Главная
страница 1страница 2 ... страница 17страница 18
Костанайский государственный педагогический институт
Кафедра истории Казахстана

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

«Теоретическое источниковедение»
специальность 050114 «История»
форма обучения - дневная, заочная

количество кредитов 2 (90 часов)







очная

заочная

всего кредитов

всего аудиторных часов

лекций

семинарских



СРСП

СРС


экзамен

2

45

15



15

15

45



7 семестр

2

30

18



12

-

60



8 семестр

Итого:

90

90

Костанай, 2010

Учебно-методический комплекс дисциплины составлен профессором кафедры истории Казахстана, доктором исторических наук Аманжолом Кузембайулы на основании государ­ственного общеобязательного стан­дарта образования РК по специальности 050114 «Исто­рия», утвержденного приказом МОН РК № 289. от 11.05. 2005 г., типовой учебной про­граммы по дисциплине «Теоретическое источниковедение» по специальности 050114 «История», разработанной и внесенной УМС Казахского нацио­нального педагогического университета им. Абая по группе специальнос­ти «Образование» и утвержденной и внесен­ной в действие протокольным решением заседания Республиканского учебно-методиче­ского Совета выс­шего и послевузовского образования МОН РК от 22.06.2006 г.

Рассмотрена и рекомендована на заседании кафедры истории Казах­стана от 7 сентября 2009 г., протокол № 1


Зав. кафедрой,

доктор исторических наук, профессор А. Кузембайулы

Одобрено методическим бюро факультета истории и искусства 15 сентября 2009 г., протокол № 1


С. Самар­кин


Председатель


Сведения о ежегодном переутверждении


№ п/п

Учебный

год


Сведения о

рабочей


программе

Дата переутверждения

№ протокола

кафедры


Подпись

зав. кафедрой



1

2010-2011










2

2011-2012










3

2012-2013










4

2013-2014










5

2014-2015










6













7













8













9













10














ОГЛАВЛЕНИЕ

Типовая учебная программа………………………………………………….
Рабочая программа…………………………………………………………...
Разработка лекционных занятий…………………………………………….
Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя…...
Самостоятельная работа студентов………………………………………….
Материалы по контролю и оценке учебных достижений студента……….
Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины …..…………..



4
13
48
106
109
112
187

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


Образование высшее профессиональное

ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине
«Теоретическое источниковедение»

по специальности 050114- история


Количество кредитов - 2 (90 час.)

Алматы, 2006

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАЗРАБОТАНА И ВНЕСЕНА УМС Казахского национального педагогического уни­верситета имени Абая, по группе специальностей «Образование».


2.УТВЕРЖДЕНА И ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ протокольным решением заседания Рес­публиканского учебно-методического Совета высшего и послевузовского образования МОНРК от 22.06.2006г
3. ВВЕДЕНА взамен типовой учебной программы «Источниковедение», изданной в соответ­ствии с Приказом МОН РК № 289 от 11.05.2005 г.
4. Типовая учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобразова­тельным стандартом образования по специальности (или по направлению подготовки) 050114- История.
5. Программа рекомендована к изданию Советом исторического университета от 01.07.2006 г., протокол № 7

Настоящая типовая учебная программа не может быть тиражирована и распространена без разрешения Министерства образования и науки Республики Казахстан.


Пояснительная записка
Источниковедение, наряду с историографией, относится к числу фундаментальных дисциплин, обеспечивающих теоретико-методологическую и специальную подготовку историков. Фундаментальность источниковедения связана, прежде всего, с важнейшей особенностью самой исторической науки. Объект истории - общество в прошлом - не дана историку в непосредственном виде, а познаваема лишь через исторические источники, ко­торые выступают в роли непосредственного объекта исторической науки.

Источниковедение возникло из практики исторического исследования. Сначала изучались письменные источники и было известно лишь прикладное источниковедение с акцентом на фактологическую основу, что дают источники для познания конкретно исто­рических фактов.

По мере расширения источниковой базы, включения в научный оборот новых ви­дов источников становилось, очевидно, что одни и те же исторические события, явления и процессы по-разному отражены в разных источниках. Приемы, выработанные эмпириче­ским путем и апробированные долголетней практикой, превратились в методику исследо­вания письменных источников с акцентом на самом процессе получения истинных фак­тов, как источник освещает события. Сами письменные источники стали ответвляться от вещественных (археологических).

Сегодня к историческим источникам обращается широкий круг представителей гу­манитарных и естественных наук. Историк, антрополог, социолог, психолог, политик - каждый из них обращается к источникам со своими вопросами и черпают информацию из общей совокупности источников, созданных людьми. При этом специалисты должны по­нимать, что общая совокупность источников составляет проекцию культуры во времени, сокровищницу человеческого знания и мирового опыта. Они должны уметь отыскивать и выбирать те виды источников, которые важны и интересны для данной науки; уметь ста­вить вопросы, находить в источниках ответы, уметь различать голоса людей прошлого, доносимые до нас историческими источниками, и интерпретировать эти данные в соот­ветствии с современным уровнем науки и культуры. Наука, специально разрабатывающая эти проблемы - источниковедение.

В настоящее время определился новый статус источниковедения в системе гумани­тарных наук. Суть его заключается в том, что исторический источник (продукт культуры, объективированный результат деятельности человека) выступает как единый объект раз­личных гуманитарных наук при разнообразии их предметов изучения.

При освещении данного курса обращается внимание на исторические источники, возникающие в личностной, общественной и государственной сферах; обосновывается источниковедческий критерий сравнительно-исторических исследований; раскрываются междисциплинарные связи источниковедения; показываются различные методологиче­ские подходы в решении наиболее значимых проблем; исследуются развитие методов изучения основных видов исторических источников.



Цель курса - изучить природу источника как исторического явления, возникаю­щего в определенных социальных условиях времени, отражающего эти условия. Такой подход тесно увязывается с задачами изучения гносеологической природы источника как средства исторического познания.

Задачи курса:

- раскрыть методологические позиции при одновременном освещении принципиальных вопросов в других научных областях;

- выработать знания методики и техники источниковедческого исследования;

- раскрыть зависимость метода исследования исторических источников от общенаучной и исторической методологии;

- типологическое рассмотрение и компаративное изучение корпуса исторических источ­ников, как наиболее системно и целостно разработанные;

- усвоение терминологического аппарата исторического исследования;

- знания системы методов при анализе источников и возможности их на практике;

- знакомство с кругом источников по региональной истории.

В ходе анализа источниковедение использует данные всех дисциплин и отраслей знания, которые дают возможность изучать произведения, созданные людьми, и анализировать их как источники информации об их создателях. Разнообразие междисциплинарных связей источниковедения обусловлена тем, что в качестве источников выступают разнообразные типы и виды произведений.

