Главная
страница 1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1

с углубленным изучением отдельных предметов»

город Губкин, Белгородская область


Методическая разработка внеурочного занятия

«Семь чудес света»

5 класс

Автор:

Ветрова Александра Витальевна,

учитель географии

Губкин, 2013 год

Методическая разработка внеурочного занятия

Семь чудес света

Объяснительная записка

Представленный методический материал будет интересен всем любителям разгадки тайн Чудес света. Также отобранный материал окажется несомненно полезен для всех категорий педагогов, которым приходится организовывать досуг детей, расширяя их кругозор и проводя работу в рамках ФГОС.

Область применения методического материала довольно обширна и может использоваться в той или иной мере на разных этапах уроков дисциплин исторического, естественнонаучного цикла, на тематических классных часах, на внеурочных занятиях для детей среднего звена школы (5-7 классы). Методика насыщена разными видами деятельности учащихся.

Цель: организовать деятельность учащихся, направленную на развитие познавательного интереса и приобретение новых знаний о Чудесах света.

Задачи: расширить знания учащихся о висячих садах Семирамиды как об одном из Чудес света; познакомить с литературой о Чудесах света; расширить кругозор учащихся.

Методы и приемы проведения учебного занятия: словесно-наглядный (беседа), объяснительный, демонстративный, практический.

Возраст детей, на которых рассчитано занятие: 11-13 лет.

Условия для проведения: внеклассное мероприятие проводится в учебном кабинете.

Оборудование: презентация на тему «Семь чудес света», музыкальное сопровождение, бумага для рисования, магниты, фломастеры, ватман, цветная бумага, краски с кистями, географическая карта Средиземноморья, компьютер и медиапроектор, ватман.

Методические советы на подготовительный период: необходимо организовать 7 микрогрупп и 2 члена жюри.

План внеклассного занятия.

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Основной этап:

а) беседа о Чудесах света, разминка, просмотр презентации «Чудеса света»;

б) работа в группах над проектом.

в) физкультминутка;

г) защита проектов;

ΙΙΙ. Итог занятия.

ΙV. Рефлексия.

Состав мероприятия.

Ι. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята (привлечение внимания, создание психологического настроя на учебную деятельность). Разбейтесь на 7 групп и займите свои места за столами. Также нам потребуется работа компетентного жюри (2 чел), которое будет оценивать вашу работу и вынесет справедливое решение о победе той или иной команды.

ΙΙ. Основной этап.

а) беседа:

Учитель: Люди привыкли гордиться своими достижениями, сравнивать их с тем, что умели делать предки, и передавать в качестве культурного наследия своим потомкам. Изучая то, что считалось самым красивым и лучшим, мы можем многое узнать о жизни наших предков, об их духовном мире.

Семь чудес света - это объекты (здания, сооружения и монументы), которые являлись, по утверждению народов, живших в эпоху античности в бассейне Средиземного моря, наивысшими достижениями науки, искусства и техники. Чтобы выяснить Ваши первоначальные знания о семи чудесах света, проведем небольшую разминку. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.



Ученики: Семь Чудес света: Пирамида Хеопса, Висячие сады Семирамиды, Статуя Зевса в Олимпии, Храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей в Галикартнасе, Колосс Родосский, Александрийский маяк.

Учитель: Верно, но как и полагается, помимо Семи чудес Древнего мира, существует множество других не менее интересных и охраняемых Чудес современности, о которых мы будем говорить на следующих занятиях. А сегодня мы познакомимся поближе … (посмотрите на экран):

Ученики: называют Чудеса света.

Учитель: Какова цель нашего занятия? Для чего нам нужны знания, полученные на сегодняшнем занятии?

Ученики: Цель – узнать много нового о чудесах света и расширить этими знаниями свой кругозор. Знания нужны для общего личностного развития.

Учитель: Верно. Прослушаем сообщение о том, что же такое Семь чудес света.

Ученица: Семь чудес света – это список самых прославленных достопримечательностей культуры Ойкумены (ойкумена - в представлениях античности, древних греков и римлян, — часть земной поверхности, на которой природные условия являются пригодными для жизни). Составление списка самых знаменитых поэтов, философов, полководцев, великих царей, как и памятников архитектуры и искусства — традиционный «малый» жанр греческой эллинистической поэзии (Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 до н. э.)) и своего рода упражнение в риторике. Сам выбор числа освящен древнейшими представлениями о его полноте, законченности и совершенстве, число 7 считалось священным числом бога Аполлона. Семь чудес света были популярны в античную эпоху и включали в себя описания самых грандиозных, самых великолепных или в техническом смысле самых поразительных построек и памятников искусства. Вот почему их называли чудесами.

Время разрушило все «чудеса» античного списка, кроме одного - самого древнего и грандиозного - пирамид Египта. Но и они потеряли свой первоначальный облик.

От остальных сооружений остались только следы: сохраняются в подвалах египетской крепости на острове Фарос остатки первого этажа Александрийского маяка, а в стенах турецкой крепости Бодрум - части стен Мавзолея, на старинных монетах мы можем увидеть, как выглядел Колосс Родосский, Зевс Олимпийский, Храм Артемиды Эфесской, Александрийский маяк. Древние рукописи сохранили описания этих объектов, в музеях хранятся обломки колонн, скульптуры, украшавшие эти сооружения.

Учитель: Выберите руководителей групп, которые возьмут задания и прочтут всем о той части проекта, над которой ваша группа будет работать. После того, как задания будут выполнены, каждая группа раскроет суть своей части проекта, смысл которой будет занесен в общий паспорт проекта. Группы, лучше справившиеся с заданиями и преподнесением информации получат грамоты.

Ученики: подходят к учителю и получают задания:

Руководитель 1 гр. – Висячие сады Семирамиды.

Руководитель 2 гр. «Статуя Зевса в Олимпии».

Руководитель 3 гр. «Мавзолей в Галикарнасе».

Руководитель 4 гр. «Колосс Родосский».

