Главная
страница 1
PR в Интернет

А. Колчанова


Возможности PR в социальных сетях (2009)

Введение


В последнее время необычайную популярность набирают так называемые социальные сети.

Практически каждый пользователь Интернета зарегистрирован в той или иной социальной сети. Люди, регистрирующиеся в социальных сетях, преследуют разные цели: найти старых друзей, познакомиться с новыми людьми, продемонстрировать творческие способности: поделиться написанной музыкой, песней, рассказом, фотографиями или видеороликами. Не секрет, что каждая социальная сеть собирает довольно крупные аудитории, этим фактом пытаются воспользоваться компании, продвигая и рекламируя свои товары и услуги в сетях. Это вполне объяснимо – у компаний отпадает необходимость поиска целевых аудиторий. Достаточно просто проанализировать страницы пользователей сети, на которых, как правило, представлена достаточно полная информация о человеке: пол, возраст, образование, интересы и многое другое. Найдя людей, которые могут заинтересоваться продукцией компании, она может начинать работать с этой аудиторией. И на первый взгляд кажется, что реклама в социальных сетях – это удобно и эффективно.



Однако по статистике, реклама, размещенная в социальной сети, привлекает меньше внимания, чем реклама, размещенная на других сайтах в Интернете. Таким образом, реклама в привычном понимании слова здесь не работает. Людей, заходящих на сайт той или иной социальной сети, не интересуют красочные баннеры. На них часто не обращают внимания, а иногда баннеры вызывают лишь раздражение. Зато достаточно успешно получается заинтересовать людей у молодых талантливых ребят, у которых еще нет средств на так надоевшую всем рекламу, поэтому свои PR компании они строят сами имеющимися возможностями. Они используют иные способы привлечения внимания, нежели крупные компании. В своей работе я бы хотела рассмотреть методы, которые так активно применяют активные пользователи социальных сетей для привлечения внимания к своей деятельности, проанализировать их действия и понять, что же заставляет других пользователей задерживаться на страницах этих ребят и заходить на них снова и снова. Также в своей работе я рассмотрю, к каким приемам в социальных сетях прибегают мелкие компании для привлечения клиентов.





1. Понятие и история социальной сети


Прежде всего, следует разобраться, что же такое социальные сети, какими общими чертами они обладают и, наконец, откуда появилось это понятие.

Социальная сеть - веб-сайт с возможностью указать какую-либо информацию о себе (дату рождения, школу, вуз, любимые занятия и другое), по которой аккаунт пользователя смогут найти другие участники сети.

Одна из обычных черт социальных сетей — система «друзей» и «групп».

Также бывают социальные сети для поиска не только людей со схожими интересами, но и самих объектов этих интересов: веб-сайтов, прослушиваемой музыки и т. п. 1

В целом все современные социальные сети обладают несколькими общими чертами:



  • В подавляющем большинстве сообществ предусматривается регистрация пользователей — т.е. на каждого участника должна быть заведена учетная запись. При регистрации пользователь должен указать о себе некоторую информацию для идентификации. Почти все системы требуют ввода адреса электронной почты и проверяют его работоспособность, высылая письмо с кодом активации учетной записи. Если адрес неверен, то активировать запись может только администратор системы. Такой подход гарантирует до определенной степени уникальность участника.

  • Работа в среде проводится сеансами. Каждый сеанс начинается с того, что пользователь указывает свое имя и подтверждает свою личность вводом пароля. Для удобства, сеансовость участия обычно скрывается от пользователя техническими средствами, но тем не менее идентификация пользователя происходит постоянно.

  • Помимо учетных данных, пользователь настраивает окружение — внешний вид, дополнительные данные о себе, указывает свои интересы.

Термин "Социальная сеть" был введен в 1954 г. социологом из Манчестерской школы Джеймсом Барнсом. Во второй половине XX в. это понятие начало активно использоваться на Западе при исследованиях социальных связей и человеческих отношений, а сам термин на английском языке стал общеупотребительным. Со временем в социальной сети в качестве ее узлов стали рассматривать не только людей, как представителей социума, но и любых других объектов, которые могут иметь социальные связи, например: города, страны, фирмы, сайты, их ресурсы и т.п. В ходе развития аппарата анализа различного рода социальных сетей появились такие термины, как анализ социальных сетей (Social Network Analysis, SNA), теория социальных сетей и т.п. Многие сервисы Интернета, позволяющие устанавливать множество телекоммуникационных связей, автоматически формируют и используют социальные сети. В результате появился вид автоматизированного сервиса, называемый социально-сетевыми услугами (Cocial Networking Service) в Интернете.
Крупнейшими социальными сетями являются:
Русскоязычные социальные сети:
Вконтакте - Самый посещаемый сайт рунета. Количество зарегистрированных пользователей 7.5 миллионов (февраль 2008), число постоянно растет. За первый год проект не прибегая к рекламе набрал 3 миллиона пользователей.

