Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 17страница 18 Кафедра истории Казахстана Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическое источниковедение» специальность 050114 «История» форма обучения - дневная, заочная количество кредитов 2 (90 часов)
Костанай, 2010 Учебно-методический комплекс дисциплины составлен профессором кафедры истории Казахстана, доктором исторических наук Аманжолом Кузембайулы на основании государственного общеобязательного стандарта образования РК по специальности 050114 «История», утвержденного приказом МОН РК № 289. от 11.05. 2005 г., типовой учебной программы по дисциплине «Теоретическое источниковедение» по специальности 050114 «История», разработанной и внесенной УМС Казахского национального педагогического университета им. Абая по группе специальности «Образование» и утвержденной и внесенной в действие протокольным решением заседания Республиканского учебно-методического Совета высшего и послевузовского образования МОН РК от 22.06.2006 г. Рассмотрена и рекомендована на заседании кафедры истории Казахстана от 7 сентября 2009 г., протокол № 1 Зав. кафедрой, доктор исторических наук, профессор А. Кузембайулы Одобрено методическим бюро факультета истории и искусства 15 сентября 2009 г., протокол № 1
Председатель Сведения о ежегодном переутверждении
ОГЛАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Образование высшее профессиональное ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине
по специальности 050114- история Количество кредитов - 2 (90 час.) Алматы, 2006 ПРЕДИСЛОВИЕ 1. РАЗРАБОТАНА И ВНЕСЕНА УМС Казахского национального педагогического университета имени Абая, по группе специальностей «Образование». 2.УТВЕРЖДЕНА И ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ протокольным решением заседания Республиканского учебно-методического Совета высшего и послевузовского образования МОНРК от 22.06.2006г 3. ВВЕДЕНА взамен типовой учебной программы «Источниковедение», изданной в соответствии с Приказом МОН РК № 289 от 11.05.2005 г. 4. Типовая учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом образования по специальности (или по направлению подготовки) 050114- История. 5. Программа рекомендована к изданию Советом исторического университета от 01.07.2006 г., протокол № 7 Настоящая типовая учебная программа не может быть тиражирована и распространена без разрешения Министерства образования и науки Республики Казахстан. Пояснительная записка Источниковедение, наряду с историографией, относится к числу фундаментальных дисциплин, обеспечивающих теоретико-методологическую и специальную подготовку историков. Фундаментальность источниковедения связана, прежде всего, с важнейшей особенностью самой исторической науки. Объект истории - общество в прошлом - не дана историку в непосредственном виде, а познаваема лишь через исторические источники, которые выступают в роли непосредственного объекта исторической науки. Источниковедение возникло из практики исторического исследования. Сначала изучались письменные источники и было известно лишь прикладное источниковедение с акцентом на фактологическую основу, что дают источники для познания конкретно исторических фактов. По мере расширения источниковой базы, включения в научный оборот новых видов источников становилось, очевидно, что одни и те же исторические события, явления и процессы по-разному отражены в разных источниках. Приемы, выработанные эмпирическим путем и апробированные долголетней практикой, превратились в методику исследования письменных источников с акцентом на самом процессе получения истинных фактов, как источник освещает события. Сами письменные источники стали ответвляться от вещественных (археологических). Сегодня к историческим источникам обращается широкий круг представителей гуманитарных и естественных наук. Историк, антрополог, социолог, психолог, политик - каждый из них обращается к источникам со своими вопросами и черпают информацию из общей совокупности источников, созданных людьми. При этом специалисты должны понимать, что общая совокупность источников составляет проекцию культуры во времени, сокровищницу человеческого знания и мирового опыта. Они должны уметь отыскивать и выбирать те виды источников, которые важны и интересны для данной науки; уметь ставить вопросы, находить в источниках ответы, уметь различать