Главная
страница 1страница 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение следует отметить, что методы политических манипуляций постоянно совершенствуются, роль политического манипулирования в современном российском обществе стала огромной. Действие политических манипуляций реализуется не столько в том, что люди голосуют за нужного кандидата, сколько в том, что население вообще воспринимает выборный институт как единственно легитимную форму выражения народной воли, признаёт правила игры, установленные правящим режимом. Человек, идущий на выборы и искренне надеющийся в их ходе повлиять на жизнь государства, уже является жертвой манипуляции, за кого бы он ни ставил свою галочку в бюллетене.

Мы считаем нужным отметить, что именно в ходе перестройки и либерализации манипуляция общественным сознанием в России вышла на новые качественные уровни. Объяснить это можно тем, что в конце 1980х - начале 1990х в нашей стране была введена новая (выборная, представительская) форма государственного управления, которая предполагает принципиально новые отношения «население-власть». Как пишет Эдуард Попов, «легитимность власти стала формально определяться степенью расположения общественного мнения, степенью одобрения со стороны народного большинства властных полномочий того или иного кандидата. Отсюда у элиты возникла необходимость активнее прибегать к современным коммуникативным символообразующим технологиям: рекламе, PR, пропаганде через электронные СМИ и др. - для усиления эффективности своего воздействия на сознание и поведение масс»43.

Исследование механизмов и масштабов политических манипуляций, проведённое в данной работе, позволяет сказать со всей определённостью: манипулирование в его сегодняшней форме свело действительное участие народа в политической жизни практически на нет, превратив проявления «воли народа» не более чем в декоративные выступления.

В целом, средства политического манипулирования неизбежно будут совершенствоваться и развиваться. С одной стороны, это необходимо сегодняшнему российскому политическому режиму как условие его относительно стабильного существования, с другой - это диктуется бурным научно-техническим прогрессом, когда возникают новые формы контроля за личностью и её сознанием. «Свобода слова для СМИ ограничивает человека в большей степени, чем несвобода физическая, - считает Н. Островский. - Она лишает его конституционного права на самостоятельное мышление. Мысль, оперирующая образами, определяемыми внешней по отношению к человеку средой, свободной, да и то относительно, может быть только при равном для ВСЕХ доступе ко ВСЕЙ информации, при том, что активным элементом в поиске информации и формы общения является сам человек, а не СМИ»44.



Тенденции и явления, о которых говорилось выше, привели мир к зарождению принципиально новой глобальной формы тоталитаризма. Это информационно-психологический, по-другому - манипулятивный тоталитаризм или тоталитарная манипулятивная демократия. Г. Почепцов пишет о том, что «человечество (…) смещается в сторону информационной цивилизации, что коренным образом отражается на пересмотре его основных силовых линий»45. Для информационно-манипулятивного тоталитаризма характерно то, что человек не просто вынужден подчиниться тоталитаризирующему воздействию, но превращается в марионетку с программируемыми желаниями, мыслями, оценками, реакциями.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

I. Законодательная литература:


    1. Федеральный Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

    2. Федеральный закон «О политических партиях».




  1. Специализированная литература, монографии:




    1. Авченко В., «Теория и практика политических манипуляций в современной России», дипломная работа, ДВГУ, Владивосток, 2002 г.

    2. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. Москва, 2000.

    3. Фаер С. Приёмы стратегии и тактики предвыборной борьбы. Москва, 2000.

    4. Островский Н. Святые рабы. Москва, 2001.

    5. Почепцов Г. Как становятся президентами. Избирательные технологии ХХ века. Киев, 1999.

    6. Попов Э. Российская политическая элита на рубеже XX-XXI вв. Конструирование социального порядка с помощью коммуникативных технологий. Владивосток, 2001.

    7. Пушкарева Г.В. Политический менеджмент. Москва, Изд-во «Дело», 2002.




  1. Материалы сборников, конференций, сети Интернет:



    1. Швидунова А. «СМИ как субъект политического процесса и инструмент политических технологий». Sovetnik.ru, 2000.




  1. Публикации в прессе:



    1. Богомолова Л. Подводные камни рейтингов. Петербургский избиратель, № 5, 13 - 20.10.1999.

    2. Бычкова Е. Наши технологии не грязные. Они тонкие. Дело (Самара), 22.08.00.

    3. Минтусов И. Из грязи в князи по твёрдому тарифу. Итоги, 14.12.99.

    4. Тимофеевский А. Кампания победы. Коммерсантъ-Daily, 04.06.96.

    5. «РБК», «Коммерсантъ»: «Социологи знают почему россияне не пойдут на выборы», 17 августа 2007.

    6. «Левада-Центр», «Доверие к выборам», 13 сентября 2007.

    7. «Левада-Центр», «Ожидания от думских выборов», 8 октября 2007.

    8. «Левада-Центр», Рейтинги партий за 2007 год.

    9. ВЦИОМ, Электоральный рейтинг политических партий.

    10. ФОМ, Индикаторы-27.09.2007.

    11. «Российская газета» - Федеральный выпуск №4507 от 1 ноября 2007 г.

    12. «Российская газета» - Неделя №4454 от 31 августа 2007 г.

    13. «Российская газета» - Федеральный выпуск №4511 от 7 ноября 2007 г.

    14. «Российская газета» - Федеральный выпуск №4501 от 25 октября 2007 г.

    15. «Российская газета» - Федеральный выпуск №4480 от 29 сентября 2007 г.

    16. «Российская газета» - Федеральный выпуск №4422 от 25 июля 2007 г.

    17. «Газета», «Предвыборный образ президента», 27 сентября 2007.

    18. «Газета» №202 от 29.10.2007г.

