Главная
страница 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ И ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ


Возрастная анатомия, физиология и гигиена

050100.62 Педагогическое образование, профиль «Физическая культура, дополнительное образование (физкультурно-оздоровительная, спортивная и туристско-рекреационная деятельность)»,

050100.62 Педагогическое образование, профиль «Иностранный язык, второй иностранный язык (по выбору)»

050100.62 Педагогическое образование, История, Право

050100.62 Педагогическое образование, Начальное образование. Иностранный язык

Цели освоения дисциплины: дать будущему педагогу современные сведения о возрастных особенностях развивающегося организма, его взаимоотношениях с окружающей средой, а также дать знания о закономерностях, определяющих принципы сохранения и укрепления здоровья детей, что позволит в будущем организовать на научной основе процесс воспитательной работы с детьми различного возраста.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



1. Знать: строение и функции организма человека как единого целого, процессы проте­кающие в нем, механизмы его деятельности; общие закономерности роста и развития организма детей и подростков на разных этапах онтогенеза; анатомо-физиологические особенности детей в разные периоды их развития; особенности высшей нервной деятельности; причины и профилактику нарушений осанки, зрения; основные принципы сбалансированного и рационального питания и др.

2. Уметь: правильно организовывать и проводить занятия с учетом мер направленных на предупреждение раннего и чрезмерного утомления детей и сохранения их здоровья; осуществлять индивидуальный подход к детям, страдающим хроническими заболеваниями и имеющим отклонения в физическом развитии.

3. Владеть: информационно-коммуникативными здоровьесберегающими технологиями.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Практическое занятие № 1

Тема: Скелет туловища. Особенности строения позвоночного столба, грудины и ребер. Скелет поясов и свободных конечностей. Особенности строения и соединений. Движения в суставах


Материал и оборудование: скелет человека, наборы позвонков и других костей скелета туловища, конечностей, скелеты мужского и женского таза, плакаты и атласы по анатомии человека.

Краткое содержание работы, задания для студентов

Демонстрация и изучение строения позвонков, ребер, грудины, соединений костей туловища. Работа с муляжами и атласами. Зарисовать позвонки, на рисунке указать тело, дуги, позвоночные вырезки и отверстие, отростки, ямки. Демонстрация и изучение скелета поясов и свободных верхней и нижней конечностей. С помощью атласа и муляжей рассмотреть строение лопатки, ключицы, плечевой кости, а также костей предплечья и кисти, обратить внимание на их особенности. Изучить соединение ключицы с грудиной и лопаткой, плечевой и локтевой суставы, соединения костей кисти. Используя атласы и муляжи, рассмотреть тазовую кость, ее особенности, строение большого и малого таза. Изучить строение бедренной кости, костей голени и стопы. Провести сравнительную характеристику верхней и нижней конечностей. Описать движения в суставах поясов и конечностей, особенности строения в скелете конечностей в связи с прямохождением и приспособлением к труду.



Вопросы для коллективного обсуждения

Скелет туловища: позвоночный столб и грудная клетка. Особенности строения позвонка. Отделы позвоночника, их свойства, физиологические изгибы и их функциональное значение. Строение грудины и ребер. Особенности соединений костей туловища. Межпозвоночные соединения, соединения между затылочной костью и первыми шейными позвонками, соединения ребер с позвонками и др. Скелет поясов и свободных верхней и нижней конечностей. Строение и движение в суставах поясов и конечностей. Таз в целом, его особенности. Строения большого и малого таза. Особенности строения в скелете конечностей в связи с прямохождением и приспособлением к труду. Сравнительная характеристика верхней и нижней конечностей. Развитие костей скелета в филогенезе и онтогенезе. Возрастные изменения скелета.


Рекомендуемая литература

Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиоло-гия развития ребенка). – М.: AKADEMIA, 2003. – 412 с.

Курепина М.М. и др. Анатомия человека. – М.: Владос, 2002-2003 – 384 с.

Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. – М.: Учпедгиз, 1963. – 128 с.

Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 464 с.

Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Атлас анатомии человека. – М.: АПП Дангар, 2000. – 248 с.
Практическое занятие № 2

Тема: Кости мозгового и лицевого черепа. Череп в целом. Особенности строения и соединений костей черепа. Возрастные особенности черепа


Материал и оборудование: скелет человека, наборы костей черепа, модели черепа, атласы и плакаты по анатомии человека.

