Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4


ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТА ГЛУХИХ МОСКВЫ

Утверждено

Президент Федерации Спорта Глухих г.Москвы

______________________________

( Нестеров А. М.)

Программы спортивной подготовки

для детско- юношеских адаптивных отделений и спортивных школ,
ПРОГРАММА

«ТЕННИС АДАПТИВНЫЙ»


Допущено Федеральным агентством

по физической культуре и спорту




2010


Автор-составитель:
Рыбкин А.В. -тренер категории «профи» сертифицированный Федерацией тенниса России
Рецензенты:
Иванова Т.С. – К.п.н, профессор, заведующий кафедрой теории и

методики тенниса Российского государственного университета физической

культуры, спорта и туризма (РГУФК), заслуженный работник физической

культуры Российской Федерации, заслуженный тренер России


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Правовые аспекты создания детско-юношеских спортивно-адаптивных отделений и школ.


В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 329-ФЗ от 04.12.2007 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья должно основываться на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в соответствующих образовательных учреждениях, организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления совместно с общественными объединениями инвалидов должны способствовать интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций, в т.ч. путем создания детско-юношеских спортивно-адаптивных школ и отделений. В учреждениях дополнительного образования детей, осуществляющих учебно-тренировочный процесс с указанным контингентом, рекомендуется предоставлять обучающимся старше 18 лет возможность продолжать спортивную подготовку в данном учреждении независимо от имеющихся результатов выступления. Особенно если в территории отсутствует необходимая инфраструктура спортивных учреждений, где воспитанник мог бы продолжить занятия физической культурой и спортом.


Занятия с детьми и подростками инвалидами по слуху осуществляются в

течение календарного года. В период каникул в рамках спортивной школы, в

установленном порядке, вправе открывать спортивные, спортивно-

оздоровительные лагеря с круглосуточным или дневным пребыванием.

Учебная работа в АДЮСШ ( адаптивная детско-юношеская спортивная школа) должна проводиться на основе данной программы, предназначенной для тренеров-преподавателей, педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и являющейся основным государственным документом, регламентирующим учебно-тренировочную и воспитательную работу, выполнение нормативов по специальной физической, технической и тактической подготовкам.

Учебно-тренировочный процесс предусматривает постепенное повышение

тренировочных и соревновательных нагрузок, решающих задачи, связанные с

укреплением здоровья занимающихся, развития специальных физических

качеств, освоением сложных технических действий, привития любви к

спортивному состязанию и повышение интереса к занятиям теннисом.

Формы учебно-тренировочного процесса проявляются в групповых и

индивидуальных занятиях, теоретической подготовке, медицинском контроле,

учебно-тренировочных сборах и соревнованиях, инструкторской и судейской

практике, медико-воспитательных мероприятиях.

Программа включает в себя разделы, освещающие теоретическую,

физическую, техническую, тактическую, психологическую и соревновательную

деятельности, а также средства и методы подготовки, систему контроля

нормативов и качества выполнения игровых упражнений.

Учебный материал программы изложен в разделах, отражающих тот или

иной вид подготовки теннисистов в соответствии с объемом учебных часов,

планируемых на определенный этап обучения, содержания судейско-

инструкторской практики, перечня основных мероприятий по воспитательной

работе, контрольных нормативов по физической подготовке строго по годам

обучения в соответствии с режимом работы в АДЮСШ.



