Автор проекта
|
Фамилия, имя отчество
|
Комлева Светлана Алексеевна
|
Регион
|
Свердловская область
|
Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ
|
Верхотурье
|
Номер и/или название школы/ОУ
|
ГБОУ СО «СОШ №3»
|
Описание проекта
|
Название темы вашего учебного проекта
|
Наследие русского народа.
|
Краткое содержание проекта
|
Проект «Наследие русского народа» проводится в виде познавательной игры «Загадки Елены Премудрой» по типу телевизионной игры «Что? Где? Когда?»
После просмотра «стартовой» презентации, ребята с учителем обсуждают основополагающий вопрос «Русский – это национальность или характер?» Намечается план проекта. Проводится опрос «Сколько нас, русских?» Ребята отвечают на вопросы анкеты: «Проверь себя, может быть ты русский?» Выбирается по желанию группа статистов, которые получают задание, узнать: «Сколько русских по национальности в классе, в школе, в Верхотурье, в Свердловской области, в Российской Федерации?» После проведённого теста «Что я знаю о русской культуре?» учащиеся делятся на 4 группы в зависимости от того, на какую тему будут придумывать вопросы к игре. Темы секторов игры: «Кто он такой - Иван большой?», «Умные вещи», «Самое святое», «Праздник: рукам работа, душе – веселье».
Далее дети изучают информацию по своей теме. После обсуждения в группе ответа на проблемный вопрос, делают выводы. Выбирают вопросы для итоговой игры. Вопросы оформляются в любом виде (рисунок, предмет, фотография, видео-вопрос, ребус, словесный…) На следующем этапе все группы изучают информацию по другим темам, используя ссылки, приготовленные товарищами в других группах.
Перед игрой группа статистов докладывает о количестве русских на данных территориях. В итоговой игре участвуют одновременно все группы, выбирая только те задания, которые приготовили для них товарищи и являясь экспертами своих вопросов. После игры жюри из представителей родителей, педагогов и почётных гостей оглашает результаты в баллах. Заканчивается обменом впечатлениями за русским столом с угощением. В ходе заключительного диалога учитель с ребятами формулирует главную мысль проекта « У русских богатое наследие. Мы все должны его сохранять и изучать. Мы русские не потому, что родились в России, а потому, что русские душой»
|
Предмет(ы)
|
Учащиеся используют знания, приобретённые на уроках окружающего мира, литературного чтения, во внеурочных занятиях и кружках дополнительного образования.
|
Класс(-ы)
|
Для учеников 3а класса предназначен этот учебный проект
|
Приблизительная продолжительность проекта
|
В течение 3 четверти
|
Основа проекта
|
Образовательные стандарты
|
Предмет «Окружающий мир» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
В соответствие с программой по курсу окружающий мир начального (общего) образования, являющейся компонентом государственных образовательных стандартов, учащиеся начальных классов должны: знать названия русского государства в разные исторические времена.
Уметь составить портрет славянина в Древней Руси, Московской Руси, в России. Определять основные качества славянина: патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство.
Отличать крестьянское жилище от городского дома. Знать культуру быта: ин-
терьер дома, посуду, утварь в разные исторические времена, одежду. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Что такое земледелие. Хлеб - главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Рыболовство и охота на Руси и в России.
Первые славянские поселения, древние города: Великий Новгород. Москва, Владимир.
Орудия труда в разные исторические эпохи. Женский и мужской труд. Особенности труда людей родного края.
|
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
|
После завершения проекта учащиеся смогут: описать славянина в разные исторические времена, называть основные качества славянина, отличать жилище, одежду, предметы быта представителей разных сословий. Научатся понимать ценности русского народа, приобретённые им в тяжёлом крестьянском труде, в главном занятии земледелием, в понимании необходимости коллективного труда. Узнают о народных промыслах, обычаях и традициях русского народа. Узнают о древних городах и поселениях, в том числе и о старинном городе Верхотурье. Научатся находить нужную информацию по теме из бумажных источников и из Интернета.
|
Вопросы, направляющие проект
|
Основополагающий вопрос
|
Русский – это национальность или характер?
|
Проблемные вопросы учебной темы
|
Сколько нас – русских?