Одноклассники - Год основания - 2006. Самая большая социальная сеть, насчитывает 11 миллионов (февраль 2008) пользователей. Одноклассники.ru помогут найти старых друзей и узнать чем и как они живут сейчас. Можно отправить сообщения людям, с которыми потеряли связь, и, возможно, организовать с ними встречу.

Мой круг - Социальная сеть для поиска работы и работников. Первая в Рунете социальная сеть, созданная в 2005 г. группой недавних выпускников МФТИ, МГУ и Российской экономической школы для поиска одноклассников, однокурсников, коллег и сотрудников (на июнь 2006 г. в ней зарегистрировано 100 тыс. пользователей)

RuSpace - Российская Социальная Сеть, наш аналог всемирно популярной Американской социальной сети MySpace

Gosu - Игровая социальная сеть. Преимущественно MMORPG, но и для других игр тоже есть место. Самомодерируемая, достаточно уникальный контент, создаваемый самими пользователями.

GameSport - Социальная сеть геймеров, никакой личной информации — только любимые игры.

Мой мир@Mail.ru - Социальная сеть на www.mail.ru 

Паутина Профессиональных Знакомств (Webby) - Предоставляет возможность своим пользователям опубликовать свою визитку-презентацию и наладить деловые контакты.

Мир тесен - Социальная сеть и поисковый ресурс, которые позволяют восстановить разного рода утраченные контакты.

LovePlanet - Сайт знакомств и общения.

FiXX.RU - Российская социальная фото сеть. "Лучшее место для того, чтобы поделиться фотками"

Rambler Планета - Социальная сеть на www.rambler.ru

TooDoo - Как пишут авторы сайта: "Этот сайт - социальная сеть сайтофанатов, призванная объединить рунет и позволить каждому обмениваться мнением со своими друзьями по поводу любимых (или нелюбимых) сайтов, находить новые интересные странички, узнать "в лицо" тех, кто читает те же сайты, заводить новые знакомства с интересными людьми - например с авторами любимых сайтов".

Привет.ру - Сайт о людях и интересах. Общение, блоги, сообщества, видео...

Факультет.ру - Социальная сеть для студентов и выпускников

Spaces.ru - Российская сеть для мобильных телефонов

 Зарубежные социальные сети

 Facebook -  Количество участников - около 60 миллионов. Широко известная социальная сеть.

MySpace - Количество участников - около 80 миллионов, год основания - 2003. "Онлайн-сообщество для общения с друзьями ваших друзей" - так определяют назначение этой социальной сети разработчики. MySpace это самый популярный на сегодняшний день социальный сервис. Участники сети могут создавать собственные сообщества по интересам, вести блоги, размещать фото, музыку и видео материалы.

Classmates - Количество участников - около 40 миллионов, год основания - 1995. «Когда вам переваливает за тридцать пять,– говорит СЕО проекта Classmates.com Майкл Шутцлер,– вы смотрите в зеркало заднего вида своей жизни, и однажды в голове у вас возникает мысль: „Боже мой, как я здесь оказался? И как там Гарри? Я не разговаривал с ним 25 лет”». Решить проблему «взгляда в зеркало заднего вида» призвана сеть, название которой на русский переводится как «Одноклассники», созданная в 1995 году в городе Рентон, США. Сегодня Classmates.com – одна из крупнейших социальных сетей в мире, объединяющая людей, желающих найти и поддерживать связь с теми, с кем учился, работал или служил в армии. К услугам его членов возможность выкладывать фотографии, биографии, участвовать в обсуждениях новостей в лентах своего сообщества. Classmates.com считается первой социальной сетью интернета.

LinkedIn - Количество участников - 10 миллионов, год основания - 2003. Сеть объединяет профессионалов из 150 отраслей промышленности. Пользователи сети распологают инструментами для создания собственного профессионального портфолио, поиска партнеров и клиентов, расширения круга профессионального общения.