1.2 Общее положение Сурдлимпийского движения в России
Международная система спорта инвалидов по слуху
В мире с 1924 г. успешно функционирует высоко организованная и обособленная система спорта инвалидов по слуху под руководством Международного комитета спорта глухих (CISS-ICSD).
Система спорта глухих задолго до учреждения Паралимпийского движения в 1966 году и существует вне Паралимпийского движения (спорт инвалидов других категорий).
В 1957 году МКСГ была признана Международным Олимпийским комитетом (МОК), как организация с олимпийским статусом.
В 2001 году Всемирные Летние Игры глухих были переименованы в Сурдлимпийские Игры (Deaflympics)с сохранением нумерации.
В состав МКСГ входят национальные юридически самостоятельные спортивные организации глухих 85 стран мира, объединенные в 4 региональные конфедерации (Европейская, Панамериканская, Африканская и Азиато-Тихоокеанская), и федерации по видам спорта.
Соревнования в каждом виде проводятся по правилам соответствующих международных спортивных федераций (FIFA, FILA, ITF и др.), принятым для здоровых спортсменов. В этом их отличие от Паралимпийских Игр, которые проводятся по специальным правилам, разработанным для определенных категорий инвалидов.
Раз в четыре года под руководством МКСГ проводятся чемпионаты Мира, и под руководством Европейской спортивной организации глухих (EDSO) – чемпионаты Европы.
К участию во всех этих соревнованиях допускаются спортсмены с потерей слуха не менее 55 децибел на лучшее ухо.
Сурдлимпийские Игры (Deaflympics) проходят раз в четыре года по 25 летним и 7 зимним видам спорта.
Сурдлимпийские виды спорта:
Летние: легкая атлетика, бадминтон, боулинг, плавание, борьба вольная и греко-римская, спортивное ориентирование, водное поло, гандбол, футбол мужской и женский, баскетбол, волейбол, пляжный волейбол, настольный теннис, теннис, пулевая стрельба, дзюдо, карате, тхэквондо, велоспорт.
Зимние: лыжные гонки, хоккей, сноуборд, керлинг, слалом, скоростной спуск, фристайл.
Несурдлимпийские виды спорта: шахматы, шашки, легкая атлетика в помещении, кросс, гольф, плавание 25 м., маунтибайк.
В системе спорта глухих культивируется 27 видов спорта, по которым проводятся чемпионаты, первенства и кубки России. Это легкая атлетика, волейбол, пляжный волейбол, баскетбол, борьба вольная и борьба греко-римская, дзюдо, карате, тхэквондо, спортивное ориентирование, футбол, футзал, шахматы, шашки, армрестлинг, лыжные гонки, хоккей, велоспорт, плавание, настольный теннис, бадминтон, теннис, пулевая стрельба, боулинг.
Сурдлимпийский комитет России (СКР) создан 25 октября 2001 г., и в соответствии с «Законом о физической культуре и спорте в РФ» является субъектом спорта в РФ. СКР является полноправным членом Международного спортивного комитета глухих (ICSD) и Европейской спортивной организации глухих (EDSO) и представляет в них весь спорт инвалидов по слуху в РФ.
Каждая Аккредитованная программа должна предоставить для спортсменов возможность круглогодичных тренировок под руководством квалифицированных тренеров в соответствии с требованиями данных Правил. Каждый спортсмен, который принимает участие в соревнованиях или турнирах, обязан пройти программу тренировки по избранному виду спорта.


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Программа предназначена для занятий с инвалидами по слуху с 10 лет. Рекомендуется для занятий с людьми имеющих проблемамы со слухом, позволяет саморазвивать: - быстроту реагирования на сигналы; - точность и координацию движений; - тактические и стратегические способности; - физическую выносливость и психологическую устойчивость; - умение работать над собой, самосовершенствовать свое тело и движения.


Помогает научиться прогнозировать сложные ситуации и правильно принимать в них решения. Воспитывает терпение; разумный риск; умение оценивать свое состояние и состояние партнера; формирует определенные черты характера, необходимые для достижения успехов в игровых видах спорта и в жизни

Способствовать гармоничному, духовному, физическому и психологическому развитию человека, основанному на индивидуальном, целостном и системном подходе к каждому занимающемуся;



    1. Особенности при спортивных занятиях с глухими и слабослышашеми спортсменами.

Результаты проведенных исследований свидетельствуют о следующем:

показатели физического развития глухих 15-летних юношей уступают показателям физического развития слышащих сверстников по всем основным соматометрическим признакам. Уровень их двигательной подготовленности также ниже уровня физической подготовленности 15-летних слышащих сверстников;

физическое развитие глухих 17-летних юношей практически идентично уровню физического развития слышащих юношей, но показатели уровня двигательной подготовленности 17-летних глухих гораздо ниже уровня двигательной подготовленности 17-летних слышащих юношей;

вместе с тем уровень физической подготовленности 15-и 17-летних глухих юношей практически остается неизменным;

Для глухих и слабослышащих школьников характерны следующие разнообразные нарушения в двигательной сфере, которые необходимо учитывать при организации работы:

недостаточно точная координация и неуверенность в движениях;

относительная замедленность овладения двигательными навыками;

трудность сохранения статического и динамического равновесия;

низкий уровень развития ориентировки в пространстве;

низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп - сгибателей и разгибателей);

замедленная скорость обратной реакции;

невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга.