Краткое содержание работы, задания для студентов

Демонстрация и изучение костей мозгового и лицевого черепа. Используя атласы и муляжи, рассмотреть особенности строения затылочной, клиновидной, теменной, височной, лобной, решетчатой, небной и других костей, верхней и нижней челюсти. Составить таблицу, в которой будут перечислены описанные выше кости мозгового и лицевого черепа и указаны их особенности. Череп в целом, его топография. С помощью атласа и муляжей изучить особенности внутренней и наружной поверхностей основания черепа. Изучение соединений костей черепа, работа с муляжами, плакатами и атласами.



Вопросы для коллективного обсуждения

Скелет головы. Кости мозгового и лицевого черепа. Особенности строения затылочной, клиновидной, теменной, височной, лобной, решетчатой, небной и других костей, верхней и нижней челюсти. Череп в целом, его топография. Особенности соединений костей черепа. Особенности скелета черепа в антенатальном и постнатальном периодах.


Рекомендуемая литература

Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиоло-гия развития ребенка). – М.: AKADEMIA, 2003. – 412 с.

Курепина М.М. и др. Анатомия человека. – М.: Владос, 2002-2003 – 384 с.

Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. – М.: Учпедгиз, 1963. – 128 с.

Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 464 с.

Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Атлас анатомии человека. – М.: АПП Дангар, 2000. – 248 с.
Практическое занятие № 3

Тема: Мышцы туловища (груди, живота и спины), их обзор и функциональная характеристика. Обзор движений туловища


Материал и оборудование: наборы планшетов мышц туловища (груди, живота и спины), плакаты и атласы по анатомии человека.

Краткое содержание работы, задания для студентов

Демонстрация и изучение мышц туловища. Используя атласы и планшеты, рассмотреть собственные мышцы груди и мышцы-пришельцы, мышцы передней, задней и боковых стенок живота, поверхностные и глубокие мышцы спины. Изучить их функциональную характеристику и провести обзор движений туловища: сгибание и разгибание, движение в сторону, скручивание, круговые движения. Особенности движения ребер. Определить основные и вспомогательные мышцы акта дыхания. Для работы использовать планшеты, муляжи и атласы.



              1. Вопросы для коллективного обсуждения

Скелетные мышцы, их строение, кровоснабжение и иннервация. Классификация мышц. Функциональная характеристика. Сила и работа мышц. Синергизм и антагонизм. Типы мышечного сокращения. Динамический и статический режимы мышечной работы. Особенности развития и роста мышц. Мышцы туловища (груди, живота и спины), их обзор. Функциональная характеристика мышц туловища, обзор движений. Развитие мышечной системы в антенатальном и постнатальном периодах.
Рекомендуемая литература

Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиоло-гия развития ребенка). – М.: AKADEMIA, 2003. – 412 с.

Курепина М.М. и др. Анатомия человека. – М.: Владос, 2002-2003 – 384 с.

Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. – М.: Учпедгиз, 1963. – 128 с.

Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 464 с.

Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Атлас анатомии человека. – М.: АПП Дангар, 2000. – 248 с.
Практическое занятие № 4

Тема: Мышцы головы и шеи. Мимические и жевательные мышцы, их обзор. Движение шеи и головы


Материал и оборудование: наборы планшетов мышц головы и шеи, плакаты и атласы по анатомии человека.

Краткое содержание работы, задания для студентов

Дать морфофункциональную характеристику мышц головы. С помощью атласа и муляжей рассмотреть жевательные и мимические мышцы: мышцы свода черепа, мышцы, окружающие глазную щель, носовые отверстия, ротовую щель и мышцы ушной раковины, а также поверхностные и глубокие мышцы шеи. Изучить движение шеи и головы (сгибание и разгибание, наклон в стороны, повороты вокруг вертикальной оси, круговые движения) и участие мимической мускулатуры в речевом акте человека.



Вопросы для коллективного обсуждения
Мышцы головы, их морфофункциональная характеристика. Обзор мимических и жевательных мышц головы, поверхностных и глубоких мышц шеи. Движение шеи и головы. Речевой акт человека, участие в нем мимической мускулатуры.
Рекомендуемая литература

Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиоло-гия развития ребенка). – М.: AKADEMIA, 2003. – 412 с.