Friendster - Одна из старейших онлайновых социальных сетей, обеспечивающих поиск тех, "кто вам интересен" и построение социальной сети (число пользователей - более 31 млн. чел. из разных стран мира).2

2. Возможности PR в социальной сети

Как видно из перечня, социальных сетей появилось огромное количество, все они имеют общие черты, и все они чем-то отличаются друг от друга. Мне бы хотелось подробнее остановиться на самой популярной на сегодняшний день в России социальной сети – В Контакте. Мой выбор обусловлен, прежде всего, тем, что его пользователями преимущественно является молодежь. Среди людей, работающих в сфере медиа есть очень распространенное мнение, что молодежь является невыгодной аудиторией, поведение и предпочтения которой предугадать трудно, кроме того, никаких крупных покупок в таком возрасте не совершается. Возможно, это объясняет практически полное отсутствие рекламы в данной социальной сети. Однако на сайте В Контакте зарегистрировано очень много молодых талантливых людей, которые с помощью сайта активно пытаются ознакомить своих ровесников со своим творчеством, найти почитателей своих талантов, а возможно и закрепиться в данном виде деятельности. Например, продолжить свою музыкальную карьеру или работу фотографа. Сайт В Контакте является очень хорошим подспорьем для молодых людей, еще не имеющих средств для создания и продвижения своей рекламы или для покупки эфирного времени на телеканалах. С помощью социальной сети они получают отличную возможность реализоваться и рассказать о себе миллионам людей, используя доступные им PR технологии.

Прежде чем подробнее рассмотреть эти технологии следует сказать несколько слов о сайте В Контакте.

ВКонтакте.Ru — это:



  • Интернет-ресурс № 1 в России (Alexa) и № 1 в Украине (Alexa), самая посещаемая социальная сеть в России (TNS Gallup).

  • 500-600 миллионов страниц открывается на сайте ежедневно (LiveInternet).

  • Самый крупный фотохостинг в СНГ: более 2,3 миллионов фотографий загружается на сайт ежедневно.

  • Самый крупный видеохостинг в СНГ: более 400 тысяч новых видеофайлов ежедневно.

  • Самый крупный аудиохостинг в СНГ: более 300 тысяч новых аудиозаписей ежедневно.

  • Самый популярный вид общения в СНГ: более 20 миллионов сообщений отсылается ежедневно.

  • На ноябрь 2008 года на сайте зарегистрировано около 20 миллионов пользователей.

Каждый пользователь в среднем просматривает 150-180 страниц каждый день.

  • Ежедневно ресурс посещает от 4 000 000 человек и более (LiveInternet).

  • Около 80% посетителей проживают в России.

  • 41% посетителей — из Москвы, 26% — из Санкт-Петербурга (LiveInternet).

  • 18% посетителей младше 19 лет, 28% — от 19 до 25 лет, 11% — от 25 до 35 лет.3

Таким образом, зарегистрировавшись в социальной сети, человек имеет возможность привлечь внимание миллионов людей к своей деятельности. Очень активно пользуются этим молодые начинающие группы или сольные исполнители. Сначала они находят своих знакомых, рассказывают им о своем увлечении, выкладывают аудиозаписи и видеоролики со своим участием. Затем рассылают сообщения с приглашением на концерт, в котором принимают участие. Постепенно информация о музыкантах распространяется по социальной сети, и со временем у музыкальной группы или исполнителя появляются свои поклонники. В дальнейшем в социальной сети создаются группы, посвященные деятельности тех или иных исполнителей, где обсуждается их творчество, высказываются пожелания, замечания или благодарность. В группе можно найти информацию о том, где, когда и по какому случаю состоится ближайший концерт, узнать о творческих планах музыкального коллектива. Таким образом, с помощью социальной сети у музыкантов появляются поклонники, они набирают популярность, хоть и в узком кругу, но для начала и это уже весьма неплохо. Поклонники, в свою очередь, имеют возможность пообщаться с понравившейся музыкальной группой. В результате исполнители начинают “раскручиваться”, не затрачивая на это никаких материальных средств. Ведь они не платят ни за рекламу, поскольку делают ее сами, ни за создание группы, посвященной их творчеству, ни за выложенные в сеть аудиозаписи. Немаловажным аспектом является тот факт, что основными пользователями данной социальной сети являются люди, проживающие в Москве и Санкт-Петербурге (свыше 60 % пользователей), т.е. городах, предоставляющих возможность прославиться на всю страну.



