Главная
страница 1страница 2 ... страница 14страница 15
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

ДЛЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ

Д У Х О В Н О С Т Ь

ЗАКОН БОЖИЙ

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК

ОСНОВЫ ИКОНОГРАФИИ

Оренбургская Епархиальная Православная гимназия

имени святого праведного Иоанна Кронштадтского

2006

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА стр. №

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА

«ДУХОВНОСТЬ» ( вариативная часть)
1. Учебно-методический комплект стр. №

по «Закону Божию»


2. Учебно-методический комплект по стр. №

по «Основам православной культуры»

Концепция обучения основам православной культуры
3. Учебно-методический комплект по стр. №

«Церковнославянскому языку»

Концепция обучения церковнославянскому языку

в Православной гимназии.


4. Учебно-методический комплект стр.№

по «Основам иконографии»

Концепция обучения основам иконографии

в Православной гимназии.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА

«ДУХОВНОСТЬ»
В настоящее время значительно возрос­ло внимание к духовной стороне бытия человека, многие россияне стали на путь Православия и, есте­ственно, желают, чтобы их детей в школе учили ос­новам православной культуры, являющейся для на­шей страны исторически традиционной.

Все более очевидным становится тот факт, что фундаментальная причина, провоцирующая все другие негативные явления, - это духовно-нравственный кризис самого человека, утрата им духовно-нравственных ориентиров и, как следствие, деградация и извращение его мышления, воли, чувств, веры. Становление и развитие личности в обществе и государстве в настоящее время основано на ложном представлении о человеке, игнорирующем духовные основы его бытия. Такое представление было господствующим в философии, науке, идеологии и массовом сознании на протяжении всего предшествовавшего столетия, продолжает господствовать и доныне. Очевидно, это оказывает негативное влияние на многих россиян. Люди утрачивают смысл жизни, радость бытия, жертвенной любви, созидательного труда, что, в свою очередь, заставляет человека духовную пустоту заполнять порочными удовольствиями.

В настоящее время появляется все более отчетливое понимание того, что единственно реальный путь выхода из сложившейся ситуации - это обращение к богатому духовно-нравственному потенциалу нашей страны, носителем которого с давних времен являлось и является сейчас Православие.

Становление и развитие Российского государства происходило под сенью православной веры. Православие было живительным родником, из которого напитывались наша культура, искусство, ремесла, движущей силой зарождения и формирования письменности.

Православие духовно преобразило народы России, сформировало замечательные черты русского характера - милосердие, жертвенность, верность, мужественность, щедрость. Православие на протяжении тысячи лет взращивало несгибаемый державный дух русского патриотизма. Православие составляет как бы нравственную основу природы русского человека. Ф. М. Достоевский писал: «Кроме исторической и текущей необходимости, русский человек ничего не знает выше христианства, да и представить не может. Он всю землю свою, всю общность, всю Россию назвал христианством, «крестьянством». Вникните в Православие: это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство, обратившееся у народа нашего в одну из тех основных живых сил, без которых не живут нации».

За более чем тысячелетнюю историю православная вера проникла и закрепилась в глубинах духа русского человека.

«Создателем русского национального характера» историк В.О. Ключевский назвал преподобного Сергия Радонежского. Создателем нашей национальной традиции об­разования, воспитания и просвещения стала Русская Пра­вославная Церковь, вне которой все эти понятия не име­ют подлинного смысла. Эта традиция не является узкона­циональной, так как Русское Православие уходит своими корнями в византийский греческий опыт, имеет много точек соприкосновения с исламской и западноевропейс­кой культурой и обнимает все народы России, несколько столетий живущие бок о бок с русским народом.

В настоящее время подавляющее большинство населения России тяготеет к православной вере. Это не случайно. Именно Православие наиболее полно, ясно и обоснованно выражает религиозное, нравственное, моральное, этическое и правовое мироощущение человека, его понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести.