Руководитель 5 гр. «Храм Артемиды в Эфесе».

Руководитель 6 гр. «Александрийский маяк».

Руководитель 7 гр. «Пирамида Хеопса».

Учитель: Под мелодичную греческую музыку вам отводится 15 минут на работу над заданиями. Руководители распределяют обязанности среди членов групп, чтобы никто не остался без дела. Члены жюри будут наблюдать за вашими действиями и оценивать их.

Ученики: выполняют задания.

Учитель: Ребята, вы хорошо потрудились, пришло время отдохнуть и провести физкультминутку.

г) физкультминутка: учитель заранее развесила картинки с изображениями семи чудес света, код которыми находятся конверты. Каждый ученик получает свернутый лист бумаги, на котором написано название чуда света. Поставив на листе свою фамилию, ученик должен отыскать нужную картинку и быстрым шагом подойдя к конверту, вложить свой листок и сесть на свое место. Группа, быстрее всех справившись с заданием, получает приз.

Учитель: Мы размялись и повеселились. Настал черед защиты проектов.

д) защита проектов.

Учитель: Начиная с первой группы, каждая команда раскрывает суть своего задания и приклеивает свою часть паспорта к нужному окошку на ватмане.

д) защита проектов.

оманды по очереди выходят в центр класса, демонстрируя результаты своей деятельности).



Группа 1 «Сады».

Фрукты и цветы... Водопады... Экзотические животные... Сады, растущие на дворце... - Всё это можно было увидеть в Садах Семирамиды.

Географическое положение: На восточном берегу реки Евфрат, около 50 км. от южного Багдада, в Ираке.

Вавилонское королевство процветало под правлением знаменитого короля, Хаммураби (1792-1750 до н. э.). Это произошло только после того, как под правлением Набоплашара (625-605 до н. э.) Ново-Вавилонской династии, Мессопотамской цивилизацией была достигнута окончательная победы. Его сын, Навуходоносор II (604-562 до н. э.) дал деньги на строительство Висячих Садов. Известно, что Сады были построены Навуходоносором для своей жены.

Пока наиболее точные сведения о Садах исходят от Греческих историков как например, Вероссуса и Диодоруса (Сикулис), но описание материала довольно скудное. Планшеты со времени Навуходоносора не имеют хотя бы единственную ссылку на Висячие Сады, хотя описания дворца города Вавилона, и стены обнаруживаются. Даже историки, которые дают подробные описания Зависания Садов никогда видeли их. Современные историки доказывают, что когда солдаты Александра достигли плодородной земли Мессопотамия и увидeли Вавилон, они были поражены. После возврашения на свою износоустойчивой родину, они сообщили о удивительных садах и деревьях в Мессопотамии, о дворце Навуходоносора, о Вавилонской башне и зиккуратах. Это и было воображением поэтов и древних историков, которые смешали все эти рассказы в одно целое, чтобы произвести одно из семи Чудес Света. Это произошло только после того, как двадцатое столетие открыло некоторые тайны, окружающие легенды о Висячих Садах. Археологи все еще борются, чтобы собрать достаточно подтверждений перед достижением конечных выводов о местоположении Садов, их системе орошения, и их истином появлении.

Археология - довольно молодая наука. Она стала бурно развиваться лишь в XIX веке. Долгое время «висячие сады» Семирамиды считались учеными-археологами поэтической выдумкой древних. Легенда, а вслед за ней описания древних историков утверждают, что вавилонский царь Навуходоносор II, живший в VI веке до нашей эры, устроил «висячие сады» для своей любимой жены – персидской царевны, которая тосковала в пыльном и жарком Вавилоне по зеленым холмам своей родины, и что сады эти по красоте не имели себе равных во всем тогдашнем мире. Здесь были собраны растения близких и дальних стран. Ведя многочисленные завоевательные походы, Навуходоносор привозил в Вавилон не только захваченные сокровища, но и экзотические растения. Семь ступенчато поднимающихся терасс, каждая из которых была своеобразным садом, являли собой самый обширный и выдающийся дендрарий древнего мира…

Но мало ли красивых легенд на свете! Ученые не верят легендам, им надо нечто посущественней. По этой причине и столь знаменитая по Священному писанию Вавилонская башня воспринималась ими скорее как исторический миф – до тех пор, пока в самом конце XIX века немецкий археолог Роберт Кольдевей не раскопал ее… Оказывается, Вавилонская башня существовала в действительности – мощный многоярусный зиккурат! А несколько позже все тот же Роберт Кольдевей обнаружил и то, что осталось от чудесных садов. Можно сказать, что он нашел их случайно: в одном из углов огромного дворцового комплекса он наткнулся на каменный фундамент весьма странного строения, объяснить предназначение которого не мог. Кроме того, следует знать, что Вавилон был беден камнем, здесь строили в основном из кирпича.

Перечитав все, какие только возможно, письменные источники по истории Вавилона (древневавилонские клинописные таблички и свидетельства античных авторов), Кольдевей нашел указание на то, что обтесанный камень в Вавилоне использовался при строительстве только двух объектов: из него была возведена северная стена дворца и… «висячие сады» Семирамиды! Но каменную стену он уже обнаружил ранее. Значит, это сады? Продолжая раскопки, Кольдевей обнаружил рядом с фундаментом и источник.

Сенсационное сообщение немецкого археолога о том, что он раскопал в Вавилоне «висячие сады» Семирамиды, наделало в ученом мире много шума. Правда, сразу же объявились оппоненты, утверждавшие, что такого быть не может. Во-первых, потому, что сооружение садов относится ко временам царя Навуходоносора, а Семирамида – легендарная основательница Вавилона – если и вообще существовала когда-нибудь, то жила на много веков раньше; к тому времени, когда, по легенде, были заложены сады, вавилонская история уже насчитывала более трех тысяч лет. И нет никаких сведений о том, что во времена их создания в Вавилоне была еще какая-нибудь царица с тем же именем.

