Главная
страница 1страница 2страница 3 ... страница 5страница 6

При отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации величины прожиточного минимума судебный пристав-исполнитель производит индексацию пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации.

Об индексации алиментов судебный пристав-исполнитель выносит постановление (приложение N 4).

При индексации алиментов судебному приставу-исполнителю в первую очередь необходимо установить величину прожиточного минимума по месту жительства лица, получающего алименты, с даты последнего увеличения прожиточного минимума.

Затем судебный пристав-исполнитель определяет, какому количеству величин прожиточного минимума кратен размер алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме. Получившееся кратное число умножается на величину прожиточного минимума на момент расчета.

В случае, если в исполнительном документе размер алиментов указан пропорционально минимальному размеру оплаты труда, судебному приставу-исполнителю целесообразно разъяснять взыскателю право обращения в судебные органы с заявлением об определении размера алиментов в твердой денежной сумме.

При индексации алиментов, установленных пропорционально минимальному размеру оплаты труда, необходимо применять МРОТ, установленный ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с 1 июня 2011 года - 4 611 руб.), в соответствии с Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2006 года, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2006.

В связи с тем, что индексация алиментов, взысканных в твердой денежной сумме, предусмотрена только пропорционально росту величины прожиточного минимума, судебным приставам-исполнителям необходимо учитывать, что при снижении величины прожиточного минимума индексация не производится.

В связи с ежеквартальным изменением величины прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации, а также в целом по Российской Федерации территориальным органам ФССП России следует ежеквартально получать актуальную информацию о величине прожиточного минимума в информационно-правовых системах или на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстате) и направлять ее в структурные подразделения для использования в работе.


5.3. Порядок расчета размера алиментов (задолженности)

должников-индивидуальных предпринимателей, применяющих

различные системы налогообложения
С учетом положений Налогового кодекса Российской Федерации и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 20.07.2010 N 17-П, расчет алиментов (задолженности) рекомендуем производить с учетом выбранной индивидуальным предпринимателем налоговой базы, исходя из сведений, представленных в налоговой декларации.

В настоящее время налоговым законодательством предусмотрены несколько систем налогообложения индивидуального предпринимателя:

общий режим налогообложения (уплата налога на доходы физических лиц);

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее - ЕСХН);

упрощенная система налогообложения (далее - УСН);

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД).

При расчете размера алиментов (задолженности) должников-индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, судебному приставу-исполнителю следует затребовать у должника налоговую декларацию (форма N 3-НДФЛ) и производить расчет размера алиментов (задолженности) с учетом данных, указанных в декларации.

При определении размера алиментов (задолженности) индивидуального предпринимателя, применяющего ЕСХН либо упрощенную систему налогообложения, судебному приставу-исполнителю следует затребовать у должника книгу доходов и расходов, которую индивидуальный предприниматель должен вести для исчисления налоговой базы по налогу.

При определении размера алиментов (задолженности) индивидуального предпринимателя, применяющего УСН с объектом налогообложения "доходы", также необходимо учитывать понесенные им расходы, непосредственно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и подтвержденные надлежащим образом <*>.

--------------------------------



<*> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2010 N 17-П.
Вместе с тем при УСН с объектом налогообложения "доходы" налог уплачивается со всей суммы дохода (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). Понесенные расходы в таком случае не учитываются при расчете налоговой базы, и подтверждать их налогоплательщик не обязан. Подтверждением понесенных расходов в связи с осуществлением предпринимательской деятельности являются первичные документы, предусмотренные Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - ФЗ "О бухгалтерском учете").

При расчете размера алиментов должников - индивидуальных предпринимателей, применяющих налогообложение в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, судебному приставу-исполнителю рекомендуется затребовать у должника в соответствии с положениями ФЗ "О бухгалтерском учете" первичную финансовую документацию (накладные, счета-фактуры, квитанции, иные бланки строгой отчетности, расходные счета и др.) и произвести расчет задолженности по алиментам с учетом указанных документов.

С целью выявления фактического дохода индивидуального предпринимателя, применяющего УСН с объектом налогообложения "доход" и ЕНВД, судебный пристав-исполнитель может рекомендовать индивидуальным предпринимателям вести книгу доходов и расходов.

При этом во всех указанных случаях порядка расчета размера алиментов (задолженности) для должника - индивидуального предпринимателя судебному приставу-исполнителю необходимо учитывать сумму его дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением той или иной системы налогообложения.

В случае уменьшения суммы дохода индивидуального предпринимателя на величину расходов судебному приставу-исполнителю следует руководствоваться п. 2 ст. 346.5, п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

В случае, если должник не предоставляет соответствующие документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, размер алиментов (задолженность) полагаем возможным определять исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания алиментов (задолженности) в соответствии с п. 4 ст. 113 СК РФ.