Курепина М.М. и др. Анатомия человека. – М.: Владос, 2002-2003 – 384 с.

Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. – М.: Учпедгиз, 1963. – 128 с.

Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 464 с.

Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Атлас анатомии человека. – М.: АПП Дангар, 2000. – 248 с.
Практическое занятие № 5

Тема: Мышцы конечностей, плечевого и тазового поясов. Обзор движений и мышц поясов и свободных верхней и нижней конечностей


Материал и оборудование: наборы планшетов мышц, атласы по анатомии человека.

Краткое содержание работы, задания для студентов

Использовать атласы и планшеты и изучить мышцы пояса верхней конечности, плеча, предплечья и кисти, провести обзор движений пояса верхней конечности и суставов верхней конечности (плечевого, локтевого и лучезапястного). Описать мышцы, участвующие в движениях пальцев кисти. Изучить мышцы пояса нижней конечности, бедра, голени и стопы; группы мышц, участвующие в движениях бедра в тазобедренном суставе, в движениях голени в коленном суставе, в движениях стопы в голеностопном суставе и суставах стопы и движения пальцев стопы, а также мышцы, поддерживающие свод стопы.



              1. Вопросы для коллективного обсуждения
Мышцы верхней и нижней конечности, плечевого и тазового поясов. Обзор движений и мышц поясов и свободных верхней и нижней конечностей. Особенности опорно-двигательного аппарата человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью. Развитие мышечной системы в антенатальном и постнатальном периодах. Возрастные особенности мышечной работоспособности. Особенности утомления у школьников разного возраста. Причины утомления при мышечной деятельности.
Рекомендуемая литература

Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиоло-гия развития ребенка). – М.: AKADEMIA, 2003. – 412 с.

Курепина М.М. и др. Анатомия человека. – М.: Владос, 2002-2003 – 384 с.

Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. – М.: Учпедгиз, 1963. – 128 с.

Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 464 с.

Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Атлас анатомии человека. – М.: АПП Дангар, 2000. – 248 с.
Практическое занятие №. 6

Тема: Дыхательная система. Особенности строения пищеварительной системы. Физиология дыхания и пищеварения



Материал и оборудование: разборная модель торса человека с внутренними органами, атласы по анатомии человека.

Краткое содержание работы, задания для студентов

Используя атласы и модель, провести общий обзор органов дыхания. Изучить строение воздухоносных путей и гортани. Рассмотреть строение трахеи, бронхиального де­рева, легких. Изучить доли, корень и ворота легких, строение альвеолы и ацинуса. Изучить строение ротовой полости, глот­ки, пищевода и желудка, анатомию и топографию кишечни­ка, печени, поджелудочной железы, обратить внимание на особенности трубчатых и паренхиматозных органов пищеварительной системы. Кроме того, изучить строение структурных и функциональных единиц печени и поджелудочной железы. Рассмотреть и зарисовать строение ворсинки и схему расположения органов брюшной полости (желудка, тонкого и толстого кишечника и др.). Заполнить следующие таблицы, в которых необходимо указать особенности строения стенки трубчатых органов пищеварительной системы и различных отделов кишечной трубки (тонкого и толстого кишечника), а также описать процессы, протекающие в разных отделах пищеварительной системы. В работе использовать атласы и модель.


Особенности строения стенки пищеварительной трубки

слизистая оболочка

подслизистая оболочка

мышечная оболочка

серозная оболочка
























Краткая характеристика отделов тонкого и толстого кишечника



тонкий кишечник

толстый кишечник

двенадцати

перстная


кишка

тощая

кишка


подвздошная

кишка


слепая

кишка


ободочная

кишка


прямая

кишка





































Особенности физиологии пищеварения



ротовая

полость


глотка

и пищевод



желудок

тонкий кишечник

толстый кишечник

















Вопросы для коллективного обсуждения

Общий обзор дыхательной системы. Воздухоносные пути, гортань, трахея, бронхи, их строение и функциональное значение. Легкие, их доли, корень и ворота. Ацинус – структурная и функциональная единица легкого. Плевра, ее листки, полость. Строение ротовой полости, языка, зубов, глот­ки, пищевода, желудка. Анатомия и топография кишечни­ка, печени, поджелудочной железы. Их функции. Особенности трубчатых и паренхиматозных органов пищеварительной системы. Строение клеточной стенки основных трубчатых органов. Поджелудочный и печеночный ацинусы, их особенности. Физиология дыхания и пищеварения.