голоса людей прошлого, доносимые до нас историческими источниками, и интерпретировать эти данные в соответствии с современным уровнем науки и культуры. Наука, специально разрабатывающая эти проблемы - источниковедение. В настоящее время определился новый статус источниковедения в системе гуманитарных наук. Суть его заключается в том, что исторический источник (продукт культуры, объективированный результат деятельности человека) выступает как единый объект различных гуманитарных наук при разнообразии их предметов изучения. При освещении данного курса обращается внимание на исторические источники, возникающие в личностной, общественной и государственной сферах; обосновывается источниковедческий критерий сравнительно-исторических исследований; раскрываются междисциплинарные связи источниковедения; показываются различные методологические подходы в решении наиболее значимых проблем; исследуются развитие методов изучения основных видов исторических источников. Цель курса - изучить природу источника как исторического явления, возникающего в определенных социальных условиях времени, отражающего эти условия. Такой подход тесно увязывается с задачами изучения гносеологической природы источника как средства исторического познания. Задачи курса: - раскрыть методологические позиции при одновременном освещении принципиальных вопросов в других научных областях; - выработать знания методики и техники источниковедческого исследования; - раскрыть зависимость метода исследования исторических источников от общенаучной и исторической методологии; - типологическое рассмотрение и компаративное изучение корпуса исторических источников, как наиболее системно и целостно разработанные; - усвоение терминологического аппарата исторического исследования; - знания системы методов при анализе источников и возможности их на практике; - знакомство с кругом источников по региональной истории. В ходе анализа источниковедение использует данные всех дисциплин и отраслей знания, которые дают возможность изучать произведения, созданные людьми, и анализировать их как источники информации об их создателях. Разнообразие междисциплинарных связей источниковедения обусловлена тем, что в качестве источников выступают разнообразные типы и виды произведений. Источниковедение, будучи междисциплинарной областью знаний, входит в тесные взаимодействия с другими областями знания и практики: документоведением, архивистикой, библиографией, информатикой и др. Обращаясь к происхождению и содержанию различных видов источников, источниковедение взаимодействует с теми науками, которые имеют предметом соответствующие области гуманитарного знания. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Теория источниковедения как самостоятельная отрасль (формирование и развитие). Выделение источниковедения в самостоятельную отрасль исторического знания. Историческая наука разных периодов характеризуется особым вниманием к гносеологическим и методологическим аспектам исторического познания. Не является в этом смысле исключением и источниковедение, которое как специальная отрасль исторической науки имеет свою историю и методологию. Раздел 1. Теория источниковедения Источниковедение: особый метод познания реального мира. Исторический источник в свете теории отражения. Объективное и субъективное в источнике. Механизм диалектической связи исторической действительности и источника, источника и историка. Ретроспективный характер исторического познания. Понятие исторического источника в свете учения об информации. Определение исторического источника в рамках дисциплинарного подхода. Источник: феномен культуры и реальный объект познания. Источник: антропологический ориентир гуманитарных наук. Фиксированные источники информации о реальности. Исторический источник и исторический факт. Предмет и объект источниковедения. Источниковедение и историческое исследование. Источниковедение и система вспомогательных исторических дисциплин. Определение исторического источника. Источник как явление культуры. Основные методологические принципы источниковедения. Проблема классификации исторических источников. Основные принципы при выделении типов и видов исторических источников. Видовая классификация исторических источников. Понятие о массовых источниках. Эволюция исторических источников. Основные тенденции развития источников.
