Главная
страница 1
Средняя общеобразовательная школа №32
с углубленным изучением предметов

План-конспект урока математики 5 класса



по теме: «Обыкновенные дроби»

Составила:


учитель математики, I кв. кат
Н.Ф. Тимерханова

г.Набережные Челны


2005

Цель Ввести понятие доли, обыкновенные дроби; уметь читать и записывать обыкновенные дроби; называть числитель и знаменатель; что они показывают; продолжить работу над вычислительными навыками; учить аккуратности выполнения чертежа, в написании дробей.

Оборудование: кодоскоп, магнитная доска(круги), пирог, цветные карандаши , листы(квадрат), копировальные листы для самостоятельной работы, сигнальные карточки.

Ход урока

I Актуализаөия знаний учащихся

Устный счет(эти знания пригодятся для дальнейшей работы) на кодоскопе №891 и дополнительные задания

1)сколько минут: а)в трети часа; б)в четверти часа; в)в половине часа; г)в десятой доле часа.

2)сколько сантиметров: а)в половине метра; б)в десятой доле метра.

3)сколько грамм а)в пятой доле килограмма; б)в десятой части килограмма.

Учитель: -“Как нашли ? Согласны ли?(то что подчеркнуто )”


II Изучение нового материала.

- Сегодня у нас новая тема “Доли. Обыкновенные дроби.” . Сообщется цель урока. Открыли тетради, пишем число, тему. 22.XII. – Что нибудь говорит? – Самый короткий день в году.

Задачи

а) У Лейсан сегодня день рождения. Мама испекла пирог к приходу гостей и разделила на 8 равные части (пирог разрезан на 8 частей). Как назовем эти равные части ? - Доли.



-Какую часть пирога получит каждый гость?

-1/8 долю пирога;

-Как напишем? У доски пишет один ученик.

б) На магнитной доске круг. –Делим на две равные части? Что проведем?(диаметр ). Как назовем каждую долю? -1/2 или половина.

-На 3 равные, 4 (на 5, на 6) 1/3-треть 1/4-четверть. А если на 5 – «пятереть», «шестереть»?

- В русском языке таких смешных слов нет , поэтому пятая, шестая. (На доске один ученик, учитель на магнитной доске пишут эти доли).

в) №860(на кодоскопе, примеры 5-6 ) Как долю отрезка AB составляет отрезок CD?


А С D B
г) №862 на столах у каждого листы (квадраты) Делим разными способами на 4 доли, показываем половину, четверть. У учителя заготовки.




- (ложная)


- Как образуются доли? –предметы, единицы измерения, целые делим на равные части.

д)№864 Устно, работа по учебнику, чтение долей и видим что можно разделит на доли: 1/7 отрезка ½ яблока, дороги…

На доске ряд чисел: 1/2; 1/3; 1/4; … 1/n .

-если разделить на n доли, то как пишем: (одна энная)

2) а)- Пирог разрезан на 8 долей. За обедом съели 3 доли. Какую долю съели? Как напишем? Какая доля осталась? На доске продолжим ряд:

- Как получается ? – Сумма трех одинаковых долей. Посмотрим на ряд, как назовем эти числа?

- Обыкновенные дроби. – Что такое обыкновенная дробь? – Это доли или сумма одинаковых долей?

Числа, под чертой – знаменатель, над чертой – числитель.

- Что показывает числитель, знаменатель? Пишем в общем виде: , где a – числитель, b –знаменатель. - Как читать? Грамматика – работа по учебнику(страница 196)

б) №870 читают, потом учитель дает ложные и верные ответы, работа сигнальными карточками (указываем числитель и знаменатель) ( -красная, верно, - синяя, неверно)

в) исторические сведения: (1 ученик выступает, стр 246)

С древних времен людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), но и измерять длину, время проданные товары. Не всегда результат измерения или стоимости удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби.

В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в VIII веке) дроби так и назывались – «ломаные числа». У других народов название дроби также связано с глаголами «ломать», «разбивать», «раздроблять».

Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии; его стали использовать и арабы, а от них в XII – XIV веках оно было заимствовано европейцами. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта ; например, числа записывались так: .Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет тому назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский) в 1202 г. Он ввел слово «дробь». Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в XIII веке Максим Плануд – греческий монах, ученый-математик.

1 ученик выступает у доски (в учебнике есть материал,стр. 246): при чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числитель женское рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числитель (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.).

Например: - одна пятая; - две шестых; - семь десятых; - восемьдесят три сто пятьдесят вторых.



III Закрепление знаний.

  1. 865 устно. Задача. 2м 50см - ? см; 250:5=50см

  2. 867 1 ученик у доски по действиям с объяснением 1ч 40мин=100мин 1.100:5=20мин (на математике)

2. 100-20=80мин (осталось)

3. 80:4=20мин (на географии)



IV Физкультминутка. Тик-так, тикают часики (головой), прыг-скок (2 раза) прыгают зайчики, выше (2 раза), тянется цветок, падает (2 раза) лепесток. 1,2 – выше голова, 3,4 – руки выше, 5,6 – тихо сесть, 7,8 – лень отбросим.
Взаимопроверка.(работа на тетради с печатной основой) №107, 108, 109, 110 а,б,в, 112.

1) №107 Что показывает числитель дроби ? (неверный ответ вычеркнуть.)

2) №108. Дана дробь 3/7. Какое утверждение верно? 3-числитель дроби: 3-знаменатель дроби; 7-знаменатель дроби.

3)№109 В футбольной команде 11 человек : 1 вратарь, 4 защитника, 4 полузащитника и 4 нападающих. Какую часть всей команды они составляют?

4)№110 Записать какая доля закрашена?

5)№111 Закрасить карандашами долю фигуры, соответствующую указанной дроби



6)№112 Записать в виде дроби какая часть отрезка выделена жирной линией.




Поменялись тетрадками, оцениваем друг друга.

V. Проверка знаний. Математический диктант(на кодоскопе, самопроверка, ученики работают на листочках).

1)№869 2)№871



I вариант

3)Длина отрезка 15см

Какую долю имеет третья доля?
4) Площадь прямоугольника 30 см2

Чему равна площадь 1/6 прямоугольника


5)Чем являтся в дроби ½

2


II вариант

12см


40 см2

1/8 прямоугольника



1

На кодоскопе ответы, оценивает каждый себя
VI Итог. Оценка. Домашнее задание 23 учить № 900, 901, 907


Смотрите также:
План-конспект урока математики 5 класса по теме: «Обыкновенные дроби»
47.41kb.
1 стр.
Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Обыкновенные дроби»
226.98kb.
1 стр.
План-конспект урока тема урока: «Нахождение числа по его дроби» фио казина Юлия Олеговна
72.5kb.
1 стр.
План-конспект урока по теме: «Логарифмы» в 10 классе Учителя математики Прощаловой Т. В. Тема урока
29.28kb.
1 стр.
Урок по математике в 5-м классе по теме: "Обыкновенные дроби
571.69kb.
7 стр.
Мбоу «Гимназия №33 г. Краснодара»
106.34kb.
1 стр.
Доли. Обыкновенные дроби
72.35kb.
1 стр.
План-конспект открытого урока немецкого языка в 3 классе по теме Учитель: Ендовицкая Л. А. 2012-2013 учебный год
27.97kb.
1 стр.
Урок математики в 6 классе. Тема: Деление обыкновенных дробей
45.98kb.
1 стр.
Конспект урока математики во 2 классе по теме: «Сложение и вычитание
34.64kb.
1 стр.
Конспект урока по курсу «Математика», теме «Десятичные дроби. Проценты»
146.55kb.
1 стр.
Конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» 6 класс Эпиграф урока: «Взлетает пыль и куча пепла- в Земле бушует бот огня » Цель
262.73kb.
1 стр.