Источниковедение, будучи междисциплинарной областью знаний, входит в тесные взаимодействия с другими областями знания и практики: документоведением, архивисти­кой, библиографией, информатикой и др. Обращаясь к происхождению и содержанию различных видов источников, источниковедение взаимодействует с теми науками, кото­рые имеют предметом соответствующие области гуманитарного знания.



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Теория источниковедения как самостоятельная отрасль (формирование и развитие). Выделение источниковедения в самостоятельную отрасль исторического знания.

Историческая наука разных периодов характеризуется особым вниманием к гно­сеологическим и методологическим аспектам исторического познания. Не является в этом смысле исключением и источниковедение, которое как специальная отрасль исторической науки имеет свою историю и методологию.


Раздел 1. Теория источниковедения

Источниковедение: особый метод познания реального мира. Исторический ис­точник в свете теории отражения. Объективное и субъективное в источнике. Механизм диалектической связи исторической действительности и источника, источника и историка. Ретроспективный характер исторического познания. Понятие исторического источника в свете учения об информации. Определение исторического источника в рамках дисципли­нарного подхода.

Источник: феномен культуры и реальный объект познания. Источник: антрополо­гический ориентир гуманитарных наук.

Фиксированные источники информации о реальности.

Исторический источник и исторический факт.



Предмет и объект источниковедения. Источниковедение и историческое иссле­дование. Источниковедение и система вспомогательных исторических дисциплин. Опре­деление исторического источника. Источник как явление культуры.

Основные методологические принципы источниковедения.

Проблема классификации исторических источников. Основные принципы при вы­делении типов и видов исторических источников. Видовая классификация исторических источников. Понятие о массовых источниках. Эволюция исторических источников. Ос­новные тенденции развития источников.
Раздел 2. Становление и развитие источниковедения

Критика и интерпретация как исследовательская проблема. Труды А.-Л. Шлецера «Повесть временных лет», Ф. Шлейермахера «О герменевтике и критике, особенно в их отношении к Новому завету», Ф.А. Вольфа « Илиада» и «Одиссея», Б.Г. Ниоура «Римская история» и др. Принципы подхода и методы изучения произведения и его авторства.



Источниковедение как проблема национальной культуры. Совершенствование методов критического анализа исторических источников. Издание серий исторических источников в Германии. Г. Вайц и его « Источниковедение германской истории».

Издание исторических источников в России. «Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел», « Полное собра­ние русских летописей», «Полное собрание законов Российской империи». Проблемы вы­явления, научной критики и оценки исторических источников.



Источник как самодостаточная исследовательская проблема. Создание на­циональных архивов как достояния нации. Проблемы исторического образования.

Источники как средство познания для историка. Позитивистский подход к концеп­ции методологии истории. Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобос - «Введение в изучение исто­рии». Этапы исторического познания в их концепции.

Преодоление позитивистской методологии. Методологическое обособление наук о культуре. Неокантианские подходы к проблемам гуманитарного познания. Работы В. Виндельбанда и Г. Риккерта. В. Дильтей -«Введение в науки о духе».

Исторический факт и исторический источник в концепции «Анналов». Л. Февр - « Бои за историю», « Суд совести истории и историка», « От Шпенглера к Тойнби». Кон­цепция науки о человеке.

Познавательная деятельность историка. Историческое прошлое в сознании исто­рика. «Апология истории, или Ремесло историка» М. Блока, «Идея истории» Р.Дж. Кол­лингвуда.

Феноменологический подход к проблемам гуманитарного познания. «Философия как строгая наука» Э. Гуссерля. Развитие идеи феноменологии.

Концепция учения об источниках в русской гуманитарной науке. Работы В.О. Ключевского, СМ. Середонина, К.Н. Бестужева-Рюмина. Концепция методологии источ­никоведения А.С. Лаппо-Данилевского. Объективность гуманитарного познания и его дальнейшее развитие.

Источниковедение в советской реальности. Идеологизация и политизация истори­ческой науки и его влияние на содержание источниковедения.

Современные теоретические проблемы источниковедения. Методология гумани­тарного исследования. Источник как антропологический ориентир гуманитарного знания. Междисциплинарная проблематика источниковедения: источник, текст, произведение, автор. Источник как явление культуры.
Раздел 3. Метод источниковедения

Источниковедческий анализ и источниковедческий синтез. Структура источнико­ведческого исследования.

Исторические условия возникновения источника.

Проблема авторства источника. Проблема авторства произведений коллективного творчества.

Обстоятельства создания источника.

Авторский текст, произведение и его функционирование в социокультурной общ­ности. Функционирование произведения в культуре. Интерпретация источника. Анализ содержания. Источниковедческий синтез. Источники в науках о человеке.

Общенаучные методы и их место в историческом исследовании. Количественные методы анализа в источниковедении.

Органическое единство методологии, методики и техники источниковедческого исследования.


Раздел 4. Источники по истории Казахстана

Источники по древней и средневековой истории Казахстана. Устное народное творчество как исторический источник. Особенности их как исторических источников. Зарождение и развитие фольклора.

Классификация фольклора. Источниковедческие методы анализа устного народ­ного творчества.

Шежире (летописание) как исторический источник. Его особенности, место и зна­чение как исторического источника. Эволюция шежире как исторического источника. Объективное и субъективное в шежире. Источниковедческие методы анализа и синтеза шежире.

Древнетюркские письменные памятники истории Казахстана. Орхоно-Енисейские, рунические памятники письменности. Проблемы источниковедческого анализа (обстоя­тельства возникновения, авторства, датировки, текстологии и др.).

Сочинения римских и византийских авторов - Аммиана Марцеллини, Приска Па­нийского, Иордана, Прокопия Кесарийского, Феофилакта Симокатты, Феофана, Констан­тина Багрянородного и др. Проблемы полноты и достоверности источников.

Арабские источники IХ-ХШ вв. Ал-Хваризми (Хорезми) («Книга картины земли»), Ибн Хордадбех («Книга путей и стран»), ал-Джахиза («Послание Фатху бен Хакану о дос­тоинствах тюрок и всех войск халифата»), Ибн Фадлан («Книги Ибн Фадлана»), Гардизи («Украшение известий»), Махмуд Кашгари («Свод тюркских слов»), ал-Гарнати («Ал-Му­риб») и др. Исторические условия возникновения и обстоятельства создания источников.

Авторский текст. Проблемы текстологии источников. Проблемы достоверности ис­точников. Источниковедческий синтез.

Источники по истории Казахстана позднего средневековья. Монгольские ис­точники. «Сокровенное сказание», летописи «Алтан тобчи» («Золотое сказание») Лубсана Данзана, «Шара Туджи». Проблемы атрибуции и текстологии.