Рекомендуемая литература

Курепина М.М. и др. Анатомия человека. – М.: Владос, 2002-2003 – 384 с.

Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. – М.: Учпедгиз, 1963. – 128 с.

Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 464 с.

Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Атлас анатомии человека. – М.: АПП Дангар, 2000. – 248 с.

Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М.: Владос, 2000. – С. 325-419.


Практическое занятие №. 7

Тема: Половая и выделительная система. Строение. Возрастные особенности. Процесс образования мочи. Особенности развития организма в период полового созревания.


Материал и оборудование: разборная модель торса человека с внутренними органами, планшеты с изображением сагиттального разреза мужского и женского таза, почки, нефрона и т.д., атласы и плакаты по анатомии человека.

Краткое содержание работы, задания для студентов

Рассмотреть и изучить анатомию и топографию почек и других органов выделительной системы, женских и мужских половых органов. Зарисовать строение почки (в разрезе) и нефрона. На рисунке указать мозговое и корковое вещество почки, пирамиды, почечные чашки, столбы, основные части канальца, клубочек, его капсулу и др. В работе использовать атласы, модели, плакаты и планшеты.



Вопросы для коллективного обсуждения

Строение выделительной и половой систем человека. Их функции. Анатомия и топография почек, мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала, женских и мужских половых органов. Их функциональное значение. Особенности процесса образования мочи. Эмбриогенез и возрастные особенности половой системы, циклические особенности женской половой системы. Особенности развития организма в период полового созревания, влияние гормонов гипофиза, половых желез и надпочечников на рост и развитие детского организма.


Рекомендуемая литература

Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиоло-гия развития ребенка). – М.: AKADEMIA, 2003. – 412 с.

Курепина М.М. и др. Анатомия человека. – М.: Владос, 2002-2003. – 384 с.

Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. – М.: Учпедгиз, 1963. – 128 с.

Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 464 с.

Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М.: Владос, 2000. – С. 325-419.

Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Атлас анатомии человека. – М.: АПП Дангар, 2000. – 248 с.

Практические занятия №. 8, 9

Тема: Понятие о внутренней среде организма. Кровь и лимфа, их состав и функции. Форменные элементы крови, их особенности. Иммунитет как защитная реакция орга­низма, виды иммунитета, его возрастные особенности. Свертываемость крови. Понятие об органах кроветворения и иммунной системы


Материал и оборудование: микроскоп, микропрепараты и микрофотографии крови человека, атласы по анатомии человека, наборы планшетов с изображением протоков, сосудов, узлов и капилляров лимфатической системы и др.

Краткое содержание работы, задания для студентов

Используя микрофотографии и атласы, изучить состав крови и ее функции, форменные элементы, их особенности. Используя микрофотографии и атласы, изучить состав и особенности лимфы, пути ее оттока от головы и шеи, туловища, конечностей. Рассмотреть строение и расположение лимфатических капилляров, сосудов, протоков и узлов, указать их особенности. Изучить органы кроветворения и иммунной системы, используя атласы, плакаты и модели. Рассмотреть и зарисовать строение форменных элементов крови. Заполнить следующую таблицу.


Особенности строения некоторых форменных элементов крови

эритроциты

лейкоциты

тромбоциты

лимфоциты


























Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Обзор состава крови и ее функции. Форменные элементы крови, их особенности. Состав и образование лимфы, пути оттока лимфы от головы, шеи, туловища, конечностей. Строение и расположение лимфатических капилляров, сосудов, протоков, узлов. Иммунитет как защитная реакция орга­низма, виды иммунитета, его возрастные особенности. Свертываемость крови. Органы кроветворения и иммунной системы. Топография и строение, функции.
Рекомендуемая литература

Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека (Возрастные особенности с основами школьной гигиены). – М.:, 1974. – 468 с.

Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. – М.: Учпедгиз, 1963. – 128 с.

Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 464 с.

Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М.: Владос, 2000. – С. 325-419.

Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Атлас анатомии человека. – М.: АПП Дангар, 2000. – 248 с.
Практическое занятие № 10

Тема: Органы грудной полости. Строение перикарда и сердца


Материал и оборудование: разборная модель торса человека с внутренними органами, объемная модель сердца, плакаты и атласы по анатомии человека.

