Главная
страница 1
Урок географии

Учитель: Шацких Наталья Васильевна

Класс: 10
Тема: «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы общества»

Цели:

Образовательная: обобщить и углубить знания по проблемам взаимодействия общества и природы на современном этапе.

Развивающая: сформировать у учащихся представление о сущности и причинах возникновения экологических проблем; прогнозировать направление антропогенного воздействия на природную среду.

Воспитательная: вызвать чувство сопричастности в решении проблем охраны природы.

Учебно-наглядный комплекс: физическая, политическая карта мира, книги из серии: «Сохраним наш мир», плакат: «Земля у нас одна», газеты: «Красная книга планеты», «Редкие и исчезающие растения и животные», таблица: «Источники загрязнения атмосферы», иллюстрации: «Исчезнувшие на планете».

Тип урока


  1. По образовательным целям: урок обобщения и систематизации знаний.

  2. По признаку основного способа проведения: урок - суд.

Методика организации

Учащимся заранее сообщается об уроке, его целях и задачах. На подготовительном этапе идет сбор материала, распределение ролей, учитываются желания участников, даются консультации по изготовлению необходимой наглядности, сбору материала. Перед уроком расставляются парты, стулья для всех участников: отдельно для судьи, Общества, Природы, их защитников, свидетелей. Дети, идя на урок, продумывают стиль одежды. Наглядность в классе развешивается заранее, в центре плакат - «Земля у нас одна».




Ход урока

  1. Организация класса (1 минута).

  2. Вступительное слово учителя (2минуты).

  • Вопросы загрязнения и охраны окружающей среды на сегодняшний момент стоят очень остро, поэтому наш сегодняшний урок мы проводим в нетрадиционной форме как урок – суд. Как вы думаете, в чем преимущество такого урока? (учащиеся отвечают, что урок – суд даст наиболее полную картину взаимоотношений, сложившихся между обществом и природой; озвучить те проблемы, которые касаются всех нас, а также наметить пути их решения; отмечается также, что в такой форме рассуждать интереснее).

III. Выступление учащихся (33 минуты).

Судья: Сегодня мы слушаем дело о загрязнении окружающей среды и экологических проблемах общества. Дело состоит из 2-х частей. В первой – природа обвиняет общество, человека, назначение которого заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания. Во второй части общество рассматривается как сила, способная «из дикой, умирающей природы сделать ее приятной и живой». Своим трудом человек открывает в природе то, что она таила в лоне своем – неведомые ее сокровища. Я призываю высокий суд объективно разобраться в этом деле, выслушать обе стороны, свидетелей и вынести справедливый приговор.

Секретарь: Приглашается Природа.

Природа: Прошло уже около 40 тыс. лет с момента появления человека на Земле. Благодаря научно-техническим достижениям он возомнил себя моим господином. Вольно или невольно стал в своем отношении ко мне применять принцип всех поработителей: «Разделяй и властвуй».

Секретарь: Приглашается Общество.

Общество: Наивысшая организация жизни и существования на Земле – общество. В древние времена, когда человек был собирателем и охотником, он находился в более гармоничном единстве с окружающей природой и полностью зависел от нее. С развитием техники люди становились сильными, даже всемогущими. Они могли покорять и подчинять силы природы во благо себе.

Судья: Теперь послушаем свидетелей и пострадавших. Приглашаю пострадавшую Землю-кормилицу.

Земля: Чтобы прокормиться, одеться человек интенсивно использует земельные ресурсы. Пашни и плантации занимают примерно 1,5млн.га. В результате многих случаев обработки земли почва разрушается, часто ведет к развитию эрозии, заболачиванию, засолению, в засушливых районах – к опустыниванию.

Секретарь: Приглашаются свидетели Земли.

1-й свидетель: Проблема номер один у Земли – эрозия почв. Эрозия лишила плодородия низины Гватемалы, когда-то питавшие процветающую культуру майя, а некогда плодородные земли Северной Африки, на которых выращивали пшеницу и которые были житницей Римской империи, теперь представляют собой по большей частью пустыню. За последние 100 лет подверглись эрозии 480млн. га земли. Первое место по развитию эрозии занимает Китай, больших размеров достигает эрозия в странах Средиземноморья, в Индии, Пакистане, Австралии.

2-й свидетель: Немало земель в настоящее время теряет человек в результате процесса опустынивания. Оно охватило уже более 900 млн.га и угрожает еще 3 млрд. га. Раздвигают свои границы Сахара, Атакама, Намиб, и др. Процесс протекает со скоростью 7 км/час или 6,9 млн. га /год.