Арабские источники. Сочинения арабских авторов, вошедших в «Сборник мате­риалов, относящихся к истории Золотой Орды» В.В. Тизенгаузена (сочинения Ибн ал-Асира, ал-Омари, Ибн Батутты, Ибн Халдуна, Ибн Арабшаха и др.). Обстоятельства соз­дания и условия возникновения источников. Проблемы достоверности источников. Тек­стологические проблемы.

Персидские источники. Рашид ад-Дин - «Джами ат-таварих» («Сборник летопи­сей»). Персоязычные нарративные источники, вошедшие во II том «Сборника материалов, относящихся к истории «Золотой Орды» В.Г.Тизенгаузена. Проблемы становления казах­ской государственности и формирования казахской народности в источниках. Проблемы достоверности источников. Компаративные методы изучения источников.

Источники на европейских языках. Сочинения западноевропейских путешествен­ников Плано Карпини, Марко Поло, Гильома де Рубрука.

Тюркские и казахские источники. Тюркские источники тимуридского направления: «Автобиография Тамерлана», «Уложение» Тимура, «Бабурнаме» («Записки Бабура») За­хир-ад-Дина Мухаммада Бабура. Тюркские источники шайбанидского направления: «Чингиз-наме» Утемиша-хаджи, «Родословная тюрков» Абулгази.

Казахские источники: «Тарих-и-Рашиди» Хайдара Дуглати, «Сборник летописей» Кадыргали бия Косым-улы, «Родословная» Шакарима Кудайберды-улы. Проблемы тек­стологии.

Русские источники по истории Казахстана: Строгановская летопись (сер. XVII в.), «Сибирская летопись» С. Есипова, «Ремезовская летопись» (нач. XVIII в.). Архивные и картографические источники о Казахстане. Источники по истории Казахстана ХVШ-ХХ вв. Делопроизводственная документация. Развитие делопроизводства в ХVШ-ХХ вв. Особенности составления и оформления деловых бумаг. Общие принципы источниковед­ческой критики делопроизводственной документации. Комплексный метод изучения де­лопроизводственной документации.

Архивные фонды органов колониальной администрации Российской империи.

Фонды областных, волостных, уездных правлений, судебных органов, полицей­ских, военных учреждений. Фонды учреждений Министерства финансов и Министерства земледелия и государственных имуществ. Фонды культурно-просветительных и бытовых учреждений.

Статистика как исторический источник. Организация статистики. Экономико-статистические описания. Характеристика важнейших типов описаний. Данные бюджет­ной статистики казахских хозяйств, собранные земским статистиком Ф.А.Щербиной. От­личие земской статистики и государственной. Организация сбора и обработки данных экспедиций Щербины, Румянцева, ревизии Палена, а также отчеты местной администра­ции, губернаторов и генерал - губернаторов. Степень полноты и достоверности. Проблема репрезентативности.

Аграрная статистика. Статистика промышленного производства.

Методы работы над статистикой. Применение математических методов при изуче­нии статистики.

Периодическая печать как исторический источник. История развития периоди­ческой печати в дореволюционный период. Проблема классификации периодической пе­чати. Их внутренняя структура и жанр. Методика установления идейно-политической на­правленности изданий. Цензурная политика в отношении периодической печати в разные исторические периоды.

Правительственные издания. Издания буржуазных партий. Формирование местной национальной демократической печати. Газеты «Казах», «Туркестан уаялаты», «Дала уая­латы», журнал «Айкап» - как исторический источник. Русская периодическая печать о Ка­захстане: «Вестник Европы», «Сибирский Вестник», «Записки Русского географического общества», «Русский Вестник» и др.

Нелегальная периодическая печать. Особенности источниковедческой критики пе­риодики как исторических источников.

Факторы, определяющие содержание и направленность советской периоди­ческой печати. Состав, группировка и анализ материалов, публикуемых в периодической печати. Республиканские и областные газеты и журналы.

Особенности изучения периодической печати.

Законодательные акты. Закон: попытки определения понятия. Изменение соот­ношения обычая и закона. Складывание системы публикации законодательных актов. Классификация законодательных актов. Проблемы источниковедческого исследования законодательных актов.

Исследования основных стадий формирования законодательных актов. Методиче­ские приемы их источниковедческого анализа.

Особенности российского законодательства. Устав о сибирских киргизах (22 июня 1822 г.). Положение об управлении оренбургскими казахами (14 июня 1844 г.). Временное положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областями (1867 г.). Времен­ное положение об управлении степными областями (1868 г.). Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Уральской и Тургайской областями (1891 г.).

Документы личного происхождения как исторический источник. Классифика­ция документов личного происхождения. Особенности мемуаров, дневников, воспомина­нии, частной переписки. Природа мемуарных источников, их место в ряду других источ­ников. Структура мемуаров. Основные этапы в развитии и публикации мемуаров. Прин­ципы классификации, задачи и содержание анализа мемуарных источников.

Материалы политических процессов как исторический источник. Классифика­ция. Основные разновидности. Принципы анализа. Полнота, достоверность на разных стадиях судебно-следственного процесса. Факторы, влияющие на состав источниковой базы политических процессов.

Исторические источники советского периода. Типологические изменения кор­пуса источников в XX веке. Особенности советских источников. Проблемы фальсифика­ции источников.

Законодательство и законодательные источники. Методика источниковедче­ского анализа. Некоторые особенности разработки законодательства в 70-80 гг.

Программные, уставные и директивные документы политических партий и общественных организаций.

Документы КПСС как исторический источник. Особенности их формирования. Классификация. Проблемы полноты и достоверности. Факторы, влияющие на достовер­ность источников.

Документы других политических партий (период суверенитета). Документы обще­ственных организаций как исторический источник.

Периодическая печать советского периода как исторический источник. Офи­циальная периодическая печать. Особенности формирования советской периодической печати. Источниковедческий анализ и синтез периодической печати.

Источники личного происхождения. Мемуары и дневники крупнейших полити­ческих деятелей советского периода как исторический источник. Письма, воспоминания, дневники и методика их источниковедческого исследования.

Статистика. Общая характеристика статистических источников. Статистика сель­ского хозяйства. Статистика народонаселения. Демографическая статистика советского периода. Задачи и методы статистики народонаселения. Переписи 1920, 1923, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 гг. Разработка и публикация материалов. Проблемы использования демо­графической и другой статистики в исторических исследованиях

Перечень тем лекционных (и практических) семинарских занятий


  1. Источниковедение: особый метод познания реального мира.

  2. Критика и интерпретация как исследовательская проблема.

  3. Источниковедение как проблема национальной культуры.

  4. Источник как самодостаточная исследовательская проблема.

  5. Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобос - «Введение в изучение истории».

  6. Неокантианские подходы к проблемам гуманитарного познания.

  7. Исторический факт и исторический источник в концепции «Анналов».