Результаты исследований показывают, что большая часть (от 60 до 86%) глухих и слабослышащих юношей 15-17 лет имеют те или иные нарушения в осанке (сутулость, сколиоз, плоская грудная клетка), ожирения, плоскостопия I и II степени и др.

В материалах научно-практической конференции 1997 г. (под редакцией проф. СП. Евсеева), отмечается, что отставание от нормы в физическом развитии детей с нарушениями слуха составляет: в 1 классе - 62.5%, в 3 классе - 80.5%. По данным Г.А. Ильинской (1988), показатели ЖЕЛ у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха снижены на 200-300 куб.см.; в 7 лет отставание по параметрам ЖЕЛ составляет 23%, в 10 лет - 35% (выводы сделаны при обследовании 223 слабослышащих и 242 слышащих - НИИ дефектологии г. Минска, 1991г.); у 62% слабослышащих детей обнаружены дисфункции вестибулярного аппарата; у многих нарушена деятельность центральной нервной системы, отмечены частые простудные заболевания.



  1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

Для занятий по игровой подготовке необходимо наличие соответствующего материально-технического обеспечения: зала или открытой площадки с размерами игровой части, называемой кортом, – 23,77м x 8,23м (допускается использование площадок укороченного размера для игровой подготовки по правилам мини-тенниса), тренировочная стенка, теннисный инвентарь – мячи, ракетки, специальные имитационные тренажеры для отработки ударных движений.

Место проведения занятий должно быть хорошо освещено и соответствовать установленным нормам, свет должен быть равномерным над всей игровой площадкой, без прямого попадания света в глаза играющих. Пол в спортивном зале и на открытых площадках, используемых для занятий, должен иметь ровное деревянное или специальное покрытие.

Занятия по теннису с детьми и молодёжью рассчитаны на 3 года обучения. Продолжительность занятия и число учащихся в группах соответствует нормативным требованиям. Наполняемость групп первого года обучения не более 8 человек, а старших групп – не более 4 человек, что объясняется особенностями проведения занятий для данной категории спортсменов и требованиями техники безопасности





  1. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Во избежание травматизма при проведении занятий особое внимание уделяется подготовке места проведения занятий и организма обучаемых к выполнению технических действий, требующих высокой координации их исполнения, и дисциплине в группе занимающихся.




  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Основные методы работы.

Учитывая особенности данной группы детей с ограниченными возможностями слуха, следует соблюдать ряд методических принципов, которые, будучи самостоятельными, в то же время в тесной взаимосвязи, позволяющие получить ощутимый положительный эффект применения в тренировочной работе.



Систематичность. Под этим принципом понимается закономерность приоретения и угасания двигательных навыков при организованном тренировочном процессе, с учетом того, что первые функциональные сдвиги появляются через 15-20 дней после начала занятий, а стойкий двигательный навык наступает не раньше, чем через 2-3 месяца. Следует также учитывать и то, что 10-20-дневные перерывы в занятиях приводят к снижению (на 40-80 %) двигательных навыков, приобретенных в ходе занятий. Оптимальным на начальной стадии занятий считается тренировки 3 раза в неделю с равномерным распределением занятий.

Принцип сознательности. Занятия теннисом и другими физическими упражнениями с детьми имеущие ограниченные возможности слуха должны рассматриваться занимающимися как осознанная необходимость, направленная на улучшение здоровья, развитие координации и улучшения эмоциональной составляющей.

Доступность. Этот принцип предусматривает применение таких средств и методов физического воспитания, которые обеспечивают оптимальную доступность упражнений, фукциональность,(уровни проявления силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, координации дижения), а также величины нагрузки и ответной реакции организма на выполненную работу.

Принцип постепенности. В данном случае подразумевается постепенное с доведением до оптимального уровня - усложнения упражнений, увеличение затрат физических сил и нагрузки на органы и системы организма занимающихся.

