Главная
страница 1страница 2страница 3
Стр. 271-302

4

Повышение качества

Повышение качества на уровне программы:

Подход Тюнинга


  1. Введение

Проект Тюнинг осознаёт растущий интерес, проявляемый к качеству высшего образования по всей Европе. Возросло количество отделов по обеспечению качества образования на институциональных уровнях занимающихся обеспечением внутреннего качества, а также число создаваемых агентств, занимающихся оценкой качества извне. Более того, все задействованные стороны твёрдо полагают, что качество является ядром создания Европейской Зоны Высшего Образования. Это отражено в документе ENQA «Стандарты и Руководство по обеспечению Качества в Европейской Зоне Высшего Образования», который был поддержан EUA, EURASHE и ESIB и одобрен европейскими министрами образования на саммите в Бергене.

Термин «качество» в сфере высшего образования часто неясен. Обычно он используется для представления разного понимания того, чем являются основные компоненты качества, и какими должны быть наилучшие методы для создания или гарантии их существования. Тюнинг подразумевает, что основной целью всего сектора высшего образования должно стать создание, повышение и гарантирование самого лучшего и наиболее соответствующего опыта высшего образования, которое только можно предоставить студенту. Различные стратегии и разнообразные действующие лица на разных уровнях процесса обязательно должны быть вовлечены в процесс гарантирующий достижение качества в этом общем смысле. Однако участники Тюнинга полагают, что при конечном анализе ответственность за разработку, осуществление и повышение качества в высшем образовании лежит на Университетах и их персонале при участии студентов и других заинтересованных лиц. Другие действующие лица и уровни играют важные роли при стимулировании и выполнении проверок. В том случае, если академический персонал и студенты углубленно и добросовестно не вовлечены в разработку и повышение качества, то внешние агенты могут лишь зарегистрировать наличие проблемы, но сами они не могут разрабатывать и применять программы по улучшению качества.

Особая задача Тюнинга - это создание общего понимания и подходящих инструментов для Университета, чтобы в широком европейском контексте разрабатывать, управлять и улучшать качество в программах высшего образования. В этой главе мы сконцентрируемся на том, что по нашему мнению является самой важной стратегией для построения взаимного доверия и понимания, а также для обеспечения признания квалификаций и периодов обучения, то есть речь идёт о развитии качества на уровне обучающих программ.

В Болонском контексте любая программа должна быть соотнесена с обществом, вести к трудоустройству, готовить к гражданству, признаваться академически и быть достаточно прозрачной и сравнимой, чтобы способствовать мобильности и признанию. Более того, она должна быть понятной, ценной и содержательной, чтобы представлять достаточный интерес для определённого количества успевающих студентов, как в национальном, так и/или международном контексте. Адекватность подхода для достижения целей, последовательность и согласованность составляющих элементов программы являются дальнейшими доказательствами её качества.

Проект Тюнинг обеспечил фундамент для повышения качества, разработав соответствующие прозрачные инструменты и диалог между заинтересованными сторонами. Создание среды, где более 135 признанных европейских эксперта из различных девяти предметных областей смогли конструктивно работать вместе, позволило им достигнуть точек соприкосновения; они смогли совместно размышлять о значении качества и реагировать на её растущую значимость в секторе высшего образования, предлагая руководство, особенно, в моделировании, осуществлении и передаче учебных планов.

Среди различных критериев используемых в обсуждении качества мы обнаруживаем термины «соответствие из-за цели» и «соответствие цели». Первый часто используется в действиях направленные на обеспечении качества, он определяет соответствие академических стратегий достижению заявленных целей программы. Последний термин означает соответствие или несоответствие программы. С точки зрения Тюнинга, для развития истинного качества «соответствие из-за цели» имеет значение только тогда, когда соответствие самой цели само тщательно установлено и продемонстрировано. В результате Тюнинг полагает, что качество в моделировании программы и передаче означает гарантирование как «соответствия из-за цели» (т.е. годность для достижения заявленных целей каждой программы), и «соответствие цели» (т.е. годность цели каждой программы: они должны отвечать ожиданиям студентов, академического персонала, работодателей и широких кругов Болонского процесса). Для гарантирования «соответствия цели» необходимо наличие тесных связей с исследованием и академическими стандартами также как и с обсуждениями о трудоустройстве, которое не выражено прямо в определение «соответствие из-за цели».