Во-вторых, потому, что в жарком, безводном Вавилоне такие сады вообще невозможны.

В-третьих, если и возможны, то уж никак не во дворце, а уж скорее рядом с Евфратом.

Все эти возражения вполне резонны, и Кольдевею нечего было на них ответить, кроме того, что он что-то раскопал, и это «что-то» было из камня. Всю жизнь он верил и пытался доказать, что нашел именно «висячие сады». Но так ли это, до сих пор остается тайной истории.

Подробные описания Садов исходят из древних Греческих источников, включая сочинения Страбо и Фило Византиума. Вот некоторые отрывки из них:

" Сад - четырехугольный, и каждая сторона его - четыре плетры длиной. Он состоит из дугообразных хранилищ, которые располагаются в в шахматном порядке наподобие кубическим основаниям. Восхождение к самой верхней террасе возможно по лестнице..." " Висящий сад культивировал живые растения в уровень, и корни деревьев расли в верхней террасе а не на земле. Целая масса поддерживается каменными колоннами... Потоки воды, возникающей из надземного потока текут вниз наклонных каналов источников... Эти воды ирриг-т целый сад, насыщающий корни растений и сохраняют целую область влажной. Следовательно трава - вечнозеленая и деревья представляют собой твердые и гибкие ветки с листьями ... Это - произведение искусства и королевской роскоши".

Более последние археологические раскопки в древнем городе Вавилона в Ираке открыли фундаменты дворца. Другие сведения сообщают нам о сводчатом построении с толстыми стенами и хорошим орошением около южного дворца. Группа археологов исследовала область южного дворца и восстановила сводчатое построение Висячих Садов. Тем не менее, Греческий историк Страбо установил, что сады были расположены около Реки Ефрат. Был восстановлен центр дворца и располагавшиеся Сады в этом месте, протягивающейся от реки до Дворца. В реке недавно обнаружили огромные стены 25 м толщиной, чтобы сформировать террасы, описанные Греческими историками.

(Рисунок прикрепляют к доске).
Группа 2. «Зевс».

Географическое положение: Древняя Греция, 5 век до н.э.

Создатель: скульптор Фидий – статуея Зевса в Олимпии.

В Древней Греции место около города Олимпии связывали с мифом о победе Зевса над своим отцом Кроном. В память этой победы, как говорит легенда, великий сын Зевса Геракл создал здесь храм и проводил торжественные, ритуальные, спортивные состязания (Олимпийские игры). Раз в четыре года в середине лета сюда на пять дней съезжались лучшие спортсмены и тысячи зрителей. Чтобы можно было без препятствий доехать до Олимпии, на два месяца прекращались все военные действия. Нарушившие это правило города лишались права участвовать в играх. Перед состязаниями в главном храме Олимпии- храме Зевса- перед его статуей спортсмены и судьи давали богу торжественную клятву бороться и судить честно. В храме приносились благодарственные жертвы, торжественно награждались победители. Перед храмом устанавливали скульптуры наиболее выдающихся спортсменов.

Когда в середине 4 века до н.э. храм в Олимпии был расширен, потребовалось заказать для него соответствующую статую крупного размера. Но никто из живших тогда скульпторов не решился взяться за этот заказ. Все посчитали, что только одному из них - знаменитому Фидию.

Статуя Зевса в Олимпии была высотой 12 метров, а если бы Зевс встал, то высота скульптуры составила 18 метров. Бог восседал на троне, который находился на постаменте высотой несколько метров. Она была выполнена в хризоэлефантинной технике: скульптура, высеченная из дерева, была обложена пластинами слоновой кости (лицо, тело) и золота (волосы, борода, плащ, сандалии, жезл с орлом в левой руке и богиня Ника на ладони правой руки).

Трон Зевса из черного дерева и кайма золотого плаща были украшены орнаментом и драгоценными камнями. Плащ Зевса, ниспадавший большим количеством складок, весил около 200 кг.

Фидий предусмотрел несколько дизайнерских приемов, усиливающих впечатление от статуи. Она стояла в глубине храма, не имевшего окон, освещаясь солнцем, проходившим сквозь мраморную крышу. Мрамор крыши был так тонок, что пропускал золотистый рассеянный свет, падающий на лицо Зевса и подчеркивавший выражение доброжелательности и покоя. Статуя отделялась от зрителей пурпурным занавесом и стояла на черном полу, контрастирующим с золотом и слоновой костью.

Ощущение, охватывавшее зрителей, когда раздвигался занавес и перед ними представал Зевс, передает стихотворение древнегреческого поэта:

Зевс ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,

Или на небо ты сам бога узреть восходил?

Русский искусствовед П.П. Гнедич писал, что «целому ряду поколений истукан казался истинным богом, одного взгляда на него было достаточно, чтобы утолить все горести и страдания».

До наших дней дошли монеты с изображением статуи, ее маленькие копии и отзывы очевидцев. Судя по ним, скульптор использовал новую для античного искусства психологическую трактовку образа Зевса. Зевс у Фидия был не традиционно грозным, всесильным, внушающим страх властителем, а бесконечно мудрым, отечески добрым и снисходительным. Его всепонимающее, всепрощающее, спокойное выражение лица поражало людей и надолго оставалось в памяти.

С именем Фидия связано много легенд. Одна из них гласит, что маэстро получил высокую оценку своего творения из уст самого Зевса. Установив статую в храме и поняв, что создал действительно нечто прекрасное, Фидий тихо спросил: «Доволен ли ты, Зевс?» в ответ он услышал гром, треск, а мелькнувший яркий блеск оставил у подножия статуи дымящуюся трещину. Это было следствием удара молнии, пробившей тонкую крышу храма: Зевс был доволен и выразил это.