Принцип однотипности упражнений. Сходность применяемых упражнений способствует формированию и упрочению двигательного навыка. Наряду с этим, применение таких упражнений повышает эмоциональную насыщенность занятий.

Оптимальность. Соблюдение этого принципа предусматривает доступную величину нагрузки, обеспечивающую функциональное развитие систем организма. Наиболее часто степень оптимальности нагрузки определяется по частоте сердечных сокращений, для чего пользуются формулой: ЧСС = ударов в минуту минус количество лет (возраст занимающегося).

Рассеянность нагрузки. Этот принцип предусматривает оптимальное чередование работы различных мышечных групп, что позволяет избежать раннего наступления утомления.

Принцип концентрации нагрузок. Предусматривает сосредоточение средств одной тренирующей направленности на определенных этапах тренировки. Принципиальная новизна идеи этого принципа заключается в создании целенаправленного массированного тренирующего воздействия на конкретные функциональные системы организма с помощью высокого объема специфических нагрузок оптимальной интенсивности. Это приводит к относительно продолжительному нарушению его гомеостаза и повышенному использованию энергоресурсов на обеспечение работы. После снижения концентрации нагрузки в энергообеспечении преобладают пластические процессы и развивается суперкомпенсация затраченной энергии, что приводит к феномену долговременного отставленного тренировочного эффекта.

Текущий адаптационный резерв организма - это запас адаптационной энергии, данный человеку Природой для того, чтобы обеспечить ему возможность временного, но достаточно устойчивого приспособления к экстремальным условиям, требующим от него предельного функционального напряжения. Емкость текущего адаптационного резерва обусловлена как генетическим фактором и функциональным резервом гормональных систем, так и тем абсолютным уровнем адаптационных перестроек, на котором организм уже находится.



Индивидуализация. Реализация этого принципа предусматривает, что закономерности процесса развития человеческого организма носят индивидуальный характер, а следовательно, это должно учитываться в процессе занятий.

Оценка результатов. Говоря о механизме оценки результатов, надо отметить, что оценке подлежит уровень теоретических знаний, технической и физической подготовки. При обучении результат технической подготовки оценивается посредством проведения специальных тестов.

Если оценивается минимальный достигнутый уровень физической подготовки, то устанавливается ряд контрольных упражнений, тестов, оцениваемых в соответствующих единицах (секундах, метрах, количестве раз, или в процентах от исходного уровня).

Высшим спортивным результатом обучения по данной программе является достижение соревновательного уровня подготовки и выполнения спортивных разрядов.
6. КЛАССИФИКАЦИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ

Всех спортсменов с нарушением слуха рекомендуется относить к группе ( III )по степени функциональных возможностей. К группе относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены незначительно, в связи с чем, они нуждаются в относительно меньшей посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях.

Распределение спортсменов на группы в соответствии с функционально-медицинскими классами, установленными международными спортивными организациями инвалидов:
Распределение спортсменов на группы в соответствии с функционально-медицинскими классами, установленными международными спортивными организациями инвалидов.


Наименование международной спортивной организации инвалидов

Группа III

Группа II

Группа I

CP-ISRA

(Международная ассоциация спорта и рекреации лиц с церебральным параличом)



CP7, CP8


CP5,CP6


CP1,CP2,CP3,CP4



IWAS (Международная спортивная ассоциация колясочников и ампутантов), объединившая две международные организации: ISMGF и ISOD

А3,A4,A8,A9,57,58



А6,А7,55, 56



А1,А2,А5,51,52,53,54



IBSA

(международная ассоциация спорта слепых)



B3


B2


B1


CISS

(Международный спортивный комитет глухих)



Слабослышащие,

полная потеря слуха









INAS-FID

(Международная спортивная ассоциация лиц с нарушением интеллекта)



+







SOI

(Международная специальная олимпиада для умственно отсталых лиц)






+



Распределение спортсменов на группы

в соответствии с функционально-медицинскими классами




Наименование

Группа III

Группа II

Группа I



1

Теннис, в т.ч. на колясках


А2,А3,А4,А5,А6,А7, А8,А9, СР7,СР8, INAS-FID, слабослышащие, глухие



А1, III,IV,V, CP5,CP6, SOI,


Игроки “Quad”,

I,II, CP1,CP2, CP3,CP4


Чтобы быть допущенным к соревнованиям на Сурдлимпийских играх, спортсмены с нарушениями слуха должны соответствовать хотя бы минимальным критериям, которые в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) выражаются следующим образом:

- существуют следующие критерии, установленные международной федерацией, которая является то, что участники должны иметь потеря слуха не менее 40 дБ в лучшую уху.