Не даром все музыкальные коллективы пытаются пробиться в Москву, ведь не секрет, что если тебя узнают в столице, тебя будет знать и вся страна. С другой стороны, исполнители имеют возможность познакомить со своим творчеством людей, проживающих на всей территории России и даже стран СНГ.



Музыкальные группы.


Рассмотрим, как упомянутые выше технологии, помогают раскручиваться молодой рок-группе Another Mask, созданной осенью 2006 года. Группа зарегистрирована в трех социальных сетях: My space4 , В контакте5 и Живом Журнале6 . В каждой социальной сети размещены фотоальбомы, видеоролики с выступлений на концертах, а также некоторые аудиозаписи. Например, на сайте My space можно прослушать и прокомментировать следующие аудиозаписи:

The nightmare box

Coming soon

Frankly my dear I don’t give a damn



Ежедневно эти аудиозаписи прослушиваются от 3 до 15 раз. Всего с момента регистрации группы их страницу просмотрело более 35 тысяч человек.


В социальной сети В контакте можно найти 9 аудиозаписей группы:
The Nightmare Box (sample)

Coming Soon

Frankly, My Dear, I Don't Give A Damn

If Only We Could

Refuse

Chatoyment



I Don't Believe

It's Over

Ashes Of Us
На сегодняшний день в группе, посвященной деятельности Another Mask зарегистрировано свыше 1200 постоянных участников из разных городов России. Число участников постоянно растет:

22.09.2008 - 800 участников

28.09.2008 - 900 участников

01.10.2008 – 1000 участников

20.10.2008 – 1100 участников

27.10.2008 – 1200 участников


Данная социальная сеть дает возможность музыкантам узнать, сколько человек готово пойти на их концерт в Москве или любом другом городе. Например, в одной из тем активно обсуждается гастрольная деятельность музыкантов. Исполнители выясняют, насколько популярна группа в регионах, ищут организаторов концертов.

Благодаря этой социальной сети музыкантам удалось пригласить свыше 500 человек на фестиваль “Лезвие бритвы”, который прошел в столичном клубе “Икра” 11 декабря 2008 года.


В социальной сети собрана вся информация о концертной деятельности музыкантов, о выходе новых альбомов, о записи новых песен. Как известно, молодым группам необходимо привести определенное количество людей, чтобы концерт в клубе состоялся. Именно социальная сеть помогла музыкантом собрать группы поддержки для выступления в клубах:

Табула Раса

Икра

ХО

Точка



План B

Также в социальной сети можно найти информацию об участниках музыкальной группы, новостях, и подготовке к выпуску первого альбома.

В последнее время свои странички начали создавать различные благотворительные организации, туристические фирмы, салоны красоты, ателье. Все эти организации регистрируются под видом обычных пользователей, т.е. на первый взгляд, страничку - рекламу не отличить от страницы обычного пользователя. Как правило, организации регистрируются под обычными именами, добавляются в друзья как можно больше людей, которые начинают изучать содержание этих страниц и лишь потом понимают, что это какая-то компания. Эти организации либо рекламируют товар, если это салоны красоты, либо пытаются привлечь людей к своей деятельности, если это благотворительная организация.

Помощь животным.


Фонды помощи животным создают свои страниц или группы, где размещают фотографии больных, бездомных, нуждающихся в помощи животных.

На сегодняшний день таких групп уже 276. В самой многочисленной группе насчитывается свыше 9000 участников. Группа ПОМОЩЬ бездомным животным КАЛИНИНГРАДА насчитывает около 1000 участников7.



В группе можно найти подробную информацию о каждом животном: что за животное, как попало в эту благотворительную организацию, как можно помочь. Также на странице можно найти номер счета, куда можно перечислить денежные средства или контактную информацию сотрудников фонда, которым можно передать лекарства, ошейники, поводки, корма, шампуни и прочие необходимые для животных вещи. Как правило, потом публикуются письменные или фотоотчеты для людей, которые как-то помогли фонду и желают знать, насколько эффективной оказалась их помощь. К тому же наличие отчетов демонстрирует людям, что их средства расходуются по назначению, и что нет повода не доверять сотрудникам фонда, а следовательно, можно смело перечислять деньги на счет.



Помощь детям.




