Главная
страница 1

Автор проекта

Фамилия, имя отчество

Комлева Светлана Алексеевна

Регион

Свердловская область

Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ

Верхотурье

Номер и/или название школы/ОУ

ГБОУ СО «СОШ №3»

Описание проекта

Название темы вашего учебного проекта

Наследие русского народа.

Краткое содержание проекта

Проект «Наследие русского народа» проводится в виде познавательной игры «Загадки Елены Премудрой» по типу телевизионной игры «Что? Где? Когда?»

После просмотра «стартовой» презентации, ребята с учителем обсуждают основополагающий вопрос «Русский – это национальность или характер?» Намечается план проекта. Проводится опрос «Сколько нас, русских?» Ребята отвечают на вопросы анкеты: «Проверь себя, может быть ты русский?» Выбирается по желанию группа статистов, которые получают задание, узнать: «Сколько русских по национальности в классе, в школе, в Верхотурье, в Свердловской области, в Российской Федерации?» После проведённого теста «Что я знаю о русской культуре?» учащиеся делятся на 4 группы в зависимости от того, на какую тему будут придумывать вопросы к игре. Темы секторов игры: «Кто он такой - Иван большой?», «Умные вещи», «Самое святое», «Праздник: рукам работа, душе – веселье».

Далее дети изучают информацию по своей теме. После обсуждения в группе ответа на проблемный вопрос, делают выводы. Выбирают вопросы для итоговой игры. Вопросы оформляются в любом виде (рисунок, предмет, фотография, видео-вопрос, ребус, словесный…) На следующем этапе все группы изучают информацию по другим темам, используя ссылки, приготовленные товарищами в других группах.

Перед игрой группа статистов докладывает о количестве русских на данных территориях. В итоговой игре участвуют одновременно все группы, выбирая только те задания, которые приготовили для них товарищи и являясь экспертами своих вопросов. После игры жюри из представителей родителей, педагогов и почётных гостей оглашает результаты в баллах. Заканчивается обменом впечатлениями за русским столом с угощением. В ходе заключительного диалога учитель с ребятами формулирует главную мысль проекта « У русских богатое наследие. Мы все должны его сохранять и изучать. Мы русские не потому, что родились в России, а потому, что русские душой»



Предмет(ы)

Учащиеся используют знания, приобретённые на уроках окружающего мира, литературного чтения, во внеурочных занятиях и кружках дополнительного образования.

Класс(-ы)

Для учеников 3а класса предназначен этот учебный проект

Приблизительная продолжительность проекта

В течение 3 четверти

Основа проекта

Образовательные стандарты

Предмет «Окружающий мир» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

В соответствие с программой по курсу окружающий мир начального (общего) образования, являющейся компонентом государственных образовательных стандартов, учащиеся начальных классов должны: знать названия русского государства в разные исторические вре­мена.

Уметь составить портрет славянина в Древней Руси, Московской Руси, в России. Определять основные качества славянина: патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство.

Отличать крестьянское жилище от городского дома. Знать культуру быта: ин-

терьер дома, посуду, утварь в разные исторические времена, одежду. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, пред­ставителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Что такое земледелие. Хлеб - главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Рыболовство и охота на Руси и в России.

Первые славянские поселения, древние города: Великий Новгород. Москва, Вла­димир.

Орудия труда в разные исторические эпохи. Женский и мужской труд. Особенности труда людей родного края.



Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся смогут: описать славянина в разные исторические времена, называть основные качества славянина, отличать жилище, одежду, предметы быта представителей разных сословий. Научатся понимать ценности русского народа, приобретённые им в тяжёлом крестьянском труде, в главном занятии земледелием, в понимании необходимости коллективного труда. Узнают о народных промыслах, обычаях и традициях русского народа. Узнают о древних городах и поселениях, в том числе и о старинном городе Верхотурье. Научатся находить нужную информацию по теме из бумажных источников и из Интернета.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Русский – это национальность или характер?

Проблемные вопросы учебной темы

Сколько нас – русских?

Каков он, русский человек?

О чём говорят вещи?

Чем славен мой народ?

Что храним как зеницу ока?


Учебные вопросы

Какова численность русского населения?

Каковы особенности характера русского человека?

Как предметы быта, народный костюм, жилище раскрывают уникальность русской культуры?

Определить основные ценности русского народа.

Как обычаи и традиции народа помогают понять русскую душу?