Тюнинг видит свою особую роль в побуждении повышения качества на программном уровне и обеспечении инструментов для её развития. Как рабочее определение в Тюнинге повышение качества означает постоянное усилие улучшить качество моделирования, осуществления и передачи программ. Подход Тюнинга основан на наборе постоянных признаков:

- идентификация и согласование необходимости;

- хорошо описанный профиль;

- соответствующие результаты обучения, выраженные компетенциями;

- правильное распределение кредитов ECTS в программе;

- соответствующие подходы к преподаванию, обучению и оценке знаний.

Всё это обрисовывает организацию постоянного процесса основанного на встроенных механизмах повышения качества и осведомлённости о её значимости, т.е. на «культуре качества».


  1. Методология Тюнинга

Проект Тюнинг привлёк внимание к важности компетенций как основы для моделирования, осуществления и передачи учебных программ. Идея компетенций заключает в себе использование результатов обучения наравне с кредитами, предпочтительнее кредитов ЕСТК, как ведущие принципы. Тюнинг различает частные предметные компетенции и общие. Согласно методологии Тюнинга результаты обучения должны быть выражены в виде компетенций. Результаты обучения излагают то, что, как ожидается, студент должен знать, понимать и/или уметь продемонстрировать после завершения учёбы. Они могут относиться к одному курсу или модулю или к периоду обучения, например, к первому или второму циклу программы. Результаты обучения точно определяют требования для получения кредита. Результаты обучения формулируются академическим персоналом. Компетенции представляют собой динамичную комбинацию знаний, понимания, умений и навыков. Воспитание компетенциям является объектом образовательных программ. Компетенции формируются на разных разделах курса и оцениваются на разных этапах. Компетенции приобретаются студентом. Компетенции могут быть усвоены студентом лучше или хуже уровня, который ожидается по результатам обучения. Уровень усвоения компетенций выражается оценкой или баллом.

Учебные программы, которые были составлены согласно методологии Тюнинга, ориентированы на выпуск и предпочтительно на модули. У модульной системы есть преимущество в том, что она прозрачна. Она будет способствовать поиску правильного баланса между результатами обучения и соответствующей нагрузке студента, которая выражается в кредитах ECTS.

Для Тюнинга моделирование программы является решающим элементом для обеспечения её качества и соответствия обществу. Плохо смоделированная программа окажет негативный эффект не только на выпуск хороших студентов и среднее время завершения программы, но и на уровень гражданского сознания и трудоустройства своих выпускников.

Как часть первой фазы проекта Тюнинг разработал поэтапный подход для моделирования учебной программы. Эта модель определяет следующие ключевые элементы:

- необходимые ресурсы должны быть доступны;

- необходимость должна быть продемонстрирована и определена в ходе консультаций заинтересованных сторон;

- профиль степени должен быть хорошо описан;

- должен быть определён набор результатов обучения и выражен в виде общих и частных компетенций;

- академическое содержание (знания, понимание, умения) и структура (модули и кредиты) должны быть установлены и описаны;

- должны быть установлены соответствующие стратегии преподавания, обучения и оценки для достижения желаемых результатов обучения;

- должны быть установлены соответствующие системы оценок, обеспечения качества и поощрений, которые, в частности, направлены на последовательность и применение учебного плана как единого целого.

Необходимо помнить, что каждая программа представляет собой единое целое с присущими ей идентичностью, определёнными целями и назначением. Следовательно, показатели качества необходимо построить изнутри как обычные и существенные элементы, не в том смысле, что они являются стандартизированными нормами, а они должны являться критериями, которые соответствуют уникальности и согласованности определённого плана.

В рамках этого документа, кажется, необходимо более подробно обсудить элементы перечисленные выше:

1. До передачи программы необходимым условием является наличие ресурсов. Качество этих ресурсов напрямую влияет на качество программы. Ресурсы включают наличие и качество академического персонала, вспомогательный персонал и в случае практического обучения руководители практики. Условия окружающей среды и наличие оборудования для преподавания и исследований также имеют отношение к делу. Они требуют постоянный мониторинг и обновление. В случае с академическим персоналом, к примеру, это означает, что имеющиеся возможности доступны и побуждают персонал знакомиться с новыми подходами в обучении и преподавании.