Критика и интерпретация как исследовательская проблема. Труды А.-Л. Шлецера «Повесть временных лет», Ф. Шлейермахера «О герменевтике и критике, особенно в их отношении к Новому завету», Ф.А. Вольфа « Илиада» и «Одиссея», Б.Г. Ниоура «Римская история» и др. Принципы подхода и методы изучения произведения и его авторства. Источниковедение как проблема национальной культуры. Совершенствование методов критического анализа исторических источников. Издание серий исторических источников в Германии. Г. Вайц и его « Источниковедение германской истории». Издание исторических источников в России. «Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел», « Полное собрание русских летописей», «Полное собрание законов Российской империи». Проблемы выявления, научной критики и оценки исторических источников. Источник как самодостаточная исследовательская проблема. Создание национальных архивов как достояния нации. Проблемы исторического образования. Источники как средство познания для историка. Позитивистский подход к концепции методологии истории. Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобос - «Введение в изучение истории». Этапы исторического познания в их концепции. Преодоление позитивистской методологии. Методологическое обособление наук о культуре. Неокантианские подходы к проблемам гуманитарного познания. Работы В. Виндельбанда и Г. Риккерта. В. Дильтей -«Введение в науки о духе». Исторический факт и исторический источник в концепции «Анналов». Л. Февр - « Бои за историю», « Суд совести истории и историка», « От Шпенглера к Тойнби». Концепция науки о человеке. Познавательная деятельность историка. Историческое прошлое в сознании историка. «Апология истории, или Ремесло историка» М. Блока, «Идея истории» Р.Дж. Коллингвуда. Феноменологический подход к проблемам гуманитарного познания. «Философия как строгая наука» Э. Гуссерля. Развитие идеи феноменологии. Концепция учения об источниках в русской гуманитарной науке. Работы В.О. Ключевского, СМ. Середонина, К.Н. Бестужева-Рюмина. Концепция методологии источниковедения А.С. Лаппо-Данилевского. Объективность гуманитарного познания и его дальнейшее развитие. Источниковедение в советской реальности. Идеологизация и политизация исторической науки и его влияние на содержание источниковедения. Современные теоретические проблемы источниковедения. Методология гуманитарного исследования. Источник как антропологический ориентир гуманитарного знания. Междисциплинарная проблематика источниковедения: источник, текст, произведение, автор. Источник как явление культуры.
Источниковедческий анализ и источниковедческий синтез. Структура источниковедческого исследования. Исторические условия возникновения источника. Проблема авторства источника. Проблема авторства произведений коллективного творчества. Обстоятельства создания источника. Авторский текст, произведение и его функционирование в социокультурной общности. Функционирование произведения в культуре. Интерпретация источника. Анализ содержания. Источниковедческий синтез. Источники в науках о человеке. Общенаучные методы и их место в историческом исследовании. Количественные методы анализа в источниковедении. Органическое единство методологии, методики и техники источниковедческого исследования. Раздел 4. Источники по истории Казахстана Источники по древней и средневековой истории Казахстана. Устное народное творчество как исторический источник. Особенности их как исторических источников. Зарождение и развитие фольклора. Классификация фольклора. Источниковедческие методы анализа устного народного творчества. Шежире (летописание) как исторический источник. Его особенности, место и значение как исторического источника. Эволюция шежире как исторического источника. Объективное и субъективное в шежире. Источниковедческие методы анализа и синтеза шежире. Древнетюркские письменные памятники истории Казахстана. Орхоно-Енисейские, рунические памятники письменности. Проблемы источниковедческого анализа (обстоятельства возникновения, авторства, датировки, текстологии и др.). Сочинения римских и византийских авторов - Аммиана Марцеллини, Приска Панийского, Иордана, Прокопия Кесарийского, Феофилакта Симокатты, Феофана, Константина Багрянородного и др. Проблемы полноты и достоверности источников. Арабские источники IХ-ХШ вв. Ал-Хваризми (Хорезми) («Книга картины земли»), Ибн Хордадбех («Книга путей и стран»), ал-Джахиза («Послание Фатху бен Хакану о достоинствах тюрок и всех войск халифата»), Ибн Фадлан («Книги Ибн Фадлана»), Гардизи («Украшение известий»), Махмуд Кашгари («Свод тюркских слов»), ал-Гарнати («Ал-Муриб») и др. Исторические условия возникновения и обстоятельства создания источников. Авторский текст. Проблемы текстологии источников. Проблемы достоверности источников. Источниковедческий синтез.