3-й свидетель: Человек ежегодно извлекает из земных недр более 100млрд. тонн руд, горючих полезных ископаемых, строительных материалов. Добыча полезных ископаемых приводит к изменению рельефа Земли, образованию котловин, пустот в верхних слоях земной коры. Так, откачка воды из-под города Мехико привела к оседанию грунта на 8 метров. Локальные прогибания земной поверхности известны в Силезском бассейне Польши; в Великобритании, в Германии, в США, Японии и т.д. Наиболее значительное воздействие на земную поверхность оказывает горное производство, особенно при открытом способе разработки. При этом способе добычи выпадает из оборота огромные площади плодородных земель. Подсчитано, что при добыче 1 млн. тн железной руды нарушается 640га земель, марганцевой – до 600га. В районе КМА под карьеры отведены 25000 плодородных земель, а в отвалы здесь ежегодно поступает 70-80 млн. м3 горных пород.
Судья ( обращается к адвокату Природы):

Есть ли факты отрицательного влияния удобрений на здоровье человека?



Адвокат Природы: Повышенное содержание нитритов и нитратов в пищевых продуктах приводит ко многим заболеваниям человека. Прямое отравление поражает более 3-х млн. человек и уносит около 100000 тыс. жизней ежегодно.

Ученые установили, что пестициды, используемые в нашем с/х хозяйстве, подавляет иммунную систему, приводит к заболеванию, которое назвали химическим СПИДом.



Судья: (обращается к адвокату Общества).

Что делает сегодня человек, чтобы предостеречь развитие заболеваний от минеральных удобрений?



Адвокат Общества: В некоторых странах (США, Франция, Германия) уменьшают применение пестицидов или полностью от них отказываются. Важнейший путь спасения природы и людей от отравления видится в замене химической обработки полей биологической защитой. Работы, проведенные в США носят оригинальный и поучительный характер. Одна из фирм создала гранулы хитина из панцирей крабов и креветок, отработанных пищевыми комбинатами. После того, как такие гранулы разбросали на полях, грибки и микробы превратили хитин в ферменты, уничтожающие червеобразные организмы, паразитирующие на корнях растений. Другая американская фирма разработала метод уничтожения вредителей полей с помощью саранчи. Каждую неделю выводили около 40000 особей этих насекомых и заражали их одноклеточной спорой, способной их убивать. После гибели саранчи, ее размалывали, потом распыляли весной на полях. Споры умертвляли новые полчища саранчи. В США насчитывается более 20000 ферм, не применяющих не только пестициды, но и минеральные удобрения. Аналогичные примеры есть и у нас: некоторые хозяйства Краснодарского края и Омской области отказались от применения пестицидов.

Секретарь: Приглашается Атмосфера.

Атмосфера: (вывешивается плакат).

Ежегодно в атмосферу выбрасывается около 200 млн. тонн сернистого газа, 700 млн. тонн окиси углерода, 150 млн. тонн окислов азота, 200 млн. тонн твердых частиц, что составляет в сумме более 1 млрд. тонн вредных веществ. Источниками загрязнений являются:

а/ - продукты сгорания автотранспорта и воздушного флота. В выхлопных газах автомобилей содержится не менее 200 вредных для здоровья компонентов, а реактивный лайнер за час полета сжигает от 6 до 10 тонн кислорода;

б/- промышленные выбросы и коммунально-бытовые отбросы . в результате сжигания минерального топлива каждый год в атмосферу попадает 20 млрд. тонн углерода, сернистого газа – это главный источник кислотных дождей, которые губительно действуют на все живое;



в/ - в результате ядерных взрывов, аварий на АЭС в атмосферу попадают радиоактивные элементы.

Секретарь: Приглашаются свидетели Атмосферы.

1-й свидетель. Наиболее яркий пример негативного воздействия человека на климат Земли – возникновение озоновой дыры над Арктикой и Антарктидой. Озон поглощает ультрафиолетовое излучение, защищает людей, всю биосферу от его губительного действия. Сейчас зафиксировано уменьшение содержания озона в атмосфере более чем на 60%. Исследования установили, что причина возникновения дыры - использование хлорфторуглеводородов, они разрушают озон. Продолжительность их пребывания в атмосфере – 50-200 лет.

2-й свидетель: Парниковый эффект – постепенное потепление климата на планете из-за концентрации в атмосфере метана, диоксина углерода, оксида азота. Средняя температура повысилась на один градус, а в дальнейшем станет еще выше. Это может привести к повышению уровня Мирового океана на 2 метра, что вызовет сложные экологические и социальные экономические последствия.