    19. «Газета» №205 от 01.11.2007г.

    20. Брошюра партии «Единая Россия».




  1. Интернет-источники:




    1. http://www.levada.ru/prezident.html

    2. Официальный сайт партии «Единая Россия»: http://www.edinros.ru/

    3. www.polit.ru/documents/429906.html


1 Авченко В., «Теория и практика политических манипуляций в современной России», дипломная работа, ДВГУ, Владивосток, 2002 г.

2 Богомолова Л. Подводные камни рейтингов. Петербургский избиратель, № 5, 13 - 20.10.1999.

3 Швидунова А. «СМИ как субъект политического процесса и инструмент политических технологий». Sovetnik.ru, 2000.

4 Жак Сегела говорил: «Избиратель голосует в первую очередь за личность, а отнюдь не за программу».

5 Минтусов И. Из грязи в князи по твёрдому тарифу. Итоги, 14.12.99.

6 Федеральный Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

7 Бычкова Е. Наши технологии не грязные. Они тонкие. Дело (Самара), 22.08.00.

8 Авченко В., «Теория и практика политических манипуляций в современной России», дипломная работа, ДВГУ, Владивосток, 2002 г.

9 Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. Москва, 2000.

10 Тимофеевский А. Кампания победы. Коммерсантъ-Daily, 04.06.96.

11 Богомолова Л. Подводные камни рейтингов. Петербургский избиратель, № 5, 13 - 20.10.1999.

12 Пушкарева Г.В. Политический менеджмент. Москва, Изд-во «Дело», 2002. С. 290-293.

13 Фаер С. Приёмы стратегии и тактики предвыборной борьбы. Москва, 2000.

14 «Российская газета» - Неделя №4454 от 31 августа 2007 г.

15 Список политических партий, отвечающих требованиям пункта 2 статьи 36 Федерального закона «О политических партиях», по состоянию на 5 сентября 2007 года (30 сентября 2007 года.

16 Партии «Зеленых» отказано в регистрации

17 «Российская газета» - Федеральный выпуск №4511 от 7 ноября 2007 г.

18 «РБК», «Коммерсантъ»: Социологи знают, почему россияне не пойдут на выборы», 17 августа 2007.

19 «Левада-Центр», «Доверие к выборам», 13 сентября 2007.

20 «Левада-Центр», «Ожидания от думских выборов», 8 октября 2007.

21 www.polit.ru/documents/429906.html

22 Там же.

23 Пушкарева Г.В. Политический менеджмент. Москва, Изд-во «Дело», 2002. С.150-151.

24 «Левада-Центр», Рейтинги партий за 2007 год.

25 ВЦИОМ, Электоральный рейтинг политических партий.

26 ФОМ, Индикаторы-27.09.2007.

27 «Российская газета» - Федеральный выпуск №4507 от 1 ноября 2007 г.

28 «Газета», «Предвыборный образ президента», 27 сентября 2007.

29 Пушкарева Г.В. Политический менеджмент. Москва, Изд-во «Дело», 2002. С.196-197.

30 См. сайт: http://www.levada.ru/prezident.html

31«Российская газета» - Федеральный выпуск №4501 от 25 октября 2007 г.

32«Российская газета» - Федеральный выпуск №4480 от 29 сентября 2007 г.

33 Материал опубликован в «Газете» №202 от 29.10.2007г.

34 Официальный сайт партии «Единая Россия»: http://www.edinros.ru/

35 Материал опубликован в «Газете» №202 от 29.10.2007г.

36 Материал опубликован в «Газете» №205 от 01.11.2007г.

37 «Российская газета» - Федеральный выпуск №4422 от 25 июля 2007 г.

38 Там же.

39 Там же.

40 Там же.

41 Там же.

42 Брошюра партии «Единая Россия».

43 Попов Э. Российская политическая элита на рубеже XX-XXI вв. Конструирование социального порядка с помощью коммуникативных технологий. Владивосток, 2001.

44 Островский Н. Святые рабы. Москва, 2001.

45 Почепцов Г. Как становятся президентами. Избирательные технологии ХХ века. Киев, 1999.


<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Политическое манипулирование на примере предвыборной кампании 2007 партии «Единая Россия» или медвежье «шоу» в российской политике Глава Тактика проведения предвыборной кампании и формирование имиджа
472.55kb.
2 стр.
Отчет по результатам исследования предвыборной кампании "Либерально Демократической партии России"
529.07kb.
3 стр.
План мероприятий по реализации предложений избирателей, высказанных в ходе предвыборной кампании 2005 года по выборам депутатов мгд. Чем это вызвано?
69.61kb.
1 стр.
Контрольное управление информационный
1127.71kb.
12 стр.
Политическая реклама в Интернете во время президентской предвыборной кампании в Соединенных Штатах Америки в 2012 году
576.35kb.
7 стр.
Особенности правового участия сми в избирательной кампании. Порядок ведения предвыборной агитации кандидатами, избирательными объединениями и блоками. Деятельность избирательных комиссий в период информационного обеспечения выборов
155.96kb.
1 стр.
Примерное содержание курса «Политический менеджмент; управление предвыборной кампанией»
67.31kb.
1 стр.
Рубрика = экономика, торговля, финансы
70.96kb.
1 стр.
Город Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустальный район «единая россия»: партия реальных дел
43.52kb.
1 стр.
Разработка и проведение рекламной кампании в Интернете на примере блога gongled ru
199.08kb.
1 стр.
Показать смысл и значение демократических выборов, особенности предвыборной кампании, процедуры голосования в демократическом обществе
67.61kb.
1 стр.
Отчет по результатам исследования избирательной кампании политической партии
955.41kb.
5 стр.