Краткое содержание работы, задания для студентов

              1. Изучить, используя атласы, плакаты и модели, топографию и строение сердца, его кровоснабжение и иннервацию. Рассмотреть положение сердца и крупных сосудов (аорты, полых вен) в околосердечной сумке. На продольном разрезе сердца изучить камеры, клапаны и т.д. Строение створчатых клапанов зарисовать, на рисунке отметить сосочковые мышцы, сухожильные хорды, створки. Обратить внимание на особенности сердечной мышцы.

              2. Вопросы для коллективного обсуждения
Обзор системы кровообращения. Артерии, микроциркуляторное русло, вены, их особенности. Большой и малый круги кровообращения. Общие закономерности хода и ветвления артерий, особенности формирования венозного русла. Топография, форма и размеры сердца. Его строение, кровоснабжение и иннервация. Околосердечная сумка. Особенности сердечной мышцы. Проводящая система сердца.
Рекомендуемая литература

Курепина М.М. и др. Анатомия человека. – М.: Владос, 2002-2003 – 384 с.

Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. – М.: Учпедгиз, 1963. – 128 с.

Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 464 с.

Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Атлас анатомии человека. – М.: АПП Дангар, 2000. – 248 с.


Практическое занятие № 11

Тема: Сердечно-сосудистая система. Обзор сосудов большого и малого кругов кровообращения. Особенности лимфатической системы


Материал и оборудование: наборы планшетов с изображением протоков, сосудов, узлов и капилляров лимфатической системы и др., атласы и плакаты по анатомии человека.

Краткое содержание работы, задания для студентов

Изучить, используя атласы, плакаты и планшеты, артерии и вены малого круга кровообращения и сосуды большого круга. Обратить внимание на отделы и ветви аорты. Изучить артерии шеи, головы, мозга и верхней конечности, грудной и брюшной отделы аорты, их париетальные и висцеральные ветви, артерии таза и свободной нижней конечности. Изучить также вены большого круга кровообращения. Обратить внимание на системы верхней и нижней полых вен, воротную вену. Провести обзор лимфатической системы, рассмотреть строение и морфологию лимфатических капилляров, сосудов, протоков и узлов.


Краткая характеристика сосудов большого и малого круга кровообращения

Сосуды

Особенности строения и расположения

артерии




вены




капилляры




лимфатические сосуды





Вопросы для коллективного обсуждения
Артерии и вены малого круга кровообращения. Сосуды большого круга кровообращения. Аорта, ее отделы и ветви. Артерии шеи, головы и верхней конечности. Грудной и брюшной отделы аорты, их париетальные и висцеральные ветви. Артерии таза и свободной нижней конечности. Вены большого круга кровообращения. Системы верхней и нижней полых вен. Воротная вена. Кровообращение плода. Онто- и филогенез сердечно-сосудистой системы. Обзор лимфатической системы. Лимфатические капилляры, сосуды, протоки и узлы.
Рекомендуемая литература

Курепина М.М. и др. Анатомия человека. – М.: Владос, 2002-2003 – 384 с.

Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. – М.: Учпедгиз, 1963. – 128 с.

Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 464 с.

Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Атлас анатомии человека. – М.: АПП Дангар, 2000. – 248 с.


            1. Практическое занятие № 12

Тема: Центральная нервная система. Строение и функции отделов головного мозга, его желудочков. Особенности проводящих путей
Материал и оборудование: планшеты с изображением долей и извилин большого мозга, сагиттального разреза головного мозга, проводящих путей, мозгового ствола и др., атласы и плакаты по анатомии человека.

Краткое содержание работы, задания для студентов

              1. Используя атласы, плакаты и планшеты, рассмотреть и изучить особенности строения продолговатого мозга, моста, мозжечка, среднего, промежуточного и переднего мозга. Зарисовать стволовую часть головного мозга, поперечный разрез среднего мозга, указать особенности их морфологии и основные структуры. Рассмотреть и изучить большие полушария переднего мозга, их доли, основные борозды и извилины, базальные ядра и проводящие пути. Обратить внимание на особенности желудочков головного мозга.

