрепленную в уставных и локальных документах, на основе которой осуществляется управление его финансовой деятельностью и регулирование внутренних финансовых взаимоотношений в долговременной перспективе.

Философия финансовой политики сельскохозяйственных предприятий должна исходить из необходимости обоснования наиболее важных аспектов формирования и использования финансовых ресурсов за такими направлениями:

– политика управления оборотными активами, кредиторской и дебиторской задолженностью, направленная на мобилизацию и эффективное использование всех имеющихся финансовых ресурсов, и минимизацию расходов на привлечение их дополнительных объемов;

– инвестиционная политика, обеспечивающая создание и приобретение необходимых предприятию активов, использование которых позволяет поддерживать его конкурентоспособность, нормальное функционирование и осуществлять экономическое развитие;

– кредитная политика, на основе которой достигается оптимальное по стоимости привлечение и использование кредитных ресурсов коммерческих банков;



– учетная политика, ориентированная на полное и своевременное обеспечение управления предприятием и его структурными подразделениями необходимой и достоверной информацией о реальных финансовых процессах предприятия;

– налоговая политика, позволяющая использовать существующие налоговые льготы и минимизировать расходы на выполнение своих налоговых обязательств.


Смотрите также:
Современная парадигма управления финансовыми ресурсами предприятий аграрного сектора экономики Украины
78.85kb.
1 стр.
Теория и методология управления финансовыми ресурсами электроэнергетических компаний
429.16kb.
2 стр.
Финансовый механизм развития аграрного сектора экономики региона
49.49kb.
1 стр.
Гражданской авиации
1848.8kb.
15 стр.
Институционная среда аграрного природопользования
95.92kb.
1 стр.
Технологическая модернизация аграрного сектора экономики: теория и практика
268.07kb.
1 стр.
Основные проблемы развития аграрного сектора экономики россии и пути повышения объективности ценообразования на сельскохозяйственную продукцию
124.99kb.
1 стр.
Исследование состояния и перспектив развития аграрного сектора экономики с использование экономико-математического моделирования
96.62kb.
1 стр.
Первая сельскохозяйственная «восьмерка» завершила работу. Участники первой в истории сельскохозяйственной «восьмерки» утвердили основные принципиальные задачи развития и деятельности мирового аграрного сектора, передает итар-тасс
22.2kb.
1 стр.
Управление финансовыми ресурсами государства. Современный этап
28.91kb.
1 стр.
Международная научно-практическая конференция «Теория и практика управления экономическим развитием»
148.42kb.
1 стр.
Проект сотрудничество в сфере управления водными ресурсами в Одесской области
16.65kb.
1 стр.