3-й свидетель. Миллионы тонн диоксидов серы и азота, выбрасываемые в атмосферу, превращают выпадающие дожди в слабый раствор кислоты. Мировой рекорд принадлежит шотландскому городку Питлохри, где 10 апреля 1974 г выпал дождь, похожий на столовый уксус. В 80-х годах в реках и озерах Скандинавии стали гибнуть лосось и форель. В США, Канаде, Западной Европе из-за кислотных дождей стали сохнуть леса. В ФРГ количество пострадавших лесов достигло 50%. Кислота разрушает сооружения из мрамора и известняка. Исторические памятники Греции, Рима, простояв тысячелетия, за последние годы разрушаются прямо на глазах.

4-й свидетель: В настоящее время мощность накопленных запасов ядерного оружия в мире составляет 16-18х 10 9 т., т.е. на каждого жителя планеты приходится более 3,5 тонн тротилового эквивалента. При ядерной войне в атмосферу поступит 9,6х108 тонн аэрозолей, газообразных примесей, из которых 80% проникнет в стратосферу. Наличие в атмосфере дыма ядерных пожаров приведет к резкому уменьшению солнечной радиации, понижению температуры воздуха на планете на 15 градусов. Наступит темнота, изменится глобальная циркуляция воздуха, прекратится процесс фотосинтеза, что приведет к гибели всего живого. Поэтому необходимо уничтожать оружие массового поражения во всем мире, чтобы не допустить гибели всей планеты.

Секретарь: Приглашается пострадавшая Биосфера.

Биосфера: Ежегодно площади лесов уменьшаются на 2%. Скорость уничтожения экваториальных лесов за последние 50 лет составляет 20 га/сутки. По вине человека многие виды растений и животных стали редкими или исчезли совсем.

Секретарь: Приглашается свидетель Биосферы.

Свидетель: По данным Международного Союза Охраны Природы с 1600-го года на земле вымерли 94 вида птиц, 63 вида млекопитающих, под угрозой вымирания находятся тысячи видов животных (данные написаны на доске).

Тур – дикий бык, в 1627 году погиб последний экземпляр; тарпан – европейская степная лошадь, к концу 19 века уничтожена полностью; морская корова – к 1768 году морских коров не стало (показываются иллюстрации). Список можно продолжать. А. Банников так образно охарактеризовал масштабы воздействия человека на природу: «Чтобы поджарить яичницу, нет необходимости поджигать дом. Именно так поступает человек, вырубая на древесину тропические леса, уничтожая целые виды животных».



Секретарь: Приглашается пострадавшая Гидросфера.

Гидросфера: Вода – неоценимое богатство, без нее невозможна жизнь на планете. Физиологическая потребность в воде одного человека за 70 лет составляет 50тонн. В современном городе только на бытовые нужды требуется 300-500 литров на человека. Для физического выживания человеку необходимо 2 литра воды в сутки. Количество ежесуточно расходуемой человечеством пресной воды в настоящее время равно годовой добыче всех полезных ископаемых.

Секретарь: Приглашаются свидетели Гидросферы

Свидетель: Установлено, что источниками загрязнения являются :

а/ - бытовые и промышленные отходы, сбрасываемые в большие и малые водоемы;

б/ - минеральные удобрения и пестициды, смываемые с полей;

в/ - продукты гниения древесины при молевом сплаве леса;

г/ - отходы ГСМ

д/ - нефть, покрывающая ¼ Мирового океана, вследствие потерь при подводной добыче, перевозке и авариях судов (1 тонна нефти растекается на поверхности


12 км2 )

е/ - отходы животноводства. Один свинокомплекс на 108 тыс. голов или комплекс крупного рогатого скота на 35 тыс. голов дает загрязнение, равное отходам крупного города с население в 500 тыс. человек.



Судья: (обращается к адвокату Общества).

Сознает ли общество свои ошибки?



Адвокат Общества: Да, общество признает их. Во многих странах проводят работу по искусственному лесоразведению; для сохранения некоторых видов животных и растений; организованы заповедники, заказники, национальные парки.