  8. Феноменологический подход к проблемам гуманитарного познания.

  9. Структура источниковедческого исследования.

  10. Источниковедческий анализ и источниковедческий синтез.

  11. Концепция методологии источниковедения А.С. Лашю-Данилевского.

  12. Источники по древней и средневековой истории Казахстана.

  13. «Апология истории, или Ремесло историка» М. Блока, «Идея истории» Р.Дж. Коллингвуда.

  14. Философия как строгая наука» Э. Гуссерля.

  15. Концепция учения об источниках в русской гуманитарной науке.



Примерный перечень СРСП и СРС




Тема

Форма кон­троля и про­ведения

1
2

3

4



5
6

7
8


9

10

11



12

13

14



15

Становление и развитие теоретического источниковедения в дореволю-ционной и советской исторической литературе.

Понятие исторического источника.

Методология, методика и техника источниковедческого исследования

Исторический факт и исторический источник

Основные методологические принципы источниковедения. Проблема достоверности и репрезентативности.

Классификация исторических источников.

Основные стадии работы исследователя над источником и общая мето-дика анализа источников.

Источники по древнему и средневековому периоду Казахстана.

Устное народное творчество как исторический источник

Источники по истории Казахстана позднего средневековья.

Делопроизводственная документация.

Статистика как исторический источник.

Периодическая печать как исторический источник.

Законодательные акты как исторический источник.

Мемуары как исторический источник.


реферат
диспут

доклад


диспут

реферат
реферат

реферат
доклад

доклад


доклад

реферат


реферат

реферат


доклад

доклад


Рабочая программа по дисциплине
1. Общая характеристика курса

В современных условиях развития исторической науки особое внима­ние уделяется та­ким ее разделам как источниковедение. Успех исследователя зависит от того, каким ис­точниковым корпусом он пользовался. Проблема объективной реконструкции прошлого по источникам тре­бует от историка его глубокой теоретической и методологической под­го­товленности. Данная дисциплина предполагает усилить теоретическую подготовку исто­рика и ее освоение, помогает ему в выборе источников и литературы, в решении исследова­тельской задачи.



Целью данного курса является изучение теоретических и методологи­ческих проблем источниковедения как самостоятельной отрасли исторической науки.

Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:



  1. Дать студентам знания о понятийном аппарате источниковеде­ния.

  2. Научить студентов методам выявления и оценки источников.

  3. Сформировать у молодых исследователей научный подход к источ­никам.


2. Календарно-тематический план лекционных занятий


Наименование тем

Дневное

Заочное

лекция

семинар

лекция

семинар

1. Вводная лекция

1 час

1 час

1 ч.

1 ч.

2. Этапы развития источниковедения

2 час

2 час

2 ч.

2 ч.

3. Информационная природа исторического источника.

1 час

1 час

2 ч.

1 ч.


4. Социальная природа исторического источника.

1 час

1 час

2 ч.

1 ч.

5. Классификация исторических источников

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

6. Последовательность источниковедческого анализа

1 час

1 час

2 ч



1 ч.

7. Внешняя критика исторических источников

1 час

1 час

2 ч.

2 ч.

8. Внутренная критика исторических источников

1 час

1 час

2 ч.

1 ч.

9. Источниковедческий синтез

1 час

1 час

2 ч.

1 ч.

10. Источники по истории Казахстана.

3 час

3 час

1 ч.

1 ч.

Итого:

15 ч.

15 ч.

18 ч.

12 ч.



3. Содержание лекционного материала
Вводная лекция

Предмет, цели и задачи теоретического источниковедения. Опре­деление пред­мета. Связь ее с другими историческими дисциплинами.

Понятие исторического источника. Подходы к определению понятия «теоретического источниковедения». Определение термина «источниковедение»

Отраслевая структура источниковедения. Вспомогательные исторические дисци­п­лины: палеография, историческая хронология, историческая метрология, нумизматика, бо­нистика, сфрагис­тика, геральдика, генеалогия, филиграневедение, фалеристика, дипло­ма­ти­ка, эпиграфика, историческая география, историография, топонимика, ис­торическая лин­гвистика. Основные понятия дисциплины.



Лекция 2. Этапы развития источниковедения.

Источниковедение XIII - XIX вв. Данный вопрос предусматри­вает освещение исто­рии становления и развития источниковедения за пе­риод с XIII – XIX вв. В ходе лекции преподавателем будет представлена пол­ная картина эволюции ис­точниковедческой науки, определение понятий «источник», «источниковедение» «источниковедческая критика» и др.

Западное источниковедение ХХ в. Во втором вопросе раскрываются особен­ности западного источниковедения в ХХ веке. По ходу лекции озвучиваются представители ис­точниковедческой науки Германии, Франции, Англии и других стран Западной Европы.

Советское источниковедение. В предлагаемом вопросе будут рассматри­ваться осо­бенности советского источниковедения. Преподавателю следует акцентиро­вать внимание студентов на положительных и отрицательных спе­цифических чертах советской источни­коведческой науки.

Современное состояние источниковедения. В указанном пункте лекции да­ется пол­ная информация о современном состоянии источниковедения. Пре­подаватель рассказы­вает о современных тенденциях в источниковедении, о направлении со­временных источ­никоведческих исследований, об успехах и достижениях науки на современном этапе.

Лекция 3. Информационная природа исторического источника.

  1. Информационная природа исторического источника. Социальная инфор­мация как исторический источник. Объективность и су­бъективность информации. Материальный носитель информации. Смыс­ловой, знаковый аспекты информации. Воз­действие источника на истори­ческое познание.

3. Интерпретация текста. Методы интерпретации источника: герме­невтика, социальная культурология, историческая этнология, психологи­ческое истолкование, типизирующий метод, индивидуализирующий ме­тод. Социокультурное истолкование источника. Изучение фактического содержания письменного источника и выяснение его соответствия истори­ческой действительности. Источниковедческий синтез.
Лекция 4. Социальная природа исторического источника.

Рациональная ме­тодология использо­вания источников. Скептическая школа критики исто­чника. Субъективная сто­рона источника. Позитивистская методология текста. Определение места возникновения источника. Основные условия для локализации источника. Использование данных топони­мики для опре­деления места возникновения источника. Определение авторства источни­ка. Ан­тропоним, псевдоним, криптоним. Этапы идентификации личности автора.

Лекция 5. Классификация исторических источников.

  1. Понятие и принципы классификации исторических источников. Виды классифика­ции: Типологическая и видовая. Классификация А.С. Лаппо-Данилевского. Схема Я.Н. Пушкарева. Типологическая группиро­вка И.Д.Ковальченко. Классификация И.Л. Шерман.