Арабские источники. Сочинения арабских авторов, вошедших в «Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды» В.В. Тизенгаузена (сочинения Ибн ал-Асира, ал-Омари, Ибн Батутты, Ибн Халдуна, Ибн Арабшаха и др.). Обстоятельства создания и условия возникновения источников. Проблемы достоверности источников. Текстологические проблемы. Персидские источники. Рашид ад-Дин - «Джами ат-таварих» («Сборник летописей»). Персоязычные нарративные источники, вошедшие во II том «Сборника материалов, относящихся к истории «Золотой Орды» В.Г.Тизенгаузена. Проблемы становления казахской государственности и формирования казахской народности в источниках. Проблемы достоверности источников. Компаративные методы изучения источников. Источники на европейских языках. Сочинения западноевропейских путешественников Плано Карпини, Марко Поло, Гильома де Рубрука. Тюркские и казахские источники. Тюркские источники тимуридского направления: «Автобиография Тамерлана», «Уложение» Тимура, «Бабурнаме» («Записки Бабура») Захир-ад-Дина Мухаммада Бабура. Тюркские источники шайбанидского направления: «Чингиз-наме» Утемиша-хаджи, «Родословная тюрков» Абулгази. Казахские источники: «Тарих-и-Рашиди» Хайдара Дуглати, «Сборник летописей» Кадыргали бия Косым-улы, «Родословная» Шакарима Кудайберды-улы. Проблемы текстологии. Русские источники по истории Казахстана: Строгановская летопись (сер. XVII в.), «Сибирская летопись» С. Есипова, «Ремезовская летопись» (нач. XVIII в.). Архивные и картографические источники о Казахстане. Источники по истории Казахстана ХVШ-ХХ вв. Делопроизводственная документация. Развитие делопроизводства в ХVШ-ХХ вв. Особенности составления и оформления деловых бумаг. Общие принципы источниковедческой критики делопроизводственной документации. Комплексный метод изучения делопроизводственной документации. Архивные фонды органов колониальной администрации Российской империи. Фонды областных, волостных, уездных правлений, судебных органов, полицейских, военных учреждений. Фонды учреждений Министерства финансов и Министерства земледелия и государственных имуществ. Фонды культурно-просветительных и бытовых учреждений.
Аграрная статистика. Статистика промышленного производства. Методы работы над статистикой. Применение математических методов при изучении статистики.
Правительственные издания. Издания буржуазных партий. Формирование местной национальной демократической печати. Газеты «Казах», «Туркестан уаялаты», «Дала уаялаты», журнал «Айкап» - как исторический источник. Русская периодическая печать о Казахстане: «Вестник Европы», «Сибирский Вестник», «Записки Русского географического общества», «Русский Вестник» и др. Нелегальная периодическая печать. Особенности источниковедческой критики периодики как исторических источников. Факторы, определяющие содержание и направленность советской периодической печати. Состав, группировка и анализ материалов, публикуемых в периодической печати. Республиканские и областные газеты и журналы. Особенности изучения периодической печати.
Исследования основных стадий формирования законодательных актов. Методические приемы их источниковедческого анализа. Особенности российского законодательства. Устав о сибирских киргизах (22 июня 1822 г.). Положение об управлении оренбургскими казахами (14 июня 1844 г.). Временное положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областями (1867 г.). Временное положение об управлении степными областями (1868 г.). Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Уральской и Тургайской областями (1891 г.).
Документы КПСС как исторический источник. Особенности их формирования. Классификация. Проблемы полноты и достоверности. Факторы, влияющие на достоверность источников. Документы других политических партий (период суверенитета). Документы общественных организаций как исторический источник.