При предъявлении судебному приставу-исполнителю декларации о доходах должника - индивидуального предпринимателя в случае увеличения его дохода размер алиментов (задолженности) подлежит перерасчету.
VI. Виды доходов, из которых производится

удержание алиментов


При взыскании задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей, на содержание нетрудоспособных совершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей, супруга (супруги) и других членов семьи для определения видов заработков или доходов, на которые следует обращать взыскание, судебному приставу-исполнителю необходимо руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 841 "О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" (в редакции от 15.08.2008 N 613) (далее - Перечень).

Законодательством также установлены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание (ст. 101 Закона).

Статья 101 Закона устанавливает исчерпывающий перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание.

В соответствии с п. 9 ч. 1 данной статьи Закона не допускается обращение взыскания на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пособия по временной нетрудоспособности.

Вместе с тем Семейным кодексом Российской Федерации регламентируется особый порядок взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей.

В частности, в ст. 82 СК РФ установлено, что виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Перечня, алименты удерживаются в том числе из пособия по безработице только на основании судебного акта о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.

В целях предотвращения обращения взыскания на денежные средства, указанные в ст. 101 Закона, судебному приставу-исполнителю необходимо затребовать и проверять информацию об источниках формирования денежных средств на счетах должника <*>.

--------------------------------

<*> Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.2011 N 49-В11-11.
При удержании алиментов из денежных средств, полученных лицом, имеющим алиментные обязательства, по договору купли-продажи объектов недвижимого и движимого имущества, следует учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации.

С учетом необходимости обеспечения баланса интересов обеих сторон алиментных отношений алименты подлежат удержанию из доходов, полученных их плательщиком только по тем заключенным в соответствии с гражданским законодательством договорам, заключая которые лицо реализует принадлежащие каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности, а также право на труд (ст. 34, ч. 1; ст. 37, ч. 1 Конституции Российской Федерации) <*>.

--------------------------------

<*> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 122-О-О.
Таким образом, не могут взыскиваться алименты с доходов, полученных гражданином вне связи с осуществлением им экономической деятельности, в частности, при разовых сделках по продаже недвижимости (квартиры, земельного участка, садового домика и др.).
VII. Порядок проведения проверок бухгалтерий предприятий

(организаций). Ответственность должностных лиц организаций

(предприятий), имеющих обязанности по исполнению

исполнительных документов о взыскании алиментов


В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" и п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя либо по собственной инициативе имеет право проводить у работодателей проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам в отношении работающих в указанной организации должников.

Взыскатель имеет право подать в службу судебных приставов письменное заявление о проведении проверки правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам о взыскании алиментов.

При этом заявление может быть подано в структурное подразделение судебных приставов, в котором велось (ведется) исполнительное производство о взыскании алиментов, либо в структурное подразделение судебных приставов по месту жительства взыскателя либо по месту нахождения организации, с приложением копии постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (при наличии).

Организация (предприятие), в которую судебный пристав-исполнитель направляет постановление об удержании из заработной платы и иных доходов должника, включается в реестр организаций (предприятий), который ведется в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России (приложение N 5). Соответствующий реестр формируется с использованием ПК ОСП.

По оконченным и неоконченным (при наличии задолженности) исполнительным производствам о взыскании алиментов проверка бухгалтерий организаций (предприятий) проводится не реже одного раза в течение года по инициативе судебного пристава-исполнителя.

При этом проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительному документу судебный пристав-исполнитель должен в обязательном порядке проводить по заявлению либо жалобе взыскателя или в случае непредоставления бухгалтерией организации (предприятия) информации по требованию судебного пристава-исполнителя, направленному в организацию одновременно с копией исполнительного документа и постановлением об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника.

Исполнительные действия, предусмотренные п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона, судебный пристав-исполнитель вправе совершать самостоятельно либо в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 Закона.

В случае, если проверяемая организация располагается на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, то действия по проверке бухгалтерии организации (предприятия) осуществляются самостоятельно путем выезда в организацию (предприятие) и истребования необходимых документов либо направления требования о представлении документов в структурное подразделение территориального органа ФССП России.

При проведении проверки бухгалтерии организации (предприятия) судебный пристав-исполнитель составляет акт проведения проверки правильности удержания и перечисления денежных средств бухгалтерией организации (предприятия) (приложение N 6).

Акт проведения проверки правильности удержания и перечисления денежных средств бухгалтерией организации (предприятия) с документами, подтверждающими правильность (либо допущенные нарушения) удержания и перечисления алиментов, приобщаются к материалам исполнительного производства, в рамках которого организована проверка.