Слава Фидия еще больше возросла, но его ждал удар судьбы. Вернувшись после создания Зевса Олимпийского из Олимпии в Афины, Фидий попал в тюрьму. Он был близким другом политика и государственного деятеля Перикла. Враги которого, чтобы ему досадить обвинили Фидия в том, что он украл часть золота, предназначенного для одежд статуи Афины. Фидий предвидел обвинение и сделал такие одежды, что их можно было снять и взвесить. Фидия оправдали, но последовало новое обвинение. Оказывается, на щите Афины среди богов Фидий изобразил себя и Перикла. На этот счет существует три версии: первая - он вернулся в афинскую тюрьму и умер там; вторая- Перикл помог другу бежать из тюрьмы, покинуть Афины, и Фидий, скрывая свое имя и талант, умер на чужбине в безвестности; третья- Фидий был оправдан, но, обидевшись на афинян, принял приглашение Олимпии поселиться в ней, вблизи своего выдающегося творения.

После запрета в 393 году Олимпийских игр как языческого культа, не соответствующего христианскому мировоззрению, спортивные и храмовые сооружения в Олимпии стали разрушаться. Но статуя как величайшая драгоценность, как непревзойденное произведение искусства, творение великого мастера, была спасена. Ее в 475 году перевезли в Константинополь, где она еще много лет украшала дворец императора Византии и в нем погибла от пожара.

Несколько десятков лет назад, проводя раскопки в Олимпии, археологи обнаружили место, которое можно принять за мастерскую художника, где обнаружены инструменты, глиняные, гипсовые, мраморные фрагменты скульптур и маленькая лаковая, черная чашечка с надписью «Фидия».

Учитель: Среди чудес света усыпальница царя Мавсола, давшая миру слово «мавзолей», упоминалась как необыкновенное, невиданное до той поры сооружение – Геликарнасский мавзолей.

Группа 3. «Мавзолей». Мысль построить себе уникальную усыпальницу была навязчивой идеей царя Мавсола, который пригласил архитекторов, одобрил их оригинальный проект, начал строительство, но умер задолго до его окончания. Безутешная царица Артемиссия направила все усилия и все доходы страны на воплощение этого замысла и на увековечение памяти мужа в небывалой постройке. Она решила обеспечить в гробнице место и для себя. Поэтому после сожжения тела царя на погребальном костре она осушила бокал вина с частью его праха и стала как бы временной живой его гробницей.

Именно Артемиссия задумала пригласить для исполнения скульптурного фриза знаменитых скульпторов. Она распределила между ними работу так, чтобы побудить их к столь любимому в Греции соревнованию, рассчитывая, что именно стремление к первенству, а не высокая оплата заставит мастеров отдать работе все силы и умения. Скульпторы Леохар, Скопас, Бриаксис и Тимофей с Праксителем оформляли по одной из четырех стен. Творческое соревнование настолько захватило их, что даже смерть Артемиссии и прекращение финансирования не остановили работу. Скульпторы, видя творение, друг друга, поняли, что создают действительно шедевры скульптуры, и несколько лет трудились бесплатно, завершая работу ради собственной славы, а не для славы своих заказчиков.

Мавзолей простоял восемнадцать столетий, сделался именем нарицательным для сооружений подобного рода, прославил в веках имена заказчиков, архитекторов и скульпторов. Его барельефы стали школой для многих поколений молодых мастеров.

Гробница, поскольку она не являлась языческим храмом, сохранялась много дольше, чем храмы Зевса в Олимпии и Артемиды в Эфесе, дольше, чем все другие чудеса света (исключая пирамиды). Но и она была разрешена, как и большинство «чудес», невежественными захватчиками. В этом случае ими стали крестоносцы. «Христово воинство» в 1402 г. захватило здешние земли и начало строить свою крепость (Святого Петра). Строительным материалом послужили руины Галикарнаса и усыпальница, предварительно разграбленная. Обломками колонн, частями бесцветного фриза выкладывали стены крепости в несколько метров толщиной.

Через сто лет завоевавшие Галикарнас турки превратили крепость крестоносцев в свою (Бодрум) и значительно усилили ее стены, опять используя материал знаменитой усыпальницы.

В середине 19 века путешественники-англичане заметили выступавшие из стены куски мраморных барельефов редкой красоты. Они добились у турецкого правительства разрешения на раскопки и вывоз находок (часть которых пришлось выломать из стен) в Лондон, в Британский музей. Однако основная часть рельефов, все еще заключена в толще стен, турецкой крепости и извлечь, их оттуда - дело следующих поколений.



Учитель: На острове Родос (острове роз) имелись две памятные статуи. Одну из них, появившуюся первой и посвященную богу войны Аресу, население ненавидело. Она явилась побудительной причиной для создания второй, знаменитой на весь мир, посвященной покровителю острова богу солнца Гелиосу.

Группа 4. «Колосс». История появления на острове статуи бога Ареса связана с войной, которую родосцы вели с царицей Галикарнаса Артемиссией. Галикарнас и Родос были соперниками в морской торговле. Если посмотреть на карту, можно увидеть, что оба они располагались на полпути из Египта в Грецию. Вопрос куда зайдут купеческие корабли за водой и продовольствием в обмен на часть товаров, был вопросом процветания города. Разрушение одного из портов означало большую выгоду для другого. Зачинщиками войны явились родосцы, посчитавшие, что смерть царя Мавсола (около 353 г. до н. э.) оставила страну беззащитной, так как безутешная вдова ничем, кроме строительства его гробницы, заниматься не в состоянии.

И Родосские войны, прибывшие на боевых кораблях в Галикарнас, сразу поверили в искреннюю радость встретившего его населения. Воинам не сопротивлялись, наоборот, их всех приглашали на пир в дома галикарнасцев. Оставив корабли, воины разошлись по гостям, где и были перебиты хозяевами, выполнявшими приказ своей коварной царицы. Царица, посадив на Родосские корабли свой военный десант, отправила его на Родос, где появление «своих» не вызывало ничего, кроме радости, до тех пор, пока неожиданно сошедшие с кораблей воины Артемиссии не учинили жестокий разгром города и порта. В память о своей победе Артемиссия повелела установить на острове статую бога войны Ареса.