  2. Классификация источников. Вещественные источники: археологи­ческие, этнографиче­ские, культовые, архитектурные, и т.п. изобразитель­ные, словесные, конвен­циональные, поведенческие, звуковые, аудиальные. Письменные: эпиграфические, граф­фити, рукописи на бересте, папи­рус, пергаменте, бумаге. Фольклорные, законодательные, актовые, дело­производственные, статистические, источники, газеты, журналы, мемуары и воспоминания, литературные памятники, публицистика и политические сочинения, науч­ные труды.

Лекция 6. Последовательность источниковедческого анализа.

Поиск, выявление источников. Степень доступности документов. Опубликованные и неопубликованные материалы. Поиск опубликованных источников в библиотеках. Книжная летопись, летопись журнальных и газетных статей, ежегодники книг. Работа в архиве. Опубликованные путеводители и справочники архивов. Инвентарные описи фондов.

Отбор письменных источников. Учет темы, цели и задачи, хронологические рамки и структуры работы. Отбор источников по теоретико-методологическим и концептуальным признакам. Отбор значимых и достоверных документов. Творческие и методические возможности исследователя.

Процедуры и операции источниковедческого анализа. Решающая стадия исследовательской работы. Уяснение степени полноты и достоверности информации. Определение внешних особенностей источника. Установление подлинности. Выяснение истории текста. Определение его оригинала и последующих вариантов. Прочтение текста. Определение времени и места возникновения текста, установление его автора. Выяснение причин появления и истолкования текста.
Лекция 7. Внешняя критика исторических источников

Определение внешних особенностей источника. Определение под­линности и даты текста. Вид письма (устав, полуустав, скоропись, граж­данское письмо, современное письмо). Материалы письма. Виды рукопис­ных памятников (книга, грамота, свиток). Украшения рукописи (вязи, ор­намент и миниатюры). Инициал, заставка, концовка, украшения на полях.

  1. Установление происхождения источника. Установление подлинно­сти памятника. Выяснение истории текста, определение его оригинала и последующего вариантов, прочтения текста. Определение место возник­новения текста, установление его автора.

  2. Интерпретация источника. Выяснение смысла текста, правильное его понимание. Раскрытие истинного смысла текста. Изучение фактичес­кого содержания письменного источника и выяснение его соответствия исторической действительности. Источниковедческий синтез памятника.

4. Датировка документа. Определение подлинности датировки докумен­та. Методика сличения дат, обозначенные разными системами летоисчис­ления. Косвенные методы датировки. Датировка по внешним признакам.
Лекция 8. Внутренняя критика исторических источников.

Выяснение причин и целей исторических обстоятельств появления текста. Определение его социальных функций и обстоятельств в прошлом. Внутренние и внешние обстоятельства.

Интерпретация и истолкование текста. Выяснение смысла текста, правильное его понимание. Суть истолкования. Методы герменевтики, социальной культурологи, исторической этнологии. Метод психологического истолкования, типизирующий, индивидуализирующий методы.

Социокультурное истолкование источника. Определение смысла, ценности и идеалов, представленных свидетельством культуры. Важность социокультурной интерпретации в изучении источников: летописей, литературных, политических и публицистических сочинений.
Лекция 9. Источниковедческий синтез.

Понятие источниковедческого синтеза. Завершающий этап исследовательской работы над источником. Раскрытие исследователем информационных возможностей письменного свидетельства, интерпретация сведений, полученных из источника.

Обобщение своего исследования. Аргументированная оценка культурного значения источника. Практические рекомендации о возможностях использования их в научно-практической деятельности исследователя.
Лекция 8. Источники по истории Казахстана.

Древневосточные источники по истории Казахстана. Древнеперсидские надписи персидских царей Кира, Дария. Среднеперсидские источники

Античные источники. Античная историография. Греческие историки. Географическая античная литература.

Китайские письменные источники «Исторические записки» («Шицзи») Чжан Цяня, «История Ранней Хань» («Цянь Ханьшу»), Сыма Цяня, Бань Гу «История Ранней династии Хань». Фань Е. «Старая история дина­стии Таю» («Цзю Таншу»). «Новая история династии Тан» («Синь Таншу») «Записки о Западном крае при Великой Танской династии» («Да Тан Сиюйцзи») Сюань Цзаня (ок. 596-664гг.). «За­писки о путешествии на Запад праведника Чаи Чуня»

Тюркские письменные памятники. Кошо-цайдамские стелы. Памятник Тоньюкука, памятник в честь Кули-чора. Онгинскую надпись.Орхонские памятники. Селенгинский камень. Терхинская стела. Памятники Кыргызского государства. Памятники За­паднотюркского каганата из Жетысу

Характеристика русских источников по истории Казахстана. Русские летописи. Средневековые русские истчоники. Законодательные акты. Делопроизводственные материалы. Статистичексие материалы. Материалы периодической печати..

5. Методические указания по проведению семинарских занятий
Календарно-тематический план семинарских занятий


дневное




заочное



Дата

Время

Наименование темы

Дата

Время

1







1. Понятие исторического источника.







2







2. Этапы развития источниковедения







3







3. Информационная природа исторического источника.







4







4. Социальная природа исторического  источника.







5







5. Классификация исторических источников







6







6. Последовательность источниковедческого  анализа







7







7. Внешняя критика исторических источников







8







8. Внутренная критика исторических  источников







9







9. Источниковедческий синтез







10.







10. Источники по истории Казахстана.













15 час







12 час


Занятие №1.. Понятие исторического источника.
Вопросы для обсуждения:

1. Подходы к определению исторического источника.

2. Исторический источник и его значение в источниковедческой науке.
Цель семинара - формирование у студентов научного понятия об эволюции истори­че­ского источника, и понимание его информационной и социальной при­роды, этапов разви­тия. Магистрант должен осветить историю изучения исторического источника. Особое внимание следует уделить позитивистской, феноменологической, рационалистической, марксистской и др. школам и направлениям, выработавшим свое видение исторического источника.
Методические указания:

В первом вопросе студентам следует уделить особое внимание возникнове­нию ис­точника, его первого определения, знать ответ на вопрос, что такое исторический источ­ник, кто стоял у истоков создания источника, какие подходы существовали на протяжении всей истории к определению исторического источника, чем они характеризовались. Здесь студенты также рассматривают историографический ас­пект вопроса.



Во втором вопросе освещаются источниковедческие исследования в науке, освеща­ется общенаучная позиция в отношении исторического источника. В ходе семинара необ­ходимо обсудить наиболее оптимальное определение понятия «исторический источник».

Литература:

  1. Большая Со­ветская Энциклопедия. Т. 19.

  2. Беленький И. М., Макаров М. К. Библио­графия источниковедче­ских ра­бот 1956—1963 гг. Сб.: Историография социалистиче­ского и комму-нистического строитель­ства в СССР». М, 1962, стр. 191—196

  3. Беленький И.Л., В.М.Моргайло, А.С.Покровский. Библиография ис­точ-никоведческих работ 1964—1967 гг. Сб. «Источнико­веде­ние ис­тории советского общества». Вып. П. М., 1968, стр. 454—505.