              2. Вопросы для коллективного обсуждения
Отделы головного мозга, их функции. Строение продолговатого мозга, моста, мозжечка и его ножек. Ядра мозжечка. Четвертый желудочек, ромбовидная ямка. Морфология ножек мозга и пластинки четверохолмия, структуры основания, покрышки. Водопровод мозга. Ретикулярная формация ствола, ее организация. Строение, организация и значение таламуса, метаталамуса, эпиталамуса и гипоталамуса. Большие полушария конечного мозга, их доли, основные борозды и извилины. Базальные ядра, их значение. Проводящие пути больших полушарий. Боковые желудочки мозга. Цитоархитектоника и миелоархитектоника коры. Морфологические основы динамической локализации функций в коре. Кора как система мозговых концов анализаторов. Лимбическая система мозга. Проводящие пути. Функциональное развитие коры головного мозга (функциональная асимметрия мозга). Возрастные особенности в строении и функционировании центральной нервной системы.
Рекомендуемая литература

Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М.: «Академия», 2003. – С. 215-236.

Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. – М.: «Медицина», 1981. – С. 5-8.

Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: «Высш.школа», 1985 (2001). – С. 83-92; 106-131.

Курепина М.М. и др. Анатомия человека. – М.: Владос, 2002-2003 – 384 с.

Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. – М.: Учпедгиз, 1963. – 128 с.

Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 464 с.

Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Атлас анатомии человека. – М.: АПП Дангар, 2000. – 248 с.

            1. Практическое занятие № 13

Тема: Периферическая нервная система
Материал и оборудование: наборы планшетов, атласы по анатомии человека.

Краткое содержание работы, задания для студентов

Изучить шейное сплетение и лицевой нерв, плечевое сплетение и грудные нервы, крестцовое и пояснично-крестцовое сплетения, языкоглоточный и блуждающий, добавочный, подъязычный и другие черепные нервы, их основные ветви и области иннервации. Используя атласы и планшеты, составить таблицу, в которой будет отражено все выше сказанное. Рассмотреть области кожной иннервации нижней и верхней конечностей, изучить проводящие пути проприоцептивной, болевой, термической и тактильной чувствительности.



              1. Вопросы для коллективного обсуждения

Общий план строения и функции периферической нервной системы. Ее рефлекторная дуга. Спинномозговые нервы. Нервные сплетения: шейное, плечевое, поясничное и крестцовое; их основные ветви и области иннервации. Общая характеристика черепных нервов. Их происхождение, состав волокон, основные области иннервации.
Рекомендуемая литература

Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М.: «Академия», 2003. – С. 215-236.

Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. – М.: «Медицина», 1981. – С. 5-8.

Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: «Высш.школа», 1985 (2001). – С. 83-92; 106-131.

Курепина М.М. и др. Анатомия человека. – М.: Владос, 2002-2003 – 384 с.

Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. – М.: Учпедгиз, 1963. – 128 с.

Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 464 с.

Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Атлас анатомии человека. – М.: АПП Дангар, 2000. – 248 с.

            1. Практическое занятие № 14

Тема: Определение функционального состояния нервной системы
Краткое содержание работы, задания для студентов

Рассмотреть возрастные особенности функционирования различных отделов нервной системы. Изучить и овладеть некоторыми методиками определения функционального состояния нервной системы. Провести оценку уровня функционального состояния нервной системы у студентов группы или самооценку функционального состояния нервной системы.



Вопросы для коллективного обсуждения

Функциональное значение соматической и вегетативной нервных систем. Структурно-функциональная организация коры головного мозга. Функциональ-ная асимметрия мозга. Процесс становления функциональной асимметрии моз-га у детей различного возраста.



Рекомендуемая литература

Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М., «Академия», 2003. – С. 237-243.

Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. –Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – С. 412-468.

Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа, 1985. – С.83-131; 162-232.

Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков.– М., 2000. – С.325-419.

Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена.– М.: Просвещение, 1990. – С. 23-38; 67-96.



            1. Практическое занятие № 15

Тема: Органы чувств. Строение органов зрения, обоняния, вкуса, слуха и равновесия. Особенности соответствующих анализаторов
Материал и оборудование: наборы муляжей слуховых косточек, объемная модель глазного яблока, планшеты с изображением глаза и др., плакаты и атласы по анатомии человека.