Примерный перечень СРСП и СРС
Рабочая программа по дисциплине 1. Общая характеристика курса В современных условиях развития исторической науки особое внимание уделяется таким ее разделам как источниковедение. Успех исследователя зависит от того, каким источниковым корпусом он пользовался. Проблема объективной реконструкции прошлого по источникам требует от историка его глубокой теоретической и методологической подготовленности. Данная дисциплина предполагает усилить теоретическую подготовку историка и ее освоение, помогает ему в выборе источников и литературы, в решении исследовательской задачи. Целью данного курса является изучение теоретических и методологических проблем источниковедения как самостоятельной отрасли исторической науки. Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
2. Календарно-тематический план лекционных занятий
3. Содержание лекционного материала Вводная лекция Предмет, цели и задачи теоретического источниковедения. Определение предмета. Связь ее с другими историческими дисциплинами. Понятие исторического источника. Подходы к определению понятия «теоретического источниковедения». Определение термина «источниковедение» Отраслевая структура источниковедения. Вспомогательные исторические дисциплины: палеография, историческая хронология, историческая метрология, нумизматика, бонистика, сфрагистика, геральдика, генеалогия, филиграневедение, фалеристика, дипломатика, эпиграфика, историческая география, историография, топонимика, историческая лингвистика. Основные понятия дисциплины. Лекция 2. Этапы развития источниковедения. Источниковедение XIII - XIX вв. Данный вопрос предусматривает освещение истории становления и развития источниковедения за период с XIII – XIX вв. В ходе лекции преподавателем будет представлена полная картина эволюции источниковедческой науки, определение понятий «источник», «источниковедение» «источниковедческая критика» и др. Западное источниковедение ХХ в. Во втором вопросе раскрываются особенности западного источниковедения в ХХ веке. По ходу лекции озвучиваются представители источниковедческой науки Германии, Франции, Англии и других стран Западной Европы. Советское источниковедение. В предлагаемом вопросе будут рассматриваться особенности советского источниковедения. Преподавателю следует акцентировать внимание студентов на положительных и отрицательных специфических чертах советской источниковедческой науки. Современное состояние источниковедения. В указанном пункте лекции дается полная информация о современном состоянии источниковедения. Преподаватель рассказывает о современных тенденциях в источниковедении, о направлении современных источниковедческих исследований, об успехах и достижениях науки на современном этапе. Лекция 3. Информационная природа исторического источника.
3. Интерпретация текста. Методы интерпретации источника: герменевтика, социальная культурология, историческая этнология, психологическое истолкование, типизирующий метод, индивидуализирующий метод. Социокультурное истолкование источника. Изучение фактического содержания письменного источника и выяснение его соответствия исторической действительности. Источниковедческий синтез. Лекция 4. Социальная природа исторического источника. Рациональная методология использования источников. Скептическая школа критики источника. Субъективная сторона источника. Позитивистская методология текста. Определение места возникновения источника. Основные условия для локализации источника. Использование данных топонимики для определения места возникновения источника. Определение авторства источника. Антропоним, псевдоним, криптоним. Этапы идентификации личности автора. Лекция 5. Классификация исторических источников.
Лекция 6. Последовательность источниковедческого анализа. Поиск, выявление источников. Степень доступности документов. Опубликованные и неопубликованные материалы. Поиск опубликованных источников в библиотеках. Книжная летопись, летопись журнальных и газетных статей, ежегодники книг. Работа в архиве. Опубликованные путеводители и справочники архивов. Инвентарные описи фондов. Отбор письменных источников. Учет темы, цели и задачи, хронологические рамки и структуры работы. Отбор источников по теоретико-методологическим и концептуальным признакам. Отбор значимых и достоверных документов. Творческие и методические возможности исследователя. Процедуры и операции источниковедческого анализа. Решающая стадия исследовательской работы. Уяснение степени полноты и достоверности информации. Определение внешних особенностей источника. Установление подлинности. Выяснение истории текста. Определение его оригинала и последующих вариантов. Прочтение текста. Определение времени и места возникновения текста, установление его автора. Выяснение причин появления и истолкования текста. Лекция 7. Внешняя критика исторических источников Определение внешних особенностей источника. Определение подлинности и даты текста. Вид письма (устав, полуустав, скоропись, гражданское письмо, современное письмо). Материалы письма. Виды рукописных памятников (книга, грамота, свиток). Украшения рукописи (вязи, орнамент и миниатюры). Инициал, заставка, концовка, украшения на полях.
