Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1
План.
1. Аннотация. Автор: Кузнецова Людмила Владимировна, преподаватель дисциплин «Математика» и «Информатика и ИКТ» ГБОУ СПО «КЧ СХТ» Методическая разработка содержит 17 страниц. В методической разработке рассмотрена технология применения карт памяти в учебном процессе, описаны психологические основания метода интеллект - карт, показаны возможности карт ума, даны полезные советы по их составлению, приведён краткий анализ некоторых программ по созданию катр памяти и показано практическое применение карт ума на уроках «Информатики и ИКТ». Каждый преподаватель, ознакомившись с предложенным материалом, может свободно применять метод построения карт памяти на своих уроках. 2. Вступление. Каждому человеку хочется добиться успеха в жизни. Успех складывается из множества составляющих, а в условиях современного общества, успех во многом определен качеством и количеством имеющейся у каждого из нас информации. Знание и информация – это новый вид капитала, способный расширять границы человеческих возможностей. Современное информационное общество ставит перед образованием серьезные задачи. Выпускник должен не просто иметь определенный багаж знаний, он должен гибко адаптироваться в меняющемся мире, он должен грамотно работать с информацией, уметь устанавливать различного рода коммуникацию, самостоятельно критически и творчески мыслить, генерировать новые идеи. Основу этих требований составляет информационная культура личности. Как научить студента быть грамотным носителем и потребителем информации, которой становится все больше, а усваивать ее все труднее? Что такое информационная культура и компетентность? Это понятие тесно связано с двумя другими. Основы информационной компетентности невозможно сформировать, не уделяя внимания ее базовым компонентам: языковой и коммуникативной компетенциям. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, языковых норм, его устройства и функционирования. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе. Информационная компетентность - это есть набор знаний, умений и навыков поиска, отбора и представления информации, необходимой для решения учебных и практических задач. На сегодняшний день известно множество методов и приемов для формирования указанных выше компетенций. Мне хотелось бы обратиться к одному из современных способов, а именно: методу карты памяти. В традиционной педагогике педагог всегда выступал в роли единственного активного участника процесса обучения, он же осуществлял единоличный контроль, он же осуществлял отбор учебной информации. В настоящее время необходим иной подход. Обучающийся должен стать главной фигурой: активной, познающей, деятельностной. И, на мой взгляд, цель обучения с позиции преподавателя состоит в том, чтобы сделать обучающегося способным развиваться дальше без его помощи. Из этого следует, что ключевыми задачами обучения являются:
Карта памяти как метод формирования информационной, языковой и коммуникативной компетенций способна решить все эти задачи. Психологической основой метода карты памяти является ассоциативное мышление. Сама карта памяти, с точки зрения ее создателей, есть модель работы нашего мозга. Мозг человека – это многоканальная система обработки и хранения информации, в которой объекты связаны нитями ассоциаций с другими объектами, а те в свою очередь с третьими и т.д. Достаточно воспроизвести в памяти один объект этой информационной карты, и он цепочкой потянет за собой десятки взаимосвязанных фактов, событий, ощущений. Так возникает многомерное ассоциативное мышление, которое позволяет видеть не просто объект окружающего мира сам по себе, а во взаимосвязи с другими объектами. Это и есть принцип работы карты памяти. Интеллект-карты (в оригинале Mind maps ) это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Тони Бьюзен (Tony Buzan) - автор и образовательный консультант, родился в 1942 году в Лондоне. Он является сторонником методики «карт ума» и ментальной грамотности. В 1964 году Тони получил двойной диплом с отличием в области психологии, английского языка, математики и общих наук в Университете Британской Колумбии. Т. Бьюзен наиболее известен благодаря своей книги «Научите себя думать», в которой делается акцент на мнемонические системы и методики «карт ума». Тони Бьюзен создал свое собственное программное обеспечение для поддержки создания «карт ума» под названием iMindMap в декабре 2006 года. После создания серий для ВВС в 1970-х годах, многие его идеи были воплощены в пять книг, среди которых «Используйте свою память», «Усовершенствуйте свою память», «Научите себя думать», «Учебник быстрого чтения» и «Книга по «картам ума». В общей сложности Тони является автором и соавтором более 100 книг. Большая часть его преподавательской деятельности в целом делится на: общее понимание широких возможностей и потенциалов мозга и его функций, навыки памяти, навыки чтения, творческий подход, и как функция головного мозга может быть улучшена в пожилом возрасте. Будучи популярным психологическим автором, Тони Бьюзан писал на темы, касающиеся мозга, духовного интеллекта, памяти, креативности и скорости чтения. Он является основателем и президентом «The Brain Foundation» и «Mind Sports Olympiad». Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством карт памяти и устройством человеческого мозга. Сам нейрон мозга выглядит как мини-интеллект-карта.1 В своей методической разработке я хотела бы продемонстрировать возможность применения карт ума на уроках Информатики и ИКТ.