Слуховой аппарат должен быть удален в ходе соревнований, что позволит обеспечить равные условия, удалив все возможности в игре полагаться на слух.

Порог для международных соревнований - 55 дБ в лучшем ухе.



6.2 Требования к спортсменам проходящих спортивную подготовку

Спортсмены, страдающие сурдологическими нарушениями, подразделяются на глухих, слабослышащих и позднооглохших. У позднооглохшего человека сохраняются слуховые образы слов на протяжении длительного времени.

Важной особенностью формирования двигательных навыков у лиц с нарушением слуха является преобладание зрительной формы восприятия, что характерно и для здоровых лиц. Однако частое сочетание расстройства слуха и патологии вестибулярного аппарата приводит к координационным расстройствам в виде нарушения функции равновесия. Для лиц с частичной утратой слуха, особенно позднооглохших, характерно искажение основных локомоций в связи с компенсаторной установкой головы для наилучшего звукового восприятия, что проявляется в виде снижения общей координиции и повышении утомляемости.

При построении педагогического процесса для лиц с сурдологическими нарушениями необходимо учитывать особенности высшей нервной деятельности, а именно - фрагментарность и замедленность слухового восприятия, искаженность и несформированность словесных представлений, гиперактивность и нарушения формирования личности, связанные с сенсорной звуковой депривацией.

Необходимо уделять внимание аспектам врачебного контроля в связи с высоким риском осложнений болезней слухового анализатора (вестибулярные кризы, воспалительные заболевания). Следует также учитывать повышенный риск травматизации из-за ограничения возможностей оперативного контроля текущих событий и снижения скорости сенсорных коррекций у лиц с сурдологическими нарушениями.

Требования к участию лиц, проходящих спортивную подготовку, в соответствии с реализуемой программой спортивной подготовки включают:

- наличие инвалидности или ограниченных возможностей здоровья;

- медицинские показания и рекомендации.




7. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

При организации учебной работы необходимо иметь следующие документы: программа, учебный план, годовой график распределений учебного материала, расписание занятий и т.д.

Каждый тренер -преподователь должен иметь рабочий план, конспекты занятий, вести журнал учёта учебно-тренировочной и воспитательной работы.
Многолетняя подготовка теннисиста – длительный процесс, во время

которого происходит становление спортсмена от новичка до мастера спорта,

входящего в число сильнейших теннисистов мира среди инвалидов по слуху. Весь период подготовки составляет несколько лет и включает в себя этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный и спортивного совершенствования, а также высшего спортивного мастерства.
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (СО)

На спортивно-оздоровительном этапе в спортивные группы могут

приниматься дети инвалиды по слуху имеющие желание заниматься теннисом с разрешения врача.

Цель, задачи преимущественная направленность:

- привлечение детей к систематическим занятиям оздоровительными

физическими упражнениями и теннисом;

- улучшение физического, психического и интеллектуального развития

ребенка, а также укрепление здоровья и обеспечение гармонического развития;

- овладение основными техническими приемами тенниса.

Этот этап работы, продолжительностью до конца года, должен

характеризоваться стабильностью состава занимающихся и высокой

посещаемостью занятий. Не должны остаться без внимания тренера динамика

роста показателей развития физических качеств занимающихся уровень

освоения ими основ гигиены и самоконтроля. Осебенно важна  положительная динамика состояния здоровья занимающихся и

- наличие первичной социализации инвалида.

ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (НП)

На этап начальной подготовки (НП), продолжительностью до трех лет,

зачисляются учащиеся прошедшие тестирование физической подготовленности

и психических свойств личности с выполнением установленных нормативов.