На протяжении многих веков люди искали и не находили исти­ну. И вот в страшный момент человеческой истории, когда Сам Бог осуждался людьми на страдания Пилатом, который в тот момент был представителем человечества перед лицом Бога, вновь был задан этот вопрос: «Что есть истина?» (Ин. 18, 38). Ответ на этот вопрос ему не был дан, потому что «истина» — это не «что», а «Кто», и Ис­тина стояла перед ним, ибо еще раньше Иисус Христос сказал о Се­бе: «Я есть Истина» (ср.: Ин. 14, 6).

Вера православная не является плодом философских построений ограниченного человеческого ума, она - открытая Богом истина о высоте предназначения человека в вечности, о его духовном устроении. Вера православная показывает пути и дает силы для духовного преображения человека.

Таким образом, с одной стороны, Православие имеет необходимый духовный потенциал, многовеко­вой положительный опыт в области духовно-нрав­ственного просвещения, с другой стороны, имеется желание со стороны родителей и учащихся изучить и воспользоваться этим опытом.

Хорошее знание православной культуры России поможет более плодотворному изучению отечественной истории, родного языка и литературы, мировой художественной культуры, а также проведению занятий по краеведению.


Настоящий учебно-методический комплект «Духовность» это дополненный и переработанный учебно-методический комплект «Духовность» Оренбургской епархиальной православной гимназии имени святого праведного Иоанна Кронштадтского, изданный в 2001 году. В настоящий сборник вошел новый курс «Закон Божий» для 1-11 классов- содержащий вероучительный компонент образовательного процесса гимназии, а так же существенно переработанный и добавленный курс «Основы православной культуры» для 2-11 классов, изучающий нравственное учение Православия, историю развития Православной церкви, культурологические аспекты развития Православия, ознакомление с историей развития других религий, сектоведение. Переработан и добавлен курс «Основы иконографии» для 1-7 классов православной гимназии

Принципы деятельности православной гимназии служат методологическими принципами организации учебно-методического комплекта:

- сочетание инновационности и традиционализма в педагогической деятельности: Сегодня как никогда, ибо непреходящие моральные ценности христианства могут вообще перестать быть жизнеориентирующими для современной молодежи, если не будут включены в систему современных средств коммуникации и образовательных технологий. Суть социализации сводится к передаче сакральных ценностей - непреходящих абсолютных моральных ценностей, выражающих душу народа, его характер. Инновационное развитие в рамках христианской парадигмы образования является востребованным, возможно, только на христианских ценностях, глубоко укорененных в российском менталитете, и которые наиболее культуросообразно в русской культуре выражают общечеловеческие ценности. Сущность ее – в преображении человека, посредством духовно-нравственного совершенствования его, через прояснение Образа Божия в человеке, стяжания добродетели, в святости.

- своевременность: Образовательная деятельность на всех своих этапах предполагает учитывание психофизиологических и нравственно-социальных условий и качеств в развитии учащихся.

- креативность: Принцип креативности в педагогике воспринимается как сущностной принцип раскрытия творческих сил в человеке, талантов данных ему от Бога, для выполнения заповеди: "Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный".




  • эстетичность: Эстетические ценности, наряду с этическими являются неотъемлемой частью внутренних принципов педпроцесса и внешней его организации. Красота внутреннего нравственного мира человека тесно взаимосвязана с переживанием красоты окружающего личность мира.




  • гуманистический характер образования. Признание уникальности и ценности личности ребенка, уважение к внутреннему духовному миру. Гуманистичность образования означает не облагораживание порока, его эстетизацию как в светском варианте гуманизма, а лечение поврежденного грехом естества человека. Как задача здесь стоит показать учащимся опасность псевдорелигиозного, псевдодуховного развития личности. Этот принцип задает максимально индивидуализированный учебно-воспитательный процесс, который заключается в гибком учебном плане.




