Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7 Авторские права принадлежат МНИИСЭПП. Публикация материалов только с его разрешения. МИНСКИЙ НИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ Аналитическая записка о результатах научно-исследовательской работы по теме «Промышленность г. Минска: состояние, перспективы развития, пути повышения конкурентоспособности и проблемы занятости населения» Минск, 2003 Оглавление Введение 4 1. Экономические показатели развития промышленности и ее отраслей 4 2. Оценка конкурентоспособности продукции промышленности и основные направления ее повышения 5 3. Роль промышленных предприятий в обеспечении занятости населения г. Минска 10 4. Роль промышленных предприятий в формировании бюджета 14 5. Состояние основных производственных фондов промышленности г. Минска и инвестиционные возможности их обновления 17 6. Влияние таможенного регулирования на деятельность столичных предприятий 20 7. Влияние государственной денежно-кредитной политики на финансовое состояние предприятий г. Минска 25 8. Государственная поддержка предприятий и проблемы определения ее эффективности 28 Выводы и предложения 31 ВведениеПромышленность – одна из ведущих отраслей экономики г. Минска. Она характеризуется большими масштабами производства, высокими темпами наращивания объемов производства продукции. Промышленные предприятия формируют значительную часть доходов бюджета города и от эффективности функционирования этой отрасли во многом зависят возможности столицы в выполнении намеченных социально-экономических программ и уровень безработицы в городе. В то же время для столичной промышленности, как и для всего реального сектора страны, свойственна тенденция к ухудшению финансового состояния, росту числа убыточных предприятий. Поэтому исследование проблем отрасли и выработка рекомендаций по повышению ее эффективности является актуальной и важной проблемой. Для разработки предложений по повышению эффективности функционирования столичной промышленности научным коллективом в составе доктора экономических наук А.И.Лученка (руководитель темы), члена-корреспондента НАН Беларуси В.А.Бобкова, доктора социологических наук А.В.Рубанова, кандидатов экономических наук О.С.Булко, М.В.Маркусенко, О.И.Румянцевой, О.Л.Шулейко, З.А.Антюфриевой, Л.С.Боровик, В.П.Ельсукова и других специалистов проведено исследование по теме «Промышленность г. Минска: состояние, перспективы развития, пути повышения конкурентоспособности и проблемы занятости населения».
1. Экономические показатели развития промышленности и ее отраслейПредприятия промышленности Минска производят почти четверть всего объема продукции республики. Уровень концентрации промышленности города (по объему и численности работников, приходящихся в среднем на одно предприятие) в 1,5–2 раза превышает аналогичный показатель по республике в целом. За девять месяцев 2003 г. выпуск промышленной продукции городскими предприятиями (без РУУП «Минскэнерго») вырос в сопоставимых ценах по отношению к аналогичному периоду за прошлый год на 8,9% при прогнозе 4,5–5%. При этом 76,8% столичных промышленных предприятий увеличили объемы производства. На протяжении анализируемого периода (1990–2003 гг.) промышленность Минска развивалась более высокими темпами, чем отрасль в целом по республике. Удельный вес Минска в общереспубликанском объеме потребительских товаров увеличился до 46% в 2003 г. Объем товаров, экспортируемых столичными предприятиями, достиг почти 35% от общего экспорта промышленности республики. При этом в общем объеме экспорта г. Минска в последние годы возрастает экспорт товаров в страны дальнего зарубежья, в основном за счет продукции машиностроения. Вместе с тем для промышленности Минска, как и республики, характерны низкая конкурентоспособность, высокая изношенность основных фондов, ухудшение финансовых показателей. По сравнению с 1990 г. рентабельность промышленной продукции снизилась почти в 2 раза. За январь–август 2003 г. она составила 9,9% по сравнению с 11% за соответствующий период 2002 г. Запасы готовой продукции в целом по промышленности города выросли за девять месяцев 2003 г. в сопоставимых ценах на 24,8%. При этом соотношение запасов готовой продукции к среднемесячному объему производства составило 82,1%. На 1 октября текущего года на складах минских предприятий находилось значительное количество нереализованной продукции: стиральных машин на 3,4 месяца производства, консервов – на 3,2, шерстяных тканей – на 3,1, автобусов – на 2,9, трикотажных изделий – на 2,7, станков металлорежущих – на 2 месяца и т.д. Более 16% предприятий – убыточные (по сравнению с 15,4% к соответствующему периоду прошлого года). Наиболее высок удельный вес таких предприятий в лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной (33,3%) и легкой (25%) промышленности. В развитых зарубежных странах убыточные предприятия в их общем количестве не превышают уровень 5%. Сдерживать убыточность помогает эффективный механизм банкротства. Если сегодня правительство не предпримет шагов, направленных на снижение убытков, то можно прогнозировать сложную ситуацию: на конец 2003 г. число убыточных предприятий Минска превысит 30%-ный рубеж, а в 2004–2005 гг. и 50%-ный, что приведет к серьезным экономическим и социальным последствиям. 