Наше время требует от человека умения обрабатывать невероятно большой объём информации, думать стратегически и придумывать новые решения. К сожалению, для достижения этой цели мы чаще всего пользуемся старыми методами и моделями мышления. Текст, таблица, список, диаграмма - проверенные временем формы, к которым мы привыкли, но и они на данном этапе развития общества не позволяют охватить какой-либо вопрос с разных точек зрения, комплексно. Актуальность использования технологии визуализации информации несомненна. Исследования педагогов-психологов говорят о том, что около 85 % населения земного шара – визуалы2. В результате возникла необходимость в применении технологии, позволяющей задействовать несколько репрезентативных систем. Репрезентативная система - понятие нейролингвистического программирования, означающее преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира. Различают следующие репрезентативные системы:
Технология визуализации направлена на более полное и активное использование природных возможностей студентов за счёт интеллектуальной доступности подачи учебного материала. Учитывая специфику и возможности учебного предмета Информатика и ИКТ, выбор остановился на одном из средств визуализации информации – интеллект-картах. Интеллект-карта является графическим выражением процесса ассоциативного мышления, отправной точкой служит центральный образ, от которого во все направления расходятся лучи. Над лучами указываются ключевые слова или рисуются образы, соединённые между собой. 2) Психологические основания метода интеллект-карт. Метод интеллект-карт был предложен американским учёным и бизнесменом Т. Бьюзеном. Перевода на русский язык слов «mind maps» не существует. Буквально слово mind означает ум, а слово maps - карты. Другие варианты – «карты разума», «интеллект-карты» или «карты интеллекта», «карты сознания», «ментальные карты», «карты памяти», «карты представлений», «умственные карты и т. д. В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин «интеллект-карты», хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций. Процесс построения интеллект-карт по-английски обозначается словом «mindmaping», которому ещё сложнее подобрать русский короткий эквивалент. Однако в настоящее время уже сложилась традиция не переводить это слово на русский язык, а записывать его с помощью кириллицы, но в английской транскрипции - майндмэпинг. В основе майндмэпинга лежит теория радиантного мышления, предложенная Т. Бьюзеном. Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: «Что происходит в мозге, когда человек жует сочную гpушу, наслаждается ароматом цветов, слушает музыку, наблюдает за течением воды в ручье, обнимает любимого человека или просто вспоминает о пережитом? Каждый бит информации, поступающей в мозг, - каждое ощущение, воспоминание или мысль (включая каждое слово, число, вкус, запах, линию, цвет, ритмический удар, ноту, тактильное ощущение от прикосновения к объекту) - может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллиона «крючков». Каждый «крючок» представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. Количеств использованных ассоциаций, можно считать тем, что называют памятью, т. е. базой данных или архивом... В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит «информационные карты», сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть». Среди традиционных способов обработки информации Т. Бьюзен предпочитает выделять конспектирование как наиболее распространённый приём упорядочивания и сохранения текстовой информации. Но в то же время он утверждает, что: «Стандартное конспектирование демонстрирует почти полное отсутствие:
И оно же «ведет к неоправданным потерям времени, а именно:
Выделению ключевого слова ассоциативной цепи Бьюзен придаёт едва ли не главное значение. Ассоциация – это связь в памяти, когда вслед за одним в голове человека без обоснований появляется другое. Например, ИНФОРМАТИКА – компьютер – Интернет – диск- «флэшка» - мультимедиа – звук – презентация и т.п. 3) Возможности карты памяти. Карта памяти позволяет без труда вспомнить детали, поскольку их организация отражает естественную деятельность мозга. Карты памяти можно использовать при обучении, планировании и в организационной деятельности. Она позволяет генерировать оригинальные идеи и облегчает процесс воспоминания. Такой подход требует меньше усилий по сравнению с традиционными методами конспектирования. Ведение записей здесь осуществляется в менее напряженном творческом режиме. Большинство людей для хранения информации, создавая образы, воспроизводит их в памяти в виде картинки по центру и часто в цвете. Именно так информация хранится в мозге. Создание карты памяти построено на этом принципе, конспект начинается в центре и ведется с помощью знаков, символов, рисунков разным цветом и шрифтом. Карту памяти можно использовать при планировании, проведении мозгового штурма, ведении заметок, записи лекции, работы с текстом.