Цель, задачи и преимущественная направленность:

- формирование у детей устойчивого интереса к занятиям теннисом;

- улучшение всесторонней физической подготовленности и укрепление

здоровья занимающихся

- воспитание специальных физических качеств для успешного овладения

техническими действиями;

- обучение основным техническим действиям и тактическим

комбинациям;

- формирование свойств личности и структуры мотивов, необходимых для

достижения высоких результатов в теннисе;

- обучение ведению соревновательной борьбы в тренировочных матчах и

турнирах.
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП (УТ)

Этот этап состоит из двух подэтапов:

- начальной спортивной специализации (1-2 года обучения);

- углубленной спортивной специализации (3-4 года обучения).

Подэтап начальной спортивной специализации формируется на

конкурсной основе из учащихся, прошедших

необходимую подготовку на этапе начальной подготовки и выполнивших

необходимые нормативы по физической, технической, психической и

соревновательной подготовке.

Цель, задачи и преимущественная направленность подэтапа начальной

спортивной специализации:

Повышение разносторонней физической подготовленности, воспитание

физических качеств;

- повышение функциональной подготовленности;

- совершенствование специальной физической подготовленности;

- овладение всеми технико-тактическими действиями на уровне умений и

навыков;

- определение индивидуального стиля ведения игры;

- приобретение соревновательного опыта.

Подэтап углубленной спортивной специализации формируется из

здоровых спортсменов-разрядников, выполнивших контрольно-переводные

нормативы по физической, технической и психологической подготовленностям,

а также имеющие определенные показатели соревновательной деятельности:

объема разносторонности, стабильности и эффективности.

Цель, задачи и преимущественная направленность подэтапа углубленной

спортивной специализации:

- дальнейшее повышение всесторонней физической подготовленности как

основы спортивного совершенствования;

- совершенствование технико-тактических действий, их объема,

разносторонности, стабильности и эффективности;

- накопление соревновательного опыта;

- совершенствование индивидуального стиля игры;

- обучение подготовке к участию в соревнованиях, умению настраиваться

га игру, регулировать эмоциональное состояние перед матчем, в паузах во время

матча;

- овладение инструкторско-судейской практикой;


ЭТАП СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ (СС)

И ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА (ВСМ)

Спортивным организациям, осуществляющим деятельность,

направленную на развитие спорта высших достижений, на этапах спортивного

совершенствования и высшего спортивного мастерства ставятся задачи

привлечения к специализированной спортивной подготовке перспективных

спортсменов, способных достигать результатов членов сборных команд России.

На этом этапе тренируются спортсмены, выполнившие нормативы

мастера спорта и мастера спорта международного класса, членов сборных

команд страны, республик (округов), ДСО и ведомств.

Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:

Основная цель – достижение максимально возможных спортивных

результатов (выигрыш турниров проводимых Сурдлимпийским комитетом России и международных соревнований.)

- дальнейшего совершенствования (поддержания) физической

подготовленности;

- увеличения объема ТТД, разносторонности, стабильности и

эффективности;

- дальнейшее совершенствование своего стиля игры;

- увеличение длительности удержания спортивной формы.

Особое внимание на этом этапе подготовки следует уделять уровню

физического развития и функционального состояния занимающихся. Кроме того, важно строго контролировать выполнение спортсменом тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки, обращая внимание на динамику спортивно-технических показателей и результаты выступлений в соревнованиях.

На этом этапе подготовки занимающимся следует показывать стабильные

результаты выступлений на российских и международных турнирах.

Оценкой работы тренера может служить количество подготовленных

спортсменов, входящих в составы сборных команд России.

В предлагаемой программе изложен учебный материал для групп,

тренирующихся на этапах: начальной подготовки, учебно-тренировочном и

спортивного совершенствования.



8. ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
В основе многолетнего планирования тренировочного процесса

теннисистов лежат основные положения спортивной тренировки, разработанные

советскими и российскими учеными.

Структура тренировки по определению Л.П. Матвеева представляет собой

определенный порядок объединения компонентов (частей, сторон) спортивной

тренировки, их закономерное соотношение друг с другом и общую

последовательность. Она предполагает, прежде всего, существование в

тренировочном процессе относительно обособленных звеньев (отдельных

занятий их частей, этапов, периодов, циклов), которые представляют собой

последовательные фазы, или стадии данного процесса, определенное

взаиморасположение этих звеньев и их временное соотношение. Так, любое

тренировочное занятие состоит из трех частей – подготовительной, основной и

заключительной, - именно в такой последовательности эти части и будут

располагаться. Определенная последовательность и временное соотношение

характеризуют любое звено тренировочного процесса.