План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Анализ учителем результатов внеклассных мероприятий за предыдущий год. «Узнаём русские обычаи и традиции» в виде стартовой презентации учителя.

Опрос «Сколько нас, русских?» в классе.

Формирование группы статистов.

Критерии оценивания работы группы статистов на протяжении всего проекта.

Формирующее оценивание «стартовых знаний» учащихся в виде анкетирования. «Проверь себя, может быть ты русский?»



Формирующее оценивание. Тест: «Что я знаю о русской культуре» Выявление знаний и интересов учащихся. Формирование на их основе групп по изучению:

  1. Особенностей характера, славянина.

  2. Быта, одежды, жилища славянина.

  3. Уклада жизни и ценностей русского человека.

  4. Обычаев и традиции русского народа.

Критерии оценивания работы в группах в виде памяток в буклете для анализа в группе и самоанализа.

Обсуждение предварительных результатов в каждой группе.

Неформальное общение с учащимися во внеурочное время с целью выявления впечатлений от проделанной работы, а также оказание помощи при возникновении трудностей.

Знакомство с критериями ответов:

Критерии итоговой игры разработаны в печатном варианте представлены в классном уголке.


Итоговое самооценивание качества работы в группах перед итоговой игрой.

Критерии оценивания работы в командах.

Итоговая игра «Загадки Елены Премудрой» состоится в «русской избе» (школьное помещение, оформленное под старину). Для внешней оценки приглашены почётные гости из числа родителей и педагогов. Также члены группы должны стать экспертами по своему вопросу, используя критерии ответа.

Итоговое оценивание и самооценивание работы в командах.

Оценивание и самооценивание работы в проекте. Выводы по проекту.

Представление проекта на школьной научно – практической конференции.



Описание методов оценивания

Критерии оформлены в виде памяток в буклете.

Критерии оценивания вопросов для игры, подобранных по данной теме:

1.Соответствие заданной теме.

2.Вопрос построен по правилам грамматики русского языка.

3.Вопрос понятен.

4.Вопрос рассчитан на возраст ученика начальной школы.

5.Вопрос красиво (эстетично) оформлен и интересно (оригинально) представлен.



Критерии оценивания ответа.

1.Ответ правильный.

2. Ответ доказательный.

3. Ответ построен по правилам речевого этикета.

При обсуждении в группе или самостоятельно за каждое утверждение присваивается 1 балл.

Критерии оценивания работы учащегося в группе на этапе исследования.

Критерии оценивания работы учащегося в группе на этапе решения тематического проблемного вопроса.

Критерии оценивания работы учащегося в группе на этапе выбора вопроса для игры.

Критерии оценивания работы учащегося в группе на этапе оформления результата.

Критерии оценивания работы учащегося в группе на этапе презентации вопроса.

Критерии оценивания работы учащегося в группе на этапе участника итоговой игры.

Критерии оценивания работы учащегося в группе на этапе эксперта итоговой игры.

Критерии оценивания работы учащегося в группе на этапе решения основополагающего вопроса.





Знания особенностей русского характера, русской культуры, обычаев и традиций. Владение ПК, читательские навыки, навыки сотрудничества, уровень развитости мыслительной активности: анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация.

Учебные мероприятия

1.«Стартовая» презентация учителя: «Узнаём русские обычаи и традиции». Определение целей, задач, плана действий. Опрос «Сколько нас, русских?» Анкета: «Проверь, может ты русский? Обработка опроса и анкеты. (1 неделя)

2.Определение групп. Задания группам: (3 недели)

а) Провести исследование и ответить на вопросы:

«Сколько нас – русских?



Каков он, русский человек?

О чём говорят вещи?

Чем славен мой народ?

Что храним как зеницу ока?

После обсуждения в группе ответа на проблемный вопрос, делают выводы.



Б) Выбрать по одному вопросу к итоговой игре: Темы секторов игры: «Кто он такой - Иван большой?», «Умные вещи», «Самое святое», «Праздник: рукам работа, душе – веселье». Обсудить в группе , пользуясь критериями вопросов.

Отбирают вопросы для итоговой игры. Вопросы оформляются в любом виде (рисунок, предмет, фотография, видео-вопрос, ребус, словесный…) Обсуждение в группах выбора представления ответа.



3)На следующем этапе все группы изучают информацию по другим темам, используя ссылки, приготовленные товарищами в других группах. Обсуждают, делают выводы. На каждую отводится по неделе, итого 3 недели.