Родосцы не посмели совершить святотатство - разрушить эту статую, но обнесли ее высокой стеной, скрывшей Ареса от глаз, и постановили больше не воевать никогда, заниматься лишь мирной торговлей. Выдерживая свою мирную политику, они отказались в 305 году до н.э. вступить в войну, которую вели между собой полководцы Александра Македонского после его смерти, вследствие этого отказа Антигон Одноглазый, ставший царем Фригии, послал своего сына Деметрия с войском на Родос, чтобы силой склонить островитян присоединиться к его действиям против царя Египта Птолемея.

Войска Деметрия, прозванного Поликлет, то есть Градоосадитель, были оснащены новейшими изобретениями военной техники: таранами, баллистами и гигантской гелеполой – многоярусной 40 –метровой башней на колесах, приводившейся в движение 3400 воинами. Защищенная броней из шкур животных и щитов, гелепола вплотную подошла к городской стене и пробила в ней брешь.

Оставив штурм на следующий день, Деметрий дал войскам ночной отдых, а жители города за ночь вылили к подножью башни такое количество воды, что размыли глинистую почву, превратив ее в вязкую грязь. Утром обнаружилось, что придвинутая к стене гелепола не только завязла в этой грязи, но и закрыла собой пробитое ранее отверстие. Осада зашла в тупик. Деметрий заключил с родосцами мир и покинул остров, оставив всю боевую технику.

Автором хитроумного плана спасения был инженер Диогнет. Благодарные жители подарили ему по его просьбе гелеполу, и он установил ее на главной площади города с надписью « Диогнет посвящает народу этот дар». Установка данного монумента натолкнула родосцев на мысль заменить его статуей, знаменовавшей собой их победу, статуей покровителя острова Гелиоса.

Автором статуи стал скульптор Харес, ученик знаменитого Лисиппа, украшавшего когда-то храм Артемиды в Эфесе. Гигантскую статую решили отлить из бронзы, а для экономии металла придумали новый способ - сделать ее полой, на каркасе. Предварительно Харес выбрал место, где из земли выступали три каменных столба (скалы из песчаника). Это были точки опоры статуи. Он соединил их железными поперечинами, сделал раму-каркас, чем-то похожую на человеческий скелет, к которому кусок за куском приклепал бронзовое тело колоса.

Чтобы следить за правильностью работы, Харес изготовил копию конструкции в человеческий рост, разделил ее на куски, а каждый кусок увеличил в двадцать раз, полировал и укреплял в нужном месте. По мере роста статуи в высоту вокруг нее делали насыпь и работали на ней. В конце 12- летнего периода строительства из песчаной горы торчали лишь лучи венца. Затем насыпь раскопали, и сверкающая статуя предстала во всей красе. Отражаясь на позолоченном лице, солнце пускало ослепительные снопы света во все стороны. С кораблей в море издали было видно это сияющее лицо.

Статую создал в 293-281 гг. до н. э. скульптор Харес. 36- метровая статуя была выполнена из листов полированной бронзы, укрепленных на железном каркасе. Лицо и венец были покрыты золотом. Статуя располагалась рядом с портом и была повернута лицом к юга - востоку, то есть так, чтобы золотое лицо постоянно освещалось солнцем и ярко блестело. Это позволяют предполагать, что в дневное время она могла служить маяком.

Однако колос - так называли греки все крупные статуи - простоял недолго, всего 56 лет, и был разрушен большим землетрясением в 225 г. до н. э. Немалую роль в разрушении сыграли технические ошибки в расчетах при строительстве.

Несмотря на то, что землетрясение было очень сильным, разрушившим все на Родосе, ученые считают, что колос мог устоять, если бы вместо скал из песчаника опирался на железные стержни, врытые в землю. Скалы оказались хрупкой опорой («глиняными ногами») и треснули от подвижек земли, вызвав наклон и падение статуи.

Но лежащий на земле колос удивлял паломников, с трудом обнимавших его пальцы, забиравшихся внутрь полых кусков, как в пещеры. Колосс пытались реставрировать. По всему греческому миру собирали деньги и металл. Это была первая в истории попытка воссоздать памятник культуры, который стал считаться международным достоянием. Но не нашлось инженера, у которого хватило бы знаний сделать расчеты, гарантировавшие устойчивость статуи.

Возродить колоса в реальности не удалось, но были попытки запечатлеть его в рисунках, часто фантастических, не имевших достоверных подтверждений.

Попыткой напомнить миру о Колоссе Родосском стала знаменитая статуя Свободы, подаренная Францией Соединенным Штатам Америки на столетний юбилей их государства. Статуя Свободы на 10 метров выше, установлена на высоком пьедестале, выполнена из стали, на ее голове - лучистый венец, в руке – факел. В нутрии полой статуи есть лифт, а на голове устроена смотровая площадка. Статуя Свободы установлена у входа в порт Нью-Йорка и поэтому тоже может считаться своеобразным маяком.



Учитель: А теперь предлагаю поговорить о самом большом, изысканном и впечатляющем храме на свете, по словам античных историков, - храме Артемиды в Эфесе.

Группа 5. «Храм».

Древняя Греция это не только города-государства самой Греции, но и организованные ими колонии в других странах. Бедные сельскохозяйственными землями города-полисы не могли прокормить свое растущее расселение, поэтому почти каждый из них искал возможность организовать новое поселение. Так как мореплавание было значительно развито, греческие колонии появились на территории нынешних Италии, Испании, Южной Франции, в Египте и д.р. По образному выражению, «греки осели по берегам Средиземного моря, как лягушки возле пруда». Несмотря на самостоятельную политическую и экономическую жизнь, все поселения, образовывали культурное единое пространство, в котором были общие для всех каноны прекрасного.