Карта памяти позволяет:
Карта памяти:
4) Практическое применение в учебном процессе. Карту памяти можно использовать при изучении нового материала во время самостоятельной работы студентов по учебнику и другим источникам информации, а также во время объяснения или лекции преподавателя. Карту памяти можно использовать для проведения обобщения по теме и контроля за усвоением и пониманием материала, за полнотой восприятия информации, за установлением связей, за умением сворачивать и разворачивать информацию.
Преподавателю такая форма экономит время, а студентам карта памяти служит опорой. Опробовав в своей деятельности эту форму работы, увидела преимущества данного способа обработки информации. Так, например, со студентами 10 группы были проведены уроки по темам «Виды профессиональной информационной деятельности человека» и «Компьютерные вирусы» с построением карт памяти. http://animashki.kak2z.org/category.php?cat=21&pn=0 АНИМАШКИ ЛИНИИ!!!!!! МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КИНЕЛЬ-ЧЕРКАССКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
Формируемые компетенции: учебные, информационные и коммуникативные. Тип урока: урок изучения нового материала. Вид: комбинированный урок. Методы обучения: беседа; запись основных понятий и определений; построение карт памяти; самостоятельная работа студентов в малых группах. Студенты должны: знать: виды профессиональной информационной деятельности человека; уметь: составлять карты памяти. Учебно-наглядные пособия: микроплакаты «Примеры карт памяти»; пособие «Правила построения карт памяти». Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи: Информатика и ИКТ. Ход урока: 1. Организационный момент (1 мин.)
2. Актуализация опорных знаний (2 мин.)
3. Сообщение темы занятия (2 мин.) Мотивация учебной деятельности. Все люди в своей жизни занимаются информационной деятельностью (получают письма, читают книги, хранят фото- и видеоархивы, разговаривают по телефону, решают задачи, разгадывают кроссворды и т. п.); для многих она является профессиональной. Тысячелетиями предметами труда людей были материальные объекты. Все орудия труда от каменного топора до первой паровой машины, электромотора или токарного станка были связаны с обработкой вещества, использованием и преобразованием энергии. Вместе с тем человечеству всегда приходилось решать задачи управления, накопления, обработки и передачи информации, опыта, знания. Возникали группы людей, чья профессия связана исключительно с информационной деятельностью. В древности это были, например, жрецы, летописцы, затем - ученые и т. д. И, сегодня, на уроке мы с вами рассмотрим различные виды профессиональной информационной деятельности человека, а, для оптимизации урока и для того, чтобы материал для вас оказался интересным и запоминающимся я познакомлю вас с картами памяти. 4. Изучение нового материала (40 мин.)
5. Самостоятельная работа студентов (40 мин.)