4)Оформление вопросов к игре.(1 неделя)

5)Подготовка к игре. Обсуждение, анализ подготовки, самоанализ презентаций вопросов.(1 неделя)

6)Проведение итоговой игры «Загадки Елены Премудрой»

7) Рефлексия в виде фотогазеты по материалам итоговой игры.(1 неделя)


Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)

Учащиеся, в зависимости от склонности и интересов, могут выбрать проблемный вопрос и провести исследование по своим интеллектуальным возможностям:

Сколько нас – русских?

Каков он, русский человек?

О чём говорят вещи?

Чем славен мой народ?

Что храним как зеницу ока?

Представление результатов могут сделать в своем творческом варианте: рисунок, предмет, фотография, видео-вопрос, ребус, словесный, в электронном виде.










Одаренный ученик

Организация деятельности, связанной с формированием навыков высокого мышления .

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)

Фотоаппарат, лазерный диск, видеомагнитофон, компьютер(-ы), принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система, видео-, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений.

Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)

СУБД/электронные таблицы, программы обработки изображений, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM

Материалы на печатной основе

Грушко Е и др. Словарь славянской мифологии. Н.Новгород, 1996.

Виноградова Н.Ф., Соколова Л.А. Твоя Родина — Россия. М.: Просвещение, 2000.
Калашников В. Славянская мифология. Серия «История России». М.: Белый город, 2001.

Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. М.: Русское слово, 1998.

Культура. Энциклопедия. / Пер. с англ. М.: Росмэн, 1999.



Кулъчинская Н.Л. Путешествие по Москве. М., 1997.

Латышина Д.И. Родная история. Живая Русь. Книга 1-2. М.: Владос, 1997. Левицкая З.В. История отечества для детей. Самара: Владос, 1996.

Соловьев В.М. Путешествие в прошлое России. М.: Просвещение. 1997. Сухов В.В. и др. По следам прошлого. Ч. 1-3. — М.: Терра. 1995-1997.

Шангина И.И. Русские традиционные праздники. С-Петербург: Искусство, 1997.

Другие принадлежности

Комната с предметами русского быта «русская изба», выставка народного декоративно - прикладного искусства.

Интернет-ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki/Русский_национальный_костюм

http://old-ru.ru/kaftan.html

http://www.aphorism.ru/dal/152.html

http://kydes.narod.ru/A.htm



Другие ресурсы

Пригласить на заключительную игру родителей; педагогов, которые подключались к проекту: руководителя народной студии Низовую В.В., руководителя кружка «Домоводство» Захарову И.Н., руководителя курса «Моя малая Родина – город Верхотурье» Самойлову В.П., библиотекаря школы Клюкину И.А., замдиректора по ВР Девятерикову И.В.


Смотрите также:
Краткое содержание проекта Проект «Наследие русского народа»
106.56kb.
1 стр.
Краткое содержание проекта Проект разработан в рамках дисциплины «История и культура Башкортостана»
68.82kb.
1 стр.
Презентация исследовательского проекта «наше немеркнущее наследие» Руководитель проекта: ученица 11-1 класса
64.54kb.
1 стр.
Краткое содержание проекта. В данном проекте я представлю художников-баталистов и их отношения к войне, отраженные в картинах
82.78kb.
1 стр.
Краткое содержание проекта Предлагаемый проект может быть реализован в рамках профильного курса «Информатика и икт»
59.84kb.
1 стр.
Краткое содержание проекта Обычай казнить колдуний идет с античности. Кодекс Хаммурапи в Древнем Вавилоне устанавливал смертную казнь за колдовство, а также ввел известное «испытание водой»
79.68kb.
1 стр.
Краткое содержание проекта Проект проводится при изучении темы «Путешествие в Австралию»
76.73kb.
1 стр.
Краткое содержание проекта Интернет-цензура
64.75kb.
1 стр.
Проекта Описательное или творческое название проекта Что такое зоопарк? Краткое
88.71kb.
1 стр.
Краткое содержание проекта Данный проект является творческим и направлен на развитие и укрепление межнационального общения
59.99kb.
1 стр.
Краткое содержание проекта Данный учебный проект раскрывает одну из тем школьного курса обж раздела «Гражданская оборона»
56.41kb.
1 стр.
Краткое содержание проекта Данный проект рассчитан для учащихся общеобразовательной школы 10-11 классов и посвящён теме «Жизнь в обществе»
67.79kb.
1 стр.