2. Для демонстрации необходимости в программе, ведущей к получению степени, требуется большой консультационный процесс. Этот процесс должен вовлечь не только академическое сообщество, но и специалистов, профессиональные органы, работодателей и другие заинтересованные стороны. Для того чтобы получить полезную информацию Тюнинг разработал набор анкет фокусирующихся как на общих, так и на частных компетенциях. Итог этих анкет вносит вклад в определение международных ориентиров для предметных областей. Другой вклад формируется из создания (глобального) академического сообщества в определённой сфере. Это сообщество играет решающую роль при определении академических ориентиров в этой сфере. Однако, в конце именно академический персонал ответственный за программу, принимает во внимание установленные ориентиры и направленность и компетенции членов персонала, которые в действительности и моделировали программу. Хотя, для обеспечения качества в департаментах, факультетах и университетах необходимо иметь разнообразие компетенций и ориентировок, также должна иметься координирующая структура, которая гарантировала бы ясность и возможность внесения изменений. Решающими в этом отношении являются так называемые агенты изменений, например руководители по учебной работе, главы департаментов, исполнительные органы и советы и т. д. ответственные за моделирование, одобрение, передачу и управление программами. Изменения трудно внедрить если они не получают широкой поддержки. Следовательно, широкий спектр мнений академического персонала и студентов должен быть рассмотрен таким образом, чтобы учебный план и образовательный подход были понятны и поддержаны как персоналом, так и студентами.

3. Для каждой учебной программы должна иметься степень или профиль квалификации, которые ясно определяют цели программы. Далее ясность может быть достигнута при формулировке этих целей в форме намеченных результатов обучения (изложение того, что студент должен знать, понимать и уметь делать), выраженные в виде требуемых достичь частных и общих компетенций. Модель учебного плана и система оценок студента должны быть согласованы с профилем получаемой степени.

4. Процесс моделирования учебного плана должен учитывать то, какие академическое содержание и уровень требуется достичь, а также он должен учитывать, что у высшего образования одна цель – способствовать самостоятельному обучению, эта цель имеет причастность к преподаванию, приёмам обучения и к общей учебной нагрузке студентов по кредитам ECTS. Учебный план не должен перегружать студентов излишним содержанием. Также наряду с академической и интеллектуальной подготовкой учебный план должен учитывать трудоустройство и воспитание чувства гражданства у выпускников.

5. Схема оценок необходима для мониторинга и обзора за осуществлением каждой учебной программы. Мониторинг должен включать систематический сбор и анализ статистической информации по ключевым показателям, таким как результаты экзаменов, данные о трудоустройстве или продолжении учёбы студентов, количество набора студентов, ответы на оценочные анкеты, обратная связь с ВУЗом-партнёром и т.д. Результаты должны быть известны по всему ВУЗу. Различные возможности для обратной и заблаговременной связи должны иметься в действии. Они должны вовлекать студентов, выпускников ВУЗа и академический персонал, действующих в одних и тех же или разных временных рамках. В частности, необходимо наличие средств для получения и работы по информации полученной из студенческих анкет и от студенческих представителей. Целью обратной связи является исправление недостатков в передачи и/или моделировании учебного плана. Они нацелены на определение ожидаемых изменений, которые необходимо принимать в расчёт при исправлении и/или разработке программ. В случае с программами объединяющие обучение на рабочих местах или профессиональные компетенции, обратная связь должна поступать от вовлеченных заинтересованных сторон для того, чтобы на практике компетенции студентов были соответствующими, а, следовательно, имеется возможность для их трудоустройства.

Приведённые выше принципы для построения и улучшения программ уже были представлены Тюнингом в Главе 1 по методологии Тюнинга в виде динамичного цикла развития качества.