  • культуросообразность образования. Воспитание деятеля и творца национальной духовной культуры, а не абстрактного приверженца культуры мира. Приоритет православной системы ценностей перед другими социокультурными системами ценностями, как наиболее отвечающей культурообразующему началу русской культуры. Это будет способствовать взаимоусилению и взаимодополнению двух тенденций православной школы: духовности и социализации.

- патриотизм. Воспитание человека, любящего свой край, свою Отчизну, свою семью, имеющего развитое национально-историческое самосознание.



СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА

« ДУХОВНОСТЬ»
- Христоцентричность - определяющий принцип образовательной и воспитательной деятельности. Этот основной принцип педагогики означает ориентированность человека на нравственный личностный идеал Христа, который глубоко укоренен в мировой культуре. Подлинная личность открывается только в личной встрече с Христом, в моральном подвиге ее богоуподобления. Согласование человеческой воли с Божьей волей через веру в Христа, обожение через Христа.

  • Соборность (церковность). Внутренняя жизнь православной гимназии подчинена церковному уставу и календарю, средоточие ее - храм во имя святителя Луки новомученика и исповедника Российского. Школа должна стать "малой церковью, где единый ученически-педагогический коллектив является составной частью Тела Христа - Православной церкви. Вся образовательно-воспитательная деятельность гимназии будет иметь благодатные духовные плоды, если будет пронизана животворными струями литургийной жизни учащихся и педагогов, подчинена ей. "Но если наши питомцы, подавляемые множеством уроков, собственно светской науки будут урывать для приготовления их часы от службы Божией, или в Храме будут озабочены своими уроками, так что Божественная служба не будет доставлять пищу уму их и сердцу, если они будут скучать в церкви, тогда дело педагогики потерпит весьма сильный урон: ибо наилучшее педагогическое воспитание доставляет именно Церковь, своим чудесным, небесным, проникающим до костей и мозгов богослужением" (св. И.Кронштадтский). Удаление от Церкви в образовательной деятельности приведет к увяданию благодатных духовных ростков в развитии личности. Соборность является важнейшим принципом всей деятельности гимназии, определяющей специфику школы как этико-трудовой, развивающей коллективную совместную учебную и трудовую деятельность, соборную инициативность и ответственность учащихся. Данный принцип ведет к установлению богочеловеческих отношений людей к друг другу, симфонии церкви и государства в их служении каждому человеку и всему народу в целом.

- Взаимосвязь воспитания для вечной и земной жизни. Приоритет духовно-нравственного воспитания личности перед информационно-рациональным и физическим развитием личности. Как цель - подготовка для вхождения ее в Царствие Божие.

- Личностность. Раскрытие личностных качеств как богодарованных способностей человека, выражающих его сущность как образа и подобия Божия. Личностноориентированный характер образования предполагает Личностность педагогики сотрудничества в православной школе, понимание отношений педагога - учащегося через понимание образа Божия в человеке. Образцом таких отношений являются евангельские примеры отношений Господа нашего Иисуса Христа с учениками - апостолами.


  • Свободное и творческое развитие личности в синергии с Богом. Воспитание глубокой потребности в общении с Богом, искании воли Его, выполнения евангельских заповедей, основанное на глубоком вхождении в образ христианской жизни внутри православной традиции.

  • Сотериологичность (спасительность) образования означает научить православной вере ребенка, через нравственное преображение души (богоуподобление) прийти к спасению души.

Изучение основ православной культуры предполагает взаимодействие и интеграцию с другими предметами: историей, русским и церковно–славянским языками музыкальным образованием и изобразительным искусством.

Православное культурное образование в православной гимназии состоит из четырех курсов, каждый из которых обладает своей спецификой и в тоже время связан с остальными.


Учебно-методический комплект по Закону Божьему


Пояснительная записка

Проблема духовного обнищания человека, с которой столкнулось современное образование, породила огромный интерес педагогов, ученых и руководителей-организаторов учебного процесса к вопросам воспитания подрастающего поколения, а воспитание и образование без приобщения к истокам традиционной культуры нашей страны невозможно.