  4. Быковский С. Н. Методика исторического иссле­дования. Л., 1931.

  5. Вайнштейн О.Л. Теорети­ческие дисциплины истории. Сб.: «Кри­тика но­вейшей буржуаз­ной историографии». 1954 г.

  6. Вопросы теории источниковедения в современной французской ис­то­риографии. «Во­просы истории», 1964, № 8, Новая и новей­шая исто­рия», 1961, № 4, 5, 6; 1962, № 2, 5; 1963, № 1, 2, 5.

  7. Источниковедение истории совет­ского общества». М., 1964, стр. 343—374

  8. Источнико­ведение истории советского общества». Вып. П. М., 1968, стр. 454—505

  9. Источниковедение истории советского общества. Сборник статей. М., 1964; вып. П. М„ 1968.

  10. Источниковедение. Теоретиче­ские и методологические про­блемы. М., 1969.

  11. Каштанов С. М. Источниковедение. Очерки истории историче­ской науки, т. 2, стр. 575—594; т. 3, стр. 565—577. М., 1963

  12. Люб­линская А. Д.. Источниковедение истории средних веков. Л., 1955.

  13. Маришаль Р. «Кри­тика текстов», Л., 1967, стр. 15—16.

  14. Медушевская М. Развитие теории советского источниковедения. Труды Москов­ского историко-архивного института, т. 24, 1966.

  15. Саара Г. П. Источники и методы истори­че­ского исследования. Баку, 1930

  16. Советская историческая энциклопедия, т. 6. М., 1965.

  17. Стрельский В. И. Источни­коведение исто­рии СССР. М., 1962 г.

  18. Тарле Е. В. Сочинения, т. IV, стр. 591—598.

  19. Тихомиров М. Н Источниковедение истории СССР. М., 1962

  20. Тихо­миров М. Н. «Источниковедение истории СССР», т. I. М., 1940

  21. Черепнин Л.В. Источни­коведение. См.: БСЭ, т. 19.

  22. Черноморский М. Н. Источниковедение исто­рии СССР (совет­ский пе­риод). М., 1968;


Занятие №2. Основные этапы становления и развития источниковедения.
Вопросы для обсуждения:

  1. Возникновение источниковедения как науки.

  2. Наука об исторических источниках в трудах зарубежных авторов ХХ века.

  3. Развитие источниковедения в советское время.


Цель семинара формирование у студентов научного понятия об эволюции истори­ческого источниковедения как науки, и понимание его информационной и социальной при­роды, этапов развития. Магистрант должен осветить историю становления источ­никоведения.

Методические указания:

В первом вопросе студентам следует уделить особое внимание возникнове­нию ис­точниковедения, знать ответ на вопрос, что такое источниковедение, кто стоял у истоков источниковедения, кто способствовал его дальнейшему развитию, чем характеризовался начальный этап развития источниковедения.

Во втором вопросе освещаются источниковедческие исследования зарубеж­ных ис­ториков ХХ века. Здесь студенты рассматривают историографический ас­пект вопроса. В ходе семинара необходимо обсудить оценку трудов, которая дала историческая наука за­рубежным авторам ХХ в.

Третий вопрос в обязательном порядке предусматривает развитие ис­точни­коведе­ния в советское время. Студенты должны выделить специфиче­ские особен­ности совет­ского источниковедения, дать ему исчерпывающую характеристику.


Литература:

  1. Большая Со­ветская Энциклопедия. Т. 19.

  2. Беленький И. М., Макаров М. К. Библио­графия источниковедче­ских ра­бот 1956—1963 гг. Сб.: Историография социалистиче­ского и коммунистического строитель­ства в СССР». М, 1962, стр. 191—196

  3. Беленький И.Л., В.М.Моргайло, А.С.Покровский. Библиография ис­точ-никоведче­ских работ 1964—1967 гг. Сб. «Источнико­веде­ние ис­тории советского общества». Вып. П. М., 1968, стр. 454—505.

  4. Быковский С. Н. Методика исторического иссле­дования. Л., 1931.

  5. Вайнштейн О.Л. Теорети­ческие дисциплины истории. Сб.: «Кри­тика но­вейшей бур­жуазной историографии». 1954 г.

  6. Валк С. Н. Из «Введений в историю» (обзор работ). «Историк-мар­ксист», 1927, № 5

  7. Вопросы теории источниковедения в современной французской ис­то­риографии. «Во­просы истории», 1964, № 8, Новая и новей­шая исто­рия», 1961, № 4, 5, 6; 1962, № 2, 5; 1963, № 1, 2, 5.

  8. Васильева О. «Новый учебник для студентов-истори­ков в Герман­ской Демократиче­ской Республике». «Вопросы истории», 1951, № 10.

  9. Историография нового времени стран Европы и Америки. М., 1967

  10. Историография новой и новейшей истории стран Европы и Аме­рики. М., 1968

  11. Историография социалистического и коммунистического строитель­ства в СССР». М, 1962, стр. 191—196

  12. Источниковедение истории совет­ского общества». М., 1964, стр. 343—374

  13. Источнико­ведение истории советского общества». Вып. П. М., 1968, стр. 454—505

  14. Источниковедение истории советского общества. Сборник статей. М., 1964; вып. П. М„ 1968.

  15. Источниковедение. Теоретиче­ские и методологические про­блемы. М., 1969.

  16. Каштанов С. М. Источниковедение. Очерки истории историче­ской науки, т. 2, стр. 575—594; т. 3, стр. 565—577. М., 1963

  17. Люб­линская А. Д.. Источниковедение истории средних веков. Л., 1955.

  18. Маришаль Р. «Кри­тика текстов», Л., 1967, стр. 15—16.

  19. Медушевская М. Развитие теории советского источниковедения. Труды Москов­ского историко-архивного института, т. 24, 1966.

  20. Саара Г. П. Источники и методы истори­че­ского исследования. Баку, 1930

  21. Советская историческая энциклопедия, т. 6. М., 1965.

  22. Стрельский В. И. Источни­коведение исто­рии СССР. М., 1962 г.

  23. Тарле Е. В. Сочинения, т. IV, стр. 591—598.

  24. Тихомиров М. Н Источниковедение истории СССР. М., 1962

  25. Тихо­миров М. Н. «Источниковедение истории СССР», т. I. М., 1940

  26. Черепнин Л.В. Источни­коведение. См.: БСЭ, т. 19.

  27. Черноморский М.Н. Источниковедение исто­рии СССР (совет­ский пе­риод).М.,1968.


Занятие №3. Информационная природа исторического источника.