Греческими поселенцами в Эфесе были ионийцы, населявшие Аттику и острова Эгейского моря, которые почитали богиню Артемиду. Местное население, с которым смешались колонисты, издавна имело торговые связи с Месопотамией и почитало богиню Иштар (Астарту), могучую воительницу, богиню красоты и любви, от которой зависело плодородие земли и урожай, а значит - богатство и счастье. Богиня Иштар, так же как и Артемида, ведала охотой, и культы двух богинь в Эфесе соединились. Каждый год, в весеннем месяце Артемисионе, горожане устраивали в честь Артемиды праздники, совпадавшие по времени с празднованием возвращения к Иштар ее супруга Думузи из царства мертвых.

В 6 веке до н.э., когда город достиг особого процветания, жители решили возвести покровительнице Артемиде храм, превосходящий величиной все существующие.

Работа была доверена архитектору Херсифрону, проект которого представлял собой классический для греческого храма прямоугольный объем площадью 105 на 51 метров, с двумя портиками, опоясанный двумя рядами колонн. Такой храм называли «диптер», что означало «дважды окрыленный».

Так как в стране были нередки землетрясения, храм решили строить в болотистой долине реки Каистры, а для смягчения возможных колебаний почвы котлован, вырытый под фундамент, заполнили еще и подушкой из шерсти, смешанной с золой. Мрамор для строительства решили купить самый дорогой- с острова Парос. Но пастухи нашли вблизи Эфеса целую мраморную гору, и это посчитали даром самой Артемиды

Храм, который строили 120 лет, получился величественным и прекрасным. Белоснежный мрамор сиял под солнцем, и даже тени светились. Храм имел отличительную особенность - уникальные колонны главного восточного фасада, подаренные городу и храму царем Крезом. Эти колонны были опоясаны у основания скульптурными барельефами в человеческий рост. Барельефы изображали сцены из мифов о богах.

Скульптуры для фронтонов и алтаря заказали прославленным мастерам Фидию, Поликлету и другим выдающимся скульпторам. Вскоре храм и территория возле него наполнились прекрасными произведениями искусства. Иметь в собрании храма свое произведение стало честью для скульпторов.

Восхищение вызывала не только величина и прекрасная архитектура здания, но и обилие скульптур, картин, мозаик внутри и снаружи храма. Можно сказать, что это был один из первых музеев изобразительного искусства.

Храм Артемиды в Эфесе, как и большинство греческих храмов, являлся не только местом поклонения божеству. Это был общественно-политический и экономический центр: место встреч, переговоров, заключение соглашений и сделок, скрепляемых клятвой. Здесь хранились пожертвования сокровища, а также государственная казна, средства и товары частных лиц. Жрецы давали ссуды под проценты, что делает храм и первым в истории банком.

Храм служил убежищем для гонимых, так как на его территории не действовали городские законы и прибегавшие к защите Артемиды обычно властям не выдавали. Храм был госпиталем, где больные ожидали исцеления, а жрецы, помогая богине, лечили их сами.

Храм привлекал в город множество паломников. Строительство храма и потребность в его украшении привели к появлению в городе скульптурных и живописных школ, к расцвету художественных ремесел, что увеличивало славу города и его богатство.

В 356 году до н.э. весь греческий мир потрясен известием о гибели храма. Житель Эфеса Герострат, желая прославить свое имя в веках каким-либо деянием, поджег храм. В течение ночи сгорели деревянные двери и балки крыши, расплавилась золотая и бронзовая утварь, растрескались и обратились в пыль мраморные колонны и стены. Остался лишь фундамент и несколько святынь, вынесенные жителями. После казни Герострата, произносить его имя было, запрещено, но оно все же сохранилось в памяти людей как символ позорной и ложной, «геростратовой», славы.

Жители Эфеса в течение двадцати лет отстроили храм заново. Архитектор Хейрократ сделал его чуть выше, использовав в качестве основы для ступенчатой базы обломки старого храма. Здание стало чуть больше площадью-110* 55м (по другим данным-125*65). Внутри храма архитектор все сделал из мрамора, совершенно исключив дерево. Ему удалось по одной из сохранившихся колонн Креза сделать 36 новых.

Барельефы для них заказали выдающимся скульпторам. Одним из них был прославленный Скопас. В храм вернули старую двухметровую статую Артемиды-Иштар, спасенную из огня, но установили ее в глубине храма, за алтарем. В центре же поставили новую пятиметровую Артемиду, также выполненную из дерева и золота. Внутренность храма украсили скульпторы, стоявшие ранее вокруг него и потому уцелевшие.

В деятельности по отделке знаменитого храма хотел принять участие и сам Александр Македонский, который подошел к стенам Эфеса как раз в то время, когда завершались работы по его восстановлению. Александр предложил пожертвовать в сокровищницу храма драгоценности из своей военной добычи. Взамен он просил жрецов увековечить его имя и щедрость, укрепив на самый красивый храм мира мемориальную доску об этом.

Жрецы отказались, не желая терять независимость. Отказ облекли в дипломатическую форму: «Богу не подобает строить храмы другим богам».

Храм простоял еще 500 лет, был непревзойденным по красоте и во времена римского владычества. Знаменитый римский архитектор Витрувий ставил храм Дианы Эфесской (Диана - римское имя богини Артемиды) по красоте на первое место в мире.

Разрушение храма началось в 3-м веке н.э. Сначала он был разграблен варварами, вторгшимися сюда из глубины Азии. Но их интересовала золотая и серебряная утварь. Прекрасные скульпторы разбили христиане византийцы, когда разрушали все «языческие храмы». Довершили разрушение племена турок, осевших здесь на жительство и использовавших мраморные блоки стен храма для строительства своих лачуг. Остатки здания занесло илом реки Каистры и засосало болото.

100 лет назад английский археолог Джон Вуд отыскал место расположения храма - яму, сохранившую в своей глубине мраморные обломки и остатки шерстяной «подушки» перемешанные с золой. Сейчас рядом поставили мраморную колонну, собранную из остатков тех 127 колонн, которые когда-то окружали храм.



Учитель: Египет обладал двумя из семи чудес света. В эллинистическую эпоху вход в гавань Александрии украсился Фаросским маяком, справедливо считавшимся шедевром античных инженеров.