Освоение православной культуры - духовной, эстетической, социально-исторической, бытовой - является важнейшим фактором в деле воспитания и образования детей. Только опираясь на усвоение традиций православной культуры, мы можем надеяться на ее восстановление и продолжение.

Православную педагогику определяют как «педагогику преображения, направленную на прояснения Образа Божия в человеке, явление Его миру посредством духовно- нравственного совершенствования человека в добродетели, в святости» (В.Зеньковский). Православная педагогика, по сути, является педагогикой спасения человека от падшего естества человека. По словам протоиерея Василия Зеньковского, «тема воспитания, как исцеления духовного начала может быть правильно поставлено лишь как тема спасения и искупления, как подготовка к жизни в вечности уже здесь на земле. Это и есть путь к восстановлению целостности в человеке, а не в простой гармонизации человека». Потому предмет православной педагогики составляет процесс обретения спасительного, нравственно востребованного духовного опыта.

Предлагаемый курс предназначен для преподавания в православных школах, лицеях и гимназиях с 1 по 11 класс при использовании программы начальной школы 1-4. Полный курс рассчитан на 369 часов по 1 часу в неделю на каждом году обучения. При создании данного курса учитывались следующие материалы:


  • Учебно-методический комплект для начальных классов православной гимназии «Духовность» (Оренбург 2001г.)

  • Программа курса «Основы православной культуры» к.п.н. О.Л.Янушкявичене

( Вильнюс, 2003 г.)

  • Программа по учебному предмету «Основы православной культуры» Центра педагогических исследований «Покров» (Москва 2003 г.)

Цель программы – способствовать духовному становлению личности ученика, формированию ее нравственных позиций православного мировоззрения.

Задачи курса

Воспитательные:

  • Показ культурообразующей роли Православия для России;

  • Раскрытие духовных основ отечественной культуры;

  • Воспитание духовно полноценной, трудолюбивой личности, патриота Отечества;

  • Воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

  • Выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений:

Образовательные:

  • Изучение истории православия, содержание Священного Писания и Предания, православной этики;

  • Знакомство с агиографией, церковным искусством, основами православного богослужения, мировыми религиозными воззрениями и сектами;

  • Формирование целостного восприятия мира, культуры общения;


Краткая характеристика структуры программы
Программа построена с учетом возрастных особенностей учащихся по принципу постепенного усложнения учебного материала. Весь курс разбит на три части (по ступеням школьного образования) и 10 разделов по годам обучения:

Часть 1 (начальная школа).

  1. «Мы и мир вокруг и внутри нас» - 1-й класс

  2. «Священная история Ветхого Завета» - 2-й класс

  3. «Священная история Нового Завета» - 3-й класс

  4. «Основы православного вероучения»(катехизис) – 4-й класс

Часть 2 (основная школа).

5. «Основы православного богослужения» - 5-й класс

6. «Священная история Нового Завета» (Четвероевангелие) – 6-й класс

7. «Священная история Нового Завета» (Апостол) – 7-й класс

8. «Христианская антропология»; «Священная история Ветхого Завета» (пророческие и учительные книги) - 8-й класс

9. «Догматическое богословие» - 9-й класс

10. «Патристика» -10 - 11 класс
Знания, умения и навыки, которыми должен овладеть школьник по окончании курса.
По окончании изучения курса «Закон Божий» предполагается получение школьниками энциклопедических, богословских, историко – культурологических знаний в области мировых религий, религиозно – философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с агиографией.

Учащиеся должны хорошо знать текст Евангелия, события ветхозаветной истории, четко ориентироваться в догматических основах Православия, хорошо знать историю Церкви, значение и традиции православных праздников. Кроме приобретения перечисленных знаний, учащиеся в результате освоения курса должны уметь работать с историческими документами, картами, справочной и богослужебной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.