Динамичный цикл развития качества по Тюнингу

Определение профиля степени

Обозначение ресурсов

Моделирование программы: определение результатов обучения/компетенций

Оценка и улучшение (на основе обратной и заблаговременной связи)

Повышение качества программы

Создание учебного плана: содержание и структура

Отбор типов распределения

Отбор преподавательских и обучающих подходов.
Эта модель основывается на убеждении, что программы могут и должны быть улучшены не только на основе обратной связи, но и на основе заблаговременной связи принимая в расчёт развитие общества также как и интересы академической сферы. Это проиллюстрировано на диаграмме прогрессирующими спиралевидными петлями.

Для того, чтобы помочь ВУЗам с моделированием программ, применением и передачей, Тюнинг разработал перечень ключевых вопросов, которые необходимо учитывать при инициации или разработке программы, его полезность уже была обоснована на практике, как показано в примерах приведённых в Приложении 1.

Образование является динамичным процессом, потому что общество постоянно изменяется, а академическая среда развивается. Тюнинг убеждён, что периодические внешние или внутренние проверки по контролю качества недостаточны для развития и поддержания истинного качества. Акцент должен ставиться скорее на постоянном улучшении и усовершенствовании программы. Следует, что процесс оценки должен осуществляться особым образом. Индивидуальное обучение и единицы/модули не должны оцениваться самостоятельно, а скорее в рамках всей программы.

Оценка учебного плана может учитывать три основных раздела

- образовательный процесс

- образовательный результат

- средства и оборудование необходимое для передачи программы.

Каждый из разделов содержит несколько элементов, которые нужно учитывать.

- Образовательный процесс:


  • профиль степени (цели образовательной программы);

  • результаты обучения и компетенции необходимые достичь;

  • наращивание степени/образовательной программы и порядок компонентов программы (для осуществления прогрессии);

  • ясность степени/образовательной программы;

  • распределение учебной нагрузки по семестрам и академическим годам;

  • осуществимость программы;

  • методы преподавания, обучения и оценки;

  • связь среднего и высшего образования;

  • международное сотрудничество и мобильность студентов.


- Образовательный продукт/результат:

  • уровень учёбы, перерыв в учёбе и переводы (исход).

  • результаты 1-го и 2-го циклов;

  • трудоустройство.


- Необходимые средства и оборудование:

  • структурные и технические средства;

  • персонал и материальная база;

  • поддержка студентов: советники студентов.

Элементы, обозначенные выше, предложены в Проверочном листе для оценки учебного плана. Проверочный лист основан на 14 предпосылках или заявлениях, которые описывают, каким в идеале должен быть учебный план, на практике это очень трудно осуществить, но академический персонал и студенты должны соответствовать ему как можно ближе. Проверочный лист представлен в Приложении 2 к этой главе. Его можно использовать в сочетании с перечнем ключевых вопросов, который включен как Приложение 1. Оба должны рассматриваться как практические инструменты, которые могут помочь при моделировании, применении, передаче, мониторинге и улучшении учебных программ.




  1. Дальнейшая роль Тюнинга в повышении качества

Кроме предложения методологической структуры и практических инструментов для моделирования, применения и передачи учебных программ, дальнейшая роль Тюнинга – это создание панъевропейской сети академических специалистов. Потенциальная роль сетей согласно пункту о качестве упомянута в Берлинском коммюнике. Тюнинг - это сеть академических специалистов, представляющих как Европейские страны, так и свои собственные ВУЗы, которые формально избрали их для участия в проекте. Ключевая роль академических специалистов в

ВУЗах акцентируется в отчёте Тенденция 3, где сказано:
«Если огромный потенциал использования Болонских целей как спусковой крючок для долгосрочных, фундаментальных и устойчивых реформ высшего образования в Европе не тратиться впустую, голос академических специалистов в ВУЗах должен быть услышан, и к нему необходимо прислушаться в Болонском процессе».

Сети академических специалистов могут внести значительный вклад в повышение значимости качества, так же как и в оценку понятий, таким образом, чтобы они имели значение в культурных различных контекстах. Это, вместе с качеством, является ценным качеством, так как обмен мнениями может внести огромный вклад в развитие Европейской Зоны Высшего Образования, которая ориентирована на качество. Сети также могут быть эффективными при распространении и социализации этих понятий.