В социальной сети В контакте на сегодняшний день зарегистрировано 107 групп помощи детям-сиротам. Больше всего участников удалось собрать группе "ДЕТСКИЙ ПРОЕКТ" - помощь детям-сиротам Нижегородской области.8 Группа насчитывает коло 1200 участников.

Участники группы имеют возможность помочь:

- в организации поездки детей в театры, музеи, кинотеатры, парки, зоопарки, в другие города и т.д.;
- провести занятие по профориентации - рассказать и познакомить детей со своей профессией;
- участвовать в организации праздника в детском доме;
- стать наставником для выпускника детского дома, оказавшегося в тяжелой ситуации;
- помочь в сборе, написании и размещении информации о потребностях детских домов и домов ребенка Нижегородской области;
- стать для ребенка шефом по переписке;
- оказать материальную помощь в соответствии с нуждами учреждения;
- поделиться опытом общения с детьми-сиротами или опытом принятия такого ребенка в семью;
- участвовать в занятиях «Школы волонтеров» и круглых столах с детьми, попавшими в приют;

В новостях группы можно узнать о новых акциях (например, на днях стартовала акция “Письмо деду морозу”), проводимых мероприятиях, тренингах.

Приведем перечень последних мероприятий:


  • Акция "Письмо Деду Морозу"

  • Едем в гости к ребятам из Городца.

  • 16 ноября - едем к ребятам! Будем украшать рамки и проведем фотосессию.

  • Поездка в Замок Шереметьева 20-21 сентября

  • День защиты детей - едем поздравлять детишек из Городецкого детского дома!

В группе 8 фотоальбомов, где можно найти фотоотчет о проведенных мероприятиях и 4 видеофайла.

Салоны красоты.


Салоны красоты подробно расписывают виды предоставляемых услуг, часто проводят различные акции, розыгрыши, приглашают девушек на семинары. Делаться полезными советами и выкладывают различные рекомендации. На странице помещается множество фотографий с красочными тюбиками различных кремов, шампуней, лосьонов и т.д. А также фотографии моделей и отзывы посетителей, оставшихся довольными работой салона. Социальная сеть позволяет обмениваться сообщениями сотрудникам салона красоты и потенциальными посетителями. Это очень удобно для обеих сторон, поскольку сотрудникам салона не составляет труда применить такую технику, как direct mail, разослав сообщения потенциальным клиентам с предложениями, которые возможно могут заинтересовать их, а заинтересовавшимся людям подробнее узнать о предоставляемых услугах, ценах или получить ответ на любой интересующий их вопрос. Этот метод помогает создать у каждого человека впечатление, что салон работает исключительно для него, что в салоне находятся друзья, с которыми приятно пообщаться, которые всегда с радостью поделаться советом, опытом. Таким образом, салон становится “своим”, у человека появляется доверие к милым людям, работающим там, возникает желание снова и снова обращаться к услугам салона. В качестве примера приведем салон красоты “VINICHKI”9, предлагающий свои услуги жителям Москвы и Санкт-Петербурга. Социальная сеть позволила собрать почти 8000 клиентов. Салон красоты постоянно проводит разнообразные акции. Последняя акция приурочена к Новому году: с 10 декабря 2008 г. по 10 января 2009 г. Все клиенты получают подарок и скидку 10% на любую услугу салона.

Турфирмы

Турфирмы тоже активно пользуются pr-технологиями в социальных сетях. В контакте зарегистрировано 289 групп, посвященных деятельности туристических фирм и созданных ими. В самой большой группе свыше 7 тысяч участников.10



Хорватия

Турфирмы предлагают отдых по выгодным ценам, размещая сотни красивых фотографий жарких стран, выкладывая отзывы довольных клиентов. Посредством сообщений беседуют с потенциальными клиентами, предлагая поездки в зависимости от возраста и социального статуса клиента. Сотрудникам турфирм не составляет никакого труда просмотреть фотографии пользователей и узнать, как человек проводит свободное время. Если в альбоме много фотографий из разных стран, нетрудно сделать вывод, что человек много путешествует и у него есть такие финансовые возможности, следовательно, этому человеку можно предложить дорогое увлекательно путешествие, которое “оставит незабываемые впечатления на всю жизнь”. Если же в альбоме пользователя фотографии с различных турпоходов, турслетов, имеет смысл предложить человеку не очень дорогое путешествие по уголкам России, например тур по Волге, отдых в одном из домов отдыха в Подмосковье или поездку в Карелию.