Далее структура тренировки характеризуется соотношением элементов

содержания и порядком их изменения в рамках отдельного занятия, этапа,

периода или цикла. Имеется в виду порядок, в котором будут решаться задачи

воспитания силы, быстроты, выносливости в отдельном занятии, в рамках

целого этапа и т.д., или последовательность задач обучения и воспитания

физических качеств во всех звеньях тренировочного процесса и целый ряд иных

проблем, относящихся к содержанию тренировки.

Структура тренировки определяется также соотношением параметров

тренировочной нагрузки (объема и интенсивности) и порядком изменения в

рамках занятий, этапов, периодов и циклов тренировки.

Существуют объективные факторы, обязывающие соблюдать

определенные условия построения тренировки: внешние (экзогенные), к

которым относится все, что касается величины тренировочного и

соревновательного воздействия на спортсмена, условий тренировки и

соревнований, режима дня и т.д.; внутренние (эндогенные), к которым

относятся функциональные свойства спортсмена – восстановительные и

адаптационные.

Спортивная тренировка определяется не сколько внешними и

внутренними факторами, сколько закономерными соотношениями между ними.

Выделяют соотношения между ними:

- тренировочными воздействиями и тренировочными эффектами;

- фазами тренировочного процесса (этапы, периоды) и фазами развития

тренированности. Теннисист должен находиться в состоянии оптимальной

готовности во время основных турниров, а не в подготовительном периоде,

когда проводятся турниры, которые можно рассматривать как контрольно-

подготовительные, и не в переходном, когда основные соревнования уже

сыграны;

- структурой тренировки и структурой тренированности, под которой

понимается определенное соотношение видов тренированности – физической,

технической, психической и тактической, характерное для теннисиста, и уже в

соответствии с этим определяется структура тренировки (общий объем

тренировочной работы, соотношение средств общей и специальной подготовки

и т.п.);

- структурой тренировки и системой четко ранжированных соревнований,

в которых приходится участвовать спортсменам. Одни соревнования должны

быть главными, другие – важными, третьи – контрольно-подготовительными.

Для ведущих игроков страны главными могут быть турниры Сурдлимпийские игры, чемпионаты мира и европы. Для начинающих теннисистов главными могут быть первенство города, округа и т.п. Именно в соответствии со срока главных турниров надлежащим образом строится тренировка, изменяются ее объем, интенсивность, содержание и т.п.; - структурой тренировки и общими условиями жизнедеятельности спортсмена. Режим жизни спортсмена, его местожительство и другие условия жизни следует учитывать при планировании тренировочного процесса.

В основе оперативного, текущего, этапного, многолетнего планирования

лежат закономерности теории спортивной тренировки.

В связи с ними планирование должно быть:

- целенаправленным, что требует четкого определения конечной цели

учебно-спортивной и воспитательной работы;

- перспективным, рассчитанным на несколько лет и включающим в себя

планы занятий, циклов, этапов и т.п., а также различные виды контроля за

выполнением соответствующих планов;

- всесторонним, охватывающим весь комплекс задач, которые необходимо

решать в процессе подготовки;

- конкретным и реальным, что предполагает строгое соответствие

поставленных задач, а значит, средств и методов для их решения, состоянию

занимающегося, возрасту, уровню подготовленности и состоянию условий

тренировки.

Предлагаемые для выполнения тренировочные нагрузки должны быть

четко определены по:

- величине – объему и интенсивности;

- специализированности – 2 специфические и неспецифические нагрузки;

- направленности – за счет каких источников энергии выполняется работа:

аэробных, смешанных аэробно-анаэробных, анаэробно-лактатных, анаэробно-

алактатных, смешанных анаэробных алактатно-лактатных;

- координационной сложности.

При планировании тренировочных нагрузок внимание следует уделять

всем перечисленным параметрам.

При распределении тренировочных нагрузок во времени необходимо

учитывать основные принципы спортивной тренировки:

- направленность к высшим достижениям и углубленная специализация;

- специализированность и единство общей и специальной подготовок;

- непрерывность тренировочного процесса;

- единство постепенности и тенденции к максимальным результатам;

- волнообразность динамики нагрузок;

- цикличность.