Проект Тюнинг осуществляется в европейском, транснациональном контексте, где признание является одним из центральных пунктов. Признание, основывающееся на сравнимости и прозрачности, находиться в центре проекта Тюнинг. Основная задача Тюнинга – обеспечение полезных ориентиров для создания сравниваемых, удобочитаемых программ основанных на профилях степеней описанных на языке результатов обучения. Результаты обучения выражены в форме как общих, так и частных предметных компетенций, с четким определением уровня и хорошо спланированным подходом к преподаванию, обучению и оценке. Это значительный шаг вперёд по пути к признанию, так как он обеспечивает основу, на которой:

- формулируются ориентиры, основанные на международно-разделяемых понятиях и с содержанием, соответствующим основным положениям предметной области в широком смысле, определяя специализации и учебные программы, основанные на планах;

- разрабатываются взаимно разделяемые критерии и методологии по контролю качества на программном уровне;

- предлагаются элементы сравнимости на национальном и международном уровнях;

- строится доверие к внутренним системам оценки, которые понятны всем и созданы совместно;

- повышается интерес к процедурам признания на программном уровне внутри ВУЗа;

- облегчается работа ENICS и NARICS по признанию степеней;

- эффективно используются имеющиеся ресурсы для разработки справочных систем и систем баз данных, которые можно сравнивать и понимать в разных странах.

Являясь транснациональной сетью, Тюнинг обеспечивает уникальную платформу для применения принципов, которые уже были обозначены как поддерживающее качество в Европейском высшем образовании.

Уместность. В образование, где в центре стоит студент, очевидно, что ключевое значение для любой программы является её уместность, как для студента, так и для общества. Программа должна основываться на академическом, профессиональном и социальном развитии, интеллектуальном стремлении, трудоустройстве и гражданстве в Европейской среде. Базируясь на компетенциях, подход Тюнинга способствует диалогу с работодателями и социальными лицами. Он занимается идентификацией имеющих отношение академических и профессиональных профилей и требует ясности в нуждах программы, которые необходимо удовлетворить.

Сравнимость и совместимость. Используя методологию Тюнинг, Европейские программы можно смоделировать как совместимые и сравнимые с другими Европейскими программами, посредством использования общих ориентиров, согласованных и выраженных в виде общих и частных предметных компетенций. Данная методология позволяет провести настоящее сравнение, демонстрируя уважение к разнообразию учебных планов, путей обучения и культурных черт. Включение и развитие ECTS также обеспечивает высокий уровень сравнимости и совместимости, посредством использования учебной нагрузки студентов как инструмента для планирования и мониторинга, как программ, так и их составных частей.

Прозрачность. Прозрачность является необходимой чертой любой учебной программы и должна присутствовать с самого начала. Прозрачность должна достигаться в результатах, в процессе, в ресурсах обучения, в системах качества и в управлении данными. Прозрачность связана с удобочитаемостью, требующей использование языка понятного студентам, работодателям и другим заинтересованным лицам, одинаковым в транснациональном обществе. Прозрачность включает правильное использование кредитов ECTS для определения учебной нагрузки студента и приложение к диплому наряду с другими инструментами ECTS.

Мобильность и транснациональное образование. Создание Европейской Зоны Высшего Образования требует надёжной и качественной системы мобильности. В свою очередь, накопленный опыт вносит большой вклад в развитие прочной и жизнеспособной Европейской зоны высшего образования. Физическая мобильность, для хорошо организованных периодов обучения, как и для завершения программ, повышает качество, касаясь европейского измерения образования, возможности Европейского гражданства и профессиональной занятости на Европейском рынке труда. Транснациональное образование – это мощная сила, которая сводит ВУЗы и развивает общие механизмы повышения качества.

Высококачественная систем мобильности должна гарантировать полное признание периодов обучения и степеней, а также гарантировать, что деятельность, осуществляемая в ВУЗе-устроителе, подходит студенту. ECTS является ключевой системой, на которой строится признание. Тюнинг облегчил процесс признания, полностью разработав аккумулятивную функцию ECTS, через постоянное использование рабочей нагрузки и результатов обучения выраженных в виде компетенций.