Карелия

Ателье


Ателье действуют по такому же принципу, завлекая клиентов красивыми фотографиями со сшитыми ими моделями одежды, размещая на своих страницах красочные каталоги одежды и аксессуаров. Самой многочисленной по составу является ателье "КV-4", которое насчитывает свыше 2000 человек и специализируется на изготовлении обуви.11
Бывает, что сшить одежду на заказ предлагает кто-то из обычных пользователей сети. То есть изначально человек регистрировался в социальной сети, чтобы общаться с друзьями, а со временем ему приходит в голову мысль поместить объявление о том, что он умеет неплохо шить одежду. В дальнейшем у него (нее) появляются свои клиенты. Таким образом, социальная сеть позволяет не только общаться, но и найти пользу для работы. Особенно это актуально для студентов.

Фотография и дизайн


Большой популярностью пользуются фотографы и дизайнеры. Данная социальная сеть позволяет выкладывать неограниченное число фотографий, которые в последствии можно комментировать и обсуждать. Выкладывая свои фотографии и работы, авторы легко привлекают внимание к своей деятельности. Находят не только старых знакомых, но и друзей по интересам. Иногда получают предложения по работе. Также социальная сеть позволяет обмениваться опытом. Весьма популярной является группа под названием “КРЕАТИВ!!!!”12. Помимо перечисленного, группа также позволяет творческим людям продать свои работ, приобрести необходимый для работы материал. Группа насчитывает почти 9 тысяч участников.

Писатели

Для привлечения внимания к своим литературным работам, некоторые писатели предпочитают оформлять свою страницу в экстравагантном, шокирующем стиле. Такие люди пользуются небывалой популярностью в сети, поскольку вызывают интерес, массу споров, критики и главное – желание больше узнать о том, что представляет собой человек. И люди не ленятся читать рассказы и эссе, выложенные в заметках, затем непременно оставив свой комментарий. Появись книга никому неизвестного автора на полках магазина – никто не обратил бы на нее внимание, ведь сейчас так много популярных авторов, бестселлеров, раскупающихся влет. Раскрученные имена у всех на устах. А социальные сети позволяют завоевать популярность людям, у которых нет средств на дорогостоящую “раскрутку”. Все что нужно – оформит персональную страницу поинтереснее, разместить какие-либо необычные фотографии и люди не смогут не задержаться на такой странице. Популярность неординарных людей растет с космической скоростью.

В результате, своей цели добиваются и отдельные личности, и целые организации. Ставка делается не на количество затраченных средств, а сугубо на фантазию создателей. В зависимости от цели, которую они преследуют можно изобретать все новые и новые средства привлечения внимания, находить разнообразные способы заинтересовать людей.
Однако у социальных сетей есть и свои недостатки. Прежде всего, никто не гарантирует сохранности выложенных в сеть материалов. Работу могут присвоить себе другие люди. Нередки случаи, когда без разрешения автора, пользователи сети присваивают себе фотографии, размещают их на своих страницах. Но хуже всего приходиться музыкантам, затратившим огромное количество сил и времени на написание композиции, которую попросту можно украсть со страницы или, что еще хуже, начать исполнять от своего имени. Ведь человек, обладающий, скажем, материальными возможностями для того, чтобы записать песню в хорошей студии, снять дорогой клип, но лишенный музыкального таланта, может присвоить себе чужие тексты и музыку и завоевать популярность. Иной раз бывает очень трудно доказать, кто является настоящим автором музыкальной композиции или литературного произведения. В любом случае, на это уйдет длительное время.

Кроме того, в социальной сети не трудно наткнуться на обман. Некоторые люди выдают себя не за тех, кем являются на самом деле. Никогда нельзя быть уверенным, например, что деньги, перечисленные на лечение больных бездомных зверей, пойдут по назначению, что турфирма обеспечит хороший отдых, что косметические средства, предоставляемые салоном красоты, не окажутся поддельными, что одежда, которую ателье берется сшить на заказ, не окажется купленной на ближайшем рынке. Нельзя безоговорочно верить людям, с которыми знакомство завязалось в социальной сети.