Группа 6. «Маяк».

Строительство маяка пришлось на годы правления в Египте царя Птолемея Сотера, который был заинтересован в прославлении династии и собственного имени. Он покровительствовал развитию в стране науки, искусства и техники, привлекал в Египет ученых, финансировал строительство и содержание знаменитого Музейона – городка ученых, поэтов и мастеров, пополнение знаменитой Александрийской библиотеки и сооружение маяка.

Однако сооружение маяка являлось не только делом престижа, сколько давно назревшей необходимостью. Александрия была портом мирового значения, единственными морскими воротами Египта, торговавшего со всеми странами Средиземноморья. Она стояла на равнине и не была видна с моря так, как, например, стоявший на горе Галикарнасский мавзолей. Александрийский порт принимал так много кораблей, что они выстраивались в очередь на вход и выход и не всегда успевали сделать это до наступления ночи. Кроме того, маяк оказался не просто портовым сооружением, но военно-стратегическим объектом, охранявшим и защищавшим вход в порт и в страну в целом.

Строительство его велось шесть лет - рекордное для той эпохи время – под руководством архитектора Сократа. По окончании работ он должен был установить на стене маяка мемориальную доску с именем Птолемея, но, желая донести до потомков имя подлинного его строителя, выбил на камне надпись «Сократ, сын Дексифрона из Книда, посвятил богам – спасителям ради мореходов». Надпись эту он закрыл мемориальной доской из штукатурки «под мрамор». Со временем штукатурка осыпалась, обнажив выбитые в камне слова.

Маяк представлял собой трехъярусное сооружение высотой 130 метров.

Первый 70-метровый ярус, облицованный мрамором белого цвета, суживающийся к верху, был ориентирован на четыре стороны света. Он служил крепостью, казармой для солдат, местом, где размещались метательные машины. В подземелье под ним находились склады оружия, продовольствия и большой резервуар для пресной воды.

Верхняя площадка первого яруса служила основанием для восьмигранного второго. Именно на этой площадке стояли фигуры-автоматы и были укреплены часы.

Второй 45 метровый ярус из белоснежного мрамора сиял в солнечный день, резко выделяясь на фоне неба, служа кораблям дополнительным ориентиром.

Третий ярус – круглая башня с колоннами розового гранита вместо стен – была увенчана куполом, на вершине которого стояла бронзовая статуя Посейдона с трезубцем. Она также была автоматом, так как могла «испускать крик», то есть сигнал об опасности, и показывать рукой в направлении приближающегося врага.

На третьем ярусе днем и ночью горел костер. Причем днем его старались сделать дымным. Дым, поднимаясь столбом, увеличивал радиус видимости маяка. Костер окружала система задвижек. Закрывая и открывая свет костра, можно было подавать сигналы кораблям, руководить боем. Ночью система зеркал, увеличивавшая свет, собиравшая его в движущийся луч, могла освещать дорогу кораблю, провожая его в порт.

Техника строительства маяка была уникальной. Из-за небольших размеров острова пришлось отказаться от привычного способа строительства с помощью наружных насыпей, ее сделали внутри сооружения. Пологий пандус, как винтовая лестница, вился по внутренней стене маяка и рос вместе с первым и вторым его ярусами. По этому пандусу ослы и рабы доставляли наверх строительные материалы.

Центральное пространство маяка было полым, но не пустым. В нем висела целая система веревок и канатов, которыми с помощью блоков и воротов, помещенных наверху, поднимали солому и горючее для костра: масло, смолу, нефть. Дерево не использовалось т.к. был дефицитным материалом и использовался для строительства жилья, кораблей, колесниц, мебели, саркофагов и т. д.

Маяк поражал красотой пропорций и техническими новинками оборудования и оформления. Он был снабжен системой металлических зеркал, разработанной самим Архимедом, которые могли многократно усиливать как свет костра, так и свет солнца. Они также собирали солнечный свет в узкий луч, который, по легенде, мог поджечь в море вражеский корабль.

Восторг современников вызывали и служившие украшением здания «живые» скульптуры- первые автоматы, способные делать несложные движения (указывать направление, поворачиваться, издавать звуки), являясь еще и приборами, показывающими силу и направление ветра, волнения на море, положение солнца и луны. Были на маяке солнечные и водяные часы, отбивающие время с помощью колокола.

Существуют различные версии причин гибели Фаросского маяка: по одной из версий он был разрушен страшным землетрясением. По другой причиной всему была жадность и невежество, а также то военно-стратегическое значение, которое имел для Египта маяк. После завоевания страны арабами христианский мир (в лице Византии) вынашивал планы захвата, но этому мешал маяк, стороживший ворота в дельту Нила. Поэтому был пущен слух, что в толще стен маяка спрятаны сокровища Птолемеев. Арабы в поисках сокровищ стали методично разбирать маяк, разрушив при этом систему зеркал Архимеда. Они остановились только на середине первого яруса, узнав о ликовании, которое поднялось в стране христиан то успеха дезинформации.

Остатки сооружения служили маяком еще около 500 лет. Сигналом по-прежнему был костер ночью и столб дыма днем. Затем ярус был окончательно разобран, а фундамент маяка скрыт в недрах новой крепости, в которой остались для использования по назначению и подземные склады, и резервуар для воды.

Но исчезнувшее сооружение оставило миру свое имя. Так как Александрийский маяк был первым в мире, то подобные ему сооружения стали называть так же – « Фарос», по названию острова, во многих языках слово «маяк» звучит как «фарос».

Учитель: Ребята, я предлагаю экскурс в историю древних цивилизаций начать со знакомства с самыми древнейшими и единственными из «семи чудес света», сохранившимися до наших дней - Пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе.

Группа 7. «Пирамида».