Копия акта проверки бухгалтерии с соответствующими документами подшиваются в наряд "Акты проверок бухгалтерий (организаций), производящих удержание".

При обнаружении в действиях должностных лиц организации (предприятия) нарушений законодательства Российской Федерации судебный пристав-исполнитель решает вопрос о привлечении их к установленной законодательством ответственности.

В случае выявления при проверке бухгалтерии (организации) нарушений трудового (фактов выплаты должнику заработной платы ниже МРОТ в соответствии со ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации) или налогового законодательства (фактов выплаты должнику заработной платы в размере ниже среднеотраслевого уровня), судебный пристав-исполнитель о данных фактах информирует территориальные органы Роструда и ФНС России с приложением документов, подтверждающих выявленные нарушения (приложения N 7, N 8).

При этом начальник отдела - старший судебный пристав организует работу по контролю за исполнением территориальными органами Роструда и ФНС России положений межведомственных соглашений по принятию мер реагирования на полученные от судебных приставов-исполнителей сведения о нарушениях.

При выявлении в ходе проверки бухгалтерии организации (предприятия) фактов нарушения должником законодательства об исполнительном производстве, выразившихся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, судебный пристав-исполнитель составляет в отношении виновного лица протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае установления со стороны руководителя организации (предприятия), производящей удержания, признаков злостного неисполнения, а равно воспрепятствования исполнению вступившего в законную силу судебного акта, судебный пристав-исполнитель составляет рапорт о наличии признаков состава преступления, предусмотренного ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, который с копиями материалов исполнительного производства незамедлительно направляется начальнику отдела - старшему судебному приставу для организации регистрации, проверки и принятия процессуального решения.


VIII. Порядок исчисления исполнительского сбора

по исполнительным производствам о взыскании алиментов


В соответствии с ч. 5 ст. 102 и ч. 4 ст. 112 Закона исполнительский сбор за неуплату алиментов исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

Одновременно с вынесением постановления о расчете задолженности судебный пристав-исполнитель выносит постановление о расчете исполнительского сбора на сумму накопившейся за период с момента вынесения предыдущего постановления задолженности, а также с указанием общей суммы исполнительского сбора (нарастающим итогом).


IX. Розыск должников и их имущества по исполнительным

производствам о взыскании алиментов


В случае отсутствия сведений о местонахождении должника-гражданина и/или его имущества по исполнительным документам о взыскании алиментов судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска выносит постановление о розыске должника и/или его имущества в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 Закона, с указанием исполнительных действий, которые должны быть совершены, и (или) мер принудительного исполнения, которые должны быть применены при розыске должника-гражданина и его имущества (далее - постановление о розыске).

Розыск объявляется по месту исполнения исполнительного документа либо по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или ребенка, местонахождению имущества должника либо месту жительства взыскателя (ч. 2 ст. 65 Закона).

Постановление о розыске утверждается старшим судебным приставом или его заместителем, и не позднее следующего рабочего дня направляется для производства розыска судебному приставу-исполнителю, осуществляющему розыск (далее - судебный пристав-исполнитель по розыску), и подлежит немедленному исполнению.

Копии постановления направляются сторонам исполнительного производства. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника копия постановления направляется по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника.

При наличии соответствующего заявления взыскателя по исполнительным производствам о взыскании алиментов взыскателю (представителю взыскателя) выдается справка о нахождении должника в розыске, а также иные необходимые взыскателю документы для предъявления в орган социальной защиты населения.
X. Организация взаимодействия судебных

приставов-исполнителей и дознавателей при выявлении

преступлений, предусмотренных статьей 157 УК РФ
Дознаватель структурного подразделения в обязательном порядке производит следующие действия:

ведет журнал (либо наряд с реестрами) исполнительных производств, перспективных для возбуждения уголовных дел;

изучает не реже одного раза в неделю исполнительные производства на наличие перспективы возбуждения уголовного дела (изучению подлежат исполнительные производства о взыскании алиментов, по которым от двух месяцев и более не исполняются требования исполнительного документа);

оформляет и представляет проект указаний по изученным исполнительным производствам начальнику отдела - старшему судебному приставу для подписания;

сообщает начальнику отдела - старшему судебному приставу об исполнении либо о неисполнении указаний по перспективным исполнительным производствам;

при необходимости оказывает методическую помощь судебному приставу-исполнителю.

Судебный пристав-исполнитель:

совместно с дознавателем участвует в изучении исполнительных производств на наличие перспективы возбуждения уголовных дел;

объявляет (осуществляет) розыск должника, его имущества;

выносит постановление о принудительном приводе должника, уклоняющегося от явки;

при обнаружении в ходе исполнительного производства признаков состава преступления незамедлительно составляет рапорт начальнику отдела - старшему судебному приставу в порядке ст. 143 УПК РФ.