2. Оценка конкурентоспособности продукции промышленности и основные направления ее повышенияВ 2003 г. Минским НИИ социально-экономических и политических проблем проведено анкетирование руководителей минских предприятий, в которое был включен вопрос об оценке ими конкурентоспособности своей продукции. Результаты анкетирования показали, что 24,6% государственных предприятий и 12,5% частных считают, что уровень конкурентоспособности их продукции выше аналогов конкурентов, а 70,2% государственных и 75,0% частных субъектов хозяйствования предполагают, что их продукция находится на уровне аналогов конкурентов. К основным достоинствам своих товаров респонденты относят: низкую цену (государственные предприятия – 41,8%, частные – 50,0%), высокие потребительские свойства (соответственно 67,3% и 42,1%), высокое качество гарантийного и постгарантийного обслуживания (соответственно 16,4% и 26,3%). При этом мнения о работе по повышению конкурентоспособности продукции практически разделились поровну: такую работу считают достаточной 45,6% государственных и 43,2% частных предприятий, скорее недостаточной – соответственно 49,1% и 45,9%. Приведенные данные свидетельствуют о том, что на предприятиях конкурентоспособность собственной продукции оценивается достаточно высоко. Однако оценка руководителями предприятий конкурентоспособности собственной продукции не соответствует другим, более объективным данным. В Программе структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, разработанной Министерством экономики в 2003 г., отмечено, что по большинству отраслей промышленности достигнутый уровень конкурентоспособности не превышает 1/3 мирового аналога. Парадокс несоответствия общепринятой оценки конкурентоспособности продукции белорусских предприятий и респондентов социологического опроса объясняется их ответами на вопрос: на каких рынках продукция вашего предприятия конкурентоспособна? Как оказалось, 91,2% государственных предприятий и 90,0% частных продают свою продукцию в Беларуси; 63,2% государственных и 50,0% частных предприятий – в России. И только 18,3% государственных предприятий и 7,5% частных способны продавать свою продукцию в промышленно развитых странах. Таким образом, преобладающая часть промышленных предприятий Минска придерживается стратегии работы на относительно защищенном от внешнего воздействия белорусском рынке, предпочитая не входить в зоны более жесткой конкуренции на развитых западных рынках. Основными причинами, мешающими повышать конкурентоспособность продукции, названы: несовершенство налоговой, таможенной политики; наличие старого оборудования; отсутствие продуманной маркетинговой политики; высокие издержки и цена. В то же время отсутствие прогрессивных технологий, недостаточное финансирование НИОКР, низкий квалификационный уровень персонала предприятия не кажутся руководителям предприятий определяющими факторами. Иначе говоря, руководители предприятий плохо представляют, что именно эти факторы в рыночной экономике обычно и предопределяют конкурентные преимущества продукции. В то же время только от 43 до 57% государственных и частных предприятий имеют годовые и более долгосрочные программы повышения конкурентоспособности.
Финансовое состояние большинства промышленных предприятий города с каждым годом ухудшается, в результате чего многие из них не имеют возможности для осуществления не только расширенного, но и простого воспроизводства. Получение долгосрочного кредита в отечественных банках связано со сложностями в силу низкой платежеспособности предприятий. Привлечение иностранных инвестиций в ряде случаев также оказывается проблематичным в связи с выдвижением ряда неприемлемых условий (сохранение рабочих мест, вложение средств в поддержание социальной инфраструктуры и т.п.). Поэтому большинство столичных предприятий промышленности, особенно те, у которых преобладают устаревшие производственные фонды и нет средств для технического перевооружения, имеют мало шансов противостоять в конкурентной борьбе и на внутреннем, и на внешнем рынке. С учетом этого, Управлению промышленности Комитета экономики Мингорисполкома совместно с Министерством промышленности Республики Беларусь и администрациями районов было бы целесообразно разработать специальный комплекс мероприятий по обновлению производственной базы предприятий. О целесообразности создания кластеров родственных отраслейПри модернизации минских предприятий на новой технологической основе предлагается создавать так называемые кластеры* родственных конкурентоспособных отраслей. Создание конкурентоспособных кластеров родственных отраслей и производств может быть осуществлено по ряду направлений. Первое направление – выбор отраслей и производств-мультипликаторов, реструктуризация которых на новой технологической основе потянет за собой другие отрасли. Так, обследование минских предприятий показало, что они ориентируются преимущественно на закупку сырья и комплектующих изделий иностранных поставщиков несмотря на то, что Беларусь располагает аналогичными производствами. Это связано с тем, что цена и качество комплектующих часто не позволяют выпускать конкурентоспособную продукцию. Например, «Милавица» закупает ткани и фурнитуру только у иностранных поставщиков, хотя в Могилеве налажено производство по выпуску подобного рода продукции. Однако она не имеет надлежащего качества из-за низкой технологической оснащенности производства. Отсюда можно сделать вывод: для повышения конкурентоспособности продукции «Милавицы» следует повысить качество продукции смежных белорусских предприятий. Для реализации данного направления Управлению промышленности Комитета экономики Мингорисполкома необходимо определить ведущие предприятия, которые в качестве комплектующих преимущественно используют продукцию минских (белорусских) предприятий. Именно предприятиям выбранной цепочки Мингорисполком может предоставлять льготы по местным налогам, оказывать помощь в поиске инвесторов, содействовать рекламе их продукции и т.