4. Датировка документа. Определение подлинности датировки документа. Методика сличения дат, обозначенные разными системами летоисчисления. Косвенные методы датировки. Датировка по внешним признакам. Лекция 8. Внутренняя критика исторических источников. Выяснение причин и целей исторических обстоятельств появления текста. Определение его социальных функций и обстоятельств в прошлом. Внутренние и внешние обстоятельства. Интерпретация и истолкование текста. Выяснение смысла текста, правильное его понимание. Суть истолкования. Методы герменевтики, социальной культурологи, исторической этнологии. Метод психологического истолкования, типизирующий, индивидуализирующий методы. Социокультурное истолкование источника. Определение смысла, ценности и идеалов, представленных свидетельством культуры. Важность социокультурной интерпретации в изучении источников: летописей, литературных, политических и публицистических сочинений. Лекция 9. Источниковедческий синтез. Понятие источниковедческого синтеза. Завершающий этап исследовательской работы над источником. Раскрытие исследователем информационных возможностей письменного свидетельства, интерпретация сведений, полученных из источника. Обобщение своего исследования. Аргументированная оценка культурного значения источника. Практические рекомендации о возможностях использования их в научно-практической деятельности исследователя. Лекция 8. Источники по истории Казахстана. Древневосточные источники по истории Казахстана. Древнеперсидские надписи персидских царей Кира, Дария. Среднеперсидские источники Античные источники. Античная историография. Греческие историки. Географическая античная литература. Китайские письменные источники «Исторические записки» («Шицзи») Чжан Цяня, «История Ранней Хань» («Цянь Ханьшу»), Сыма Цяня, Бань Гу «История Ранней династии Хань». Фань Е. «Старая история династии Таю» («Цзю Таншу»). «Новая история династии Тан» («Синь Таншу») «Записки о Западном крае при Великой Танской династии» («Да Тан Сиюйцзи») Сюань Цзаня (ок. 596-664гг.). «Записки о путешествии на Запад праведника Чаи Чуня» Тюркские письменные памятники. Кошо-цайдамские стелы. Памятник Тоньюкука, памятник в честь Кули-чора. Онгинскую надпись.Орхонские памятники. Селенгинский камень. Терхинская стела. Памятники Кыргызского государства. Памятники Западнотюркского каганата из Жетысу Характеристика русских источников по истории Казахстана. Русские летописи. Средневековые русские истчоники. Законодательные акты. Делопроизводственные материалы. Статистичексие материалы. Материалы периодической печати.. 5. Методические указания по проведению семинарских занятий Календарно-тематический план семинарских занятий
Занятие №1.. Понятие исторического источника. Вопросы для обсуждения: 1. Подходы к определению исторического источника. 2. Исторический источник и его значение в источниковедческой науке.
В первом вопросе студентам следует уделить особое внимание возникновению источника, его первого определения, знать ответ на вопрос, что такое исторический источник, кто стоял у истоков создания источника, какие подходы существовали на протяжении всей истории к определению исторического источника, чем они характеризовались. Здесь студенты также рассматривают историографический аспект вопроса. Во втором вопросе освещаются источниковедческие исследования в науке, освещается общенаучная позиция в отношении исторического источника. В ходе семинара необходимо обсудить наиболее оптимальное определение понятия «исторический источник». Литература:
Занятие №2. Основные этапы становления и развития источниковедения. Вопросы для обсуждения:
Цель семинара формирование у студентов научного понятия об эволюции исторического источниковедения как науки, и понимание его информационной и социальной природы, этапов развития. Магистрант должен осветить историю становления источниковедения. Методические указания: В первом вопросе студентам следует уделить особое внимание возникновению источниковедения, знать ответ на вопрос, что такое источниковедение, кто стоял у истоков источниковедения, кто способствовал его дальнейшему развитию, чем характеризовался начальный этап развития источниковедения. Во втором вопросе освещаются источниковедческие исследования зарубежных историков ХХ века. Здесь студенты рассматривают историографический аспект вопроса. В ходе семинара необходимо обсудить оценку трудов, которая дала историческая наука зарубежным авторам ХХ в. Третий вопрос в обязательном порядке предусматривает развитие источниковедения в советское время. Студенты должны выделить специфические особенности советского источниковедения, дать ему исчерпывающую характеристику. Литература:
Занятие №3. Информационная природа исторического источника. Вопросы для обсуждения.