Оценка результатов изучения курса
Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе урока путем устного и письменного опроса, тестирования, обсуждения темы. Предполагается также выставление оценок за ведение тетради, выполнение домашнего задания, творческих работ. Формами контроля с оценкой знаний, умений и навыков могут быть итоговые уроки в виде семинара, игры – викторины, диспута, конференции, выставки творческих работ, тестирования, зачета, сочинения, реферата, экзамена.

Исходя из оценки знаний, умений и навыков, учащихся можно квалифицировать как:

- не усвоивших элементарные знания, оценка «неудовлетворительно» - «2»;

- усвоивших элементарные знания, оценка «удовлетворительно» - «3»;

- овладевших основными сведениями и умеющих работать со справочной литературой и первоисточниками, оценка «хорошо» - «4»;

- владеющих материалом и достаточно глубоко его анализирующих, оценка «отлично» - «5».




Программа 1-го класса
Цель этого курса – дать детям основные понятия о христианской жизни, раскрыть смысл выбора добра и зла в жизни человека, научить видеть красоту Божьего мира.
Учебно – тематический план


п\п


Наименование темы

Кол-во

часов


Теорет. занятия

Практич.

занятия





Сотворение мира










1.

Мы и мир вокруг нас.

1

1

-

2.

Тайна Святой Троицы. Молитва.

1

-

1

3.

Сотворение видимого мира.

4

2

2

4.

Сотворение человека.

3

2

1

5.

Грехопадение как непослушание Богу.

3

2

1




«Наша жизнь в Церкви».










6.

Начало спасения людей. Рождество Богородицы.

1

1

-

7.

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

2

1

1

8.

Благовещение Пресвятой Богородицы.

1

1

-

9.

Рождество Христово.

1

1

-

10.

Сретение Господне.

1

1

-

11.

Крещение Господне.

2

2

-

12.

Сорокадневный пост.

1

1

-

13.

Чудеса, сотворенные Иисусом Христом.

1

1

-

14.

Преображение Господне.

1

1

-

15.

Таинство причащения.

1

1

-

16.

Воскресение Христово. Голгофа.

2

1

1

17.

Вознесение Господа Иисуса Христа. Сошествие Святого Духа. Церковь.

2

1

1

18.

Святые угодники Божии.

1

1







Итого:

29

21

8

Форма итогового контроля – интеллектуальная игра (викторина).


Содержание учебной дисциплины
Раздел 1. Мы и мир вокруг и внутри нас.

Тема1. Сотворение мира




  1. Мы и мир вокруг нас. Красота Божьего мира. Бог и Его творение.

  2. Кто такой Бог? Непостижимость Божия. Тайна Святой Троицы. Наше общение с Богом. Что такое молитва?

  3. Сотворение мира. Вселенная. Ангельский мир. Ангел – хранитель. Сотворение видимого мира.

  4. Сотворение человека. Человек. Образ и подобие Божие в человеке. Человек – «икона» Бога. Жизнь первых людей в раю.

  5. Грехопадение как непослушание Богу. Изгнание из рая. Обетование Спасителя.



следующая страница >>
Смотрите также:
Закон божий основы православной культуры церковно-славянский язык основы иконографии
2587.31kb.
15 стр.
Урок по предмету «Основы православной культуры» в 5 классе по теме «Православный храм дом Божий»
49.78kb.
1 стр.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
33.93kb.
1 стр.
Проповедь Христа
75.67kb.
1 стр.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»
385.97kb.
1 стр.
Программа по предмету закон божий для 1-11 классов
400.81kb.
3 стр.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
113.21kb.
1 стр.
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество
62.72kb.
1 стр.
Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» по программе А. В. Бородиной «История религиозной культуры»
847.79kb.
5 стр.
Рабочая программа «Основы православной культуры»
410.28kb.
1 стр.
Программа курса «основы православной культуры»
749.32kb.
3 стр.
Основы православной культуры в образовательном пространстве региона
63.45kb.
1 стр.