Главная
страница 1
Урок окружающего мира во 2-м классе. УМК "Гармония"

Цели урока:

  • Ознакомить учащихся с профессией “строитель”;

  • С разнообразием жилищ, построенных разными народами, с древним зодчеством россиян;

  • С устройством старинных и современных городов;

  • Воспитывать уважительное отношение к профессии строителя и чувство гордости за талант и мастерство народов России.

Оборудование: презентация к уроку на доске кроссворд.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Разминка. Повторение изученного.

- Давайте, урок начнём с разминки. Необходимо разгадать кроссворд.



На доске:

http://festival.1september.ru/articles/568625/img1.gif

  1. Название нашего государства. (Россия)

  2. Столица нашего государства. (Москва)

  3. Мама и папа – это … . (родители)

  4. Что отделяет государства друг от друга. (граница)

  5. Где записаны права и обязанности граждан? (конституция)

  6. Один из символов государства. (флаг)

III. Введение в новую тему.

- Что для вас значит слово “Родина”? (Ответы детей).



1 слайд

Если скажут слово “Родина”,


Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

- Для кого-то вот и этот домик родное место, где он родился, живёт.


- А кто мог построить этот домик?

Тема нашего урока “Человек – строитель”. Много предстоит узнать нового на уроке. Будьте внимательны, настройтесь на серьёзную работу.



IV. Работа по теме урока.

Во все времена строительство жилищ было очень важным для человека делом. И для наших предков тоже.

- Кто такие предки? (Предки – древние предшественники по роду).
- А в каких домах жили наши предки?
- Из чего и как они их строили, нам поможет узнать учебник тетрадь. (с.24)

1) Чтение 1 предложения.

- Что случило жилищем древнему человеку? (пещера, шалаш, землянка)

Древние люди учились строить своё жилище у животных.

На доске:


Землянка

Гнездо

Пещера

Нора

Шалаш

Логово

  • Логово – место, где обитает зверь.

  • Землянка – крутое углубление в земле, вырытое для жилья.

- Какие жилища, у каких животных “подсмотрел” человек?

Соотнеси жилище человека с жилищем животного.



2) Чтение 2, 3 предложений.

- Какой материал использовали древние люди для строительства жилья?


- Все ли слова вам понятны?

Проводится словарная работа.



  • Войлок – плотный толстый материал из шерсти или синтетических волокон.

  • Береста – верхний слой коры берёзы.

  • Солома – полые стебли злаков, остающиеся после обмолота.

  • Тростник – водяное или болотное растение с коленчатым твёрдым стеблём.

3) Чтение до конца отрывка.

4) Просмотр фотографий на с.24.

Церковь в Кижах.

Двадцатидвухглавая Преображенская церковь. Сооружение выглядит торжественно и изящно, несмотря на суровость и простоту рубленых стен. О строителе Преображенской церкви в народе бытует предание, будто бы, закончив работу, забросил он свой топор далеко в Онежское озеро и сказал: “Поставил эту церковь мастер Нестор, не было, нет и не будет такой”.

Башня Якутского острога.

Острог – деревянное пограничное укрепление в 16-17вв.

2 слайд

У нас в Пермском крае тоже есть такой музей под открытым небом. Он находится рядом с деревней Хохловка.



3 слайд

История архитектуры прошла путь от шалаша из веток до многоэтажного дома из стекла и бетона. “Всё на свете боится времени, но время боится пирамид”, - гласит поговорка. Это про пирамиды древнего Египта, сооружённые много веков назад. Огромные, высотою с сорокаэтажный дом. Не верится, что они построены человеком. Сооружения состоят из миллионов блоков, вес каждого не менее двух с половиной тонн. Египетские пирамида считаются одним из семи чудес света.



5) С.25, задание 1.

В нашей стране проживают разные народы.

- Как вы думаете, одинаковые ли жилища строили разные народы нашей страны?

4 слайд

Рассмотрите на рисунках разные жилища.

- Чем они отличаются? (Формой, размером, цветом, материалом).
- Какое из жилищ использовалось в прошлом? (Шалаш).
- Какой дом нафантазировал художник?

Чем он отличается от современных зданий?



6) Практическая работа.

Нарисуйте дом, в котором вы живёте.

- Шалаш и избу могут построить народы, живущие в лесах, а иглу и чум ? (Жилища северных народов – эскимосов, чукчей).
- Юрта? (Жилище степных жителей).

Ниже напишите, из чего сделаны изображённые жилища.



5 слайд

Юрта – из войлока;


Чум – из шкур, кожи оленя;
Изба – из брёвен;
Иглу – из ледяных глыб;
Шалаш – из веток;
Мой дом – из кирпича, панелей.

- Назовите новые строительные материалы, которые придумал человек и использует сейчас. ( стекло, бетон, металлы, пластмасса)

Но и дерево, камень используются в строительстве и сейчас. Их предпочитают люди, которые заботятся о своём здоровье.

V. Работа со сказками.

- А сейчас мне хотелось бы вспомнить про сказки.

“Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”, – такими словами заканчиваются многие сказки.

- Почему, так говорят?


- Как вы думаете, а чему могут научить сказки строителей?

6 слайд

Сказка “Три поросёнка” – учит правильно выбирать материал для дома и строить его тщательно, чтобы не бояться в нём бури, ни разбойников.