Каков он, русский человек?
О чём говорят вещи?
Чем славен мой народ?
Что храним как зеницу ока?
|
Учебные вопросы
|
Какова численность русского населения?
Каковы особенности характера русского человека?
Как предметы быта, народный костюм, жилище раскрывают уникальность русской культуры?
Определить основные ценности русского народа.
Как обычаи и традиции народа помогают понять русскую душу?
|
План оценивания
|
График оценивания
|
До работы над проектом
|
Ученики работают над проектом и выполняют задания
|
После завершения работы над проектом
|
Анализ учителем результатов внеклассных мероприятий за предыдущий год. «Узнаём русские обычаи и традиции» в виде стартовой презентации учителя.
Опрос «Сколько нас, русских?» в классе.
Формирование группы статистов.
Критерии оценивания работы группы статистов на протяжении всего проекта.
Формирующее оценивание «стартовых знаний» учащихся в виде анкетирования. «Проверь себя, может быть ты русский?»
|
Формирующее оценивание. Тест: «Что я знаю о русской культуре» Выявление знаний и интересов учащихся. Формирование на их основе групп по изучению:
-
Особенностей характера, славянина.
-
Быта, одежды, жилища славянина.
-
Уклада жизни и ценностей русского человека.
-
Обычаев и традиции русского народа.
Критерии оценивания работы в группах в виде памяток в буклете для анализа в группе и самоанализа.
Обсуждение предварительных результатов в каждой группе.
Неформальное общение с учащимися во внеурочное время с целью выявления впечатлений от проделанной работы, а также оказание помощи при возникновении трудностей.
Знакомство с критериями ответов:
Критерии итоговой игры разработаны в печатном варианте представлены в классном уголке.
|
Итоговое самооценивание качества работы в группах перед итоговой игрой.
Критерии оценивания работы в командах.
Итоговая игра «Загадки Елены Премудрой» состоится в «русской избе» (школьное помещение, оформленное под старину). Для внешней оценки приглашены почётные гости из числа родителей и педагогов. Также члены группы должны стать экспертами по своему вопросу, используя критерии ответа.
Итоговое оценивание и самооценивание работы в командах.
Оценивание и самооценивание работы в проекте. Выводы по проекту.
Представление проекта на школьной научно – практической конференции.
|
Описание методов оценивания
|
Критерии оформлены в виде памяток в буклете.
Критерии оценивания вопросов для игры, подобранных по данной теме:
1.Соответствие заданной теме.
2.Вопрос построен по правилам грамматики русского языка.
3.Вопрос понятен.
4.Вопрос рассчитан на возраст ученика начальной школы.
5.Вопрос красиво (эстетично) оформлен и интересно (оригинально) представлен.
Критерии оценивания ответа.
1.Ответ правильный.
2. Ответ доказательный.
3. Ответ построен по правилам речевого этикета.
При обсуждении в группе или самостоятельно за каждое утверждение присваивается 1 балл.
Критерии оценивания работы учащегося в группе на этапе исследования.
Критерии оценивания работы учащегося в группе на этапе решения тематического проблемного вопроса.
Критерии оценивания работы учащегося в группе на этапе выбора вопроса для игры.
Критерии оценивания работы учащегося в группе на этапе оформления результата.
Критерии оценивания работы учащегося в группе на этапе презентации вопроса.
Критерии оценивания работы учащегося в группе на этапе участника итоговой игры.
Критерии оценивания работы учащегося в группе на этапе эксперта итоговой игры.
Критерии оценивания работы учащегося в группе на этапе решения основополагающего вопроса.
|
|
Знания особенностей русского характера, русской культуры, обычаев и традиций. Владение ПК, читательские навыки, навыки сотрудничества, уровень развитости мыслительной активности: анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация.
|
Учебные мероприятия
|
1.«Стартовая» презентация учителя: «Узнаём русские обычаи и традиции». Определение целей, задач, плана действий. Опрос «Сколько нас, русских?» Анкета: «Проверь, может ты русский? Обработка опроса и анкеты. (1 неделя)
2.Определение групп. Задания группам: (3 недели)
а) Провести исследование и ответить на вопросы:
«Сколько нас – русских?