Цель семинара формирование у студентов научного понятия исторического источника, и понимание его информационной и социальной природы. Методические советы. Обсуждение занятия начинается с первых научных представлений о природе исторического источника. При освещении первого вопроса необходимо дать характеристику дефиниции исторического источника. Далее подробно излагается классификация источников. Обсуждение темы завершается становлением источниковедения как науки. При изучении второго вопроса необходимо обратить внимание на информационную природу исторического источника. Обсуждение вопроса начинается с характеристики основных сторон и свойств информации. Предлагаем следующие вопросы: а) Информационная форма источника надежно передает субъективно-объективную структуру прошлого. б) Текст передает прошлое не полно, в основных его информационных узлах и связях. в) Прошлое в тексте представлено в обобщенной, знаково-символической, понятийно-смысловой форме. В заключении необходимо сформулировать информационное определение источника.
Занятие №4. Социальная природа исторического источника. Вопросы для обсуждения.
Цель семинара формирование у студентов научного понятия социальной природы исторического источника, и понимание его специфики. Методические советы. При освещении первого вопроса необходимо дать характеристику дефиниции социальной природы исторического источника. Далее подробно излагается классификация источников. Обсуждение темы завершается становлением источниковедения как науки. При изучении второго вопроса необходимо обратить внимание на социальную природу исторического источника. Основная мысль сосредотачивается на том, что исторический источник реализованный продукт человеческой психики, осуществление произведение его физического и духовного творчества. Обсуждение вопроса начинается с характеристики основных сторон и свойств социума. Студентам необходимо уделить внимание на следующие вопросы: а) Социальная форма источника надежно передает субъективно-объективную структуру прошлого. б) Текст передает прошлое не полно, в основных его социальных узлах и связях. в) Прошлое в тексте представлено в связи с событиями, связанными с тем обществом, в недрах которого он возникает. В заключении необходимо сформулировать информационное определение источника.
Занятие №5. Классификация исторических источников. Вопросы для обсуждения.
Цель семинара заключается в онакомлении студентов важной и основной деятельности его в качестве исследователя классификации исторических источников, выбору наиболее оптимальной классификации. Методические советы При изучении первого вопроса обратить внимание на понятие и принципы классификации. Студентам необходимо исследовать понятийный аппарат науки При изучении второго вопроса раскрываются особенности вещественных источников, их значение в изучении истории. В третьем вопросе студенты освещают устные источники, акцентируя внимание на их специфических особенностях. Здесь они должны ответить на вопрос, какие источники относят к устным, познакомиться с навыками критического отношения к устным источникам.. Четвертый вопрос рассматривает письменные источники. Студентам необходимо понять, какие письменные источники существуют, как они классифицируются. В вопросе «Правительственные документы как исторический источник» студенты работают с делопроизводственными актами, законами, распоряжениями правительства, статистическими материалами, материалами периодической печати. Литература.
Занятие №6. Последовательность источниковедческого анализа. Вопросы для обсуждения.
Цель семинара заключается в обучении магистрантов важной и основной деятельности его в качестве исследователя поиску, выявлению и отбору исторических источников. Методические советы При изучении первого вопроса студент обязан усвоить основы источниковедческого анализа, дать определение понятию источниковедческий анализ. Обратить внимание на методы источниковедческого анализа, какие результаты он дает в процессе исследования, его значение. При изучении второго вопроса раскрываются основные этапы источниковедческого анализа. Освещая данный вопрос, необходимо обратить внимание на последовательность источниковедческого анализа.
Занятие №7. Внешняя критика исторических источников Вопросы для обсуждения.