Учитывая опыт работы ведущих советских и российских тренеров, а

также опыт работы в странах, спортсмены которых добились высочайших

результатов, оптимальный возраст начала занятий будущих теннисистов можно

считать 6 лет, реже 5. Не исключены варианты как более раннего, так и более

позднего начала. Выполняемая тренировочная нагрузка в течение дня и в

микроцикле (МЦ) не должна превышать допустимых норм.


Требования к структуре, содержанию и объему практических разделов программ спортивной подготовки инвалидов по слуху



№ п.п.

Содержание подготовки

Этапы спортивной подготовки

началь-ной подго-товки


трени-ровоч-ный

спортив-ного совер-шенство-вания

высшего спортив-ного

мастер-ства



1

Общая физическая подготовка

53

16

13

7

2

Специальная физическая подготовка

11

21

15

11

3

Техническая подготовка

19

27

29

30

4

Тактическая подготовка

3

11

20

20

5

Психологическая подготовка

6

6

5

8

6

Теоретическая подготовка

6

3

4

3

7

Контрольные испытания

1

1

1

1

8

Интегральная подготовка (соревнования)

1

3

5

8

9

Восстановительные мероприятия

-

12

8

12

Специальные спортивные нормативы




Наименование этапа

Специальные спортивные нормативы

Этап


начальной подготовки

Посещаемость занятий спортивной подготовки не менее 50%

Освоение приемов самостоятельного подбора и примерки спортивного инвентаря

Самообслуживание снарядов и технических средств подготовки

Овладение основой техники соревновательного упражнения

Наличие динамики основных физических качеств занимающихся (сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация)

Динамика прироста индивидуальных показателей физического развития и (или) основных физических качеств занимающихся и навыков социальной адаптации

Участие в соревнованиях

Освоение теоретической части программы спортивной тренировки

Тренировочный

этап


Посещаемость занятий спортивной подготовки не менее 90%

Динамика спортивно-технических показателей

Динамика прироста индивидуальных показателей физического развития и (или) основных физических качеств занимающихся и навыков социальной адаптации

Участие в соревнованиях не менее 2 раз в год

Теоретические знания адаптивного и сурдлимпийского спорта, спортивной тренировки, гигиены, здоровья человека, антидопингового образования

Выполнение нормы 1 разряда и выше согласно всероссийской классификации

Этап

спортивного совершен-ствования



Освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки

положительная динамика спортивных результатов

в избранной спортивной дисциплине



Уровень освоения основ техники и тактики избранной спортивной дисциплины в соответствии с программой спортивной подготовки

Выполнение нормы КМС и выше согласно всероссийской классификации

Этап высшего спортивного мастерства



выполнение спортсменом объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки

Положительная динамика спортивно-технических показателей

Стабильность высоких результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях среди инвалидов; выполнение нормы МС и выше согласно всероссийской классификации

следующая страница >>
Смотрите также:
Программа «теннис адаптивный»
700.7kb.
4 стр.
Программа дополнительного образования детей «Адаптивный теннис»
520.43kb.
3 стр.
Решение о возрождении Олимпийских игр современности? Пьером де Кубертеном в 1894 г
22.83kb.
1 стр.
Программа «Настольный теннис»
96.9kb.
1 стр.
Как правильно играть в настольный теннис
115.19kb.
1 стр.
Программа дополнительного образования «Настольный теннис». Направленность кружка: физкультурно-спортивная
262.03kb.
1 стр.
Адаптивный пид регулятор с частотным разделением каналов управления и самонастройки
60.97kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Национальные игровые виды» для специальности 050720. 65 «физическая культура»
254.01kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Спортивные игры: волейбол» для специальности 050720. 65 «физическая культура»
487.61kb.
3 стр.
Галина Васильевна Барчукова Учись играть в настольный теннис
603.61kb.
6 стр.
Галина Васильевна Барчукова Учись играть в настольный теннис
659.7kb.
6 стр.
Нейросетевой адаптивный контроллер для задачи управления объектом с неизвестной структурой посредством глобальной обратной связи
59.36kb.
1 стр.