Мало найдется в мире памятников исчезнувших цивилизаций, которые были бы столь окутаны тайной и внушали такой священный ужас, как египетские пирамиды Древнего Царства. «Человек страшится времени, а время страшится пирамид», - гласит арабская пословица. Трепет восхищения вызывали эти усыпальницы в форме гигантских кристаллов у древних египтян, и те же чувства испытываем мы сейчас перед ними. Титаническая мощь, грандиозная геометрическая абстракция, навечно воплощенная в камне. Немеркнущее свидетельство величия человеческого гения, создавшего в коллективном труде сотен тысяч людей такие громады. Они воздвигались во славу царей, но в них нашла выражение могучая, хотя, быть может, и бессознательная творческая воля народа.

Культура Древнего Египта тесно связана с миром мертвых, слишком близко подошедшим к миру живых. Египтяне больше думали о смерти, чем о жизни, - может быть, потому, что большую часть времени им приходилось выживать, а не жить на этой благословенной земле вдоль течения великой реки. Жизнь египтянина была подготовкой к загробному существованию, и все его силы были устремлены на то, чтобы обеспечить достойную жизнь души после смерти. Фараоны начинали готовиться к смерти и торжественному погребению, едва взойдя на трон. Предназначение пирамид - быть вечной усыпальницей фараона. На их строительстве использовался труд не только рабов, но и свободных граждан, считавших, что через участие в работах они смогут получить частичку бессмертия богоподобного владыки.

Расположение пирамид на плоской поверхности пустыни относительно друг друга не было случайным. Эта книга, написанная на песке и содержавшая зашифрованные « герметические » знания. Современные ученые только начали расшифровку этой огромной «шпаргалки» египетских жрецов, содержащей информацию астрономического и календарного характера.

Пирамида фараона Хеопса (Хуфу) – до сравнительно недавнего времени была самым большим сооружением на земле, созданная человеческими руками. Высота ее достигала 146,6 м. (из-за разрушения вершины сейчас высота равна 137 м.), а длина каждой стороны – 230 м.. Этот каменный гигант был построен в 28 в. до н. э., строительство заняло около двадцати лет и десять лет шло строительство дорог до каменоломен.

Пирамида сложена из двух миллионов трехсот тысяч огромных известковых глыб, обтесанных и пригнанных друг к другу так, что в щель между ними нельзя воткнуть лезвие ножа, и держались плотно собственной тяжестью. На северной стороне пирамиды находится неприметный вход в тесный, а затем более просторный коридор. Пройдя по ним, можно попасть в маленькую тщательно скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру с гранитным, давно опустошенным саркофагом фараона. По вентиляционной системе в камеру поступал сухой воздух пустыни, который способствовал сохранению мумий фараона.

Первоначально в процессе строительства пирамида представляла собой ступенчатую гору, ярусы которой затем были заложены камнем. Сооружение было облицовано известковыми плитами так, что гробница под лучами солнца и в свете луны ослепительно и загадочно сияла. Вершина пирамиды была покрыта золотом. Кроме пирамиды, внутри которой архитектор устроил две погребальные камеры, заупокойный комплекс включал в себя два больших храма и несколько других помещений, обнесенных общей стеной.

Сын Хеопса Джедефр также пытался возвести себе гробницу, не уступающую отцовской, однако сооружение так и осталось недостроенным, а вот другой приемник Хеопса, Хефрен, стал владельцем почти такой же грандиозной пирамиды.



Учитель: Молодцы, вы успешно справились с поставленными задачами.

ΙΙΙ. Итог занятия.

Учитель: Ребята, о чем мы говорили на занятии и что нового вы узнали?

Ученики: Говорили о семи чудесах света. Узнали об истории его возникновения и открытия.

Учитель: сохранились ли эти изваяния до нашего времени?

Ученики: не все: некоторые совсем стерты с лица земли, от некоторых остались руины, а статуя Хеопса до сих пор восхищает своим великолепием.

ΙV. Рефлексия.

Учитель: Ребята, какое впечатление у вас оставило наше занятие? На столах лежат смайлики трех цветов: синего – ничего не понятно;

зеленого – понятно, но новые знания мне не пригодятся;

желтого – все понятно и новые знания мне пригодятся в будущем.

Поднимите тот из них, который соответствует вашему впечатлению от занятия.



Ученики: выполняют условие, выражающее их впечатление от занятия.

Учитель: Спасибо, вам, ребята за активную работу на мероприятии. Дома с родителями обсудите уникальность чудес света.

Методические советы организаторам: для повышения эффективности воспринимаемой информации можно использовать наглядно-иллюстративный материал: иллюстрации, презентацию о Семи чудесах света. Можно приготовить заранее выставку рисунков или проектов на данную тему.

Методические рекомендации на период ближайшего последействия: учитель в перспективе организуют просмотр документальных фильмов по теме «Семь чудес света».

Литература и источники информации

  1. Прохоров А.М., Абашидзе И.В. и др. Советский энциклопедический словарь – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 1632 с.

  2. http://ru.wikipedia.org/

  3. http://faszinierend.narod.ru/

  4. http://vergesso.ru/

  5. http://parsec.ucoz.com/

  6. http://nsportal.ru/





Смотрите также:
Методическая разработка внеурочного занятия «Семь чудес света»
303.76kb.
1 стр.
Презентация «Семь чудес света»
124.68kb.
1 стр.
Методическая разработка для аудиторного занятия №29-11 по теме: Волновые свойства света. Фотоны
51.57kb.
1 стр.
"Семь чудес света"
11.35kb.
1 стр.
«Семь чудес света»
60.14kb.
1 стр.
Семь чудес Якутии
160.48kb.
1 стр.
Методическая разработка занятия по теме: «История родного края: моя малая Родина деревня Каликино на Борской земле»
78.46kb.
1 стр.
Методическая разработка для аудиторного занятия №28-11 по теме: Геометрическая оптика 2
54.32kb.
1 стр.
«Семь чудес света»
226.56kb.
1 стр.
Конкурс «Конкурс педагогических достижений»
164.77kb.
1 стр.
Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная драматургия» «Увертюра
81.23kb.
1 стр.
«Семь чудес света»
128.15kb.
1 стр.