Каков он, русский человек?
О чём говорят вещи?
Чем славен мой народ?
Что храним как зеницу ока?
После обсуждения в группе ответа на проблемный вопрос, делают выводы.
Б) Выбрать по одному вопросу к итоговой игре: Темы секторов игры: «Кто он такой - Иван большой?», «Умные вещи», «Самое святое», «Праздник: рукам работа, душе – веселье». Обсудить в группе , пользуясь критериями вопросов.
Отбирают вопросы для итоговой игры. Вопросы оформляются в любом виде (рисунок, предмет, фотография, видео-вопрос, ребус, словесный…) Обсуждение в группах выбора представления ответа.
3)На следующем этапе все группы изучают информацию по другим темам, используя ссылки, приготовленные товарищами в других группах. Обсуждают, делают выводы. На каждую отводится по неделе, итого 3 недели.
4)Оформление вопросов к игре.(1 неделя)
5)Подготовка к игре. Обсуждение, анализ подготовки, самоанализ презентаций вопросов.(1 неделя)
6)Проведение итоговой игры «Загадки Елены Премудрой»
7) Рефлексия в виде фотогазеты по материалам итоговой игры.(1 неделя)
|
Материалы для дифференцированного обучения
|
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
|
Учащиеся, в зависимости от склонности и интересов, могут выбрать проблемный вопрос и провести исследование по своим интеллектуальным возможностям:
Сколько нас – русских?
Каков он, русский человек?
О чём говорят вещи?
Чем славен мой народ?
Что храним как зеницу ока?
Представление результатов могут сделать в своем творческом варианте: рисунок, предмет, фотография, видео-вопрос, ребус, словесный, в электронном виде.
|
|
|
Одаренный ученик
|
Организация деятельности, связанной с формированием навыков высокого мышления .
|
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
|
Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)
|
Фотоаппарат, лазерный диск, видеомагнитофон, компьютер(-ы), принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система, видео-, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений.
|
Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
|
СУБД/электронные таблицы, программы обработки изображений, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM
|
Материалы на печатной основе
|
Грушко Е и др. Словарь славянской мифологии. Н.Новгород, 1996.
Виноградова Н.Ф., Соколова Л.А. Твоя Родина — Россия. М.: Просвещение, 2000.
Калашников В. Славянская мифология. Серия «История России». М.: Белый город, 2001.
Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. М.: Русское слово, 1998.
Культура. Энциклопедия. / Пер. с англ. М.: Росмэн, 1999.
Кулъчинская Н.Л. Путешествие по Москве. М., 1997.
Латышина Д.И. Родная история. Живая Русь. Книга 1-2. М.: Владос, 1997. Левицкая З.В. История отечества для детей. Самара: Владос, 1996.
Соловьев В.М. Путешествие в прошлое России. М.: Просвещение. 1997. Сухов В.В. и др. По следам прошлого. Ч. 1-3. — М.: Терра. 1995-1997.
Шангина И.И. Русские традиционные праздники. С-Петербург: Искусство, 1997.
|
Другие принадлежности
|
Комната с предметами русского быта «русская изба», выставка народного декоративно - прикладного искусства.
|
Интернет-ресурсы
|
http://ru.wikipedia.org/wiki/Русский_национальный_костюм
http://old-ru.ru/kaftan.html
http://www.aphorism.ru/dal/152.html
http://kydes.narod.ru/A.htm
|
Другие ресурсы
|
Пригласить на заключительную игру родителей; педагогов, которые подключались к проекту: руководителя народной студии Низовую В.В., руководителя кружка «Домоводство» Захарову И.Н., руководителя курса «Моя малая Родина – город Верхотурье» Самойлову В.П., библиотекаря школы Клюкину И.А., замдиректора по ВР Девятерикову И.В.
|