Судья: Сущность конфликта человека с природой заключается в Том, что человечество стремится взять от нее значительно больше, чем природа может дать без ущерба для своего здоровья. Окружающая нас природа не только величественна, но и удивительно хрупка и ранима. Для того чтобы понять масштабы наступления Общества на Природу, можно привести следующее сопоставление: биосфера нашей планеты существует 4 млрд. лет. Она начала формироваться с момента образования планеты. Если принять продолжительность жизни одного поколения за 60 лет, то всю историю нашей цивилизации можно вместить в 800 поколений: 600 из них носили звериные шкуры, 100 – владели письменностью, 4 – использовали силу пара, 2 – электричество. И только наше поколение поставило на службу себе авиацию, космонавтику, радио, телевидение, атомную энергию, мощную индустрию. Это значит, что общество одним скачком вышло из равновесия с биосферой; его деятельность стала угрозой существования биосферы. За исторически короткий срок наступления индустриальной эры, начавшейся 300 лет назад, развитие Общества приняло подлинно взрывной характер. Сегодня на каждом из нас лежит огромная ответственность за состояние природы, следовательно, за здоровье и благополучие нынешнего и грядущего поколений.

Общество: Сотни тысячелетий происходило становление человека разумного. Только за последние 20 лет характеризуются тем, что в мировом общественном мнении произошел коренной перелом в понимании необходимости охраны окружающей среды. Если в 1800 году численность населения достигла одного миллиарда, то всего за последующие 100 лет она увеличилась вдвое. Несмотря на одну из самых кровопролитных войн в истории человечества – вторую мировую войну, унесшую 50 миллионов жизней, - рубеж в три миллиарда был достигнут в 1960 году или всего за 30 лет. Через 15 лет население насчитывало 4 млрд., а в настоящее время более 6 млрд., ежегодно увеличиваясь на 75-80 млн. человек. Такое население требует значительного роста производства, потребления продовольствия, растущего потребления минеральных и энергетических ресурсов. Мы хотим хорошо жить, а для этого добывать и перерабатывать огромное количество сырья.

Суд удаляется для принятия решения.

Судья (объявляя решение суда):

Высокий суд признал, что Общество испытывает на себе давление взаимосвязанных проблем. Если эти проблемы достигнут критического уровня то общество может ожидать если не гибель, то очень серьезные потрясения, которые приведут к существенному снижению его численности, качество жизни и уровня потребления. Чтобы не допустить катастрофы требуется:



  1. Повсеместно строить очистные сооружения;

  2. Использовать наиболее безвредные виды топлива, разрабатывать новые;

  3. Переходить к безотходным технологиям;

  4. Рационально размещать предприятия черной, цветной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности;

  5. Переходить к биологическому земледелию, основанному на исключении или значительном сокращении применения минеральных удобрений и пестицидов;

  6. Рационально использовать природные богатства;

  7. Срочно принять меры по предотвращению исчезновения флоры и фауны.

IV. Итог урока (4 минуты):

Учитель: На сегодняшнем уроке мы с вами говорили об уязвимости природы , о необходимости ее беречь и защищать. Сколько бы людей не жило на планете, только от нас зависит ее дальнейший облик. Сегодня все участники за содержательное выступление получают оценки «5».

Домашнее задание: Подумать и ответить письменно, что лично каждый из вас не стал бы делать для планеты Земля. Урок я закончу стихотворением М.Дудина, которое очень точно перекликается с темой нашего урока.

«Как яблоко на блюде

У нас Земля одна

Не торопитесь люди,

Все выскрести до дна.

Не мудрено добраться

До скрытых тайников

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Мы общей жизни зерна

Одной судьбы родня

Нам пировать позорно

В счет будущего дня.

Поймите это, люди

Как собственный приказ

Не то Земли не будет



И каждого из нас».








Смотрите также:
«Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы общества»
111.34kb.
1 стр.
Разработка урока в 10 классе по теме: «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы мира»
71.56kb.
1 стр.
Проблема Загрязнение окружающей среды сернистым газом. Актуальность
64.53kb.
1 стр.
Экологические проблемы: состояние воздушной среды
38.73kb.
1 стр.
Экологические преступления
610.58kb.
4 стр.
Семинар (2 ч) 11 класс глобальные последствия загрязнений окружающей среды
139.76kb.
1 стр.
Программа дисциплины «биоразнообразие и охрана окружающей среды»
779.08kb.
3 стр.
Реферат по биологии на тему: Антропогенное
34.87kb.
1 стр.
Определение загруженности улиц автотранспортом и некоторых параметров окружающей среды, усугубляющих загрязнение
31.16kb.
1 стр.
Проблемы окружающей среды и безопасности Республики Беларусь
70.32kb.
1 стр.
Отчет иншеков Е., директор Учебного центра по энергоменеджменту
1665.59kb.
7 стр.
Диета милосердия буддизм и вегетарианство
1378.34kb.
20 стр.