Эффективность PR в социальных сетях

Однако возникает совершенно правомочный вопрос – почему на концерт одной музыкальной группы рвутся сотни поклонников, тогда как другая группа не может собрать и десяти человек? Почему на счета одной благотворительной организации стабильно перечисляют немалые суммы денег, позволяющие организации процветать, в то время как иную организацию, преследующую те же самые цели, желающих поддержать не находится? Как получается, что в одни салоны красоты записываются за несколько недель, а другие банкротятся из-за отсутствия клиентов? Чтобы дать ответ на эти важные вопросы проанализируем деятельность успешных и неуспешных пользователей социальной сети.

Всегда нужно помнить, что группы или отдельные страницы в социальной сети разрабатываются не для самого создателя, а для аудитории, которую нужно заинтересовать, завоевать и удержать. Важно, чтобы каждый человек верил, что эта группа ему интересна и нужна. Задача создателей – убедить в этом свою аудиторию.

На мой взгляд, одним из ключевых факторов “завоевания сердец аудитории” является создание положительного имиджа группы или страницы, доброжелательной атмосферы. Люди должны знать, что мнение и желание каждого очень важно и значимо, что ни один вопрос или комментарий не останется без внимания. Даже музыканты рок группы, играющие довольно агрессивную музыку, при общении с поклонниками или просто заинтересовавшимися людьми очень вежливы и открыты. Еще М. Сервантес писал, что “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость”. Даже на резкую критику музыканты реагируют весьма корректно, на вопросы дают развернутые и подробные ответы, стараются выполнять просьбы поклонников, например, – выложить текст или перевод песни или аккорды композиций. Всегда благодарят за теплые отзывы, давая понять каждому, что их мнение важно для музыкантов. Таким образом, люди, участвующие в обсуждениях в социальной сети, чувствуют свою значимость, у них появляется желание заходить на эту страницу, оставлять комментарий, ходить на концерты, чтобы быть в курсе событий, обсуждать и делиться впечатлениями. Безусловно, огромную роль играет и талант музыкантов, однако на первых парах им необходимо рассказать о своем творчестве как можно более широкому кругу людей, привлечь и удержать поклонников, являющихся членами групп в социальных сетях. Если музыканты начнут грубить, оскорблять или позволять себе резкие высказывания в адрес членов групп, велика вероятность того, что вскоре у людей пропадет всякое желание поддерживать этих музыкантов. Также отталкивающими являются призывы некоторых музыкантов: “Все на мой концерт! Мне нужна поддержка!”. Подобные высказывания воспринимаются аудиторией, как обязанность бросить все свои дела и купить билет на концерт. Они не вызывают ни желания поддержать музыканта, ни ознакомиться с его композициями. Делается вывод, что концерт не для того, чтобы люди хорошо провели время, послушали новую музыку, а исключительно для блага артиста. Такими призывами музыканты находят не более 15 – 20 желающих сходить на концерт. Отсюда можно сделать вывод, что чем выше репутация у группы социальной сети, тем больше вероятность вступления в нее новых членов.

Сотрудники успешных салонов красоты не жалеют времени, чтобы изучить фотографии потенциального клиента и подобрать новый имидж, подробно рассказать о заинтересовавшей человека процедуре; а иногда даже советуют человеку не делать ту или иную процедуру, поскольку она может повредить тонкие волосы или ногти. Это способствует установлению контакта с клиентом, повышению доверия. Те группы, где игнорируются вопросы заинтересовавшихся посетителей страницы или ответы заключаются в короткой фразе – “ищите ответ в такой-то теме, это уже обсуждалось ранее”, не развиваются, число участников невелико.

Туристические фирмы часто “засылают” своего агента в обсуждения какой-либо темы. Задача этого агента – заинтересовать аудиторию своим красочным рассказом о “шикарных условиях, роскошных номерах, вкусной кухне, теплом море, приемлемых ценах”. Подбрасывая все новые и новые интересные подробности о своем отдыхе и делясь яркими впечатлениями, агент подогревает интерес и желание людей воспользоваться услугами данной турфирмы, и так же незабываемо провести время. Совершенно недопустимыми являются недовольные и гневные отзывы о работе данной турфирмы, поскольку могут привести к резкому снижению числа участников группы, а, следовательно, и потенциальных клиентов. Поэтому создателям групп в социальных сетях нужно постоянно мониторить ситуацию.