Вопросы для обсуждения.

  1. Понятие исторического источника.

  2. Информационная характеристика источника.


Цель семинара формирование у студентов научного понятия истори­ческого источ­ника, и понимание его информационной и социальной при­роды.
Методические советы.

Обсуждение занятия начинается с первых научных предс­тавлений о природе истори­ческого источника. При освещении первого вопроса необходимо дать характеристику де­финиции исторического источника. Далее подробно излагается классифи­кация источни­ков. Обсуждение темы завершается становлением источни­коведения как науки.

При изучении второго вопроса необходимо обратить внимание на информационную природу исторического источника. Обсуждение вопро­са начинается с характеристики ос­новных сторон и свойств информации. Предлагаем следующие вопросы:

а) Информационная форма источника надежно передает субъективно-объективную струк­туру прошлого.

б) Текст передает прошлое не полно, в основных его информацион­ных узлах и связях.

в) Прошлое в тексте представлено в обобщенной, знаково-символической, понятийно-смысловой форме.

В заключении необходимо сформулировать информационное опреде­ление источника.
Литература.


  1. Никулин П.Ф. «Теория и методика источниковедения в отечествен­ной истории X - на­чало XX вв.». Часть I. Теория и методология ис­точниковедения. М., 2003.

  2. Пронштейн А.П., Задера А.Г. Методика работы над историческими источниками. М., 1969.

  3. Пронштейн А.П., Даниловский И.Н. Вопросы теории и методики исторического иссле­дования. М., 1986.


Занятие №4. Социальная природа исторического источника.

Вопросы для обсуждения.

  1. Понятие социальной природы исторического источника.

  2. Социальная характеристика источника.


Цель семинара формирование у студентов научного понятия социальной природы ис­тори­ческого источника, и понимание его специфики.
Методические советы.

При освещении первого вопроса необходимо дать характеристику дефиниции соци­альной природы исторического источника. Далее подробно излагается классифи­кация ис­точников. Обсуждение темы завершается становлением источни­коведения как науки.

При изучении второго вопроса необходимо обратить внимание на социальную при­роду исторического источника. Основная мысль сосре­дотачивается на том, что историче­ский источник реализованный продукт человеческой психики, осуществление произведе­ние его физического и духовного творчества. Обсуждение вопро­са начинается с характе­ристики основных сторон и свойств социума. Студентам необходимо уделить внимание на следующие вопросы:

а) Социальная форма источника надежно передает субъективно-объективную струк­туру прошлого.

б) Текст передает прошлое не полно, в основных его социаль­ных узлах и связях.

в) Прошлое в тексте представлено в связи с событиями, связанными с тем обществом, в недрах которого он возникает.

В заключении необходимо сформулировать информационное опреде­ление источника.

Литература.


  1. Никулин П.Ф. «Теория и методика источниковедения в отечествен­ной истории X - начало XX вв.». Часть I. Теория и методология ис­точниковедения. М., 2003.

  2. Пронштейн А.П., Задера А.Г. Методика работы над историческими источниками. М., 1969.

  3. Пронштейн А.П., Даниловский И.Н. Вопросы теории и методики исторического исследования. М., 1986.

Занятие №5. Классификация исторических источников.

Вопросы для обсуждения.

  1. Понятие и принципы классификации.

  2. Вещественные источники.

  3. Устные источники.

  4. Письменные источники.

  5. Правительственные документы как исторический источник.

  6. Данные периодической печати как исторический источник.


Цель семинара заключается в онакомлении студентов важной и осно­вной деятельности его в качестве исследователя классификации исторических источников, выбору наиболее оптимальной классификации.
Методические советы

При изучении первого вопроса обратить внимание на понятие и принципы классификации. Студентам необходимо исследовать понятийный аппарат науки

При изучении второго вопроса раскрываются особенности вещественных источников, их значение в изучении истории.

В третьем вопросе студенты освещают устные источники, акцентируя внимание на их специфических особенностях. Здесь они должны ответить на вопрос, какие источники относят к устным, познакомиться с навыками критического отношения к устным источникам..

Четвертый вопрос рассматривает письменные источники. Студентам необходимо понять, какие письменные источники существуют, как они классифицируются.

В вопросе «Правительственные документы как исторический источник» студенты работают с делопроизводственными актами, законами, распоряжениями правительства, статистиче­скими материалами, материалами периодической печати.



Литература.

  1. Медушевская О.М. Теоретические проблемы источниковедения. Учебное пособие. М., 1977.

  2. Пронштейн А.П. Методика исторического источниковедения. Ростов-на-Дону. 1976.

  3. Никулин П.Ф. «Теория и методика источниковедения в отечествен­ной истории X - на­чало XX вв.». Часть I. Теория и методология ис­точниковедения. М., 2003.


Занятие №6. Последовательность источниковедческого анализа.

Вопросы для обсуждения.

  1. Основы источниковедческого анализа.

  2. Основные этапы источниковедческого анализа.


Цель семинара заключается в обучении магистрантов важной и осно­вной деятельности его в качестве исследователя поиску, выявлению и отбору исторических источников.
Методические советы

При изучении первого вопроса студент обязан усвоить основы источниковедческого анализа, дать определение понятию источниковедческий анализ. Обратить внимание на методы источниковедческого анализа, какие результаты он дает в процессе исследования, его значение.

При изучении второго вопроса раскрываются основные этапы источниковедческого анализа. Освещая данный вопрос, необходимо обратить внимание на последовательность источниковедческого анализа.

Литература.


  1. Медушевская О.М. Теоретические проблемы источниковедения. Учебное посо­бие. М., 1977.

  2. Пронштейн А.П. Методика исторического источниковедения. Ростов-на-Дону. 1976.

  3. Никулин П.Ф. «Теория и методика источниковедения в отечествен­ной истории X - начало XX вв.». Часть I. Теория и методология ис­точниковедения. М., 2003.


Занятие №7. Внешняя критика исторических источников

Вопросы для обсуждения.

  1. Определение внешних особенностей источника.

  2. Установление происхождения источника.


Цель семинара научить студента анализу исторических источни­ков.
Методические советы.

При обсуждении первого вопроса обратить внимание на следующие вопросы: установление подлинности документа; выяснение истории текста, определение его оригинала и последующих вариантов; определение времени, установление его автора; выяснение причин, целей и историчес­ких обстоятельств появления текста, определение его социальных фун­кции в прошлом.

Второй вопрос посвящен самому трудному виду деятельности исс­ледователя. Здесь необходимо обратить внимание на следующие пробле­мы: а) установление подлинности памятника; б) выявление истории текс­та; в) определение времени и места возникновения текста, установление его автора; г) выяснение причин, целей и исторических условий появления текста, определение его социальных функции в прошлом.
Литература.