Привлекательность. В Европейской образовательной зоне, которая стремиться быть привлекательной для стран третьего мира, должно гарантироваться качество. Механизмы качества, разработанные на национальном уровне разными странами, должны быть объединены и доработаны, для того, чтобы их понимали как Европейскую систему. Формулируя результаты обучения, компетенции и измеряя учебную нагрузку студентов, проект Тюнинг обеспечивает методологию для повышения качества моделирования профилей степеней и разработки учебных планов и совместных степеней. Он уже обеспечивает общий язык для преподавания, обучения и оценки компетенций, которые в дальнейшем будут доработаны, и будут включать показатели качества.

Университеты создают свои собственные методы и системы для развития внутренней культуры качества. Им необходимо контролировать начало и развитие своей академической деятельности и программ способом, который соответствует академическим ценностям и их особым миссиям. Тюнинг обеспечивает подход для моделирования или ремоделирования и развития учебных программ согласно принципам Болонского процесса.

Основные результаты Тюнинга вносят полезный вклад для всех учреждений высшего образования, в то время как результаты по предметным областям предлагают особые европейские ориентиры, которые можно использовать для повышения качества на дисциплинарном уровне.

Предметная область/дисциплинарный уровень является подходящим контекстом для:

- использования опыта академических специалистов, представляющих разные образовательные традиции;

- запроса мнений профессиональных органов и других заинтересованных сторон в каждой области, таким образом, осуществляя динамичный диалог о социальной уместности и адекватности;

- фокусирования на развитии в каждой предметной области, таким образом, развивая динамичный подход к отправным пунктам и ориентирам;

- отнесения курсов и степеней к планам профессий и академическим и профессиональным профилям в международном контексте;

- обеспечения видения развития качества внутри предметной области при одновременном признании и уважении разнообразия используемых подходов;

- сравнения учебных планов и подходов в обучении, преподавании и оценке, для того, чтобы планировать области, способствовать взаимопониманию, идентифицировать центральные компетенции и общие стандарты на разных уровнях;

- поощрения исследований в вопросах трудоустройства на Европейском уровне, с ударением на разнообразие и инновации;

- значительного вклада в развитие описания циклов (уровней), используемых при построении национальных и европейских структур квалификаций.

Внутри предметной области уровень академического развития программы может быть наиболее понятным и измеримым как в плане количества, так и качества.


следующая страница >>
Смотрите также:
Руководство по обеспечению Качества в Европейской Зоне Высшего Образования, который был поддержан eua, eurashe и esib и одобрен европейскими министрами образования на саммите в Бергене
436.76kb.
3 стр.
Обеспечение качества высшего образования в республике таджикистан душанбе-2011
707.17kb.
4 стр.
Интеграция университетского экономического образования в Болонский процесс через внедрение системы обеспечения качества. Опыт и перспективы регионального вуза
127.34kb.
1 стр.
Институциональные конфликты в сфере высшего образования
284kb.
1 стр.
Экспериментальная учебная программа интегрированного модуля для учреждений высшего образования
279.92kb.
1 стр.
I международная конференция "Технические университеты: интеграция с европейскими и мировыми системами образования" состоялась в Ижгту в рамках Международного форума "Качество образования" в 2004 году
24.1kb.
1 стр.
В апреле 2004 года в Ижгту прошла международная конференция «Технические университеты: интеграция с европейскими и мировыми системами образования»
27.58kb.
1 стр.
Программа развития применения дистанционного образования и электронного обучения в системе общего образования Алтайского края в 2013 году
412.6kb.
3 стр.
Рассмотрены современные тенденции и изменения в системе высшего образования и их причины. Приведены пути усовершенствования высшего образования с учетом глобализации
169.58kb.
1 стр.
Интенсивные технологии обучения русскому языку в системе высшего образования (на примере нефилологических специальностей вузов Республики Таджикистан) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
464.78kb.
2 стр.
Проект единый стандарт качества дошкольного образования в красноярском крае единый стандарт качества дошкольного образования
199.92kb.
1 стр.
О системе высшего образования и оценке её качества
100.64kb.
1 стр.