6. Рефлексия (2 мин.) Анализ работы студентов в малых группах – защита карт памяти. 7. Задание для внеаудиторной самостоятельной работы - 8. Домашнее задание - конспект урока. Полезные сайты:
Преподаватель: Кузнецова Л. тВ. 5) Законы построения интеллект-карт. В основе построения интеллект-карт лежат лежат шесть законов, соблюдение которых в процессе построения интеллект-карты, позволяет наиболее полно и всесторонне представить комплекс ассоциаций, связанных с центральным понятием. Т. Бьюзен делит законы на две группы: законы содержания и оформления; законы структуры. Законы содержания и оформления формулируются следующим образом:
Законы структуры сводятся к двум императивам:
Для использования эмфазы предлагаются следующие рекомендации:
Второй закон, касающийся необходимости ассоциирования, Т. Бьюзен дополняет следующими рекомендациями:
Третий закон ясности в выражении мыслей раскрывается с помощью следующих положений:
Т. Бьюзен подчёркивает: «Пусть вашей интеллект-карте не хватает ясности или привлекательности, она по-прежнему является точной записью мыслительных процессов, происходивших у вас в мозгу во время её составления»4. ![]() 6) Руководство по составлению карт памяти.
7) Программное обеспечение и сетевые ресурсы для создания карт памяти. Для создания карт памяти помимо бумаги и карандаша, можно использовать специальное программное обеспечение и сетевые сервисы. ![]()
Типы карт:
Программы для построения карт:
Сетевые сервисы создания карт памяти:
Полезные ссылки по теме:
Информация по построению карт памяти:
4. Заключение. Структурирование информации, выделение опорных понятий, тезисов, моделирование взаимосвязей между ними способствует лучшему усвоению и запоминанию. Для этой цели отлично подходят карты знаний (они же, карты памяти, карты ума, ментальные карты и т.п.). Карты знаний хорошо «работают» на этапе актуализации знаний, в ходе самостоятельной работы с учебником, при проверке первичного усвоения, в ходе работы над проектом. Метод создания интеллектуальной карты может стать основным на протяжении всего урока при условии совместного коллективного создания карты. А может быть отдельным этапом на стадии вызова или рефлексии, способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. Карта памяти выступает альтернативой традиционным способам обработки и передачи информации (конспектам, кратким записям, схемам и т.п.) Эта альтернатива более продуктивна, так как имеет естественную психологическую основу, а главное превращает студента в активного создателя собственного знания. Преподавателю, применяющему метод карты памяти необходимо учитывать, что данный метод нужно регулярно использовать в работе на уроке. Только тогда они помогут студентам легче учиться, а преподавателю лучше учить. Карта памяти становится алгоритмом рассуждения и доказательства, всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Обычная наглядность может ожить и заговорить. В 2011/2012 учебном году я провела всего 2 урока, на которых студенты строили карты памяти, но и этот маленький опыт показал преимущество их использования: 1) студентам было интересно и увлекательно рисовать карты; 2) создавая карту памяти по теме, студенты создавали тем самым конспект урока, по которому можно легко приготовиться к следующему занятию; 3) студенты, работая в малых группах, учатся сотрудничать друг с другом, для достижения совместных целей; 4) оценки за урок были выставлены всем студентам и все они были положительные. На будущий учебный год работа над применением карт памяти в учебном процессе будет продолжена. 5. Используемые источники информации.
1 http://www.koob.ru/toni_buzan/ 2 http://7я.net/forum/thread14.html 3 ВикипедиЯ 4 Т. Бьюзен - Супермышление. Смотрите также: Руководство по составлению карт памяти. Программное обеспечение и сетевые ресурсы для создания карт памяти
216.73kb.
1 стр.
Система Fargo dtc4500
136.41kb.
1 стр.
Запись цифровых фото и видео с карт памяти
40.95kb.
1 стр.
20 сервисов по созданию карт для самоконтроля
27.53kb.
1 стр.
«Географическая карта-особый источник информации»
66.97kb.
1 стр.
Оптимизация подсистемы памяти ядра ос linux для вк эльбрус-3s с поддержкой numa
33.17kb.
1 стр.
П. Ф. Лесгафта г. Санкт-Петербург Л. А. Заварухина информатика (лекции) Санкт-Петербург 2009 Содержание лекция
594.84kb.
4 стр.
Программное обеспечение Гринстоун
415.6kb.
3 стр.
0. Аппаратные возможности нетбуков Asus pc-900/901/1000
24.63kb.
1 стр.
В туве начался прием заявлений от жителей на выдачу универсальных электронных карт
13.75kb.
1 стр.
Процессинговый центр «Premium Card»
159.21kb.
1 стр.
Программное обеспечение ЭВМ 209.58kb.
1 стр.
|