Цель семинара научить студента анализу исторических источников. Методические советы. При обсуждении первого вопроса обратить внимание на следующие вопросы: установление подлинности документа; выяснение истории текста, определение его оригинала и последующих вариантов; определение времени, установление его автора; выяснение причин, целей и исторических обстоятельств появления текста, определение его социальных функции в прошлом. Второй вопрос посвящен самому трудному виду деятельности исследователя. Здесь необходимо обратить внимание на следующие проблемы: а) установление подлинности памятника; б) выявление истории текста; в) определение времени и места возникновения текста, установление его автора; г) выяснение причин, целей и исторических условий появления текста, определение его социальных функции в прошлом.
Занятие №8. Внутренняя критика исторических источников Вопросы для обсуждения.
Цель семинара научить студента анализу исторических источников, внутренней критике исторического источника. Методические советы. При обсуждении первого вопроса обратить внимание на понятие внутренней критики исторического источника. Магистранту необходимо освоить основы герменевтики. Здесь раскрывается методы герменевтики социальной культурологии, исторической этнологии. Второй вопрос. При изучении данного вопроса магистрант должен понять, что исторический источник отображает определенную социокультурную систему прошлого. А он сам представляет другую культуру. Последний вопрос посвящен содержанию исторического источника. Она включает в себя: а) выявление всех имеющихся в известии исторических фактов, раскрытие полноты его социокультурной информации; б) определение соответствия фактического содержания источника исторической действительности, оценка точности и достоверности его данных.
Медушевская О.М. Теоретические проблемы источниковедения. Учебное пособие. М, 1977. Пронштейн А.П. Методика исторического источниковедения. Ростов-на-Дону. 1976. Никулин П.Ф. «Теория и методика источниковедения в отечественной истории X - начало XX вв.». Часть I. Теория и методология источниковедения. М., 2003. Занятие №9. Источниковедческий синтез Вопросы для обсуждения: 1. Подходы к определению исторического синтеза. 2. Исторический синтез и его значение в источниковедческой науке. 3. Исторический синтез в работе исследователя. Цель семинара - формирование у студентов научного понятия об историческом синтезе, умение использовать навыки исторического синтеза в исследованиях. Методические указания: В первом вопросе студентам следует уделить особое внимание возникновению методов исторического синтеза, его первого определения, знать ответ на вопрос, что такое исторический синтез, кто стоял у истоков исторического синтеза, какие подходы существовали на протяжении всей истории в вопросе исторического синтеза, чем они характеризовались. Во втором вопросе освещаются источниковедческие исследования в науке, посвященные историческому синтезу. Студентам необходимо акцентировать внимание на его значение в источниковедческой науке Третий вопрос в обязательном порядке предусматривает изучение этапов исторического синтеза в работе исследователя. Студенты должны выделить специфические особенности метода исторического синтеза, по возможности, дать им исчерпывающую характеристику. Литература:
6. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Пояснительная записка Кредитная система обучения требует более высокой качественной организации и контроля самостоятельной работы студентов. По данной дисциплине предусмотрены следующие виды деятельности студентов:
Смотрите также: Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическое источниковедение» специальность 050114 «История» форма обучения дневная, заочная
3415.9kb.
18 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине таможенное дело специальность -080111. 65 Маркетинг Форма обучения очная, заочная
903.17kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история государственного управления в россии
989.17kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины этнология специальность- 030401. 65 История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)
383.56kb.
2 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине логика специальность 030301. 65 Психология Форма обучения очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо
1274.52kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины археология специальность 030401. 65 История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)
881.89kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины философия специальность 080111. 65 Маркетинг Форма обучения очная, заочная
1190.07kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
1289.01kb.
12 стр.
О. и быльченко Учебн о-методический комплекс по дисциплине «История» для студентов заочной формы обучения Ростов-на-Дону 2012 Учебно-методический комплекс
709.33kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история»
1070.24kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине уголовно-процессуальное право специальность 030501. 65 Юриспруденция Форма обучения
1959.6kb.
12 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Специальность 033100 (050720) «Физическая культура» 370.16kb.
1 стр.
|