Начальник отдела - старший судебный пристав:

организует взаимодействие судебных приставов-исполнителей и дознавателей по выявлению исполнительных производств, перспективных для возбуждения уголовных дел;

дает указания по исполнительным производствам, перспективным для возбуждения уголовных дел, и контролирует их исполнение;

обеспечивает незамедлительное приобщение к материалам исполнительного производства процессуальных документов о предупреждении должника об уголовной ответственности, копий постановлений о возбуждении уголовного дела (об отказе в возбуждении уголовного дела, передаче по подследственности), утвержденного обвинительного акта, приговора суда.
XI. Применение мер уголовно-правового воздействия

и полномочий административной юрисдикции к должникам,

не исполняющим требования исполнительных документов

о взыскании алиментов


Статья 157 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

Признак злостности проявляется в том, что виновное лицо:

умышленно не исполняет предписанных решением суда обязательств по выплате алиментов в течение продолжительного времени после предупреждения судебным приставом-исполнителем об уголовной ответственности при наличии у должника реальной возможности выполнить это обязательство (в соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Неисполнение требований судебного пристава-исполнителя также свидетельствует о злостном характере уклонения от уплаты алиментов);

скрывает свои действительные доходы полностью либо в большей части или скрывает имущество, на которые может быть обращено взыскание;

изменяет место жительства, не информируя судебного пристава-исполнителя, вносит недостоверные сведения в анкетные данные;

изменяет место работы без уведомления судебного пристава исполнителя;

не желает трудоустроиться либо встать на учет в центр занятости населения;

представляет ложные сведения о своих доходах и имуществе;

продолжает уклоняться от выполнения обязанности выплачивать средства на содержание детей либо нетрудоспособных родителей, несмотря на привлечение к административной ответственности за неисполнение требований судебного пристава-исполнителя по ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ, за воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя по ст. 17.8 КоАП РФ, непредставление сведений (информации) по ст. 19.7 КоАП РФ, неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

При этом достаточность перечисленных признаков деяния, указывающих на злостный характер уклонения от уплаты алиментов, целесообразно определять во взаимодействии с дознавателем с учетом сложившейся в регионе судебной практики по уголовным делам о злостном уклонении от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

Для установления факта злостного уклонения от уплаты алиментов судебный пристав-исполнитель должен вместе с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства в письменной форме оформить предупреждение должника об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 157 УК РФ, в соответствии с приложениями N 9, 10, при этом осуществлять контроль за исполнением должником возложенных на него обязанностей по выплате алиментов.

В целях закрепления признака злостности по истечении одного месяца с момента возбуждения исполнительного производства судебному приставу-исполнителю целесообразно повторно предупредить должника об уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов.

Для процессуального закрепления факта совершения преступления судебный пристав-исполнитель фиксирует его путем получения объяснения взыскателя.

При получении объяснения от взыскателя судебному приставу-исполнителю необходимо выяснить следующие вопросы: с какого времени должник не выплачивает алименты, известны ли причины неуплаты; известны ли сведения о месте жительства должника, его работы, доходах; оказывал ли должник иную материальную помощь в зачет алиментов и др.


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов
995.27kb.
6 стр.
Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов
995.8kb.
6 стр.
Инструкция по вопросам исполнения на территории Финляндской Республики решений российских судов о взыскании алиментов
56.54kb.
1 стр.
Инструкция по вопросам исполнения на территории Финляндской Республики
48.36kb.
1 стр.
Инструкция по вопросам исполнения на территории Финляндской Республики
53.65kb.
1 стр.
Методические рекомендации по подготовке, выполнению, оформлению и защите
420.57kb.
3 стр.
Методические рекомендации по оформлению документов для получения дубликатов государственных наград РФ и (или) документов к ним
79.61kb.
1 стр.
Методические рекомендации описывают структуру бизнес-плана с кратким изложением основных требований к отражению информации в каждом разделе
280.67kb.
1 стр.
Прокуратура Мари-Турекского района добивается исполнения судебных решений, принятых по искам прокурора
17.2kb.
1 стр.
Методические рекомендации для органов местного самоуправления Московской области «Порядок хранения и формирования архивных документов мест захоронений в Московской области»
325.43kb.
1 стр.
Методические рекомендации по процедуре проведения правовой экспертизы проектов указов Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай об
49.83kb.
1 стр.
Методические рекомендации для специалистов учреждений медико-социальной экспертизы, реабилитации, исполнительных органов Фонда социального страхования, Всероссийского общества слепых
201.35kb.
1 стр.