Что касается благотворительных организаций, то здесь людям очень важно видеть результат, осознавать, что те средства, время которые они потратили, чтобы помочь организовать праздник детям-сиротам или сделать операцию больному животному пошли именно на эти цели и дали свои результаты. Вряд ли человек еще раз пожертвует что-либо той организации, которая будет закрыто распоряжаться имеющимися у нее ресурсами, никак не демонстрируя плоды своей деятельности.

Таким образом, можно выработать ключевые принципы, которые помогут сделать PR в социальных сетях успешным:



  • Вежливость и открытость

  • Создание положительного образа

  • Доброжелательная атмосфера

  • Отчет о проделанной работе

  • Постоянный мониторинг ситуации

Безусловно, эти принципы не являются гарантией или секретом успеха, кроме них создателям групп и страниц в социальных сетях необходимо будет проявить фантазию и немало изобретательности для привлечения и удержания как можно большего числа участников. Однако отсутствие этих простых принципов при организации PR деятельности в соцсетях, негативно скажется на дальнейшей работе и на достижении успеха. Они помогут избежать многих трудностей, с которыми предстоит столкнуться пользователям социальных сетей.



Заключение

Социальные сети уже набрали и продолжают набирать все большую популярность в России. Все чаще в СМИ появляется информация о них, все больше внимания им начинают уделять различные исследователи. Совершенно очевидно, что их значение в современной жизни возросла. Поэтому они не могут не оказывать влияния на некоторые события и процессы в жизни общества. Возможно, в скором времени столь бурный интерес к ним ослабнет, но на сегодняшний день не следует недооценивать их роли в жизни современного человека.



Социальные сети являются не только удобным средством общения, обмена информацией, фотографиями, видеороликами, но и замечательным pr-инструментом, который позволяет, не затрачивая никаких материальных средств, рассказывать миру о себе, рекламировать результаты своего труда, как в случае с музыкальными исполнителями, или предоставляемые услуги, как в случае с туристическими фирмами, салонами красоты и ателье. Социальные сети представляют интерес как для отдельных индивидов, так и для мелких компаний, имеющих не очень большой, но достаточный для их нормального функционирования, круг постоянных клиентов.


Источники:



http://www.social-networking.ru/history/

http://netcreative.com.ua/?page_id=17

http://www.rian.ru/spravka/20080731/115343443.html

http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=7b442c2d-5c38-4a73-b8ff-d6b8066de096

http://www.problog.ru/2008/07/browsers-stats.php

http://www.openspace.ru/society/world/details/3098/

http://news.google.ru/news

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D1%82%D1%8C

http://yavkontakte.ru/spisok-socialnyx-setej.html


1 http://ru.wikipedia.org


2 http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=7b442c2d-5c38-4a73-b8ff-d6b8066de096

3 http://ablohin.ru/357

4 http://www.myspace.com/anothermaskband

5 http://vkontakte.ru/club147315

6 http://community.livejournal.com/anothermask

7 http://vkontakte.ru/club543893

8 http://vkontakte.ru/club1145103

9 http://vkontakte.ru/club1250282

10 http://vkontakte.ru/club617696

11 http://vkontakte.ru/club377133

12 http://vkontakte.ru/club320817


Смотрите также:
Занятие по теме: «Продвижение информации о политических партиях и депутатах в социальных сетях: задачи, сроки, показатели эффективности. Воздействие политической рекламы на молодежь в социальных сетях»
42.14kb.
1 стр.
Возможности pr в социальных сетях (2009)
232.33kb.
1 стр.
Анализ деятельности специальных групп в социальных сетях в период с 12 по 17 января 2012 год
78.9kb.
1 стр.
Нотариусы края будут консультировать жителей в социальных сетях
12.51kb.
1 стр.
Исследование алгоритмов маршрутизации в беспроводных сетях
74.2kb.
1 стр.
Выборы 2011-2012 гг в новостях федеральных каналов и в социальных сетях: проблема расхождения информационной «повестки дня»
1362.87kb.
8 стр.
Методы расчета потерь электроэнергии в электрических сетях 0,38 кВ
109.36kb.
1 стр.
Кумиры молодежи
10.26kb.
1 стр.
Политические события в социальных сетях. День за днем. 16 января 2011 На странице «Новой Газеты»
16.11kb.
1 стр.
Дорогие друзья!
16.91kb.
1 стр.
Проблемы передачи данных в сетях мобильной связи
22.99kb.
1 стр.
Рекламная кампания Бизнес Серфинг Школы в блогах, социальных сетях и видеосервисах
26.46kb.
1 стр.