  1. Медушевская О.М. Теоретические проблемы источниковедения. Учебное пособие. М, 1977.

  2. Пронштейн А.П. Методика исторического источниковедения. Ростов-на-Дону. 1976.

  3. Никулин П.Ф. «Теория и методика источниковедения в отечествен­ной истории X - начало XX вв.». Часть I. Теория и методология ис­точниковедения. М., 2003.

Занятие №8. Внутренняя критика исторических источников

Вопросы для обсуждения.

  1. Понятие внутренней критики исторического источника. Герменевтика.

  2. Содержание письменного источника.

Цель семинара научить студента анализу исторических источни­ков, внутренней критике исторического источника.
Методические советы.

При обсуждении первого вопроса обратить внимание на понятие внутренней критики исторического источника. Магистранту необходимо освоить основы герменевтики. Здесь раскрывается методы герменевтики социальной культурологии, исторической этноло­гии.

Второй вопрос. При изучении данного вопроса магистрант должен понять, что исто­рический источник отображает определенную социокультурную систему прошлого. А он сам представляет другую культуру. Последний вопрос посвящен содержанию исторического источника. Она включает в себя: а) выявление всех имеющихся в известии историчес­ких фактов, раскрытие полноты его социокультурной информации; б) определение соответствия фактического содержания источника истори­ческой действительности, оценка точности и достоверности его данных.
Литература.

Медушевская О.М. Теоретические проблемы источниковедения. Учебное пособие. М, 1977.

Пронштейн А.П. Методика исторического источниковедения. Ростов-на-Дону. 1976.

Никулин П.Ф. «Теория и методика источниковедения в отечествен­ной истории X - начало XX вв.». Часть I. Теория и методология ис­точниковедения. М., 2003.


Занятие №9. Источниковедческий синтез
Вопросы для обсуждения:

1. Подходы к определению исторического синтеза.

2. Исторический синтез и его значение в источниковедческой науке.

3. Исторический синтез в работе исследователя.


Цель семинара - формирование у студентов научного понятия об истори­ческом синтезе, умение использовать навыки исторического синтеза в исследованиях.
Методические указания:

В первом вопросе студентам следует уделить особое внимание возникнове­нию методов исторического синтеза, его первого определения, знать ответ на вопрос, что такое исторический синтез, кто стоял у истоков исторического синтеза, какие подходы существовали на протяжении всей истории в вопросе исторического синтеза, чем они характеризовались.

Во втором вопросе освещаются источниковедческие исследования в науке, посвященные историческому синтезу. Студентам необходимо акцентировать внимание на его значение в источниковедческой науке

Третий вопрос в обязательном порядке предусматривает изучение этапов исторического синтеза в работе исследователя. Студенты должны выделить специфиче­ские особен­ности метода исторического синтеза, по возможности, дать им исчерпывающую характеристику.


Литература:

  1. Беленький И. М., Макаров М. К. Библио­графия источниковедче­ских ра­бот 1956—1963 гг. Сб.: Историография социалистиче­ского и комму-нистического строитель­ства в СССР». М, 1962, стр. 191—196

  2. Беленький И.Л., В.М.Моргайло, А.С.Покровский. Библиография ис­точ-никоведческих работ 1964—1967 гг. Сб. «Источнико­веде­ние ис­тории советского общества». Вып. П. М., 1968, стр. 454—505.

  3. Быковский С. Н. Методика исторического иссле­дования. Л., 1931.

  4. Вайнштейн О.Л. Теорети­ческие дисциплины истории. Сб.: «Кри­тика но­вейшей буржуазной историографии». 1954 г.

  5. Вопросы теории источниковедения в современной французской ис­то­риографии. «Вопросы истории», 1964, № 8, Новая и новей­шая исто­рия», 1961, № 4, 5, 6; 1962, № 2, 5; 1963, № 1, 2, 5.

  6. Источниковедение истории совет­ского общества». М., 1964, стр. 343—374

  7. Источнико­ведение истории советского общества». Вып. П. М., 1968, стр. 454—505

  8. Источниковедение истории советского общества. Сборник статей. М., 1964; вып. П. М„ 1968.

  9. Источниковедение. Теоретиче­ские и методологические про­блемы. М., 1969.

  10. Каштанов С. М. Источниковедение. Очерки истории историче­ской науки, т. 2, стр. 575—594; т. 3, стр. 565—577. М., 1963

  11. Люб­линская А. Д.. Источниковедение истории средних веков. Л., 1955.

  12. Маришаль Р. «Кри­тика текстов», Л., 1967, стр. 15—16.

  13. Медушевская М. Развитие теории советского источниковедения. Труды Москов­ского историко-архивного института, т. 24, 1966.

  14. Саара Г. П. Источники и методы истори­че­ского исследования. Баку, 1930

  15. Советская историческая энциклопедия, т. 6. М., 1965.

  16. Стрельский В. И. Источни­коведение исто­рии СССР. М., 1962 г.

  17. Тарле Е. В. Сочинения, т. IV, стр. 591—598.

  18. Тихомиров М. Н Источниковедение истории СССР. М., 1962

  19. Тихо­миров М. Н. «Источниковедение истории СССР», т. I. М., 1940

  20. Черепнин Л.В. Источни­коведение. См.: БСЭ, т. 19.

  21. Черноморский М. Н. Источниковедение исто­рии СССР (совет­ский пе­риод). М., 1968;

6. Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов.

Пояснительная записка

Кредитная система обучения требует более высокой качественной ор­ганизации и контроля самостоятельной работы студентов. По данной дис­циплине предусмотрены следующие виды деятельности студентов:



  1. Обработка прослушанной и законспектированной лекции;

  2. Подготовка к семинарским занятиям;

  3. Подготовка к экзамену по дисциплине.

  4. Подготовка реферата и доклада.



следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическое источниковедение» специальность 050114 «История» форма обучения дневная, заочная
3415.9kb.
18 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине таможенное дело специальность -080111. 65 Маркетинг Форма обучения очная, заочная
903.17kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история государственного управления в россии
989.17kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины этнология специальность- 030401. 65 История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)
383.56kb.
2 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине логика специальность 030301. 65 Психология Форма обучения очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо
1274.52kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины археология специальность 030401. 65 История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)
881.89kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины философия специальность 080111. 65 Маркетинг Форма обучения очная, заочная
1190.07kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
1289.01kb.
12 стр.
О. и быльченко Учебн о-методический комплекс по дисциплине «История» для студентов заочной формы обучения Ростов-на-Дону 2012 Учебно-методический комплекс
709.33kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история»
1070.24kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине уголовно-процессуальное право специальность 030501. 65 Юриспруденция Форма обучения
1959.6kb.
12 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Специальность 033100 (050720) «Физическая культура»
370.16kb.
1 стр.