п. Повысив технический уровень производства не только головного предприятия, но и поставщиков, можно повысить уровень конкурентоспособности производимых в столице товаров. Второе и третье направления образования конкурентоспособных кластеров родственных отраслей и производств – создание вертикально и горизонтально интегрированных структур на основе включения промышленных предприятий в иностранные транснациональные корпорации. Отечественные родственные предприятия могут создавать, вероятно, только горизонтальные интегрированные структуры. В связи с этим Комитету экономики и юридическим службам Мингорисполкома целесообразно оказывать содействие в организации более крупных интегрированных структур из белорусских (минских) предприятий. Как правило, при этом снижаются издержки производства, предприятия договариваются о разделе внешних рынков сбыта, что приводит к повышению конкурентоспособности. Внедрение новых технологийРуководители многих промышленных предприятий города необъективно оценивают проводимую ими работу по освоению новых видов продукции. Согласно проведенному опросу, созданием новых видов потребительских товаров занимаются 65,5% государственных и 53,8% частных предприятий. В действительности же в 2002 г. удельный вес новой продукции в промышленности столицы составил всего 4,05% (табл. 2.1). Таблица 2.1. Удельный вес новой продукции в общем объеме производства, %*
*Данные Управления промышленности Мингорисполкома. На государственных предприятиях реально занимаются адаптацией существующих технологий, но не разработкой новых. Таким образом, хотя по анкетам картина с инновационной деятельностью на минских предприятиях выглядит вполне благополучной, ситуация выглядит иначе. Как известно, в экономике республики используется 5,2% высоких технологий и 15,8% новых от их общего количества, в промышленности – соответственно 2,3 и 10,4%. При таком объеме новых технологий и инновационно-активных предприятий заведомо невозможно выпускать принципиально новую и наукоемкую продукцию. По этой причине проблема повышения инновационной активности минских предприятий – одна из главных в рассматриваемом комплексе проблем. Что в данном случае может сделать Мингорисполком? На наш взгляд, он может влиять на целенаправленное инновационное научно-промышленное сотрудничество предприятий города. Поддержка инновационного научно-промышленного сотрудничества промышленных предприятий должна стать одним из важнейших направлений в стратегическом развитии города. Она может осуществляться за счет:
Инновационное развитие современной мировой экономики происходит главным образом за счет небольших фирм, основанных на высоких технологиях. За рубежом, в том числе в России, осуществляется целенаправленная поддержка венчурных инновационных фирм. Например, в Москве государственная поддержка субъектов малого предпринимательства города в сфере материального производства, науки и высоких технологий является одним из важнейших направлений деятельности органов исполнительной власти. В целях повышения конкурентоспособности промышленности Минска мы бы рекомендовали Мингорисполкому оказывать постоянное содействие развитию инвестиционного и венчурного предпринимательства. Возможно, следует изучить вопрос о целесообразности создания городского центра инноваций и высоких технологий. Этот центр мог бы:
Смотрите также: «Промышленность г. Минска: состояние, перспективы развития, пути повышения конкурентоспособности и проблемы занятости населения» Минск, 2003
542.39kb.
7 стр.
Программа «Содействие занятости населения городских округов г. Якутска и Жатай на 2011 год»
712.1kb.
5 стр.
Материалы по дополнительной теме для г. Минска: "Организация транспортного обслуживания в г. Минске. Проблемы и перспективы развития"
53.65kb.
1 стр.
Демографические процессы в якутии: проблемы и перспективы
200.75kb.
1 стр.
Черногория! Майские праздники! Авиа из минска!!! Мы выбрали для вас лучшее!!!
151.69kb.
1 стр.
Инновационно-инвестиционная составляющая устойчивого развития энергетики украины
260.72kb.
1 стр.
Анализ и состояние развития торговой отрасли
249.83kb.
1 стр.
Отчет о реализации Программы социально-экономического развития
2827.19kb.
25 стр.
Отчет I международной практической конференции «Трудоустройство выпускников-психологов: проблемы, опыт, перспективы»
26.07kb.
1 стр.
Государственное казенное учреждение Центр занятости населения Кузнецкого района Пензенской области
106.43kb.
1 стр.
Состояние, проблемы и перспективы развития мирового страхового рынка сборник материалов
4454.15kb.
64 стр.
Современное состояние и перспективы развития 237.85kb.
1 стр.
|