(Ниф-Ниф решил, что проще и скорее всего смастерить дом из соломы.
Нуф-Нуф – из веток и тонких прутьев.
Наф-Наф – из камней).


7 слайд

Сказка “Лиса и заяц” – учит строителей строить дома так, чтобы в них можно было жить и в холодную зиму, и в жаркое лето.



VI. Разговор о строительных профессиях.

Мы с вами выяснили, что дом должен быть прочным, крепким, пригодным для жилья и в холодную зиму, и в жаркое лето.

- Кто же должен поработать, чтобы построить такой дом? Назовите строительные профессии. (Строители: маляр, плотник, плиточник, кровельщик, электрик, сантехник, штукатур, крановщик, архитектор, каменщик, бульдозерист, экскаваторщик и т.д.).

8 слайд

9 слайд

10 слайд

- А можно ли выделить профессию, которая считается важнее всех остальных?


- А с человека, какой профессии начинается строительство дома? (Архитектор).

Послушайте стихотворение:

Архитектор.

Архитектор строит дом,


Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листе бумажном.
Нужно всё нарисовать,
Вычислить, проверить,
Все квартиры сосчитать,
Лестницы и двери.
Чтоб стоял он много лет,
Чтобы был в квартире свет,
Ванны, умывальник
Для больших и маленьких.

С.Баруздин

VII. Работа в тетради. (с.26)

1. Давайте в тетради прочитаем, какую ещё работу выполняет архитектор.

- В чём же ещё заключается работа архитектора?



11 слайд

Проспект – большая широкая и прямая улица.

12 слайд

Бульвар – широкая аллея посреди городской улицы или вдоль набережной.

13 слайд

Сквер – небольшой общественный сад в городе.

Да важна работа архитектора, но один архитектор дом или город построить не сможет.

Пословица: “Дом возвести – не плетень заплести”.

2. С. 27, задание 4 (б)

- Найдите рисунки в центре и подпишите: где бульвар, проспект, площадь.

Красивым делают города здания, улицы, проспекты, бульвары, парки, скверы.

14 слайд

- Современный или старинный город изображён на рисунке? Поясните свой ответ.



VIII. Итог урока.

- Почему люди придумали многоэтажные дома?


- Что может “разрушить” город? (Шум, мусор, дым,…)
- Что нужно сделать, чтобы город оставался чистым и красивым?

IX. Рефлексия. Игра “Верю – не верю”.

- Я читаю высказывание. Если вы с ним согласны, то ставите плюс, а если не согласны – минус.



  1. Жилищем древнего человека могли быть пещера, шалаш, землянка. (+)

  2. Строили в старину дома из стекла, бетона, камня, металла. ( - )

  3. Недалеко от деревни Хохловка находится музей под открытым небом, где можно увидеть постройки, сооружённые без единого гвоздя. (+)

  4. Жилища разных народов отличаются формой, размером, материалом. (+)

  5. Шалаш и чум – жилища северных народов. ( - )

  6. Оказывается, сказки могут преподать урок и строителям. (+)

  7. Крановщик, артист, монтажник – строительные профессии. ( - )

  8. Архитектор проектирует городские постройки. (+)

  9. Современный город отличается от старинного города. (+)

  10. Важна ли профессия “строитель”? Почему?

Самопроверка:

  • “5” – если нет ошибок или 1 ошибка;

  • “4” – 2 или 3 ошибки;

  • “3” – 4 или 5 ошибок.


Смотрите также:
Урок окружающего мира во 2-м классе. Умк "Гармония" Цели урока: Ознакомить учащихся с профессией "
66.18kb.
1 стр.
Урок окружающего мира в 3 классе Тема урока: «Берегите воду!» Умк: «Школа России»
65.04kb.
1 стр.
Урок окружающего мира во 2а классе. Учитель: Лапшина Е. А. Тема урока: «Экосистемы» Творческая работа учащихся в парах. Урок русского языка в 3а классе
38.19kb.
1 стр.
Урок английского языка в 6 классе Around the World Tour Учитель Гордейчик И. Н. Новороссийск 2007 Тема урока: Путешествие. Примечательности Лондона. Цели урока: Обучающая развитие навыков чтения и монологической речи
28.35kb.
1 стр.
Урок в 7 классе. Учитель швейного дела: Акулова Инна Александровна Цели урока: Создать условия для коллективной творческой работы в классе
42.17kb.
1 стр.
Урок окружающего мира во 2 классе. Умк «Школа России»
17.9kb.
1 стр.
Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Россия наша Родина»
41.18kb.
1 стр.
Урок по обж в 11 классе Тема урока: Военная форма одежды военнослужащих, воинские звания и знаки различия
47.2kb.
1 стр.
Урок окружающего мира в 4 классе с использованием икт
95.6kb.
1 стр.
Урок по технологии в 6 «Б»классе. Тема урока: «Мозаика. Весёлые картинки»
37.44kb.
1 стр.
Урок литературы в 9-м классе. Н. М. Карамзин. "Бедная Лиза". Понятие о сентиментализме Цели урока: Образовательные
85.56kb.
1 стр.
Урок информатики в 7 классе «Векторные графические редакторы»
114.59kb.
1 стр.