Краткое содержание работы, задания для студентов

              1. Изучить органы чувств (зрения, слуха и равновесия, обоняния, вкуса) и их проводящие пути. Рассмотреть строение глазного яблока и его защитного аппарата. Обратить внимание на морфологические особенности строения оболочек глаза (сетчатки, сосудистой оболочки и склеры), а также изучить мышцы, осуществляющие движение глаза в глазнице. Рассмотреть анатомию органа слуха и равновесия. На поперечном разрезе улитки выяснить строение кортиева органа, воспринимающего участка вестибулярного аппарата. Зарисовать строение перепончатого лабиринта.

              2. Вопросы для коллективного обсуждения
Органы чувств и их проводящие пути. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Общие закономерности структурной организации анализаторов. Схема строения, периферический, проводниковый и центральный отделы. Развитие и строение органов зрения, обоняния, вкуса, слуха и равновесия.
Рекомендуемая литература

Курепина М.М. и др. Анатомия человека. – М.: Владос, 2002-2003 – 384 с.

Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. – М.: Учпедгиз, 1963. – 128 с.

Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 464 с.

Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Атлас анатомии человека. – М.: АПП Дангар, 2000. – 248 с.

Практическое занятие №. 16

Тема: Особенности развития внимания, памяти и эмоций



у детей разного возраста
Краткое содержание работы, задания для студентов

Обсудить физиологические основы внимания, памяти и эмоций. Дать понятие непроизвольного и произвольного внимания, рассмотреть особенности их возрастного развития. Перечислить основные виды и типы памяти, особенности тренировки памяти. Рассмотреть потребности, мотивации и эмоции, классификации эмоций. Обсудить особенности формирования эмоциональных реакций у детей в различные возрастные периоды.



Вопросы для коллективного обсуждения

Физиологические основы внимания, памяти и эмоций. Понятие непроизвольного и произвольного внимания, особенности их возрастного развития. Основные виды и типы памяти. Тренировка памяти. Потребности, мотивации и эмоции. Классификации эмоций. Формирование эмоциональных реакций у детей в различные возрастные периоды.



Рекомендуемая литература

Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиоло-гия развития ребенка). – М.: AKADEMIA, 2003. – С.258-263

Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высш. шк., 1985. – С.208-222. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 478 с.

Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М., 2000. – С.325-419.

Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990. – 258 с.

Хризман Т.П., Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1991. – 232 с.


Практическое занятие №. 17

Тема: Особенности высшей нервной деятельности (ВНД) человека. Общие и частные типы ВНД. Две сигнальные системы действительности


Краткое содержание работы, задания для студентов

Рассмотреть учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Установить связь конституции человека и типов ВНД. Функциональная асимметрия и частные типы ВНД. Дать понятие сигнальных систем действительности (по И.П. Павлову). Рассмотреть развитие первой сигнальной системы действительности и особенности второй сигнальной системы.



Вопросы для коллективного обсуждения

Свойства нервных процессов (нервной системы). Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Общие и частные типы ВНД. Классификация типов ВНД по Красногорскому и Иванову-Смоленскому. Функциональная асимметрия. Первая и вторая системы действительности по И.П. Павлову, особенности их развития. Локализация речевых функции в коре головного мозга. Мозговая организация речи и формирование речевых функций.



Рекомендуемая литература

Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиоло-гия развития ребенка). – М., AKADEMA, 2003. – 412 С.

Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высш.шк., 1985. – С. 184-193.

Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. –Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 478 с.

Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. –М.: «Просвещение», 1986. – С. 184-187, 192-198.

Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М., 2000. – С.325-419.



Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990.

Хризман Т.П., Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1991. – 232 с.


Смотрите также:
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена
240.23kb.
1 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов специальности 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив»
358.67kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины фтд «Радиожурналистика»
96.64kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. В студенческое телевидение
83.8kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. В ; сд. В студенческое радио
82.15kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. В редакторская подготовка фотоизданий
36.78kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Ф. 16 3 бфсв: Футбол 050720 «Физическая культура»
372.59kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Ф. 16 Бфсв (флорбол) 050720 «Физическая культура»
286.33kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Ф. 16 4 бфсв (настольный теннис) 050720 «Физическая культура»
343.48kb.
1 стр.
Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические рекомендации по изучению курса 89 и самостоятельной работе студентов 89
1898.59kb.
14 стр.
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины «Отечественная история»
1048.09kb.
8 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 22
547.12kb.
4 стр.